Автор: Джамиева Марта Магидиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ №8 "Рябинка"
Населённый пункт: Тюменская область, город Лангепас
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы. «Развитие творческих способностей посредством
театрализованной деятельности».
Театр был и остается действенным помощником в нравственном и эстетическом
воспитании детей. Хороший мудрый спектакль дает очень много и уму, и душе маленького
зрителя, так как побуждает думать и сопереживать. Театр — это игра, а игра — стихия
ребенка».
Театрализованная деятельность – важная составляющая повседневных дел нашей группы.
Работу по театрализованной деятельности мы осуществляю в три этапа.
На первом этапе организовываю совместную игровую деятельность, в которой дети
знакомятся с театрализованной деятельностью (знакомство с видами театра, разучивание
потешек, стихотворений, чтение сказок, игры и упражнения, развивающие эмоции и
творческие способности, игры - драматизаций).
На втором этапе учу детей организовывать деятельность, оказывая небольшую помощь
при необходимости. Дети сами принимают участие в выборе сказки, выборе атрибутов и
учатся примерять на себя роль. Все это способствует формированию эмоционально
положительного отношения.
Третий этап – это самостоятельность и показ освоения специальных умений. Здесь
проходит самостоятельный показ сказки детьми, которые пробуют себя не только в роли
актеров, но и режиссеров.
Театрализованная деятельность занимает особое место и в эмоциональном развитии
ребенка. В театрализованной деятельности средства выразительности (жесты, мимика,
движения и др.) не могут быть случайными, а должны соответствовать тому или иному
сценическому образу. "Искусство актера заключается в речи и в движении тела»
говорил». И. Гёте.
Поэтому считаю, очень важным на всех этапах театрализованных занятий подбирать
театрализованные игры и упражнения, которые сочетаются в движений, речи, мимики,
пантомимы в различных вариациях.
Ежедневно включаю театрализованные игры и упражнения во все формы организации
педагогического процесса: речевая и артикуляционная гимнастика, проговаривание
чистоговорок, скороговорок, потешек. Подбираю игры и упражнения для развития
речевого дыхания, артикуляции звуков, интонационной выразительности,
выразительности движений, развития памяти и воображения.
В начале организации театрализованных занятий совместно с детьми произношу
небольшие тексты , пальчиковые игры, которые стараюсь произносить максимально
выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова,
а движения выполняю синхронно с текстом или в паузах.
Для некоторых игр надеваю на пальчики бумажные колпачки или рисую на подушечках
пальцев глазки и ротик.
Пальчиковые игры побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок
придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные, на мой взгляд, движения; его
стараюсь хвалить и, если можно, дать ему возможность показать свои творческие
достижения, например, папе или бабушке.
Так как я работаю в группе компенсирующей направленности, хочу обратить особое
внимание на артикуляционную гимнастику. Она является основой формирования речевых
звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и
патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов
артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба,
необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или
иной группы.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и
определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для
правильного произношения звуков.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики представлены
ниже.
Провожу артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей
навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3 — 4 раза в день по 3 — 5
минут.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики соблюдаю
определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, я игровой форме. Каждое упражнение
выполняется по 5 —7 раз.
Статические упражнения выполняются по 10—15 секунд (удержание
артикуляционной позы в одном положении).
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и
третье даю для повторения и закрепления.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, поскольку в таком положении у
ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном
положении.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы
самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому
ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны
находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться
небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда взрослый должен
находиться напротив ребенка лицом к нему.
Игры и упражнения направленные на развитие эмоций и творческих способностей.
Артикуляционная гимнастика.
Занимательная деятельность всегда начинается с артикуляционной гимнастики со слов
«Чоки - чоки – чоки - чок! Поработай, язычок!"
«Давайте все вместе сочиним сказку».
Жил – был язычок. Где он жил? Он жил в своем домике, который назывался рот. А была
ли в домике дверь? Была, да не одна, а целых две красная, а другая — белая (губы и зубы).
Покажите как открывается первая дверь. [Дети улыбаются и показывают сомкнутые
зубы). Откройте вторую дверь — зубы, посмотрите, что делает в доме язычок. Он
отдыхает. Давайте выпустим его погулять. Но сначала скажем волшебные слова: «Чоки -
чоки – чоки - чок! Поработай, язычок!" «Улыбка». Удерживание губ в улыбке. Зубы не
видны.
