Напоминание

Семейное ансамблевое творчество


Автор: Бакшеева Алла Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦРТ "Созвездие" Приокского района
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Семейное ансамблевое творчество
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества Приокского района

«Созвездие»

Семейное

ансамблевое творчество.

Седьмой год обучения.

6 класс.

Методическая разработка раздела

дополнительной общеразвивающей образовательной программы

по классу фортепиано

«Музыка в семье живёт».

Автор:

Бакшеева Алла Ивановна

педагог дополнительного образования

высшей категории

г. Нижний Новгород

2015г

1. Пояснительная записка.

Дополнительная

общеразвивающая

образовательная

программа

«Музыка

в

семье

живёт»

разработана,

утверждена

и

реализуется

в

музыкальной студии МБУ ДО ЦРТ Приокского района «Созвездие» с 2006

года.

19 мая 2009 года научно-методическим советом ГОУ ДПО НИРО на эту

программу выдано экспертное заключение.

Год обучения: 1 - 8

Возраст обучающихся: с 6 до 14 лет.

Цель дополнительной общеобразовательной программы «Музыка

в семье живёт»:

Создание

единого

образовательно-

воспитательного

пространства

педагога, детей и родителей, в котором эффективно и успешно решаются

вопросы

обучения,

воспитания

и

развития

ребёнка

посредством

музыкального творчества.

Новизна программы: формирование опыта бытового музицирования

как средства возбуждения и стимулирования интереса ученика к занятиям

музыкой,

повышения

мотивации

к

познанию

в

процессе

обучения,

повышения уровня музыкальной культуры общества.

Программа «Музыка в семье живет» опирается на типовую программу

музыкальной

школы

по

классу

специального

инструмента,

сохраняет

исторические

музыкальные

традиции,

учитывает

специфику

учреждения

дополнительного образования.

В программу включены теоретические и практические занятия по

следующим направлениям:

классический репертуар;

джазовый и эстрадный репертуар;

чтение с листа;

подбор по слуху и транспонирование;

пение и аккомпанемент;

техническое развитие;

самостоятельная работа над произведениями для домашнего

музицирования;

ансамблевое музицирование.

Особенности программы:

создание содружества педагога, детей и родителей;

поддержка

семейного

воспитания

детей

через

музыкальное

образование.

Раздел

дополнительной

образовательной

программы

«Ансамблевое

2

музицирование»

является

одним

из

наиболее

важных

разделов.

Игра

в

ансамбле

способствует

развитию

интеллектуального

и

творческого

потенциала партнеров (и детей, и взрослых), развивает эмоциональную сферу

музыкального

восприятия,

обучает

навыкам

аккомпанемента,

повышает

уровень

музыкально-исполнительского

мастерства.

Все

эти

качества

способствуют формированию творчески активной,

всесторонне развитой

личности Педагоги-практики знают, что игра в ансамбле как нельзя лучше

дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, является

незаменимой

с

точки

зрения

выработки

технических

навыков

и

умений,

необходимых для сольного исполнения.

Наиважнейшей задачей успешного обучения и воспитания ученика

является вовлечение семьи в совместную активную деятельность. Семейные

фортепианные ансамбли – это самое яркое, нужное и полезное проявление

совместного

музыкального

творчества.

Специфика

работы

в

классе

фортепиано даёт возможность сочетания индивидуальных и коллективных

форм работы.

Основной

формой

учебно-воспитательной

работы

является

урок.

Получение специальных знаний, навыков и умений на уроке неразрывно

связано с развитием личности и нравственных качеств учащегося. Подход к

каждому ученику – строго индивидуальный.

Нужным

и

полезным

является

присутствие

на

уроках

родителей.

Присутствие на уроках родителей, непосредственное участие в обучающем

процессе, особенно на начальном этапе, наблюдения за общением педагога с

ребёнком, общая заинтересованность одним видом деятельности сплачивает

семью и педагога, поднимает авторитет каждого в глазах друг друга, служит

эмоциональной и духовной близости детей и родителей.

К совместной исполнительской деятельности (и на учебных занятиях, и

на концертах) нужно привлекать всех членов семьи учеников, которые могут

играть на музыкальных инструментах. Это те, которые имеют музыкальное

образование, те, которые обучались самостоятельно или могут обучаться

одновременно со своими детьми и внуками при полной помощи и поддержке

педагога.

В соответствии с учебным планом

учащиеся фортепианного класса

начинают заниматься ансамблем с подготовительного класса.

Значение

ансамблевого

музицирования,

особенно

семейного,

переоценить невозможно. Игра в ансамбле, вначале с педагогом, а затем с

другими учащимися или членами семьи важна для развития музыканта. Она

дает

возможность

ученику

услышать

во

время

исполнения

полное,

гармонически

и

фактурно

богатое

звучание,

добиться

которого

самостоятельно, особенно на первых порах, он ещё не может

.

Возможность

постоянно

слушать

друг

друга,

слить

звучание

одной

партии

с

другой,

достижение

общей

цели,

а

так

же

атмосфера

радости

совместного

творчества,

взаимной

поддержки

воспитывает

чувство

товарищества,

ответственности, а в семейных ансамблях способствует сплочению семьи.

