Автор: Фомина Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ББОУ "Сростинская СОШ им.В.М.Шукшина"
Населённый пункт: Алтайский край, Бийский район, с.Сростки
Наименование материала: Статья
Тема: Использование продуктивных методов обучения в начальной школе
Раздел: начальное образование
Фомина О.В.,
(учитель начальных классов, МБОУ « Сростинская СОШ
им. В. М. Шукшина», с. Сростки, Бийского района)
Использование продуктивных методов обучения в начальной
школе
В настоящее время основная сфера занятости человека – это работа, к
которой
мы
готовим
ребенка
с
первого
класса.
В
современном
мире
профессии интеллектуального плана всё больше преобладают над ручным
трудом.
В
первую
очередь,
это
связано
с
ростом
технологических
инноваций
и
автоматизацией
производства.
Подобные
преобразования
повлияли также на выбор методов обучения в начальной школе.
Наблюдается
противоречие между
использованием
продуктивных
методов обучения, как необходимость требования ФГОС и недостаточной
методической разработанностью данного вопроса в теории и практике
начального образования.
На
наш
взгляд
использование
продуктивных
методов
будет
эффективным,
если
в
процессе
обучения
реализуются
следующие
педагогические условия: систематичность и целенаправленность работы по
их
использованию;
постепенное
увеличение
и
нарастание
активного
участия обучающихся; использование субъективного опыта обучающихся;
владение учителем технологии использования продуктивных методов.
Продуктивное
обучение
–
это
«личностно-ориентированная
деятельность,
направленная
на
получение
практических
результатов,
ценных для самообразования в процессе становления личности».
Цели
продуктивного
обучения:
«сформировать
у
учеников
представление
о
творческом
характере
процесса
и
результата
учебной
деятельности,
создать
установку
на
стремление
к
самообразованию.
Воспитать
в
них
моральные
качества,
столь
необходимые
для
созидательной деятельности, способности осознания роли и места людей в
мироздании истории человечества».
Если проанализировать основные виды творческой деятельности, то
можно заметить, что при ее систематическом использовании у ученика
формируются такие качества, как: ученик умеет быстро ориентироваться в
изменяющихся ситуациях, развивается способность видеть проблему и не
опасаться
того,
что
он
с
ней
столкнулся
впервые,
вырабатывается
своеобразие и плодотворность мышления, а также изобретательность и
интуиция
и
пр.
Это
весьма
востребованные
качества
личности
и,
определенно, будут не менее популярны в будущем.
В
продуктивных
способах
обучения
исследователи
выделяют
вытекающие из них плюсы:
1.
У
учеников
появляется
способность
думать
логично,
научно
и
творчески;
2.
Способность к самостоятельному творческому поиску необходимых
знаний;
3.
Появляется умение преодолевать имеющиеся трудности;
4.
Делает учебный материал более доказательным;
5.
Усвоение учебного материала становится более основательным и
крепким;
6.
Способствует конверсии знаний в убеждения;
7.
Формирует у школьников положительный эмоциональный настрой к
обучению;
8.
Развивает познавательные интересы;
Продуктивный метод обучения не является универсальным способом.
Не каждый несет в себе противоречие и может выступать в качестве
учебной
проблемы.
Учебный
материал
подобного
плана
необходимо
предоставлять репродуктивными способами. Смоделировать проблемную
ситуацию на абсолютном незнании невозможно. Чтобы спровоцировать у
учеников неподдельный интерес, следует, чтобы они уже владели каким–то
минимальным
запасом
информации
о
нём.
Сформировать
такую
базу
знаний можно при помощи репродуктивного метода.
Таким образом, можно сделать вывод, что преподаватель, работая в
начальной школе с помощью продуктивных методов обучения, должен
учитывать индивидуальные особенности и характер каждого обучаемого.
Применяя в своей методике новые подходы к обучению и продуктивные
методы,
реализовывая
внутренний
потенциал
обучающихся
с
неординарной
учебной
мотивацией,
привлекая
творческие
навыки
учеников, у педагога существует возможность подготовить функционально
грамотных, способных работать на результат, креативно мыслящих ребят.
Литература
1.
Гайдай, Н.П. «Активные методы обучения, модерация и
ФГОС» [Текст] / -2015. - С 7.
2.
Даль, В. Толковый словарь живого русского языка: [Текст] /
-Т.1-4.-М.:Рипол Классик,2006.– С 2750
3.
Подласый , И.П. Продуктивная педагогика // Народное
образование, 2003г.С. 476-485