Напоминание

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе


Автор: Маркина Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ООШ№27"
Населённый пункт: П.Незевай Артёмовский район Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное

бюджетное

образовательное

учреждение

«

основная

образовательная

школа

№27»

Конспект

непосредственно

образовательной

деятельности

в

подготовительной

группе

«Моя малая Родина-

Посёлок Незевай»

Подготовила: воспитатель

Маркина Татьяна Леонидовна

П.Незевай 2017 год

1

Пояснительная записка

Пояснительная записка к непосредственной образовательной деятельности

познавательной направленности

в подготовительной группе по разделу «Ребенок и окружающий мир»

Непосредственная образовательная деятельность для детей подготовительной к

школе группы познавательной направленности, образовательная область «Ребенок и

окружающий

мир».

Составлено

в

соответствии

с

«Основной

образовательной

программой дошкольного образования структурного подразделения Детский сад МБОУ

«ООШ№27»,

разработанной

в

соответствии

с

ФГОС

ДО

и

с

учетом

основной

образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, с использованием ИКТ.

Представленный

конспект

является

авторской

разработкой,

построенный

в

соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

Принцип

непрерывности

(занятие

было

построено

на

основе

предыдущих

совместных действий воспитателя и детей).

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип психологической комфортности.

Цель

НОД:

формировать

интерес

дошкольников

к

малой

Родине;

расширять и укреплять знания детей о родном посёлке.

Задачи:

Обучающие:

-знакомить детей с историей возникновения посёлка, с интересными историческими

фактами и выдающимися личностями посёлка.

Развивающие:

-формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве;

-развитие внимания, памяти, познавательной и творческой активности в процессе

соприкосновения с историей родного посёлка;

- знакомство с первыми жителями посёлка , их бытом, с их чувствами и поступками.

Воспитательные:

-воспитывать нравственно-патриотические качества;

2

-формировать у детей чувство любви и гордости к своему родному краю, своей малой

Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

Предварительная работа: экскурсия по посёлку , рассматривание фотографий,

разучивание стихотворений , народных игр, беседы с детьми, прослушивание песен,

загадок, выставка детского творчества « Мой посёлок».

Словарная работа: Малая Родина, Урал, сосновый бор , изба , русская печь.

Методы и приемы: наглядный метод (презентация «История п.Незевай»), словесный

метод (беседа о значении слов в рассказе о жизни и быте первых жителей), прием

эмоциональной заинтересованности (вопросы о Родине), игровой прием (проведение

игры «Пошла коза по лесу»), использование звуковых эффектов (фонограмма песни

«Незевай»).

Материалы

и

оборудование: фотографии с видами п.Незевай в давние времена и

современной

жизни

,

для

усиления

интереса

к

занятию

используется

ИКТ-показ

презентации.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, давайте с вами совершим путешествие в прошлое, но прежде,

послушаем одно замечательное стихотворение:

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете - Родина своя.

И там, где мы родились, где радостно живем,

Края свои родные мы Родиной зовем.

Воспитатель: Каждый человек имеет две Родины – большую и малую. Дети, назовите

нашу большую Родину.

Дети: Наша Родина-Россия!

Воспитатель: Россия – огромная страна, в ней живут люди разных национальностей,

культур, протянулась Россия на тысячи километров. Наша Родина богата разными

полезными месторождениями, природа её неописуемой красоты: горы, поля, леса, луга,

моря, океаны, озёра, реки. Столица нашей Родины – Москва, именно там, в Кремле

решаются самые главные вопросы нашей страны.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку - «Здесь родился и живешь, уезжаешь-скучаешь,

как зовут это место, знаешь?

Дети: Это Родина!

Воспитатель: Правильно, ребята! А что же мы называем малой Родиной? Как вы

думаете?

Дети: Место, где родился и вырос человек.

