Напоминание

"России малая частица"


Автор: Са Людмила Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, с.Ныда
Наименование материала: внеклассное мероприятие
Тема: "России малая частица"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда»

России малая частица

интеллектуальная игра

4 класс

Са Людмила Михайловна,

учитель начальных классов,

учитель родного (ненецкого) языка

МОУ «Школа-интернат среднего

общего образования с. Ныда»

2017

1

Технологическая карта внеклассного занятия

Ф.И.О. учителя

Са Людмила Михайловна

Класс

4б класс

Тема:

России малая частица

Цель:

Воспитание уважения к культурным и национальным традициям своего народа.

Задачи:

Развивать

интеллектуальные

способности

и

речь

учащихся;

обогащать

словарный

запас;

расширять

кругозор;

способствовать развитию познавательного интереса к данной теме; развивать мышление учащихся; повышать

эрудицию. Воспитывать умение работать в группе, формировать навыки совместной работы, доброжелательность

друг к другу.

Универсальные

учебные действия

Личностные УУД:

o

формировать уважительное отношение к истории и культуре своего народа;

o

формировать этические чувства на основе знакомства с культурой родного народа;

o

формировать ценностные представления о своей малой родине.

Регулятивные УУД:

o

совместно сформулировать цель занятия;

o

осуществлять оценку результатов своей деятельности;

o

осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль в индивидуальной работе, работе в группах;

o

применять знания в нестандартной ситуации.

Коммуникативные УУД:

o

уметь слушать и вступать в диалог, умение отвечать в соответствии с заданием для групповой работы;

o

уметь договариваться в группе в ходе работы над заданием;

o

слушать партнера по общению (деятельности), вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;

o

понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы;

o

распределять функции в группе при выполнении заданий.

Познавательные УУД:

o

включать произвольное внимание в процессе обсуждения задания;

o

осмыслять нравственное содержание пословиц;

o

уметь разгадывать загадки, анализировать, сопоставлять.

Межпредметные

связи

родной (ненецкий) язык и литература (темы «Части речи», «Группы имён существительных», «Сказки»);

окружающий мир (тема «Тундра»); литературное краеведение (темы «Фольклор», «Писатели и поэты Севера»)

2

Информационно-

образовательная среда

Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор.

Презентация «России малая частица». Карта ЯНАО, символы

ЯНАО и Надымского района: флаг, герб; кроссворды, разрезанные пословицы; фигурки оленей с заданиями; цветик-

семицветик; флажки, колокольчики; мешочек с вопросами; сигнальные карточки, названия команд.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этапы

занят

ия

Дл

ите

льн

ост

ь

эта

па

Задачи

Метод

ы и

приём

ы

работ

ы

Формы

организ

ации

деятель

ности

учащих

ся

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Этап

мотив

ации

3

мин

Создание

ситуации

успеха

практич

еский

наглядн

ый

Слайд

1

И - индив.

Ф – фронт.

Г – групп.

И

Ребята,

сегодня

у

нас

необычное

занятие. К нам пришли гости и мы

покажем,

как

мы

умеем

работать,

что мы знаем.

1-ый ученик

: Место, в котором родился и вырос

человек – это его малая родина. Мы живём в краю

полярного сияния и белых ночей. Вспомним, как

называется наш край? Для этого разгадайте кроссворд.

2-ой ученик

:

1.

Маленький, беленький,

По лесочку прыг-прыг,

По снежочку тык-тык.

2.

Не зверь, не птица, а нос как

спица.

3-ий ученик:

3.

Ночью очень чутко спит,

Оленье стадо сторожит,

Волков отгоняет

на охоте помогает.

4.

В наших северных лесах

Есть красавица в мехах,

Чёрно-серебристая шубонька

3

Г

К а ко е

с л о в о

п о л у ч и л о с ь

п о

вертикали?

пушистая,

Пышный хвост - её краса,

Чёрно-бурая ... Кто?

1.

З

А

Я

Ц

2.

