Автор: Сальгириева Марем Айндыевна
Должность: учитель математики,заместитель директора по вр
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№20 им.М.С.Ташухаджиева"
Населённый пункт: город Грозный, Чеченская Республика
Наименование материала: внеклассные мероприятия,сценарии
Тема: Правила дорожного движения
Раздел: среднее образование
Цикл
мероприятий
среди
школьников
по
профилактике
правил
дорожного
движения
.
Автор
:
Сальгириева
Марем
Айндыевна
,
заместитель
директора
по
воспитательной
работе
,
учитель
математики
МБОУ
«
СОШ
№
20
имени
М
.
С
.
Ташухаджиева
»
Сценарий игры-композиции
по правилам дорожного движения
«Знаки помни всегда!»(для 1-4кл)
Цели: знакомить учащихся с правилами дорожного движения, учить понимать сигналы
светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки, формировать навыки поведения на
улице, расширить знания учащихся по безопасности движения, воспитывать интерес и
уважение к общему закону дорог и улиц, развивать внимание, активность,
дисциплинированность, ответственность.
Оборудование: сигналы светофора, дорожные знаки, музыкальное сопровождение,
воздушные шары, игрушки, форма и жезл регулировщика, плакат “Азбука безопасности”.
1. Вступительное слово учителя.
Там, где шумный перекресток,
Где машин не сосчитать,
Перейти не так уж просто,
Если правила не знать.
Пусть запомнят твердо дети:
Верно поступает тот,
Кто лишь при зеленом свете
Через улицу идет!
Город, в котором
С тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с Букварем.
Азбукой улиц,
Проспектов, дорог,
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука,-
Над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
- Сегодня мы изучаем азбуку безопасного поведения на дороге.
Изучать и знать Правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь
опасности и не мешать движению транспорта. Сегодня вам нужно быть очень
внимательными. Мы узнаем о правилах поведения на дороге, познакомимся с дорожными
знаками, сигналами светофора, встретимся с регулировщиком. А в конце урока вы станете
участниками викторины, чтобы верно ответить на ее вопросы, будьте внимательными. И
так, начинаем изучать Азбуку безопасности.
На проекторе высвечивается дорога с перекрестками и знаками ДД
2.На сцену выходят ребята, читают стихотворения о правилах дорожного движения.
1 ученик:
Бурлит в движении мостовая:
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны -
Держитесь правой стороны.
2 ученик:
Объяснить можно запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая - для транспорта,
Для тебя – тротуар!
3 ученик:
Где улицу надо тебе перейти
О правиле помни простом:
С вниманием налево сперва погляди,
Направо взгляни потом.
4 ученик:
На проезжей части, дети,
не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
5 ученик:
Когда транспорт на дороге
У обочины стоит
Он обычно закрывает
пешеходам общий вид.
Грузовик или автобус
Обходить опасно.
Это каждый пешеход должен знать прекрасно.
6 ученик:
На проезжей части не катайтесь, дети,
Ни на самокате,
Ни на велосипеде.
Мчатся по дороге
Быстрые машины,
Там вы попадете
Прямо им под шины.
7 ученик:
Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила движения!
8 ученик:
Правила из этой книжки
Нужно знать не понаслышке.
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители.
(Ученик показывает учащимся книгу с ПДД)
И учить их не слегка,
А всерьез – наверняка!
“Правила дорожного движения”.
3. Сценка “Светофор”.
Ведущий предлагает детям отгадать загадку:
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны.
И хотя еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу –
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
И на всех глядит в упор.
Что же это?
(Светофор)
На сцену выходит ученик в костюме светофора и трое ребят в костюмах сигналов
(красный, желтый, зеленый)
Светофор:
Я и вежливый, и старый,
Я известен на весь мир,
Я на улице широкой
Самый главный командир.
Все меня, конечно, знают,
Да и как меня не знать!
Все отлично понимают
Все, что я хочу сказать.
Исполняется танец сигналов светофора.
Сигналы (хором):
Наш домик – светофор,
Мы три родные брата,
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.
Красный:
Самый строгий – красный свет,
Если он горит – стой!
Дороги дальше нет!
Путь для всех закрыт.
Желтый:
Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай наш совет:
- Жди!
Увидишь если желтый
В середине свет.
Зеленый:
А за ним зеленый свет
Вспыхнет впереди,
Скажет он:
Препятствий нет,
Смело в путь иди!
4. Игра на внимание с залом.
