Напоминание

"Волшебное электричество"


Автор: Курносова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ: д/с №1
Населённый пункт: город Кимовск
Наименование материала: конспект опытно-экспериментальной деятельности
Тема: "Волшебное электричество"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ведущая образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое

развитие, физическое развитие.

Цель: обобщение знаний об электричестве

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;

- формировать знания детей о пользе и опасности электричества.

Развивающие:

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с

электричеством;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Предварительная

работа:

просмотр

познавательного

мультфильма

«Фиксики.

Электричество». Беседа с детьми о безопасном обращении с электроприборами.

Методические приемы:

- игровые: интерактивная дидактическая игра «Найди прибор, включённый в розетку»;

- наглядные: просмотр фрагмента мультфильма об электричестве из серии «Уроки Тетушки

Совы. Школа безопасности», мультимедийная презентация «Электрические рыбы», «Техника

безопасности»

- словесные: беседа, рассказ педагога, вопросы

- практические: опыты на тему статического электричества.

Виды

детской

деятельности:

коммуникативная,

познавательно-исследовательская,

продуктивная, двигательная, трудовая

Форма НОД: групповая, индивидуальная

Оборудование и материалы: фрагмент мультфильма из серии «Уроки Тетушки Совы.

Школа безопасности», ноутбук, проектор, воздушные шарики и пластмассовые расчески по

количеству детей, полоски бумаги, кусочки шерстяной ткани, кусочки фольги, два

воздушных шарика висящих на длинных нитках, бутылочка с водой (брызгалка).

Продолжительность НОД: не более 30 минут

2

Ход опытно-экспериментальной деятельности.

I часть. Мотивационный этап.

Воспитатель:

- Ребята, я вам предлагаю послушать музыку. (Воспитатель пытается включить магнитофон,

который не включен в розетку.)

- Почему не играет магнитофон? Ничего не пойму? Ответы детей (Не включен в розетку)

- А почему, если мы включим магнитофон в розетку, он заработает? (Ответы детей)

- А что такое электричество? (Ответы детей)

II часть. Основной этап (содержательный, деятельный этап)

1. Беседа об электричестве.

Воспитатель:

- Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать.

- Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут

маленькие частицы-электроны. Послушаем, что нам расскажет про это Тетушка Сова из

научного дупла.

Просмотр фрагмента мультфильма об электричестве из серии «Уроки Тетушки Совы. Школа

безопасности».

Воспитатель:

– Тетушка Сова сказала, что электричество есть в каждом доме.

Ребята,

как

вы

думаете,

по

каким

предметам

вы

можете

догадаться

о

наличии

электричества? Ответы детей (Розетки, выключатели, провода и т. д.)

- Откуда электричество поступает в наши дома? (Ответы детей)

- Верно, ток вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома.

- Что работает с помощью электричества? (Ответы детей - Электроприборы)

- А зачем нам нужно электричество? Сможем мы без него обойтись? (Ответы детей. Нет)

- Молодцы! Я с вами согласна, электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку

было бы трудно.

2. Беседа о технике безопасности.

Воспитатель:

-

Электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека?

(Ответы детей)

- Вспомним еще раз правила поведения с электроприборами:

- Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами.

- Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы.

- Нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы.

- При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших

врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно. (Просмотр

мультимедийной презентации «Техника безопасности»)

3. Электричество в природе.

3

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, в природе можно встретить электричество? (Ответы

детей).

-

В

реках

морях

и

океанах

живут

несколько

видов

рыб,

которые

могут

вырабатывать

электрический ток. Электрический скат, электрический угорь, рыба звездочет.

(Просмотр мультимедийной презентации «Электрические рыбы»)

Воспитатель: -

А

зачем

рыбам

нужно электричество?

Для защиты от хищников. Она

выпускает разряд электрического тока и это отпугивает или обездвиживает его.

- Для общения друг с другом. Рыба выпускает электрические разряды в воду, другие рыбы

(этого же вида) могут чувствовать, где находятся их собратья. - Ну и, конечно же, для охоты.

Хищные рыбы при помощи электрического тока парализует мелкую рыбешку, она не может

двигаться и становиться легкой добычей.

