Напоминание

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА.


Автор: Мележик Валентина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №1 комбинированного вида
Населённый пункт: пгт. Уразово, Белгородская область, Валуйский район
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА.
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДЕТСКОГО САДА.

Мележик В.Б.

МДОУ д/с№1 комбинированного вида п.Уразово

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является

среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство,

организованное для детей в образовательном учреждении, может быть, как

мощным

стимулом

их

развития,

так

и

преградой,

мешающей

проявить

индивидуальные творческие способности. Предметно – развивающая среда –

это система условий, обеспечивающих

возможность осуществления

детской

деятельности

и

предусматривающая

ряд

базовых

компонентов,

необходимых для полноценного физического, эстетического и социального

становления личности ребенка.

При организации предметной среды в своей группе пришлось искать

ответ

на

вопрос:

Как

создать

в

ограниченных

условиях

эффективную

предметную среду, которая бы стимулировала развитие дошкольника?

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном

уровне, вне предметной среды. У ребенка просто исчезнет стремление узнать

новое,

появится

апатия

и

агрессия.

Нашей

задачей

было

построить

предметно

развивающую

среду

детского

сада

с

учетом

особенностей

восприятия мира ребенком, была направлена на развитие ребенка. Для начала

мы изучили методическую литературу, нормативные документы, материалы в

СМИ и требование ФГОС к среде ДОУ. Следующим шагом в проектировании

среды стало определение расположения центров в группах детского сада.

Прежде, чем расположить мебель в группе, мы выработали для себя важные

принципы: максимально использовать особенности планировки помещений;

расположение мебели и оборудования должно отвечать требованиям техники

безопасности и позволять детям свободно перемещаться в пространстве;

отвечать

санитарно-гигиеническим

нормативным

требованиям

(мебель

и

прочее

оборудование

должно

быть

соразмерно

росту

ребенка,

должен

соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности, книжном уголке и

пр.); не забывать и об эстетической составляющей организации пространства.

Особое внимание в ДОУ уделяется эстетическому оформлению помещений,

поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств

дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и окружающая

обстановка

должна

радовать

его,

способствовать

пробуждению

положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса, побуждать к активной

творческой деятельности, способствовать интеллектуальному развитию.

В моей группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый

ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения

его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых

или,

наоборот,

позволяющее

ощущать

тесный

контакт

с

ними,

или

же

предусматривающее

в

равной

мере

контакт

и

свободу.

Все

групповое

пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они

прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал,

костюмы и атрибуты для игр –инсценировок. Предметно-пространственная

среда

организует ся

по

принципу

небольших

п ол у з а м к н у т ы х

микропространств,

для

того

чтобы

избежать

скученности

детей

и

способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки

располагаются

так,

чтобы

не

мешать

свободному

перемещению

детей,

создать условия для общения со сверстниками. Есть уголок уединения за

ширмой, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в

семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.

Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для уголков

индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату

для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая

свой

собственный

мирок.

Этим

простым

способом

до стигается

персонифицированность среды, т.е. создание «своего» личного пространства.

К выбору игр подошли основательно: собрали развивающие игры,

направленные для развития воображения, речи, памяти, логики, внимания. С

развитием

мелкой

моторики

непосредственно

связано

развитие

речи.

Поэтому

дидактический

материал

в

группе

является

частью

центра

развивающих

игр.

Дети

могут

поиграть

с

пирамидками,

разноцветными

счетами,

вкладышами,

мозаикой,

шнуровками.

В

дополнение

к

центру

оформили

настенное

панно

для

развития

тактильных

и

зрительных

ощущений.

Игра – отражение опыта дошкольника. Она представляет собой

глубокий,

сложный

процесс

преобразования

и

усвоения

почерпнутого

ребенком из окружающей среды.

Для реализации гентерных подходов к воспитанию детей при создании

предметно

-

развивающей

среды

мы

учитываем

интересы

мальчиков

и

девочек, подбираем необходимые атрибуты для поло ролевых игр. Большая

часть

оборудования

хранится

в

коробках,

на

которых

есть

надпись

и

картинка для узнавания игры. Дети самостоятельно определяют, какую игру

выбрать.Все игровое пространство в группах нашего детского сада доступно

детям:

игрушки,

развивающие

игры,

дидактический

материал.

Каждый

ребенок может сам решить, какие материалы, когда и как ему использовать.

Самостоятельное использование детьми игрушек и материалов определяет и

соответствующую меру ответственности за их использование: дети учатся

быть хозяевами. Мы

помогаем воспитанникам овладеть рациональными

способами хранения игрушек и умением логически группировать их.

Организованная таким образом предметно-развивающая среда позволяет

детям

в

соответствии

со

своими

интересами

и

желаниями

свободно

заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами

деятельности:

физкультурой,

рисованием,

экспериментированием,

инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых

комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности,

наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в

деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Мы так же позаботились о том, чтобы дети не потеряли чувство

защищенности и безопасности и, устав от окружающих, имели возможность

перебраться в «тихий уголок», чтобы поиграть, полистать любимые книжки

или просто помечтать. В предметно-развивающую среду включены не только

искусственные

объекты,

но

и

естественные,

природные.

Кроме

центров

природы, в группе оборудованы уголки экспериментирования для проведения

элементарных опытов.

Центральное место занимают

материалы, активизирующие

познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и

игрушки,

модели,

предметы

для

опытно-поисковой

работы-магниты,

увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор

природных

материалов

для

изучения,

экспериментирования,

составления

коллекций.

Важно, чтоб предметно-развивающая среда имела характер открытой,

незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых

обстоятельствах

предметный

мир,

окружающий

ребенка,

необходимо

пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного

возраста.

Правильно организованная предметно-развивающей среда в детском

саду

несет

эффективность

воспитательно-образовательного

процесса,

направленного

на

формирование

у

детей

активного

познавательного

отношения к окружающему миру предметов, людей, природы

Создавая подобные условия, мы стали замечать психологический комфорт

детей, раскрепощенность, более яркие возможности для их самовыражения.

Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его

знаний и социального опыта. Поэтому главная задача воспитателя создать

такие

условия,

которые

способствовали

бы

наиболее

полной

реализации

развития детей по всем психофизиологическим параметрам.

Важно, чтобы предметно – развивающая среда стала соответствовать

в с е м

т р е б о в а н и я м

н о р м а т и в н ы х

д о к у м е н т о в

к

О с н о в н о й

общеобразовательной программе.

Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по

проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в

детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс

Пресс, 2007. - 119 с

Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное

воспитание.- №4, 2010



В раздел образования