"Развитие творческой активности учащихся средствами вокального искусства в системе дополнительного образования"
Автор: Воронович Ольга Евгеньевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: ГАОУМОДОД "МОЦДОД "Лапландия" Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Развитие творческой активности учащихся средствами вокального искусства в системе дополнительного образования" Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка на тему: «Развитие творческой активности
учащихся средствами вокального искусства в системе дополнительного
образования».
Автор: педагог дополнительного образования высшей квалификационной
категории ГАОУМОДОД «МОЦДОД «Лапландия» Воронович Ольга
Евгеньевна
В статье
представлены возможности развития творческой активности средствами
вокального искусства. Восприятие музыки как художественного единства способствует
формированию эстетического воспитания, гармоничному развитию личности.
Творчество,
как
известно,
играет
главную
роль
в
образовательном
процессе
современного
школьника.
Без
творческого
подхода
невозможен
успех
ни
в
одной
профессии, особенно, если это касается искусства. Многие идеи, воплощенные в жизнь
великими учеными, брали начало иногда из творческих фантазий деятелей искусства.
В настоящее время созрела необходимость создания концепции, которая давала бы
определенное
направление
воспитанию
и
формированию
музыкальной
культуры
школьников. В свое время такая музыкально-педагогическая концепция была создана Д.Б.
Кабалевским и получила свое воплощение
прежде всего в «Основных принципах и
методах
программы
по
музыке
для
общеобразовательной
школы»
—
статье,
предваряющей разработанную под его руководством новую программу по музыке, где она
наиболее
полно
реализована,
а
также
в
ряде
книг,
статьях
и
многочисленных
выступлениях.
Выполняя
эстетическую,
воспитательную
и
познавательную
функции,
музыкальное искусство вместе с тем составляет неотъемлемую часть самой жизни.
В
учреждениях
дополнительного
образования
часто
отмечается
«натаскивание»
учащихся на способы музыкальной работы. Это относится и к занятиям по вокалу. Это
ограничивает
возможности
целостного
раскрытия
творческой
природы
музыкального
искусства, приобщения учащихся к музыкальному творчеству, эффективного применения
музыкальных знаний, умений и навыков в исполнительской деятельности.
Указанные обстоятельства определили выбор темы методической разработки,
проблемы которой
сформулированы
следующим
образом:
каковы
педагогические
условия,
способствующие
развитию
творческой
активности
учащихся
средствами
вокального искусства? Решение этой проблемы составляет цель разработки.
Задачи:
1.
Определить
содержание
творческой
активности,
возможности
ее
развития
средствами вокального искусства.
2.
Выявить
и
экспериментально
обосновать
педагогические
условия
развития
творческой
активности
учащихся
средствами
вокального
искусства
в
системе
дополнительного образования.
3. Опираясь на результаты исследования, разработать практические рекомендации по
совершенствованию творческой направленности процесса обучению вокала в системе
дополнительного образования.
Методологической
основой разработки явились важнейшие положения
отечественных музыковедов, педагогов и психологов о творческой и деятельностной
сущности личности.
Для
решения
поставленных
задач
использовались
следующие методы
исследования:
наблюдение,
анкетирование,
итервьюирование,
беседа,
моделирование
учебно-творческих
ситуаций,
анализ
творческих
работ,
педагогический
эксперимент.
Практическая
значимость
данной
работы
заключается
в
разработке
методических
рекомендаций для преподавателей пения в системе дополнительного образования.
Процесс
обучения
включает
не
только
усвоение
сложной
системы
знаний,
становление многих интеллектуальных и вокальных навыков, но также развитие самих
познавательных процессов — внимания, памяти, музыкального мышления, творческих
способностей и личности ребенка. Все познавательные процессы составляют единую
систему,
которую
в
целом
можно
назвать
интеллектуальной
системой
и
которая
одновременно обеспечивает и внимание к новому, и понимание, и запоминание учебного
материала.
В
процессе
обучения
необходимо
способствовать
развитию
всей
интеллектуальной
системы,
а
не
отдельных
познавательных
процессов,
поэтому,
рассматривая развитие познавательных процессов, можно представить его как развитие
интеллекта
человека,
включающего
все
познавательные
процессы,
уровень
знаний,
систему
интеллектуальных
операций
и
обеспечивающего
возможности
усвоения,
воспроизведения и использования знаний в жизни.
Внимание — это самый первичный познавательный процесс, с которым рождается
ребенок, благодаря которому он удивляется новизне окружающего мира и исследует его.
Мы
рассматриваем
внимание
как
самое
начало
и
первичное
проявление
активности
ребенка, из которого в дальнейшем развивается сложное создание любознательности,
экспериментирования
и
творчества.
