Автор: Минина Елена Вячеславовна
Должность: учитель математики и физики
Учебное заведение: МБОУ ООШ №2
Населённый пункт: г. Юрьев-Польский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока в 5 классе "Правильные и неправильные дроби"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Правильные и неправильные дроби».
Цель: способствовать формированию понятий правильная дробь, неправильная дробь; формированию умений распознавать правильные и
неправильные дроби; умений соотносить их единицей, выполнять сравнение дробей.
Педагогические задачи:
Обучающая: научить распознавать правильные и неправильные дроби.
Развивающая: развивать внимание; познавательную активность.
Воспитательная: воспитывать внимательность, аккуратность при работе с текстами и записями примеров с правильными и неправильными
дробями.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы: в парах, индивидуальная, фронтальная.
Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Формируемые УУД:
Познавательные: уметь делать выводы, формировать навык распознания правильных и неправильных дробей; применять полученные
знания при решении задач.
Коммуникативные: уважать и уметь слушать друг друга, взаимодействовать в паре, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами.
Регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи в паре, определять цель учебного занятия,
контролировать свои действия в процессе выполнения задания, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на вопросы и оценивать
достижения свои и одноклассников.
Личностные УУД: формировать навыки самоорганизации, учебную мотивацию, оценивать результат и рефлектировать его в отношении
личностной значимости.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник: Н.Я. Виленкин. Математика. 5 класс. М.: Просвещение, 2014 г.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.
Дидактическая
структура урока
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Задания для обучающихся, дидактический материал
Планируемы
результаты (УУД)
Организационный
этап
Проверяет
подготовленность
Проверяют свою
готовность к
К : Уметь совместно
договариваться
о
Цель: создать
благоприятный
психологический
настрой на работу,
мотивировать
учащихся к учебной
деятельности
посредством
создания
эмоциональной
обстановки;
осознанное,
вхождение учащегося
в пространство
учебной
деятельности,
обучающихся
к
учебному
занятию,
организует
внимание
детей.
Приветствует их.
уроку.
Включаются в
деловой ритм
урока.
Приветствуют
учителя.
Открывают
тетради,
оставляют
строчку для
написания темы.
Знакомятся
листами
самооценивания
По окончанию решения каждой задачи, вы должны
оценить свою работу:
"+" - справился с задачей без затруднений,
"+" "-" - справился с задачей, но возникали
сложности,
"-" - не справился с задачей.
правилах
поведения
и
о б щ е н и я
и
следовать им
Актуализация и
мотивация
деятельности .
Цель: Актуализация
опорных знаний и
способов действий.
Организует
проверку
домашнего
задания,
осуществляет
вводную беседу.
Учащиеся
обмениваются
т е т р а д я м и
и
проверяют
домашнее
з а д а н и е
п о
готовым
ответам
исправляют
ошибки и ставят
оценку . каждый
ученик
ф и к с и р у е т
в
карточке
самооценивания
д.з.
Скажите ребята, как называется глава, которую мы
начали изучать на предыдущих уроках? Что мы знаем
о дробях? Какие открытия были сделаны на
предыдущих уроках?
Повторим что знаем, выполняя устную разминку
Прочитайте дроби, которые вы видите на слайде
(средний ряд по цепочке).
П: уметь
ориентироваться в
своей системе
знаний (отличать
новое от уже
известного с
помощью учителя,
преобразовывать
информацию из
одной формы в
другую).
К: уметь слушать и
п о н и м а т ь
р е ч ь
других,
оформлять
мысли
в
устной
и
письменной форме.
Р: уметь
проговаривать
последовательность
действий на уроке,
высказывать свое
предположение
Показывает
слайды
презентации,
задает вопросы
Организует
р а б о т у
п о
выполнению
у п р а ж н е н и й
с
последующей
проверкой
Читают дроби.
В с т у п а ю т
в
д и а л о г
с
учителем.
О т в е ч а ю т
н а
вопросы (узнали:
что такое дробь;
ч т о
т а к о е
ч и с л и т е л и
и
знаменатели
и
ч т о
о н и
показывали;
научились
з а п и с ы в а т ь
и
читать дроби).
Назовите числители и знаменатели. Что показывает
числитель и знаменатель дробей?
Р а б о т а ю т
п о
заданию слайда в
группе,
располагают
дроби
1 вариант располагает в порядке возрастания, 2
вариант в порядке убывания.
Спомощью
сигнальных
карточек
о т в е ч а ю т
н а
вопрос.
