Напоминание

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей


Автор: Малинова Наталья Юрьевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО ЦРТ "Созвездие" Приокского района
Населённый пункт: город Нижний Новгород
Наименование материала: Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования
Тема: Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению и использованию индивидуальных образовательных маршрутов для одарённых детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества Приокского района

«Созвездие»

Методические рекомендации

педагогам дополнительного образования

по составлению и использованию индивидуальных

образовательных маршрутов для одарённых детей

(на примере работы с солистами

образцового театра танца «Дебют»)

Автор-составитель:

Малинова Наталья Юрьевна,

заведующая структурным

подразделением вокально-

хореографического искусства,

методист

Нижний Новгород

2017

Актуальность

Целью деятельности нашего учреждения и дополнительного образования в

целом

является

-

создание

условий

для

жизненного

личностного

и

про-

фессионального

самоопределения

обучающихся.

Учреждение

дополнительного

образования имеет огромный потенциал для работы в этом направлении.

Оно

предоставляет

широкий

спектр

видов

творческой

деятельности, среди которых

каждый

обучающийся

может

найти

себе

дело

по

душе,

которое, возможно, в

будущем поможет ему в выборе профессии.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в

том,

чтобы

рассмотреть

и

развить

способности

всех

его

представителей.

К

большому

сожалению,

далеко

не

каждый

человек

способен

реализовать

свои

способности.

Очень важно, что дополнительное образование дает большие возможности

для

развития

детской

одаренности,

ведь,

чем

раньше

у

ребенка

обнаружатся

способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их

развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.

Если

обучающийся,

занимающийся

в

объединении

УДО,

сможет

само-

реализовать

свои

творческие

способности,

то

это

и

будет

являться

одним

из

решающих

факторов,

способствующих

его

личностному,

жизненному

и

про-

фессиональному самоопределению.

Поиски

в

направлении

разработки

индивидуальных

форм

организации

обучения

ведутся

многими

специалистами

в

разных

странах. Большинство

за рубе жн ы х

и с с л ед о ват е л е й

с к л о н я ют с я

к

тому,

ч то

п р е д е л ь н о

индивидуализировать

учебную

деятельность

ребенка

можно

только

одним

способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные

маршруты) для каждого ученика исходя из его индивидуальных возможностей и

о собенно стей. Для

развития

одаренности

обучающегося

необходимы

индивидуальные

формы

обучения,

особенно

для

работы

с

солистами,

если

рассматривать хореографические творческие объединения.

Индивидуальный

образовательный

маршрут

- это

образовательная

программа,

предназначенная

для

обучения

одного

конкретного

обучающегося,

направленная на развитие его индивидуальных способностей.

Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку

раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий.

Приходим к выводу, что использование индивидуальных образова-

тельных маршрутов в системе дополнительного образования является одной

из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессио-

нального самоопределения воспитанников.

Новизна

Одним из ценностных приоритетов системы дополнительного образо-

вания

является

создание

образовательных

программ

нового

поколения.

Содержание

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

нового

поколения

должно

определяться

возможностью

построения

в

ее

рамках

для

каждого

обучающегося

индивидуального

маршрута развития, пронизывающего различные образовательные области.

Методика

построения

индивидуального

образовательного

маршрута мало

разработана,

в

особенности

для

использования

в

системе

дополнительного

образования. В многочисленных книгах и статьях о развитии детской одаренности

много разных интересных задач, заданий, методик. Но как известно, серьезный

педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики, его

можно добиться только имея целостную систему - программу, или индивидуальный

образовательный маршрут.

Цель:

Внедрение

методики

разработки

и

использования

индивидуальных

об-

разовательных маршрутов в образовательной деятельности с одаренными детьми

(на примере работы с солистами образцового театра танца «Дебют»).

Методика построения индивидуального образовательного маршрута

Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или ино-

го ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой про-

граммы своего объединения.

Главный

вопрос

всякой

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

или

маршрута:

«Как

структурировать

материал?

Приступая

к

созданию

индивидуального

образовательного

маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован

материал в его программе.

Различные

структуры

образовательных

программ

могут

быть

представлены простыми геометрическими линиями.

Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой

линией,

идущей

вверх (Рис.1).

Это

позволяет

реализовать

систематичность

и

последовательность: от простого к сложному.

Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким

образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к

задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том,

что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках

программы, основные требования которых систематичность и последовательность,

довольно затруднительно.

Другой способ решения - структурирование учебного материала по типу

нескольких концентрических кругов (Рис.2). В структуру такой программы обычно

входят

несколько

более

мелких

подпрограмм,

(они

могут

быть

относительно

автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий.

