Напоминание

Нет в России земли такой, где б ни памятен был свой герой


Автор: Русакова Лидия Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: Филиал МОУ "СОШ п.Горный Краснопартизанского района Саратовской области" в с.Савельевка
Населённый пункт: село Савельевка, Краснопартизанский район, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нет в России земли такой, где б ни памятен был свой герой
Раздел: среднее образование





Назад




Внеклассное мероприятие

«Нет в России земли такой, где б ни памятен был свой герой»

Автор: Русакова Лидия Николаена,

учитель физики филиала МОУ «СОШ

п. Горный Краснопартизанского района

Саратовской области» в с. Савельевка.

Пояснительная записка.

Данное внеклассное мероприятие призвано поддержать интерес учащихся к судьбе

земляков в тяжелые исторические моменты испытаний и вызвать осознание нравственного

долга молодого поколения перед поколением сороковых.

Оно проводится либо накануне 23 февраля, либо накануне Дня Победы в форме

конкурсной игры. Предполагается, что к этим дням у обучающихся 7-9 классов будет

накоплен достаточный запас знаний о героических подвигах наших земляков и боевом

оружии Великой Отечественной войны.

Вопросы конкурсной игры поставлены так, чтобы убедиться в том, что

работа по военно-патриотическому воспитанию школьников на занятиях по

физике проводится не напрасно.

Дети с удовольствием участвуют в этом мероприятии.

Цель: показать на ярком и эмоциональном материале образцы героизма и патриотизма

Героев Советского Союза Краснопартизанского района Саратовской области и убедиться в

том, что

школьники знают имена своих героев, помнят о том, какие подвиги они

совершили.

Воспитательные задачи:

-пробудить чувство уважения к памяти погибших во время войны и умерших после войны

Героев Советского Союза Краснопартизанского района, признательности к оставшимся

ветеранам войны и труженикам тыла;

-формирование социально-активной личности, обладающей чувством национальной

гордости, любви к Отечеству, своему народу, готовой к их защите.

Форма проведения: конкурсная игра.

Возраст участников: обучающиеся 7-9 классов.

Жюри: учителя, учащиеся, родители.

Оборудование:

- мультимедийный проектор с интерактивной доской

,

компьютер

,

слайдовая презентация,

подготовленная учителем, выполняющая иллюстративную функцию;

-фонограмма песен «Священная война» (музыка А.В. Александрова, слова

В. Лебедева-Кумача) и «Офицеры» (музыка Р.Хозак, слова Е.Аграновича) из кинофильма

«Офицеры»,

-таблички с номерами 1,2,3,4,5,6 (12 экземпляров), бумажные звёздочки, призы.

Играют: 6 обучающихся – основные игроки,

6 человек - их родителей – помощники

(они помогают основным игрокам, когда те не знают ответа на вопрос задания).

Содержательная часть.

1

Для того чтобы с надеждой смотреть вперёд,

надо обязательно помнить то, что было.

Михаил Дудин.

Первое отделение.

Учитель. Не бывает лёгких времён. Каждое время сложное для того, кто в нём живёт. Это

неоспоримая истина. Но бывают особенные времена, словно бы предназначенные для

испытания

людей

на

прочность,

на

мужество,

на

способность

сохранить

в

себе

достоинство и лучшие человеческие качества. Это – роковые времена. И, может быть,

только на долю России, как ни одной другой страны мира, выпало такое невероятное

количество катастроф и потрясений, одним из которых стала Великая Отечественная

война.

(Звучит песня «Священная война», музыка А.В.

Александрова, слова В. Лебедева-Кумача).

Ведущий 1.

Война ворвалась в каждый дом, в каждую семью. Начало войны ознаменовалось

массовым приливом добровольцев в армию.

За

годы

войны

Саратовская

область

дала

армии

более

полумиллиона

бойцов

и

командиров,

сражавшихся

на

всех

фронтах.

Около

трехсот

тысяч

из

них

не

вернулись

с

полей

сражений.

Край

служил

местом

дислокации

многих воинских частей и военных учебных заведений. Полки, батальоны, роты, отряды

ополчения

в

первые

дни

войны

были

созданы

во

всех

городах

и

районах

области

численностью более 50 000 человек. Из них в качестве добровольцев и по призыву ушли

на фронт более 34 000 человек. Саратовская область, стала одним из основных районов

снабжения фронта и страны сельскохозяйственными продуктами.

1

Ведущий 2. (Слайд 4).

