Напоминание

Выполнение практических работ по дисциплине "География"


Автор: Петрова Елена Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П.Романова
Населённый пункт: город Прокопьевск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Выполнение практических работ по дисциплине "География"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОКОПЬЕВСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМ. В.П. РОМАНОВА

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

______________ Т.В. Ломан

«___»____________2016 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению практических работ

по дисциплине «География»

для студентов специальности

38.02.07 - Банковское дело

СОГЛАСОВАНО

Председатель

Цикловой комиссии

естественно-научных и

общетехнических дисциплин

_________________ С.В. Жигалова

«____» ___________ 2016 г.

Должность

Фамилия/Подпись

Дата

Разработа

л

Преподаватель

Петрова Е.С.

Версия: 1.0

стр. 1 из 16

Содержание

Введение

3

Тематика практических работ

6

Приложение 15

Литература

16

Версия: 1.0

стр. 2 из 16

Введение

Настоящие Методические рекомендации по выполнению практических работ

по дисциплине «География» предназначены для студентов первого курса

специальности 38.02.07 - Банковское дело.

Студент должен выполнить практические работы в объеме 16 часов.

В ходе выполнения практических работ по дисциплине «География»

обучающиеся должны овладеть следующими знаниями:

З1. основные географические понятия и термины; традиционные и

новые методы географических исследований;

З2. особенности размещения основных видов природных ресурсов, их

главные месторождения и территориальные сочетания; численность и

динамику

населения

мира,

отдельных

регионов

и

стран,

их

этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни

населения, основные направления миграций; проблемы современной

урбанизации;

З3. географические аспекты отраслевой и территориальной структуры

мирового

хозяйства,

размещения

его

основных

от р а с ле й;

географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия

по

уровню

социально-экономического

развития,

специализации

в

системе

международного

географического

разделения

труда;

географические аспекты глобальных проблем человечества;

З4. особенности современного геополитического и геоэкономического

положения

России,

ее

роль

в

международном

географическом

разделении труда;

умениями:

У1. определять и сравнивать по разным источникам информации гео-

графические

тенденции

развития

природных,

с о ц и а льн о -

экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

У2. оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и

регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и

территориальной

концентрации

населения

и

производства,

степень

природных,

антропогенных

и

техногенных

изменений

отдельных

территорий;

У3. применять разнообразные источники географической информации

для

проведения

наблюдений

за

природными,

с о ц и а л ь н о -

экономическими

и

геоэкологическими

объектами,

процессами

и

явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

У 4 .

с о с т а вл я т ь комплексную

географическую

характеристику

регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие

карты,

модели,

отражающие

географические

закономерности

различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

У5. сопоставлять географические карты различной тематики.

В ходе выполнения практических работ обучающийся должен освоить общие

компетенции:

Версия: 1.0

стр. 3 из 16

ОК

1.

Понимать

сущность

и

социальную

значимость

своей

будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы

и

способы

выполнения

профессиональных

задач,

оценивать

их

эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести

за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и

личностного развития.

ОК

5.

Использовать

информационно-коммуникационные

технологии

в

профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, потребителями.

ОК

7.

Брать

на

себя

ответственность

за

работу

членов

команды

(подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного

развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение

квалификации.

ОК

9.

Ориентироваться

в

условиях

частой

смены

технологий

в

профессиональной деятельности.

Каждая работа практикума содержит подробное описание (цель, порядок

выполнения работы и её оформление).

Практические работы выполняются в отдельной тетради (в клеточку).

Таблицы, графики, схемы чертят простым карандашом с помощью линейки.

Контурные карты заполняют карандашом или гелевой ручкой печатными

буквами.

Если надпись не умещается на карте, делают сноску в условные обозначения.

Страны

и

регионы

на

контурной

карте

закрашивают

и/или

штрихуют

цветными карандашами.

Все знаки и символы, нанесенные на контурную карту, расшифровывают в

графе «Условные обозначения».

Работы выполняются аккуратно, разборчивым почерком.

Практическая

работа

выполняется

в

аудитории

за

отведенное

учебным

планом

время.

Если

студент

не

уложился

в

урочное

время,

возможно

выполнение работ дома, но оценка будет снижена на балл.

Критерии оценки.

