"Развитие интонационно-слуховых ощущений у участников детского вокального ансамбля"
Автор: Филонова Анна Владимировна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: ГАОУМОДОД "МОЦДОД "Лапландия" Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Развитие интонационно-слуховых ощущений у участников детского вокального ансамбля" Раздел: дополнительное образование
ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ»
Филонова А.В.
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
ГАОУМОДОД «МОЦДОД «Лапландия»
г.Мурманск
Мурманск
2016
В данной методической разработке представлены основные и наиболее эффективные
методы и формы развития интонационно-слухового аппарата обучающихся вокальных
ансамблей. Рассмотрены основные аспекты интонационной сферы через призму
музыкального искусства.
Музыка пробуждает и стимулирует творческий потенциал детей, так как
эмоциональная сфера и воображение тесно взаимосвязаны с творческими способностями.
Музыкально-творческая деятельность – это деятельность ребенка в области искусства,
направленная на создание новых духовных ценностей, материализованных в
художественных произведениях. Музыкальное воспитание направлено на формирование
личности ребенка путем воздействия музыкального искусства на сферу его интересов,
потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке.
Общеизвестно, что ядром и главным средством музыкального воспитания является
искусство, отличающееся универсальностью воздействия на личность во всех
направлениях. Музыка в системе искусств занимает особое место благодаря ее
непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и
специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию
человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать
различные эмоции. В связи с этим все более утверждается тезис о важности музыкального
воспитания личности, его значении для развития общих психических свойств (мышления,
воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости,
душевной чуткости, нравственно-эстетических идеалов личности. Участие музыки в
воспитательных процессах приобрело особую актуальность в настоящее время. Не секрет,
что дифференциация наук, узкая профессионализация создают опасность превращения
людей в «однобоких», ограниченных специалистов. Музыкальное воспитание — это не
воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. Музыка способствует
развитию эмоциональных и интеллектуальных сторон личности, развитию ее творческих
способностей, фантазии, воображения, ориентирует ценностные идеалы, поведение
человека, тем самым специфически воспитывает его.
Важную роль в осуществлении музыкального воспитания играет развитие
интонационной сферы, которая является базовой на первоначальном этапе знакомства
начинающего музыканта с искусством.
2
Несмотря на значимость музыкального воспитания, современный музыкальный
процесс в условиях домов детского творчества демонстрирует не совсем должное
внимание к этой проблеме.
И несмотря на определенную научную разработанность данной темы, недостаточно
представлена методическая литература для педагогов.
Цель разработки заключается в определении и обосновании наиболее эффективных
педагогических условий и путей развития интонационно-слуховых ощущений участников
детского вокального ансамбля в процессе музыкальной деятельности.
Задачи разработки:
1.
Дать
психологическую
характеристику
интонационно-слуховым
ощущениям.
2.
Раскрыть
сущность
интонации
как
содержания
и
формы
существования музыкального искусства.
3.
Обосновать педагогические условия, формы и методы интенсивного
развития
интонационно-слуховых
ощущений
детей
в
условиях
музыкально-
воспитательного процесса.
4.
Разработать методические рекомендации по эффективному развитию
интонационно-слуховых ощущений участников вокального ансамбля в процессе
музыкальной деятельности.
Методологическую основу разработки составили: концепция музыкальных
способностей Б.М.Теплова; интонационная теория Б.В.Асафьева; теоретические
положения об интонационном слухе Г.М.Цыпина.
В процессе исследования использовались следующие методы :
анализ научно-методической литературы по проблеме интонационно-
слухового развития детей;
наблюдение.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования
его результатов в деятельности современных учителей музыки, в работе курсов
повышения квалификации, в работе педагогов дополнительного образования.
Познавательные процессы присущи каждому человеку. Это – ощущения, восприятие,
внимание, воображение, память, мышление, речь. Они являются важнейшими
компонентами человеческой деятельности. Познавательные процессы взаимосвязаны.
Внимание включается в познавательные процессы, повышает их эффективность:
ощущения становятся более отчетливыми, восприятие более точным, улучшаются память,
мышление. Тесно связаны между собой мышление и речь. Всякое действие человека
исходит из тех или иных мотивов, направляется на определенную цель; оно разрешает ту
3
или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему. Оно
вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного
переживания.
Под ощущением в психологии понимается способность органов чувств отражать в
нашем сознании отдельные свойства предметов и явлений внешнего мира, действующих
на них в данный момент, а также состояние и работу органов внутри нашего тела.
Благодаря ощущениям мы знакомимся с отдельными свойствами предметов и явлений, и
чем больше разных ощущений сигнализируют нам о свойствах предмета, тем полнее мы
его воспринимаем.
Ощущение – элементарный психический процесс, представляющий собой
субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших
свойств окружающего мира.
Ощущения являются начальной ступенью чувственного познания. Они суть образы
внешнего мира, в которых отражается действительность. Экспериментально
подтверждено присутствие в процессах ощущения контрольных механизмов, с помощью
которых обеспечивается соответствие между чувственными данными и внешним миром.
Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает
формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск
принимает оттиск печати без железа». Ощущения оставляют след в виде представлений —
образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель
показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и
контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциаций психических явлений.
Из всех психологических явлений ощущения считаются самыми простыми. Они
представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или
неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной
нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней
среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, имеющих головной мозг
и кору головного мозга. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе
первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно
реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего
внутреннего состояния и внешнего поведения.
Для возникновения ощущений необходимо, прежде всего, наличие воздействующих
на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае
раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением.
В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем
4
нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии
клеток коры головного мозга и дает ощущение. Физиологическая основа ощущений –
сложная деятельность органов чувств.
Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон
предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств
в данный момент.
Согласно концепции А. Н. Леонтьева, ощущение является исторически первой
формой психического. Возникновение ощущения связано с развитием раздражимости
нервной ткани. На определенном этапе эволюционного процесса у организма
элементарная раздражимость перерастает в чувствительность, то есть способность
реагировать не только на жизненно важные раздражители, но и на раздражители,
имеющие сигнальное значение. Имеются различные классификации ощущений.