Спомощью сигнальных карточек ответьте на вопрос.
Определение целей
и темы урока.
Обеспечивает
мотивацию
Учащиеся
обмениваются
П:Логический
анализ
объектов
с
Цель: обеспечить
мотивацию учения
детьми, принятия
ими тему и целей
урока.
учения детьми,
принятие ими
тему и целей
урока.
Показывает
слайды
презентации,
задает вопросы
т е т р а д я м и
и
проверяют
з а д а н и е
п о
готовым
ответам
исправляют
ошибки и ставят
оценку . каждый
ученик
ф и к с и р у е т
в
карточке
самооценивания
Работают в паре
и у доски
Распределите дроби на группы. И подготовьте ответы
на вопросы, которые вы видите на слайде.
Время работы 3минуты.
Сколько групп у вас получилось
целью
выделения
признаков.
Поиск и выделение
необходимой
информации.
Самостоятельное
выделение-
формулирование
темы урока и её
познавательной
цели.
К: уметь слушать и
понимать речь
других, оформлять
мысли в устной и
письменной форме.
Р: уметь проговари-
вать
последовательность
действий на уроке,
высказывать свое
предположение
Л: формировать
способность к
эмоциональному
восприятию
математических
Сравните,
используя
информацию
на
слайде,
содержимое полученных групп дробей.
По какому принципу выполнено распределение? И
так в 1 группе оказались дроби, у которых числитель
меньше знаменателя. Дроби первой группы называют
правильными.
Как
бы
вы
назвали
дроби
второй
группы? Это для вас новые понятия?
рассуждении.
Обеспечивает
мотивацию
учения детьми,
принятие ими
тему и целей
урока.
Показывает
слайды
презентации,
задает вопросы
Записывают тему
урока в тетрадь.
Определяют цели
урока.
Осмысливают
информацию.
Определите тему сегодняшнего урока. Запишите тему
в тетради. Определите цели урока.
Открытие нового
знания
Цель: организовать
усвоение учениками
нового способа
действий с
проговариванием во
внешней речи
Организует
открытие
темы
через вопросы
Организует
р а б о т у
с
учебником
Организует
работу в парах
Формулируют
определения.
Р а б о т а ю т
с
учебником.
Выполняют
сравнение.
Слушают
определение
и
рассказывают его
друг другу.
Дайте свои определения правильным и
неправильным дробям.
Где же мы можем узнать, правы ли мы?
Откройте учебник на стр. 135. Сравните свои
определения с определениями в учебнике.
Прослушайте ещё раз определения и затем в парах
П: формирование
интереса к данной
теме.
Л: формирование
готовности к
самообразованию.
К: уметь оформлять
свои мысли в устной
форме; слушать и
понимать речь
других.
проговорите их
Р: планирование
своей деятельности
для решения
поставленной задачи
и контроль
полученного
результата.
Записы вают
в
тетрадь.
Запишите в тетради:
Первичное
закрепление знаний:
Цели: реализовать
построенный проект
в соответствии
с планом;
закрепить новое
знание в речи и
знаках;
зафиксировать пре-
одоление возникшего
ранее затруднения
Организует
р а б о т у
н а
распознавание
д р о б е й
п о
слайдам.
Выполняют
задания на
распознавание
дробей
Какой цели мы достигли?
Р: уметь проговари-
вать
последовательность
действий на уроке,
вносить
необходимые
коррективы в
действие после его
завершения на
основе его оценки и
учета характера
сделанных ошибок,
выполнять работу по
предложенному
плану
Выполняют
з а д а н и я
н а
распознавание
дробей.
Загрузите правильные дроби в грузовик. Вы
называете дробь. Если ответ верный, то дробь
отправляется в грузовик
К: уметь форму-
лировать и
аргументировать
свое мнение в
коммуникации
П: самостоятельное
решение проблемы,
построение
логической цепи
рассуждений;
Л: формировать
способность к
эмоциональному
восприятию
математических
рассуждении.
Организует
работу на
распознавание
дробей по
слайдам.
Записывают
ответы в тетрадь
А в поезд загрузим все неправильные дроби.
Организует
самостоятельную
работу по
слайдам,
выявляет места и
причины
затруднений,
работу над
ошибками
В с т у п а ю т
в
д и а л о г
с
учителем.
О т в е ч а ю т
н а
вопросы.
Записы вают
в
тетрадях: 3/8 < 1;
8/8 = 1; 11/8 > 1
Какую часть пирога вы видите на тарелке?