«5» - правильно, грамотно выполненные задания и ответы на контрольные

вопросы.

«4» - правильно и грамотно выполненные задания.

«3» - выполнено не менее 60 % задания.

«2» - выполнено менее 60% задания.

При выполнении практических работ на парте у студента должны быть:

Версия: 1.0

стр. 4 из 16

1.

учебник;

2.

атлас;

3.

тетрадь для практических работ;

4.

контурные карты;

5.

линейка;

6.

карандаши простые и цветные;

7.

ластик;

8.

ручка шариковая (гелевая);

9.

циркуль, транспортир.

Версия: 1.0

стр. 5 из 16

Тематика практических работ

Практическая работа 1.

Тема:

«Обозначение

на

контурной

карте

основных

географических

объектов».

Цели:

понимать

сущность

работы

с

географическими

картами,

организовывать собственную деятельность,

уметь пользоваться картами

различной тематики для получения необходимой информации.

Оборудование: учебник, атлас, контурные карты, карандаши.

Проверяемые результаты обучения: ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.

Знать: основные географические понятия и термины; традиционные и новые

методы географических исследований;

Уметь: определять

и

сравнивать

по

разным

источникам

информации

географические тенденции развития природных, социально-экономических и

геоэкологических

объектов,

процессов

и

явлений;

сопоставлять

географические карты различной тематики.

Количество часов: 2 часа

Форма контроля: оформленная контурная карта.

ХОД РАБОТЫ

Задание1. На контурную карту нанести следующие географические объекты.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали.

Течения: Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Перуанское.

Реки: Нил, Амазонку, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волгу, Лену,

Амур, Обь.

Озера: Каспийское, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика.

Горы: Тянь –Шань, Атласские.

Проливы: Карские Ворота, Босфор.

Задание 2. Определите географические координаты следующих городов:

Оттава, Монреаль, Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Москва, Новокузнецк,

Мехико, Владивосток. Новосибирск.

Практическая работа 2.

Тема: «Страны на современной политической карте».

Цели:

понимать

сущность

работы

с

географическими

картами,

организовывать собственную деятельность, уметь пользоваться политической

картой мира для получения необходимой информации; знать типы стран

современного мира и различные критерии классификации стран

Оборудование: учебник, атлас, контурные карты.

Проверяемые результаты обучения: ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.

Знать: основные географические понятия и термины; традиционные и новые

методы географических исследований;

Уметь: применять разнообразные источники географической информации

для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и

Версия: 1.0

стр. 6 из 16

геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под

влиянием

разнообразных

факторов; сопоставлять географические карты

различной тематики.

Количество часов: 2 часа

Форма контроля: оформленная контурная карта, письменный отчет.

ХОД РАБОТЫ

Задание1. Заполнить таблицу:

Страна

столица

Страны «Большой восьмерки»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Страны СНГ

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Развивающиеся страны

1.

2.

3.

4.

5.

Задание 2. Обозначить на контурной карте страны, упоминаемые в таблице

(задание №1).

Задание 3. Выпишите в тетрадь:

а) 7 самых больших по площади территории стран;

б) 10 стран с наибольшей численностью населения;

в) 3 полуостровные страны;

г) 3 островные страны;

Версия: 1.0

стр. 7 из 16

д) 3 страны-архипелаги;

е) 3 внутриконтинентальные страны.

Практическая работа 3

Тема: «Уровень и качество жизни населения в разных странах и регионах

мира. Трудовые ресурсы».

Цели: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

выполнения

поставленных

задач,

понимать

сущность

работы

с

географическими картами, организовывать собственную деятельность, уметь

характеризовать население различных стран и сравнивать обеспеченность

трудовыми

ресурсами

отдельных

стран

и

регионов

мира,

используя

различные источники информации.

Оборудование: учебник, атлас.

Проверяемые результаты обучения: ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.

Знать: основные географические понятия и термины; традиционные и новые

методы географических исследований; численность и динамику населения

мира,

отдельных

регионов

и

стран,

их

этногеографическую

специфику;

различия

в

уровне

и

качестве

жизни

населения,

основные

направления

миграций; проблемы современной урбанизации;

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации гео-

графические

тенденции

развития

природных,

социально-экономических

и

геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять

демографическую

ситуацию,

уровни

урбанизации

и

территориальной

концентрации

населения

и

производства;

п р и м е н я т ь разнообразные

источники

географической

информации

для

проведения

наблюдений

за

природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами,

процессами

и

явлениями,

их

изменениями

под

влиянием

разнообразных

факторов; сопоставлять географические карты различной тематики.

