Напоминание

"Лэпбук - как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Бобошина Лилия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №1" п. Алексеевск
Населённый пункт: Киренского района Иркутской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Лэпбук - как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ «Детский сад №1 п. Алексеевск Киренского района»

Воспитатель: Бобошина Лилия Сергеевна.

Тема: «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей

старшего дошкольного возраста».

Актуальность

Новое время диктует новые задачи и заставляет искать новые продуктивные формы

работы с детьми по развитию интеллектуального и творческого потенциала личности

ребёнка.

В

связи

с

внедрением

Федерального Государственного Образовательного

Стандарта дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в

своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и

соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические,

образовательные и воспитательные задачи. Федеральный государственный стандарт

дошкольного

образования

(ФГОС

ДО)

ориентирует

нас,

педагогов,

на

создание

благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и

индивидуальными

особенностями

и

склонностями,

развития

способностей

и

творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,

другими детьми, взрослыми и окружающим миром.

Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться

самому!», т. е. подразумевает, что нам воспитателям необходимо постоянно заниматься

самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и

владеть новейшими образовательными технологиями.

Можно ли у вас спросить? А вы любите секреты или же сюрпризы? Вот именно на

такой любви к секретам, к сюрпризам и построена технология создания таких

удивительных книг как лэпбук.

Что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) – пришёл к нам из Америки, представляет

собой одну из разновидностей метода проекта. Обобщить, оформить результаты

исследовательской деятельности, проделанной по определенной теме проекта, мы

можем представить в виде «ЛЭПБУКА».

Лэпбук (lapbook) – в переводе с английского языка означает «книга на коленях», это

интерактивная самодельная книга или папка, которая содержит внутри множество

кармашков, книжек-раскладушек, картинок, конвертиков, окошек, дверок и других

деталей, которые очень нравится детям.

Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе

познавательную и развивающую функцию. Содержание лэпбука можно пополнять и

усложнять. Данное пособие является средством развивающего обучения,

предполагает использование современных технологий: технологии организации

коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии

проектной деятельности, игровых технологий.

Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала

эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в

исследовательской работе с детьми.

Вы скажете, что это технология не новая! И возможно, ваши коллеги используют

интерактивные папки (лэпбуки), в своей педагогической деятельности, но они

недостаточно широко распространены в детских садах и заслуживают особенного

пристального внимания, как технология дошкольного образования.

Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую

форму организации учебного материала.

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

-информативен;

- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием

взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом,

формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к

миру искусства;

-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность

всех воспитанников.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ

плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие

творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор,

но и формируя навыки и умения.

Значение лэпбука для педагогов:

Способствует организации материала по изучаемой теме в рамках планирования;

Способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности и может

быть формой представления итогов проекта или тематической недели;

Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

Это прекрасный и замечательный способ подать всю имеющуюся информацию в

компактной форме.

Чем для меня привлекательна данная форма работы в ДОУ?

Значение лэпбука для ребенка:

Во-первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать поиск

информации по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое

удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет

пройденное, рассматривая книжку, картинки, играет в дидактические игры .За счет

наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно. Изучаемый

материал успешно используется детьми в повседневной жизни.

В-третьих, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать

информацию, формируя навыки школьного обучения.

В-четвертых, лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно

будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним –

кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение

рисовать и т.д.) и сделать коллективную книжку.

Лэпбук способствует развитию познавательных процессов, творческого

мышления, любознательности, воображения, моторики, пространственной

ориентировки, обогащению словарного запаса, расширению представлений детей

об окружающем мире, развитию фразовой речи.

Из чего состоит лэпбук? Лэпбук - это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются

кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией

по теме: от интересных игр, до лексики и большого количества интересно поданной

информации.

С чего начать ? тема - план - макет - оформление .

Тема должна быть интересна ребенку и выполнима (соответствовать возрасту),

оригинальна.

Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен

включать в себя лэпбук.

Как мы создаём лэпбуки

1. Начинаем с выбора темы.

Тема лэпбука может быть любая:

-интересные события, происходящие с ребенком;

-увлечения детей;

-темы недели;

-литературные произведения; и т.д.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук

на тему «Дикие животные". А можно взять какое-нибудь конкретное животное и в

лэпбуке дать подробную информацию о нем.

2. План.

После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь

лэпбук - это не просто книжка с картинками. Поэтому вам надо продумать, что он

должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план

того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет

представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для

фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и

развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках,

блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках

разных форм и т.д.

«Мастер – класс для родителей : «Лэпбук , как форма совместной деятельности

взрослого и детей»

Задачи:

1) способствовать развитию у детей желания собирать и организовывать

информацию по изучаемой теме,

2) повысить качество понимания и запоминания изучаемого материала,

3) приобщать детей и родителей к совместному творчеству.

При сборе информации и оформлении лэпбука происходит взаимодействие: педагог-

ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель. То есть происходит «Творческое

взаимодействие» - и это отличный метод создания единого образовательного портала

между детским садом и родителями.

Хотим предложить вашему вниманию несколько лэпбуков.

Данное пособие организует совместную работу

воспитателя , родителя и ребенка.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или

неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок

воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения

своих целей. Лэпбук «Занимательная геометрия» содержит разнообразный

занимательный математический материал для развития логического мышления

дошкольников, он:

знакомит детей с геометрическими фигурами и телами,

развивает способность дошкольников к комбинированию, их пространственные

представления и воображение,

закрепляет умения находить зависимости и закономерности, способность предвидеть

результаты своих действий, умение находить ошибки и недостатки.

Подобранные игры позволяют разнообразить методы и приемы работы, обеспечить

индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Для создания лэпбука понадобились материалы: Картонная папка-основа,

бумага (цветная, белая), ножницы, клей-карандаш для бумаги, скотч.

Из этих материалов изготовились элементы: кармашки, разнообразные конвертики,

вращающийся круг, книжка-гармошка, лист и полоса бумаги, сложенные в несколько

раз.

В папку входят игры:

Загадки «Разрешите познакомиться» (учит анализировать все названные в ней

признаки фигуры, понимать смысл образных выражений)

«Секретный квадрат» (упражнять в конструирование различных предметов из

геометрических фигур по предлагаемому рисунку).

«Подбери по форме» (учит самостоятельности при выборе способа сопоставления

предмета и формы, цвета геометрической фигуры)

«Продолжи ряд» (формирует умение составлять узор по образцу)

«Назови фигуру» (развивает память, речь)

«Закалка для ума» сложи фигуру (развивает мышление, память, формировать

конструкторские навыки, направленное воображение).

Таким образом, можно сказать, что лэпбук – это собирательный образ плаката, книги

и раздаточного материала, который направлен на развитие у дошкольника творческого

потенциала, который учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя

не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления

трудностей и решения поставленной задачи.

Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая дошкольникам не

только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить

задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору

информации.

В заключение хотелось бы отметить, что в наших маленьких книжках – раскладушках

поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме.

Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью

рассказывают и показывают его.

Лэпбук стал содержательным элементом развивающей предметно-пространственной

среды группы.

Лэпбук помог привлечь родителей к совместной деятельности по теме, стал как бы

особым видом детско-родительского проекта.

Вывод: такая необычная, яркая, красочная и занимательная папка обязательно будет

привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных

знаний, развитию внимания, памяти, мелкой моторики.

И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и

увлекательные занятия!



В раздел образования