Автор: Дегтярева Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование технологии проектной деятельности в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в практике работы ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Использование технологии проектной деятельности в воспитании и обучении
детей дошкольного возраста в практике работы ДОУ
Дегтярева Н.Ю, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 37» г.Новокузнецк
Дошкольный возраст - самый благодатный период для обучения. В этом возрасте
интересно все, ребенок активно познает мир, усваивает модели социального поведения.
Поэтому
эту
особенность
надо
обязательно
использовать.
Воспитание
должно
быть
социально
значимым. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно
внедряют
в
работу
инновационные
технологии. Поэтому основная задача
педагогов
дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми,
инновационные
педагогические
технологии,
которые
оптимально
соответствуют
поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены
на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок,
определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов
1
обучения,
воспитательных
средств;
она
есть
организационно
-
методический
инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
Концептуальность
Системность
Управляемость
Эффективность
Воспроизводимость
Концептуальность -
опора
на
определенную
научную
концепцию,
включающую
философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование
достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
логикой процесса,
взаимосвязью его частей,
целостностью.
Управляемость
– возможность
диагностического
целеполагания,
планирования,
проектирования
процесса
обучения,
поэтапной
диагностики,
варьирования
средств
и
методов с целью коррекции результатов.
Эффективность
– современные
педагогические
технологии,
существующие
в
конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по
затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость
– возможность
применения
(повторения,
воспроизведения)
образовательной
технологии
в
образовательных
учреждениях,
т.е.
технология
как
педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого
педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных
особенностей.
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная
часть –
это
научная
база
технологии,
т.е.
психолого-
педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного
материала.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности
детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению
процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
2
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она
должна соответствовать всем перечисленным выше требованиям.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности
технология исследовательской деятельности
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя
игровая технология
технология «ТРИЗ» и др.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования
требует
реализации в
образовательном
процессе
ДОУ
принципа
компетентностно - и личностно - ориентированного образования и интеграции, как
условия повышения качества дошкольного образования.
Одним
из
актуальных
и
эффективных
методов,
реализующих
данный
принцип,
является метод проектов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к
обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям
знаний, формирует навыки сотрудничества.
3
Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания,
развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении
дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в
детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир
ребенка.
Классификация учебных проектов:
«игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные
танцы, драматизации, разного рода развлечения);
«экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей
природой и общественной жизнью;
«повествовательные»,
при разработке которых дети учатся передавать свои
впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина),
музыкальной (игра на рояле) формах;
«конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта:
сколачивание скворечника, устройство клумб.
Таблица 1 «Типы проектов»
№
характеристика
классификация
4
1
по доминирующему методу
исследовательские,
информационные,
творческие,
игровые,
приключенческие,
практико-ориентированные
2
по характеру содержания
включают ребенка и его семью,
ребенка и природу,
ребенка и рукотворный мир,
ребенка, общество и его культурные
ценности
3
п о
х а р а к т е р у
у ч а с т и я
ребенка в проекте
заказчик,
эксперт,
исполнитель,
участник
от
зарождения
идеи
до
получения результата
4
по характеру
контактов
о суще ствляет ся
внут ри
од н о й
возрастной группы,
в
контакте
с
другой
возрастной
группой,
внутри ДОУ,
в контакте с семьей,
учреждениями культуры,
общественными
организациям и
(открытый проект).
5
по количеству участников
индивидуальный,
парный,
групповой,
фронтальный.
6
по продолжительности
краткосрочный,
средней продолжительности,
долгосрочный.
Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей, специалистов детского
сада
и
родителей.
Проект
предполагает
решение
задач
познавательного,
творческого
характера,
экспериментальной
деятельности
и
развития
коммуникативных
навыков
общения.
Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной
творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами
исследовательской деятельности детей.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
5
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с
педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические
опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды
проектов:
Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
Исследовательские /творческие (дети исследуют, экспериментируют,
анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов,
газет или журналов).
Информационно – практические: дети собирают информацию и реализуют ее,
ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, отдельных
уголков).
Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна–
спектакль, сказка, постановка).
Обычно наши проекты имеют недельные временные рамки, но если интерес детей не
исчерпан, педагоги планируют деятельность до тех пор, пока не отработаются все,
заданные детьми вопросы.
Последовательность работы педагога над проектом:
6
педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
вовлекает дошкольников в решение проблемы;
намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
обсуждает план с семьями на родительском собрании;
обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта;
собирает информацию, материал;
проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части
проекта),
поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск
материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу,
альбом совместно с детьми;
подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).