Количество часов: 2 часа

Форма контроля: письменный отчет.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Выписать 10 стран с наибольшей численностью населения и

вычислить их долю в общей численности населения Земли.

Население Земли - 6,3 млрд. человек.

Доля 10-ки стран = Общая численность населения 10 стран/ 6,3 млрд человек

2). Заполнить таблицу (по 3 - 5 примера)

Плотность населения (чел./км

2

)

Примеры стран

1. свыше 200

2. от 100 до 200

3. от 50 до 100

Версия: 1.0

стр. 8 из 16

4. менее 10

3).Дать развернутую характеристику населения одной из стран:

1 вариант - США

2 вариант-Германия

3 вариант-Япония

4 вариант - Китай

План характеристики населения.

1. Численность населения и районы с наибольшей численностью.

2. Естественный и механический прирост населения.

3. Возрастной и половой состав населения.

4. Занятость населения, доля городского и сельского населения.

5. Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами.

Контрольные вопросы.

1.

Почему некоторые Европейские страны испытывают недостаток трудовых

ресурсов?

2.

Что такое демография?

3.

Назовите известные вам мировые религии.

4.

Дайте определение экономически активного населения.

5.

Охарактеризуйте I тип воспроизводства населения.

6.

Охарактеризуйте II тип воспроизводства населения.

7.

Какие виды миграции населения вам известны?

Практическая работа 4

Тема: «География мировых природных ресурсов».

Цели: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

выполнения

поставленных

задач,

понимать

сущность

работы

с

географическими картами, должен знать размещение основных природных

ресурсов

по

планете

и

уметь

оценивать

ресурсообеспеченность

стран

с

помощью карт и статистических данных.

Оборудование: учебник, атлас, контурные карты, статистические данные.

Проверяемые результаты обучения: ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.

Знать: основные географические понятия и термины; традиционные и новые

методы географических исследований; особенности размещения основных

видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные

сочетания;

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации гео-

графические

тенденции

развития

природных,

социально-экономических

и

геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять

ресурсообеспеченность

отдельных

стран

и

регионов

мира; применять

разнообразные

источники

географической

информации

для

проведения

н а бл юд е н и й

з а

п р и р од н ы м и ,

с о ц и а л ь н о - э ко н ом и ч е с к и м и

и

геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под

Версия: 1.0

стр. 9 из 16

влиянием

разнообразных

факторов; сопоставлять

географические

карты

различной тематики.

Количество часов: 2 часа

Форма контроля: оформленная контурная карта.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Нанести на контурную карту:

а) рудные пояса Земли, т. е. районы размещения месторождений железной,

медной, алюминиевой, оловянной, свинцово-цинковой и марганцевой руд;

б) нанести на контурную карту крупные нефтегазоносные районы и

угольные бассейны.

Контрольные вопросы.

1.

Что такое ресурсообеспеченность?

2.

Какие виды ресурсов вам известны?

3.

Приведите примеры рекреационных ресурсов.

4.

Почему на Земле уже сейчас наблюдается дефицит топливных полезных

ископаемых?

5.

Докажите, что ресурсы Мирового океана являются исчерпаемыми.

Практическая работа 5.

Тема: «Определение географии основных отраслей и производств мирового

хозяйства».

Цели: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

выполнения поставленных задач,

уметь комплексно использовать карту,

учебник, справочный материал с целью отбора необходимой информации;

уметь строить различные виды диаграмм.

Оборудование: учебник,

атлас,

цветные

карандаши,

линейка,

циркуль,

транспортир.

Проверяемые результаты обучения: ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.

Знать: основные географические понятия и термины; традиционные и новые

методы географических исследований; географические аспекты отраслевой и

территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных

отраслей;

географическую

специфику

отдельных

стран

и

регионов,

их

различия по уровню социально-экономического развития, специализации в

системе международного географического разделения труда.