3

Место раздела в дополнительной общеобразовательной программе

«Музыка в семье живёт».

Организация музыкальных интересов учащихся

Беседы о музыке

Игра преподавателя

Слушание музыки на концертах и в записи

Развитие музыкальной грамотности

Подбор по слуху

Чтение с листа

Аккомпанемент

Ансамблевое музицирование

Работа над репертуаром

Развитие технических навыков (упражнения, гаммы, этюды)

Работа над произведениями

Накопление репертуара

Конкурсно - концертная деятельность

Академические концерты. Конкурсы, концертные выступления

Учебно-тематический план седьмого года обучения.

6 класс

Наименование разделов и тем

Общее

количес

тво

часов

Теория

Практика

1.

Организация музыкальных

интересов учащихся

1.1.

1.2.

1.3.

Беседы о музыке

Игра преподавателя

Слушание музыки на концертах и в

записи

2

2

4

2

-

-

-

2

4

2.

Развитие музыкальной грамотности

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

Подбор по слуху

Чтение с листа.

Аккомпанемент

Ансамблевое музицирование

6

4

4

5

1

-

1

-

5

4

3

5

3.

Работа над репертуаром

3.1.

3.2.

3.3.

Развитие

технических

навыков

(упражнения, гаммы, этюды)

Работа над произведениями

Накопление репертуара

14

18

5

2

3

-

12

15

5

4

4.

Конкурсно-концертная деятельность

4.1.

4.2.

Академические концерты.

Конкурсы, концертные выступления

5

3

-

-

5

3

Итого:

72

9

63

2. Цель и задачи раздела.

Цель:

Формирование

навыков

ансамблевого

музицирования

при

активном

включении

членов

семьи

обучающегося

в

совместную

музыкальную

деятельность.

Задачи:

Развить

специфические

способности

музыканта

(музыкальный

слух,

чувство ритма, память, двигательно – моторные навыки);

Приобрести навыки совместного исполнительства;

Расширить музыкальный кругозор с привитием хорошего музыкального

вкуса;

Развить артистизм, навыки публичного выступления и художественно-

творческую активность.

3. Педагогическое обоснование освоения учебного материала

обучающимися.

Одно

из

важнейших

требований

ансамблевой

игры

-

учет

индивидуальных и возрастных особенностей каждого из участников.

Занятия

с

учащимися

седьмого

года

обучения

(6

класс)

очень

интересны, разнообразны по программе. Уже хорошо развито художественно-

образное

мышление,

способность

фантазировать,

воображать,

грамотно

выражать свои мысли и чувства. Включение членов семьи в совместную

музыкальную

деятельность,

создание

благоприятного

психологического

климата

на

учебных

занятиях

способствует

продуктивной

работе

обучающихся.

Фортепианный

ансамбль

развивает

познавательную

активность

учащихся

и

членов

их

семей,

создаёт

условия

для

проявления

самостоятельности, инициативы, творчества.

Анализ психолого-педагогической и музыкально-педагогической

литературы позволяет

убедиться в том, что ансамблевое музицирование

способствует реализации принципов развивающего обучения.

Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим

потенциалом всего комплекса способностей музыканта: музыкального

слуха, памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков;

расширяется

музыкальный

кругозор,

интеллект;

воспитывается

и

5

формируется художественный вкус, понимание стиля, формы,

образа и характера исполняемого произведения.

Фортепианный ансамбль - это, прежде всего, урок общения детей и

взрослых, членов семьи между собой и с педагогом, это урок сотворчества,

совместного мышления, партнёрства, урок, где каждый может проявить

себя.

Одно

из

важнейших

требований

ансамблевой

игры

-

учет

индивидуальных

и

возрастных

особенностей

каждого

из

участников.

Совместное исполнение требует технической подготовки, интеллектуального

уровня

развития

Содержание

изучаемых

произведений

должно

соответствовать

интересам

партнеров

по

ансамблю

-

от

этого

зависит

активность, продуктивность работы.

Педагог должен подбирать доступные для качественного исполнения

произведения,

в

игре

которых

технические

трудности

преодолеваются

сравнительно

легко

и

всё

внимание

направляется

на

художественное

исполнение. Все члены семьи проявляет повышенный интерес к занятиям

тогда,

когда

не

чувствуют

собственной

беспомощности,

а

получают

удовольствие от результатов своей работы.

Игра в ансамбле является прекрасным средством воспитания хорошего

чувства

ритма,

умения

слушать

и

контролировать

свою

игру.

Даёт

возможность

творческого

общения

детей,

воспитывает

чувство

локтя,

взаимопомощи и сопереживания. Необходимость всё время соизмерять своё

исполнение

с

исполнением

партнёра,

внимательное

вслушивание

в

возникающую

звуковую

картину

благотворно

развивают

творческую

инициативу ученика. Игра в ансамбле помогает преодолеть чувство страха,

неуверенности

учащихся

в

публичных

выступлениях.

В

процессе

ансамблевой игры ребенок не чувствует себя одиноким, повышается

его

самооценка, возникает ситуация успеха, повышается авторитет родителей в

глазах ребенка и авторитет ребенка в глазах родителей.

