Автор: Горбунова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 2 "Гнездышко"
Населённый пункт: городской округ города Бор Нижегородской области
Наименование материала: Интегрированное занятие по экологии "Юные спасатели леса" в младшей группе"
Тема: 2017год - год экологии
Раздел: дошкольное образование
Интегрированное занятие по экологии
"Юные спасатели леса" в младшей группе"
Задачи:
1. Формировать знания детей о лесе и обитателях леса.
2. Закрепить знания детей о правилах поведения в природе.
3. Учить бережному и доброму отношению к природе.
4. Развивать речь, творческую, познавательную активность, устойчивость
внимания, наглядно – действенное мышление, мелкую моторику,
комбинаторные и композиционные умения.
Оборудование:
Игрушечный зайка; угощения для зайки; мобильный телефон; запись
спокойной музыки; видеозаставка «Пожар в лесу», «Лес после пожара»;
бабочки – оригами.
Ход занятия:
1. Оргмомент (на полянке сидит заяц).
-Ребята смотрите на полянке кто - то сидит. Он почему-то очень грустный?
-Что случилось милое животное?
-Может зайчик кушать хочет? Давайте угостим его морковкой. Нет, не ест
ничего.
-Как же нам развеселить зайку?
-Зайчик что - то хочет нам показать. Давайте посмотрим, и быть может
сумеем разгадать тайну зайчика.
Просмотр видеозаставки « Пожар в лесу».
Во время просмотра чтение стихотворения:
Огонь траву с цветами вмести выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Он, как испуганная стая белок рыжих,
Метался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы.
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
( В. Шефнер)
-Так вот о чем хотел рассказать нам зайка.
-Что же нам делать?
-Правильно нужно позвонить в пожарную часть. Какой же у нее номер?
Подскажите мне, ребята. (01)
-А что мы должны назвать по телефону? (Назвать свое имя и фамилию;
сказать что случилось; сказать адрес).
2. Игра «Вызовем пожарников»
(Импровизация звонка в пожарную часть. Звонит ребенок.)
-Пожарники уже в пути и я надеюсь, что они спасут лес!
Воспитатель: Ребята, а кто такие пожарники? Как вы думаете, что нужно
делать, что бы стать пожарником?
Дети: (возможные варианты) Заниматься спортом, уметь слушать, быть
добрым, много знать приемов спасения людей.
-Какими должны быть пожарники? (смелые, отважные, бесстрашные,
выносливые, сильные)
-Да, пожарники должны быть именно такими.
3. Упражнение «Что такое лес?» (звучит спокойная музыка).
Я пришла к вам сегодня
С этой музыкой нежной
Доброй и светлой,
родной и приветной
в музыке этой
лесные тропинки.
Солнце сверкает.
Сияют росинки.
Звонко стрекочут кузнечики тут.
Птицы счастливые песни поют.
-Так что же такое лес?
-лес – зеленый наряд нашей земли.
-лес – дом для птиц и животных.
-лес – наше богатство.
-лес – красота нашей природы.
-лес – врач, очищает воздух , дает кислород.
4. Физкультминутка:
-Готовы все идти за мной? Сначала пройдем по узенькой тропинке,
перешагнем через упавшие деревья, перейдем болото по кочкам.
-Вот мы и в лесу! Правда, здесь красиво. (Ответы детей).
-Присядем.
Здравствуй, лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою
Что нам шепчешь на заре
Кто в глуши твоей таится?
Все открой! Не утаи
Ты же видишь, мы свои…
5.Сейчас я буду загадки вам загадывать, а отгадки вы не говорите, а
найдите.
-Я из крошки бочки вылез
Корешки пустил и вырос
Стал высок я и могуч
Не боюсь не гроз ни туч
Я кормлю свиней и белок
Ничего что плод мой мелок (дуб)
- Русская красавица стоит на поляне
В зеленой кофточке
Белом сарафане (береза)
-Что за дерево стоит
Ветра нет, а лист дрожит? (осина)
-В сенокос горька, а в мороз сладка? (рябина)
-Будто снежный шар бела
По весне она цвела,
Нежный запах источала
А когда пора настала
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна (черемуха)
-Спроси у теленка и барашка
Вкусней цветка на свете нет
Ведь не случайно красной кашкой
Его зовут за вкус и цвет (клевер)
-Словно снег у них реснички и,
Как солнышко, глазок (ромашка)
-У забора живет, ни кого не признает
Не собака, а кусается и погладить не дает (крапива)
Воспитатель: Молодцы, все отгадали правильно. А скажите ребята,
как называется лес, где растут только березы, а осины, а сосны и ели?
Все верно. Смотрите, а кто это сидит на нашей полянке?
-Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел? (бабочка)
6. Дыхательное упражнение «бабочка»
Предложить детям подуть на бабочку так, чтобы она полетела, при этом
делая вдох длительный и плавный.
Воспитатель: Ребята, так что же такое лес?
Лес-это сказка.
Лес-это дом.
Лес-это друг, с которым вдвоем
Всегда интересно и радостно быть,
Забыв про невзгоды, обиды забыв.
Лес-это книга.
Лес-это мир.
Лес - словно счастье увидеть хотим.
Все тайны свои лес откроит тебе
И радостней станет тебе и мне.
7. Рассматривание видеосюжета «Лес после пожара»
Я очень рада, что лес зайчика пожарники спасли, но одна полянка все- таки
сгорела. Посмотрите, как она выглядит. Как вы думаете, что здесь
произошло? От чего мог произойти пожар? Ребята, почему лес после пожара
погибает?
Дети выстраивают цепочку: погибли растения - негде жить и нечем питаться
животным, птицам, насекомым. Там плохой воздух потому, что нет растений,
и это вредит здоровью людей.
А кто знает, как можно самостоятельно потушить огонь, если он не большой?
(затоптать, накрыть одеждой, залить водой, засыпать землей).
Воспитатель: Для рождения нового леса нужно очень много времени.
Давайте представим, что мы с вами волшебники. Закройте глазки. Ну, вот вы
и волшебники! Посмотрите, дым развеялся, и на полянке ничего нет. Что бы
вы подарили лесу? (Убирается видеосюжет и выставляется рамка картины,
разделенная на две части: трава и небо)
8.Д\и «Если бы я был волшебником».
Дети по очереди дарят лесу подарки, объясняя их значения.
Например: Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко-ярко, согревая тебя.
Мы совершили чудо, и сгоревший лес на нашей картине сделали живым,
цветущим. Сегодня мы спасли лес на рисунке, но мы и в жизни обязаны это
делать. Чтобы в лесу не случилась беда, что надо соблюдать? Правильно,
надо соблюдать правила поведения в природе.
9. Игра «Можно – нельзя» (дети отвечают хором)
Ломать деревья и ветки (нельзя).
Сажать больше деревьев (можно).
Ходить и топтать на лугах цвете (нельзя).
Ходить только по тропинкам (можно).
Рвать большие букеты цветов (нельзя).
Любоваться ими (можно).
Оставлять мусор в лесу (нельзя).
Собрать мусор в яму и закопать его (можно).
Разжигать костры в лесу (нельзя).
Беречь лес от пожара (можно).
В лесу шуметь (нельзя).
Слушать пенье птиц (можно).
10.Ну что ж нам пришла пора прощаться с зайчиком и его лесом и
возвращаться домой.