Автор: Маркина Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ООШ№27"
Населённый пункт: П.Незевай Артёмовский район Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное
бюджетное
образовательное
учреждение
«
основная
образовательная
школа
№27»
Конспект
непосредственно
образовательной
деятельности
в
подготовительной
группе
«Моя малая Родина-
Посёлок Незевай»
Подготовила: воспитатель
Маркина Татьяна Леонидовна
П.Незевай 2017 год
1
Пояснительная записка
Пояснительная записка к непосредственной образовательной деятельности
познавательной направленности
в подготовительной группе по разделу «Ребенок и окружающий мир»
Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной к
школе группы познавательной направленности, образовательная область «Ребенок и
окружающий
мир».
Составлено
в
соответствии
с
«Основной
образовательной
программой дошкольного образования структурного подразделения Детский сад МБОУ
«ООШ№27»,
разработанной
в
соответствии
с
ФГОС
ДО
и
с
учетом
основной
образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, с использованием ИКТ.
Представленный
конспект
–
является
авторской
разработкой,
построенный
в
соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
•
Принцип
непрерывности
(занятие
было
построено
на
основе
предыдущих
совместных действий воспитателя и детей).
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
• Принцип психологической комфортности.
Цель
НОД:
формировать
интерес
дошкольников
к
малой
Родине;
расширять и укреплять знания детей о родном посёлке.
Задачи:
Обучающие:
-знакомить детей с историей возникновения посёлка, с интересными историческими
фактами и выдающимися личностями посёлка.
Развивающие:
-формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве;
-развитие внимания, памяти, познавательной и творческой активности в процессе
соприкосновения с историей родного посёлка;
- знакомство с первыми жителями посёлка , их бытом, с их чувствами и поступками.
Воспитательные:
-воспитывать нравственно-патриотические качества;
2
-формировать у детей чувство любви и гордости к своему родному краю, своей малой
Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
Предварительная работа: экскурсия по посёлку , рассматривание фотографий,
разучивание стихотворений , народных игр, беседы с детьми, прослушивание песен,
загадок, выставка детского творчества « Мой посёлок».
Словарная работа: Малая Родина, Урал, сосновый бор , изба , русская печь.
Методы и приемы: наглядный метод (презентация «История п.Незевай»), словесный
метод (беседа о значении слов в рассказе о жизни и быте первых жителей), прием
эмоциональной заинтересованности (вопросы о Родине), игровой прием (проведение
игры «Пошла коза по лесу»), использование звуковых эффектов (фонограмма песни
«Незевай»).
Материалы
и
оборудование: фотографии с видами п.Незевай в давние времена и
современной
жизни
,
для
усиления
интереса
к
занятию
используется
ИКТ-показ
презентации.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, давайте с вами совершим путешествие в прошлое, но прежде,
послушаем одно замечательное стихотворение:
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете - Родина своя.
И там, где мы родились, где радостно живем,
Края свои родные мы Родиной зовем.
Воспитатель: Каждый человек имеет две Родины – большую и малую. Дети, назовите
нашу большую Родину.
Дети: Наша Родина-Россия!
Воспитатель: Россия – огромная страна, в ней живут люди разных национальностей,
культур, протянулась Россия на тысячи километров. Наша Родина богата разными
полезными месторождениями, природа её неописуемой красоты: горы, поля, леса, луга,
моря, океаны, озёра, реки. Столица нашей Родины – Москва, именно там, в Кремле
решаются самые главные вопросы нашей страны.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку - «Здесь родился и живешь, уезжаешь-скучаешь,
как зовут это место, знаешь?
Дети: Это Родина!
Воспитатель: Правильно, ребята! А что же мы называем малой Родиной? Как вы
думаете?
Дети: Место, где родился и вырос человек.
