Автор: Курносова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ: д/с №1
Населённый пункт: город Кимовск
Наименование материала: конспект опытно-экспериментальной деятельности
Тема: "Волшебное электричество"
Раздел: дошкольное образование
Ведущая образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое
развитие, физическое развитие.
Цель: обобщение знаний об электричестве
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
- формировать знания детей о пользе и опасности электричества.
Развивающие:
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с
электричеством;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Предварительная
работа:
просмотр
познавательного
мультфильма
«Фиксики.
Электричество». Беседа с детьми о безопасном обращении с электроприборами.
Методические приемы:
- игровые: интерактивная дидактическая игра «Найди прибор, включённый в розетку»;
- наглядные: просмотр фрагмента мультфильма об электричестве из серии «Уроки Тетушки
Совы. Школа безопасности», мультимедийная презентация «Электрические рыбы», «Техника
безопасности»
- словесные: беседа, рассказ педагога, вопросы
- практические: опыты на тему статического электричества.
Виды
детской
деятельности:
коммуникативная,
познавательно-исследовательская,
продуктивная, двигательная, трудовая
Форма НОД: групповая, индивидуальная
Оборудование и материалы: фрагмент мультфильма из серии «Уроки Тетушки Совы.
Школа безопасности», ноутбук, проектор, воздушные шарики и пластмассовые расчески по
количеству детей, полоски бумаги, кусочки шерстяной ткани, кусочки фольги, два
воздушных шарика висящих на длинных нитках, бутылочка с водой (брызгалка).
Продолжительность НОД: не более 30 минут
2
Ход опытно-экспериментальной деятельности.
I часть. Мотивационный этап.
Воспитатель:
- Ребята, я вам предлагаю послушать музыку. (Воспитатель пытается включить магнитофон,
который не включен в розетку.)
- Почему не играет магнитофон? Ничего не пойму? Ответы детей (Не включен в розетку)
- А почему, если мы включим магнитофон в розетку, он заработает? (Ответы детей)
- А что такое электричество? (Ответы детей)
II часть. Основной этап (содержательный, деятельный этап)
1. Беседа об электричестве.
Воспитатель:
- Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать.
- Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут
маленькие частицы-электроны. Послушаем, что нам расскажет про это Тетушка Сова из
научного дупла.
Просмотр фрагмента мультфильма об электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа
безопасности».
Воспитатель:
– Тетушка Сова сказала, что электричество есть в каждом доме.
–
Ребята,
как
вы
думаете,
по
каким
предметам
вы
можете
догадаться
о
наличии
электричества? Ответы детей (Розетки, выключатели, провода и т. д.)
- Откуда электричество поступает в наши дома? (Ответы детей)
- Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома.
- Что работает с помощью электричества? (Ответы детей - Электроприборы)
- А зачем нам нужно электричество? Сможем мы без него обойтись? (Ответы детей. Нет)
- Молодцы! Я с вами согласна, электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку
было бы трудно.
2. Беседа о технике безопасности.
Воспитатель:
-
Электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека?
(Ответы детей)
- Вспомним еще раз правила поведения с электроприборами:
- Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами.
- Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы.
- Нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы.
- При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших
врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно. (Просмотр
мультимедийной презентации «Техника безопасности»)
3. Электричество в природе.
3
Воспитатель: - Дети, как вы думаете, в природе можно встретить электричество? (Ответы
детей).
-
В
реках
морях
и
океанах
живут
несколько
видов
рыб,
которые
могут
вырабатывать
электрический ток. Электрический скат, электрический угорь, рыба звездочет.
(Просмотр мультимедийной презентации «Электрические рыбы»)
Воспитатель: -
А
зачем
рыбам
нужно электричество?
Для защиты от хищников. Она
выпускает разряд электрического тока и это отпугивает или обездвиживает его.
- Для общения друг с другом. Рыба выпускает электрические разряды в воду, другие рыбы
(этого же вида) могут чувствовать, где находятся их собратья. - Ну и, конечно же, для охоты.