Для
того
чтобы
обнаружение
нового
выросло
в
творчество,
его
нужно
сохранить
и
закрепить
как
устойчивую
бескорыстную
любознательность, обеспечивающую такое же удивление новому у взрослого, как это было
в детстве. Однако как сами познавательные процессы, так и общее психическое развитие
имеет
и
более
общие
источники,
включающие
потребности
и
мотивы
ребенка,
определяющие
развитие
не
только
как
усвоение
знаний,
но
и
как
саморазвитие,
достигаемое
в
меру
собственной
активности.
Система
познавательных
процессов
вовлекается
в
интеллектуальное
развитие,
при
этом
интеллектуальная
активность
обеспечивает взаимосвязанное развитие всех познавательных процессов — внимания,
памяти, мышления. В подростковом и юношеском возрасте творческая активность
приобретает
форму
самостоятельного
формулирования
проблем
и
исследовательских
познавательных задач. Это выражается в появлении стойких личностных интересов к той
или
иной
области
знания
и
практики.
На
их
основе
возникают
устойчивые
профессиональные запросы старшеклассников.
В
музыкально-методической
литературе
термины
«восприятие»
и
«слушание»
музыки
нередко
фигурируют
как
идентичные.
Конечно,
можно
специально
слушать
музыку,
прежде
всего
ту,
которую
школьники
не
могут
исполнить
сами
(например,
оркестровую).
Однако
цель
слушания
не
сводится
просто
к
знакомству
с
таким-то
произведением. Проблема слушания — восприятия музыки шире, чем просто слушание.
Она охватывает и исполнение, поскольку нельзя хорошо исполнять, если не слышать, что
и
как
исполняется.
Эстетическое
восприятие
определяется
как
особая
способность
человека
чувствовать
красоту
окружающих
его
предметов
(красоту
их
форм,
цвета,
музыкального звука и т. д.), способность различать прекрасное и безобразное, трагическое
и
комическое,
возвышенное
и
низменное.
Восприятие
музыки
(«музыкальное
восприятие») есть частный вид восприятия эстетического. Восприятие—это способность
слышать и эмоционально переживать музыкальное содержание (музыкальные образы) как
художественное единство, как художественно-образное отражение действительности, а не
как механическую сумму разных звуков.
Пение
—
один
из
видов
коллективной
исполнительской
деятельности.
Оно
способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию,
воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения, формированию будущей
личности.
Решение
задач
музыкального
воспитания
возможно
только
при
условии
достижения
детьми
художественного
исполнения
музыкального
произведения.
Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна
чувствоваться
глубина
понимания
музыкального
образа.
Поэтому
выразительное
исполнение требует овладения вокальными навыками и умениями. Работа над песней —
не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю, это увлекательный процесс,
напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до
сознания детей, что над каждой, даже самой простой песней следует много работать.
Вокальное искусство — наиболее доступная исполнительская деятельность детей.
Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей
становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата. Для развития
и
воспитания
детского
голоса
педагогу
необходимо
знать
голосовые
и
певческие
возможности
ребёнка.
В
процессе
работы
с
детьми
нужно
стараться
развивать
эстетическое
восприятие,
которое
помогает
им
обладать
средствами
художественной
выразительности. Решающим фактором музыкального воспитания и обучения является
развитие
музыкального
слуха
и
формирование
музыкально-образного
мышления,
способности к музыкально-образным представлениям, помогающим понимать содержание
музыкальных произведений. В этой связи встает вопрос о музыкально-выразительных
средствах
ансамблевого
исполнения:
динамике,
нюансировке,
фразировке,
текстового
осмысления, без которых пение будет безликим, невыразительным. От того насколько
хорошо владеют исполнители приемами передачи качеств музыкальных звуков, зависит
яркость, музыкальность художественного образа.
Условием
становления
дополнительного
образования
как
сферы
свободного
самоопределения личности является реализация дифференцированных педагогических
программ,
удовлетворяющих
различные
по
мотивам
и
содержанию
образовательные
потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители. Программы
художественного образования ориентированы на развитие общей и эстетической культуры
учащихся,
художественных
способностей,
творческой
активности
и
склонностей
в
избранных
видах
искусства.
Объединяющей
характеристикой
всех
программ
художественного направления является их многоуровневость, ориентация на учащихся с
различным познавательным, творческим потенциалом.
Таким
образом,
важнейшей
характеристикой
системы
дополнительно
художественного
образования
является
направленность
на
развитие
творческих
способностей детей и свобода в реализации педагогических инноваций.