-А сейчас, ребята, я предлагаю поиграть. Светофор будет показывать сигналы. Если
красный – вы стоите на месте, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – ходьба на месте. И
так, внимание!
«Светофор» показывает карточки с цветами сигналов светофора в произвольном порядке.
5. Танец “Светофор”.
- А теперь в исполнении девочек класса посмотрите танец “Светофор”.
Группа девочек исполняет танец с использованием воздушных шаров красного, желтого,
зеленого цвета.
6. Знакомство с дорожными знаками.
Ведущий:
Там, где слишком громкий шум машин,
Там, где светофор необходим,
Там, где всех машин не сосчитать,
Надо знаки знать!
- Кроме светофора к средствам регулирования дорожного движения относятся дорожные
знаки.
- Некоторые из них вам уже знакомы, а другие мы увидим сейчас. У каждого знака свое
назначение. Постарайтесь их запомнить.
На сцену выходят ученики с табличками дорожных знаков.
1. Знак “Дети”:
Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда - то.
Затихают все моторы
И внимательны шоферы
Если знаки говорят:
«Близко школа, детский сад!»
2. Знак “Движение пешеходов запрещено”:
Если ты поставил ногу
На проезжую дорогу,
Обрати внимание, друг:
Знак дорожный – красный круг,
Человек, идущий в черном,
Красной черточкой зачеркнут.
И дорога вроде, но
Здесь ходить запрещено.
3. Знак “Велосипедная дорожка”:
Шли из школы мы домой,
Видим – знак над мостовой.
Круг, внутри – велосипед,
Ничего другого нет.
4 Знак “Пешеходный переход”:
Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Он наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.
5 Знак “Остановка автобуса”:
Ожидаешь ты посадки
На отведенной площадке.
Не нужна тебе сноровка,
Это место – остановка.
6 Знак “Переезд со шлагбаумом”:
Машины мчат во весь опор,
И вдруг навстречу знак.
Изображен на нем забор.
Шоссе закрыто на запор?
Ведущий:
- Посмотрите:
Постовой
Встал на нашей мостовой,
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Не волнуется народ,
Через улицу идет.
И стоит на мостовой
Как волшебник, постовой,
Все машины одному
Подчиняются ему.
На сцену выходит учащийся в одежде регулировщика, с жезлом, в фуражке, под музыку
“Песенка Свистулькина” В. Шаинского..
Ведущий:
- Регулировщик управляет движением, изменяя положение корпуса и выполняя (держа в
правой руке жезл) определенные жесты.
Ученик-постовой демонстрирует жесты, а ведущий поясняет их.
1. Регулировщик обращен к участникам движения грудью или спиной, руки вытянуты в
стороны или опущены – движение запрещено. Такое положение соответствует красному
сигналу светофора.
2. Регулировщик поднял жезл вверх – внимание. Можно считать, что на светофоре желтый
сигнал.
3. Регулировщик обращен к участникам движения боком, руки вытянуты или опущены –
разрешается движение. Такое положение соответствует зеленому сигналу светофора.
Появляются дети и переходят по переходу дорогу. Среди них две девочки, которые
рассматривают на ходу книгу и разговаривают между собой. Регулировщик
останавливает их.
Регулировщик: Подождите-ка, подружки!
Где у вас глаза, где ушки?
Дело кончится печально,
Может быть немало бед.
Ведь дорога не читальня
И не место для бесед!
( загорается зелёный свет.)
Теперь горит зеленый свет -
Свободен путь, препятствий нет!
(Оставшиеся дети переходят дорогу. Мальчик идет последним, играя мячом об пол.)
Мальчик:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, желтый, голубой
Не угнаться за тобой!
Регулировщик. (Отбирает у мальчика мяч)
На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
Ведущий:
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движения
Всегда и всюду соблюдать!
Ведущая: Послушайте стихи. Там, где нужно, вы должны отвечать: «Это я, это я, это все
мои друзья!»
Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
Дети. Это я, это я, это все мои друзья!
Ведущая.
Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
(Ответ детей)
Кто из вас, идя, домой,
Держит путь по мостовой?
(Ответ детей)
Знает кто, что красный свет -
Это значит – хода нет?
Дети. Это я, это я, это все мои друзья!
Ведущая. Я вижу, вы хорошо разбираетесь в правилах дорожного движения.
