Напоминание

формирование экологической культуры


Автор: Нероба Галина Георгиевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУДО Краснодарского края "Эколого-биологический Центр"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: программа естественно-научной направленности "Юный эколог"
Тема: формирование экологической культуры
Раздел: дополнительное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЭКОЛОГО-

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Рассмотрена и одобрена

на заседании методического

совета протокол № _____

от «__» __________20__г.

«Утверждаю»

Директор ГБОУ ДОД ЭБЦ КК

__________ Ф.И.О.

«____»_________20__г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественно -научной направленности

«Юный эколог»

Возраст обучающихся: 11-13 лет

Срок реализации: 2 год (288 час.)

С о с т а в и л а :

п е д а г о г

д о п о л н и т е л ь н о г о

образования

Нероба

Галина

Георгиевна

г. Краснодар, 2015

Пояснительная записка

С каждым днем становится все яснее, что за многие блага, доставленные с

цивилизацией,

человек

расплачивается

слишком

дорогой

ценой

-

разрушением природной среды. Образование и воспитание школьников в

области

окружающей

среды

является

в

настоящее

время

одним

из

приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается

формирование

экологической

культуры

у

детей,

чем

целесообразнее

организовать

этот

процесс,

тем

выше

эффективность

воспитания.

Организация

процесса

экологического

воспитания

требует

четкого

определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей. Занятия

эколого-биологического общества школьников по предложенной программе

призваны способствовать формированию у школьников любви к родному

краю

и

убежденности

в

необходимости

предвидеть

последствия

влияния

ч е л о в е к а

н а

п р и р о д у .

Система

биолого-экологической

и

природоохранной

подготовки

обучающихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий,

исследовательских

работ,

общественной

деятельности

и

практических

занятий, которые содержатся в каждом разделе программы.

Контроль за выполнением программы курса осуществляется в виде

тестовых заданий и исследовательских работ. Программа включает 3 раздела:

«Растения»,

«Животные»,

«Природа

и

человек».Основными

формами

и

методами

обучения

являются

беседы,

практикумы,

экскурсии,

опыты,

м о н и то р и н г,

п о и с ко ва я

и

и с с л ед о ват е л ь с ка я

д е я т е л ь н о с т ь .

Изучение основ научных знаний о живой природе в современной школе

приобретает особенно важное значение. Целью обучения в дополнительном

образовании

является стремление воспитывать новое поколение людей,

способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в

природе.

Экологические

знания

особенно

важны,

т.к.

они

помогают

обеспечить сохранность всего живого, в том числе и человека, на Земле.

Актуальность

программы

заключается

в

том,

что

современное

экологическое образование подразумевает непрерывный процесс обучения,

воспитания

и

развития,

направленный

на

формирование

общей

экологической

культуры

и

ответственности

подрастающего

поколения.

Программа построена с учетом двух способов связи человека с окружающим

миром.

Первое

определяет

отношение

человека

к

окружающей

среде

обитания и жизни, второе – к своему здоровью (физическому, психическому,

духовному).

Целью данной программы является формирование экологической культуры

во взаимоотношениях человека и природы.

Для реализации целей программы сформулированы следующие задачи:

Образовательные

- углубление и расширение имеющихся у обучающихся бытовых знаний

экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;

- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о

взаимодействии

живой

и

неживой

природы

с

человеком,

т.

е.

с

самими

школьниками, как частью природы;

- воспитание экологической культуры, которая поможет обучающимся сейчас

и

в

будущем

жить

в

гармонии

с

окружающей

средой,

убережет

иx

от

разрушительных для экосистем действий.

формировать умения решать творческие задачи;

формировать умение работы с информацией (сбор, систематизация,

хранение, использование);

познать

окружающую

природу

через

проектную

деятельность,

способствующей развитию и самовыражению детей;

овладеть

практическими

навыками

сохранения

многообразия

растительного и животного мира;

Развивающие

Развить

у

обучающихся

познавательный

интерес

к

изучению

краеведческих проблем биолого-экологического содержания;

На

основе

межпредметных

связей

развивать

умственные

способности обучающихся в использовании методов научного

анализа природных явлений;

Максимально

привлекать

обучающихся

к

выполнению

индивидуальных

знаний,

развивая

интеллектуа льные

способности,

применяя

принцип

индивидуальности

и

дифференцирования.

