Автор: Близнецова Наталья Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1 р.п. Самойловка"
Населённый пункт: Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Компетентно-ориентированные задания в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших школьников"
Раздел: начальное образование
Слайд 1
Методический семинар
Слайд 2
«Компетентностно-ориентированные задания в урочной и внеурочной
деятельности как способ формирования метапредметных результатов младших
школьников»
Близнецовой Натальи Владимировны, учителя начальных классов МБОУ «СОШ №1
р.п. Самойловка»
Слайд 3
Современная школа нуждается в переходе на компетентностный подход к образованию.
В связи с введением ФГОС у
учителя появляется необходимость формирования у
учащихся
универсальных
учебных
действий.
Об
этом
говорят
слова
из
концепции
стандартов
второго
поколения:
«Интеграция,
обобщение,
осмысление
новых
знаний,
увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ
(учить СЕБЯ) - важнейшее направление развития учащихся».
В начале прошлого учебного года я осознала задачу стать конструктом новых
педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных
способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Поэтому я сосредоточилась на изучении и разработке компетентностно-ориентированных
заданий.
Слайд 4
КОЗы – это компетентностно-ориентированные задания, представляющие собой
способ формирования и развития у учащихся различных компетентностей.
Слайд 5
Я определила круг задач, которые мне нужно будет решить:
1. Подробнее изучить сущность компетентностностного подхода в образовании.
2. Научиться узнавать компетентностно-ориентированные задания.
3. Научиться использовать компетентностно-ориентированные задания в работе с детьми.
4. Научиться разрабатывать компетентностно-ориентированные задания.
5. Собирать дидактическую копилку материалов.
6. Найти, подобрать материалы для дальнейшей методической работы с педагогами по
данной тематике.
7. Найти единомышленников среди коллег в школе.
8. Поделиться своим опытом и ознакомиться с опытом коллег.
Слайд 6
Конечно, за один год все задачи я решить не могла. Но уже разобралась со структурой
КОЗ, начала активно применять их на своих уроках.
Прекрасно понимая, что нагрузка ученика начальной школы не может быть увеличена, я
решила использовать компетентностно-ориентированные задания в учебном процессе.
Для себя определила, что такие задания в моих уроках должны присутствовать не реже 1
раз в неделю. При этом учебные предметы могли быть разные: математика, русский язык
и
литературное
чтение,
технология,
окружающий
мир.
Условием
включения
компетеностно-ориентированного
задания
было
прежде
всего
содержание
урока,
тип
урока. К концу учебного года у меня собралось около 50 заданий по разным предметам.
Основное внимание я уделяла заданиям на работу с текстом, графиками, таблицами, а
также на развитие познавательных и коммуникативных УУД.
Позволю
себе
отметить,
что компетентностно-ориентированные
задания
изменяют
традиционные подходы к уроку. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют
применения
накопленных
знаний
в
практической
деятельности,
так
как
назначение
компетентностно-ориентированных
заданий
–
«окунуть»
учащихся
в
решение
«жизненной» задачи.
Компетентностно-ориентированное задание –
1.
деятельностное задание;
2.
моделирует практическую, жизненную ситуацию;
3.
строится на актуальном для учащихся материале;
4.
структура задаётся следующими элементами:
- Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение).
- Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для
выполнения задания).
-
Источник
информации
(содержит
информацию,
необходимую
для
успешной
деятельности учащегося по выполнению задания).
- Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата).
Мои ученики вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе
которых они
учатся понимать и осваивать новое,
становятся более открытыми и
способными выражать собственные мысли, учатся принимать решения, формулируют
интересы и осознают свои возможности.
Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется
определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное
задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или
отдельных действий.
При постановке целей современного урока я предполагаю ответ на вопрос, чему
научится ученик и где сможет эти знания применить.
После знакомства со статьями в журналах, интернете возникла проблема - готовые
разработки
обычно
не
подходят
к
нашим
условиям
проживания,
требованиям,
не
ориентированы
на
учеников
моего
класса,
требуют
корректировки,
доработки.
Для
формирования УУД необходимо разработать систему компетентностно-ориентированных
заданий.
Слайд 7
Поэтому я заинтересовалась этой темой и в своей работе активно разрабатываю
компетентностно-ориентированные задания. Предлагаю шаблоны для конструирования
компетентностно-ориентированных заданий.
Объясните причины того, что……….
Изобразите информацию о… графически
Предложите иной (новый) вариант…….
Разработайте план, позволяющий……
Расположите в определенном порядке….
Найдите в тексте и подтвердите …….
Сравните……
Сравните точки зрения…….
Приведите пример того, ……
Изложите свое мнение (понимание)…..
Слайд 8
Математика. 4 класс. «Задачи на нахождение цены, количества, стоимости».
Стимул. Вы хотите приготовить салат «Оливье» и вам надо купить необходимые
ингредиенты. Перед вами товары с прилавка магазина. Рядом указана их цена. Мама дала
500 рублей и отправила в магазин.
Задачная формулировка. Заполни таблицу и подсчитай, хватит ли тебе денег, чтобы
купить эти продукты: баночку горошка, десяток яиц, 2 кг картофеля, банку солёных
огурцов, пол килограмма лука, 250 г майонеза.
Источник информации. Справка
Наименование продукта
Цена
горошек
65руб
картофель
40руб
лук
25руб50коп
майонез
35руб
яйца
40руб
огурцы
68руб
Слайд 9
Бланк для выполнения задания:
Наименование
продукта
Цена
Количество
Стоимость
горошек
картофель
лук
майонез
яйца
огурцы
Общая стоимость: __________________
Инструмент проверки.