В заключении ученики исполняют песню о ПДД на мотив песни
«Если с другом вышел в путь»
Мелодия песни «Если с другом вышел в путь»
1). Вдоль по улицам, друзья,
Вдоль по улицам, друзья,
Ходят без тревоги.
Просто выучили все,
Просто выучили все,
Правила дороги.
Припев. 2 раза
Что мне снег,
Что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Если ПДД со мной.
2) Я с дорогой подружусь,
Я с дорогой подружусь,
Знаки все узнаю.
Я собою так горжусь,
Я собою так горжусь,
Их не нарушаю.
Припев. 2 раза
Светофор, переход,
Где назад, где вперед,
Все знает юный пешеход!
Как по «зебре» идти,
Чтоб беду не найти,
Помогут ПДД в пути!
3) Три дорожных огонька,
Три дорожных огонька,
Нам они помогут,
Знают все наверняка,
Знают все наверняка,
Устранят тревогу.
Припев 2 раза
Что мне снег,
Что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Если ПДД со мной.
4) Солнце светит нам в пути,
Солнце светит нам в пути,
Правила узнали,
Как дорогу перейти,
Как дорогу перейти,
Мы вам рассказали.
Припев 2 раза
Светофор, переход,
Где назад, где вперед,
Все знает юный пешеход!
Как по « зебре» идти,
Чтоб беду не найти,
Помогут ПДД в пути!
- Молодцы! Помните, и всегда соблюдайте правила дорожного движения!
Сценарий конкурса «Дорога, мы, знаки движения»
Контингент: 5-9классы
Цели конкурса:
• пропаганда знаний по правилам дорожного движения;
• воспитание культуры безопасности;
• отработка практических навыков по ПДД;
• развитие творческих способностей;
• привлечение родителей, общественности, старших школьников к познавательно-
воспитательной работе с младшими учащимися.
Оборудование
• карточки викторины;
• оборудование для конкурсов (перед каждым конкурсом);
• памятки.
Ход конкурса
Ведущая приветствует всех и предоставляет слово гостям встречи (родителям, инспектору
ДПС).
Инспектор:
Когда-то давно люди ходили просто пешком, но это было медленно и неудобно. Вот они и
сели на лошадь, а потом в телеги, сани, кареты. Те, кто ехал, торопились, а прохожие
мешали им. Кучера покрикивали на прохожих и разгоняли их кнутами. А тот, кто не смог
увернуться, попадал под копыта лошадей. Так начались дорожно-транспортные
происшествия. Не понравилось это русским царям Иоанну Алексеевичу и Петру
Алексеевичу. Решили они издать указ, который и стали потом считать первыми правилами
дорожного движения.
Современную жизнь нельзя представить без быстрого передвижения, особенно в городе.
Как же сделать так, чтобы эта жизнь стала более безопасной? Надо просто знать и
обязательно соблюдать все правила движения. Сейчас существует много различных
правил и для водителей различных транспортных средств, и для пешеходов.
Ведущая: Предлагаю провести разминку
Вопросы викторины:
1. Что означает слово светофор?
2. Как называют человека, который находится вне транспорта на дороге и не выполняет на
ней работы?
3. Кто такие пассажиры?
4. С какого возраста можно ездить на велосипеде по улицам и дорогам?
5. Где разрешается кататься на велосипеде тем, кому нет 14 лет?
6. Что ты знаешь о правилах поведения в метро?
(Ответы:
1. Светофор — греческое слово, по-русски оно означает «несущий свет».
2. Пешеход.
3. Люди, пользующиеся каким-либо видом транспорта.
4. С 14 лет.
5. Во дворах домов, на школьных стадионах; в парках, где есть велодорожки.
6. На эскалаторе надо держаться за поручни, не заходить за ограничительную черту,
обращаться за помощью к дежурному, нельзя садиться на ступеньки. Чтобы достать
упавший на рельсы предмет, не надо бегать по платформе, следует выполнять все указания
служащих метро)
Ведущая:
Подвели итоги викторины. Для следующего практического конкурса разделим зал и детей
на 4 сектора:
1. Ты — пешеход.
2. Ты — пассажир.
3. Ты велосипедист.
4. Ты — школьник.
Команды проходят по очереди 4 сектора (в каждом секторе одновременно находится по
команде). Названия команд: «Пешеход», «Пассажир», «Велосипедист», «Школьник».
Капитаны команд тянут жребий — номер сектора, с которого они начинают конкурс.