3

Воспитатель: Вы правы, малая Родина – место, где родился и вырос человек, его дом, то

есть семейный очаг. О доме всегда вспоминают с теплотой и нежностью. Малая Родина

– это ещё наш родной край. Это может быть село с рекой, деревушка, расположившаяся

в укромном местечке или город. В каком крае расположена наш посёлок ?

Дети: Наш посёлок расположен на Урале.

Воспитатель: Да, ребята, мы с вами живем на Урале , для нас он родной. А какой

главный город нашего края?

Дети: Это город Екатеринбург.

Воспитатель: Правильно дети ,но область наша называется Свердловская , потому что

старое название Екатеринбурга –Свердловск , город переименовали , а область так и

осталась

Свердловская .

Нашему краю посвящено много прекрасных стихотворений, в которых воспевают

красоты Урала , послушайте одно из них:

Моя земля – уральская сторонка,

Где рыжий кот, мурлыча, крепко спит,

Завьюжена у домика тропинка,

Где поутру топор отца стучит…

Брожу по улицам я на Урале снежном

Живу, учу, слагаю рифмы в ряд…

Не нужен мне дворец престижный,

Я научилась строить в мыслях град,

А в граде том есть место всем живущим

Моим друзьям и недругам моим…

Нам жизнь дана на радость вновь растущим

Детишкам нашим - маякам души!

(

Печникова Альбина Анатольевна, учитель

литературы МОУ «Зайковская СОШ №1»)

Воспитатель: Дети, а как называется посёлок, в которой мы живём?

Дети :

посёлок Незевай .

Воспитатель: Какие чувства вы испытываете от того, что родились на Урале, в посёлок

Незевай ?

Дети: Чувства гордости, ответственности, радости и любви.

Воспитатель: Дети, в этом году нашему посёлку исполнится 83 года. Вы бы хотели

узнать историю нашего посёлка?

Дети: Да, нам очень интересно узнать о прошлом нашего Незевая!

Воспитатель: Так давайте же, ребята, отправимся в прошлое, перенесемся на много лет

назад и узнаем историю нашей малой Родины.

Дети: Отправляемся в путешествие по прошлому!

Воспитатель: В начале образования посёлка было все совсем не просто. А было это

4

так…(показ слайдов)

Предистория пос. Незевай началась в 1914 году , когда от железнодорожной станции

Егоршино до г. Алапаевска протянулась через леса и болота ниточка рельсового пути.

Известно , что в 1934 году на месте поселка появились избы двух жителей –

крестьянских семей из деревни Гостьково .Эти семьи раскорчевали первые участки под

поля, разводили скот, валяли валенки. Постепенно количество дворов становилось все

больше и больше. В 1930 году земли были переданы совхозу « Лайский» из Нижнего

Тагила. Жители близлежащих деревень работали на полях совхоза. Первые 6 дворов

образовали улицу, которая позднее стала называться Совхозной. Хутор стал

превращаться в поселок. В 1939 году в поселке уже было 25 домов, открылись столовая,

небольшой магазин, хлебный ларек. На месте здания вокзала оборудовали перрон-

настил из досок. В 1942 году в поселке загорелись первые электрические лампочки ,

заговорило радио.

Почему п.Незевай? Одна из устных историй гласит , что был на месте

поселка разъезд Низовой. Так его назвали наверное потому, что кругом простирались

«низины»- низкие болотистые места. Так это было или нет, судить никто не берется. Не

прижилось название «Низовой», но родилось другое, немного забавное , немного

удалое , немного чудное « Незевай».

Рассказывают ,что когда-то поезда не

останавливались на нашем разъезде , а лишь притормаживали, и жители округи, кто

побойчее прыгали в вагоны и из вагонов на ходу кричали: « Не зевай!»- в смысле

успевай сесть в вагон .

До открытия школы ребята из поселка учились в школах либо в селе Мироново , либо на

ст. Егоршино. В 1947 году в одном из бараков открылась начальная ( 4 летняя ) школа .

