"Почему об одаренности надо говорить именно сейчас?"
Автор: Рангно Юлия Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Боровский детский сад "Журавушка" Населённый пункт: Тюменская область, Тюменский район, поселок Боровский Наименование материала: статья Тема: "Почему об одаренности надо говорить именно сейчас?" Раздел: дошкольное образование
Статья
Почему об одаренности надо говорить именно сейчас?
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в
эмоциональном.
Надо
только
научить
их
думать,
сопереживать,
решать
сложные
логические задачи.
Однако
опыт
современного
образования
показывает,
что
существуют
различия
между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со
способностями
к
творчеству,
с
умением
классифицировать,
обобщать,
находить
взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы,
любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Выражение
«одарённые
дети»
употребляется
весьма
широко.
Если
ребёнок
обнаруживает
необычные
успехи
в
учении
или
творческих
занятиях,
значительно
превосходит сверстников, его могут называть одарённым. Многочисленные труды (Венгер
Л.А, Гильбух Ю.З, Лейтес Н.С, Бурменская Г.В) посвящены рассмотрению понятия -
одарённый
ребёнок,
выявлению
таких
детей,
особенностям
работы
с
ними,
их
психологическим проблемам. В последние годы проблема различий между детьми по
одарённости
«
вышла
из
тени»
и
вызывает
теперь
большой
интерес.
Несомненны
реальность и значимость этой проблемы.
Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что
можно сделать для их поддержки?
По таким вопросам накоплен немалый опыт. С 1975 года существует Всемирный
совет по одарённым и талантливым детям, который координирует работу по изучению,
обучению и воспитанию таких детей, организует международные конференции.
Раннее
выявление,
обучение
и
воспитание
одаренных
и
талантливых
детей
составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует
мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и
руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны
к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным
стимулам и лучше понимают отношения и связи.
Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации
права личности на индивидуальность.
Все это обусловливает актуальность исследуемой проблемы.
Минуя
понятие
«божественный
дар»
объяснить
достижения
выдающихся
художников,
поэтов
(а
в
последствии
ученых
и
общественных
деятелей)
в
ту
пору
возможным не представлялось. Так, весьма характерное высказывание по данному поводу
принадлежит
Платону:
поэт
творит
«не
от
искусства
и
знания,
а
от
божественного
предопределения
и
одержимости».
Примечательно,
что
и
его
идейный
противник
Демокрит придерживался аналогичного мнения.
Трактаты о гении содержат много интересных фактов, наблюдений, и выявленных
на
их
основе
закономерностей.
Однако
разрабатывалось
все
то,
что
автономно
от
образовательной деятельности. Общественное производство в ту пору не требовало узкой
специализации, а, следовательно, и социально-педагогическая практика не интересовалась
проблемами дифференциации и ранней диагностики способностей. В значительной мере
поэтому
к
изучению
природы
гениальности
исследователи
вплоть
до
начала
XIX
в.
обращались
лишь
постольку,
поскольку
это
было
необходимо
для
выяснения
общих
проблем творчества.
Эти представления породили и соответствующую терминологию. С древнейших
времен, вплоть до XIX в. (А.Баумгартен, Г.Гегель, И.Кант и другие) в научных трактатах
прочно утвердился термин «гений» (от лат. genius - дух). Им обозначали явления, которые
в более поздние времена стали называть значительно скромнее - «субъектом творческой
деятельности».
Изначально в античной культуре «гений» - фигура мифологическая, соединяющая в
себе божество бессмертное и смертного человека. Именно эти представления о сочетании
божественного духа с человеком и было основой представлений о гении в обыденном
сознании, вплоть до конца XIX в.
Важной особенностью представлений о гении, с древнейших времен и вплоть до
XIX в., является то, что и наука, и обыденное сознание твердо придерживались убеждения,
что гениальность может проявляться только в искусстве. Одним из таких примеров может
служить понимание гениальности, изложенное в трудах Аристотеля. Подчеркивая связь
художественного
творчества
с
интеллектуальной,
познавательной
деятельностью,
он
вводит
термин
«созерцательная
деятельность
разума»,
который
объемлет
понятия
научного
и
художественного
творчества.
Особый
интерес
предст авляют
дифференцирование
и
ранжирование
Аристотелем
видов
человеческой
деятельности,
требующих
гениальности.
«Созерцательная
деятельность
разума»
(научная
и
художественная)
стоит,
по
его
мнению,
выше
любой
другой,
ибо
она
родственна
божественной.
Эпоху
Возрождения
сменил
период
классицизма.
В
это
время
все
активнее
обсуждался вопрос о происхождении гениальности. Разногласия возникали по поводу
того, является ли какой-либо художественный талант (живописный, поэтический и др.)
даром
божественным
или
он
имеет
земное
происхождение.
Русский
философ,
поэт
В.Тредиаковский отмечал, что мудрые люди «начало поэзии сводят с неба», утверждая, что
она влита в человеческий разум от Бога, «а сие всеконечно есть праведно».
Одним из видных представителей этой эпохи был английский философ и педагог
Джон Локк. Он выдвинул ряд теоретических положений, которые легли в фундамент
идеологии Просвещения. Основные из них: не существует врожденных идей, процесс
познания
возникает
в
опыте
и
на
основе
опыта;
разум
человека
с
самого
начала
представляет собой «чистую доску» (tabula rasa); нет ничего в разуме, чего не было бы
раньше в чувствах.
Используемый Локком термин «чистая доска» был предложен еще Аристотелем, но
в это время он приобрел современное звучание. Дж. Локк, а вслед за ним многие его
современники и последователи считали, что до соприкосновения с материальным миром
человеческая душа - «белая бумага, без всяких знаков и идей».
