Автор: Максименко Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 10
Населённый пункт: Краснодарский край, Калининский район, ст. Старовеличковская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Из опыта работы
Максименко Н.Н., воспитатель
Развитие ручек и пальчиков находится в тесной связи с состоянием
речи
и
мышления
ребенка
.
Уровень
развития
мелкой
моторики
и
координации
движений
рук
-
один
из
основных
п о ка з ат е л е й
интеллектуального развития и , следовательно , готовности к школьному
обучению . Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы ,
необходимые
для
овладения
письмом
,
создать
условия
для
накопления
ребенком практического двигательного опыта , развития навыков ручной
умелости . Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого
раннего возраста . Уже грудному младенцу можно массировать пальчики
( пальчиковая гимнастика ), воздействуя тем самым на активные точки ,
связанные с корой головного мозга . В раннем и младшем дошкольном
возрасте
нужно
выполнять
простые
упражнения
,
сопровождаемые
стихотворным
текстом
,
не
забывать
о
развитии
элементарных
навыков
самообслуживания
:
застегивать
и
расстегивать
пуговицы
,
завязывать
шнурки и т . Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук ?
Дело в том , что в головном мозге человека центры , отвечающие за речь , и
движения
пальцев
рук
расположены
очень
близко
.
Стимулируя
тонкую
моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга , мы
активизируем
и
соседние
зоны
,
отвечающие
за
речь
.
Сейчас
каждый
родитель может самостоятельно в домашних условиях развивать мелкую
моторику малыша . А задача педагога донести до родителей значимость этой
работы , взрослые должны понять : чтобы заинтересовать ребенка и помочь
ему овладеть новой информацией , нужно превратить обучение в игру , не
отступать . Если задания покажутся трудными , не забывать хвалить ребенка .
В
продаже
существует
множество
подходящих
по
возрасту
и
развитию
игрушек
,
направленных
на
мелкую
моторику
:
рамки
и
вкладыши
Монтессори , игрушки -« копилки », шнуровки , различные конструкторы
( мозаика , пазлы , кубики ), всевозможные наборы для рукоделия ( шитье ,
вышивка , бисероплетение ). Но даже без лишних трат можно устроить
ребенку необходимое обучение . В ход пойдут все подручные средства : •
К р у п ы
з а п у с к а т ь
р у ч к и
в
т а з
с
ф а с о л ь ю
т а к
п р и я т н о
!
А если на дне малыша ожидает какая - то игрушка – так даже вдвойне !
Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп )
• Природные материалы : желуди , каштаны , шишки , камушки , ракушки ,
палочки • Кухонная утварь • Различные емкости , пузырьки , коробочки •
Молнии , шнурки , завязки , нитки , веревочки , застежки , пуговицы , ткани
различных размеров , форм , цветов и текстуры . Бусины и кольца очень
интересно нанизывать на тесьму Из спичек , ватных палочек и зубочисток
можно выкладывать различные рисунки ( конечно же , под присмотром
родителей ) Мальчики особенно оценят болты и гайки , а также вышедшие из
строя технические приборы ( телефоны обычные и сотовые , калькуляторы ).
А
девочкам
пойдет
на
пользу
одевание
-
раздевание
любимых
кукол
.
Большую роль в развитии малыша и мелкой моторики занимают пальчиковые
игры . Всем нам знакомые с детства « Сорока - белобока », « Коза рогатая » и
многие другие . Регулярные упражнения с пальчиками помогают маленьким
ручкам
стать
ловкими
и
умелыми
способствуют
развитию
мышления
,
внимания и памяти малыша . Но так же можно развивать пальчики малыша
при
помощи
нетрадиционных
методов
рисования
.
Рисование
нетрадиционными
способами
,
увлекательная
,
завораживающая
деятельность . И я не раз убедилась в этом , рисуя с детьми младшего
дошкольного
возраста
.
Для
ребенка
привычны
и
знакомы
следы
,
оставляемые карандашами , фломастерами , шариковой ручкой и кистью , но
остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования
штампов и трафаретов . Во время рисования пальцами рук и ног ребенок
получает
необыкновенно
чувственное
наслаждение
при
тактильных
контактах
с
краской
,
бумагой
,
водой
.
Нестандартные
подходы
к
организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей ,
тем самым , вызывая стремление заниматься таким интересным делом .
Оригинальное
рисование
раскрывает
творческие
возможности
ребенка
,
позволяет почувствовать краски , их характер и настроение . И совсем не
страшно , если ваш маленький художник перепачкается , главное – чтобы он
получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего
труда . Если смазать ладошку краской , то она оставит на бумаге интересный
отпечаток , в котором можно увидеть различные удивительные образы . Наши
ладошки
умеют
превращаться
в
солнышко
.
Раскройте
ладонь
,
а
в ы п р я м л е н н ы е
п а л ь ц ы
р а з д в и н ь т е
в
стороны . Теперь соедините пальцы вместе . Вот какой получился заборчик !
А если чуть отодвинуть большой палец в сторону , а остальные раздвинуть ,
рука
превратится
в
симпатичного
ежика
.
Остается
дорисовать
грибок
,
который заботливый папа тащит в норку , да еще не забыть про лапки , глаз и
носик зверька . И бабочка полетит , и цветочек будет радовать своими
лепестками , и слон , и рыбка , и многое другое можно нафантазировать
вместе с малышом . Но мы не забываем и про пальчики , обмакнув в красную
краску , малыши рисуют ягоды на веточке , оранжевой краской осенний
листопад , а набрав черную краску , оформим спинку божьей коровки . При
работе с малышами я использую не только нетрадиционное рисование , но и
аппликацию из разноцветных салфеток . Цель этой работы , вызвать интерес
детей и желание творить и при всем этом пальчики малышей становятся
более послушными , так как при работе с салфетками дети много усилий
прикладывают , чтобы получить из кусочка бумаги маленький комочек ,
сминая её пальчиками . В начале учебного года дети учатся работать с
салфетками , не у всех сразу все получается , но они не останавливаются .
Мы пробуем простые композиции : тропинка для зайки , стебелёк цветка ,
лучики солнышка . Поначалу не всем ребятам нравиться пачкать ручки ,
окуная полученный комочек из салфетки в клей , но со временем это у них
проходит
,
и
они
с
каждым
занятием
становятся
все
уверение
в
своих
действиях , и готовы творить более сложное : цыплята , зимнее дерево и т . д .
К концу года я получаю положительный результат : мои малыши не только
умело делают свои поделки , но и речь малыша улучшается .