К

О

М А

Р

3

С

О

Б

А

К

А

4.

Л

И

С

А

Разгадывание кроссворда. Ответы детей.

Этап

актуа

лизац

ии

знани

й

6

мин

Актуализ

ировать и

системати

зировать

знания по

теме

Словесн

ый

наглядн

ый

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

И

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом:

Мы на Севере живем.

И. Истомин

Ныда в переводе с ненецкого языка

означает

«Ⱨыд

возвышенность».

Наш посёлок возник давно. Старые

люди говорили, что когда-то место,

н а

к о т о р о м

с т о и т

Н ы д а ,

4-ый

ученик:

Ямал

это

малая

частица

нашей

большой родины – России. Здесь находится Ныда –

посёлок,

в

котором

мы

живём.

Ненецкий

поэт

Л.В.Лапцуй написал о нашем посёлке:

5-ый ученик:

Над речным водоворотом

Рядом с отмелью песчаной

В землю сильными корнями тот посёлок врос.

Словно Севера ворота,

Древним дивом деревянным

Над кипящими волнами встал, он как утёс.

Он живёт в легендах древних,

Ныда – тот посёлок старый,

В самодийских песнях грустных Прошлое храня.

4

Этап

опреде

ления

темы

и

постан

овка

учебно

й

задачи

4

ми

н

Сформул

ировать

т е м у

и

учебную

задачу

занятия.

Повторит

ь правила

работы в

группе.

Слайд 5

Слайд 6

Ф

И

Ф

Г

принадлежало старику из рода Сабы,

потом

пришли

сюда

Салиндеры

и

купили

это

место.

С

тех

пор,

по

преданию,

оно

принадлежит

им.

Первые чумы стояли на берегу реки

Ныда,

которая

впадает

в

Обскую

губу.

П р о ч и т а й т е

т е м у

н а ш е г о

мероприятия.

- Как вы понимаете тему занятия?

О чём мы будем говорить сегодня?

Эпиграфом

к

нашему

занятию

мы

возьмём

ненецкую

по с ловицу:

«Помни, мира не узнаешь, не зная

края своего».

- Как вы понимаете эту пословицу?

Сегодня мы будем путешествовать по

родному краю, и вы узнаете много

нового о нём.

Играя,

вам

предстоит

проявить

взаимовыручку,

доброжелательность

друг к другу, смекалку, не унывать,

если

что-то

не

будет

получаться.

Повторим правила работы в группе.

Наша игра будет состоять из 5

раундов.

Представим, что мы с вами в

тундре.

Вы

разделились

на

две

оленеводческие

бригады.

Каждая

«России малая частица».

Ямал – это малая частица нашей большой Родины –

России.

Ответы детей.

6-ой ученик:

Устанем – присядем и снова пойдём:

Листая страницы, свой край узнаём.

С тобой прошагать нам придётся немало

По ягельным тропам родного Ямала.

Так хочется, чтоб ты побольше

узнал

О дивной стране под названьем ЯМАЛ.

Ответы детей:

1.

Внимательно выслушайте задание.

2.

В группе нет главных, все члены команды равны.

3.

Все члены команды должны принять участие в

5

практич

еский

наглядн

ый

словесн

ый

Слайд 7

Слайд 8

бригада выберет бригадира. Бригады

должны

собрать

своё

название

из

букв.

Путешествовать

будем

на

оленьих

упряжках. И для упряжки нам надо

«поймать»

оленей.

И

I

раунд

называется…

обсуждении.

4.

Выслушайте мнение каждого.

5.

Выберите верную на ваш взгляд версию.

6.

Выберите того, кто будет представлять решение

группы.

У ч а щ и е с я

в ы б и р а ю т

б р и г а д и р а . Бригадиры

выбирают листок с заданием и составляют слово –

название

своей

команды:

хохорэй

(рэйхохо),

суляко

(лякоус)

Основ

ной

этап

I раунд

5

мин

Активизи

ровать

познавате

льную

деятельно

сть

учащихся

.

