Автор: Орлова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель отделения изобразительных искусств
Учебное заведение: МБУДО Вырицкая детская школа искусств
Населённый пункт: поселок Вырица Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: "О повышении профессионального мастерства педагога"
Раздел: дополнительное образование
Сравнительно недавно я прочла и изучила текст концепции
общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Из перечисленных направлений развития остановилась на самом главном:
о совершенствовании профессионального мастерства преподавателя.
Обеспечение условий для повышения квалификации педагогических
работников и стимулирование роста их профессионального мастерства;
Создание стажировочных площадок и ресурсных центров на базе
лучших образовательных учреждений.
Я думаю, что в этой формулировке пропущено важное слово –
исполнительского профессионального мастерства педагога.
В большинстве случаев, когда мы слышим о повышении
профессионального мастерства, речь идет о методической работе.
Практикующему художнику жалко тратить время на создание «новых»
методик по преподаванию, потому что жизнь коротка. Потому, что его
главная задача быть хорошим художником, интересным человеком
,
выставляться самому. Не существует более яркой мотивации для ученика,
чем видеть лучшие работы его преподавателя на выставке. Это «лечит»
даже лентяев. Но и заставляет учеников задуматься над тем, как достичь
такого уровня? Вызывает уважение у учеников и как следствие
послушание и порядок в классе. Заставляет самостоятельно продвигаться
к поставленной цели, искать и находить свой творческий почерк и
направление в искусстве.
Педагогу необходимо иметь свободное время не только для чтения
специальной литературы, но и художественной литературы, литературы о
художниках. Это главное направление развития профессиональной
деятельности художника – педагога – приоритетное и эффективное. И при
этом не значит, что он отвергает методики.
В преподавании мы опираемся на проверенную методическую практику
рисования, большей частью старых мастеров: Гольбейна, Дюрера, Энгра,
Чистякова. В данном смысле имеется в виду не копирование. У них
написаны трактаты об искусстве рисунка, живописи, композиции.
Перечисленные имена – это школы. Мы сами когда – то учились у них – же
через преподавателей академического рисунка в институте
,
не зависимо от
названия кафедры, куда подавали документы, чтобы поступить и учиться.
Я училась на факультете «Интерьер и оборудование» на отделении «Ткани»
в СПБГХПА им. барона Штиглица. Здесь, как и в художественном
педагогическом ВУЗ (е) изучают и живопись и рисунок и композицию
станковую, совершенствуют свое мастерство, но критерии к поступлению
на отделения намного строже, выше, как к уже состоявшимся художникам,
а не студентам. Поэтому и терять полученный образовательный
художественный уровень мучительно больнее. Без постоянной практики
ржавеет даже яркое дарование.
А как здорово делиться с детьми тем, что проверено временем, о чем
знаешь наверняка и что пережил и прочувствовал на практике сам,
когда знаешь, как добиться нужного результата. Это творческое состояние
художнику необходимо поддерживать, чтобы не превращать радость
общения в рутину бумаготворчества, чтобы в душе присутствовала
непреодолимая тяга поделиться своим опытом, знаниями, уверенными
умениями… Именно поэтому еще знаменитый римлянин Марк Порций
Катон (Старший) [234 – 149 в. до н. э.]- политик, полководец, оратор,
правовед, писатель говорил: «Хорош тот учитель, кто исполняет делом то,
чему учит». А доказательство тому (произведения старых мастеров)
находятся в известных музеях мира и является национальной гордостью
стран. В большинстве случаев эти художники передавали свои знания и
умения ученикам, а их ученики – своим ученикам. Это сообщающиеся
сосуды. И одного без другого не бывает.
Еще у меня есть наблюдения, что после учебного копирования рисунков
старых мастеров дети на порядок возрастают. И это независимо от их
способностей. Считаю необходимым включать подобные задания в
программы как общеразвивающие, так и предпрофессиональные, хотя –
бы раз в четверть. Как правило, с течением времени детишки
выравниваются, в смысле исполнительства. А в группе все – равно
остаются и лидеры и аутсайдеры, потому, что на старте они не
были равны. И не у всех присутствует основное и необходимое для
художника качество: способность и желание трудиться.
Если я не буду иметь возможности совершенствовать свое
исполнительское мастерство, искать и находить новые приемы и
постоянно проверять свои возможности в искусстве, моя работа с детьми
утратит свое значение, станет не интересной, а значит и неэффективной.
26. 10. 16.