Сравнивают
дроби
Сравните эти дроби
Делают вывод
Вывод
Физкультминутка
Цель: сменить вид
деятельности.
Выполняют
физкультминутку
Предлагает
сменить
деятельность,
обеспечивает
эмоциональную
разгрузку
учащихся.
Выполняют
физкультминутку
Если
дробь
правильная
хлопаем,
неправильная
топаем
Этап осмысление и
закрепление знаний.
Цель: мотивировать
учащихся к
деятельности;
контролировать
выполнения заданий
Решение
тренировочных
упражнений
Мотивирует
учащихся к
деятельности;
контролирует
выполнения
заданий, решение
тренировочных
упражнений,
подводит к
самопроверке
Решают задания.
Выполните задание на слайде
Р:контроль, оценка,
коррекция.
П: умение
структуризировать
знания, выбор
наиболее
эффективных
способов решения
задач, рефлексия
способов и условий
действия).
Л: формировать
способность к
эмоциональному
восприятию
математических
рассуждении.
Учащиеся
обмениваются
тетрадями и
проверяют
задание по
готовым ответам,
исправляют
ошибки и ставят
оценку . каждый
ученик
фиксирует в
карточке
самооценивания
Проверьте задание, для этого обменяйтесь
тетрадями с соседом по парте.
Работа в парах.
Цели:
формировть умений
работы в группе,
умений оценивать
свою работу
Организует
работу
в
парах,
подводит
у ч а щ и х с я
к
самопроверке
Выполняют
работу.
Несколько
учащихся
отвечают с места,
остальные
проверяют.
Составьте правильные и неправильные дроби
К: управление
поведением
партнера, контроль,
коррекция, оценка
действий партнера
Л: формирование
позитивной
самооценки
Р: умение
самостоятельно
адекватно
анализировать
Осуществляют
Проверьте правильность выполнения задания
самопроверку.
Ставят оценку.
каждый ученик
фиксирует в
карточке
самооценивания
правильность
выполнения
действий и вносить
необходимые
коррективы
Работа с учебником
Цель: создать
условие для
формирования
навыков решения
задач
Организует
работу по
учебнику
Р е ш а ю т
2
ученика у доски,
все
о ст а льные
р а б о т а ю т
в
тетрадях.
Выполнить задания из учебника с
комментированием у доски: стр. 152, № 974,980.
Р: уметь определять
последовательность
действий, вносить
необходимые
коррективы в
действие после его
завершения на
основе его оценки и
учета характера
сделанных ошибок.
К: уметь оформлять
свои мысли в устной
и письменной
форме, слушать и
понимать речь
других.
П: уметь выстраи-
вать логическую
цепочку рассуж-
дений
Домашнее задание
Цель: организовать
осмысление
домашнего задания
Подводит
учащихся к
полному
осмыслению
домашнего
задания,
контролирует
правильную
запись в
дневниках
Записывают
домашнее
задание в
дневниках
Р:Планирование,
прогнозирование
К: Умение слушать и
вступать в диалог
П: выделение
необходимой
информации. Анализ
объектов.
Построение
логической цепи
рассуждений
Рефлексия
(подведение итогов
урока)
Цель: организовать
рефлексию и
самооценку
учениками
собственной учебной
деятельности
Организует
подведение
итогов,
осуществляет
рефлексию
о т в е ч а ю т
н а
вопросы
,показывая
«кружочки».
Подведите итоги
Р: уметь оценивать
правильность
выполнения дейст-
вия на уровне
адекватной оценки
Л: уметь
осуществлять
самооценку на
основе критерия
успешности учебной
деятельности
Готовят
карточки
,молча
работают,
о т в е ч а ю т
н а
вопросы
,показывая
«кружочки».
С помощью сигнальных карточек ответьте
Отвечают на
вопросы,
работают с
сигнальными
карточками
С помощью сигнальных карточек оцените свою
работу
Подводит
учащихся к
оцениванию
своей работы:
объясняет
критерии
оценивания:
отметка
выставляется в
зависимости от
числа правильно
выполненных
заданий.
Выполняют
рефлексию:
учащиеся
о т в е ч а ю т
н а
в о п р о с ы
и
высказывают
свои мнения.
Как вы, считаете, достигли ли мы цели? Почему так
считаете?
Оцените свою работу:
Если вы получили 6-7 «+», то вы получаете за это
задание отметку «5». Если вы получили 4-5 «+», то
вы получаете за это задание отметку «4».
Те, у кого менее 4 «+» ,то вы получаете за это
задание отметку «3».