Она была однокомплектной . К этому времени уже работали детские ясли. Первой

учительницей была Анна Васильевна Склярова. Ребят было много. Школа работала в

полторы смены.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на экран, на слайдах вы можете увидеть

фотографии наших земляков, основателей нашего посёлка.

(Показ слайдов)

В 1953 году началось строительство Незеваевского кирпичного завода и в построенном

общежитии было выделено 4 комнаты для школы. В это время в школе работало уже два

учителя: Тимохина Валентина Ивановна, приехавшая по комсомольской путевке на

строительство завода из Ульяновской области и имевшая среднее- педагогическое

образование и Попова Прасковья Степановна. Но после 4 класса ребята все же по-

прежнему уезжали учиться на ст. Егоршино или в село Мироново.

В 1957 году вступил в строй Незеваевский кирпичный завод. Население увеличилось и в

поселке начали строить 4 летнюю школу, но жители поселка Незевай смотрели дальше и

обратились с письмом к своему депутату Верховного Совета СССР – врачу г. Ревда тов.

Рогач с просьбой добиться разрешения строить семилетнюю школу вместо 4 летней.

5

Разрешение было получено .Строил школу 386 строительно - монтажный поезд. 1

сентября 1959 года для ребят поселка Незевай открыла свои двери новая двухэтажная

школа.

По воспоминаниям учителей и ребят в школе училось до 480 человек, хотя проектная

мощность рассчитана на 280 человек. В каждом классе, а их было до 16 , училось по 35-

40 человек. Школа работала в 2 смены.Сразу после школы было построено 2 здания

детского сада .

Воспитатель: Ребята, Татьяна Кимовна Кулешова – директор нашего поселкового клуба

посвятила стихи нашему посёлку , а потом сочинила песню:

1. Есть такая станция со смешным названием,

Имя этой станции –Незевай.

Маленький посёлок, окружённый лесом,

Где грибов и ягод через край.

Припев : Незевай, Незевай …

На платформу вылезай,

Поезда стоят одну минуту.

Птицы звонко поют,

Все дороги в лес ведут ,

Выбирай любой маршрут.

2.Дышится привольно здесь в бору сосновом,

И листву берёзки солнце золотит.

Запах земляники, заросли черники,

На дорожку вышел боровик.

Припев : Незевай, Незевай …

На платформу вылезай,

Поезда стоят одну минуту,

Птицы звонко поют,

Все дороги в лес ведут,

Выбирай любой маршрут.

3.Родниковой чистой здесь водой умоешься,

С полною корзинкой к вечеру идёшь.

Незаметной станции в пояс поклонишься.

И волшебным краем назовёшь.

Припев : Чудный край, светлый край

Под названием Незевай.

Весь посёлок оббежишь

В минуту.

Люди добрые живут,

6

И сады кругом цветут.

Приезжай , будь гостем тут.

Чудный край, светлый край

Под названием Незевай.

Воспитатель: Продолжаю свой рассказ. С 1960 по 1970 годы в нашем посёлке были

построены необходимые производственные постройки, двухэтажные кирпичные дома ,

магазин ,баня , клуб , дом быта с каждым годом посёлок развивался и креп. Дети, во

время экскурсии мы с вами видели, какие красивые дома есть на улицах нашего посёлка.

Давайте посмотрим фотографии.

(Показ слайдов с видами посёлка)

Воспитатель: Ребята, а вы помните, что в прошедшем году мы отмечали знаменательное

событие для нашей страны 71- год окончания Великой Отечественной Войны.

Воспитатель: Да, дети, много войн пережила наша страна, не обошла война и Незевай.

Все, кто мог держать оружие в руках, ушли на фронт. В посёлке остались только

женщины и дети, которые трудились целыми сутками, не жалея сил для победы. Но

жители посёлка пережили трудные и горькие времена.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, кого мы называем защитниками отечества?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята, тех, кто защищал свою Родину от врагов. Мы помним о

тех, кто погиб, защищая нашу страну. В честь наших героев слагают стихи и песни,

возводят памятники. Ребята, у нас есть такое место, к которому стремится душа. Это

памятник Защитникам Отечества. Вам знаком этот памятник? (Ответы детей)

(Воспитатель демонстрирует детям фотографию памятника Защитникам Отечества )

Воспитатель: Этот памятник-дань памяти тем, кто не вернулся с войны домой, тем, кто

шел на верную гибель не ради наград, а во имя мира на всей земле. Мы помним о тех,

кто погиб и приносим цветы к памятнику Защитникам Отечества.