Широко распространенной является классификация по модальности ощущений
(специфичности органов чувств) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые,
вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные.
Слуховые ощущения . Эти ощущения также относятся к дистантным ощущениям и
имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, имеет
возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений
являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся
во все стороны от источника звука.
Слуховые ощущения отражают: высоту звука, которая зависит от частоты колебания
звуковых волн; громкость, которая зависит амплитуды их колебаний; тембр звука – формы
колебаний звуковых волн.
Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, могут быть разделены на две
группы: музыкальные (звуки пения, звуки музыкальных инструментов и др.) и шумы
(всевозможные скрипы, шорохи, стуки и т. д.). Строгой границы между этими группами
звуков нет, так как музыкальные звуки содержат шумы, а шумы могут содержать элементы
музыкальных звуков. Человеческая речь, как правило, одновременно содержит звуки
обеих групп.
Наилучшее объяснение природы слуховых ощущений дает резонансная теория слуха
Г.Гельмгольца. Как известно, концевым аппаратом слухового нерва является орган Корти,
покоящийся на основной перепонке, идущей вдоль всего спирального костного канала,
называемого улиткой. Основная перепонка состоит из большого количества (около 24 000)
поперечных волокон, длина которых постепенно уменьшается от вершины улитки к ее
основанию. По резонансной теории Гельмгольца, каждое такое волокно настроено,
5
подобно струне, на определенную частоту колебаний. Когда до улитки доходят звуковые
колебания определенной частоты, то резонирует определенная группа волокон основной
перепонки и возбуждаются только те клетки органа Корти, которые покоятся на этих
волокнах. Более короткие волокна, лежащие у основания улитки, реагируют на более
высокие звуки, более длинные волокна, лежащие у ее вершины, — на низкие.
Музыкальный слух – одна из главных составляющих в системе музыкальных
способностей, недостаточная развитость которой делает невозможными занятия
музыкальной деятельностью как таковой. В.М.Теплов отмечал два значения термина
«музыкальный слух». Под «музыкальным слухом» в широком значении этого термина он
понимал как звуковысотный слух, так и некоторые другие его виды (тембровый,
динамический); в узком значении, речь должна идти только о звуковысотном слухе.
Поскольку звуковысотное движение является основным «носителем смысла» в музыке,
ведущую роль в ее восприятии и воспроизведении играет именно звуковысотный слух, без
которого невозможно никакое осмысленное восприятие музыки, тем более никакое
музыкальное действование.
Музыкальный слух – это способность воспринимать, представлять и осмысливать
музыкальные впечатления. Организованный и развитый музыкальный слух – это единая
сложная способность, направленная на целостное восприятие и интонирование
музыкального произведения (его фактуры и формы) как выражения идейно-образного
содержания.
Принято различать несколько типов и разновидностей музыкального слуха. По
способу и характеру восприятия музыки различают слух абсолютный и относительный.
Абсолютный и относительный слух как способности развились в соответствии с двумя
сторонами звуковысотных связей в музыкальном искусстве: с абсолютной высотой звука
(его местом в музыкально-звуковой системе, в музыкальном строе) и с относительной
высотой звука (его местом в звукоряде ладотональности).
Абсолютный слух значительно облегчает слуховую ориентировку в воспринимаемой
музыке. Музыканты, обладающие им, непосредственно узнают на слух тональность
произведения и легко следят за модуляционными сменами тональностей. Непосредственно
функционирующий абсолютный слух, не выявленный в начале общения с музыкой, может
проявиться позднее только в том случае, если задатки такой способности были
свойственны от природы, но почему-либо были не обнаружены ранее. В иных случаях
действие так называемого «абсолютного слуха» требует вспомогательных навыков и,
следовательно, уже не является абсолютным в подлинном смысле слова.
6
Музыкальный слух элементарно проявляется непосредственно под воздействием
внешних звуковых впечатлений. Способность на основании воспринятых ранее
впечатлений, при содействии памяти и воображения, внутренне, мысленно представлять и
переживать звуки и звуковые образы принято называть внутренним слухом. Даже
элементарное проявление музыкального слуха сочетает в себе внешнее впечатление и
внутреннее слушание. Тесное взаимодействие внешнего и внутреннего слуха можно
наблюдать в процессе слушания музыки, при чтении нот с листа, когда внутренний слух
как бы забегает вперед, предчувствует то звучание, которое логически последует за
реально звучащей в данный момент музыкой.
Внутренний слух может иметь разные степени произвольности. Слабо развитый
внутренний слух, находящийся в постоянной зависимости от внешнего слуха, не может
себя проявить без самопроверки во внешнем звучании; такой внутренний слух нуждается
в постоянной поддержке со стороны реальных звучаний. По мере развития внутренний
слух становится все более активным и самостоятельным.
Различают еще мелодический и гармонический слух. В данном случае речь идет не о
различных способностях, а о разном проявлении музыкального слуха по отношению к
мелодии и многоголосной фактуре: к гармонии, полифонии. В практике преподавания
приходится встречать учащихся, которые легко овладевают одноголосием, но с трудом
осваивают навыки слуховой ориентировки в многоголосии как гармонического, так и
полифонического склада. Причиной такого отставания гармонического слуха обычно
оказывается просто плохое знание гармонии и закономерностей многоголосия или
ограниченность музыкально-слухового опыта учащегося, то есть интонационного запаса
его памяти, состоящего в основном из одноголосной песенной музыки. Нередко обе
причины совпадают. Многолетней музыкально-педагогической практикой подтверждено,
что мелодический слух у детей развивается главным образом на занятиях пением и игрой
на музыкальных инструментах. Именно в пении диагностируется уровень развитости
репродуктивного компонента мелодического слуха.
Итак, мелодический слух развивается в онтогенезе как единая интегративная
система, для которой характерно взаимодействие перцептивного и репродуктивного
компонентов; их формирование идет от элементарных ко все более сложным
составляющим.