Таблица заполнена верно – 3 балла
Верно подсчитана общая стоимость покупки – 1 балл
Дан правильный ответ на главный вопрос – 1 балл
Максимальная сумма баллов – 5 баллов.
Похожие
задания
можно
составлять
и
на
работу
с
квитанциями
по
оплате
за
коммунальные услуги.
Часто
сталкиваемся
с
проблемой,
когда
ученик,
прочитав
условие
задачи,
не
может
ответить на вопрос, что от него требуется. Такие задания приучают школьника критически
относиться
к
формулировке
задачи,
позволяют
моделировать
жизненные
ситуации,
требуют внимания и логических рассуждений.
Слайд 10
Вы
работаете
диспетчером
на
станции
«Скорая
помощь».
По
вызову
Вам
необходимо
отправить
машину
в
пункт
Д.
По
данной
схеме
выберите
наиболее
короткий маршрут движения машины скорой помощи от станции «Скорая помощь» (А)
до пункта Д.
Подчеркните правильный ответ.
А
Д
153
37
48
96
Е
К
51
84
С
АКД;
АСД;
АЕД.
Данные задачи позволяют систематизировать извлеченную информацию и переводить
ее с графического представления в текстовое и наоборот, развивают образное мышление
школьников, умение работать с моделью.
Слайд 11
Стимул: На уроках окружающего мира ты узнал об известных путешественниках:
Христофор Колумб, Марко Поло. Тебе тоже захотелось отправиться в путешествие. Для
начала по городам России.
Задачная формулировка: Прочитай отрывокиз статьи «Молодой путешественник» Николая
Новикова. Это тебе поможет избежать ошибок в путешествии. Составь памятку для
начинающих путешественников и запиши её в бланк ответов.
Бланк:
Памятка для начинающих путешественников
1.
чемодан на колёсиках
2.
обувь
3.
лекарства
4.
документы
5.
нитки, иголку
6.
зонт
Источник: Книга для чтения в 4 классе «В океане света» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, I
часть.
Николай Новиков. Отрывок из статьи «Молодой путешественник» (из журнала «Детское
чтение для сердца и разума»).
Слайд 12
Инструмент проверки (модельный ответ):
1) В памятку включены пункты по подготовке к путешествию – 2 балла, не включены – 0
баллов.
2) В памятку включены пункты о самом путешествии – 2 балла, не включены – 0 баллов.
3) Памятка состоит из 6 пунктов – 2 балла, из 4 пунктов – 1 балл, меньше 4
пунктов – 0 баллов.
Максимальное количество баллов: 6 баллов
Слайд 13
Стимул:
У тебя пропала собака. Ты решил написать объявление.
Задачная формулировка:
Составь текст объявления. В объявлении напиши название
породы собаки, цвет, 2 дополнительные приметы. В тексте не должно быть ошибок.
Бланк:
Источник: учебник «Риторика»
Инструмент проверки (модельный ответ):
В объявлении написано название породы собаки – 1 балл.
В объявлении указан цвет собаки – 1 балл.
В объявлении указаны 2 дополнительные приметы собаки – 2 балла, указана 1 примета – 1
балл
В тексте нет ошибок – 1 балл
Максимальное количество баллов – 5 баллов
Слайд 14
Стимул: Ты читал рассказы Бориса Житкова из книги «Морские истории».
Задачная формулировка: Выбери в таблице источник, который поможет тебе уточнить
значение слова лоцман. Подчеркни букву верного ответа в бланке.
Бланк:
А Б В Г Д
Источник:
А Орфографический словарь.
Б Толковый словарь.
В Словарь синонимов.
Г Учебник математики.
Д Физическая карта России
Инструмент проверки (ключ):
Верный ответ: Б – 2 балла
Другой вариант ответа – 0 баллов
Слайд 15
Стимул. Маше дали задание: выбрать корзины для сбора апельсинов, лимонов и груш. Но
она сомневается, какие корзины подойдут.
Задачная формулировка. Помоги для каждого фрукта подобрать корзину
соответствующей формы. В таблице запиши буквы соответствующих корзин.
Ответ
Инструмент проверки. За каждый правильный ответ 1 балл.
Слайд 16
Стимул. Ты договорился о встрече с другом. Он так торопился, что перепрыгнул
ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10. Какие ступеньки перепрыгнул твой друг?
Задачная формулировка. Выбери верную последовательность пропущенных номеров
ступенек и обведи букву верного ответа.
А – 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;
Б – 2, 3, 5, 6, 8, 9.
В – 2, 5, 8.
Г – 1, 4, 7, 10.
Д – нет верной последовательности.
Инструмент проверки. 1 балл – Выбрана последовательность Б,
0 баллов – Выбраны другие последовательности.
Слайд 17
В целом я удовлетворена полученными результатами, так как прошёл только 1 год моей
работы. В этом учебном году планирую расширить сферу применения
компетентностно-оринтированных заданий при обучении и развитии моих учеников.
На начальном этапе использования технологии потребуется некоторое дополнительное
время по сравнению с информационным изложением «готовых» знаний. Но это
полностью окупится сформированностью интеллектуальных умений, носящих
обобщенный характер и свидетельствующих об умственном развитии ребенка. Это
проявится в способности видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и
разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за
1)
2)
3)
рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, поможет
ученику успешно справляться с учебной работой, не испытывая при этом перегрузки.
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Смею надеяться, что эти 15 минут не прошли для вас даром.
Мы учим не для школы, а для жизни.
Не просто дать знания,
а научить учиться – вот наша задача.