Конечно же, темы проектной деятельности в ДОУ должны быть достаточно простыми и
интересными, способными заинтересовать каждого ребенка (Приложение 1)
Например, проект «Семья» в детском саду, имеет цель: эмоциональное сближение членов
семьи. Предметом становится семья и семейные ценности. Задачами проекта могут быть:
воспитание
уважения
к
старшему
поколению;
привлечение
родителей
к
совместной
деятельности с детьми; привлечение внимания родителей к проблемам нравственного
воспитания; воспитание у детей чувства эмпатии к младшим членам семьи и домашним
питомцам. Практическая реализация задач возможна в ходе привлечения родителей и
детей к благоустройству группы и участка, совместного создания генеалогического древа
семьи, проведение открытых занятий, проведения различных акций (например, «Помоги
другому», сбор вещей и игрушек для нуждающихся) и так далее.
Так наш проект «Птицы – наши друзья» планировался как краткосрочный. Но к концу
недели интерес детей к теме не ослабевал, поэтому мы расширили и углубили проект, и он
стал долгосрочным. Начался проект со знакомства с повадками перелётных птиц осенью,
затем встал вопрос о зимующих птицах и о том, как прокормить птиц зимой. Дети
7
выучили стихотворения, слушали пение птиц, лепили, рисовали, делали аппликации,
конструировали кормушки. Постепенно к нашему проекту присоединились другие группы
нашего дошкольного учреждения. Таким образом, групповой проект перешел в разряд
межгруппового
проекта.
В
детском
саду
была
организована
акция
«Покормим
птиц
зимой», в рамках которой проходил конкурс «Кормушка». К работе были привлечены
родители,
бабушки,
дедушки
и
сотрудники
детского
сада.
В
результате
совместной
деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного
анализа действительности и самостоятельных действий у детей сформировалась система
представлений об охране птиц. Эти представления являются основательными, потому что
ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, творческую, и
игровую, и практическую деятельность детей.
Заканчивается проектная деятельность воспитателя ДОУ организацией презентации по
пройденной
теме.
В
ходе
данного
мероприятия
отлично
раскрывается
творческий
потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения,
которые дети получили в ходе работы над своим проектом. Задача воспитателя состоит в
том, чтобы каждый ребенок мог рассказать о проделанной им работе, осмыслить все
проделанное, а также испытать гордость за свои успехи.
Особенно важным является то обстоятельство, что дети приобретают навыки
выступления
перед
аудиторией,
а
также
осваивают
невербальные
приемы
общения
(специфические мимика, жесты и прочее).
В заключение отметим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт
ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать
творческие
способности
и
коммуникативные
навыки,
что
позволяет
ему
успешно
адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание
технологии
невозможно
без
творчества.
Для
педагога,
научившегося
работать
на
технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его
развивающемся состоянии.
Литература:
8
1. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Морозова Л.Д.
Приложение к журналу «Управление ДОУ» Сфера.2010 г.
2. Проектная деятельность дошкольников. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения./ Авт.-сост.: Л.С.Киселева,
Т.А.Данилина, М.Б.Зуйкова, Т.С.Лагода.-М.,2004.
4. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Штанько И. В.
Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №4. 2004 г.
5. Технология проектирования в ДОУ. Евдокимова Е.С. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
9
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
10
Проект «Белоствольная красавица»
(старшая группа, краткосрочный
)
Мотив:
Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость,
устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства.
Дети проявляют заботу о животных, интересуются растительным миром, рассматривают
книги о природе, о растениях, делятся впечатлениями, расспрашивают о деревьях, цветах.
Модель 3-х вопросов:
Что мы знаем про это?
Что мы хотим узнать?
Как мы узнаем?
Берёза- это дерево.
Берёза украшает улицу.
Можно спрятаться от
жары.
Берёзка красивая.
Птички любят сидеть на
берёзке.
Летом прохладно под
берёзкой, ветерок.
Берёзка красивая.
Можно спрятаться от
солнышка.
Шевелит листочками.
Тонкие ветки, белый ствол.
Чем питается?
Где берёт воду?
Почему берёзку все
любят?
Зачем нужны деревья?
Какую пользу приносят
деревья?
Почему под берёзой
прохладно?
Почему птички любят
берёзку?
Что можно сделать из
берёзы?
А берёзка умеет говорить?
А берёза лечит?
Спросим у воспитателя.
Спрошу у бабушки.
Прочитаем в книге.
Узнаем из энциклопедии.
Расскажет воспитатель.
Прочитаем в книге.
Прочитаем в книге.
Спрошу у папы.
Спрошу у воспитателя.
Прочитаем в
энциклопедии.
Выводы:
11
1. Дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о
пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой.
2. Дети не знают, почему берёза - самое почитаемое дерево в России.
Виды работы:
Сбор информации.
Подбор иллюстративного материала.
Отбор художественной литературы, публицистического материала.