В с е н а р о д н ы й

р а з м а х

п р и о б р е л а

т а к а я

ф о р м а

п о м о щ и

для

воинов,

как

покупка

боевой

техники

на

личные

сбережения

трудящихся.

В Саратовской области на первом этапе движения, в конце 1941 - на начале 1942 года,

собирались средства на танковые колоны им. В.И. Чапаева и «Саратовский комсомолец».

Трудящиеся области в1942 году собрали на строительство боевых самолетов в помощь

Сталинградскому фронту 33,5 млн. рублей, до конца войны-270 млн. рублей. За годы

войны колхозы и совхозы пожертвовали фронту 460 млн. рублей и 32 кг золота.

2

Ведущий 1.

Особую гордость вызывает трудовой патриотизм наших земляков. В школьном

краеведческом

уголке

находиться

районная

газета

«Путь

к

коммунизму»

№23

за

23

февраля 1988 года. В ней напечатана статья местного корреспондента И.Афанасьева

«Патриотизм краснопартизанцев», в которой говориться о том, что «молодёжь района во

время войны собрали 460 тысяч рублей на строительство самолётов. По одному самолёту

купили на свои средства жители с. Сулак Евдокия Викуловна Желтова и ИванДмитриевич

Фролов. На его самолёте летал и сбивал немецких ассов гвардии капитан А.Катрич».

3

Ведущий 2.

Сколько лет уж прошло, с той поры,

Как горела земля под ногами,

Многих нет ветеранов войны,

Но, мы помним о них, они с нами.

1



Историко-художественная хрестоматия по Великой Отечественной войне.:/ Сост. П. И. Потемкин., М., 1986.

2



Историко-художественная хрестоматия по Великой Отечественной войне.:/ Сост. П. И. Потемкин., М., 1986.

3



И.Афанасьев «Патриотизм краснопартизанцев»

Газета «Путь к коммунизму» №23 за 23 февраля 1988 года.

2

Ведущий

1. За годы Великой Отечественной войны Саратовская земля дала 294 Героя

Советского

Союза.

Среди

них

6

Героев

Советского

Союза

наши

земляки

кранопартизанцы.

Ведущий 2.

И, листая альбомы в семье,

Вдруг заметит нечаянно кто-то,

Притаилась война в уголке,

В пожелтевшем от времени фото.

С фотографий с улыбкой глядят,

Те, кто жизни своей не щадил,

В тех далёких жестоких боях,

От фашистов страну защитил.

Ведущий 1.

Не померкнет их слава в сердцах.

Укрепляется память с годами,

У народа жить будет в веках,

Тот, кто бился жестоко с врагами.

(Звучит песня «Офицеры» (Муз. Р.Хозак, Сл. Е.Аграновича)

из кинофильма «Офицеры», (первый куплет)).

Учитель. Мероприятие - «Нет в России земли такой, где б ни памятен был свой герой» -

посвящается Героям Советского Союза нашим землякам – кранопартизанцам.

Второе отделение.

Учитель.

Наше мероприятие будет проходить в виде конкурсной игры. Игра проводится

в три тура. Играют основные игроки и их помощники парами. Всем игрокам будут

зачитываться одни и те же вопросы, для которых на слайдах презентации даны варианты

ответов. Каждый игрок должен поднять табличку с номером того варианта ответа, который

считает правильным. За каждый правильный ответ основному игроку даётся звёздочка.

Если основной игрок показал карточку с неверным ответом, а его помощник – верный

ответ, то основному игроку так же даётся звёздочка. Победит в игре тот основной игрок, у

которого будет больше звёздочек в конце игры.

Первый тур игры.

(Ведёт игру учитель).

Задание 1. Кто и где родился? (Слайд 1).

4

4



И.Афанасьев «Люди подвига легендарного» Газета «Путь к коммунизму» №№35-36 за 23 марта1985 года

3

Вопрос 1. Родился 20 июля 1902 года в селе Родионовка Краснопартизанского (бывшего

Пугачевского) района Саратовской области. Русский. Образование - семилетняя школа и

военное училище. В Красной Армии служил с 1941 по 1945 год.

(Ответ:3. НаумовИлья Егорович).

Вопрос 2. Родился 3 мая 1925 года в с. Перекопном Ершовского района Саратовской

области. После окончания средней школы был призван в Красную Армию.

(Ответ:5. Киреев Виктор Иванович).

Вопрос 3. Родился 29 июня 1913 года в селе Сулак ныне Краснопартизанского (бывшего

Чапаевского)

района

Саратовской

области.