Одежда должна быть удобной, а отличительный знак команд — шеврон на рукаве с
изображением пешехода, пассажира и т. д. Роль жюри в каждом секторе выполняют ребята
из клуба старшеклассников. Ведут свои команды от сектора к сектору вожатые-
инструкторы.
1Сектор «Ты — пешеход»
Оборудование:
• светофор;
• зебра (черно-белые полоски ткани или бумаги);
• островок безопасности (ткань, бумага);
• транспорт (макеты или рисунки автобуса, троллейбуса, трамвая);
• улица (условное обозначение);
• подземный переход (условное обозначение);
• специальный транспорт (детские управляемые машины или условно 01, 02, 03);
• остановка (плакат на стойке).
Ребят знакомят с оборудованием сектора.
Светофор
Вся группа или несколько человек из команды выполняют движения согласно сигналам
светофора.
Зебра
По команде «переход улицы» ребята должны выбрать «зебру», обозначить переход и,
посмотрев налево, дойти до середины улицы, остановиться, посмотреть направо и перейти
на другую сторону.
Островок безопасности
«Островок» оформлен на «улице» заранее. Ребята начинают движение на зелёный свет
светофора, увидев красный, они останавливаются на «островке безопасности»,
дождавшись зелёного света, продолжают движение.
Транспорт
По команде «обойди автобус» (троллейбус, трамвай), ребята начинают движение (автобус
и троллейбус обходят спереди, трамвай — сзади).
Тротуар
По команде «идём по тротуару» ребята выстраиваются цепочкой и идут по правой стороне
тротуара.
Дорога
По команде «нет тротуара» ребята двигаются цепочкой по дороге навстречу движущемуся
транспорту (по левой стороне дороги).
Подземный переход
По команде «подземный переход» ребята двигаются по правой стороне, так как подземный
переход является продолжением тротуара.
Специальный транспорт
Ребята начинают переходить улицу на зелёный свет, вдруг появляется машина скорой
помощи (милицейская, пожарная), дети должны остановиться и уступить ей дорогу.
2Сектор «Ты — пассажир»
Оборудование:
• вопросы (заготовить заранее, задаёт вопросы член жюри сектора, суммирует баллы за
ответы, выставляет общий балл);
• «вежливость» (автобус оборудован двумя рядами стульев по количеству членов
команды);
• автомобиль (стул и ремень безопасности, слова «дорога», «тротуар»);
• перевозка пассажира (коляска).
Вопросы:
• Как производится посадка и высадка из транспорта?
• Если двери транспорта закрываются?
• Если ты стоишь в движущемся троллейбусе, то…
• Если ты едешь в позднее время?
Ответы:
• Со стороны тротуара.
• Нельзя входить и выходить, могут быть травмы.
• Крепко держусь за поручни, чтобы не упасть.
• Сажусь на место, которое ближе к водителю, чтобы можно было позвать на помощь.
Вежливость
В автобусе заняты все места, вдруг входит старушка (старик). Ребята должны встать.
Каждый должен предложить своё место.
Автомобиль
К обычному стулу прикреплён ремень безопасности. По команде «ты — пассажир» один
из участников занимает место пассажира. Он должен сразу отыскать ремень безопасности
и застегнуть его. (Это же можно проделать в большом пластмассовом детском автомобиле-
игрушке и большему количеству участников). Учитывается правильность поведения и
быстрота выполнения.
По обе стороны машины находятся два слова: дорога, тротуар. По команде «ты выходишь
из машины» участник должен отстегнуться и выйти со стороны слова «тротуар».
Перевозка пассажира
В секторе обозначена дорога. Вдоль дороги зигзагообразно расставлены пластмассовые
кегли. Пассажир усаживается в пластмассовую детскую тележку (или детский автомобиль
или что-то приспособленное под тележку). Шофёр должен обвезти пассажира вокруг всех
кеглей и вернуться обратно, стараясь не задеть кегли, не сдвинуть их с места и не
вытряхнуть пассажира из транспорта. Оценивается быстрота и аккуратность поездки.
3Сектор «Ты — велосипедист»
Оборудование:
• детский двухколёсный велосипед;
• две размеченные дороги;
• надувные или крупные пластмассовые игрушки.
1 этап
Один из участников (можно несколько) проезжает по первой дороге. Показывая по
команде поворот налево (левая рука в сторону), поворот направо (правая рука в сторону),
предупреждение о торможении (правая рука вверх). Оценивается правильность
выполнения команд и умение держаться на велосипеде.