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации гео-

графические

тенденции

развития

природных,

социально-экономических

и

геоэкологических

объектов,

процессов

и

явлений;

применять

разнообразные

источники

географической

информации

для

проведения

н а бл юд е н и й

з а

п р и р од н ы м и ,

с о ц и а л ь н о - э ко н ом и ч е с к и м и

и

геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под

влиянием

разнообразных

факторов; сопоставлять

географические

карты

различной тематики.

Количество часов: 2 часа

Версия: 1.0

стр. 10 из 16

Форма контроля: оформленная контурная карта, письменный отчет.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1. Отметить на контурной карте 5 стран, которые являются

крупнейшими производителями электроэнергии. Привести примеры и

объяснить причины ускоренного развития энергетики.

Задание 2. Начертить и заполнить таблицу 1:

Таблица 1.

№ п/п

Страны, обеспечивающие

себя топливом

Страны, ориентированные на

привозное топливо

Задание 3. Построить круговую диаграмму, отражающую добычу нефти в

первой десятке стран. Вычислить их процентное соотношение.

Практическая работа 6.

Тема: «Составление комплексной характеристики стран разного типа»

Цели: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для

составления

экономико-географической

характеристики

страны,

уметь

комплексно

использовать

карту,

учебник,

справочный

материал

с

целью

отбора необходимой информации

Оборудование: учебник, атлас.

Проверяемые результаты обучения: ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.

Знать: основные географические понятия и термины; традиционные и новые

методы географических исследований.

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации гео-

графические

тенденции

развития

природных,

социально-экономических

и

геоэкологических объектов, процессов и явлений; составлять комплексную

географическую

характеристику

регионов

и

стран

мира;

таблицы,

картосхемы,

диаграммы,

простейшие

карты,

модели,

отражающие

географические

закономерности

различных

явлений

и

процессов,

их

территориальные

взаимодействия; сопоставлять

географические

карты

различной тематики.

Количество часов: 2 часа

Форма контроля: письменный отчет.

Версия: 1.0

стр. 11 из 16

ХОД РАБОТЫ.

Данная практическая работа выполняется по вариантам.

1 вариант дает характеристику одной из стран Европы,

2 вариант - азиатской страны,

3 вариант -южноамериканской страны.

План характеристики страны:

1.

Общие

сведения

о

стране

(тип

страны,

размер

и

состав

территории,

государственное устройство, столица, участие в международных военных и

экономических организациях и т.п.);

2.

Географическое

положение:

вид

географического

положения,

местонахождение в регионе, с какими странами и где граничит, чем и где

омывается, особенности политико- и экономико-географического положения;

3. Природные условия и ресурсы;

4.

Население:

численность,

особенности

размещения,

воспроизводства,

полового,

возрастного,

национального

и

религиозного

состава,

уровня

урбанизации,

крупнейшие

города

и

агломерации,

характерные

черты

внутренних

и

внешних

миграций,

количественные

и

качественные

характеристики трудовых ресурсов;

5. Структура национального хозяйства;

6. Отрасли специализации промышленности, крупнейшие промышленные

районы и центры;

7 .

О т р а с л и

с п е ц и а л и з а ц и и

с е л ь с ко г о

хо з я й с т в а ,

г л а в н ы е

сельскохозяйственные районы;

8. Характерные черты развития транспорта;

9. Характерные особенности непроизводственной сферы;

10.

Внешние

экономические

связи:

главные

экономические

партнёры,

структура и основные статьи экспорта и импорта;

11. Вывод о развитии страны.

Контрольные вопросы.

1.

Почему одни районы выбранной вами страны развиты лучше, а другие

хуже?

2.

Назовите виды географического положения стран.

3.

Что такое специализация?

4.

Какие экономические союзы вам известны?

5.

Что такое международное географическое разделение труда?

Практическая работа 7

Тема:

«Составление

картосхем

географии

внешней

торговли

России

с

зарубежными странами и регионами мира».

Цели: осуществлять поиск и использование информации, уметь комплексно

использовать

карту,

учебник,

справочный

материал

с

целью

отбора

необходимой информации

Оборудование: учебник, атлас, контурная карта

Проверяемые результаты обучения: ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.

Версия: 1.0

стр. 12 из 16

Знать: основные географические понятия и термины; традиционные и новые

методы

географических

исследований;

особенности

современного

геополитического

и

геоэкономического

положения

России,

ее

роль

в

международном географическом разделении труда.