Методические условия,

необходимые для реализации развивающего

потенциала, требуют умелого педагогического руководства, гибкой

репертуарной политики, специфики овладения ансамблевой техникой,

умелой оценочной политики.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

В результате освоения раздела программы обучающиеся

и члены их семей смогут:

Развить

специфические

способности

музыканта

(музыкальный

слух,

чувство ритма, память, двигательно-моторные навыки);

Приобрести навыки совместного исполнительства;

Расширить музыкальный кругозор с привитием хорошего музыкального

вкуса;

6

Развить артистизм, навыки публичного выступления и художественно-

творческую активность.

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по

разделу программы образовательных технологий, методов,

форм организации деятельности обучающих.

Основной формой работы по программе и в данном разделе являются

индивидуальные занятия с обучающимися.

Именно форма индивидуального обучения, сложившаяся в мировой практике

овладения

игрой

на

музыкальных

инструментах,

создает

педагогу

необходимые условия для воспитания каждого ребенка, объективной оценки

его индивидуальных возможностей и музыкально-слуховых способностей.

Концептуальные основы индивидуальной формы обучения: индивидуализм

(«свой

путь»,

«свой

темп»,

«свои

способности»);

постепенность

и

последовательность перехода от элементов к целому, от простого к сложному,

от близкого к далекому.

Многие выдающиеся педагоги-музыканты указывали на необходимость

учить

музыке детей более раннего возраста. Музыкальные способности

выявляются

и

развиваются

постепенно

в

процессе

индивидуального

обучения.

В

процессе

занятий

используются

следующие

методы

и

формы

организации деятельности:

показ

исполнение педагогом

заданного произведения.

Всем известна склонность детей к подражанию. Показ приносит

большую

пользу

и

ученику,

и

педагогу

в

налаживании

необходимых

удобных

игровых

движений,

в

выработке

правильной посадки за инструментом, в умении достичь верного

звукоизвлечения и т.п.;

диалог – педагог-ребенок, ребенок – ребенок, члены семьи;

ознакомление с музыкальными произведениями разных жанров,

стилей и форм с целью расширения кругозора ученика, развития

навыков чтения нот, аккомпанемента;

прослушивание грамзаписей, аудиовидеозаписей

(возможность

услышать

изучаемое

в

исполнении

мастеров

фортепианной школы);

самостоятельное изучение материала – развитие инициативы,

самоконтроля, самоанализа;

мотивирование

к

успешному

изучению

материала

- знание

обеих партий, соревнование;

контрольные формы занятий - прослушивание, концерт;

конкурсные формы занятий;

инновационная форма организации учебной деятельности -

проигрывание партии с компьютером.

7

6. Система знаний и система деятельности.

Игра

на

фортепиано

в

четыре

руки

-

это

вид

совместного

музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном

случае и на любом уровне владения инструментом. Им многие занимаются и

сегодня.

Ансамблевая

игра

представляет

собой

форму

деятельно сти,

открывающую

самые

благоприятные

возможности

для

всестороннего

и

широкого ознакомления с музыкальной литературой.

Перед музыкантом

проходят произведения различных художественных стилей

исторических

эпох.

Ансамблист

находится

в

особо

выгодных

условиях

-

наряду

с

репертуаром,

адресованным собственно роялю,

он может пользоваться

также оперными клавирами,

аранжировками симфонических,

камерно-

инструментальных и вокальных опусов.

С

первых

же

уроков

следует

обращать

внимание

на

динамическое

равновесие,

партнерам

необходимо

чутко

вслушиваться

в

сочетание

горизонтально-мелодического и вертикально-гармонического строения.

Обеспечивая

непрерывное

поступление

свежих

и

разнообразных

впечатлений,

переживаний,

ансамблевое

музицирование

способствует

развитию

«центра

музыкальности

- эмоциональной

отзывчивости»

на

музыку. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений

стимулирует художественное воображение.

Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию и

других

специфических

способностей

учащегося-музыканта:

музыкального

слуха,

ритмического

чувства,

памяти,

двигательно-моторных

(«технических») навыков.

Формирование звуковысотных представлений - первоочередной этап

в слуховом воспитании учащихся. Обучение игре на фортепиано начинается

с донотного периода. Его цель - развитие звуковысотного слуха ученика как

основного вида музыкального слуха. С этой целью большинство педагогов

начинают донотный период с подбора мелодий.

Педагогический опыт показывает, что донотный период тесно связан с

ансамблевым

музицированием

в

дуэте педагог

ученик.

За

счет

насыщенного,

богатого

мелодическими

и

гармоническими

красками

сопровождения исполнение становится более красочным и живым.

Гармонический слух нередко отстает от мелодического.

Учащийся

может свободно обращаться с одноголосием, но, в то же время испытывать

затруднение

со

слуховой

ориентировкой

в

многоголосии

гармонического

склада.

«В интересах развития гармонического слуха музыканта - пишет Л.А.

Баренбойм,

-

необходимо

настойчиво

и

упорно

с

детских

лет

развивать

ц е л о с т н о е

о щ у щ е н и е

м у з ы к а л ь н о й

в е р т и к а л и » .

Н а и б о л е е

сильнодействующим

средством

развития

гармонического

слуха

является

подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям.