Подбор музыкального материала.
Организованная и неорганизованная деятельность.
Совместная и самостоятельная деятельность.
Создание уголка по проблеме проекта.
Презентация проекта.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели ., музыкальный руководитель.,
родители старшей группы.
Срок: 2 недели.
1 этап - Разработка проекта.
Цель проекта: формировать начало экологической культуры у детей старшего
дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её
значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
2. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой.
3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.
4. Развивать у детей познавательную активность.
5. Активизировать и обогащать словарь.
6. Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.
Предполагаемый результат:
12
Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в
каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и
неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности.
2 этап - Перспективное планирование.
№
вид деятельности
содержание
1
Цикл наблюдений:
Почему зимой нет листьев на деревьях?
Берёза в белоснежном уборе.
Морозный солнечный день.
Метель.
2
Беседы с детьми:
Красота природы бесценна.
Взаимосвязь дерева с живой и неживой
природой.
Что мы знаем о деревьях и берёзе в
частности.
Как берёзу использовали в древности.
3
Экскурсия в парк.
4
Художественная литература.
Чтение: В. Бианки «Волшебная берёза»,
И. Соколов-Микитов «Берёза», Е.
Тимошенко «Ёлочки метёлочки».
Пересказ русской народной сказки «Как
коза избушку построила».
Заучивание: А.Прокофьев «Люблю
берёзку русскую», С.Есенин «Белая
берёза».
13
5
Организованная деятельность
Беседа «Красота природы бесценна»
Цель: дать детям понять, что ни за какие
деньги не купишь красивое дерево. Его
нужно посадить и приложить немало усилий,
чтобы оно не погибло, а прижилось и
выросло. Воспитывать любовь и бережное
отношение к природе.
Беседа «Взаимосвязь дерева с живой
и неживой природой»
Цель: углубить представление о
взаимосвязях живой и неживой природы и о
факторах, которые влияют на
жизнедеятельность берёзы.
Беседа «Какую пользу приносят
деревья? Как берёзу использовали в
древности?»
Цель: подвести детей к пониманию того, что
деревья имеют огромное значение в жизни
человека. Познакомить с тем, как берёзу
использовали в древности.
6
Рассказ воспитателя
«Воспетое дерево»
Цель: познакомить детей с тем, как издавна
простые русские люди проявляли интерес к
русской берёзке, сочиняли о ней стихи, песни,
водили хороводы, отмечали праздник
«Русской берёзки». Воспитывать любовь к
русской берёзе, бережное к ней отношение
7
Комплексное занятие
Люблю берёзку русскую»
Цель: продолжать формировать интерес детей
к родной природе, обобщать знания о берёзе.
Расширять представления детей об образе
берёзы в поэзии, музыке, произведениях
изобразительного искусства. Воспитывать
любовь к русской берёзке.
Совместная и самостоятельная деятельность
№
вид деятельности
тема
14
1
Художественно- продуктивная:
Рисование «Белая берёза» по
стихотворению С.Есенина.
Макет «Белоствольная берёза».
Аппликация «Зимняя берёза».
Поделки на выставку «Волшебная
береста».
2
Совместная деятельность с
родителями:
Воскресные наблюдения «Красавица
берёзка».
Беседа за круглым столом «Целебное
лукошко».
3
Создание уголка
«Самое почитаемое дерево».
4
Детская художественная
литература.
Фотоальбом «Родная природа».
Репродукции картин И.Левитана
(«Весна. Большая вода», «Золотая
осень»), К.Юона («Мартовское
солнце»), И.Грабаря («Февральская
лазурь»), И.Шишкина («Лесная
глушь»).
Альбом с рисунками «Портреты
дерева в разное время года».
3 этап - Реализация проекта.
4 этап – Презентация.
Развлечение для детей «Люблю берёзку русскую».
Итог работы:
Вопросы к детям:
Что вы узнали нового, чего раньше не знали?
15
Что вас удивило?
Что понравилось больше всего?
Перспектива: оформление дневника наблюдений «Наша русская березка».
Приложение 2
Конспект комплексного занятия в старшей группе
«Люблю березку русскую»
Программное содержание: продолжать формировать интерес детей к родной природе;
обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии,
музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской
берёзке.
Материал к занятию:
Иллюстрация с изображением берёзы.
16
Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня),
«Времена года» П.И. Чайковского.
Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона
«Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».
Ход занятия
Загадка:
Стоит Аленка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая,
ненаглядная.)
- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)
- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые
светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе
особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и
радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота!
Какое блаженство!
- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая
талия, с невестой.)
- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная
толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её,
привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты.
Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.
Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.
Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая
берёза».
- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-
своему хороша она в разные времена года!
17
Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.
- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.
- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:
Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.
Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.
Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.
Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».
18