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации гео-

графические

тенденции

развития

природных,

социально-экономических

и

геоэкологических объектов, процессов и явлений; применять разнообразные

источники

географической

информации

для

проведения

наблюдений

за

природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами,

процессами

и

явлениями,

их

изменениями

под

влиянием

разнообразных

факторов; сопоставлять географические карты различной тематики.

Количество часов: 2 часа

Форма контроля: письменный отчет, оформленная контурная карта.

ХОД РАБОТЫ

Задание

1.

Заполнить

таблицу:

вписать

основные

виды

продукции

экспорта для каждой из стран СНГ.

Страна

Структура экспортных поставок

Беларусь

Украина

Молдова

Казахстан

Киргизия

Туркмения

Таджикистан

Задание 2. На контурную карту нанести структуру импортных поставок (ввоз

в Россию) из перечисленных стран СНГ.

Практическая работа 8.

Тема: «Выявление регионов с неблагоприятной экологической ситуацией».

Цели: осуществлять поиск и использование информации, уметь комплексно

использовать

карту,

учебник,

справочный

материал

с

целью

отбора

необходимой информации

Оборудование: учебник, атлас, контурная карта

Проверяемые результаты обучения: ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5.

Версия: 1.0

стр. 13 из 16

Знать: основные географические понятия и термины; традиционные и новые

методы географических исследований; географические аспекты глобальных

проблем человечества.

Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации гео-

графические

тенденции

развития

природных,

социально-экономических

и

геоэкологических

объектов,

процессов

и

явлений; сопоставлять

географические карты различной тематики.

Количество часов: 2 часа

Форма контроля: письменный отчет, оформленная контурная карта.

ХОД РАБОТЫ

Задание 1.Различными цветами заштрихуйте основные районы деградации

природной

среды

в

результате

деятельности

человека:

под

воздействием

добывающей

промышленности,

обрабатывающей

промышленности,

сельского хозяйства, танкерного флота, испытаний ядерного оружия и аварий

на АЭС и т.д.

Задание 2. Подпишите названия наиболее загрязнённых рек, озёр, каналов и

морских акваторий.

Задание 3. Назовите пути решения экологических проблем в России и меры,

которые следует предпринять правительству для улучшения экологического

состояния страны.

Задание 4. Сделайте вывод о перспективах развития экологической ситуации

в России.

Версия: 1.0

стр. 14 из 16

Приложение А

Правила выполнения диаграмм.

- для заполнения диаграммы рекомендуется использовать линейку, карандаш,

гелиевые ручки красного, чёрного, зелёного и красного цвета или комплект

цветных карандашей, циркуль, транспортир;

- диаграмма рассчитывается исходя из 100 % всей структуры комплекса,

затем производится расчёт с нахождением пропорций каждого показателя-

отрасли.

Требования к оформлению диаграмм.

Круговая диаграмма выстраивается на отдельном листе. Под диаграммой

необходимо расположить условные знаки- прямоугольники каждый должен

иметь

цвет

той

отрасли,

которая

отображена

на

диаграмме.

Напротив

прямоугольника черным цветом печатными буквами подписывается название

отрасли. Цвета диаграммы задаются произвольно.

Литература

Версия: 1.0

стр. 15 из 16

Основная литература

1.

Петрова, Н.Н. География. Современный мир [Текст]: Учебник для студ.

учреждений среднего профессионального образования/Н.Н. Петрова. –

М.: ФОРУМ, 2011 – 224 с.: ил.

2.

География

[Текст]:

Учебник

для

студ.

образоват.

учрежд.

СПО/

Е.А.Баранчиков,

С.А.

Горохов,

А.Е.

Козаренко;

Под

ред.

Е.А.

Баранчикова. – М.: ФОРУМ, 2010 – 312с.: ил.

3.

Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 класс.

Дополнительная литература

4.

Петрова, Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и

ответах [Текст]:Учебн. пособие для абитуриентов / Н.Н. Петрова. – М.:

ФОРУМ,2007 – 238 с.

5.

В.П.

Максаковский

Новое

в

мире:

цифры

и

факты.

[Текст]:

/

Максаковский В.П. - М.: Дрофа, 2014 – 369 с.

Версия: 1.0

стр. 16 из 16



В раздел образования