Напоминание

Взаимодействие педагога с родителями в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.


Авторы: Кочеткова Юлия Владимировна, Гончарова Ирина Ивановна
Должность: студент, доктор пед.наук,доцент
Учебное заведение: Институт непрерывного педагогического образования, ФГБОУ ВПО "ХГУ им. Н.Ф. Катанова"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие педагога с родителями в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Раздел: высшее образование





Назад




Взаимодействие педагога с родителями в период адаптации детей

раннего возраста к дошкольной образовательной организации.

Аннотация.

В

статье

раскрыты

педагогические

условия

взаимодействия

педагога

с

родителями

в

период

адаптации

детей

раннего

возраста

к

дошкольной

образовательной

организации.

Представлены

результаты

адаптации

детей

раннего

возраста

к

дошкольной

образовательной

организации.

Ключевые

слова:

взаимодействие,

ранний

возраст,

адапт ация,

сотрудничество

В

данное

время

надобность

в

общественном

воспитании

детей

раннего

возраста не только не утратила своей актуальности, но и возросла. Но прежде

чем ребёнок начнёт нормально жить и развиваться, в условиях детского сада

ему необходимо побороть тяжелый этап в своей жизни – привыкание к

детскому саду, так как определено, что именно в раннем возрасте адаптация

детей к ДОО проходит дольше и трудней, чаще сопутствует болезнями.

Педагогически грамотный подход поможет решить эту проблему.

«Адаптацию в условиях детского сада нужно рассматривать как процесс

вхождения ребёнка в новую для него среду детского сада и болезненное

привыкание к её условиям. На характер привыкания ребёнка к условиям

детского сада влияет ряд факторов: возраст ребёнка, состояние здоровья,

родительской опеки» [1; 46].

Проблемы

адаптации

детей

раннего

возраста

к

условиям

детского

сада

рассматриваются

в

педагогических

работах

Н.М.

Аксариной

[2],

Н.Д.

Ватутиной [3], Р.В. Тонковой-Ямпольской [5], Е.В. Соловьевой [4] и многих

других.

Авторы утверждают, что важная роль в период адаптации детей к детскому

саду отводится воспитателю и его совместной работе с семьей ребенка.

Проблема

нашего

исследования

состоит

из

разрешения

противоречия,

связанного

с

необходимостью

активного

участия

родителей

в

процессе

адаптации детей раннего возраста к ДОО, и недостаточной разработанностью

1

педагогических

условий

обеспечения

благоприятной

адаптации

детей

раннего возраста к детскому саду.

В исследовании участвовало 20 детей.

Мы определили начальный уровень готовности детей к поступлению в ДОО.

На основании полученных результатов мы составили прогноз адаптации.

Далее

были

реализованы

педагогические

условия

с

целью

обеспечения

успешной адаптации детей к ДОО.

Согласно им нами была проведена предадаптационная работа с родителями

детей поступающих в детский сад, а именно: проведено групповое собрание,

на

котором

родителям

был

предложен

ряд

необходимых

рекомендаций.

Воспитатель

провела

индивидуальные

беседы

с

родителями

по

поводу

выявления особенностей семейного воспитания ребёнка.

Таким

образом,

совокупность

полученных

данных

о

ребёнке

помогла

построить работу с каждым вновь пришедшим воспитанником на основе

учёта его личностных особенностей, опыта и привычек.

Для

реализации

второго

условия

мы

организовали

сотрудничество

воспитателя

и

родителей

в

обогащении

предметно-игровой

среды,

обеспечения её приближенности к домашним условиям.

Родители принимали участие в оформлении групповых помещений.

Руками родителей был создан передвижной домик – любимое место игр

детей.

С

помощью

Домика

можно

организовать

вместе

с

детьми

увлекательные игры.

Далее

родители

украсили

приемную,

спальню,

туалет.

Более

менее

приближенное к домашнему стилю.

Третье

условие

мы

привлекли

родителей

к

участию

в

педагогическом

процессе в период адаптации.

В

период

адаптации

проводилась

серия

встреч

с

детьми

и

взрослыми:

«Давайте познакомимся!», «Поиграем?», «Мы рады вас видеть!», «Добро

пожаловать!»,

направленных

на

создание

объединения

детей,

родителей,

педагогов.

2

Также

нами

был

предложен

такой

вариант

формы

работы,

как «Вечер

маминых сказок». Каждый день одна из мам приходила пораньше в детский

садик, чтобы после ужина почитать детям, а еще лучше, проиграть.

Но не только мам мы привлекали, но и конечно же пап тоже.

Для обеспечения общения детей друг с другом и взрослыми родители помогли

организовать

специальные

игры,

которые

помогали

детям

справиться

с

напряженной, стрессовой ситуацией в период привыкания к детскому саду,

наладить контакт с окружающими: игры с песком и водой, сухой бассейн,

нанизывание

шариков

на

шнур,

резиновые

игрушки-пищалки,

крупные

детали, игрушки-забавы.

По

окончании

адаптационного

периода

была

проведена

оценка

эмоционального состояния, деятельности детей, навыков взаимоотношений с

взрослыми и сверстниками, сна, речи детей.

Итак,

взаимодействие

педагога

с

родителями

в

период

адаптации

детей

раннего

возраста

к

ДОО

позволило

повысить

уровень

психолого-

педагогических знаний о возрастных особенностях детей раннего возраста,

закономерностях

и

принципах

воспитания

и

обучения,

установить

психологический контакт с семьей, объединить процесс адаптации малыша в

ДОО.

Таким

образом,

применены

педагогические

условия

обеспечения

благоприятной

адаптации

детей

раннего

возраста

к

ДОО,

через

взаимодействие педагога с родителями.

3

Список литературы

1.

Айсина, Р. и др. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р.

Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. – 2015. – №6. –

С. 46-51.

2.

Аксарина, М.Н. Воспитание детей раннего возраста / М.Н. Аксарина. –

М.: Медицина, 2013. – 472с.

3.

Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сад / Н.Д. Ватутина. - М.:

Просвещение, 2012. – 430с.

4.

Соловьева,

Е.В.

Адаптация

ребенка

к

условиям

детского

сада

/

Е.В.

Соловьева // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 8. – С. 12-17.

5.

Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р.В.

Тонковой-Ямпольской,

Е.

Шмид-Кольмер,

А.

Атанасовой-Вуковой.

-

М.:

Наука, 2014. – 318с.

4



В раздел образования