3
Воспитатель: Вы правы, малая Родина – место, где родился и вырос человек, его дом, то
есть семейный очаг. О доме всегда вспоминают с теплотой и нежностью. Малая Родина
– это ещё наш родной край. Это может быть село с рекой, деревушка, расположившаяся
в укромном местечке или город. В каком крае расположена наш посёлок ?
Дети: Наш посёлок расположен на Урале.
Воспитатель: Да, ребята, мы с вами живем на Урале , для нас он родной. А какой
главный город нашего края?
Дети: Это город Екатеринбург.
Воспитатель: Правильно дети ,но область наша называется Свердловская , потому что
старое название Екатеринбурга –Свердловск , город переименовали , а область так и
осталась
Свердловская .
Нашему краю посвящено много прекрасных стихотворений, в которых воспевают
красоты Урала , послушайте одно из них:
Моя земля – уральская сторонка,
Где рыжий кот, мурлыча, крепко спит,
Завьюжена у домика тропинка,
Где поутру топор отца стучит…
Брожу по улицам я на Урале снежном
Живу, учу, слагаю рифмы в ряд…
Не нужен мне дворец престижный,
Я научилась строить в мыслях град,
А в граде том есть место всем живущим
Моим друзьям и недругам моим…
Нам жизнь дана на радость вновь растущим
Детишкам нашим - маякам души!
(
Печникова Альбина Анатольевна, учитель
литературы МОУ «Зайковская СОШ №1»)
Воспитатель: Дети, а как называется посёлок, в которой мы живём?
Дети :
посёлок Незевай .
Воспитатель: Какие чувства вы испытываете от того, что родились на Урале, в посёлок
Незевай ?
Дети: Чувства гордости, ответственности, радости и любви.
Воспитатель: Дети, в этом году нашему посёлку исполнится 83 года. Вы бы хотели
узнать историю нашего посёлка?
Дети: Да, нам очень интересно узнать о прошлом нашего Незевая!
Воспитатель: Так давайте же, ребята, отправимся в прошлое, перенесемся на много лет
назад и узнаем историю нашей малой Родины.
Дети: Отправляемся в путешествие по прошлому!
Воспитатель: В начале образования посёлка было все совсем не просто. А было это
4
так…(показ слайдов)
Предистория пос. Незевай началась в 1914 году , когда от железнодорожной станции
Егоршино до г. Алапаевска протянулась через леса и болота ниточка рельсового пути.
Известно , что в 1934 году на месте поселка появились избы двух жителей –
крестьянских семей из деревни Гостьково .Эти семьи раскорчевали первые участки под
поля, разводили скот, валяли валенки. Постепенно количество дворов становилось все
больше и больше. В 1930 году земли были переданы совхозу « Лайский» из Нижнего
Тагила. Жители близлежащих деревень работали на полях совхоза. Первые 6 дворов
образовали улицу, которая позднее стала называться Совхозной. Хутор стал
превращаться в поселок. В 1939 году в поселке уже было 25 домов, открылись столовая,
небольшой магазин, хлебный ларек. На месте здания вокзала оборудовали перрон-
настил из досок. В 1942 году в поселке загорелись первые электрические лампочки ,
заговорило радио.
Почему п.Незевай? Одна из устных историй гласит , что был на месте
поселка разъезд Низовой. Так его назвали наверное потому, что кругом простирались
«низины»- низкие болотистые места. Так это было или нет, судить никто не берется. Не
прижилось название «Низовой», но родилось другое, немного забавное , немного
удалое , немного чудное « Незевай».
Рассказывают ,что когда-то поезда не
останавливались на нашем разъезде , а лишь притормаживали, и жители округи, кто
побойчее прыгали в вагоны и из вагонов на ходу кричали: « Не зевай!»- в смысле
успевай сесть в вагон .
До открытия школы ребята из поселка учились в школах либо в селе Мироново , либо на
ст. Егоршино. В 1947 году в одном из бараков открылась начальная ( 4 летняя ) школа .
