Напоминание

"Компетентно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников"


Автор: Близнецова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 р.п. Самойловка"
Населённый пункт: Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Компетентно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Слайд 1

Методический семинар

Слайд 2

«Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной

деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших

школьников»

Близнецовой Натальи Владимировны, учителя начальных классов МБОУ «СОШ №1

р.п. Самойловка»

Слайд 3

Современная школа нуждается в переходе на компетентностный подход к образованию.

В связи с введением ФГОС у

учителя появляется необходимость формирования у

учащихся

универсальных

учебных

действий.

Об

этом

говорят

слова

из

концепции

стандартов

второго

поколения:

«Интеграция,

обобщение,

осмысление

новых

знаний,

увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ

(учить СЕБЯ) - важнейшее направление развития учащихся».

В начале прошлого учебного года я осознала задачу стать конструктом новых

педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных

способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

Поэтому я сосредоточилась на изучении и разработке компетентностно-ориентированных

заданий.

Слайд 4

КОЗы – это компетентностно-ориентированные задания, представляющие собой

способ формирования и развития у учащихся различных компетентностей.

Слайд 5

Я определила круг задач, которые мне нужно будет решить:

1. Подробнее изучить сущность компетентностностного подхода в образовании.

2. Научиться узнавать компетентностно-ориентированные задания.

3. Научиться использовать компетентностно-ориентированные задания в работе с детьми.

4. Научиться разрабатывать компетентностно-ориентированные задания.

5. Собирать дидактическую копилку материалов.

6. Найти, подобрать материалы для дальнейшей методической работы с педагогами по

данной тематике.

7. Найти единомышленников среди коллег в школе.

8. Поделиться своим опытом и ознакомиться с опытом коллег.

Слайд 6

Конечно, за один год все задачи я решить не могла. Но уже разобралась со структурой

КОЗ, начала активно применять их на своих уроках.

Прекрасно понимая, что нагрузка ученика начальной школы не может быть увеличена, я

решила использовать компетентностно-ориентированные задания в учебном процессе.

Для себя определила, что такие задания в моих уроках должны присутствовать не реже 1

раз в неделю. При этом учебные предметы могли быть разные: математика, русский язык

и

литературное

чтение,

технология,

окружающий

мир.

Условием

включения

компетеностно-ориентированного

задания

было

прежде

всего

содержание

урока,

тип

урока. К концу учебного года у меня собралось около 50 заданий по разным предметам.

Основное внимание я уделяла заданиям на работу с текстом, графиками, таблицами, а

также на развитие познавательных и коммуникативных УУД.

Позволю

себе

отметить,

что компетентностно-ориентированные

задания

изменяют

традиционные подходы к уроку. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют

применения

накопленных

знаний

в

практической

деятельности,

так

как

назначение

компетентностно-ориентированных

заданий

«окунуть»

учащихся

в

решение

«жизненной» задачи.

Компетентностно-ориентированное задание –

1.

деятельностное задание;

2.

моделирует практическую, жизненную ситуацию;

3.

строится на актуальном для учащихся материале;

4.

структура задаётся следующими элементами:

- Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение).

- Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для

выполнения задания).

-

Источник

информации

(содержит

информацию,

необходимую

для

успешной

деятельности учащегося по выполнению задания).

- Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).

Мои ученики вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе

которых они

учатся понимать и осваивать новое,

становятся более открытыми и

способными выражать собственные мысли, учатся принимать решения, формулируют

интересы и осознают свои возможности.

Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется

определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное

задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или

отдельных действий.

При постановке целей современного урока я предполагаю ответ на вопрос, чему

научится ученик и где сможет эти знания применить.

После знакомства со статьями в журналах, интернете возникла проблема - готовые

разработки

обычно

не

подходят

к

нашим

условиям

проживания,

требованиям,

не

ориентированы

на

учеников

моего

класса,

требуют

корректировки,

доработки.

Для

формирования УУД необходимо разработать систему компетентностно-ориентированных

заданий.

Слайд 7

Поэтому я заинтересовалась этой темой и в своей работе активно разрабатываю

компетентностно-ориентированные задания. Предлагаю шаблоны для конструирования

компетентностно-ориентированных заданий.

Объясните причины того, что……….

Изобразите информацию о… графически

Предложите иной (новый) вариант…….

Разработайте план, позволяющий……

Расположите в определенном порядке….

Найдите в тексте и подтвердите …….

Сравните……

Сравните точки зрения…….

Приведите пример того, ……

Изложите свое мнение (понимание)…..

Слайд 8

Математика. 4 класс. «Задачи на нахождение цены, количества, стоимости».

Стимул. Вы хотите приготовить салат «Оливье» и вам надо купить необходимые

ингредиенты. Перед вами товары с прилавка магазина. Рядом указана их цена. Мама дала

500 рублей и отправила в магазин.

Задачная формулировка. Заполни таблицу и подсчитай, хватит ли тебе денег, чтобы

купить эти продукты: баночку горошка, десяток яиц, 2 кг картофеля, банку солёных

огурцов, пол килограмма лука, 250 г майонеза.

Источник информации. Справка

Наименование продукта

Цена

горошек

65руб

картофель

40руб

лук

25руб50коп

майонез

35руб

яйца

40руб

огурцы

68руб

Слайд 9

Бланк для выполнения задания:

Наименование

продукта

Цена

Количество

Стоимость

горошек

картофель

лук

майонез

яйца

огурцы

Общая стоимость: __________________

Инструмент проверки.

