Напоминание

Принципы экологического образования и воспитания школьников


Автор: Данилова Дарья Сергеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СШ №35
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: статья
Тема: Принципы экологического образования и воспитания школьников
Раздел: среднее образование





Назад




Принципы экологического образования и воспитания школьников

5 января 2016 года указом президента Российской Федерации 2017 год

был

объявлен

годом

экологии.

Деятельность

в

этом

направлении,

действительно, стала крайне необходима в мире, где проблемы окружающей

среды приобрели глобальный масштаб. Глава государства чётко обозначил

направления

деятельности:

привлечение

внимания

населения

к

экологическим

проблемам,

охрана

экосистем,

сохранение

многообразия

биологических видов, оздоровление и очищение территорий. Теоретически

мероприятия 2017 года должны привести к улучшению общей экологической

картины

в

России

и

позитивному

изменению

отношения

граждан

к

проблемам природы и экологии. Возникает вопрос, какие меры необходимо

предпринять, чтобы поставленная цель действительно была достигнута, и не

повторилась

ситуация

2013

года

с

громким

названием

«Года

охраны

окружающей

среды»?

Какие

экологические

меры

станут

действительно

эффективными? Как пробудить интерес граждан к изучению экологических

процессов

и

решению

экологических

проблем?

Необходимо

в

корне

пересмотреть взгляды на взаимоотношения человека и природы. И процесс

этот должен занимать не 365 календарных дней, а годы и даже десятилетия.

Следует осознать эти связи и изменить экологическое мировоззрение людей.

И действовать нужно прямо сейчас, с первых дней жизни прививая детям

навыки

экологического

поведения.

И

только

в

этом

случае

вместе

с

подрастающим

поколением

впитывать

экокультуру

будут

и

те,

кто

на

современном

этапе

развития

цивилизации

не осознает

силу

своего

воздействия

на

многочисленные

природные

связи.

Произвести

такие

качественные

изменения

в

сознании

людей

призвано

экологическое

воспитание и образование.

Экологическое воспитание - целенаправленный процесс формирования

сознательного,

ответственного,

бережного

отношения

к

окружающей

природной среде. Это осознание самого себя, как элемента природы, чувства

взаимосвязи всего живого на планете, охрана и защита окружающей среды.

Но как говорил великий русский писатель Н.И. Сладков: «Нельзя защищать

то, что не любишь. Нельзя любить то, чего не знаешь».

Человек проявит

бережное отношение лишь к тому, о чём имеет прочные и разносторонние

знания, в противном случае его отношение будет либо нейтральным, либо

даже негативным. Таким образом, необходимо уделять особое внимание не

только экологическому воспитанию, но и образованию. Именно оно имеет

своей целью принятие человеком знаний и навыков разумного общения с

природой, совершенствование методов и форм положительного участия в

охране природы и рационального природопользования. К счастью, сейчас

эти вопросы становятся важной частью образовательной системы, и согласно

Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», одним из

главных направлений модернизации российского образования можно назвать

развитие

и

обновление

форм

организации

экологического

образования

и

воспитания.

В то же время и педагогическая теория, и школьная практика отстают

от требований времени. У детей чаще всего преобладает потребительский

подход к окружающему миру, экологические проблемы не воспринимаются

как

лично

значимые,

знания

об

экологии

поверхностны,

отсутствует

потребность

принимать

меры

по

охране

природы.

Эти

факты

свидетельствуют

о

необходимости

деятельности,

направленной

на

формирование у учащихся знаний, умений, определенных качеств личности,

способствующих развитию особого экологического мировоззрения.

ФГОС

ООО

определяет

вектор

р а зв ит ия

э комы шле ния

ка к

с м е н у

традиционного

обучения

(трансляцию

зн а н и й

о б

о к руж а ю щ е м

м и р е )

н а

экологически

ориентированную

модель

поведения (формирование экомышления и

навыков экоориентированной деятельности, а также здорового и безопасного

образа

жизни).

В

целях

повышения

уровня

эффективности

и

качества

образовательно

-

воспитательного

процесса,

спо собствующего

формированию

экологической

грамотности

и

развитию

экологической

компетенции, классному руководителю и учителю - предметнику следует

определить позиции и установки, которые станут фундаментом организации

его деятельности. Эти ориентиры называются принципами экологического

обучения

и

воспитания

школьников

и

отражают протекание объективных

законов и закономерностей процесса обучения и воспитания, определяя его

направленность на развитие личности. Именно они упорядочивают систему

работы

учителя,

классного

руководителя

и

позволяют

оптимизировать

деятельность. Знание

этих

принципов

даёт

возможность

правильно

организовать

процесс

экологического

воспитания

и

образования,

точно

сформулировать

цель,

задачи,

отобрать

содержание

материала,

формы

и

методы работы.