наглядн

ый

словесн

ый

игровой

Слайд 9

И

Г

I раунд «Ярколава»

(«Ловля оленей»)

В

нашем

классе

учатся

ребята,

которые мечтают стать оленеводами.

Сейчас мы узнаем, что знают они об

олене. На доске «пасутся» олени. На

обратной

стороне

каждого

оленя

написано

задание.

Пастухи

по

очереди

подходят,

берут

одного

оленя, читают задание и выполняют

е г о .

Е с л и

п а с т у х

н е

м о ж е т

с амо стоятельно

справиться

с

заданием, подходит к своей бригаде и

остальные члены бригады помогают

7-ой ученик:

Не будь на Севере оленя,

Что стало б с тундрою моей?

Гордится им, как украшеньем,

Она и смотрит веселей.

У ненца нет надёжней друга,

Чем северный олень.

Хозяина в любую вьюгу,

Домчит домой быстрей.

Л.В.Лапцуй

6

II

раунд

8

мин

ему.

Вы

поймаете

оленя,

е сли

правильно выполните задание.

1.

Всюду без дорог пройдёт, сам

себе еду найдёт. (Олень)

2.

Чем питается северный олень?

(Ягелем)

3.

Что,

кроме

ягеля

являет ся

любимым

лакомством

оленей?

(Грибы)

4.

Караван из нескольких десятков

оленей. (Аргиш)

5.

Летом

-

меховые,

зимой

-

берестяные. (Рога оленя)

6.

Никакой

богатырь

бросить

не

может. (Шерсть оленя)

7.

Лес не лес, туча не туча – то по

тундре кочует, то на одном месте

кружиться. (Оленье стадо)

8.

Сколько оленей надо для одной

упряжки?

Подсчитаем, сколько каждая

бригада поймала оленей. За каждого

оленя бригады получают по 1 баллу.

Мы отправляемся дальше. Но что это

на небе?

II раунд «Харп»

(«Северное сияние»)

Подсчёт оленей и раздача жетонов.

7

Слайд

10

наглядн

ый

словесн

ый

игровой

И

Г

На доске цветик-семицветик. На

обратной стороне каждого лепестка

написана тема:

1.

Колесо истории.

2.

Знатоки родного края.

3.

Кто в северном краю живёт?

4.

Знаешь ли ты родной язык?

5.

Что в северном краю растёт?

6.

Хобцоко (Загадки).

7.

Вади” хара (Пословицы)

Этот раунд покажет нам, знакомы

ли вы с историей, культурой родного

края, с его животным и растительным

миром,

знаете

ли

ненецкий

язык,

фольклор родного народа.

К доске выходят бригадиры и

вытягивают по лепестку, берут

карточку с заданием. После сигнала,

бригады приступают к выполнению

заданий. На выполнение заданий

даётся одна минута. Бригада, первая

выполнившая задания, поднимает

флажок. По истечении времени

представитель группы выходит,

читает вопрос и отвечает на него.

Бригады оценивают друг друга. Если

игроки не знают ответа, то даётся

возможность ответить игрокам из

других бригад. За каждый

8-ой ученик:

Вновь полярное сиянье

Над Ямалом занялось.

Ты откуда, ты откуда,

Диво дивное взялось?

Разноцветными лучами

Ты все небо обожгло.

Сразу звездочки померкли,

Сразу в тундре рассвело.

И. Г. Истомин

8

правильный ответ бригаде

присуждается по одному баллу.

Взаимопроверка и оценивание ответов.

I лепесток «Колесо истории» (Слайд 11)

В каком году образовался Ямало-Ненецкий автономный округ?

1930

Слайд 12

Город, в переводе с ненецкого означает «место, богатое ягелем» – нядэй я.

Надым

Слайд 13

Чьё имя носит наша школа?

Спрынчан М. И.

Слайд 14

Как переводится с ненецкого языка слово «Ямал»

Край земли

Слайд 15

Какой город стоит на Полярном круге?

