Автор: Сударева Наталья Вячеславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ДЮЦ № 3
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Поликультурное воспитание в хореографическом коллективе
Раздел: дополнительное образование
«Поликультурное воспитание как важная составная часть образования».
Современные условия развития России определяют необходимость обращения
к проблеме воспитания личности через народное творчество, сохранение и
возрождение национальной культуры, составной частью которой является
народный танец. Он тесно связан с народным бытом и обрядами, отражает
различные периоды истории. По танцу можно судить о характере того или
иного народа. Танец помогает понять духовные ценности народа.
Танцевальный фольклор на протяжении длительного времени выступает одной
из важных форм сохранения и передачи накопленного опыта, духовной
культуры от одного поколения к другому. Стремясь познать, возродить и
донести до широких масс национальную культуру, деятели искусств,
балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций.
Только так можно сохранить и передать следующим поколениям бесценные
творения народа.
Народный танец с каждым годом занимает все более значимое место в
репертуаре хореографического коллектива «Фаворит» .Благодаря своей
содержательности, разнообразию движений, выразительности, яркости
образов народный танец является важным средством развития
художественного вкуса детей, эстетического, нравственного и
патриотического воспитания; развивает умение работать в коллективе,
стремление к сотрудничеству.
Наличие народных танцев в репертуаре хореографического коллектива имеет
огромное значение для художественного воспитания подрастающего поколения.
Приобщение детей к искусству танца позволяет не только постичь эстетику
движения, но и способствует решению одной из важных проблем эстетического
воспитания учащихся – приобщению их к богатству танцевального и
музыкального народного творчества. В процессе занятий дети приобщаются к
сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная
память, творческие способности. Развивается творческая инициатива детей,
воображение, умение передать характер музыки и содержание образа
посредством танцевальных движений.
Занятия народным танцем способствует развитию чувства ритма, умению
слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, способствует
физическому развитию детей, тренируя мышечную силу и развивая пластику,
грацию и выразительность. Занятия формируют правильную осанку, прививают
навыки нравственного поведения в обществе.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального
самосознания. Подвергаясь изменениям на протяжении всей истории своего
развития, народный танец всегда передавал эмоциональное состояние и
отражал духовные ценности народа, которые передавались из поколения в
поколение: «Если народ желает передать свои эмоции, свое настроение – горе
или радость средствами ритма, будь то пляска, песня или
слово, он всегда
прибегает к наиболее выразительным приемам, и именно таким, какие ему
диктует реальная действительность. С течением времени эти выразительные
элементы проходят через «критический фильтр» коллектива, через
«лабораторию народной мудрости» и, очищаясь, становятся составной частью
родной культуры, общенародного искусства, которое включает в себя и
танцевальную культуру» [4].
Народный танец как развивающийся феномен сохраняет свое значение и в
настоящее время: все его виды перерабатываются сообразно с требованиями
современной жизни, видоизменяются, дополняются и обогащаются новым
содержанием, сохраняя воспитательное значение. Представляет
значительный интерес использование танцев в воспитательных целях, как в
общеобразовательных школах так и в специальных танцевальных коллективах.
Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными
возможностями для полноценного эстетического, гармоничного духовного и
физического развития детей и подростков. В данном аспекте представляет
интерес деятельность хореографического коллектива «Фаворит», который был
основан в 1992 году В ансамбле занимаются девочки от 6 лет. Коллектив
состоит из 4 групп: подготовительной, младшей, средней, старшей. Репертуар
коллектива разнообразен: танцы народов мира, эстрадные танцы,
стилизованные танцы. Костюмы яркие, красочные. Каждый год коллектив
проводит отчетный концерт. На счету коллектива многочисленные победы в
городских,областных и международных конкурсах, которые еще раз
подтверждают истинность слов «Танец – единственное искусство, материалом
для которого служим мы сами» (Тед Шон). Действительно, танцуя, ты даришь
радость себе и окружающим. Танец – это поэзия души и тела, которая помогала
людям испокон веков выражать свои чувства и переживания. Почитатели этого
искусства всегда отличались гордой осанкой и плавной красивой походкой. Но
достигается это далеко не просто. Нужно прилагать огромные усилия, отдавать
очень много времени на тренировки и только тогда можно увидеть результат.
Поэтому танец способствует не только эстетическому, нравственному и
физическому развитию личности, но и ее целеустремленности и настойчивости.
Использование народных танцев во внеурочной работе со школьниками
имеет большое воспитательное значение, развивая не только
перечисленные выше качества, но и культуру межнационального общения,
которая формируется в результате ознакомления с искусством танца
различных народов. При этом формы проведения занятий могут быть
самыми разнообразными: от отдельных мероприятий до кружковой
работы с обучающими.
Таким образом, танец – это искусство выражения себя, существующее в
процессе его воспроизведения. Воспитательное значение народного танца,
проявляясь прежде всего в формировании ценностного отношения к народному
искусству, способствует эстетическому, нравственному и физическому
развитию личности, развитию ее волевых качеств, а также – через танцы
различных народов – культуры межнационального общения.