Развитие у детей музыкального слуха, и прежде всего его главной, интонационной
«составляющей», во многом зависит от направленности и организации тех видов
музыкальной деятельности, которые в данном случае являются приоритетными. К ним, в
7
первую очередь относится пение – один из основных и наиболее естественных видов
музыкальной деятельности дошкольников и школьников.
Интонационный слух есть способность различать в пределах интервальной зоны
интонационные зоны и воспроизводить голосом или на инструменте с нефиксированной
высотой звуков одну из интонаций этих зон.
Интонационный слух – слух, опирающийся на тембродинамические, агогические и
артикуляционные свойства музыки. Он возник еще тогда, когда древнейший человек не
мог пользоваться музыкальным звуком. Однако уже в ту пору человек, согласно данным
науки, воспринимал окружавший его звуковой мир вполне осмысленно и эмоционально.
Всякий звук для древнего человека был прежде всего семантичен, нес определенную
информацию о «намерениях» или б отношениях «объекта» к «субъекту»: гремел ли гром,
журчал ли ручей – все то вызывало к ответной реакции, побуждало к ответному действию,
являвшемуся логическим следствием полученной звуковой информации. Эти
фундаментальные качества слухового восприятия лежали в основе древнейших звуковых
сигналов, из которых впоследствии возникло музыкальное искусство. Воспринимая такие
сигналы и расшифровывая их значение, и формировался интонационный слух человека.
В силу своей глубочайшей генетической укорененности, интонационный слух с
большим трудом поддается развитию и строго консервативен.
Интонационно-слуховые ощущения – процесс отражения воспринимаемой
человеком действительности, направленный на содержательную сторону музыки. Его
составляющие – правильная интонация, чистое голосоведение, достаточная развитость
всех видов слуха. Грамотное развитие этих ощущений обеспечивает человеку все условия
для достижения успешных результатов в музыке.
Эмоциональная сфера тесно связана с интонационным аспектом, так как именно она
отвечает за проявление процесса восприятия. Ощущения являются начальной ступенью
чувственного познания, следовательно, слуховые ощущения в жизни человека занимают
одно из первых мест. Поэтому первоначальным этапом музыкального развития должно
служить развитие музыкально-интонационной сферы, как неотъемлемый компонент
комплексного воздействия на ученика.
В свою очередь трудноподдающийся развитию интонационный слух должен
развиваться поэтапно, учитывая возрастные особенности ученика, уровень сферы его
способностей, и быть адекватным используемым методам.
Интонационная сфера явлений музыкального искусства
8
Искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения
действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли:
имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески
преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Искусство
многогранно, это душа человека. Искусство – это богатейший мир прекрасных образов,
это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это
концентрация творческих сил человека.
Искусство, как и вся духовная жизнь человечества, развивается под воздействием
исторической действительности. Это проявляется в том, что степень и уровень развития
искусства не совпадают со степенью и уровнем развития экономики. Например, когда в
Англии появился Шекспир, в ней не наблюдалось хозяйственного расцвета; искусство и
философия в России XIX века достигли высокого развития, несмотря на экономическую
отсталость страны. Искусство, как форма общественного сознания, не только отражает
реальность, но и оказывает на нее обратное воздействие, что присутствует в некоторых
функциях искусства. Искусство выполняет следующие функции:
познавательную
(является
средством
просвещения
и
образования
людей. Информация, содержащаяся в искусстве, существенно пополняет наши
знания о мире);
мировоззренческую
(выражает
в
художественной
форме
определенные чувства и представления);
воспитательную (воздействует на людей через эстетический идеал,
позволяет
обогатиться
опытом
других
людей,
наделяет
художественно
организованным, обобщенным, осмысленным опытом);
эстетическую (формирует эстетические вкусы, потребности людей,
тем
самым
ценностно
ориентируя
их
в
мире,
пробуждая
творческий
дух,
творческое начало людей);
гедонистическую
(доставляет
людям
наслаждение,
делает
их
сопричастными творчеству);
коммуникативную (искусство передает информацию от поколения к
поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали);
прогностическую
(произведения
искусства
зачастую
обладают
элементами предвидения);
медико-оздоровительную
(например,
такое
воздействие
может
оказывать
музыка,
т.к.
сочетание
звуковых
сигналов
влияет
на
психику
и
состояние);
компенсаторное (влияние искусства на психику человека позволяет
ему выжить в самых трудных условиях).
9
Музыка в системе искусств занимает совершенно особое место. О ней говорят как о
наиболее чувственном среди искусств. Музыка – искусство, обладающее большой силой
эмоционального воздействия на человека. Именно поэтому, по мнению Д.Б.Кабалевского,
она может играть громадную роль в воспитании духовного мира человека.
Музыка окружает ребенка с первых дней жизни, воздействует на эмоциональный,
образный внутренний мир, расширяя и углубляя его. С одной стороны, общение с музыкой
открывает возможности для духовного становления личности и ее самовыражения, с
другой – коллективные виды музыкальной деятельности способствуют рождению и
развитию чувства сопричастности учащихся к музыкально-творческой деятельности, их
единению в процессе общения с музыкой.
Преобразующее воздействие музыкального искусства на личность учащихся
возможно в силу того, что оно придает творческий характер всем без исключения видам
музыкальной деятельности. В процессе творчества активно включаются эмоциональная,
интеллектуальная и волевая сферы личности школьника, которые и преобразуются в
процессе общения с музыкой как с искусством. И, будучи одной из его составляющих,
музыка дает возможность учащимся, не только познать специфику музыкального
искусства, но и искусства в целом. В историческом контексте развитие музыки неотделимо
от деятельного развития чувственных способностей человека – ход слухового освоения
человеком музыкального материала в изменяющихся культурных условиях составляет
наиболее фундаментальный уровень истории музыки.