Она была однокомплектной . К этому времени уже работали детские ясли. Первой
учительницей была Анна Васильевна Склярова. Ребят было много. Школа работала в
полторы смены.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на экран, на слайдах вы можете увидеть
фотографии наших земляков, основателей нашего посёлка.
(Показ слайдов)
В 1953 году началось строительство Незеваевского кирпичного завода и в построенном
общежитии было выделено 4 комнаты для школы. В это время в школе работало уже два
учителя: Тимохина Валентина Ивановна, приехавшая по комсомольской путевке на
строительство завода из Ульяновской области и имевшая среднее- педагогическое
образование и Попова Прасковья Степановна. Но после 4 класса ребята все же по-
прежнему уезжали учиться на ст. Егоршино или в село Мироново.
В 1957 году вступил в строй Незеваевский кирпичный завод. Население увеличилось и в
поселке начали строить 4 летнюю школу, но жители поселка Незевай смотрели дальше и
обратились с письмом к своему депутату Верховного Совета СССР – врачу г. Ревда тов.
Рогач с просьбой добиться разрешения строить семилетнюю школу вместо 4 летней.
5
Разрешение было получено .Строил школу 386 строительно - монтажный поезд. 1
сентября 1959 года для ребят поселка Незевай открыла свои двери новая двухэтажная
школа.
По воспоминаниям учителей и ребят в школе училось до 480 человек, хотя проектная
мощность рассчитана на 280 человек. В каждом классе, а их было до 16 , училось по 35-
40 человек. Школа работала в 2 смены.Сразу после школы было построено 2 здания
детского сада .
Воспитатель: Ребята, Татьяна Кимовна Кулешова – директор нашего поселкового клуба
посвятила стихи нашему посёлку , а потом сочинила песню:
1. Есть такая станция со смешным названием,
Имя этой станции –Незевай.
Маленький посёлок, окружённый лесом,
Где грибов и ягод через край.
Припев : Незевай, Незевай …
На платформу вылезай,
Поезда стоят одну минуту.
Птицы звонко поют,
Все дороги в лес ведут ,
Выбирай любой маршрут.
2.Дышится привольно здесь в бору сосновом,
И листву берёзки солнце золотит.
Запах земляники, заросли черники,
На дорожку вышел боровик.
Припев : Незевай, Незевай …
На платформу вылезай,
Поезда стоят одну минуту,
Птицы звонко поют,
Все дороги в лес ведут,
Выбирай любой маршрут.
3.Родниковой чистой здесь водой умоешься,
С полною корзинкой к вечеру идёшь.
Незаметной станции в пояс поклонишься.
И волшебным краем назовёшь.
Припев : Чудный край, светлый край
Под названием Незевай.
Весь посёлок оббежишь
В минуту.
Люди добрые живут,
6
И сады кругом цветут.
Приезжай , будь гостем тут.
Чудный край, светлый край
Под названием Незевай.
Воспитатель: Продолжаю свой рассказ. С 1960 по 1970 годы в нашем посёлке были
построены необходимые производственные постройки, двухэтажные кирпичные дома ,
магазин ,баня , клуб , дом быта с каждым годом посёлок развивался и креп. Дети, во
время экскурсии мы с вами видели, какие красивые дома есть на улицах нашего посёлка.
Давайте посмотрим фотографии.
(Показ слайдов с видами посёлка)
Воспитатель: Ребята, а вы помните, что в прошедшем году мы отмечали знаменательное
событие для нашей страны 71- год окончания Великой Отечественной Войны.
Воспитатель: Да, дети, много войн пережила наша страна, не обошла война и Незевай.
