Автор: Петрова Наталья Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Яснополянская средняя общеобразовательная школа" имени Григория Ивановича Лещенко
Населённый пункт: Прокопьевский район, п. Плодопитомник
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Раздел: начальное образование
Литературное чтение
Тема раздела: Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком.
Тема: Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Звуковой ряд: песни «Маленький принц»
Презентация: Microsoft PowerPoint.
Цели:
Для учителя: учить размышлять и осмысливать философские и эстетические проблемы произведения; на основе анализа
литературного произведения способствовать формированию положительных черт характера, чувства ответственности за
свои поступки; развивать читательский интерес.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся анализировать литературное произведение, выражать своё отношение к героям, событиям, языку
произведения, читать по ролям; получат возможность научиться воспринимать литературу как вид искусства.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: самостоятельно формулируют тему, проблему и цель урока.
Познавательные: пользуются изучающим видом чтения; излагают содержание прочитанного.
Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Личностные: понимают необходимость обучения, важность чтения для современного человека.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
Организационный
момент
Слайд № 1
Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы.
- Над каким разделом мы с вами работаем? (Что делает человека
человеком)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
Личностные результаты
1.Формируем
мотивацию
к
обучению
и
целенаправленной
познавательной деятельности
.
Ι. Актуализация
знаний.
Слово учителя об
авторе (или
сообщения детей)
Слайд №2
Слайд №3,4
(Об авторе)
- Какое произведение из этого раздела мы с вами прочитали?
(Сельма Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями)
- Что помогло стать Нильсу человеком? (любовь к природе, забота о
животных, стремление помочь им)
Сегодня мы продолжим работу над этим разделом.
- А в этом нам поможет добрый, мудрый человек – французский
писатель Антуан де Сент-Экзюпери и главный герой его повети-
сказки.
- Тема нашего урока – Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький
принц».
- Какие цели и задачи вы поставите перед собой сегодня на уроке?
Совершенствовать навыки чтения
Высказывать своё отношение к прочитанному.
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Развивать речь, внимание, воображение, память.
Выяснить: что помогает человеку стать человеком
«Маленький принц» - это наиболее известное произведение
Антуана де Сент-Экзюпери. Рисунки в книге выполнены самим
автором и не менее знамениты, чем сама книга.
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность действий на
уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе работы
с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Познавательные УУД
1.
Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
Самостоятельное
чтение первой
части
Выборочное чтение
Работа в группах
Работа над текстом
Работа в парах
Слайд№5
Работа со
словарями
(кокетка)
(Самостоятельное чтение)
- Назовите жанр произведения? Докажите. (Сказка)
- Каков характер сказки? (философский, грустный, с элементами
юмора).
- Что вы узнали о маленьком принце?
- Найдите слова на цветном фоне. Проверьте, они относятся к
одному и тому же растению или к разным?
- Почему автор не называет этот цветок?
- А вы его узнали? (роза) По каким приметам? (много лепестков,
шипы, аромат)
-
Найдите и прочитайте описание того, как бутон готовится
стать цветком.
-
Какие
приёмы
использует
автор,
чтобы
описание
было
выразительным? (олицетворение, сравнение и повторы, найдите
их в тексте)
- Следующее задание будем выполнять в парах.
- Перед вами на столе различные слова. Найдите среди них те,
которые
относятся
к
характеру
розы
и
принца.
Будьте
внимательны! Некоторые слова будут лишними.
На столах слова: кокетлива, привязан, капризна, заботлив,
обидчива,
терпелив,
горда,
обижен,
нескромная,
несчастный,
виноватый, храбрый, весёлый, злой)
подробно пересказывать
небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и
учителя.
3. Ориентироваться на развороте
учебника.
4. Находить ответы на вопросы в
тексте, иллюстрациях, работать
со словарями
Коммуникативные УУД
1
. Развиваем умение слушать и
понимать речь других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и в
группах.
Физминутка
« Ро з ы »
( з ву ч и т
музыка)
Слайд№6
Чтение по ролям
РОЗА ПРИНЦ
КОКЕТЛИВА ПРИВЯЗАН
КАПРИЗНА ЗАБОТЛИВ
ОБИДЧИВА ТЕРПЕЛИВ
ГОРДА ОБИЖЕН
НЕСКРОМНАЯ НЕСЧАСТНЫЙ
ХРАБРЫЙ ВИНОВАТЫЙ
(проверка на доске)
- Почему маленький принц не считал себя одиноким? (у него была
роза, он заботился о ней)
- Считал ли маленький принц розу своим другом? (нет, он ещё не
понимал этого)
- Как вы думаете, а Роза любила Принца?
(да, но она не умела правильно показать свою любовь. Если дети сразу
не смогли ответить на этот вопрос, то оставить его на конец урока)
-
Почему
маленький
принц
отправляется
путешествовать? (он
обижается на цветок, не понимая, что все капризы лишь для того,
чтобы обратить на себя внимание)
- Встали из-за парт. Отдохнём стоя и посмотрим картинки.
-
Найдите
сцену
прощания.
Прочтите
сцену
и
приготовьтесь
прочитать по ролям.
- Правильно ли поступил Принц, когда ушёл?
- Как вы думаете, он вернётся? А вы хотели бы этого?
- Назовите главную мысль, идею этого произведения. (Произведение
заставляет
задуматься
над
жизнью,
в
ней
много
размышлений
о
дружбе, преданности, об отношениях людей.)
Вывод: сказка «Маленький принц» была написана очень давно, но до
сих пор люди её читают. По сюжету этой сказки были созданы
мультфильмы,
кукольные
фильмы,
мюзикл,
музыкальный
спектакль, балет.
Музыка
Слайд№7
Слайд №8
- В первом классе на уроке музыки, мы выяснили, из чего состоит
музыка.
- Кто помнит? (Любая музыка состоит из сочинения (композитор),
исполнения (исполнитель) и слушания (слушатель))
Написанная, но исполненная музыка ещё не музыка.
Написанная, исполненная, но никем не услышанная музыка тоже не
вполне музыка.
«Настоящей
музыкой
музыка
становится
лишь
тогда,
когда
она
написана, исполнена и услышана. Музыка существует для людей, а не
только для тех, кто её сочиняет и исполняет» Д. Кабалевский
Звучит песня “Маленький принц”
музыка Микаэла Таривердиева,
слова Николая Добронравова
Исполняет Елена Камбурова (первая исполнитель этой песни)
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
4.Слушать и понимать музыку
Рефлексия
Слайд№9
- Чем вам понравилась сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький
принц»?
- Вспомните ещё раз на цели, которые вы поставили в начале урока. -
Достигли мы их или над чем-то придётся поработать?
- Маленький принц говорил: «…у каждого человека – свои звёзды.
Одним, - тем, кто странствует, они указывают путь, для других – это
просто маленькие огоньки». Позже вы отправитесь осуществлять свои
мечты, и я хочу, чтобы на вашем жизненном пути были звёзды, которые
указывают путь.
- Спасибо, за урок!
А
в
заключении
нашего
урока
разрешите
подарить
вам
маленькие
открытки, которые будут вам напоминать о принце, о розе , об его
отношении к своей планете и друзьям.
ΙV. Домашнее
задание
Написать письмо «Возвращайся, Маленький принц!».