Таким

образом,

и

здесь

ансамблевая

форма

игры

оказывается

8

целесообразной и необходимой,

гармоническое сопровождение в данном

случае будет исполнять преподаватель. Это позволит ученику с первых же

уроков участвовать в исполнении многоголосной музыки.

Воспитание полифонического слуха - один из важнейших и наиболее

сложных разделов музыкального воспитания.

Наиболее

эффективный

прием,

который

можно

применить

в

ансамблевой практике - совместное проигрывание на одном или на двух

инструментах полифонического произведения по голосам, по парам голосов.

Таким

образом,

ансамблевая

игра

с

первых

уроков

развивает

умение

слышать полифонию,

дает возможность вслушаться во все составные ее

элементы,

облегчает

ее

воспроизведение,

помогает

ярче

оттенить,

высветлить отдельные элементы звуковых конструкций.

Ансамблевая

игра

обладает

широкими

возможностями

в

развитии

тембро-динамического слуха. Совместно с педагогом ученик ведет поиск

различных

тембровых

красок,

динамических

нюансов,

штриховых

эффектов,

пытаясь

передать

на

фортепиано

насыщенность

звучания

отдельных оркестровых групп.

Итак,

ансамблевое

музицирование

способствует

интенсивному

развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического,

полифонического, тембро-динамического).

Игра

в

ансамбле

позволяет

успешно

вести

работу

по

развитию

ритмического чувства.

«Чувство ровности движения приобретается всякой совместной игрой»

- писал Н.А. Римский-Корсаков в работе «О музыкальном образовании», имея

в

виду

ритмически

дисциплинирующее

воздействие

ансамблевого

музицирования на каждого из партнеров.

Ансамблевая

игра

не

только

дает

педагогу

возможность

диктовать

правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение.

Память - ещё одно качество ансамблевой игры.

Ансамблевое

исполнение

наизусть

способствует

не

механическому

запоминанию, а открывает пути для развития аналитической, логической

памяти.

Ансамблевая

игра

способствует

так

же

развитию двигательно-

моторных способностей учащегося-пианиста. Благодаря привлекательности

ансамблевой

игры,

на

начальном

этапе

более

легко

и

безболезненно

происходит организация игрового аппарата. Учащиеся естественным путем

осваивают основные приемы звукоизвлечения, знакомятся с разными типами

фактуры.

Чтение с листа - умение учащихся и членов их семей самостоятельно

знакомиться с новым произведением. Очень важно чтобы первое знакомство

пробуждало интерес, а не гасило его. Для этого следует развивать навыки

беглого чтения. Следует добиваться длительной концентрации внимания и

плавной

непрерывности

охвата

текста

идущего

несколько

впереди

исполнения.

Партнерами

при

чтении

с

листа

в

четыре

руки

выбираются

по

9

возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой

ситуации

возникает

нечто

вроде

негласного

состязания,

являющегося

стимулом к более основательной и более внимательной игре.

Таким

образом,

рассмотрев

развивающие

возможности

ансамблевой

игры, можно сделать следующие заключения:

раздвигая горизонты познанного учащимися и членами их семьи

в

музыке,

ансамблевое

музицирование

способно

сыграть

активную

роль

в

процессах

становления

и

развития

музыкального сознания, мышления, интеллекта;

особо

важна

роль

ансамблевой

игры

на

начальном

этапе

обучения

-

лучшее

средство

заинтересовать

ребенка,

эмоционально окрасить первоначальный этап, а членов семьи –

п р и о б р е с т и

и л и

в о с с т а н о в и т ь

с в о и

м у з ы к а л ь н ы е

исполнительские способности;

ансамблевое музицирование способствует развитию комплекса

специфиче ских

спо собно стей:

музыкального

с л у х а ,

ритмического чувства, памяти, двигательно-моторных навыков;

ансамблевая игра может быть включена в различные

виды деятельности учащихся в фортепианном классе (чтение с

листа,

подбор

по

слуху).

Это

еще

больше

повышает

ее

развивающий потенциал.

7. Поурочное планирование

заняти

я

Содержание занятия, формы занятия

1

Понятие «Фортепианный дуэт». Анализ формы строения ансамбля.

Чтение с листа нотного текста ансамбля.

Прочтение метро-ритмической записи первой партии.

Прочтение метро- ритмической записи второй партии. Работа над

аппликатурой первой партии.

Работа над аппликатурой второй партии.

Штрихи первой партии.

Штрихи второй партии.

2

Динамические оттенки первой партии.

Динамические оттенки второй партии

Фразировка первой партии.

Фразировка второй партии.

3

Работа над темпом первой партии.

Работа над темпом второй партии.

Исполнение ансамбля наизусть.

Работа в ансамбле: синхронность, штрихи, фразировка, динамика.

Педализация в ансамбле.

10

4

Художественно-образное исполнение ансамбля.

Контрольное исполнение ансамбля.

5

Концертное выступление ансамбля.

Самооценка, самоанализ выступления.

Предлагаемый репертуар для ансамблевого музицирования

Репертуарный список включает произведения всех существующих стилей: от

Баха, Генделя до музыки джазового стиля.

1 класс

1.

Сборник

фортепианных

пьес,

этюдов

и

ансамблей.