Все, кто мог держать оружие в руках, ушли на фронт. В посёлке остались только
женщины и дети, которые трудились целыми сутками, не жалея сил для победы. Но
жители посёлка пережили трудные и горькие времена.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, кого мы называем защитниками отечества?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ребята, тех, кто защищал свою Родину от врагов. Мы помним о
тех, кто погиб, защищая нашу страну. В честь наших героев слагают стихи и песни,
возводят памятники. Ребята, у нас есть такое место, к которому стремится душа. Это
памятник Защитникам Отечества. Вам знаком этот памятник? (Ответы детей)
(Воспитатель демонстрирует детям фотографию памятника Защитникам Отечества )
Воспитатель: Этот памятник-дань памяти тем, кто не вернулся с войны домой, тем, кто
шел на верную гибель не ради наград, а во имя мира на всей земле. Мы помним о тех,
кто погиб и приносим цветы к памятнику Защитникам Отечества.
Они исполнили свой долг солдатский,
Плечом к плечу стояли под огнем
Теперь лежат они в могилах братских
Плечом к плечу в бессмертии своем.
(Воспитатель демонстрирует фотографии Незеваевцев, которые защищали нашу
Родину)
Физминутка
Дружно встали! Раз! Два! Три!
Мы теперь солдаты !
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
7
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из – под ладошек.
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклоняемся влево, вправо,
Получается на славу.
(Движения по тексту)
Воспитатель: А сейчас мы вернемся из прошлого в настоящее, в наш любимый детский
сад.
Воспитатель: Чем занимаются люди в посёлке?
Дети: учат в школе детей, лечат людей в больнице.
Воспитатель: Какие учреждения в нашей станице вы знаете, куда мы с вами ходили на
экскурсии?
Дети: Школа, библиотека, почта, клуб , магазины и конечно, наш любимый детский сад.
Воспитатель:Вы правы, ребята, у нас в посёлке есть школа, библиотека, больница,
клуб , почта , ЖКХ. Во всех учреждениях работают серьёзные, ответственные люди,
мастера своего дела.
Воспитатель: А где работают ваши родители?
(Ответы детей)
Воспитатель: Спасибо, за ответы, ребята , давайте подойдем к нашей фотовыставке и
посмотрим фотографии нашей нынешнего посёлка.
Воспитатель: Каждый из нас, не раз признавался в любви к своей станице.
Дети, за что мы любим свою малую Родину?
Дети: За то, что мы здесь родились. За зеленые леса. За хороших, добрых и
трудолюбивых людей. За уютное, тихое место.
Воспитатель: А какой наш посёлок?
Дети: Наш посёлок красивый, родной, цветущий, весёлый, трудолюбивый.
Воспитатель: Вот, сколько замечательных слов вы сказали о нашем посёлке, вы
являетесь наследниками всех традиций и богатств нашего Незевая. Храните бережно
щедрые нивы и луга, звонкие песни, участвуйте в облагораживании его окрестностей.
(Показ слайдов с видами посёлка)
Воспитатель: А сейчас, собирайся детвора, поиграть пришла пора (дети играют в
русскую народную игру -песню «Пошла коза по лесу»).
8
Воспитатель: Ребята, интересное у нас получилось путешествие, мы с вами побывали в
прошлом и настоящем нашего Незевая. Вам понравилось наше путешествие, ребята?
Дети: Да.Нам очень понравилось путешествие в прошлое!
Воспитатель: Что мы с вами узнали из нашего путешествия?
Ребенок : Я узнал много нового об истории возникновения посёлка.
Воспитатель: А что же интересного вы узнали, ребята?
Ребенок : Было интересно узнать о первых жителях, об их быте.
Воспитатель: Ребята, вы гордитесь, тем, что живете в Незевае ?
Ребенок : Да! Я горжусь своей малой Родиной и очень рад, что родился в таком
замечательном месте, как наш Незевай.
Воспитатель: А сейчас, ребята давайте послушаем песню про наш любимый Незевай в
исполнении Татьяны Кимовны.
(Звучит песня « Незевай»)
Воспитатель: У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется
особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться,
оглянуться. Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на
свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом,
городом, детским садом…
Мы любим свой Родной край, свою Родину и наш посёлок Незевай …
Я люблю свой маленький посёлок
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм-
С лесами , тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
9