Автор: Шевкопляс Елена Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 8
Населённый пункт: г. Бирск
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская работа в начальной школе в рамках реализации ФГОС
Раздел: начальное образование
.
РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ УУД
Е.А. Шевкопляс, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №8 г. Бирска
Содержание современного образования меняется в рамках нового ФГОС второго поколения.
Мы должны формировать личность, способную самостоятельно выходить из проблемной ситуации,
осуществлять
продуктивную
деятельность,
направленную
на
саморазвитие
и
самоизменение.
Изучив программу формирования УУД я решила организовать учебно-воспитательный процесс с
ориентировкой
на
деятельностный
подход
в
обучении
и
стала
применять
исследовательскую
деятельность.
Организация
научно-
исследовательской
деятельности
младших
школьников
-
серьёзная, сложная работа. Она предполагает совместную учебно-познавательную, творческую или
игровую деятельность учащихся, имеющих общую цель, согласованные методы, направленные на
достижение
общего
результата
по
решению
какой-
либо
проблемы,
значимой
для
участников
проекта.
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности
позволит достигнуть важнейших целей образования:
самостоятельности мышления;
умения решать возникающие проблемы, имея даже небольшой багаж- знаний;
навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.
Приобщение детей к научно - исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии
общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и
творческие способности детей.
Стимулирование
исследовательской
активности,
поддержка
любознательности,
стремление
экспериментировать, самостоятельно искать истину - главная задами учителя.
Чтобы
привить
детям
начальные
навыки
исследовательского
поведения
необходимо
сформировать у них умение видеть проблему, умение задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать
определения
понятиям
,
классифицировать,
умение
наблюдать,
проводить
эксперимент,
делать
выводы и умозаключения, умение структурировать материал, доказывать и защищать свои идеи.
Для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, я использую
методы анкетирования и тестирования. Учитель - научный руководитель в процессе индивидуальной
работы с ребёнком призван не только разглядеть задатки исследовательских способностей, но и
помочь в выпоре темы предполагаемого исследования. Факторами успешности исследовательской
деятельности учащихся являются соблюдение принципа добровольности занятия этой работой,
самостоятельности в выборе темы и в ходе работы над темой, компетентное и заинтересованное
руководство учителя, осознание киником значимости и полезности проекта.
Для развития умении и навыков необходимых в решении исследовательских задач я использую
различные упражнения на развитие мышления, внимании, наблюдательности. Одним из главных,
базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти
умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение « Выдвиньте предположение, как
птицы узнают дорогу на юг?» Гипотезы в данном случае могут такие: Птицы определяют дорогу по
солнцу и звёздам или Птицы сверху видят растения ( деревья, траву и др.). Но может быть иная,
особенная, неправдоподобная гипотеза, провокационная идея: Птицы точно находят дорогу, потому
что получают сигналы из космоса. При обучении детей строить предположения необходимо учить их
использовать такие слова как: может быть, предположим, допустим, возможно важным умением для
любого исследователя является умение задавать вопросы.
Дети любят задавать вопросы и если направить их энергию в нужное русло, то можно достичь
высокого
уровня
в
этом
умении.
Можно
использовать
такие
упражнения:
задайте
вопрос
изображённому на рисунке герою, подумайте какие вопросы мог бы задать вам этот герой, исправьте
ошибки в формулировке вопроса. Для формирования первичных навыков и тренировки умения
делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что похожи
узоры на стекле, старые автомобили, додумайте узор на к пире.
Схема
проведения
исследования
с
учащимися
начальных
классов
выглядит
следующим
образом:
1.АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ ( выявление проблемы и определение направления будущего
исследования).
2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ СФЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (формулировка основных вопросов).
3.ВЫБОР ТЕМЫ (обозначение границ исследования).
4. ВЫРАБОТКА ГИПОТЕЗЫ (разработать гипотезу).
5. ВЫЯВЛЕНИЕ
И
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
ПОДХОДОВ
К
РЕШЕНИЮ
(выбрать
методы
исследования).
6.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.
7.СБОР И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ.
8.
АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ (структурировать полученный
материал используя известные правила и приёмы).
9.ПОДГОТОВКА ОТЧЁТА (дать определения основным понятиям подготовить сообщение по
результатам исследования).
10.
ДОКЛАД (защитить перед сверстниками и взрослыми)
11.
ОБСУЖДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ.
Вот одна из исследовательских работ, которая проводилась в номинации - Окружающий мир и
называлась «Я и мой котёнок».
Цель исследовательской работы: изучить особенности кошек как домашних животных.
Задачи:
1 . Изучить историю одомашнивания кошек, используя книги и другие источники.
2 . Выяснить как относятся к кошкам люди в разных странах, а также в нашем классе.
3 . При помощи наблюдений и эксперимента узнать некоторые сходства и различия людей и
кошек.
Чтобы решить эти задачи, мы использовали методы:
•
анализ литературы (прочитали книги про кошек);
•
опрос (среди учеников класса);
•
наблюдение (наблюдали за поведением своего котёнка и записывали результаты наблюдения);
•
эксперимент по сравнению выносливости кошек и людей.
Выводы:
1.Кошки давно стали домашними животными, около 6000 лет назад. И произошло это в
Египте.
2.Сейчас кошки любимые питомцы почти во всех странах, и люди хорошо понимают их пользу.
Дети любят играть с котятами.
3. При помощи наблюдений можно определить сходства и различия по внешним признакам.
Сходных и различных признаков оказалось почти поровну.
4.Частота пульса котёнка снизилась за 3 минуты больше, чем у челове ка. Значит, кошки
выносливее к физическим нагрузкам, чем дети.
Итогом исследовательской работы является участие в ежегодных научно- исследовательских
конференциях для обучающихся начальной школы. Концепция модернизации российского
образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися
определённой суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных
способностей», для чего необходима целенаправленная работа педагогов. По моему мнению,
исследовательские работы, выполненные учащимися воспитывают ответственное отношение к
людям и к окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения, учат
самостоятельности. Такая работа позволяет развивать интеллектуальные и творческие способности
детей, формировать универсальные учебные действия.
Литература:
1.
Методические рекомендации по программе « Я познаю мир».
2.
Сборник программ по образовательной системе « Планета знаний».