Воспитательные

С о з д а н и е

д р у ж е с к о й

т в о р ч е с к о й

с р е д ы

в о к р у г

самоопределяющейся личности, воспитание любви к Родине;

Формирование

уверенности

в

правильности

принятых

природоохранительных актов государства на основе уважения

законов развития природы и общества;

Формирование активной жизненной позиции школьника.

О тл и ч и т е л ь н ы е

о с о бе н н о с т и

д а н н о й

д о п о л н и т е л ь н о й

образовательной программы от уже существующих:

1. Индивидуализация в методических подходах обучения

2. Практическая направленность

Программа составлена на 2 года обучения.

Срок

реализации:

программа

первого

и

второго

года

обучения

ориентирована на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы

детей (15 человек) и рассчитана нa среднее возрастное звено 11-14 лет (5-7

классы) в учреждении дополнительного образования. Всего на 1 учебный год

- 144 учебных часа и 2 учебный год - 144 учебных часа. Данная программа

рассчитана на 288 учебных часа.

Формы и режим занятий:

Занятия проводятся 4 часа в неделю (продолжительность занятий 40 минут).

Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий.

На

практических

занятиях

ребята

пробуют

решить

проблему

вторичного

использования

сырья

("Дадим

вторую

жизнь

вещам!").

Для

облегчения

подачи

и

появления

элементов

увлекательности

материал

в

процессе

обучения

предлагается

в

игровой

форме.

На

занятиях

применяются

различные

формы

деятельности:

ручной

труд,

викторины,

выставки,

конкурсы и др. При проведении занятий используются различные методы:

рассказ,

беседа,

диспут,

игра

и

т.д.,

а

также

экологические

рассказы

и

экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их

размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал

применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.

Ожидаемый результат:

в ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:

познавательный интерес к изучению природы и взаимодействию на неё

человека;

бережное отношение к природе;

творческую активность к познанию окружающего мира и своего места

в нём;

самоопределение себя как личности;

учащиеся должны знать:

что такое природа;

правила поведения в природе;

что такое охрана природы;

основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

экологическую ситуацию района, где он проживает;

особенности растительного и животного мира Краснодарского края;

редкие и охраняемые растения и животные родного края;

учащиеся должны уметь:

работать со специальной дополнительной литературой;

оформлять свои наблюдения;

защищать неживую и живую природу.

оценивать экологическую ситуацию;

выполнять правила поведения в природе.

Формы подведения итогов реализации программы:

этапы аттестации учащихся:

-начальная;

- промежуточная;

-итоговая.

способы фиксации результата:

-протокол итоговой аттестации;

- выставки;

- викторины, Блиц-турниры;

- учебно-исследовательские конференции;

- демонстрация презентаций, экологических представлений.

Учебно-тематический план

на первый год обучения

Название раздела

Всего

Теория

Практика

1

Организационное занятие

2

2

-

2

Основы экологического образования

4

2

2

3

Экология и экономия в собственном

кошельке.

2

2

-

4

Природа - наш общий дом

18

9

9

5

Основные составляющие природы

8

1

7

6

Пищевые связи

2

2

-

7

Мир полон хищников

6

2

4

8

И на хищника управа есть

6

4

2

9

Конкуренция и соперничество

4

1

3

10

Дружба в природе

4

2

2

11

Тайны живой природы

4

2

2

12

Как построить экосистему

4

2

2

13

Воздух, значение его чистоты для

живых организмов

8

1

7

14

Царство почвы - уникальный мир

природы

6

2

4

15

Вода - чудо природы

8

2

6

16

Вода и живые организмы

4

1

3

17

Агитзанятие

"Не

засоряйте

берега

водоема"

4

1

3

18

Пресные воды - наше богатство

8

3

5

19

Основные

источники

загрязнения

водоемов

10

2

8

20

Жизнь

водных

про ст ранств

и

экология

8

4

4

21

Приматы моря

6

2

4

22

Уязвимое море

6

2

4

23

Экологический рассказ. Диспут.