Русский.

Образование

начальное.

Работал

трактористом в колхозе. В сентябре 1941 года был призвал в Красную Армию.

(Ответ:1. Егоров Павел Иванович) .

Вопрос 4. Родился 3 января 1915 года в селе Большая Сакма (в то время Пугачёвского

района) Саратовской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1942

года. Окончил девять классов средней школы в городе Краснодаре. Работал шофёром. В

1936 году был призван в ряды Красной Армии. В 1938 году демобилизовался. Вторично

был призван в армию в 1939 году.

(Ответ:4. Хрущёв Иван Максимович).

Вопрос 5. Родился 1 июля 1916 года в селе Семёновка Краснопартизанского района

Саратовской области. Русский. Член ВКП(б) с 1940 года. Окончил 10 классов и в 1933 году

- ветеринарный техникум в городе Петровске Саратовской области. Работал ветеринарным

фельдшером в районе.

В Красную Армию был призван в 1937 году.

(Ответ:6. Кульбякин Алексей Николаевич).

Вопрос 6. Родился в селе Сулак Краснопартизанского района. Ушёл служить в Красную

Армию добровольно в 1931 году.

(Ответ:2. Иванов Иван Сергеевич).

Задание 2. Кто где воевал?

5

Вопрос 1. В1941 году окончил Иркутское военно-политическое училище и в 1943 году -

Высшую офицерскую бронетанковую школу. С начала Великой Отечественной войны и до

дня гибели - 21 февраля 1945 года - сражался на Западном, Воронежском, Юго-Западном,

Центральном, 1-м и 2-м Украинских и 1-м Белорусском фронтах.

Принимал

участие

в

оборонительных

боях

первого

периода

войны,

Острогожско-

Россошанской

наступательной

операции,

Курской

битве,

освобождении

Украины,

Белоруссии и Польши

(Ответ:6. Кульбякин Алексей Николаевич).

Вопрос 2. За 10 дней до начала войны окончил Таганрогскую лётную школу. Служил в

24-ом гвардейском авиационном полку 50-й авиационной дивизии 6-го авиационного

корпуса

авиации

дальнего

действия.

Участвовал

в

освобождении

Крыма,

Украины,

Белоруссии. Летал в глубокий тыл противника, уничтожал стратегические объекты врага

(Ответ:4.Хрущёв Иван Максимович).

Вопрос 3. С 1942 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался

на Северо-Западном, Степном, 2 и 1-м Украинских фронтах.

Принимал участие в боях под Старой Руссой, в освобождении Украины.

(Ответ:1.Егоров Павел Иванович).

Вопрос 4. В июле-ноябре 1943 года сражался на Воронежском и 1-м Украинском фронтах.

Принимал участие в освобождении Сумской, Черниговской и Киевской областей Украины.

(Ответ:5. КиреевВиктор Иванович).

Вопрос 5. С октября 1942 до весны 1944 года сражался на Западном и 3-м Украинском

фронтах.

Принимал

участие

в

боях

по

ликвидации

ржевско-вяземского

плацдарма

противника, в освобождении Украины и Молдавии. Был дважды тяжело ранен

5



И.Афанасьев «Люди подвига легендарного»

Газета«Путь к коммунизму» №№35-36 за 23 марта1985 года

4

(Ответ:3. Наумов Илья Егорович).

Вопрос 6. Учился на торпедиста в школе оружия в Кронштадте, служил на сторожевых

кораблях

«Ураган»

и

«Циклон».

В

1933 г.

окончил

курсы

командиров

отделения

торпедистов

и

служил

на

эскадренных

миноно сцах.

Он

б ыл командиром

Краснознамённого дивизиона торпедных катеров Краснознамённого Балтийского флота.

( Ответ:2. Иванов Иван Сергеевич).

Задание 3. Что известно о боевых подвигах героев? О ком идёт речь?

6

Вопрос 1. 12 апреля 1944 года войска 37-й армии освободили Тирасполь и на широком

фронте вышли к Днестру. У молдавского села Карагаш готовился к преодолению реки

также гвардейский полк, в котором служит

наш герой. Ему, как командиру сапёрного

взвода, было дано задание обеспечить в инженерном отношении форсирование Днестра,

захватить и закрепить захваченный плацдарм. (Слайд 2).

Рискуя жизнью, группа сапёров и разведчиков под руководством нашего героя приступила

к разведке брода. Маскируясь камышами, по пояс в воде, наш герой шёл впереди, ведя за

собой людей. Иногда он проваливался в ямы, но вплавь вновь выбирался на мелководье.

