Напоминание

"Развитие социально-коммуникативных навыков у детей"


Автор: Котовская Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО, Тюменская область.
Наименование материала: Доклад
Тема: "Развитие социально-коммуникативных навыков у детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СИНЕГЛАЗКА»

Тема

: «

Развитие

социально

-

коммуникативных

навыков

»

Подготовили воспитатели:

Котовская О.Н.

Тема: «Развитие социально-

коммуникативных навыков у детей»

Формирование

социально-коммуникативных

навыков

есть

процесс,

связанный

с

отработкой

языковых

навыков,

речевых

умений,

форм

специально

усвоенного

поведения,

который

включает

в

себя

следующие

компоненты:

Социализация

является

важным

условием

гармоничного

развития

ребенка.

Освоение

ребенком

культуры,

общечеловеческого

опыта

невозможно

без

взаимодействия

и

общения

с

другими

людьми.

Через

коммуникацию

происходит

развитие

сознания

и

высших

психических

Диалоговые коммуникативные

навыки

Социальные навыки

вербальные (умение начать,

поддержать, завершить диалог,

бе седу;

умение

в ы с л у ш ат ь

другого, сформулировать и задать

в о п р о с ;

у ч а с т в о в а т ь

в

коллективном обсуждении темы)

невербальные

( у м е н и е

вести

разговор,

повернувшись

лицом к собеседнику; умение

использовать

при разговоре

жесты,

мимику,

регулировать

громкость и тембр голоса).

Умение выражать свои чувства и

эмоции; умение взаимодействовать

со взрослыми и сверстниками (как

знакомыми, так и не знакомыми);

у м е н и е

р е г ул и р о в а т ь

с в о е

эмоциона льно е

со стояние

в

зависимости от ситуации.

функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно

жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает

другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя. В социальном

развитии старших дошкольников ведущую роль играют коммуникативные

способности.

Они

позволяют

различать

те

или

иные

ситуации

общения,

понимать состояние других людей в данных ситуациях и на основе этого

адекватно выстраивать свое поведение.

Социально – коммуникативная компетентность подразумевает развитие

умений:

Понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый,

грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем;

Получать необходимую информацию в общении;

Выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению,

интересам;

Вести простой диалог с взрослыми и сверстниками;

Отстаивать свое мнение;

Соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;

Принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и

т.д.);

Уважительно относиться к окружающим людям;

Принимать и оказывать помощь;

Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит

через

игру

как

ведущую

детскую

деятельность.

Общение

является

важным

элементом

любой

игры.

Во

время

игры

происходит

социальное,

эмоциональное

и

психическое

становление

ребенка.

Игра

дает

детям

возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой

социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и

адекватно взаимодействовать с окружающими.

Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем

богаче

его

игра.

Известный

психолог

Л.

С.

Рубинштейн

говорил,

что

в

процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но,

входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой

детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.

В

процессе

непосредственно-образовательной

деятельности

стараюсь

включать игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например,

игра «Давайте говорить друг другу комплименты», развивает эмоциональные

переживания

ребенка,

возникает

потребность

в

общении.

В

ситуации

общения,

на

основе

ярких

эмоциональных

переживаний

у

ребенка

развиваются

желание

и

потребность

в

сотрудничестве,

возникают

новые

отношения к окружающему его миру.

Для

налаживания

диалогического

общения

используем

настольно-

печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами.

Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях

детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит

игровое

перевоплощение

в

животных,

подражание

трудовым

действиям

людей. Подвижным играм посвящаются специальные занятия, в основном

они проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в

свободное время.

Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих

отношений.

Ребёнок

моделирует

их

в

сюжетно-ролевой

игре,

которая

становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со

сверстниками.

На

шестом

году

жизни

интересы

детей

становятся

более

определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета

и роли. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом

дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры.

Длительная

перспектива

игры

требует

от

ребят

совместного

обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника,

умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту.

У играющих развивается чувство ответственности за общее дело. Таким

образом,

игровые

и

реальные

взаимоотношения

сливаются,

становятся

едиными.

Детей

объединяется

в

игре

общая

цель,

общие

интересы

и

переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.

Содержание

игры

отражает

отношение

ребенка

к

окружающей

его

действительности. Можно наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама»

будет постоянно кричать на своих детей поучать их, другая будет примерять

наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми

ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой

стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.

Сюжетно-ролевая игра - ведущая деятельность старшего дошкольного

возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить

его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для

перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой

игры

Особое

внимание

эмоциональному

воспитанию,

навыкам

общения

уделяется в процессе театрализованной деятельности.

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир,

становятся

участниками

событий

из

жизни

людей,

животных

растений.

Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность

ребёнка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое

средство развития речи дошкольников, которые во время игры чувствуют

себя

раскованно,

свободно

и

активно

взаимодействуют

друг

с

другом

и

взрослыми

Любимые

герои

становятся

образцами

для

подражания.

Ребёнок

начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием

перевоплощаясь

в

полюбившийся

образ

героя,

дошкольник

принимает

и

присваивает свойственные тому черты. Самостоятельное разыгрывание роли

детьми позволяет формировать у них опыт нравственного поведения, умение

поступать в соответствии с нравственными нормами, поскольку они видят,

что

положительные

качества

поощряются

взрослыми,

а

отрицательные

осуждаются.

Важно, чтобы дошкольники владели речью, легко могли входить в

контакт с людьми, умели общаться различных ситуациях, были настроены на

конструктивный диалог, умели успешно взаимодействовать с партнерами по

общению и т.д. Не менее важно, чтобы они были готовы пополнить свои

знания, опираясь на ранее приобретенные. Это поможет дошкольнику легче

адаптироваться

к

условиям

школьной

жизни,

и,

следовательно,

быть

социально активной личностью, умеющей само реализоваться.



В раздел образования