Таблица заполнена верно – 3 балла

Верно подсчитана общая стоимость покупки – 1 балл

Дан правильный ответ на главный вопрос – 1 балл

Максимальная сумма баллов – 5 баллов.

Похожие

задания

можно

составлять

и

на

работу

с

квитанциями

по

оплате

за

коммунальные услуги.

Часто

сталкиваемся

с

проблемой,

когда

ученик,

прочитав

условие

задачи,

не

может

ответить на вопрос, что от него требуется. Такие задания приучают школьника критически

относиться

к

формулировке

задачи,

позволяют

моделировать

жизненные

ситуации,

требуют внимания и логических рассуждений.

Слайд 10

Вы

работаете

диспетчером

на

станции

«Скорая

помощь».

По

вызову

Вам

необходимо

отправить

машину

в

пункт

Д.

По

данной

схеме

выберите

наиболее

короткий маршрут движения машины скорой помощи от станции «Скорая помощь» (А)

до пункта Д.

Подчеркните правильный ответ.

А

Д

153

37

48

96

Е

К

51

84

С

АКД;

АСД;

АЕД.

Данные задачи позволяют систематизировать извлеченную информацию и переводить

ее с графического представления в текстовое и наоборот, развивают образное мышление

школьников, умение работать с моделью.

Слайд 11

Стимул: На уроках окружающего мира ты узнал об известных путешественниках:

Христофор Колумб, Марко Поло. Тебе тоже захотелось отправиться в путешествие. Для

начала по городам России.

Задачная формулировка: Прочитай отрывокиз статьи «Молодой путешественник» Николая

Новикова. Это тебе поможет избежать ошибок в путешествии. Составь памятку для

начинающих путешественников и запиши её в бланк ответов.

Бланк:

Памятка для начинающих путешественников

1.

чемодан на колёсиках

2.

обувь

3.

лекарства

4.

документы

5.

нитки, иголку

6.

зонт

Источник: Книга для чтения в 4 классе «В океане света» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, I

часть.

Николай Новиков. Отрывок из статьи «Молодой путешественник» (из журнала «Детское

чтение для сердца и разума»).

Слайд 12

Инструмент проверки (модельный ответ):

1) В памятку включены пункты по подготовке к путешествию – 2 балла, не включены – 0

баллов.

2) В памятку включены пункты о самом путешествии – 2 балла, не включены – 0 баллов.

3) Памятка состоит из 6 пунктов – 2 балла, из 4 пунктов – 1 балл, меньше 4

пунктов – 0 баллов.

Максимальное количество баллов: 6 баллов

Слайд 13

Стимул:

У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление.

Задачная формулировка:

Составь текст объявления. В объявлении напиши название

породы собаки, цвет, 2 дополнительные приметы. В тексте не должно быть ошибок.

Бланк:

Источник: учебник «Риторика»

Инструмент проверки (модельный ответ):

В объявлении написано название породы собаки – 1 балл.

В объявлении указан цвет собаки – 1 балл.

В объявлении указаны 2 дополнительные приметы собаки – 2 балла, указана 1 примета – 1

балл

В тексте нет ошибок – 1 балл

Максимальное количество баллов – 5 баллов

Слайд 14

Стимул: Ты читал рассказы Бориса Житкова из книги «Морские истории».

Задачная формулировка: Выбери в таблице источник, который поможет тебе уточнить

значение слова лоцман. Подчеркни букву верного ответа в бланке.

Бланк:

А Б В Г Д

Источник:

А Орфографический словарь.

Б Толковый словарь.

В Словарь синонимов.

Г Учебник математики.

Д Физическая карта России

Инструмент проверки (ключ):

Верный ответ: Б – 2 балла

Другой вариант ответа – 0 баллов

Слайд 15

Стимул. Маше дали задание: выбрать корзины для сбора апельсинов, лимонов и груш. Но

она сомневается, какие корзины подойдут.

Задачная формулировка. Помоги для каждого фрукта подобрать корзину

соответствующей формы. В таблице запиши буквы соответствующих корзин.

Ответ

Инструмент проверки. За каждый правильный ответ 1 балл.

Слайд 16

Стимул. Ты договорился о встрече с другом. Он так торопился, что перепрыгнул

ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10. Какие ступеньки перепрыгнул твой друг?

Задачная формулировка. Выбери верную последовательность пропущенных номеров

ступенек и обведи букву верного ответа.

А – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;

Б – 2, 3, 5, 6, 8, 9.

В – 2, 5, 8.

Г – 1, 4, 7, 10.

Д – нет верной последовательности.

Инструмент проверки. 1 балл – Выбрана последовательность Б,

0 баллов – Выбраны другие последовательности.

Слайд 17

В целом я удовлетворена полученными результатами, так как прошёл только 1 год моей

работы. В этом учебном году планирую расширить сферу применения

компетентностно-оринтированных заданий при обучении и развитии моих учеников.

На начальном этапе использования технологии потребуется некоторое дополнительное

время по сравнению с информационным изложением «готовых» знаний. Но это

полностью окупится сформированностью интеллектуальных умений, носящих

обобщенный характер и свидетельствующих об умственном развитии ребенка. Это

проявится в способности видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и

разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за

1)

2)

3)

рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, поможет

ученику успешно справляться с учебной работой, не испытывая при этом перегрузки.

Слайд 19

Спасибо за внимание!

Смею надеяться, что эти 15 минут не прошли для вас даром.

Мы учим не для школы, а для жизни.

Не просто дать знания,

а научить учиться – вот наша задача.



В раздел образования