Напоминание

Поликультурное воспитание в хореографическом коллективе


Автор: Сударева Наталья Вячеславовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ДЮЦ № 3
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Поликультурное воспитание в хореографическом коллективе
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Поликультурное воспитание как важная составная часть образования».

Современные условия развития России определяют необходимость обращения

к проблеме воспитания личности через народное творчество, сохранение и

возрождение национальной культуры, составной частью которой является

народный танец. Он тесно связан с народным бытом и обрядами, отражает

различные периоды истории. По танцу можно судить о характере того или

иного народа. Танец помогает понять духовные ценности народа.

Танцевальный фольклор на протяжении длительного времени выступает одной

из важных форм сохранения и передачи накопленного опыта, духовной

культуры от одного поколения к другому. Стремясь познать, возродить и

донести до широких масс национальную культуру, деятели искусств,

балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций.

Только так можно сохранить и передать следующим поколениям бесценные

творения народа.

Народный танец с каждым годом занимает все более значимое место в

репертуаре хореографического коллектива «Фаворит» .Благодаря своей

содержательности, разнообразию движений, выразительности, яркости

образов народный танец является важным средством развития

художественного вкуса детей, эстетического, нравственного и

патриотического воспитания; развивает умение работать в коллективе,

стремление к сотрудничеству.

Наличие народных танцев в репертуаре хореографического коллектива имеет

огромное значение для художественного воспитания подрастающего поколения.

Приобщение детей к искусству танца позволяет не только постичь эстетику

движения, но и способствует решению одной из важных проблем эстетического

воспитания учащихся – приобщению их к богатству танцевального и

музыкального народного творчества. В процессе занятий дети приобщаются к

сотворчеству, у них развивается художественное воображение, ассоциативная

память, творческие способности. Развивается творческая инициатива детей,

воображение, умение передать характер музыки и содержание образа

посредством танцевальных движений.

Занятия народным танцем способствует развитию чувства ритма, умению

слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, способствует

физическому развитию детей, тренируя мышечную силу и развивая пластику,

грацию и выразительность. Занятия формируют правильную осанку, прививают

навыки нравственного поведения в обществе.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального

самосознания. Подвергаясь изменениям на протяжении всей истории своего

развития, народный танец всегда передавал эмоциональное состояние и

отражал духовные ценности народа, которые передавались из поколения в

поколение: «Если народ желает передать свои эмоции, свое настроение – горе

или радость средствами ритма, будь то пляска, песня или

слово, он всегда

прибегает к наиболее выразительным приемам, и именно таким, какие ему

диктует реальная действительность. С течением времени эти выразительные

элементы проходят через «критический фильтр» коллектива, через

«лабораторию народной мудрости» и, очищаясь, становятся составной частью

родной культуры, общенародного искусства, которое включает в себя и

танцевальную культуру» [4].

Народный танец как развивающийся феномен сохраняет свое значение и в

настоящее время: все его виды перерабатываются сообразно с требованиями

современной жизни, видоизменяются, дополняются и обогащаются новым

содержанием, сохраняя воспитательное значение. Представляет

значительный интерес использование танцев в воспитательных целях, как в

общеобразовательных школах так и в специальных танцевальных коллективах.

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными

возможностями для полноценного эстетического, гармоничного духовного и

физического развития детей и подростков. В данном аспекте представляет

интерес деятельность хореографического коллектива «Фаворит», который был

основан в 1992 году В ансамбле занимаются девочки от 6 лет. Коллектив

состоит из 4 групп: подготовительной, младшей, средней, старшей. Репертуар

коллектива разнообразен: танцы народов мира, эстрадные танцы,

стилизованные танцы. Костюмы яркие, красочные. Каждый год коллектив

проводит отчетный концерт. На счету коллектива многочисленные победы в

городских,областных и международных конкурсах, которые еще раз

подтверждают истинность слов «Танец – единственное искусство, материалом

для которого служим мы сами» (Тед Шон). Действительно, танцуя, ты даришь

радость себе и окружающим. Танец – это поэзия души и тела, которая помогала

людям испокон веков выражать свои чувства и переживания. Почитатели этого

искусства всегда отличались гордой осанкой и плавной красивой походкой. Но

достигается это далеко не просто. Нужно прилагать огромные усилия, отдавать

очень много времени на тренировки и только тогда можно увидеть результат.

Поэтому танец способствует не только эстетическому, нравственному и

физическому развитию личности, но и ее целеустремленности и настойчивости.

Использование народных танцев во внеурочной работе со школьниками

имеет большое воспитательное значение, развивая не только

перечисленные выше качества, но и культуру межнационального общения,

которая формируется в результате ознакомления с искусством танца

различных народов. При этом формы проведения занятий могут быть

самыми разнообразными: от отдельных мероприятий до кружковой

работы с обучающими.

Таким образом, танец – это искусство выражения себя, существующее в

процессе его воспроизведения. Воспитательное значение народного танца,

проявляясь прежде всего в формировании ценностного отношения к народному

искусству, способствует эстетическому, нравственному и физическому

развитию личности, развитию ее волевых качеств, а также – через танцы

различных народов – культуры межнационального общения.



В раздел образования