Напоминание

Исследовательская работа в начальной школе в рамках реализации ФГОС


Автор: Шевкопляс Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: г. Бирск
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская работа в начальной школе в рамках реализации ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад




.

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ УУД

Е.А. Шевкопляс, учитель начальных классов

МБОУ СОШ №8 г. Бирска

Содержание современного образования меняется в рамках нового ФГОС второго поколения.

Мы должны формировать личность, способную самостоятельно выходить из проблемной ситуации,

осуществлять

продуктивную

деятельность,

направленную

на

саморазвитие

и

самоизменение.

Изучив программу формирования УУД я решила организовать учебно-воспитательный процесс с

ориентировкой

на

деятельностный

подход

в

обучении

и

стала

применять

исследовательскую

деятельность.

Организация

научно-

исследовательской

деятельности

младших

школьников

-

серьёзная, сложная работа. Она предполагает совместную учебно-познавательную, творческую или

игровую деятельность учащихся, имеющих общую цель, согласованные методы, направленные на

достижение

общего

результата

по

решению

какой-

либо

проблемы,

значимой

для

участников

проекта.

Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности

позволит достигнуть важнейших целей образования:

самостоятельности мышления;

умения решать возникающие проблемы, имея даже небольшой багаж- знаний;

навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.

Приобщение детей к научно - исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии

общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и

творческие способности детей.

Стимулирование

исследовательской

активности,

поддержка

любознательности,

стремление

экспериментировать, самостоятельно искать истину - главная задами учителя.

Чтобы

привить

детям

начальные

навыки

исследовательского

поведения

необходимо

сформировать у них умение видеть проблему, умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать

определения

понятиям

,

классифицировать,

умение

наблюдать,

проводить

эксперимент,

делать

выводы и умозаключения, умение структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.

Для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, я использую

методы анкетирования и тестирования. Учитель - научный руководитель в процессе индивидуальной

работы с ребёнком призван не только разглядеть задатки исследовательских способностей, но и

помочь в выпоре темы предполагаемого исследования. Факторами успешности исследовательской

деятельности учащихся являются соблюдение принципа добровольности занятия этой работой,

самостоятельности в выборе темы и в ходе работы над темой, компетентное и заинтересованное

руководство учителя, осознание киником значимости и полезности проекта.

Для развития умении и навыков необходимых в решении исследовательских задач я использую

различные упражнения на развитие мышления, внимании, наблюдательности. Одним из главных,

базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти

умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение « Выдвиньте предположение, как

птицы узнают дорогу на юг?» Гипотезы в данном случае могут такие: Птицы определяют дорогу по

солнцу и звёздам или Птицы сверху видят растения ( деревья, траву и др.). Но может быть иная,

особенная, неправдоподобная гипотеза, провокационная идея: Птицы точно находят дорогу, потому

что получают сигналы из космоса. При обучении детей строить предположения необходимо учить их

использовать такие слова как: может быть, предположим, допустим, возможно важным умением для

любого исследователя является умение задавать вопросы.

Дети любят задавать вопросы и если направить их энергию в нужное русло, то можно достичь

высокого

уровня

в

этом

умении.

Можно

использовать

такие

упражнения:

задайте

вопрос

изображённому на рисунке герою, подумайте какие вопросы мог бы задать вам этот герой, исправьте

ошибки в формулировке вопроса. Для формирования первичных навыков и тренировки умения

делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что похожи

узоры на стекле, старые автомобили, додумайте узор на к пире.

Схема

проведения

исследования

с

учащимися

начальных

классов

выглядит

следующим

образом:

1.АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ( выявление проблемы и определение направления будущего

исследования).

2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (формулировка основных вопросов).

3.ВЫБОР ТЕМЫ (обозначение границ исследования).

4. ВЫРАБОТКА ГИПОТЕЗЫ (разработать гипотезу).

5. ВЫЯВЛЕНИЕ

И

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ

ПОДХОДОВ

К

РЕШЕНИЮ

(выбрать

методы

исследования).

6.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

7.СБОР И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ.

8.

АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ (структурировать полученный

материал используя известные правила и приёмы).

9.ПОДГОТОВКА ОТЧЁТА (дать определения основным понятиям подготовить сообщение по

результатам исследования).

10.

ДОКЛАД (защитить перед сверстниками и взрослыми)

11.

ОБСУЖДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ.

Вот одна из исследовательских работ, которая проводилась в номинации - Окружающий мир и

называлась «Я и мой котёнок».

Цель исследовательской работы: изучить особенности кошек как домашних животных.

Задачи:

1 . Изучить историю одомашнивания кошек, используя книги и другие источники.

2 . Выяснить как относятся к кошкам люди в разных странах, а также в нашем классе.

3 . При помощи наблюдений и эксперимента узнать некоторые сходства и различия людей и

кошек.

Чтобы решить эти задачи, мы использовали методы:

анализ литературы (прочитали книги про кошек);

опрос (среди учеников класса);

наблюдение (наблюдали за поведением своего котёнка и записывали результаты наблюдения);

эксперимент по сравнению выносливости кошек и людей.

Выводы:

1.Кошки давно стали домашними животными, около 6000 лет назад. И произошло это в

Египте.

2.Сейчас кошки любимые питомцы почти во всех странах, и люди хорошо понимают их пользу.

Дети любят играть с котятами.

3. При помощи наблюдений можно определить сходства и различия по внешним признакам.

Сходных и различных признаков оказалось почти поровну.

4.Частота пульса котёнка снизилась за 3 минуты больше, чем у челове ка. Значит, кошки

выносливее к физическим нагрузкам, чем дети.

Итогом исследовательской работы является участие в ежегодных научно- исследовательских

конференциях для обучающихся начальной школы. Концепция модернизации российского

образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися

определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных

способностей», для чего необходима целенаправленная работа педагогов. По моему мнению,

исследовательские работы, выполненные учащимися воспитывают ответственное отношение к

людям и к окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения, учат

самостоятельности. Такая работа позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности

детей, формировать универсальные учебные действия.

Литература:

1.

Методические рекомендации по программе « Я познаю мир».

2.

Сборник программ по образовательной системе « Планета знаний».



В раздел образования