Напоминание

"Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности"


Автор: Джамиева Марта Магидиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №8 "Рябинка"
Населённый пункт: Тюменская область, город Лангепас
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы. «Развитие творческих способностей посредством

театрализованной деятельности».

Театр был и остается действенным помощником в нравственном и эстетическом

воспитании детей. Хороший мудрый спектакль дает очень много и уму, и душе маленького

зрителя, так как побуждает думать и сопереживать. Театр — это игра, а игра — стихия

ребенка».

Театрализованная деятельность – важная составляющая повседневных дел нашей группы.

Работу по театрализованной деятельности мы осуществляю в три этапа.

На первом этапе организовываю совместную игровую деятельность, в которой дети

знакомятся с театрализованной деятельностью (знакомство с видами театра, разучивание

потешек, стихотворений, чтение сказок, игры и упражнения, развивающие эмоции и

творческие способности, игры - драматизаций).

На втором этапе учу детей организовывать деятельность, оказывая небольшую помощь

при необходимости. Дети сами принимают участие в выборе сказки, выборе атрибутов и

учатся примерять на себя роль. Все это способствует формированию эмоционально

положительного отношения.

Третий этап – это самостоятельность и показ освоения специальных умений. Здесь

проходит самостоятельный показ сказки детьми, которые пробуют себя не только в роли

актеров, но и режиссеров.

Театрализованная деятельность занимает особое место и в эмоциональном развитии

ребенка. В театрализованной деятельности средства выразительности (жесты, мимика,

движения и др.) не могут быть случайными, а должны соответствовать тому или иному

сценическому образу. "Искусство актера заключается в речи и в движении тела»

говорил». И. Гёте.

Поэтому считаю, очень важным на всех этапах театрализованных занятий подбирать

театрализованные игры и упражнения, которые сочетаются в движений, речи, мимики,

пантомимы в различных вариациях.

Ежедневно включаю театрализованные игры и упражнения во все формы организации

педагогического процесса: речевая и артикуляционная гимнастика, проговаривание

чистоговорок, скороговорок, потешек. Подбираю игры и упражнения для развития

речевого дыхания, артикуляции звуков, интонационной выразительности,

выразительности движений, развития памяти и воображения.

В начале организации театрализованных занятий совместно с детьми произношу

небольшие тексты , пальчиковые игры, которые стараюсь произносить максимально

выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова,

а движения выполняю синхронно с текстом или в паузах.

Для некоторых игр надеваю на пальчики бумажные колпачки или рисую на подушечках

пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок

придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные, на мой взгляд, движения; его

стараюсь хвалить и, если можно, дать ему возможность показать свои творческие

достижения, например, папе или бабушке.

Так как я работаю в группе компенсирующей направленности, хочу обратить особое

внимание на артикуляционную гимнастику. Она является основой формирования речевых

звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и

патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов

артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба,

необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или

иной группы.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и

определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для

правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики представлены

ниже.

Провожу артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей

навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 — 4 раза в день по 3 — 5

минут.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдаю

определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

Проводить их лучше эмоционально, я игровой форме. Каждое упражнение

выполняется по 5 —7 раз.

Статические упражнения выполняются по 10—15 секунд (удержание

артикуляционной позы в одном положении).

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и

третье даю для повторения и закрепления.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, поскольку в таком положении у

ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном

положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы

самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому

ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны

находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться

небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен

находиться напротив ребенка лицом к нему.

Игры и упражнения направленные на развитие эмоций и творческих способностей.

Артикуляционная гимнастика.

Занимательная деятельность всегда начинается с артикуляционной гимнастики со слов

«Чоки - чоки – чоки - чок! Поработай, язычок!"

«Давайте все вместе сочиним сказку».

Жил – был язычок. Где он жил? Он жил в своем домике, который назывался рот. А была

ли в домике дверь? Была, да не одна, а целых две красная, а другая — белая (губы и зубы).

Покажите как открывается первая дверь. [Дети улыбаются и показывают сомкнутые

зубы). Откройте вторую дверь — зубы, посмотрите, что делает в доме язычок. Он

отдыхает. Давайте выпустим его погулять. Но сначала скажем волшебные слова: «Чоки -

чоки – чоки - чок! Поработай, язычок!" «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не

видны.