4

-

4

24

Экология в нашем доме.

6

2

4

25

Экомир моей семьи

2

1

1

Итого

144

54

90

Содержание программы

Первый год обучения

1. Организационное занятие Знакомство с ребятами. Задачи объединения.

Техника безопасности.

2. Основы экологического образования Почему возникла необходимость

экологического

образования.

Законы

экологии.

Принципы

обманного

благополучия. Экология и мы. Урок феи Экологии. Экологический сценарий

"Как Кузя изучал, что такое экология".

3. Экология и экономия в собственном кошельке Почему скупой платит

дважды? Давайте посчитаем. Меры личной экологической безопасности

4. Природа - наш общий дом Понятие об экологии как о науке, которая

исследует, каким образом растения и животные связаны друг с другом, как

они приспособлены к окружающей их природе и как они сами влияют на

природу. Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Подснежники".

5.

Основные

составляющие

природы.

Живая

и

неживая

природа.

Их

взаимосвязь, отличия. Неживые компоненты: воздух, почва, вода. Живые

компоненты природы: растения, грибы, животные, микроорганизмы, человек.

Человек - часть природы. Урок феи Экологии. Экологическая сказка "Ландыш

- цветок майский или Сказка о том, как человек чуть не погубил свою

Землю".

6. Пищевые связи Что такое пищевые цепочки? Цепочка жизни в море.

Какому насекомому поставлен памятник и за какие "заслуги". Может ли

человек

вмешиваться

в

природу?

Урок

феи

Экологии.

"Почему

погибла

дубрава?" Давайте поиграем в пищевые цепочки.

7. Мир полон хищников Один организм поедает другой, значит, он хищник?

Пищевые цепи организмов, следующих друг за другом в порядке поедания.

Растения-хищники. Урок феи Экологии.

Самостоятельная работа: 1. Придумать цепь питания, из 3-х звеньев. 2. Цикл

питания.

3.

Цепь

питания

с

участием

человека.

Экологический

рассказ

"Доброе слово о хищниках"

8. И на хищника управа есть Растения-жертвы. Жертвы защищаются ядом,

шипами, отпугивающими веществами, и т.д. Животные-жертвы и их защита:

покровительственная

окраска,

особое

поведение

малая

подвижность,

предупредительная окраска, яд и т.д. Урок феи Экологии.

Самостоятельная работа: Как на вашем огороде защищаются сорняки?

9. Конкуренция и соперничество Что ж делать, если все одинаковые? Когда

мало - плодиться и размножаться, а много - с голода помирать? Как можно

соперничать? Злые и добрые хищники бывают только в сказках. Могут ли

существовать в природе понятия "добра" и "зла"? Зачем в природе нужны

хищники, может быть, надо от них избавиться? Урок феи Экологии.

Самостоятельная

работа: 1. Рассказ про злого волка и доброго. 2. Что

произойдет с животными, если не будет ни одного хищника? 3. А бывают ли

в природе виды, не имеющие хищников? Как же они живут? Самостоятельная

фантазия.

10. Дружба в природеЧто дают животным "дружеские отношения"? Есть ли

это проявление у растений. Примеры "дружбы" и еѐ результаты. Урок феи

Экологии. Экологический рассказ "Нужны ли пастбищу овцы".

-Экологические

взаимоотношения

организмов

Типы

экологических

взаимодействий. Конкурентные взаимодействия. Хищничество. Паразитизм и

болезни. Урок феи Экологии. "Осторожно! Они ядовиты". Ядовитые растения

местности: вороний глаз, борщевик, волчье лыко, болиголов, вех, дурман.

11.

Тайны

живой

природы.

Необычные

случаи.

Живые

организмы-

рекордсмены.

Правда

ли

это?

Загадочное

поведение.

Реальность

или

вымысел?

Забавные

случаи.

Урок

феи

Экологии.