Бойцы обозначали брод вехами.

Тяжелая и опасная работа

продолжалась более двух

часов и была закончена как раз ко времени выхода

к лиману всех подразделений

полка. Вконец измученный наш герой отказался от отдыха и сам повёл по разведанному

броду передовые группы пехоты. Полк без потерь форсировал лиман и на его западном

берегу овладел важным тактическим рубежом.

(Ответ:3.Наумов Илья Егорович).

Вопрос 2.

Орудие сержанта

заняло огневую позицию возле высокого кургана в полутора

километрах южнее Фастова. Здесь же расположились другое орудие взвода, станковый

пулемет

и

152-миллиметровая

самоходка

ИСУ-152.

Артиллеристы

знали,

что

с

направления

Белой

Церкви

подходят

свежие

танковые

колонны

противника,

и

приготовились к отражению вражеского наступления.

Утром 10 ноября 1943 года, ровно в восемь часов, на припорошенном снегом поле

появились танки противника. Их было более сорока. На броне каждого - автоматчики.

Первым

открыл

огонь

наш

сержант,

затем

ударили

остальные.

Два

головных

танка,

выползшие из лощины, остановились и задымили. (Слайд3 ).

6



И.Афанасьев «Люди подвига легендарного»

Газета«Путь к коммунизму» №№35-36 за 23 марта1985 года

5

В расчёте был убит наводчик.

Сержант заменил его. Он прицеливался по тёмным

силуэтам вражеских машин и нажимал на спуск.

Враг взял курган под перекрёстный огонь, однако стрельба немецких танкистов была

неточной - мешал сильный туман. Плохая видимость затрудняла артиллеристам ведение

огня

по

танкам,

но,

в

тоже

время,

хорошо

маскировала

обороняющихся.

В

течение

длительного времени противник не мог определить, откуда бьют наши противотанковые

пушки.

Через полчаса у самоходки кончились боеприпасы, и она ушла в тыл. Пулемёт на

вершине кургана был разбит прямым попаданием снаряда. Соседнее 57-миллиметровое

орудие, стоявшее на позиции по другую сторону кургана, после 25-30 выстрелов вышло из

строя. Сержант с орудием остался один против десятков атакующих вражеских танков. В

его расчёте теперь было лишь четверо. Сержант сам заряжал пушку и стрелял по танкам,

остальные подносили из-за кургана и от соседнего орудия ящики, распечатывали их,

подготавливали к стрельбе снаряды.

Сержант вёл бой с танками четыре часа. За это время он выпустил более 400 снарядов и

уничтожил

лично

5

вражеских

танков.

Всего

же

перед

курганом

от

огня

наших

артиллеристов

сгорело

16

танков

противника,

не

считая

подбитых,

которые

отбуксировывались гитлеровцами в тыл.

У сержанта кончились боеприпасы.

А в расчёте осталось двое. В левое колесо

неожиданно попал вражеский снаряд-болванка, срикошетив, он ударил сержанту в бедро и

раздробил его. В бессознательном состоянии отважный артиллерист был отправлен в

госпиталь.

(Ответ:5.Киреев Виктор Иванович).

Вопрос 3. Одними из первых на Степном фронте вышли к Днепру войска 7-й гвардейской

армии, в составе которой сражался наш герой. На подручных

переправочных

средствах

её передовые отряды в ночь на 25 сентября 1943 года приступили к форсированию реки на

участке

Мишурин

Рог-Домоткань.

Вместе

со

штурмовой

группой

пехоты

на

остров

Гливск-Бородаевский

переправился

со

своей

76-миллиметровой

пушкой

и

старший

сержант. Этот остров был занят гитлеровцами.

Артиллеристы сражались до последнего снаряда, очистили остров от врагов. Только за

один день они уничтожили 5 пулемётов, 40 солдат и офицеров противника. Заняли

плацдарм на правом берегу Днепра, опять вступили в бой, несмотря на усиленные налёты

фашистских бомбардировщиков. В том бою старший сержант был контужен

(Слайд 4)

и в тяжёлом состоянии отправлен в госпиталь.

6

(Ответ:1.Егоров Павел Иванович).

Вопрос

4.

К

ноябрю 1943 года гвардии старший лейтенант, замещая командира

эскадрильи

24-го

гвардейского

авиационного

полка

50-й

авиационной

дивизии

6-го

авиационного корпуса авиации дальнего действия, совершил 296 боевых вылетов (из них

267 – ночью) на бомбардировку важных объектов в тылу врага, скоплений его войск и

боевой техники.