Принцип научности контролирует отбор содержания экологического

образования

и

знакомит

учащихся

с

объективными

научными

фактами,

явлениями,

законами,

основными

теориями

и

концепциями,

описывает

современное

состояние

природы

и

перспективы.

Кроме

того,

данный

принцип

обеспечивает

соответствие

содержания

образования

уровню

развития

современной

науки

и

техники,

опыту,

накопленному

мировой

цивилизацией.

Неразрывную

связь

человека

с

культурой

как

системой

ценностей

раскрывает принцип культурологичности. Экология не может изучаться в

отрыве

от

социокультурного

контекста.

Основой

экологической

культуры

подрастающего поколения должны стать их общая культура, формирование

гармоничного отношения к природе, обществу, самому себе и осознание

ответственности за собственные поступки.

Принцип систематичности

позволяет

упорядочить

внутреннюю

структуру и логическую последовательность изучаемого материала на всех

ступенях обучения.

Принцип непрерывности

дает

возможность

целостного,

а

не

фрагментарного

экологического

образования

и

воспитания,

тем

самым

сначала закладывая азы понимания связей в системе «природа – общество –

человек», после формируя ответственность за преобразование окружающей

действительности.

Принцип преемственности позволяет объединить отдельные вопросы

и конкретные ситуации в единый целостный образовательно-воспитательный

процесс.

Иными

словами,

решая

на

каждом

занятии

определенную

краткосрочную

цель,

благодаря

принципу

преемственности,

педагог

обеспечивает

планомерное

достижение

основной

цели

воспитания

экологической культуры личности.

Экология – не монодисциплина, а междисциплинарная наука. Принцип

интегративности

рассматривает

экологические

проблемы

комплексно:

с

точки

зрения

философии,

экономики,

географии,

психологии,

других

естественных

и

гуманитарных

наук,

что

приводит

к

более

ясному

представлению об экологической реальности.

Принцип

взаимосвязи

глобального,

национального

и

краеведческого подходов формирует у учащихся понимание того, что забота

об

условиях

жизни

в

мире

общая

задача

всего

человечества,

чувство

сопричастности к решению экологических проблем. Особую роль в этом

играет краеведение. Именно окружающая среда школьника, повседневные

экологические решения вооружают его навыками экологического поведения.

Принцип

единства

интеллектуального

и

эмоционального

восприятия

окружающего

мира

позволяет

взрастить

в

человеке

эмоционально

-

ценностное

отношение

к

природе,

включающее

в

себя

умение

видеть

красоту

окружающего

мира,

стремление

его

сохранить

и

принятие общечеловеческих моральных норм в общении с миром природы.

Грамотному отбору содержания знаний о природе, форм и методов

работы в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями

учащихся способствует принцип доступности.

Для эффективной работы в

сфере экологического воспитания и образования важно учитывать уровень

сформированности личности школьника, развития психических процессов,

воспитанности,

социальной

зрелости,

его

психологические

особенности,

способности, ценностные ориентации. Только индивидуальный (личностный)

подход приведет к качественным изменениям сознания и заложит зачатки

формирования экологической культуры личности.

Принцип

учета

интересов

учащихся

трансформирует

обучение

и

воспитание в дидактическую игру, вплетает их реальную в жизнь. Учиться

легко,

когда

это

делать

интересно.

Школьники,

вовлеченные

в

захватывающую

деятельно сть,

не

вст речают ся

с

н а в я зч и в о й

назидательностью,

а

напротив,

естественным

образом

впитывают

в

себя

модель

экологического

поведения.

Для

решения

этой

задачи

учителю

необходимо использовать разнообразные формы и методы работы. Усвоение

материала,

построенное

с

учетом

данного

принципа,

не

просто

питает

познавательную сферу детей, а формирует навыки учебного труда и многие

персональные качества: дисциплинированность, самостоятельность, любовь

к труду.

Практикоориентированность, или принцип организации активной

деятельности

учащихся подчинен

реализации

субъект

субъектного

подхода в обучении и воспитании. Руководство преподавателя должно быть

настолько филигранным, чтобы составлять невидимый остов для активной

деятельности самих школьников. Учителю стоит не подавлять или сковывать

мысли

учащихся,

а

напротив,

стимулировать,

поощрять

их

творчество,

призывать к применению знаний на практике. Школа жизни – лучшая школа

воспитания,

поэтому

важно

привлекать

детей

к

реальным

жизненным

ситуациям, общественно - значимой, результативной деятельности. Только

так

они

смогут

на

деле

ощутить

свой

вклад

в

решение

конкретных

экологических проблем.

Практическая

деятельность

д о л ж н а

б ы т ь

о с н о в а н а

н а

прогностическом

принципе.