Салехард

Слайд 16

II лепесток «Знатоки родного края» (Слайд 17)

Крупнейшее газовое месторождение, названное в честь священного на Ямале животного.

Медвежье

Слайд 18

Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае

Газ, нефть

Слайд 19

Автор книги «Едэйка»

Лапцуй Л.В.

Слайд 20

В какое море впадают реки нашего округа?

Карское

Слайд 21

Священное животное нашего края

медведь

Слайд 22

III лепесток «Кто в северном краю живёт? »

Кто в жестокую пургу роет норку в снегу, В снежок зарывается, от холода спасается?

Куропатка

Серовато, зубовато – по тундре рыщет, оленей ищет. На стадо нападает, тем и промышляет.

Волк

Птицы белоснежные, дружные, верные. Осенью с нами прощаются, весною опять возвращаются.

Лебеди

Всюду без дорог пройдёт, сам себе еду найдёт

олень

По ночам она летает, вкусных мышек промышляет. Днём на кочке сидит, с закрытыми глазами спит.

Сова

IV лепесток«Знаешь ли ты родной язык? »

На каком месте стоит сказуемое в ненецком языке?

Переведите на русский язык слова: хан, вэнеко, сармик, вэсако, ханена, ёртя, хохорэй, тёня, пухуця, ӈацекы.

Определите части речи: тэваси, падна, санюй.

Определите группу имён существительных: нухуко, мя”, тэця’.

9

Переведите на ненецкий язык слова: нож, хлеб, чум, олень, солнце, волк, бумага, рыба.

V лепесток «Что в северном краю растёт? »

Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок.

Лиственница

Мягок, да не пух, зелен, да не трава.

Мох

На одной ножке стоит, ягушку из красного сукна носит.

Морошка

Листочки с глянцем, ягодки с румянцем, а сами кусточки не выше кочки.

Брусника

У маленькой ёлки колючие иголки, шарики синие, словно бы в инее.

Можжевельник

VI лепесток «Хобцоко» (Загадки)

Старика-волшебника то одевают, то раздевают.

Чум

В тундре на ножке выросла лепёшка.

Гриб

Олени от неё убегают, а она не отстаёт.

Нарта

С неба летит – пляшет. Всё, что есть в тундре, - прячет. А в чум попадёт – плачет.

Снег

Голова костяная, туловище деревянное, хвост железный.

Хорей

VII лепесток «Вади” хара» (Пословицы) (слайд 23)

Коли пастуху дремать,

так и оленей не видать.

Оленя ловят арканом,

а человека словом.

Оленя узнаешь в упряжке,

а человека на промысле.

Оленю лучшая мерка -

в дороге проверка.

О человеке складывается мнение

по упряжке его оленей.

10

III

раунд

4

мин

наглядный

словесный

игровой

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Г

III раунд

«В гостях у деда Краеведа»

Мы

доехали

до

стойбища

деда

Краеведа. Дед Краевед хочет узнать,

знаете ли вы известных людей нашего

к р а я .

Б р и г а д и р ы

п о

о ч е р е д и

вытаскивают

из

мешочка

вопрос,

бригада обсуждает его в течение одной

минуты.

Представитель

бригады

выходит, читает вопрос и ответ. Если

бригада не может ответить на вопрос,

о т в е ч а е т

д р у г а я

б р и г а д а .

З а

правильный ответ присуждается один

балл. Если правильный ответ был дан

б е з

м и н у т н о г о

о б с у ж д е н и я ,

присуждается

дополнительный

балл,

т.е. два балла.

1.

Первый

ненецкий

композитор.

(С.Н. Няруй)

2.

Легендарный

народный

герой,

б о р е ц

з а

с п р а в е д л и в о с т ь ,

руководитель

восстания

ненецкой

бедноты на Крайнем Севере 30-40-

х годов XIX века. (Ваули Ненянг)

3.