На

военно-промышленные

объекты,

скопление

техники

и

живой

силы

противника

экипажем лейтенанта

было сброшено 84800 кг бомб разного калибра, по временно-

оккупированной территории разбросано 380000 экземпляров листовок. Он совершил 11

боевых

вылетов

в

район

Керчи,

где,

несмотря

на

сильное

противодействие

(до

60

прожекторов и 20 батарей зенитной артиллерии), метко поражал заданную цель.

Бомбардировочными действиями экипаж лейтенанта уничтожил 13 танков, 27 автомашин,

9

складов

горючего,

11

складов

боеприпасов.

Он

имел

47

прямых

попаданий

в

железнодорожное полотно и станционные сооружения, 7 прямых попаданий в цеха и

корпуса заводов, разрушил 6 переправ, уничтожил и подавил 13 огневых точек зенитной

артиллерии, 12 прожекторов. В воздушных боях сбил 2 и уничтожил на аэродромах 29

самолётов противника. Бомбардировочными ударами и пулемётным огнём вызвал 68

очагов пожара и 75 взрывов различного характера. (Слайд 5).

Он был смелым, удачливым, талантливым лётчиком. В воздушных боях сбил два и

уничтожил на аэродромах 29 самолётов противника. Иногда он «дотягивал» до своего

аэродрома на одном двигателе, на поврежденном

самолёте, иссечённом осколками,

пулемётными очередями. Но что бы ни случалось, всегда возвращался из полёта. Только в

конце войны от прямого попадания бомбардировщик загорелся и стал разваливаться в

воздухе. Лётчик выжил и воевал до Победы.

(Ответ:4. Хрущёв Иван Максимович).

7

Вопрос 5. (Слайд 6).

В районе Иновроцлава 21 января 1945 года танкисты под командованием майора

настигли большую колонну противника.

В составе колонны были автомашины, танки,

повозки. Наши танкисты и самоходчики напали на вражескую колонну, обстреляли её

дружным огнем из орудий. С первых же выстрелов было подожжено около десятка танков.

Среди

гитлеровцев

поднялась

паника.

Солдаты

и

офицеры

покидали

машины

и

разбегались по сторонам. А в это время танкисты майора продолжали огнём и гусеницами

уничтожить автомашины и повозки, добивать оставшиеся танки. Через полчаса разгром

вражеской колонны был завершён. Танкисты

вместе с самоходчиками уничтожили 12

танков противника и более 40 автомашин, перебили десятки гитлеровцев, захватили в

качестве

трофеев

5

пушек,

17

пулемётов

и

много

другого

вооружения

и

военного

имущества.

Гвардии майор отличался высоким искусством управления подразделениями. Он избегал

шаблона.

Принимаемые

им

решения

всегда

соответствовали

обстановке,

приказы

отличались чёткостью. Он всегда был на самых трудных и ответственных участках, где

требовалось

его

присутствие

и

вмешательство.

Храбрость

и

мужество

снискали

ему

непререкаемый авторитет подчинённых и начальников. (Слайд 13).

(Ответ:6. КульбякинАлексей Николаевич).

Вопрос 5. ( Слайд 7).

В июне 1944 г. наш герой обнаружил и смело атаковал в Нарвском заливе дозорный

отряд противника, состоявший из 4 тральщиков и 8 сторожевых катеров. Всего он лично

и в составе отряда потопил 13 кораблей противника общим водоизмещением 18 350 т.

(Ответ: 2. Иванов Иван Сергеевич).

8

Задание 4. Награды героев. Показать карточку с номером героя,

о чьих наградах

идёт речь. (Для вопросов с 1-6 слайд 7)

7

Вопрос 1.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая

Звезда" присвоено 9 февраля 1944 года за отвагу

и мужество, проявленные при отражении контратаки танков противника в районе г.

Фастова.

(Ответ:5. Киреев Виктор Иванович).

МОУ «СОШ п. Римско-Корсаковка Краснопартизанского района» носит имя Героя

Советского Союза Киреева В.И. (Слайд 8).

Вопрос 2. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая

Звезда" (№ 1986) гвардии старшему сержанту присвоено 26 октября 1943 года за

доблесть и мужество, проявленные при форсировании Днепра и в бою за удержание

плацдарма на правом берегу реки.

(Ответ:1. Егоров Павел Иванович).