ч.

1.

Сост.

С.

Ляховицкая, Л. Баренбойм:

Д. Кабалевский. «Наш край»

В. Моцарт. Тема с вариациями

Русская народная песня «Ходила младёшенька» (обр. П. Чайковского)

Украинская народная песня «Ехал козак за Дунай»

2.

«Брат

и

сестра».

Народные

песни

и

лёгкие

ансамбли.

Вып.

1.

Переложение и обработка С. Кузнецовой:

Американская народная песня

Польская народная песня «На охоту»

Чешская народная песня

3.

Лёгкие пьесы для фортепиано в 4 руки (БЮП). Сост. В. Натансон:

В. Блага. Танец

Грузинская народная песня «Светлячок»

Русская народная песня «Колыбельная»

П. Чайковский. «Мой садик».

2 класс

1.

«Брат и сестра», Лёгкие ансамбли. Вып. 1. Для фортепиано в 4 руки.

Переложение и обработка С. Кузнецовой:

Немецкая народная песня «Соловей и лягушка».

Румынская народная песня «Перед зеркалом».

Украинская народная песня «Ой, в саду, в садочке».

2.

П. Чайковский. 50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки

(по выбору).

3.

Сборник пьес для фортепиано в 4 руки. Сост. Н. Агафонников (по

выбору).

4.

Школа игры на фортепиано. Ред. А. Николаев:

М. Балакирев. «На Волге».

М. Глинка. «Ходит ветер у ворот».

М. Старокадомский. «Любитель рыболов».

П. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица».

3 класс

11

1.

Брат и сестра. Вып. 2. Сост. В. Натансон:

Й. Гайдн. Менуэт быка.

В. Моцарт. Ария Дон-Жуана из оперы «Дон-Жуан».

2.

Брат и сестра. Вып. 3. Сост. В. Натансон:

Ж. Бизе. Болеро из оперы «Кармен».

Э. Григ. «В лесу».

В. Морозов. Танец ласточки из балета «Доктор Айболит».

3.

И. Беркович. Соч. 30. Фортепианные ансамбли (по выбору).

4.

Избранные ансамбли для фортепиано в 4 руки. Вып. 1:

Л. Бетховен. Два немецких танца.

И. Брамс. Колыбельная.

С. Разорёнов. «Птичка».

Д. Шостакович. Колыбельная.

Ф. Шуберт. Экосез, Три вальса.

4 класс

1.

«Слон-бостон» Танцевальные пьесы в 4 руки. Сост. И. Иршаи (по

выбору).

2.

М. Глинка. 24 отрывка из оперы «Иван Сусанин» для фортепиано в 4

руки. Обр. К. Сорокина, В. Белова (по выбору).

3.

А.

Аренский.

Соч.

65.

Для

фортепиано

в

4

руки:

Скерцино,

Прелюдия, Ария.

4.

М. Металлиди. Полька (для фортепиано в 4 руки).

5.

С. Прокофьев. Соч. 64 бис. Сцена

Соч. 78. «Вставайте, люди русские».

Въезд Александра во Псков из кантаты «Александр Невский».

6.

Н. Римский-Корсаков. «Яр-хмель», хор из оперы «Царская невеста».

7.

В. Сибирский. «Весёлый точильщик» (для двух фортепиано в 4 руки).

8.

П. Чайковский. Пять русских народных песен.

9.

«Брат и сестра». Вып. 2. Сост. В. Натансон:

Б. Асафьев. Вальс из балета «Бахчисарайский фонтан».

В. Моцарт. Ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро».

5 класс

1. «Слон-бостон». Танцевальные пьесы для фортепиано в 4 руки. Сост. И.

Иршаи. (по выбору).

2.

А. Бородин. Полька для фортепиано в 4 руки.

3.

И.С. Бах. Рондо из концерта Соль-мажор (для двух фортепиано).

4.

М. Глинка: Вальс-фантазия.

5.

М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (для двух

фортепиано в 8 рук).

6.

М. Глинка. 24 отрывка из оперы «Иван Сусанин» для фортепиано в 4

руки. Обр. К. Сорокина, В. Белова (по выбору).

12

7.

Р. Глиэр. Бравурная музыка из балета «Тарас Бульба» (обр. для двух

фортепиано в 4 руки А. Готлиба).

8.

Э. Григ. Соч. 35. Избранные произведения. Норвежский танец №2.

9.

М. Мусоргский. Гопак для фортепиано в 4 руки.

10.С. Прокофьев. «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта»

(для фортепиано в 4 руки).

11.С. Прокофьев. Соч. 67. Три отрывка из симфонической сказки «Петя и

волк» (обр. для ф-но в 4 руки А. Руббаха).

12.В. Рубин. Опера «Три поросёнка» (обр. для двух фортепиано в 4 руки

В. Пороцкого): Рондо, Кукла Суок, Марш.

13.Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к к/ф «Метель»: Вальс, Марш.

14.Д. Шостакович. Прелюдия. Тарантелла (для фортепиано в 4 руки).

6 класс

1.

А. Аренский. Соч. 34. Шесть детских пьес. Соч. 65. Полонез № 8

(для двух фортепиано в 4 руки).