Сущность музыкального искусства воплощается в интонации. Общеизвестно, что в
интонации «снимаются» акустические и физиологические стороны звукоизвлечений, и
музыка становится социальным фактором, средством общения людей. Категория
интонации тесно связана с музыкальным мышлением, а интонирование с проявлением
мысли. Интонация, которая, пронизывая все грани и уровни музыкального искусства,
выражает звуковую природу музыки, имеет неограниченное формальными рамками
функциональное значение.
Музыка – специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими
разновидностями (речь, инструментально-звуковая сигнализация и т. д.) её объединяет
способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и
служить средством общения людей и управления их поведением. В наибольшей степени
музыка сближается с речью, точнее, с речевой интонацией, выявляющей внутреннее
состояние человека и его эмоциональное отношение к миру путём изменений высоты и
других характеристик звучания голоса. Это родство позволяет говорить об интонационной
природе музыки.
10
О музыкальном искусстве говорят как о «наиболее чувственном среди искусств».
Поэзию или живопись, к примеру, невозможно воспринимать на уровне физиологических
реакций, музыка может не только восприниматься, но и воспроизводиться без включения
интеллекта, и горизонт такого слушания и музицирования достаточно широк
(медитативная практика отключения рационального мышления посредством
определённых напевов, танцы в дискотеке, пение больных с нарушениями речи и
расстройством логического аппарата).
Особый аспект специфики музыкального искусства — соотношение его временной
природы (любое музыкальное явление существует как необратимая последовательность
интонаций и интонационных комплексов) и художественно-смысловой целостности.
Первичный тип целостности в музыке представлен импровизацией
— процессом
музицирования, не имеющим функционально различимых средств для обозначения начала
и конца пьесы. Впечатление целостности в этом случае создаётся благодаря тому, что
элементы, составляющие импровизацию, интонационно родственны друг другу, будучи
вариантами исходной мелодической, ритмической, гармонической модели. Близка
импровизации вариационная форма, в которой, однако, различаются функции начала и
конца (тема и её вариации, иногда завершаемые возвращением темы). Наиболее сложный
тип музыкальной целостности представлен завершёнными музыкальными формами, в
которых функции начала, развития и завершения выражены специальными музыкальными
средствами (например, экспозиция, разработка, реприза в сонатной форме). В этих формах
звуковременной процесс членится на фазы, связанные друг с другом по типу причин и
следствий.
Восприятие таких форм предполагает активность слушательского внимания,
способного сравнивать, сопоставлять, удерживать в памяти прошлое и настоящее,
предвосхищать будущее развитие музыкальной мысли. В завершённых формах время
звучания обретает специфическую пространственность: способность «застывать» в логике
соотношения частей музыкального целого. Так возникает диалектика «формы-процесса» и
«окристаллизованной формы». Завершённость музыкального произведения, в свою
очередь, оборачивается процессуальностью в исполнительской интерпретации, которая
оставляет в памяти слушателя завершённый образ произведения. Он снова развёртывается
в процесс при знакомстве с другими исполнениями, трактовками, с различным
осмыслением данного произведения в критике.
Понимание происхождения первичной ячейки музыки – интонации, уяснение ее
генетических истоков и базовых характеристик, приводит нас к понятию интонационно-
мелодического слуха. Это способность человека воспринимать музыку не как ряд
11
хаотично и бессвязно чередующихся звуков, а как внутренне организованную
последовательность логично связанных, спаянных друг с другом интонацией,
объединенных в некую целостность, воссоздающих в совокупности своей тот или иной
художественный образ, передающих известное настроение и являющихся выражением
известного содержания в определенной форме.
Истоки музыкального мышления, если рассматривать их в генетическом плане,
восходят к ощущению-переживанию интонации. Это – исходная субстанция, первооснова
музыкально-эстетической реакции. «Музыка – интонация» – гласит лаконичная формула
Б.В.Асафьева. Понимаемая широко, интонация есть главный проводник музыкальной
содержательности, музыкальной мысли; она же – носительница художественной
информации, эмоционального заряда, душевного движения и т.д. Все в искусстве звуковых
образов – богатство выразительно-изобразительных средств, многообразие элементов
музыкальной речи – имеет интонационную основу.
Эмоциональная реакция на интонацию, проникновение в ее выразительную
сущность – предтеча, исходный пункт процессов музыкального мышления, однако еще не
само мышление. Это пока что не более чем первичное ощущение, перцептивный отклик,
можно сказать, изначальная форма ориентировки в сфере звуковой выразительности. Но
поскольку мышление в большинстве его разновидностей ведет начало, как правило, от
ощущения, от внешнего или внутреннего «толчка», необходимо признать ощущение
музыкальной интонации своего рода сигналом, импульсом к любым музыкально-
мыслительным действиям. Все они опираются, в конечном счете, на способность человека
чувственно воспринимать выразительный смысл музыкальной интонации, эмоционально
«откликаться», реагировать на нее.
Дальнейшие более высокие формы отражения музыкальных явлений в сознании
человека связаны с осмыслением конструктивно-логической организации звукового
материала. Лишь когда интонации определенным образом обработаны, скомпонованы,
сведены в ту или иную структуру, лишь тогда они обретают возможность
трансформироваться в язык музыкального искусства. Ибо, как справедливо замечено
О.В.Соколовым, «отдельные элементы музыкального языка – интонация, гармоническая
последовательность или ритмический рисунок – не могут существовать даже в
воображении композитора «вне времени и пространства».
Интонация – единство содержательного и выразительного. Интонация представляет
собой единство содержательной и выразительной сторон, в котором средства выражения
выступают способом существования смысла во внешнем мире. Ее можно рассматривать
как с внутренней стороны (интонационных значений), так и со стороны средств
12
выражения (специфических для каждого вида искусства физических, структурно-
аналитических характеристик). Даже незначительные изменения со стороны
аналитической формы способны привести к существенному искажению общей интонации.