«Хоботок». («Трубочка») Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«Заборчик». Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Игры направленные на развитие силы голоса и речевого дыхания.
Игра «Эхо».
Дети становятся лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит
«а», другая тихо отзывается «а». Можно играть используя гласные звуки, а также
сочетания «ау», «уа», «иа», «ио». Педагог достает игрушку Эхо.
Эхо: Это кто меня зовет?
Пусть шагнет скорей вперед,
А теперь шаг назад
Я друзьям очень рад. ( Игрушка Эхо к каждому подходит и жмет руку.)
Игра «Вьюга»
Педагог показывает картину, на которой нарисована вьюга. По сигналу воспитателя
«Вьюга начинается» - дети тихо говорят: «у-у-у». По сигналу «Сильная вьюга» громко
говорят: «у-у-у». По сигналу «Вьюга кончается» говорят тише. По сигналу «Вьюга
кончилась» замолкают»
Проговаривание скороговорок на развитие силы голоса.
Научить наш язычок правильно, чисто и ясно произносить все звуки речи нам помогут
скороговорки. Будем говорить с различной интонацией: радостно, грустно, удивленно,
сердито: «У Ирины и Арины растут георгины».
Упражнения направленные на развитие средств выразительности (жестов ,
мимики, движений).
Этюд «Старый гриб»
Старый гриб скоро упадет. Его слабая ножка не выдерживает тяжести огромной
раскисшей шляпки. Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка
согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.
Мимика. На лице полное безразличие, апатия, мышцы лица расслаблены. (Слово «апатия»
детям можно и не говорить просто покажите им это состояние).
Этюд «Прекрасный цветочек»
Теплый солнечный лучи купал на землю и согрел маленькое семечко. Из семечка робко
проклюнулся росток. Из ростка начал расти прекрасный цветок. В от он вырос, нежится на
солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку в
след за солнцем»
Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается
голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел. Голова при
этом слегка откидывается назад, медленный поворот вслед за солнцем.
Мимика. Глаза полузакрыты, улыбнуться.
Игры – диалоги.
В играх – диалогах дети сначала повторяют слова за педагогом. В дальнейшем они могут и
самостоятельно их обыгрывать. Чтобы сделать их декламацию более живой и
интересной , хорошо дать им предметы, соответствующие содержанию диалога, и вести их
как часть свободной творческой игры.
1. Говорит гусь Коле:
- Пошел бы ты умылся, что ли.
Говорит Коле утка:
- Смотреть на тебя жутко.
Говорит Коле кошка:
- Дай оближу тебя немножко.
А свинья от смеха давится:
- Мне мальчишка этот нравится
Дети, которые изображают животных, имитируют характерные звуки и движения этих
животных.
2. - Кто кого обидел первый?
- Он меня.
- Нет, он меня.
- Кто кого ударил первый?
- Он меня.
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили…
- Я дружил
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл!
В процессе работы выполнения детьми упражнений наблюдалась напряженность
движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезло,
движения стали непринужденными и вместе с тем координированными. После овладения
данными умениями и навыками в театрализованной постановке юный актер примеряет на
себя роль, в которой он развивается интеллектуально, творчески, духовно и физически.
Заучивание текста роли тренирует память. Сценическое движение учит управлять своим
телом. И конечно же взаимодействие с партнерами — это особый ценный опыт общения,
формирующий умение контролировать и работать с людьми. Необходимость действовать
на сцене приучает владеть своими эмоциями, творчески раскрепощает.
Так как среда является одним из основных средств развития личности ребенка и
источником его индивидуальных знаний и социального опыта, особое внимание уделяю
созданию развивающей предметно – пространственной среды, соответствующей
требованиям ФГОС ДО. Созданная в группе богатая театрализованная предметно –
пространственная среда: настольный, теневой, пальчиковый, би-ба-бо, магнитный театры,
театр на фланелеграфе, набор кукол для разыгрывания сценок; ширма для кукольного
театра; элементы костюмов, шапочки, маски , которые обеспечивают совместную
театрализованную деятельность детей и является основой самостоятельного творчества
каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.
Используемая литература.
Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные
занятия для детей 5 – 9 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера.
Дерягина Л.Б. Театрализованная деятельность в ДОУ. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015.