И м е н н о он

делает

возможным

анализ

экологических проблем и прогноз последствий человеческих воздействий,

позволяет принять и реализовать экологически значимые решения.

Современное общество нуждается в мобильных и мыслящих людях с

активной

жизненной

позицией.

Принцип

развития

творческого,

аналитического и критического мышления помогает достичь этой цели, и

существенно

расширить

возможности

человечества

по

решению

и

предотвращению экологических проблем в будущем.

Принцип интерактивности подразумевает внедрение в непрерывное

экологическое

образование

интерактивных

технологий,

воспитывающих

самоорганизацию, личную ответственность и самостоятельность, свободное

общение,

навыки

коллективной

деятельности.

Экообразование

проходит

посредством активного совместного обсуждения, проведения деловых игр,

накопления

опыта

в

искусственно

воссозданных

ситуациях,

его

анализа.

Такое обучение системно воздействует на школьника, он не просто знает, он

хочет, а главное умеет заниматься экологической деятельностью.

Более эффективной является групповая деятельность, обусловленная

принципом

опоры

на

коллектив.

Одним

из

важных

воспитательных

ресурсов становится социально – психологический климат группы учащихся.

Справиться

с

проблемой

в

одиночестве

трудно,

но

командный

дух

приумножает

единичные

усилия

и

приносит

силы

для

решения

любых

экологических задач.

Принцип

использования

самовоспитания и

самообразования

преобразует деятельность

в

самостоятельную

целенаправленную

работу,

ведущую к максимально полной реализации потенциала, совершенствованию

личности.

Подразумевается

понимание

и

систематическое

использование

учащимися

методов

самоанализа,

саморегуляции,

самооценки

и

самоконтроля. В этом случае можно будет говорить о сформированности

экологических компетенций.

Особо сильное влияние на экологическое образование и воспитание,

безусловно, оказывает принцип опоры на личность учителя. Уровень его

профессионализма,

персональные

качества,

ценностные

ориентиры,

готовность и желание заниматься природоохранной деятельностью во многом

определяют

эффективность

формирования

экологической

культуры

школьника.

Немаловажен принцип единства воспитательных воздействий. Он

подразумевает согласованность и единообразие требований всех субъектов

образовательно-воспитательного

процесса:

образовательного

учреждения,

семьи, общественности. Реализация этого принципа на практике требует от

педагога создания образовательно - воспитательной среды, где в направлении

экологии следует в системе работать не только с учащимися, но и с их

родителями.

Классный

руководитель

обладает

возможностями

для

проведения родительских собраний экологической тематики, круглых столов,

семинаров, совместных детско-родительских занятий, субботников, акций,

экотуризма и т.д.

Процесс экологического воспитания и образования – длительный и

трудоемкий

процесс.

Не

всегда

учитель

сразу

добивается

желаемых

результатов. В работе и с детьми, и с родителями следует придерживаться

принципа

опоры

на

положительное.

Даже

самая

малая

положительная

динамика – есть ключ к достижению благоприятных результатов.

Принцип гуманизации требует человечного отношения к личности

учащегося; уважения его прав и свобод; предъявления посильных и разумно

сформулированных

требований;

уважения

к

позиции

воспитанника

даже

тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения

права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника

конкретных

целей

его

воспитания

и

обучения;

ненасильственного

формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих

честь

и

достоинство

личности

наказаний;

признания

права

личности

на

полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам

противоречат ее убеждениям [6]. Данный принцип можно соотнести с идеей

воспитания

человека

с

особым

типом

мышления.

Человека,

готового

к

результативному

труду,

имеющего

приоритеты

природоохранной

деятельности для сохранения жизни на Земле, спасения цивилизации от

экологических

катастроф.

Принцип

гуманизма

базируется

на

вере

в

достижение качественных результатов обучения и воспитания для любого

человека

и

заключается

не

в

накоплении

информации

по

экологии,

а

в

созидании экологического мышления, а значит и последующего принятия

экологического императива.

Принцип

экологического

императива

система

запретов,

при

нарушении

которых

произойдет

ухудшение

благоприятных

для

жизни

условий

окружающей

среды.

Принятие

экологического

императива

определяет

нормы

поведения

человека,

является

фундаментом

формирования его экологической нравственности.

Принципы, изложенные выше, тесно взаимосвязаны и способствуют

эффективному

экологическому

образованию

и

воспитанию

школьников

только в случае обязательности и комплексности их выполнения. В этом

контексте учителю – предметнику следует тщательно планировать урочную

деятельность,

внедряя

многообразие

доступных

методов

обучения

и

воспитания, а классному руководителю – внеклассную деятельность, так как

она во многом восполняет недостающие экологические компоненты учебного

материала.