- Где рыбы берут ток? (Ответы детей)

-

Электрический

ток

у

рыб

образуется

в

особых

органах,

которые

называются

«электрические органы».

4. Двигательная пауза «Провода»

Дети вместе с воспитателем встают друг за другом и бегут рядом с верёвочкой, положенной

на пол. В ходе движения проговаривают стихотворение.

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес. (Подходят к столу, где написано «Лаборатория»)

Воспитатель: Ребята, а где еще мы можем встретиться с электричеством? Иногда, когда мы

снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество. Расческа липнет к волосам, и волосы

встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется

– «статическое электричество». – Оно неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду,

само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть,

- Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить доброе

электричество.

4. Экспериментирование.

Опыт №1.

- Посмотрите, на полу лежат шарики. Попробуйте повесить их на стену (Дети пытаются

повесить шарики на стену) .

- Почему ваши шарики падают? (Предположения детей)

- А хотите ваши шарики превратить в волшебные? Посмотрите, как! Надо шарик потереть о

волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Все шарики висят. Вот и наши

шарики стали волшебными.

- Как вы их сделали такими? (Ответы детей)

Вывод: В наших волосах живет электричество, мы его поймали, когда стали натирать шарик

о волосы, он стал электрическим, поэтому притянулся к стене.

- А когда еще можно увидеть электричество в волосах? Ответы детей. (Когда расчесываемся).

4

-

Что

происходит

с

волосами?

Ответы

детей

(Волосы электризуются,

становятся

непослушными, торчат в разные стороны). Это еще раз доказывает, что в волосах живет

электричество.

Попробуем другие предметы сделать волшебными.

Опыт № 2.

- У вас на тарелочках лежат кусочки фольги.

- Поднесите расческу к фольге.

- С фольгой что-то происходит? Ответы детей. (Нет).

- Как заставить фольгу притянутся к расческе? (Предположения детей)

- Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими. Возьмите кусочек

шерстяного материала и натрите им расческу. Медленно поднесите ее к кусочкам фольги.

- Что происходит с фольгой? Ответы детей. (Фольга притянулась к расческе).

- Как расческа стала электрической? (Её натерли шерстяной тканью.)

Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Опыт 3.

- У вас на столе лежит полоска бумаги. Как вы думаете, бумага будет прилипать к расческе?

Проверьте.

- Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. Натрите расческу и поднесите ее к бумаге. Что

получилось? (Дети выполняют)

Молодцы! Вы опять поймали электричество.

Опыт 4.

- А еще в этой стране живут два друга - шарика. Они все время ссорятся и мирятся.

-

Как

вы

думаете,

сейчас

они

помирились,

или

поссорились?

Они

отталкиваются

или

притягиваются друг к другу? (Отталкиваются) .

- Они одинаковые, оба электрические, поэтому поссорились, не хотят дружить друг с другом.

- Попробуем их помирить? Надо с одного шарика снять электричество. Девочки, что мы

предлагаем вам сделать, чтобы легче расчесывать волосы? (Намочить расческу).

- Как же снять электричество с одного шарика? (Намочить его с помощью брызгалки).

- Что произошло с шариками? (Они притянулись друг к другу, помирились) Почему?

Вывод: Когда два шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы они притянулись,

надо

один

шарик

смочить

водой

и

они

притянуться

друг

к

другу.

Далее

воспитатель

предлагает

ребятам

перейти

за

новый

стол,

где

лежат

карточки

с

изображением

электроприборов. Дети садятся за столы.

- А теперь я хочу предложить вам игровое задание: «Какой электрический прибор включен в

розетку».

( н а интерактивной

доске

проводится

дидактическая

игра

«Найди

прибор,

включённый в розетку» (индивидуальная работа).

III часть. Итоговый этап. Рефлексия.

- Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.

- А почему мы их называем волшебными? Что происходит с этими предметами? Ответы

детей. (К ним все притягивается, они становятся электрическими).

-

Это электричество опасно?

Ответы

детей. (Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно

играть).

-Какие вы молодцы! Что вам больше всего понравилось?

- Вам понравилось наше путешествие? А теперь можете поиграть с воздушными шариками.

5



В раздел образования