Напоминание

"О повышении профессионального мастерства педагога"


Автор: Орлова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель отделения изобразительных искусств
Учебное заведение: МБУДО Вырицкая детская школа искусств
Населённый пункт: поселок Вырица Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "О повышении профессионального мастерства педагога"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сравнительно недавно я прочла и изучила текст концепции

общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Из перечисленных направлений развития остановилась на самом главном:

о совершенствовании профессионального мастерства преподавателя.

Обеспечение условий для повышения квалификации педагогических

работников и стимулирование роста их профессионального мастерства;

Создание стажировочных площадок и ресурсных центров на базе

лучших образовательных учреждений.

Я думаю, что в этой формулировке пропущено важное слово –

исполнительского профессионального мастерства педагога.

В большинстве случаев, когда мы слышим о повышении

профессионального мастерства, речь идет о методической работе.

Практикующему художнику жалко тратить время на создание «новых»

методик по преподаванию, потому что жизнь коротка. Потому, что его

главная задача быть хорошим художником, интересным человеком

,

выставляться самому. Не существует более яркой мотивации для ученика,

чем видеть лучшие работы его преподавателя на выставке. Это «лечит»

даже лентяев. Но и заставляет учеников задуматься над тем, как достичь

такого уровня? Вызывает уважение у учеников и как следствие

послушание и порядок в классе. Заставляет самостоятельно продвигаться

к поставленной цели, искать и находить свой творческий почерк и

направление в искусстве.

Педагогу необходимо иметь свободное время не только для чтения

специальной литературы, но и художественной литературы, литературы о

художниках. Это главное направление развития профессиональной

деятельности художника – педагога – приоритетное и эффективное. И при

этом не значит, что он отвергает методики.

В преподавании мы опираемся на проверенную методическую практику

рисования, большей частью старых мастеров: Гольбейна, Дюрера, Энгра,

Чистякова. В данном смысле имеется в виду не копирование. У них

написаны трактаты об искусстве рисунка, живописи, композиции.

Перечисленные имена – это школы. Мы сами когда – то учились у них – же

через преподавателей академического рисунка в институте

,

не зависимо от

названия кафедры, куда подавали документы, чтобы поступить и учиться.

Я училась на факультете «Интерьер и оборудование» на отделении «Ткани»

в СПБГХПА им. барона Штиглица. Здесь, как и в художественном

педагогическом ВУЗ (е) изучают и живопись и рисунок и композицию

станковую, совершенствуют свое мастерство, но критерии к поступлению

на отделения намного строже, выше, как к уже состоявшимся художникам,

а не студентам. Поэтому и терять полученный образовательный

художественный уровень мучительно больнее. Без постоянной практики

ржавеет даже яркое дарование.

А как здорово делиться с детьми тем, что проверено временем, о чем

знаешь наверняка и что пережил и прочувствовал на практике сам,

когда знаешь, как добиться нужного результата. Это творческое состояние

художнику необходимо поддерживать, чтобы не превращать радость

общения в рутину бумаготворчества, чтобы в душе присутствовала

непреодолимая тяга поделиться своим опытом, знаниями, уверенными

умениями… Именно поэтому еще знаменитый римлянин Марк Порций

Катон (Старший) [234 – 149 в. до н. э.]- политик, полководец, оратор,

правовед, писатель говорил: «Хорош тот учитель, кто исполняет делом то,

чему учит». А доказательство тому (произведения старых мастеров)

находятся в известных музеях мира и является национальной гордостью

стран. В большинстве случаев эти художники передавали свои знания и

умения ученикам, а их ученики – своим ученикам. Это сообщающиеся

сосуды. И одного без другого не бывает.

Еще у меня есть наблюдения, что после учебного копирования рисунков

старых мастеров дети на порядок возрастают. И это независимо от их

способностей. Считаю необходимым включать подобные задания в

программы как общеразвивающие, так и предпрофессиональные, хотя –

бы раз в четверть. Как правило, с течением времени детишки

выравниваются, в смысле исполнительства. А в группе все – равно

остаются и лидеры и аутсайдеры, потому, что на старте они не

были равны. И не у всех присутствует основное и необходимое для

художника качество: способность и желание трудиться.

Если я не буду иметь возможности совершенствовать свое

исполнительское мастерство, искать и находить новые приемы и

постоянно проверять свои возможности в искусстве, моя работа с детьми

утратит свое значение, станет не интересной, а значит и неэффективной.

26. 10. 16.



В раздел образования