Работа

с

подобранной

литературой.

12.

Как

построить

экосистему.

Что

такое

экологическая

система?

Естественные

и

искусственные

экосистемы.

Аквариум

-

искусственная

экосистема созданная руками человека. Урок феи Экологии. Давайте заведем

аквариум.

13. Воздух, значение его чистоты для живых организмов Чем все дышат.

Растительный покров Земли - ее легкие. Загрязнения воздуха. Озоновые

дыры.

Кислотные

дожди.

Значение

атмосферы

для

жизни

на

Земле.

Воздушные

процедуры

и

здоровье

человека.

Урок

феи

Экологии.

Экологическая сказка "Спор". Экологический рассказ "Что такое кислотный

дождь?"

14. Царство почвы - уникальный мир природы Почва-источник питательных

веществ для растений, место жизни животных. Загрязнение почв и их охрана.

Как растения помогают бороться с загрязнением почвы? Урок феи Экологии.

Экологический

рассказ

чудесной

кладовой"

Составь

рассказ

по

экологическому рисунку.

15. Вода - чудо природы Вода - самое важное вещество на Земле. Вода в

природе. Круговорот воды в природе. Как подчеркивали важность воды на

Земле писатели? Урок феи Экологии. Капля воды. Путешествие капельки.

Загадки, пословицы, поговорки.

16. Вода и живые организмы Значение воды для растений (влаголюбивые и

засухоустойчивые

виды).

Животный

мир

и

вода.

Почему

животные

и

растения

иногда

выглядят

причудливо?

Приспособления

к

длительному

пребыванию без воды. Почему мы не можем прожить без воды? Урок феи

Экологии. Экологическая сказка "МудрыйСагуаро".

17.

Агитзанятие

"Не

засоряйте

берега

водоема"

Правила

поведения

в

природе. Работа с экологическими плакатами и экологическими рисунками.

Урок феи Экологии. Составление правил поведения отдыхающих и туристов

на реке, в лесу и т.д.

18. Пресные воды - наше богатство. Использование пресной воды человеком.

Сколько надо воды, чтобы почистить зубы? Пресные воды: поверхностные,

подземные.

Методы

очистки

воды.

Проблемы

недостатка

пресной

воды.

Водные

процедуры,

закаливание

и

наше

здоровье.

Урок

феи

Экологии.

Составление рассказа по экологическому рисунку.

19.

Основные

источники

загрязнения

водоемов

Вода

и

производство.

Проблемы возникающие в крупных городах. Самоочищение водоемов. Урок

феи Экологии. Экологический рассказ "Гибель ежей". Практическая работа

"Как влияют на качество воды загрязняющие вещества (стиральный порошок,

масла, песок и т.д.)".

20. Жизнь водных пространств и экология Вред, наносимый загрязнением

морей и океанов. Наблюдения великих путешественников за загрязнением

водных просторов. Урок феи Экологии. Экологические рассказы: "Нефть в

море", "Отчего погибли киты".Экологическая игра: "В гости к фее Экологии"

21. Приматы моря Мой друг - осьминог. Живые ракеты. Чернильная бомба.

Опасны ли осьминоги и кальмары? Спрут атакует моряков. "Чѐрный суп

"спартанцев. Как спят осьминоги? Жизнь в неволе. Как видоизменяются

животные в связи с загрязнением вод? Человек должен стать другом природы.

22.

Уязвимое

море.

Сценарии,

стихи

о

воде,

море.

Экологические

размышления.

2З. Экологическии рассказ. Диспут Так об экологии пишут дети. Знакомство

с детскими работами.

24. Экология в нашем доме Стоит ли убирать пыль? Чем опасны моющие

средства? Почему пластмасса может быть опасной для здоровья? Опасные

игрушки. Можно ли жечь осенние листья? Спецотходы у нас дома.

25. Экомир моей семьи Вкусно, полезно, красиво. Природа в нашем доме.

Экология души. Урок феи Экологии. Игры "Приготовь блюдо", "Укрась своѐ

жилище."