2.

А. Глазунов. Венгерский танец № 4.

3.

М. Глинка. Первоначальная полька.

4.

Э. Григ. Сюита «Пер Гюнт»: Утор, Смерть Оэе, Танец Анитры, В

пещере горного короля» (для фортепиано в 4 руки).

5.

Б. Тищенко. «Цирк». Сюита для фортепиано в 4 руки (по выбору).

6.

А.

Хачатурян.

Танец

с

саблями

из

балета

«Гаянэ»

(для

двух

фортепиано в 8 рук).

7.

Вальс из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» (переложение для

фортепиано в 4 руки А. Кондратьева).

8.

П. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица» (переложение

для фортепиано в 4 руки А. Зилоти).

9.

Р.

Щедрин.

Кадриль

из

оперы

«Не

только

любовь»

(обр.

для

фортепиано в 4 руки В. Пороцкого).

10.«Слон бостон». Танцевальные пьесы для фортепиано в 4 руки. Сост.

Е. Иршаи (по выбору).

7класс

1.

А. Аренский. Соч. 33: Вальс, Ноктюрн.

2.

И. Брамс. Венгерские танцы. Тетр. 1, 2 (для фортепиано в 4 руки).

3.

В. Гаврилин. Зарисовки (для ф-но в 4 руки) Тетр. 1, 2, 3 (по выбору).

4.

Й.

Гайдн.

Симфонии

(переложения

для

фортепиано

в

4

руки),

отдельные части по выбору.

5.

А. Глазунов. Пиццикато из балета «Раймонда».

6.

М. Глинка. «Камаринская» (переложение для двух фортепиано в 4

руки В. Чернова).

7.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила» (для двух ф-но в 4 руки).

8.

А. Дворжак. Славянские танцы (для фортепиано в 4 руки).

9.

К. Дебюсси. Маленькая сюита, Вальс (для фортепиано в 4 руки).

13

10.

Ф. Мендельсон. Свадебный марш из увертюры «Сон в летнюю ночь»

(для фортепиано в 4 руки).

11.

И.

Стравинский.

Балет

«Петрушка»,

отрывки

по

выбору

(переложение для фортепиано в 4 руки).

12.

А. Хачатурян. Танцы (для фортепиано в 4 руки).

13.

П. Чайковский. Арабский танец, Китайский танец, Трепак - из балета

«Щелкунчик» (для фортепиано в 4 руки).

14.

Б. Тищенко. «Цирк». Сюита для фортепиано в 4 руки (по выбору).

15.

«Слон-бостон». Танцевальные пьесы для фортепиано в 4 руки. Сост.

Е. Иршаи (по выбору).

16.

Д. Шостакович. Вальс (ред. для двух фортепиано в 4 руки)

17.

Концертино (для двух фортепиано в 4 руки).

18.

Праздничная увертюра (для двух фортепиано в 4 руки)

Муниципальное бюджетное учреждение

14

дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества Приокского района

«Созвездие»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ:

«Семейное ансамблевое творчество»

Автор:

Бакшеева Алла Ивановна

педагог дополнительного образования

высшей категории

г. Нижний Новгород

2015г.

Оглавление

15

1.

Введение.

2.

Диагностика уровня знаний, умений и навыков учащейся.

3.

Педагогическая характеристика учащейся.

4.

План урока с хронометражем.

5.

Конспект занятия.

6.

Самоанализ.

7.

Словарь музыкальных терминов.

8.

Список литературы.

1. Введение

16

Основа работы в музыкальной студии - индивидуальное обучение в

классе по специальности. Индивидуальный характер урока дает большую

возможность педагогу и ученику узнать и понять друг друга. Педагог может

лучше учитывать способности и возможности ученика и выбирать методы

работы,

соответствующие

физическим

и

психологическим

особенностям

ученика, его характеру и интересам. Диагностика способностей ученика,

оценка его возможностей, разнообразие методов работы позволяет педагогу

передать ученику нужные знания, развить умения и навыки, создать условия

для универсального развития личности юного музыканта.

Важной составляющей частью становления юного пианиста являются

фортепианные ансамбли. Ансамблевое исполнение развивает ученика, его

технические возможности и художественно – образное мышление. Позволяет

более тщательно поработать только над мелодией или аккомпанементом в

гомофонном складе музыки или над голосами в полифонии. Учит умению

быстро переключаться с мелодии на аккомпанемент и обратно в своей же

партии.

Развивает

чувство

метро

ритма.

Ансамбли

обогащают

знания,

расширяют

репертуар

и

кругозор,

повышают

интеллект

ученика,

воспитывают волю, выдержку, упорство, «чувство локтя» и ответственность

за

единое

дело.

Ритмическая

согласованность,

слаженность

исполнения,

синхронность игры, умение слушать себя и партнёра по ансамблю, единство

темпа,

динамическое

развитие,

создание

образа,

раскрытие

характера

музыкального произведения сильно обогатят ученика, дадут возможность

приобрести

важные,

очень

нужные

навыки

и

умения

для

сольного

исполнения двуручных музыкальных произведений.

Если задачи в процессе обучения игре в ансамбле будут решены, то и

цель будет достигнута, ученик как музыкант хорошо разовьётся, и будет

получать

истинное

удовольствие

от

совместного

творчества

игры

в

ансамбле.