Способствовать

качественному

формированию

экологического

мышления

учащихся

помогает

грамотное

использование

различных

организационных

форм:

уроков,

практических

и

лабораторных

занятий,

лекций, семинаров, конференций, круглых столов, дискуссий, брейн - рингов,

классных

часов

экологической

направленности,

тематических

дней,

экскурсий, интерактивных занятий с использованием проблемных ситуаций и

ситуаций личностного выбора, сюжетно – ролевых и дидактических игр,

тематических

праздников

и

конкурсов,

экологических

соревнований,

выставок, исследовательской деятельности, учебных экологических троп и

маршрутов,

экологических

практикумов,

экошкол,

походов

и

т.д.

И если

деятельность

будет

правильно

организована,

то

позволит

учащимся

раскрывать свой потенциал, творческие способности, сочетать умственный и

физический труд, воспитывать активную жизненную позицию, а главное

формировать экологическое мышление.

Являясь учителем биологии в средней общеобразовательной школе, а

также

классным

руководителем,

заинтересованным

в

вопро сах

экологического

образования

и

воспитания

школьников,

я

накопила

определенный опыт в этом направлении. На мой взгляд, одной из самых

интересных находок стал проведенный на параллели 9-х классов «Единый

день экологических знаний», где учащиеся не только в теории, но и на

практике

узнали

о

ресурсосбережении,

раздельном

сборе

и

переработке

отходов, второй жизни вещей. У ребят появилась прекрасная возможность

задать

эковопросы,

получить экоответы

у

специалистов,

а

т а к ж е

сформулировать экосоветы для школьного сообщества.

Наиболее эффективным с точки зрения

экологического

образования

и

воспитания

н а ч и н а н и е м

с т а л долгосрочный

экологический проект «35 ЭКО-царство»,

целью

которого

стали организация

и

проведение мероприятий по благоустройству

территории

школы.

Побывав

в

роли

экологов,

социологов,

юристов,

дизайнеров, учащиеся провели социологический опрос среди обучающихся и

работников

школы,

привлекли

внимание

общественности

к

решению

актуальных

экологических

проблем,

разработали

и

осуществили

план

озеленения и благоустройства территории двора родного образовательного

учреждения, развили творческий интерес к практической деятельности в

области ландшафтного дизайна, способствовали формированию у учащихся

школы навыков экологического поведения, любви к природе. Приятно, что в

рамках

акции

«Я

гражданин

России»

наш

проект

занял II

место

на

муниципальном

этапе

и III место на региональном. Но важны отнюдь не

регалии и награды, а то, что дети своим трудом не просто преобразили

окружающую действительность, но и произвели качественные изменения в

сознании десятков учащихся. Теперь у каждого класса в нашей школе есть

своя клумба, за которой они ухаживают, а в прошлом году 11 класс на

выпускной подарил школе не иллюстрации, нарисованные баллончиком на

асфальте, а посадил кедры. Сделан выбор в пользу природы. Это ли не

сформированность экологического мышления?

В

наше

время проблемы

экологии

стали

настолько

острыми,

что

возникла необходимость в немедленных действиях по охране природы и

сохранению

жизни

на

Земле.

Причина

кроется

в

расточительной,

неправильной

деятельности

человека,

которая

ведет

к

нарушению

экологического

равновесия.

Справиться

с

этой

проблемой

может

лишь

формирование у граждан экологической культуры, которая содержит систему

экологических

знаний

и

умений

(основу

экограмотности),

комплекс

ценностных

ориентаций

и

убеждений

(нравственную

основу

поведения),

закономерность экологически оправданных поступков в природе. Отсюда

следует, что экологическое образование и воспитание школьников – основа

процесса

гармоничного

взаимодействия

общества

и

природы.

Именно

экообразование

и

эковоспитание,

построенные

на

основе

принципов,

изложенных

в

статье,

должны

стать

систематизирующим

элементом

образования

в

целом,

определяющим

его

долгосрочные

цели

и

ведущие

векторы

развития,

составляющим

интеллектуальный

фундамент

школы

будущего.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акимова Т. А., Хаскин В.В. Экология - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001;

2. Андреев

М.Д.

Экологическое

воспитание

и

просвещение

как

эмоционально-ценностное

отношение

к

природе

//

Фундаментальные

исследования. – 2009. – № 7. – С. 76-78;

3. Боголюбов С. А. Экология. - М.: Знание, 1997;

4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии:

учеб. для студ. пед. ин-тов. 4-е изд. М. Просвещение, 2003;

5. Макар С.В. Основы экономики природопользования. - М.: 2008.

6. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для

вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004;

7.

Пономарев

И.Н.,

Соломин

В.П.,

Сидельникова

Г.Д.

Общая

методика

обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Знание, 2003;

8. Родзевич Н.Н. Геоэкология и природопользование - М.: Дрофа, 2003;

9. Степановских А.С. Охрана окружающей среды - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.



В раздел образования