Вопрос

3.Награждён

орденами

Ленина

Красного

Знамени,

Ушакова

II

степени

и

О т е ч е с т в е н н о й

в о й н ы

I I

с т е п е н и .

Указом

Президиума

Верховного

Совета

СССР

от

22

июля

1944 г.

гвардии

капитан-

лейтенанту присвоено звание Героя Советского Союза

( Ответ:2. Иванов Иван Сергеевич).

Вопрос 4.

За отличие при форсировании реки Днестр гвардии старшему лейтенанту

указом Президиума Верховного Совета СССР от 1944 года было присвоено звание Героя

Советского

Союза.

Награждён

медалью

«Золотая

Звезда»,

орденом

Ленина,

орденом

Красной Звезды.

(Ответ:3. Наумов Илья Егорович).

Вопрос 5.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1944 года за образцовое

выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм

гвардии старшему лейтенанту присвоено звание Героя Советского Союза с вручением

ордена

Ленина и

медали

«Золотая

Звезда

».

Награждён

тремя

орденами Красного

Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной

Звезды, медалями.

(

Ответ:4. Хрущёв Ивана Максимович).

Вопрос

6.

Указом Президиума Верховного

Совета

СССР от 1945

года

за

отвагу

и

мужество, проявленные при освобождении польских городов Сохачева и Иновроцлава

7



И.Афанасьев «Неполный расчёт против танков» Газета

«Путь к коммунизму» №18 за 9 февраля 1984 года

9

гвардии майор был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Награждён

орденами Красного Знамени, Отечественной войны1-й степени.

(Ответ:Кульбякин Алексей Николаевич).

Заканчивается первый тур игры подсчётом звёздочек. Те игроки, у кого меньше

звёздочек, выходят из игры.

Из 6 человек основных игроков остаётся четверо, которые

будут участвовать во втором туре игры. Выбывшие из игры два игрока и их помощники

получают призы.

Второй тур игры.

Задание

второго

тура. За 1 минуту написать фамилии

ветеранов войны наших сёл:

Савельевка, Родионовка, посёлка Еменец. Тому игроку, у которого будет написано больше

фамилий, предлагается выбрать из 5 предложенных закрытых пакетов с призами себе

пакет, в котором находится приз. Если этот приз игроку не понравиться, тогда он отдаёт

одну звёздочку и выбирает другой пакет с призом. Помощник, который написал больше

фамилий, получает приз, а основной игрок – звёздочку.

Пока участники игры выполняют задание второго тура, проводиться игра со зрителями.

Игра со зрителями.

Вопрос 1. Осенью 1942 года при подготовке к очередному ночному дальнему полету в

Белоруссию Иван Максимович Хрущёв получил задание доставить в определенное место

парашютиста и уже, потом приступать к выполнению основного боевого задания. Так

бывало не раз. Иван Максимович пошёл знакомиться с парашютистом…

На него смотрели огромные голубые глаза, по плечам вились русые волосы. Девушка

была совсем юная, на вид лет 18. Пилот и предположить не мог, что перед ним стояла

командир диверсионной группы подрывников…

Что – то произошло. Что же произошло? Продолжите рассказ.

(Продолжение рассказа может быть таким:

Случайная встреча. Любовь с первого взгляда и на

всю жизнь. Как давно это было. Где он, жив ли?

Иван Максимович на своем бомбардировщике продолжал успешно громить врага. 13 марта 1944 года за

мужество и успешное выполнение боевых заданий Хрущёву было присвоено звание Героя Советского

Союза. Третьего июня уже над польской территорией самолет Хрущева был сожжен в воздухе.

Эльза ( так звали ту голубоглазую девушку) прочитала немецкое объявление о том, что

за

укрывательство советских военнослужащих – расстрел, за помощь в поимке – денежное вознаграждение –

10 тысяч марок за каждого.

Эльза со своей группой получила задание найти летчиков. И нашла.

Свадьбу Иван и Эльза сыграли лишь через полгода. Война потребовала от них новых суровых испытаний

на мужество и отвагу. Эльза Ефимовна в составе партизанского отряда продолжала рейды по тылам врага.

Иван Максимович водил эскадрилью на бомбёжку фашистских аэродромов, военных объектов, переправ,

складов…

Встретились они снова в канун победного 1945 года в штабе фронта, куда были вызваны за получением

наград: Иван Максимович – ордена Ленина и Золотой Звезды Героя Советского Союза, Эльза Ефимовна –

ордена Красной Звезды.)

8

Зритель,

который

продолжит

рассказ

о

лётчике

и

парашютистке,

получает приз.