Учебно-тематический план

на второй год обучения

Название раздела

Всего

Теория

Практика

1

Организационное занятие

2

2

-

2

Экология человека

4

2

2

3

Экология и генетика

2

2

-

4

Экология насекомых

6

2

4

5.

Доступ к информации

4

2

2

6

Бионика - наука о подражании живым

существам

6

4

2

7

А мы тоже пахнем

2

2

-

8

Растения лечат людей

18

9

9

9

Природа моей страны

8

4

4

10

Красная книга

4

1

3

11

Обсуждаем экологические

катастрофы.

4

2

2

12

Пугающий призрак АЭС

2

2

-

13

Бомбы замедленного действия"

12

5

7

14

Лес - зеленое море

8

1

7

15

Агитзанятия "Секреты леса"

4

2

2

16

. Можно ли питаться сорняками?

Жизнь лесных дебрей

6

2

4

17

Влияние температуры на живые

организмы.

4

2

2

18

По страницам лесного журнала мод

2

1

1

19

Учимся передавать свои знания

другим ребятам Изготовление

условных знаков к правилам

поведения в природе и экологических

памяток для своих младших

товарищей и для взрослых.

4

-

4

20

Экология и экономика. Дурные

пристрастия

4

2

2

21

Учись быть здоровым

6

2

4

22

Деловые игры Проблемные

экологические ситуации

4

-

4

23

Хочу стать экологом-инструктором.

4

1

3

24

Изучаем способы охраны природы.

2

2

-

25

Окружающая

среда

и

здоровье

человека

8

2

6

26

Заведем словарик юного эколога.

4

2

2

27

Экологический марафон

6

2

4

28

Экология нашего района

4

2

2

Итого

144

62

82

Содержание программы

Второй год обучения

1. Организационное занятие.

2. Экология человека. Будем взаимно вежливы. Экология и наше здоровье.

Чем мы питаемся? Так ли безопасно жевать жевательную резинку? Урок феи

Экологии.

"Как

знакомятся

и

приветствуют

друг

друга

люди,

животные,

птицы и рыбы" (результаты наших опытов).

3. Экология и генетика Злые причуды природы. Хочу добавлю, хочу уберу.

"Мини" и "макси" люди. Поговорим о близнецах.

4. Экология насекомых Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур.

Охраняемые

насекомые

"Легенда

о

пауках"."Общественные"

насекомые.

Мудрость насекомых. Куда и зачем летят жуки? Сколько точек у божьей

коровки? Ядовитые насекомые. Почему нельзя шуметь в лесу? Урок феи

Экологии. Загадки о насекомых. Игра "Узнай по описанию".

5. Доступ к информации Голоса леса. Зачем им усы? Мир ароматов. Урок феи

Экологии.

Работа

по

теме.

23.

Средства

передвижения

животных.

Возможности и ограничения. Альпинисты. Акробаты. Планеристы. Зачем

нужны хвосты? Урок феи Экологии. Работа с рисунками.

6. Бионика - наука о подражании живым существам Чем занимается бионика?

Инкубатор

придуман

не

человеком.

Реактивное

движение

не

только

у

самолетов и ракет. Чем знаменито перо птицы?

7. А мы тоже пахнем Как животные предупреждают друг друга? Размеры

животного и запахи. Может ли человек пахнуть? Мир запахов у животных

8. Растения лечат людей История поиска и использования лекарственных

растений. Легенды о лекарственных травах. Как приготовить себе природное

лекарство? Культурные растения, используемые как лекарственные. Урок феи

Экологии. Письма от больных сказочных героев. Помоги им!

-Растения - наш доктор Айболит Из истории применения лекарственных

растений. Секреты заготовки растений. Формы применения лекарственных

растений. Любое растение лечит?

- Растения - гениальные инженеры природы

-

Растения

-

потребители

отходов

Устранение

отходов

-

проблема

1.

Водные растения-санитары.

- Растения-химикиВсе началось со скороспелых яблок. В поисках пищи.

- Растения-архитекторы, строители, механики Как был создан Хрустальный

дворец.

Гофрированный

лист.

Вьющиеся

и

лазящие

канаты.