Наш

земляк,

участник

Великой

О т е ч е с т в е н н о й

в о й н ы ,

уд о с т о е н н ы й

з в а н и я

Ге р о я

Советского

Союза,

его

именем

Коллективная проверка и оценивание ответов.

11

IV

раунд

4

мин

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Г

названа

улица

в

городе

Надыме.

(Анатолий Зверев)

4.

Первая

женщина-ненка

кандидат

педагогиче ских

наук,

а вт о р

учебников для обучения ненецких

школьников. (Е.Г. Сусой)

IV раунд

«Сказки Древнего Ямала»

Узнаем, знаете ли вы ненецкие сказки.

Вы слушаете отрывок из сказки,

обсуждаете ответ в течение 1 минуты.

Если ответ готов, бригада звенит в

свой колокольчик. За правильный ответ

бригада получает 1 балл. Из какой

сказки эти строчки:

o

Вдруг малица перьями покрылась.

Берёт

мать

доску,

на

которой

шкуры скоблят, а доска та птичьим

хвостом становится. («Кукушка»)

o

Вечером улеглись они спать. Волк

спит, а Собака слушает. Услышала

шорох

в

кустах

и

залаяла.

Волк

вскочил.

(«Как собака себе товарища искала»)

o

Улетели

канюки,

а

совы

опять

плакать

стали,

так

плакали,

что

глаза у них закрылись.

(«Почему

совы

не

видят

солнечного

12

V

раунд

5

мин

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайды

36-37

Г

Г

света»)

o

Среди

ночи

вышла

Лисичка

на

улицу. Долго её не было, где она

была,

неизвестно.

Наконец

она

п р и ш л а

и

п р и н е с л а

ш к у р у

росомахи. («Хорова»)

o

Девочка была такая маленькая, что

её

не

было

видно

из-за

кочки,

а

если она спрячется за карликовую

берёзку,

то

её

вообще

никто

не

найдёт. («Девочка Голубика»)

V раунд

«Что в северном краю растёт?»

«Кто в северном краю живёт?»

Бригады в течение 1 минуты должны

назвать:

1)

Бригада «Суляко»: 10 растений

тундры.

Бригада «Хохорэй»: 10 животных

тундры.

2)

«Собери из букв названия

животных»:

Бригада «Суляко»: МВДЕЬЕД

(медведь) ЕЛОНЬ (олень).

Бригада «Хохорэй»: ОБКАСА (собака)

БЛАКЕ (белка).

За

каждое

собранное

слово

бригады

получат по 1 баллу.

Коллективная проверка.

13

Рефле

ксия

5

мин

.

Слайд 38

наглядный

практичес

кий

игровой

Слайд 39

Ф

И

По заснеженным просторам,

По дороге тундровой,

На своей упряжке быстрой

В чум вернулись мы родной...

П о н р а в и л о с ь

л и

в а м

н а ш е

путешествие?

Что

вам

больше

всего

запомнилось? Узнали ли вы что-нибудь

новое о своём крае? Справились ли мы

с

нашей

задачей?

Будете

ли

вы

продолжать изучать родной край?

У

вас

на

партах

лежат

сигнальные

карточки. Красная карточка – занятие

понравилось, вы узнали что-то новое.

Чёрная

карточка

занятие

н е

понравилось. Оцените себя, поднимите

карточку, которая соответствует вашей

оценке.

Посчитайте

баллы,

и

мы

узнаем, кто победил в этой игре.

Закончить

нашу

игру-путешествие

«России малая частица» мне хочется

словами

ненецкого

поэта

Прокопия

Андреевича Явтысыя:

Дороги и реки, крик стаи гусиной

и топот оленей, везущих аргиш, -

мой ненецкий край, на груди у России

Полярной звездою ты ярко горишь!

Взаимопроверка

Самооценка своей деятельности.

Соотнесение цели и результатов своей

деятельности, фиксируются степень их

соответствия и намечаются дальнейшие цели

деятельности.

14

15



В раздел образования