2 этап
По второй дороге расставлены зигзагообразно пластмассовые и надувные игрушки.
Представители команды (или тот, кто может, но поровну от каждой команды) по очереди
объезжают все игрушки на велосипеде. Можно одеть шлем или кепку. Оценивается
быстрота и аккуратность проезда.
4Сектор «Ты — школьник»
Оборудование:
• стихотворение (подготовлено заранее, у жюри);
• плакаты «Дом», «Школа», «Тротуар», «Школа» и т. д.;
• светофор;
• дорога с разметкой.
Оценивается правильность движения и артистичность.
Жюри собирает карточки и подводит итоги конкурса,
а в это время второе жюри оценивает
конкурс песни
.
Поёт
команда
«
Пешеход
» (на мелодию песни крокодила Гены).
Вот идут пешеходы, очень много народа,
И увидели вдруг красный свет.
Сразу остановились, а потом удивились —
Там мальчишка бежал семи лет.
Они дружно закричали:
«Мальчик, мальчик, подожди,
Там же красный, там опасно,
Лучше не иди».
И вернулся мальчишка,
Был он, ох, шалунишка —
Шарф висит, нараспашку пальто,
Ты скажи, мальчик Салях,
Как ты учишься в школе?
И из правил ты выучил что?
Видишь красный? Там опасно.
Стой и жёлтый подожди.
А зелёный загорится —
Вот тогда иди.
Мы хотим, чтобы дети
Знали правила эти,
Соблюдали везде и всегда.
Не шали на дороге —
Светофор сказал строго.
А иначе случится беда.
Там, где красный, там опасно,
Мальчик Коля, не забудь.
Лишь зелёный разрешает
Продолжать нам путь.
Поёт
команда
«
Пассажир
» (на мелодию песни «Мы едем в далёкие края»).
Мы едем, едем, едем в машинах и такси,
Так пристегнитесь крепко —
Для этого ремни.
Закрыты плотно двери,
Cпокойно едешь ты…
А вдоль дороги ели,
Постройки и цветы.
Пассажир ты и я.
Едут все мои друзья
В лагерь и на дачу,
К морю и на горы .
Пожелайте у порога:
Вам — счастливая дорога!
Заметьте, пассажирам нельзя шуметь, играть.
Водителя в дороге опасно отвлекать.
Сидим себе спокойно
И тихо говорим.
А если интересно,
Тогда в окно глядим.
Пассажир ты и я. (2 раза)
Поёт
команда
«
Велосипедист
» (на мелодию из кинофильма «Там, где кончается
асфальт»).
На велосипедах мы любим кататься,
Транспортное средство, оно — просто класс!
По велодорожкам мы можем промчаться.
Сделаны они специально для нас.
Поворот налево, направо мы знаем.
Поднял руку — значит сейчас торможу.
В парке и дворе летом мы пропадаем.
С детства с велоспортом я очень дружу.
Подрастём немного мы, ребята,
В велосекцию тогда пойдём.
Пролетим стрелой по велотрекам
И рекорды мира с тобой побьём.
А пока мы просто девчонки-мальчишки,
Учимся писать, рисовать и мечтать,
Носим в ранцах умные толстые книжки,
Долго хотим жить и побольше узнать.
Поёт
команда
«
Школьник
» (на мелодию песни «Если с другом вышел в путь»).
Если с мамой вышел в путь,
Если с мамой вышел в путь,
То легка дорога.
Ну, а если ты один,
Ну, а если ты один.
То вопросов много.
Светофор на пути, перекрёсток впереди,
Ты правильно их перейди.
Быстро «зебра бежит»,
У неё серьёзный вид,
Сюда спешите — говорит.
Ну, а если ты пошёл, рассердился светофор
И мигает красным,
Ты обратно не иди, островок скорей найди,
Он же безопасный.
Ты постой, оглянись, утром солнцу улыбнись —
Да здравствует большая жизнь!
Вот зелёный опять —
Значит можно всем шагать
И никуда не опоздать.
Ведущая:
Подведем общий итог. Инспектор ДПС вручает призы.
Если свет мигает красный,
Не ходи, дружок, — опасно!
На дороге не катайся.
На площадку возвращайся.
За машины не цепляйся,
Чтобы прокатиться,
Свою маму-папу пожалей —
Можешь ты разбиться.
С горки лучше детворе
Покататься во дворе.
Красный свет застал в пути?
«Островок» есть впереди.
Должен школьный знать народ
Зебра» — это переход.