Рассмотрев природу интонации в музыке как коренящуюся в жизненном опыте и
динамике тела человека, при этом двойственную, благодаря необходимости
«аналитической формы», В.В.Медушевский создал свою типологию музыкальных
интонаций. Он предложил также и определение интонации – в духе своих представлений:
«скрепленное энергиями смысла нерасторжимое единство всех сторон звучания,
опирающееся на интонационно-речевой, двигательно-пластический опыт и стоящий за
ним опыт духовной жизни, по масштабу соотносимое с речевой синтагмой (дыхательно-
ритмически-смысловое единство), в сфере аналитической – с мотивами и фразами». Итак,
в отношении всегда трудного вопроса о границах интонации автор формулировки сразу же
указывает на подобие мотивам и фразам. Добавляет, что это может быть и один звук, а
также звуковая вертикаль.
Типологию интонаций В.В.Медушевский строит на основе нескольких, им
выведенных принципов. Принцип 1-й – размежевание конкретной и обобщенной
интонации. Конкретная – та, которую можно вычленить из произведения, но, впрочем,
исполнить по-разному. Обобщенная интонация особенно примечательна – например,
«бетховенская» или «радостная». Ее сыграть или спеть нельзя. Принцип 2-й – по типу
жизненных истоков: интонации речевые, моторные, изобразительные и т.д. Принцип 3-й –
по формам культуры, включая стиль и жанр: интонации джаза, рока, церковной музыки,
армянские, былинные, маршевые и т.д. Принцип 4-й – тематические, в соответствии с
эстетическими делениями на возвышенное, трагическое, комическое и др.
И в связи с конкретизацией интонаций В.В.Медушевский входит в новации
психологии и нейрологии. Он ставит парадоксальные вопросы, противоречащие таким
ходячим банальностям, как тезис «музыка – временное искусство». В человеческом
мышлении, восприятии существует и развертывание, и сжатие музыкального образа. «Он
сжат в исходном композиторском замысле и в воспоминании слушателя о прослушанном
сочинении. Развернут же в момент непосредственного контакта композитора,
исполнителя, музыковеда и слушателя со звучащим или мысленно интонируемым
произведением». Характерный вопрос исследователя – «Как пианист держит в уме
«Аппассионату», идя к роялю, чтобы сыграть ее?» Отталкиваясь от положений
нейрологии, Медушевский снова апеллирует к работе полушарий мозга. Поскольку
интонационная сторона музыки укоренена в правом полушарии, то оно и осуществляет
одномоментные, симультанные синтезы. А левое, ответственное за осознание временных
13
процессов, контролирует процессуальное развертывание. Правда, учитывая более сложные
функции полушарий, ученый не упускает из виду участие в одномоментности и
«аналитической формы».
Итоговой сферой научных инноваций В.В.Медушевского можно считать разработку
им музыкальной интонации. Понятие это после освоения трудов Б.В.Асафьева на
огромном культурном пространстве музыкального сообщества стало общеизвестным,
научно «закрытым» и не предполагающим какого-либо развития. Однако само открытие
Б.В.Асафьева на фоне мирового теоретического музыкознания было столь качественно
новым и глубоким, что оно и таило в себе выходы в смежные области науки –
языкознание, семиотику, нейропсихологию. И поскольку его «интонация» была самобытно
русским явлением, до сих пор не усвоенным во многих странах мира, то ее новаторское
научное углубление В.В.Медушевским могло возникнуть также только на российской
(русскоязычной) музыковедческой почве. Образовалась цепочка двух принципиальных
открытий в одной и той же стране. Новое направление научной мысли состояло в
объяснении музыкальной интонации с подключением к нейрологии, законам деятельности
человеческого мозга – одной из самых передовых областей в науке в целом.
Развитую в новаторских направлениях интонационную теорию В.В.Медушевский
связал со спецификой самой природы музыки. Он подметил, что в этом искусстве не
разделяется объект и субъект, изображаемое и переживаемое: «правильно воспринять
музыку – значит пожить ее волнующей и сложной жизнью, а не просто принять к
сведению». Всем известное «заражение эмоциями» музыки – это поиск и нахождение
самого себя.
Роль восприятия музыки в общей культуре человека многогранна. Восприятие
произведений искусства музыки в процессе получения дополнительного музыкального
образования школьниками массовым порядком можно использовать не только на уроках
музыки, но и на других гуманитарных дисциплинах. Дополнительное музыкальное
образование развивает музыкальное восприятие, обеспечивает использование игровых
приемов при обучении. Можно сказать, что использование музыкальной игры при
получении музыкального дополнительного образования на занятиях создает атмосферу
непринужденности и творческой активности, способной повысить продуктивность
учебного процесса.
Дополнительное музыкальное образование является предметом пристального
внимания системы дополнительного образования детей и юношества. В настоящее время в
сфере музыкального образования, как государственного, так и частного, появились лицеи
искусств, центры эстетического воспитания, в которых музыка, как часть программы,
14
осваивается в комплексе с различными видами искусств. Дополнительное музыкальное
образование организует свою образовательную деятельность таким образом, чтобы
музыкальное восприятие музыки присутствовало не только как самостоятельный вид
искусства, но и как составная часть других ее видов.
Структура дополнительного образования основывается на формах и методах,
характерных для общего музыкального образования. Среди этих подходов такая область
как музыковедение. Наибольшую значимость для педагогов имеют такие подходы как,
жанровый, стилевой и интонационный.
Жанровый подход к анализу музыкального произведения ориентирует исследователя
на познание жанрового облика авторской концепции, выступающей как интерпретация
идей и проблем соответствующей эпохи. Познание концептуальности музыкального
явления следует начинать с осмысления жанровой концепции, так как авторская
концепция всегда является интерпретацией жанровой и выступает в качестве особенного
по отношению к последней. Реализуя жанровый подход, педагог-музыкант должен
ответить на ряд вопросов: где исполняют? (большой или малый концертный зал, эстрада
или оперная сцена), кто исполняет? (состав и численность исполнителей, участие голосов,
инструментов), для кого исполняют? (состав аудитории, музыкальные вкусы), для чего
исполняют? (прикладное значение), что исполняется? (содержание произведения). Все эти
аспекты объединены содержательной стороной жанра как наиболее важной из всех.