Тип урока: тематическое занятие.

Цель урока:

Научиться технически свободно, художественно - образно и с удовольствием

играть в ансамбле.

Задачи:

1. Образовательные:

Приобрести навыки и умения в исполнении первой и второй партий

ансамбля.

Развить чувство метро – ритма.

Закрепить умение определять характер и образ музыкального

произведения.

Закрепить умение определять средства музыкальной выразительности

17

(Темп, штрихи, регистры клавиатуры, динамику).

2. Развивающие:

Расширить знания музыкальной терминологии.

Развить музыкальную память.

Пробудить художественно- образное мышление.

Развить опорно-двигательную систему учащегося.

Расширить музыкальный кругозор.

3. Воспитательные:

Воспитать умение слушать, воспринимать и оценивать музыку.

Воспитать трудолюбие и самостоятельность.

Воспитать личностные качества, такие как самоконтроль, воля,

выдержка, упорство.

Воспитать чувство товарищества и ответственности за общее дело.

Повысить авторитет одного члена семьи в глазах другого.

Сплотить семью посредством совместной музыкальной творческой

деятельности.

2. Диагностика уровня музыкальных способностей учащейся

Диагностика проводилась на основе результатов оценки знаний, умений

и навыков учащейся по итогам первого полугодия.

Оценка велась по пятибалльной системе:

1

– нет результата

2

– плохо

3

- удовлетворительно

4

- хорошо

5

- отлично

Результаты диагностики отражены в таблице

Ф.И.

учащейся

Результаты на конец первого полугодия

Слух

Ритм

Память

Колденкова Надя

5

5

5

Результаты диагностики показали, что у девочки высокий уровень

музыкальных способностей.

3. Педагогическая характеристика учащейся

Колденкова

Надя,

ученица

6

класса,

12

лет.

Имеет

хорошие

музыкальные

способности.

Девочка

музыкальная,

эмоциональная,

любознательная,

очень

старательная,

трудолюбивая,

общительная.

В

результате работы хорошо развилось художественно - образное мышление. У

18

Нади богатое воображение. Она чутко понимает характер и образ музыки,

знает музыкальную терминологию. Ученице нравится играть в ансамбле с

педагогом,

но

особенно

с

мамой

и

с

папой.

Пианистический

аппарат

свободный,

гибкий,

движения

рук

плавные,

пальцы

цепкие.

подвижные

Занимается Надя с большим интересом и желанием, всегда стремится к

хорошим

результатам.

Успешно

выступает

на

концертах,

фестивалях,

конкурсах одна и вместе со своими родителями.

Мама Елена Евгеньевна и папа Евгений Анатольевич – выпускники

нашей

студии.

Они

принимают

самое

активное

участие

в

совместной

музыкальной творческой деятельности

Семья Колденковых – Лауреаты I степени Всероссийских фестивалей –

конкурсов семейного творчества «Крепкая семья – Крепкая Россия».

4. План урока с хронометражем

1. Проверка домашнего задания.

5 минут

2. Упражнения: 5 минут

Ганона

триоли, репетиции

мажорные дорожки

терции

3. Работа над ансамблями. 33 минуты

И.Корнелюк

Обработка

Колденкова

Е.А.

Новогодний

калейдоскоп, первая партия

И.Корнелюк

Обработка

Колденкова

Е.А.

Новогодний

калейдоскоп, вторая партия

И.Штраус Сказки Венского леса, первая партия

Джопплин Регтайм «Артист эстрады», первая партия

4. Запись домашнего задания 2 минуты

Итого: 45 минут

5. Конспект занятия.

Методы и приёмы, задания

Обоснование применения задания,

методов и приёмов

1

Проверка домашнего задания

устный опрос

прослушивание

совместный анализ

Формирование осознанного

отношения к домашней работе.

2.

Комплекс упражнений для

развития беглости пальцев.

Развитие умений:

быстро поднимать и опускать

округлённые пальцы

играть активными кончиками

пальцев

держать ровную звуковую

19

линию

играть двойными нотами

3.

Работа над ансамблями

незаметно («рука под

рукой») «переливать»

мелодическую линию из

одной руки в другую, делая

при этом crescendo и

diminuendo

на каждую долю менять

следующие по тексту

аккорды

использовать вес руки на

басах – 1 долях такта

рассчитать свою

физическую силу для

извлечения звука от

пианиссимо до фортиссимо

пропеть выразительно

мелодию, проследить за

дыханием

мелодию исполнить более

ярким звуком, а

аккомпанемент играть

тише, уступив первенство

партнёру по ансамблю

развить координацию

движений рук, умение

рассчитать свою физическую

силу

уметь быстро и точно менять

аккорды, развить

координацию пальцев

приобрести навыки нужного

звукоизвлечения

приобрести умение

динамического развития от

пианиссимо до фортиссимо на

протяжении всего ансамбля

приобрести навыки точной

фразировки

приобрести умение быстро

перестроиться с мелодии на

аккомпанемент и обратно в

одной и той же партии

4

Устное обобщение

прорабатываемых проблем.

Запись домашнего

задания.