Свайные

постройки в природе.

- Растения-математики С точностью до одной тысячной. Золотое сечение,

Математически точно, геометрически правильно.

-

Растения-путешественники.

Через

реки,

озѐра,

моря.

Мирные

стрелки.

Ветряные мельницы, парашюты и планеры. Исключительная способность

пыльцы. Пассажиры с билетом и "зайцы". Растения- эмигранты.

- Растение-мастера гидравлики Ежедневно 20 ведер на шестой этаж. Губки,

вакуумные

насосы

и

электpoстатика.

Растительный

организм

и

морские

глубины.

- Растения-физики Приспособление к сохранению тепла. Спасающиеся от

жары в собственной тени. Зимняя спячка растений.

-.

Как

растения

передают

информацию

Сигнальные

флажки,

светофоры,

запахи и тепло. Совершенные компьютеры.

- Paстения - биологические часы Цветочные часы. Полуночные свидания

бурых водорослей. Цветы-предсказатели погоды.

-

Совершенство

приспособления

у

растений

Объединение

интересов

-

симбиоз.

Маскировка

-

основа

процветание.

Горящие

кактусы.

Пионеры

безжизненных пространств.

- На что еще способны растения Слышно и видно, как растет трава. Растения

гиганты. Мнимая смерть, длящаяся 250 лет. Растения, переваривающие кости

и сыр.

9. Природа моей страны. Разнообразие природы. Великие равнины. Великие

пустыни. Бескрайняя тайга. Урок феи Экологии. Работа с литературой по

теме.

10. Красная книга Почему она красная? "Неприкосновенные в природе".

Знакомство с обитателями Красной книги.

11. Обсуждаем примеры экологических катастроф. Загрязнение моря нефтью

при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы.

Влияние

нефти

на

обитателей

моря

и

побережья.

Представление

о

радиоактивном

загрязнении

среды

(авария

на

Чернобыльской

АЭС).

Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.

12.

Пугающий

призрак

АЭС

Атомная

бомба

открыла

новую

эпоху.

Отдаленные последствия у участников испытаний атомных бомб. Атомная

энергия и безопасность. Чернобыль: что же дальше? 8. Экология и экономика

Что

охранять

и

как

использовать?

Привычная

расточительность

или

нетрадиционная бережливость?

13. "Бомбы замедленного действия" на нашей планете.

- "Бомба замедленного действия!" - вода. Ее гибель - это наша гибель. Когда

от

глотка

воды

можно

заболеть?

Без

воды

нет

жизни.

Первые

законы

человечества - законы о воде. Воде необходима жизнь. Вода -самый важный

товар одноразового пользования. Реке делают искусственное дыхание. Грехи

отцов. Как очищают грязную воду? Океаны крупнейшая "сточная канава"

Земли. Как нефть попадает в море?

- "Бомба замедленного действия" - мусор. Единственный выход - вторичное

использование. Черная смерть. Мусор на улицах наших городов. Отбросы -

крысы

-

чума.

Молоко

загрязнено

мусором.

Куда

деть

мусор?

Сырье

и

энергия из мусора. Санитарная очистка городов и вторичное использование

отходов. Урок феи Экологии. Экологический рассказ "Ромашковая поляна".

-

"Бомба

замедленного

действия"

-

воздух.

Изменения

в

глобальном

масштабе Человек и природа загрязняют воду. Кислород для жизни. Воздух

отравляется ежедневно. Загрязненный воздух вреден для здоровья Самые

опасные

яды.

Свинцовое

отравление.

Там,

где

свинец

падает

с

неба.

Миллиарды за чистый воздух.

- "Бомба замедленного действия" - шум. С ним можно бороться Шум вредит

здоровью. Немного о шуме. Наш слух - чудо природы. Как шум действует на

человека. Стресс разлаживает наши биологические часы. Протесты против

шума самолетов. Шум - отброс цивилизации.

- "Бомба замедленного действия" - химикаты. Яд - "приданое цивилизации"

Химикаты вокруг нас. Что такое загрязнители? Опасность для человека,

природы. Кислотные дожди и миллионы тонн пестицидов. Катастрофы и

аварии.