Жанровая типизация является одним из инструментов структурирования содержания
программного музыкального материала для общеобразовательной школы. Разные
варианты жанровой классификации определяют различные пути выстраивания учебного
материала. Для того чтобы учащиеся глубже понимали произведения серьезной музыки,
необходимо привлекать их внимание к языку модифицированных первичных жанров.
Именно они предлагают новое понимание жизненных явлений через быструю реакцию на
меняющиеся условия окружающей действительности. Тем самым прикладные жанры
стимулируют обогащение духовного опыта школьников, совершенствование их
личностно-музыкальной культуры.
Музыкальный стиль как семиотический объект обусловлен целостностью
мировосприятия и связан с системой выразительных средств, а в качестве особого
музыкального своеобразия присущ музыке определенной исторической эпохи,
национальной композиторской школе, творчеству отдельных композиторов. Проявляясь в
конкретных признаках, музыкальный стиль, однако, не сводим к ним. Его сущность есть
не механический набор примет, а «живое единство», «интонируемое мироощущение». В
каждом аспекте рассмотрения музыкальный стиль – это определенное единство, система,
15
целостно констатирующая отдельное произведение, творчество конкретного композитора,
национальную школу или художественную эпоху.
Стилевой подход к анализу музыкального произведения требует определения,
прежде всего, инвариантной константы стилевой структуры. Причем необходимо
учитывать, что стиль «проявляет себя решительно во всем; он континуален в рамках
произведения, разлит на всем его художественном пространстве и обнаруживает себя как в
большом, так и в малом». Целью музыкально-педагогического стилевого подхода к
анализу музыкальных произведений является раскрытие общего в индивидуальном,
инвариантного в вариативном через выявление типического в применяемых
выразительных средствах. Это требует многократного возвращения на музыкальных
занятиях к творчеству отдельного композитор, отдельной композиторской школы и эпохи в
зависимости от того стиля, изучение которого предусмотрено школьной программой.
Таким образом, познавая музыкальный стиль как одну из совершенных форм целостной
художественной культуры человечества, педагог (а вместе с ним и обучающиеся)
осмысливает историю и теорию музыкальных стилей как историю развития человеческого
мировоззрения, ценностей и идеалов в художественно значимых формах и способах
выражения этого духовного содержания.
Сущность интонационного подхода состоит в его ориентации на содержательную и
социальную стороны реального интонирования. Интонационный анализ всегда
осуществляется на уровне специфически музыкального содержания, так как идет не
столько от нотного текста, сколько от сущности музыки как искусства интонирования, то
есть специфической человеческой деятельности.
Интонационный подход в области педагогики музыкального образования
реализуется для решения проблем, связанных с вопросами «вхождения» в музыку, ее
восприятия как «живого» искусства. При этом актуализируются такие аспекты
интонационной теории, как:
выявление общего и особенного в музыкальной и речевой
интонациях;
определение типов интонаций на основе их семантических функций
(выразительные, изобразительные) и эмоционально-образного строя (лирические,
героические и т.д.);
осмысление интонации как «звукокомплекса», объединяющего все
средства выразительности в единстве содержания и формы.
Таким образом, отправная точка и одновременно цель интонационного подхода в
условиях музыкальных занятий к познанию музыкального явления – это эмоциональное
16
постижение-переживание школьниками музыкальной интонации, проникновение в ее
экспрессивно-психологическое содержание. В свою очередь, чем глубже и содержательнее
интонационно-смысловое проникновение школьников в художественно-образную сферу
произведения, тем совершеннее и выше оказывается их музыкальное восприятие и
наоборот. А в качестве фундаментального условия реализации интонационного подхода
выступает активизация музыкально-слуховой деятельности учащихся вкупе с ее
напряженностью и инициативностью. Так как по инертному слуховому восприятию не
дано прочувствовать во всей полноте выразительность музыкальных интонаций.
Формы и методы интонационно-слухового развития участников вокального
ансамбля
Музыкально-воспитательный процесс в условиях детского вокального ансамбля
должен регулироваться комплексом общепедагогических и музыкально-педагогических
методов работы коллектива. Традиционная классификация методов обучения, берущая
начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних
условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний.
Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово.
Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: по
количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебных занятий и т.д. По
первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и
индивидуальные формы обучения. По месту учебы различаются школьные и внешкольные
формы. По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин),
спаренное занятие (90 мин).
В работе вокального ансамбля очень важно использовать индивидуальную форму
работы, так как уровень развития детей разный, к тому же неудачи новичка могут быть
обусловлены стеснением, чего удастся избежать, пообщавшись тет-а-тет с руководителем.
Групповая форма дает возможность объединить несколько учеников одного уровня или с
одной проблемой. С помощью общей коллективной формы руководитель имеет
возможность собрать ансамбль воедино и поработать уже непосредственно над
художественной стороной, так как все технические недочеты были устранены в работе с
вышеуказанными формами. Рекомендуется также использовать в работе диагностическую
форму работы – для адекватного выстраивания системы музыкально-педагогических
воздействий учителя.
Теперь рассмотрим группы методов, направленных на развитие интонационно-
слуховых ощущений через призму общепедагогических методов. Словесный метод
17
проявляется в изложении ребенку сущности предстоящей работы, настройке его на
правильную интонацию, ее характер. Словесный метод имеет универсальный характер.
Педагог с помощью слова организует внимание детей, передает им определенные знания о
музыке, композиторах, поясняет прослушиваемые музыкальные произведения, углубляет
восприятие детьми музыки, делая его более образным, осмысленным, тем самым развивая
эмоционально-образную сферу и представления об интонации. Разновидности словесного
метода: беседа, рассказ, пояснение, разъяснение. Яркая живая речь педагога и детей на
музыкальном занятии должна реализовываться в поэтических сравнениях, метафорах,
эпитетах, характеризующих связи музыкальных образов с жизнью. Важно для педагога
умение с правильной интонацией, пробуждающей в детях интерес к разучиваемому
произведению, показать основные моменты предлагаемого музыкального материала.
