Авторы: Кочеткова Юлия Владимировна, Гончарова Ирина Ивановна
Должность: студент, доктор пед.наук,доцент
Учебное заведение: Институт непрерывного педагогического образования, ФГБОУ ВПО "ХГУ им. Н.Ф. Катанова"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие педагога с родителями в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Раздел: высшее образование
Взаимодействие педагога с родителями в период адаптации детей
раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Аннотация.
В
статье
раскрыты
педагогические
условия
взаимодействия
педагога
с
родителями
в
период
адаптации
детей
раннего
возраста
к
дошкольной
образовательной
организации.
Представлены
результаты
адаптации
детей
раннего
возраста
к
дошкольной
образовательной
организации.
Ключевые
слова:
взаимодействие,
ранний
возраст,
адапт ация,
сотрудничество
В
данное
время
надобность
в
общественном
воспитании
детей
раннего
возраста не только не утратила своей актуальности, но и возросла. Но прежде
чем ребёнок начнёт нормально жить и развиваться, в условиях детского сада
ему необходимо побороть тяжелый этап в своей жизни – привыкание к
детскому саду, так как определено, что именно в раннем возрасте адаптация
детей к ДОО проходит дольше и трудней, чаще сопутствует болезнями.
Педагогически грамотный подход поможет решить эту проблему.
«Адаптацию в условиях детского сада нужно рассматривать как процесс
вхождения ребёнка в новую для него среду детского сада и болезненное
привыкание к её условиям. На характер привыкания ребёнка к условиям
детского сада влияет ряд факторов: возраст ребёнка, состояние здоровья,
родительской опеки» [1; 46].
Проблемы
адаптации
детей
раннего
возраста
к
условиям
детского
сада
рассматриваются
в
педагогических
работах
Н.М.
Аксариной
[2],
Н.Д.
Ватутиной [3], Р.В. Тонковой-Ямпольской [5], Е.В. Соловьевой [4] и многих
других.
Авторы утверждают, что важная роль в период адаптации детей к детскому
саду отводится воспитателю и его совместной работе с семьей ребенка.
Проблема
нашего
исследования
состоит
из
разрешения
противоречия,
связанного
с
необходимостью
активного
участия
родителей
в
процессе
адаптации детей раннего возраста к ДОО, и недостаточной разработанностью
1
педагогических
условий
обеспечения
благоприятной
адаптации
детей
раннего возраста к детскому саду.
В исследовании участвовало 20 детей.
Мы определили начальный уровень готовности детей к поступлению в ДОО.
На основании полученных результатов мы составили прогноз адаптации.
Далее
были
реализованы
педагогические
условия
с
целью
обеспечения
успешной адаптации детей к ДОО.
Согласно им нами была проведена предадаптационная работа с родителями
детей поступающих в детский сад, а именно: проведено групповое собрание,
на
котором
родителям
был
предложен
ряд
необходимых
рекомендаций.
Воспитатель
провела
индивидуальные
беседы
с
родителями
по
поводу
выявления особенностей семейного воспитания ребёнка.
Таким
образом,
совокупность
полученных
данных
о
ребёнке
помогла
построить работу с каждым вновь пришедшим воспитанником на основе
учёта его личностных особенностей, опыта и привычек.
Для
реализации
второго
условия
мы
организовали
сотрудничество
воспитателя
и
родителей
в
обогащении
предметно-игровой
среды,
обеспечения её приближенности к домашним условиям.
Родители принимали участие в оформлении групповых помещений.
Руками родителей был создан передвижной домик – любимое место игр
детей.
С
помощью
Домика
можно
организовать
вместе
с
детьми
увлекательные игры.
Далее
родители
украсили
приемную,
спальню,
туалет.
Более
менее
приближенное к домашнему стилю.
Третье
условие
мы
привлекли
родителей
к
участию
в
педагогическом
процессе в период адаптации.
В
период
адаптации
проводилась
серия
встреч
с
детьми
и
взрослыми:
«Давайте познакомимся!», «Поиграем?», «Мы рады вас видеть!», «Добро
пожаловать!»,
направленных
на
создание
объединения
детей,
родителей,
педагогов.
2
Также
нами
был
предложен
такой
вариант
формы
работы,
как «Вечер
маминых сказок». Каждый день одна из мам приходила пораньше в детский
садик, чтобы после ужина почитать детям, а еще лучше, проиграть.
Но не только мам мы привлекали, но и конечно же пап тоже.
Для обеспечения общения детей друг с другом и взрослыми родители помогли
организовать
специальные
игры,
которые
помогали
детям
справиться
с
напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания к детскому саду,
наладить контакт с окружающими: игры с песком и водой, сухой бассейн,
нанизывание
шариков
на
шнур,
резиновые
игрушки-пищалки,
крупные
детали, игрушки-забавы.
По
окончании
адаптационного
периода
была
проведена
оценка
эмоционального состояния, деятельности детей, навыков взаимоотношений с
взрослыми и сверстниками, сна, речи детей.
Итак,
взаимодействие
педагога
с
родителями
в
период
адаптации
детей
раннего
возраста
к
ДОО
позволило
повысить
уровень
психолого-
педагогических знаний о возрастных особенностях детей раннего возраста,
закономерностях
и
принципах
воспитания
и
обучения,
установить
психологический контакт с семьей, объединить процесс адаптации малыша в
ДОО.
Таким
образом,
применены
педагогические
условия
обеспечения
благоприятной
адаптации
детей
раннего
возраста
к
ДОО,
через
взаимодействие педагога с родителями.
3
Список литературы
1.
Айсина, Р. и др. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р.
Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. – 2015. – №6. –
С. 46-51.
2.
Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста / М.Н. Аксарина. –
М.: Медицина, 2013. – 472с.
3.
Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад / Н.Д. Ватутина. - М.:
Просвещение, 2012. – 430с.
4.
Соловьева,
Е.В.
Адаптация
ребенка
к
условиям
детского
сада
/
Е.В.
Соловьева // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 8. – С. 12-17.
5.
Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р.В.
Тонковой-Ямпольской,
Е.
Шмид-Кольмер,
А.
Атанасовой-Вуковой.
-
М.:
Наука, 2014. – 318с.
4