Наша

ежедневная

доза

яда.

Заколдованный

круг

нарушений

окружающей среды и развитие инфекционных болезней.

14.

Лес

-

зеленое

море

Разнообразие

лесов.

Богатство

и

бедность.

Экологическая

катастрофа

-листопад.

Зеленое

море

тайги.

Сезонники.

О

Всероссийском конкурсе "Подрост".

-Лес

и

его

обитатели

Раздолье

для

вегетарианцев.

Сластены.

Подготовительный цех. Заглянем в закрома животных. Уроки феи Экологии.

Работа по теме.

15. Агитзанятия "Секреты леса" В гостях у нас сказочные герои, и у них есть

вопросы к ребятам.

16.Можно

ли

питаться

сорняками

Дикорастущие

съедобные

растения

в

нашем питании. Что можно из них приготовить? Сорняки наших огородов –

дополнительный резерв продуктов питания.

17. Влияние температуры на живые организмы Шубы, полушубки, малахаи у

животных.

Есть

ли

обувь

у

животных?

Голь

на

выдумки

хитра

или

переодевания животных. Погреться у чужой печки. Холодильные установки.

Кратковременная и длительная консервация организмов. Урок феи Экологии.

Работа с рисунками.

18.

По

страницам

лесного

журнала

мод

Мир

красок

у

природы.

Маскировочные

халаты.

Камуфляж.

Сонное

царство.

Яркая

окраска

или

лучше - не приставай. Костюмерная природы. Урок феи Экологии. Работа по

теме.

19.Учимся передавать свои знания другим ребятам Изготовление условных

знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих

младших товарищей и для взрослых.

20. . Экология и экономика Что охранять и как использовать? Привычная

расточительность или нетрадиционная бережливость? Дурные пристрастия

21.

Учись

быть

здоровым

Простейшие

уроки

жизни.

Ты

отравился,

ты

ушибся, ты сломал руку, ногу, ты угорел, ты обжегся. Урок феи Экологии.

Игра "Я - доктор".

22. Деловые игры Проблемные экологические ситуации предлагает педагог, а

ребята стараются найти оптимальный выход из нее.

23. Хочу стать экологом-инструктором Подготовка и проведение ребятами

бесед,

конкурсов,

КВНов

экологического

содержания,

адресованных

учащимся других групп объединения.

24. Изучаем способы охраны природы Охраняемые природные территории:

заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники

природы.

Ботанические

сады,

и

зоопарки

как

место

сохранения

и

размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.

Памятники природы Краснодарского края история и современность. Что мы

должны охранять в нашей станице

25.Окружающая среда и здоровье человека Химические загрязнения среды и

здоровье человека. Биологические загрязнения и болезни человека. Влияние

звуков на человека. Погода и самочувствие человека. Питание и здоровье

человека. Ландшафт как фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к

окружающей

среде.

Урок

феи

Экологии.

"Лесная

столовая",

"Восточный

лекарь", "Что может есть Робинзон", "Я - доктор".

26. Заведем словарик юного эколога Ребята собирают экологические термины

в свой собственный словарик, делают пояснения к ним и рисунки по теме.

27. Экологический марафонОбобщающие занятия в конце учебного года.

Вопросы и ответы.

28. Экология нашего города

Методы организации учебно-воспитательного процесса:

-словесный;

-практический;

- исследовательский.

Прогнозируемые результаты.

Результатом работы кружка являются знание экологических, климатических и

экономических

особенностей

своего

края,

умение

проводить

описания

природных территориальных комплексов родного края, умение устанавливать

причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека, овладение

навыками полевых наблюдений и обработка результатов наблюдений, умение

поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ, овладение

туристскими

навыками.

Программа

занятий

придерживается

основных

научных

и

методологических

направлений

современной

науки.