Вопрос 2. Как сложилась судьба наших героев после войны?

9

,

10

(Ответы могут быть такими:

-

В 1945 году П.И. Егоров демобилизовался из Советской Армии и вернулся в родное село. Работал

секретарём партийной организации МТС, председателем колхоза, председателем Сулакского сельсовета,

работал мастером в "Саратовгэсстрой" в г. Балаково.

- После войны с 1957 по 1966 год В.И.Киреев возглавлял колхоз имени Тельмана Краснопартизанского

района. Похоронен на сельском кладбище п. Бобово.

8



С.Лобов «Отважные» Газета

«Путь к коммунизму» №56 за 9 мая 1985 года.

9



И.Афанасьев«Неполный расчёт против танков»

Газета

«Путь к коммунизму» №18 за 9 февраля 1984 года

10



И.Афанасьев «Люди подвига легендарного» Газета«Путь к коммунизму» №№35-36 за 23 марта1985 года

10

-

В

1945

году

И.Е.Наумов

был

демобилизован

из

Советской

Армии.

В

1945-1947

годах

работал

председателем Пугачёвского горсовета. В 1947 году переехал на местожительство в Саратов, окончил

областную партийную школу. С 1954 года работал заведующим Волжским райфинотделом города Саратова.

- В 1948 году окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу. После Победы

И. М. Хрущёв служил в Армии до 1958 года, вышел в отставку. С 1958 года полковник И.М Хрущёв – в

запасе. Жил в Днепропетровске.

-Отважный офицер А.Н.Кульбякин

пал смертью храбрых в бою в районе города Арнсвальде (город Хощно

Щецинского воеводства, Польша) 21 февраля 1945 года. Похоронен в польском городе Ходзеж.)

Зрители, которые расскажут о том, как сложилась судьба одного из героев после

войны, получают призы.

Заканчивается второй тур подсчётом написанных фамилий ветеранов войны наших

сёл: Савельевка, Родионовка, посёлка Еменец у основных игроков. Тот игрок, который

написал меньше фамилий, и его помощник получают призы и выходят из игры. В третьем

туре будут участвовать трое игроков.

Третий тур.

Задание 1. (Слайд 1).

Фотографии, под какими номерами, надо поменять местами, чтобы фотография героя

соответствовала рисунку.

(Ответ:2 и 4, 5 и 6).

Задание 2. (Слайд 9).

Киреев В.И. и Егоров П.И. уничтожали немцев пушками.

11

Пушка под номером

Пушка под номером 1. Самая массовая пушка войны – 76-мм пушка образца 1942 года.

Пушка под номером 2.

Один из лучших в мире среднекалиберных противотанковых

орудий – 57-мм пушка образца 1943 года.

Кто какой пушкой громил фашистские полчища и их боевую технику?

Пушка КирееваВ.И. под номером……. (Ответ:2).

Пушка Егорова П.И. под номером……. (Ответ:1).

Задание 3. (Слайд 10). Учитель.

Вряд ли деды и отцы сегодняшних солдат могли думать о том, что их детям и внукам

придется взять в руки оружие... Чередой конфликтов, «горячих точек», боевых действий

наполнена жизнь нашей страны. На долю каждого поколения выпадает свое испытание.

Таким испытанием для молодых ребят стала война в Афганистане.

11



И.Афанасьев«Неполный расчёт против танков».

Газета

«Путь к коммунизму» №18 за 9 февраля 1984 года

.

11

О ком этот слайд? Назовите имя героя.

12

Старший водитель бронетранспортера (БТР)

бригады специального назначения ГРУ, сержант. Родился в 1967 году в селе Рядовичи

Орловской области, в крестьянской семье. В детстве с родителями переехал в поселок

Чистопольский Саратовской области. Там в 1984 году окончил среднюю школу, курсы

водителей, работал по специальности в совхозе. В Советской Армии – с 1985 года. Службу

проходил в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

Был награждён медалями: «За отвагу» и «За боевые заслуги».

Из наградного листа о присвоении звания Герой Советского Союза:

«Старший

водитель

БТР

15-й

отдельной

бригады

спецназа

кандидат

в

члены

КПСС сержант

отличился

в

боевой

операции

по

уничтожению

вражеского

каравана:

в

ходе

боя

с

группой

бойцов

обошёл

ожесточенно

сопротивлявшегося

противника и атаковал его с тыла. В этом бою заменил раненого пулемётчика, нанёс

большой урон боевикам и вынудил уцелевших душманов к сдаче в плен». (Слайд 11)

(

Ответ:Миролюбов Юрий Николаевич – седьмой Герой

Советского Союза Краснопартизанского района Саратовской области).