Главные направления реализации словесного метода:
• характеристика эмоционально-образного содержания музыки;
• активное использование «словаря эмоций» для углубления восприятия музыки,
обогащения речи детей;
• подведение школьников к пониманию к тому, что музыка – не только веселая и
грустная, но и может выражать разнообразие эмоциональных оттенков: нежность,
взволнованность, торжественность, светлая грусть и т.д.
Наглядно-слуховой – ведущий метод музыкального воспитания, так как без него
неосуществимо восприятие музыки. Поэтому музыкальный материал должен быть
выразительным, ярким, художественным, чтобы вызвать у детей сопереживание музыки,
ее эмоциональное восприятие. Наглядно-слуховой метод осуществляется способом
непосредственной демонстрации педагогом музыкальной фразы с желаемой интонацией и
характером звучания.
Практический метод осознанно реализуется в вокальной деятельности ребенка.
Практический метод направлен на освоение детьми различных видов музыкальной
деятельности: обучение пению (в сочетании со словесным и наглядным) через показ
приемов дикции, правильного дыхания, точной интонации, звукообразования; освоение
музыкально-ритмических движений через их выразительный показ; игра на музыкальных
инструментах через освоение способов и приемов игры на них.
Перейдем к рассмотрению музыкально-педагогических методов, направленных на
развитие музыкально-слуховых ощущений:
метод эмоционально-ценностного отношения к музыке. С помощью этого метода у
ребенка развивается музыкальный вкус, он научается ценностному отношению, поиску
позитивной интонации в музыке;
18
метод уподобления характеру звучания в различных вариантах (моторно-
двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое). Исходя из концепций
Б.В.Асафьева, В.В.Медушевского, о том что «интонация» распространяется практически
на все явления и факты, можем предположить, что этот метод является одним из важных в
становлении музыкальной культуры учеников. Моторно-двигательное уподобление
осуществляется через внешнюю демонстрацию педагогом характера эмоциональной
интонации. Тактильное – через подстукивание. Словесное – это когда в процессе
репетиции руководитель просит давать ответы на свои вопросы в образе, характерном
данному произведению. Мимическое – проявляется в выражении глаз, улыбке, положении
бровей;
метод композиций 1-ю часть пьесы учащиеся адекватно интонируют в процессе
вокальной деятельности, 2-ю – слушают, 3-ю часть исполняют с помощью пластического
интонирования, то есть ученик адекватно интонирует в процессе вокальной деятельности;
метод создания проблемных ситуаций. Руководитель должен давать творческие
задания. Например, ставить песню без слов, не говоря название, чтобы дети с помощью
своих интонационно-слуховых ощущений связали с художественным образом, потом –
прослушивание со словами, и в завершение, руководитель говорит название и приступает
к анализу, обсуждению интонационно-слуховой сферы;
сравнения (сходства и различия), анализа и обобщения. На первом этапе
знакомства с музыкальным произведением включается сфера ощущений, потом
происходит рефлексия, и корректировка.
На развитие музыкально-слуховых ощущений в значительной мере влияет
сольфеджирование. Вокал дает чувство высоты. Подпевание – форма проявления
слуховых представлений. Методы:
пропевание одного из 2-х, З-х, 4-х голосов;
небыстрое чтение с листа;
пропевание целиком основных тем и мотивов.
Для развития интонационного компонента музыкально-слуховых ощущений на
начальном этапе можно использовать упражнение «Лесенка» (воспроизведение мелодии,
следуя за указкой, рукой). Этот метод подготавливает к пению по нотам — метод
относительной сольмизации. Пение с листа – один из важнейших практических навыков.
Он вырабатывается постепенно. В процессе работы особое внимание нужно уделять
развитию навыков внутреннего интонирования. Перед началом пения исполняемый
пример необходимо проанализировать. Очень важна настройка в данной тональности.
19
Развитие интонационного слуха начинается с распевания. Материалом для
распевания могут служить русские народные песни. В них содержатся богатейшие
возможности для вокального развития детей (кантилены, полетности, звонкости, дикции,
выразительности).
В основе навыка внутреннего интонирования лежит «тривиальное» пение вслух и
всевозможные вокально-интонационные упражнения. Направленность этих упражнений
должна быть несколько иная, нежели направленность чисто вокальных упражнений. Если
последние направлены, прежде всего, на качество «внешнего» звучания, то для нас важно,
напротив, «внутреннее» звучание голоса, а отсюда и роль упражнений на «тихое пение»,
пение с «закрытым ртом», «беззвучное пение». Особое же значение для развития
первоначального навыка вокально-интонационной координации имеет «эмоционально-
выразительное» пение – именно здесь запрятан психологический механизм, позволяющий
не только «вытянуть» интонацию из закоренелого «гудошника», но и перевести мышление
из плоскости «последовательного набора звуков» в плоскость их цельного ощущения и
осмысления. А поэтому и так важно сохранить принцип выразительного пения не только
при пении песен с поэтическим текстом, но и, что особенно важно, при собственно
сольфеджировании.
Таким образом, развитие навыка музыкального интонирования здесь
рассматривается не только в форме определения различного рода элементов ладовой
системы или созвучий, но значительно шире – развитие всех сторон музыкального слуха,
так или иначе связанных с музыкальной деятельностью.
Помимо рассмотренных выше способностей различения высотной, ритмической и
динамической составляющих музыкального звука мы должны особое внимание уделить и
другим методам развития «интонационно-слухового представления»:
1) Интонационный анализ – навык определения и анализа интонационного
сочетания звуков (как правило, двух). Здесь можно вычленить как минимум три этапа
развития: элементарную способность различения по высоте двух звуков (второй выше,
ниже или равен первому), интонационное сравнение (второе звукосочетание шире, уже
или равно первому – в формах последовательного и одновременного сочетания) и
«абсолютное» определение мелодического интервала.
2) Анализ звуковых фраз – один из наиболее объемных разделов слухового анализа,
включающий в себя обширную группу упражнения вплоть до написания полноценных
музыкальных диктантов.