Основной
метод
диагностики
уровней
усвоения
программы
—
наблюдение
за
обучающимися
в
процессе
занятий
в
условиях
выполнения
обычных
и
специально
подобранных
заданий
(на
основе
программного
материала).
В
процессе
наблюдения
педагог оценивает проявления детей и условно ориентируется на лучшие показатели,
выявленные в данной группе. В педагогической практике активно используются такие
формы
отслеживания
результатов
обучения,
как
диагностические
карты
и
таблицы,
журналы
наблюдения.
Разработаны
они
на
основе
критериев
оценки
уровней
образовательных результатов.
В качестве базовых определены следующие критерии оценки результатов обучения:
уровень образовательных результатов;
уровень творческой активности;
уровень развития мотивационной, эмоциональной и коммуникативной сфер.
В процессе деятельности, направленной на разработку диагностического
инструментария была выработана стройная система оценки результатов обучения с учетом
специфики реализуемых образовательных программ.
В
качестве
примера
можно
привести
диагностическую
карту
по
программе
«Вокальный ансамбль». Оценка по критерию «Уровень образовательных результатов»
представляет собой сумму баллов по каждому из разделов учебно - тематического плана:
певческая установка;
дыхательный аппарат;
певческая дикция;
ансамблевое пение;
музыкально-исполнительская работа;
коммуникативные навыки;
мотивация;
музыкальная грамота.
Уровень
творческой
активности
определяется
развитостью
у
обучающихся
психических процессов, способности к интерпретации музыкального образа в движении
(способность к импровизации), к решению задач разного уровня сложности и др. В
каждом творческом объединении есть обучающиеся с повышенными образовательными
потребностями.
На
протяжении
учебного
года
они
обучаются
в
соответствии
с
индивидуальными образовательными маршрутами, разработанными для них педагогами.
Большое значение в работе с детьми отводится активности самих детей, воспитанию
инициативы, творческого отношения к делу. Ученик должен развиваться самостоятельно,
искать свой репертуар.
Проблема репертуара — основная проблема начинающего певца. От него зависит
стилистический образ артиста. Педагог не только учит петь, но и помогает личности
развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии понятия добра и
зла.
Такие
качества,
как
доброта,
искренность,
обаяние,
открытость
в
сочетании
с
мастерством должны сопровождать артиста в жизнь.
Вокальный эстрадный ансамбль «Фантазия» создан в сентябре 2001 года на базе
учреждения дополнительного образования «Дворец творчества «Лапландия». За 14 лет
существования
ансамбль
«Фантазия»
из
пяти
человек
вырос
в
большой
творческий,
сплоченный коллектив с огромным потенциалом. Сейчас в ансамбле занимаются более 60
человек.
Коллектив
является
постоянным
участником
областных,
городских
и
всероссийских мероприятий и праздников. Обучающиеся вокального эстрадного ансамбля
«Фантазия»
ежегодно
участвуют
во
всероссийских
и
международных
конкурсах,
где
добиваются больших успехов. В 2012 году обучающиеся ансамбля стали участниками
первого вокального телевизионного конкурса эстрадной песни «Вся Россиия.
All Russia» в
г.Нижний
Новгород.
В
2015
году
солистка
ансамбля
Марочкина
Елизавета
стала
участницей
телевизионного
проекта
«Голос.Дети»
г.Москва.
Успешно
пройдя
предварительные
этапы
«слепых
прослушиваний»,
Лиза
попала
в
команду
Максима
Фадеева.
Высокий уровень исполнительского мастерства, творческий дух, вдохновленность и
темпераментность участников ансамбля «Фантазия», обеспечивают симпатии публики и
благоприятные отзывы в прессе.
В коллективе три возрастные группы —
младшая,
средняя, старшая.
Принципиальной
установкой
занятий
является
отсутствие
назидательности
и
прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и
взаимодействия
предлагаются
полюбившиеся
произведения
для
исполнения,
хиты,
«легкая» музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-
игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным
инструментом – голосом.
Через
вокальную
деятельность
происходит
приобщение
ребенка
к
музыкальной
культуре,
а
коллективное
пение
это
прекрасная
психологическая,
нравственная
и
эстетическая
среда
для
формирования
лучших
человеческих
качеств.
В
вокальных
ансамблях дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им
творчески проявлять себя в искусстве и в повседневной жизни. В результате проделанной
работы можно сделать следующий вывод: важнейшей задачей современной педагогики
является создание новой стройной системы, позволяющей сделать процесс музыкально-
вокального
образования
на
базе
дополнительного
образования
целенаправленным
и
последовательным.