12



А. Дерябин. «По афганским дорогам». Комплект открыток. – М.: Изд. «Плакат», 1989.

12

Учитель. 15 февраля 2016 года в школе п. Чистопольский Краснопартизанского района

была организована концертная программа с открытием мемориальной доски в честь

памяти Героя Советского Союза Юрия Миролюбова. (Слайд 12).

Ведущий 1.

Снова память с фотографий шлёт привет,

Просит память вспомнить тех, кого уж нет,

Бродит память в душах близких и родных

Просит память, просит память,

Вспомнить тех, кто был забыт. (Слайд 13).

Учитель. Третий тур заканчивается подсчётом звёздочек у основных игроков.

Игрок, у которого меньше звёздочек, получает приз. Приз получает и его помощник.

Они выходят из игры. В финал игры выходят два игрока.

Финал игры.

Много раз Илье Егоровичу Наумову во время войны приходилось рисковать своей

жизнью, когда разминировал вражеские мины. А находил он их с помощью миноискателя.

Финалистам предлагается за 1 минуту из слова миноискатель составить новые слова.

Эти слова должны быть существительными именительного падежа единственного числа.

Тот

игрок,

у

которого

наибольшее

количество

звёздочек,

начинает

зачитывать

составленные слова, первым.

Условия финальной игры:

13

- тот игрок, у которого закончились слова, может остановить игру или отдать свою

звёздочку, тогда игра продолжается;

- если закончились звёздочки, то игрок зовёт своего помощника;

- если у игроков равное количество слов, то побеждает тот, у кого больше звёздочек;

- игрок, у которого меньше слов, и его помощник получают призы.

Победителю игры и его помощнику вручаются призы. Победитель награждается

грамотой. Ему предлагается выступить с ответным словом. (Примерное ответное

слово победителя:

«Мне нравятся фильмы о войне. И когда в кадрах фильмов советские

самолёты бомбят фашистов, наши танки идут на прорыв, артиллеристы из своих орудий

расстреливают немецкие танки, сапёры выполняют своё боевое задание, я вижу в героях

фильмов

героев-краснопартизанцев.

Вспоминаю

их

боевой

путь.

Я

рад

(рада),

что

победил(а) в этой конкурсной игре».

Заключительное слово учителя.

Прошло много лет с тех дней - первого дня Великой Отечественной войны и последнего

дня – дня Победы. Но их никто и никогда не сможет забыть. Ведь память войны стала

нравственной памятью, вновь возвращающей к героизму и мужеству солдат.

Именно память не позволяет опускаться ниже той нравственной отметки, которой

помечены горькие и героические годы. Она продолжает свято и неотступно жить в сердце

каждого человека

.

Нельзя не согласиться с Виктором Астафьевым: "Ах война, война…Болеть нам ею - не

переболеть, вспоминать её - не пере вспоминать!"

Действительно, это так. Память о Великой Отечественной войне не стирается, не

тускнеет с годами. Наш народ не забудет Афганскую войну. Мы будем помнить войну в

Чечне. Ведь

«

Для того чтобы с надеждой смотреть вперед, надо обязательно помнить то,

что было», - призывает Михаил Дудин. (Слайд 14).

Наши земляки – участники войн будут вечно в памяти нашей!

( Звучит песня «Офицеры» (Муз. Р.Хозак, Сл. Е.Аграновича) из кинофильма «Офицеры»

(второй, третий куплет.)

Источники информации:

1.

Список литературы:

-Историко-художественная хрестоматия по Великой Отечественной войне.:/ Сост.

П. И. Потемкин., М., 1986.

2. Список газет:

- И.Афанасьев «Неполный расчёт против танков»

«Путь к коммунизму» №18 за 9

февраля 1984 года,

14

- И.Афанасьев «Люди подвига легендарного» «Путь к коммунизму» №№35-36 за 23

марта1985 года,

- И.Афанасьев «Патриотизм краснопартизанцев»

«Путь к коммунизму» №23 за 23 февраля

1988 года.

-С.Лобов «Отважные» Газета

«Путь к коммунизму» №56 за 9 мая 1985 года.

3.А. Дерябин. «По афганским дорогам». Комплект открыток. – М.: Изд. «Плакат», 1989

4. Школьная Книга Памяти.

15



В раздел образования