«Хоботок». («Трубочка») Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

«Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

Игры направленные на развитие силы голоса и речевого дыхания.

Игра «Эхо».

Дети становятся лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит

«а», другая тихо отзывается «а». Можно играть используя гласные звуки, а также

сочетания «ау», «уа», «иа», «ио». Педагог достает игрушку Эхо.

Эхо: Это кто меня зовет?

Пусть шагнет скорей вперед,

А теперь шаг назад

Я друзьям очень рад. ( Игрушка Эхо к каждому подходит и жмет руку.)

Игра «Вьюга»

Педагог показывает картину, на которой нарисована вьюга. По сигналу воспитателя

«Вьюга начинается» - дети тихо говорят: «у-у-у». По сигналу «Сильная вьюга» громко

говорят: «у-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» говорят тише. По сигналу «Вьюга

кончилась» замолкают»

Проговаривание скороговорок на развитие силы голоса.

Научить наш язычок правильно, чисто и ясно произносить все звуки речи нам помогут

скороговорки. Будем говорить с различной интонацией: радостно, грустно, удивленно,

сердито: «У Ирины и Арины растут георгины».

Упражнения направленные на развитие средств выразительности (жестов ,

мимики, движений).

Этюд «Старый гриб»

Старый гриб скоро упадет. Его слабая ножка не выдерживает тяжести огромной

раскисшей шляпки. Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка

согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.

Мимика. На лице полное безразличие, апатия, мышцы лица расслаблены. (Слово «апатия»

детям можно и не говорить просто покажите им это состояние).

Этюд «Прекрасный цветочек»

Теплый солнечный лучи купал на землю и согрел маленькое семечко. Из семечка робко

проклюнулся росток. Из ростка начал расти прекрасный цветок. В от он вырос, нежится на

солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку в

след за солнцем»

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается

голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел. Голова при

этом слегка откидывается назад, медленный поворот вслед за солнцем.

Мимика. Глаза полузакрыты, улыбнуться.

Игры – диалоги.

В играх – диалогах дети сначала повторяют слова за педагогом. В дальнейшем они могут и

самостоятельно их обыгрывать. Чтобы сделать их декламацию более живой и

интересной , хорошо дать им предметы, соответствующие содержанию диалога, и вести их

как часть свободной творческой игры.

1. Говорит гусь Коле:

- Пошел бы ты умылся, что ли.

Говорит Коле утка:

- Смотреть на тебя жутко.

Говорит Коле кошка:

- Дай оближу тебя немножко.

А свинья от смеха давится:

- Мне мальчишка этот нравится

Дети, которые изображают животных, имитируют характерные звуки и движения этих

животных.

2. - Кто кого обидел первый?

- Он меня.

- Нет, он меня.

- Кто кого ударил первый?

- Он меня.

- Нет, он меня!

- Вы же раньше так дружили…

- Я дружил

- И я дружил!

- Что же вы не поделили?

- Я забыл.

- И я забыл!

В процессе работы выполнения детьми упражнений наблюдалась напряженность

движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезло,

движения стали непринужденными и вместе с тем координированными. После овладения

данными умениями и навыками в театрализованной постановке юный актер примеряет на

себя роль, в которой он развивается интеллектуально, творчески, духовно и физически.

Заучивание текста роли тренирует память. Сценическое движение учит управлять своим

телом. И конечно же взаимодействие с партнерами — это особый ценный опыт общения,

формирующий умение контролировать и работать с людьми. Необходимость действовать

на сцене приучает владеть своими эмоциями, творчески раскрепощает.

Так как среда является одним из основных средств развития личности ребенка и

источником его индивидуальных знаний и социального опыта, особое внимание уделяю

созданию развивающей предметно – пространственной среды, соответствующей

требованиям ФГОС ДО. Созданная в группе богатая театрализованная предметно –

пространственная среда: настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, магнитный театры,

театр на фланелеграфе, набор кукол для разыгрывания сценок; ширма для кукольного

театра; элементы костюмов, шапочки, маски , которые обеспечивают совместную

театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества

каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Используемая литература.

Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные

занятия для детей 5 – 9 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера.

Дерягина Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.



В раздел образования