Они исполнили свой долг солдатский,

Плечом к плечу стояли под огнем

Теперь лежат они в могилах братских

Плечом к плечу в бессмертии своем.

(Воспитатель демонстрирует фотографии Незеваевцев, которые защищали нашу

Родину)

Физминутка

Дружно встали! Раз! Два! Три!

Мы теперь солдаты !

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

7

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклоняемся влево, вправо,

Получается на славу.

(Движения по тексту)

Воспитатель: А сейчас мы вернемся из прошлого в настоящее, в наш любимый детский

сад.

Воспитатель: Чем занимаются люди в посёлке?

Дети: учат в школе детей, лечат людей в больнице.

Воспитатель: Какие учреждения в нашей станице вы знаете, куда мы с вами ходили на

экскурсии?

Дети: Школа, библиотека, почта, клуб , магазины и конечно, наш любимый детский сад.

Воспитатель:Вы правы, ребята, у нас в посёлке есть школа, библиотека, больница,

клуб , почта , ЖКХ. Во всех учреждениях работают серьёзные, ответственные люди,

мастера своего дела.

Воспитатель: А где работают ваши родители?

(Ответы детей)

Воспитатель: Спасибо, за ответы, ребята , давайте подойдем к нашей фотовыставке и

посмотрим фотографии нашей нынешнего посёлка.

Воспитатель: Каждый из нас, не раз признавался в любви к своей станице.

Дети, за что мы любим свою малую Родину?

Дети: За то, что мы здесь родились. За зеленые леса. За хороших, добрых и

трудолюбивых людей. За уютное, тихое место.

Воспитатель: А какой наш посёлок?

Дети: Наш посёлок красивый, родной, цветущий, весёлый, трудолюбивый.

Воспитатель: Вот, сколько замечательных слов вы сказали о нашем посёлке, вы

являетесь наследниками всех традиций и богатств нашего Незевая. Храните бережно

щедрые нивы и луга, звонкие песни, участвуйте в облагораживании его окрестностей.

(Показ слайдов с видами посёлка)

Воспитатель: А сейчас, собирайся детвора, поиграть пришла пора (дети играют в

русскую народную игру -песню «Пошла коза по лесу»).

8

Воспитатель: Ребята, интересное у нас получилось путешествие, мы с вами побывали в

прошлом и настоящем нашего Незевая. Вам понравилось наше путешествие, ребята?

Дети: Да.Нам очень понравилось путешествие в прошлое!

Воспитатель: Что мы с вами узнали из нашего путешествия?

Ребенок : Я узнал много нового об истории возникновения посёлка.

Воспитатель: А что же интересного вы узнали, ребята?

Ребенок : Было интересно узнать о первых жителях, об их быте.

Воспитатель: Ребята, вы гордитесь, тем, что живете в Незевае ?

Ребенок : Да! Я горжусь своей малой Родиной и очень рад, что родился в таком

замечательном месте, как наш Незевай.

Воспитатель: А сейчас, ребята давайте послушаем песню про наш любимый Незевай в

исполнении Татьяны Кимовны.

(Звучит песня « Незевай»)

Воспитатель: У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется

особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться,

оглянуться. Но бывают мгновенья, когда свой родной дом становится дороже всего на

свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом,

городом, детским садом…

Мы любим свой Родной край, свою Родину и наш посёлок Незевай …

Я люблю свой маленький посёлок

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм-

С лесами , тянущими руки

На встречу солнцу и ветрам.

Он свет в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь!

9



В раздел образования