Хищные рыбы при помощи электрического тока парализует мелкую рыбешку, она не может
двигаться и становиться легкой добычей.
- Где рыбы берут ток? (Ответы детей)
-
Электрический
ток
у
рыб
образуется
в
особых
органах,
которые
называются
«электрические органы».
4. Двигательная пауза «Провода»
Дети вместе с воспитателем встают друг за другом и бегут рядом с верёвочкой, положенной
на пол. В ходе движения проговаривают стихотворение.
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес. (Подходят к столу, где написано «Лаборатория»)
Воспитатель: Ребята, а где еще мы можем встретиться с электричеством? Иногда, когда мы
снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество. Расческа липнет к волосам, и волосы
встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется
– «статическое электричество». – Оно неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду,
само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть,
- Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить доброе
электричество.
4. Экспериментирование.
Опыт №1.
- Посмотрите, на полу лежат шарики. Попробуйте повесить их на стену (Дети пытаются
повесить шарики на стену) .
- Почему ваши шарики падают? (Предположения детей)
- А хотите ваши шарики превратить в волшебные? Посмотрите, как! Надо шарик потереть о
волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши
шарики стали волшебными.
- Как вы их сделали такими? (Ответы детей)
Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик
о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.
- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? Ответы детей. (Когда расчесываемся).
4
-
Что
происходит
с
волосами?
Ответы
детей
(Волосы электризуются,
становятся
непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет
электричество.
Попробуем другие предметы сделать волшебными.
Опыт № 2.
- У вас на тарелочках лежат кусочки фольги.
- Поднесите расческу к фольге.
- С фольгой что-то происходит? Ответы детей. (Нет).
- Как заставить фольгу притянутся к расческе? (Предположения детей)
- Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими. Возьмите кусочек
шерстяного материала и натрите им расческу. Медленно поднесите ее к кусочкам фольги.
- Что происходит с фольгой? Ответы детей. (Фольга притянулась к расческе).
- Как расческа стала электрической? (Её натерли шерстяной тканью.)
Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Опыт 3.
- У вас на столе лежит полоска бумаги. Как вы думаете, бумага будет прилипать к расческе?
Проверьте.
- Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. Натрите расческу и поднесите ее к бумаге. Что
получилось? (Дети выполняют)
Молодцы! Вы опять поймали электричество.
Опыт 4.
- А еще в этой стране живут два друга - шарика. Они все время ссорятся и мирятся.
-
Как
вы
думаете,
сейчас
они
помирились,
или
поссорились?
Они
отталкиваются
или
притягиваются друг к другу? (Отталкиваются) .
- Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом.
- Попробуем их помирить? Надо с одного шарика снять электричество. Девочки, что мы
предлагаем вам сделать, чтобы легче расчесывать волосы? (Намочить расческу).
- Как же снять электричество с одного шарика? (Намочить его с помощью брызгалки).
- Что произошло с шариками? (Они притянулись друг к другу, помирились) Почему?
Вывод: Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись,
надо
один
шарик
смочить
водой
и
они
притянуться
друг
к
другу.
Далее
воспитатель
предлагает
ребятам
перейти
за
новый
стол,
где
лежат
карточки
с
изображением
электроприборов. Дети садятся за столы.
- А теперь я хочу предложить вам игровое задание: «Какой электрический прибор включен в
розетку».
( н а интерактивной
доске
проводится
дидактическая
игра
«Найди
прибор,
включённый в розетку» (индивидуальная работа).
III часть. Итоговый этап. Рефлексия.
- Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.
- А почему мы их называем волшебными? Что происходит с этими предметами? Ответы
детей. (К ним все притягивается, они становятся электрическими).
-
Это электричество опасно?
Ответы
детей. (Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно
играть).
-Какие вы молодцы! Что вам больше всего понравилось?
- Вам понравилось наше путешествие? А теперь можете поиграть с воздушными шариками.
5