Автор: Котовская Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская область.
Наименование материала: Доклад
Тема: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СИНЕГЛАЗКА»
Тема
: «
Развитие
социально
-
коммуникативных
навыков
»
Подготовили воспитатели:
Котовская О.Н.
Тема: «Развитие социально-
коммуникативных навыков у детей»
Формирование
социально-коммуникативных
навыков
есть
процесс,
связанный
с
отработкой
языковых
навыков,
речевых
умений,
форм
специально
усвоенного
поведения,
который
включает
в
себя
следующие
компоненты:
Социализация
является
важным
условием
гармоничного
развития
ребенка.
Освоение
ребенком
культуры,
общечеловеческого
опыта
невозможно
без
взаимодействия
и
общения
с
другими
людьми.
Через
коммуникацию
происходит
развитие
сознания
и
высших
психических
Диалоговые коммуникативные
навыки
Социальные навыки
вербальные (умение начать,
поддержать, завершить диалог,
бе седу;
умение
в ы с л у ш ат ь
другого, сформулировать и задать
в о п р о с ;
у ч а с т в о в а т ь
в
коллективном обсуждении темы)
невербальные
( у м е н и е
вести
разговор,
повернувшись
лицом к собеседнику; умение
использовать
при разговоре
жесты,
мимику,
регулировать
громкость и тембр голоса).
Умение выражать свои чувства и
эмоции; умение взаимодействовать
со взрослыми и сверстниками (как
знакомыми, так и не знакомыми);
у м е н и е
р е г ул и р о в а т ь
с в о е
эмоциона льно е
со стояние
в
зависимости от ситуации.
функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно
жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает
другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном
развитии старших дошкольников ведущую роль играют коммуникативные
способности.
Они
позволяют
различать
те
или
иные
ситуации
общения,
понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого
адекватно выстраивать свое поведение.
Социально – коммуникативная компетентность подразумевает развитие
умений:
Понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый,
грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем;
Получать необходимую информацию в общении;
Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению,
интересам;
Вести простой диалог с взрослыми и сверстниками;
Отстаивать свое мнение;
Соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
Принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и
т.д.);
Уважительно относиться к окружающим людям;
Принимать и оказывать помощь;
Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит
через
игру
как
ведущую
детскую
деятельность.
Общение
является
важным
элементом
любой
игры.
Во
время
игры
происходит
социальное,
эмоциональное
и
психическое
становление
ребенка.
Игра
дает
детям
возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой
социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и
адекватно взаимодействовать с окружающими.
Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем
богаче
его
игра.
Известный
психолог
Л.
С.
Рубинштейн
говорил,
что
в
процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но,
входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой
детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.
В
процессе
непосредственно-образовательной
деятельности
стараюсь
включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например,
игра «Давайте говорить друг другу комплименты», развивает эмоциональные
переживания
ребенка,
возникает
потребность
в
общении.
В
ситуации
общения,
на
основе
ярких
эмоциональных
переживаний
у
ребенка
развиваются
желание
и
потребность
в
сотрудничестве,
возникают
новые
отношения к окружающему его миру.
Для
налаживания
диалогического
общения
используем
настольно-
печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами.
Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях
детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит
игровое
перевоплощение
в
животных,
подражание
трудовым
действиям
людей. Подвижным играм посвящаются специальные занятия, в основном
они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в
свободное время.
Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих
отношений.
Ребёнок
моделирует
их
в
сюжетно-ролевой
игре,
которая
становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со
сверстниками.
На
шестом
году
жизни
интересы
детей
становятся
более
определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета
и роли. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом
дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры.
Длительная
перспектива
игры
требует
от
ребят
совместного
обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника,
умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту.
У играющих развивается чувство ответственности за общее дело. Таким
образом,
игровые
и
реальные
взаимоотношения
сливаются,
становятся
едиными.
Детей
объединяется
в
игре
общая
цель,
общие
интересы
и
переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.
Содержание
игры
отражает
отношение
ребенка
к
окружающей
его
действительности. Можно наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама»
будет постоянно кричать на своих детей поучать их, другая будет примерять
наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми
ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой
стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.
Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность старшего дошкольного
возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить
его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для
перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой
игры
Особое
внимание
эмоциональному
воспитанию,
навыкам
общения
уделяется в процессе театрализованной деятельности.
Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир,
становятся
участниками
событий
из
жизни
людей,
животных
растений.
Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность
ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое
средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют
себя
раскованно,
свободно
и
активно
взаимодействуют
друг
с
другом
и
взрослыми
Любимые
герои
становятся
образцами
для
подражания.
Ребёнок
начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием
перевоплощаясь
в
полюбившийся
образ
героя,
дошкольник
принимает
и
присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли
детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение
поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят,
что
положительные
качества
поощряются
взрослыми,
а
отрицательные
осуждаются.
Важно, чтобы дошкольники владели речью, легко могли входить в
контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на
конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по
общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои
знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче
адаптироваться
к
условиям
школьной
жизни,
и,
следовательно,
быть
социально активной личностью, умеющей само реализоваться.