Формирование навыков осознанной

самостоятельной работы.

6. Самоанализ

Данное

занятие

является

уроком,

на

котором

показана

работа

по

приобретению

знаний, умений и навыков игры в ансамбле свободно и с

удовольствием. Данное занятие в логике раздела является итоговым, одним

из результатов которого стало участие семьи Колденковых в музыкальных

вечерах семейного творчества.

В ходе занятий решались следующие задачи:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Образовательные задачи заключались в приобретении и закреплении

навыков и умений исполнять первую и вторую партии ансамблей, мелодию

20

или аккомпанемент, определять характер и образ музыкальных произведений.

Практическая

работа

учащейся

была

направлена

на

реализацию

развивающих задач: развить чувство метро – ритма, музыкальную память,

умение

думать,

фантазировать,

воображать,

развить

опорно-двигательную

систему.

На уроке решались и воспитательные задачи, такие как умение слушать

педагога,

активно

общаться,

трудиться

с

интересом

и

увлечением,

контролировать

и

оценивать

результаты

своей

работы,

повысить

чувство

ответственности

за

совместное

(ансамблевое)

исполнение

музыкального

произведения.

Структура занятия является традиционной для индивидуального урока

по классу фортепиано.

Составные части не являются изолированными, а связаны между собой

логически в соответствии с целью урока.

Положительные результаты урока обеспечили:

Взаимопонимание и доброжелательные отношения педагога, ученицы и

ее родителей. Большое желание ученицы играть в ансамбле, развить свое

художественно- образное мышление. Частое поощрение ученицы педагогом

за

трудолюбие

и

интерес

к

уроку.

Методы

и

приемы

ведения

урока

способствовали

продуктивной

деятельности

учащейся,

поддерживали

ее

интерес к уроку. Составные части урока не изолированы друг от друга, а

связаны между собой логически и в соответствии с целью урока.

7. Словарь музыкальных терминов.

Термин

Транскрипция

Перевод

1

forte, f

форте

громко

2

piano, p

пиано

тихо

3

legato

легато

связно

4

non legato

нон легато

не связно

5

staccato

стаккато

отрывисто

6

mezzo forte

меццо форте

не очень громко

7

mezzo piano

меццо пиано

не очень тихо

8

crescendo

крещендо

увеличить силу звука

9

diminuendo

диминуэндо

уменьшить силу звука

10

Allegro

Аллегро

скоро

11

Andante

Анданте

спокойно

12

Adagio

Адажио

медленно

13

pianissimo

пианиссимо

очень тихо

21

14

fortissimo

фортиссимо

очень громко

1 . Музыка

разновидность

искусства,

воплощающая

содержание

в

звуковых художественных образах.

2. Фортепиано - струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент.

3 . Клавиатура - совокупность клавиш, расположенных в определенном

порядке.

4. Ансамбль – совместное исполнение пьесы.

5. Гомофония – склад музыки, мелодия и аккомпанемент.

6. Полифония – многоголосие.

7. Регистр - участок звукового диапазона музыкального инструмента.

8. Звук – механические колебания, воспринимаемые ухом.

9. Музыкальный звук - звук, обладающий определенной высотой.

10. Октава - интервал, охватывающий 8 ступеней.

11. Темп - скорость движения.

12. Динамика - сила звука.

13. Штрихи - способы извлечения звуков.

14. Ритм - чередование музыкальных звуков.

15. Мелодия – наиболее выразительный голос в гомофоническом складе

музыки.

16. Аккомпанемент – сопровождение мелодии.

17. Аккорд – созвучие нескольких звуков, взятых одновременно.

18. Бас – нижний звук аккорда.

19. Вальс – танец в размере три четверти.

20. Марш – пьеса четкого ритма, бодрого темпа и характера в размере

две четверти.

21. Аппликатура – распределение пальцев при игре на фортепиано.

8. Литература

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая

психология. - М.,2009г

2. Головинова Г.Н., Карелина С.В. Настольная книга педагога

дополнительного образования. - Изд. «Просвещение» - М., 2010г.

3. Григотьев П.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. -

22

Изд. «Просвещение» - М., 2010г.

4. Гринштейн С. Выдающиеся фортепианные педагоги

x

I

x

века. – М.,

2005г.

5. Должанский А. Краткий музыкальный словарь.- М. , 1996г.

6. Любомудрова Н.А. Педагогический репертуар. Хрестоматия для

фортепиано, 2 класс ДМШ. – М., 1978г.

7. Ляховицкая С. , Баренбойм Л. Сборник фортепианных пьес, этюдов и

ансамблей для начинающих. – М., 1961г.

8. Милич Б. Фортепиано, 2 класс. – М., 1995г.

9. Немов Р.С. Психология.- М., 1990.

10. Немов Р.С. Психология. Книга 2. - М., 2007г.

11. Николаев А. Школа игры на фортепиано, 1-2 классы ДМШ.- М.,

1990г.

11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1953г.

12. Пидкасистый П.И., Портнов М.А. Искусство преподавания.- М.,

1999г.

13. Челышева Т. Музыкальная педагогика и музыкальная психология.– М.,

1993г.

14. Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков.- Л.,

1999г.

23



В раздел образования