3) Анализ созвучий – одна из наиболее сложных в слуховом анализе задач:
определение числа звуков в созвучии, вычленение каждого из звуков по степени
20
сложности – верхний, нижний, средние, – определение наиболее употребляемых созвучий
по их сонантности.
4)
Анализ голосоведения – способность различать направление и формулировать
логику движения голосов в последовательностях интервалов или аккордов.
5)
Ладовый анализ – определение объектов как элементов какой-либо ладовой
структуры. Это, несомненно, самый объемный раздел слухового анализа, включающий в
себя и функциональный анализ гармонии. Преследуется выработка навыка формирования
«настройки» слуха на определенный лад или тональность, то есть, способность различать,
является тот или иной звуковой объект элементом ладовой системы или выходит за ее
пределы. По отношению к отдельным звукам можно также определять, какой именно
ступенью лада они являются.
6)
Слуховой анализ объектов методом ассоциирования сонантности. Имеется в
виду – определение звуковых объектов по их «окраске», воспринимаемой
«непосредственно». Подобная методика слухового анализа рассматривается здесь как
«надстройка» над методом анализа через внутреннее интонирование. При этом нужно
иметь в виду, что определенные элементы восприятия и анализа звуковых объектов по их
окраске могут в том или ином виде присутствовать и уже на ранних этапах работы над
развитием навыка слухового анализа. В частности, уже интонационный анализ достаточно
быстро переходит в плоскость ощущения интонации как краски. С другой стороны,
некоторые более сложные объекты, например септаккорды и нонаккорды интонационно
«исследовать» на первом этапе значительно сложнее.
Метод мысленного или внутреннего пения один из основных в практической
вокальной работе. Использование мысленного пропевания даже на первом этапе
вокального обучения имеет смысл. В подобном случае этот метод выполняет роль
активизации слухового внимания, направленного на восприятие и запоминание звукового
эталона. Он подготавливает почву для более успешного вокального обучения, но не
подменяет вокальную тренировку, так как научиться правильно интонировать и
воспроизводить звук можно только в процессе самого пения.
Использование метода внутреннего пения связано с такими видами психической
деятельности, как музыкально – слуховые представления (не только высоты тона, но и
всех вокально-исполнительских компонентов). Музыкальные и эмоциональные
выразительные представления во время пения, неизбежно изменяют ритм певческого
дыхания в соответствии с музыкальной фразировкой, вызывая ощущение певческой
опоры, внутренней мышечной активности певческого аппарата. Мысленное пение учит
внутренне сосредоточиться, предохраняет голос от переутомления при необходимости.
21
Многократное повторение с целью заучивания и тренировки, развивает творческое
воображение, которое необходимо для большей выразительности исполнения, слуховое
внимание делает направленным. На занятиях в вокальном ансамбле можно использовать
следующий методический прием: при демонстрации руководителем образца исполнения
вокального произведения, поющий должен внимательно слушать аккомпанемент и
мысленно пропевать с активной, хотя и беззвучной артикуляцией. Это активизирует
мышечный аппарат всего голосообразующего комплекса, включая и дыхательную
мускулатуру.
Таким образом, упражнения на развитие интонационной сферы можно считать
основой формирования вокально-слуховых представлений и совершенствования слухо-
двигательных связей. Их надо рассматривать как один из наиболее оптимальных,
эффективных методов повторения, разучивания, исполнительного совершенствования
вокального репертуара, усвоения новых вокальных приемов или трудно интонируемых
оборотов в пении.
Эффективность развития интонационно-слуховых ощущений зависит от многих
факторов, главным из которых является – использование педагогом всего спектра методов,
как общепедагогических, так и музыкальных.
Путь художественного развития личности связан с формированием
интонирующей структуры, обеспечивающей постижение сути в искусстве, развитие
целостной способности воспринимать и порождать произведение как определенное
художественное сообщение. Любые частные способности – перцептивные, когнитивные и
интеллектуальные, необходимые для осуществления художественной деятельности, только
тогда становятся художественными, когда они включены в эту деятельность.
Музыка в системе искусств занимает совершенно особое место. О ней говорят как о
наиболее чувственном среди искусств. Музыка – искусство, обладающее большой силой
эмоционального воздействия на человека. Музыка окружает ребенка с первых дней жизни,
воздействует на эмоциональный, образный внутренний мир, расширяя и углубляя его.
Сущность музыкального искусства воплощается в интонации. Истоки музыкального
мышления, если рассматривать их в генетическом плане, восходят к ощущению –
переживанию интонации. Это – исходная субстанция, первооснова музыкально-
эстетической реакции. Интонация представляет собой единство содержательной и
выразительной сторон, в котором средства выражения выступают способом
существования смысла во внешнем мире.
Разнообразные музыковедческие исследования ориентированы, в первую очередь,
интонационной сущностью музыкального искусства. Поэтому даже доминирование на
22
определенном аналитическом этапе какой-либо иной ориентации (жанровой, стилевой,
тематической и т.д.) окрашено принципиальным интонационным контекстом или
открытым коррелированием с принципами интонационной теории музыки.
Интонационно-слуховые ощущения – это процесс отражения реакции
эмоциональной сферы на воздействия внешней среды, при прослушивании музыки, при
интонировании музыкальных фраз, при анализе художественной стороны произведения.
Интонационный метод, как один из ведущих в развитии интонационно-слуховых
ощущений, перспективен для изучения и описания творческих процессов в единстве
смысловых и выразительных характеристик. Для его успешной реализации необходимо
использование как общепедагогических методов (словесный, наглядно-слуховой,
практический), так и музыкальных, таких как метод сольфеджирования, внутреннего
интонирования, метод композиций, уподобления, эмоционально-ценностного отношения к
музыке. Очень важным в развитии интонационно-слуховых ощущений является
распевание.
Таким образом, используемые принципы, методы, приемы и формы организации
интонационно-слуховой деятельности детей взаимодополняют друг друга, обогащая
процесс музыкального воспитания, создают максимально благоприятные условия для
развития музыкальных способностей детей, эстетического вкуса, потребности в музыке.
23
24