Это принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута

возможен, но наиболее продуктивен - третий (Рис.3) - логарифмическая спираль.

На примере работы с солистами образцового театра танца «Дебют»:

благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности (элементы, связки,

композиции)

отрабатывается

на

занятиях

периодически,

многократно,

причем

содержание

постепенно

усложняется

и

расширяется

за

счет

обогащения

компонентами

углубленной

проработки

каждого

действия.

При

этом

способе

структурирования

материала

открываются

большие

возможности

для

исполнительской

деятельности танцовщиков, которая, как раз, направлена на

развитие их одаренности.

Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к

разработке индивидуального образовательного маршрута.

Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает,

что

учитель,

разрабатывающий

индивидуальный

образовательный

мар шрут

должен действовать примерно по такой схеме:

1.

Определить уровень развития ребенка (в т.ч. его качества и

способности);

2.

Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их

достижению.

3.

Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение

стандартной и специальной программы;

4.

Предусмотреть участие родителей;

5.

Определить способы оценки успехов обучающегося.

Используя данную методику, была разработана схема построения индиви-

дуального

образовательного

маршрута

для

одаренных

детей

в

системе

до-

полнительного образования (на примере обучающегося солиста образцового театра

танца «Дебют»).

Итак, на основе базовой программы и нижеприведенной схемы педагог

может разрабатывать индивидуальный маршрут.

Схема построения индивидуального образовательного маршрута для

одаренных детей в системе дополнительного образования

Рассмотрим

подробнее 1 этап - диагностики уровня развития способно-

стей обучающегося и его индивидуальных особенностей. Очень важен и при-

1.

ДИАГНОСТИКА

Уровня развития обучающегося солиста «Дебют» и его

индивидуальных способностей и одаренности

3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ, который должен затратить

обучающийся солист «Дебют» на освоение базовой и

специальной программы

5. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ рабочей программы, формы

занятий, приемов и методов, видов диагностик и формы

определения методик

7. ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ на

каждом этапе освоения маршрута

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ,

которые должны будут достигнуты обучающимся солистом

«Дебют» по окончании прохождения индивидуального

образовательного маршрута

4.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ обучающегося солиста

«Дебют» в реализации маршрута

мечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической дея-

тельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют большое

внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у детей. И,

наоборот,

теряя

дарование,

талант

и

просто

заметные

способности,

педагоги

образовательных учреждений теряют и всех остальных.

Существует множество методик диагностики уровня развития способностей

и одаренности. Назовем несколько из них:

Методика использования личной карточки одаренного

ребенка (широко используемая в практике педагогов образцового театра танца

«Дебют»);

Методика, разработанная в США, применяемая в школах для

одаренных детей («Карта одаренности»);

Характеристика ученика (США);

Заявление-анкета для родителей (используется в МБУ ДО

ЦРТ «Созвездие»);

Пожелания родителям обучающегося (Приложение 1).

Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с обучающимися и

их родителями определяет 2 этап - цели и задачи маршрута.

Третий

этап - «Определение времени» не должен вызвать у педагога

затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим

обучающимся

срок

действия

маршрута

определяется

в

соответствии с

поставленными целями и задачами.

Четвертый

этап нашей

схемы

-

«Определение

роли

родителей

в

реализации

маршрута».

Он

предусматривает

участие

родителей в

разработке

маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим

ребенком (Например, у обучающихся солистов «Дебюта» - изготовление костюма

для выступления на концерте и др.)

На пятом этапе - «Разработка рабочей программы» педагогу необходимо

совместно с обучающимся и родителями, подобрать темы занятий дополнительно

к темам из базовой программы, опираясь на интересы ребенка, его возможностей и

поставленной цели.

П е р е й д ем

к

6 - м у

эт а п у -

«Определение

содержания

рабочей

программы, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов».

Рассмотрим его подробнее. Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует

много

черт

характерных

для

большинства

одаренных детей.

Учитывая

эти

особенности,

можно

очертить

круг

методов

и

технологий

образовательной

деятельности,

которая

проходит

в

рамках

индивидуального

образовательного

маршрута.

Используя

нижеприведенную

таблицу,

педагог

может

подобрать

методы

работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному маршруту и

добавить их к традиционным методам из базовой программы.

Качества личности

Характеристика качества

личности

Методы и формы

1.