В

основу

работы

кружка

положены

теоретические,

лабораторные,

практические

работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой,

определителями, справочниками, составление отчетов, подготовка докладов и

проведение самостоятельных исследований и экскурсий. Критериями оценки,

на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в

объединении "Юный эколог", являются:

1 год обучения: - умение самостоятельно добывать знания и применять их на

практике; - умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в

обсуждении,

задавать

и

отвечать

на

вопросы

различного

характера;

-

активное участие в коллективной познавательной деятельности.

2 год обучения: - умение проводить опыты с целью изучения вредных

воздействий

на

здоровье

человека;

-

умение

самостоятельно

работать

с

литературой,

вести

дневник

наблюдений,

писать

рефераты;

-

знание

основных

экологических

проблем

города,

форм

и

методов

охраны

окружающей среды.

- умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции,

т.е.

грамотно

описывать

и

анализировать

полученные

данные;

-

умение

проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.

Этапы педагогического контроля:

Форма подведения итогов

1. Умение выполнять практические работы (Экскурсии, проекты).

2. Навыки поведения в природе (Составление правил)

3.

Умение

раскрывать

экологические

понятия(Составление

правил,

тестирование)

4. Знания редких и исчезающих видов животных и растений (викторина).

5. Знание терминов, понятий (самостоятельная работа).

Материально-техническое обеспечение ОП.

1. Интерактивная доска;

2. Мультимедийный проектор;

3. Печатающее устройство;

4. Комплект лабораторного оборудования для проведения экспериментов с

водой и воздухом;

5.Красная книга Краснодарского края;

6. Видео и фотокамера;

7. Аудио и видеозаписи;

.

Список литературы:

Литература, используемая педагогом. 1. Воронин А.А. Регламентирование

туризма. М., 1974 г. 2. Казанская Н.С. Изучение рекреационной дигрессии

естественных группировок растительности.- Известия АН СССР. Сер. Геогр.,

1972,№1 3. Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974,

№10

4.

Луканенкова

В.К.

Пропаганда

охраны

природы

в

краеведении

и

туризме.-Л.,1972

5.

Банников

Н.Н.,

Рустамов

А.К.

Охрана

природы.

М.,

Колос,

1977

6.

Беляева

В.С.

Изучаем

природу

родного

края.

М.,

Просвещение , 1971 7. Дажо Р. Основы экологии. М., Прогресс, 1975 8.

Калашников М.М. Эволюция биосферы, М., Наука, 1974 9. Нога Г.С. Опыты

и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976 10. Алексеев В.А. 300

вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития,

1997. 11. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. -

Ярославль: Академия развития, 1997. 12. Бобров Р. Все о национальных

парках - М.: Молодая гвардия, 1987. 13. Виленский Е.Р. Растение раскрывает

свои тайны. - М.: Колос, 1964. 14. Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.:

Мысль, 1985. 15. Ленькова А. Оскальпированная земля. - М.: Прогресс, 1971.

16. Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972. 17. Рик

Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996. 18. Родионова И.А.

Глобальные проблемы человечества - М., 1995. 19. Сорокоумова Е.А. Уроки

Экологии в начальной школе. - АО "Мэрил", 1994.20. Тарабарина Т.И. И

учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997. 21.

Цветкова

И.В.

Экология

для

начальной

школы.

-

Ярославль:

Академия

развития, 1997 22. Экология России. Хрестоматия - М., 1995. Литература,

рекомендованная для чтения. 1. Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 1975 2.

Фабр П. Популярная экология. М., Мир,1971 3. Асеева Т.В., Тихомиров В.Н.

Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999 4. Банников А.Г.

Земноводные и пресмыкающиеся. М., Мысль, 1975 5. Второв П.П., Дроздов

Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. М., Просвещение, 1980 6. Гарибова

Л.В.

Водоросли,

лишайники

и

мхи.

М.,

Мысль,

1988

7.

Рычин

Ю.В.

Древесно-кустарниковая

флора.

М.,

Просвещение,1992

8.

Акимушкин

И.

Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992 9. Багрова Л.А. Я

познаю мир - М.: ACT, I997 10. Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем?

Почему? - М.: Дрофа, 1995 11. Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-

Петербург, 1994 .Журнал "Муравейник "



В раздел образования