Любопытство-

Любопытство

характерно

для

каждого ребенка и одаренного и

Исследовательская

познавательность

-познавательная

потребность

обычного. Любознательность -

признак одаренности. Ребенок

испытывает

удовольствие

от

умственного

и

физического

напряжения. Одаренным детям в

большей

степени,

чем

их

нормальным

сверстникам,

свойственно

стремление

к

познанию,

и с с л ед о ва н и ю

окружающего мира

деятельность

(например,

р е ф е р а т

п о

истории

советского балета,

исследование

народного

танцевального

творчества, истории

народного

танцевального

костюма и т.д.)

2.

Сверхчувствитель

ность к проблеме

Способность видеть проблему

там, где другие не видят никаких

с л о ж н о с т е й ,

г д е

с е

представляется как будто ясным

- одно из важнейших качеств,

отличающего истинного творца

от посредственного человека

Проблемные,

ориентированные

на

самостоятельную

творческую работу

задания

3.

С к л о н н о с т ь

к

задачам

дивергентного

типа

Творческие

задачи,

которые

допускают

множество

правильных ответов

4.

Оригинальность

мышления

Способность выдвигать новые

неожиданные идеи, отличающие

от широко известных, а так же

способность

разрабатывать

существующие

идеи,

ч то

о с о б е н н о

ц е н и т с я

в

художественном творчестве

Работа по разработке

новых

идей

или

уже

существующих

( н а п р и м е р ,

в

хореографии

игры

и

этюды

на

создание

определенного образа)

Что

касается

рекомендуемых

форм

занятий,

они

разнообразны

(Приложение 2).

Фо рма

п од вед е н и я

и то го в

и с п ол ь зуе мы х

в

и н д и в и д у а л ь н о -

образовательном

маршруте

для

одаренных

детей

также

могут

быть

необычны

(Приложение 3).

На

седьмом

этапе «Интеграция с другими специалистами» разработчик

маршрута,

проанализировав

результаты

диагностики

и

исходя

из

содержания

рабочей

программы,

решает,

нужно

ли

для

достижения

поставленной

цели

привлечь к работе с данным обучающимся других специалистов. (Например: Если

обучающийся

занимается

вокалом,

то

ему

возможно

необходимо

занятие

и

с

хореографом,

или

если

по

результатам

диагностики выяснилось,

что

у

обучающегося

есть

психические

особенности,

то

ему

необходимы

занятия

с

психологом).

Заключительный

восьмой

этап

«Определение

способов

оценки

результатов и способов самооценки

успехов

обучающимся». Способ оценки и

самооценки успехов выбирает педагог совместно с обучающимся.

Мы

предлагаем

проводить

оценку

успехов

на

каждом

этапе

освоения

маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.

Самооценку

обучающийся

может

провести

по

схеме

самоанализа

(Приложение 4).

Приложение 1

Рекомендации педагогам и родителям воспитанника, обучающегося по

индивидуальному образовательному маршруту для воспитания

самостоятельности и самодисциплины и умение самостоятельно получать

знания и заниматься тренажем

(на примере обучающегося-танцовщика «Дебют»)

Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не

давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься.

Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут

сделать самостоятельно.

Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать

знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам

самостоятельного решения проблем, исследования и анализы ситуаций.

Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как

область приложения полученных навыков в решении задач. Помогайте детям

научиться управлять процессом усвоения знаний.

Подходите ко всему

творчески.

Приложение 2

Возможные формы занятий для одаренных обучающихся, занимающихся

по индивидуальному образовательному

маршруту (на примере

обучающегося-танцовщика «Дебют»)

1.

Игра.

2.

Беседа.

3.

Экскурсия.

4.

Бенефис.

5.

Наблюдение.

6.

Практическое занятие.

7.

Размышление.

8.

Тренинг.

9.

Класс-концерт

10.Творческий отчет.

11. Эксперимент.

12. Занятие-погружение.

Приложение 3

Возможные формы подведения итогов

(на примере обучающегося-танцовщика «Дебют»)

1.

Концерт.

2.

Открытое занятие.

3.

Показ достижений.

4.

Зачетная работа.

5.

Экзамен.

6.

Тест.

7.

Рефлексия.

Приложение 4

Схема самоанализа обучающегося по индивидуальному

образовательному маршруту (на примере солиста обучающегося-танцовщика

«Дебют»)

1.

Какие цели я ставил перед собой вначале учебного года? (Что я

хотел?)____________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

2.

Какие действия я спланировал для достижения цели (Что я должен

сделать?)__________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

3.

Удалось ли мне реализовать задуманное? (Что я сделал для достижения

цели?)_____________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

4.

Какова эффективность моих действий? (Чему научился? Что нужно еще

сделать?)_________________________________________________________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________



В раздел образования