Идея представителей эпохи Просвещения, заключающаяся в том, что нет никакого
дара,
ни
божественного,
ни
врожденного,
вообще
не
существует.
Единственным
предметом разума (понимания) служат идеи, находящиеся «внутри нас», а не внешние
объекты,
утверждали
Г.Лейбниц
и
Р.Декарт.
Теория
«чистой
доски»,
развиваемая
сторонниками идей Просвещения, напротив, подчеркивала мысль о том, что в душе нет
«врожденных идей» или даже предположений, благодаря которым из нее в дальнейшем
могут быть извлечены внеопытные истины.
В
начале
ХХ
в
России
активизировалась
проблема
понимания
источников,
структуры развития повышенных способностей. Решение этой проблемы носило свой
специфический характер, имело определенный национальный колорит. Русские педагоги
отстаивали
свои
позиции,
вступая
в
полемику
с
западными
коллегами
о
специфике
индивидуального
развития
детей.
Например,
некоторые
российские
педагоги
были
приверженцами «немецкого идеала всестороннего гармонического развития».
Постепенно
в
российской
педагогике
начала
ХХ
в.
обозначились
следующие
основные вопросы для острых научных дискуссий: социальная необходимость выявления
и развития одаренности; определения понятия одаренности; происхождение и структура
одаренности.
К.Сотонин
в
статье
«Упражняемость
и
одаренность»
указывает
на
то,
что
фактическое
состояние
определения
способностей
у
данного
лица
еще
отнюдь
не
характеризует его одаренности в данной области; слабое развитие способности может
быть следствием особенно неблагоприятных условий для ее естественного упражнения у
данного лица в предшествующий период времени.
Так
что,
по
мнению
К.Сотонина
«одаренности
человека
есть
именно
его
упражняемость,
пластичность
организма.
Теоретически
степень
одаренности
характеризуется доступным для каждого лица пределом на упражняемости».
Таким образом, в нашей отечественной педагогике на сравнительно ранней стадии
исследований
просматривается
личностное
ориентирование
в
вопросах
изучения
и
диагностики одаренности. В конце 20-х и начале 30-х годов в нашей стране по проблемам
одаренности
были
сделаны
продуктивные
шаги.
В
большей
мере
разрабатывались
и
реализовывались методы диагностики, проводилась сопоставительная работа по типам
диагностических
тестов,
делался
глубокий
анализ
принципов
поэтапных
усовершенствований тестов.
Темп развития каждого ребенка индивидуален, в этом процессе могут быть скачки
и замедления, однако в каждом возрастном периоде существуют свои преимущества и
своеобразие.
Из
этого
следует,
что
существует
«возрастная
одаренность».
Яркие
проявления возрастной одаренности - это базис, на котором могут вырасти выдающиеся
способности.
А.Г.Петровский
рассматривает
структуру
одаренности,
состоящую
из
«существенных важных способностей». Он отмечает: «Первая особенность личности,
которая может быть выделена - это внимательность, собранность, постоянная готовность к
напряженной
работе.
Вторая
особенность
личности
высокоодаренного
ребенка
неразрывно
связана
с
первой,
заключается
в
том,
что
готовность
к
труду
у
него
перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться.
Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью:
это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума,
повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной
деятельности».
Л.С.Выготский при рассмотрении повышенного уровня способностей исходил из
положения,
что
обучение
опережает
развитие
и
осуществляется
лишь
постольку,
поскольку
ребенка
обучают.
Развивающим
является
только
такое
обучение,
которое
опирается на зону ближайшего развития. Развитие должно осуществлять и с учетом
последственных
предпосылок.
Потому
Л.С.Выготский
рассматривает
одаренность
как
генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей
деятельности или деградирующий при ее отсутствии.
В приведенной характеристике просматривается деятельностная направленность
одаренности. В деятельности учащиеся заметно отличаются друг от друга по темпу
продвижения, по значительности и своеобразию достигаемых результатов. Эти различия
связаны,
прежде
всего,
с
их
индивидуальными
особенностями.
В
ходе
жизни,
в
деятельности развивается и сама его активность, и возможности ее саморегуляции, что
играет очень важную роль в развитии творческих начал. В конце 80-х годов проблема
одаренности актуализировалась в нашей стране. С точки зрения творческого потенциала
индивида к проблеме одаренности подходит А.М.Матюшкин. Формулирование концепции
творческой одаренности основывается, прежде всего, на его собственных работах по
развитию
творческого
мышления
детей
с
помощью
методов
проблемного
обучения;
работах,
посвященных
групповым
формам
творческого
мышления,
диагностическим
способам
обучения,
способствующим
личностному
творческому
росту
одаренных
учащихся.
Творчество
им
понимается
как
механизм,
условие
развития,
как
фундаментальное
свойство
психики.
Структурными
компонентами
одаренности
он
считает
доминирующую
роль
познавательной
мотивации
и
последовательскую,
творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении
проблем.
Главными
признаками
творческой
потребности
А.М.Матюшкин
считает
ее
устойчивость,
меру
исследовательской
активности,
бескорыстие.
Исследовательская
активность стимулируется новизной, которую одаренный ребенок сам видит и находит в
окружающем мире. Он подчеркивает, что в основе одаренности лежит не интеллект, а
творческий потенциал, считая, что умственное - это надстройка.
В концепции Матюшкина четко выражен интегративный подход к исследованию
одаренности, обозначенной и заявленной в нашей стране в лонгитюдных исследованиях
Н.С.Лейтеса. Важность такого направления отмечена В.Д.Мадриковым. Это направление
интегрального толка состоит в том, чтобы понять природу одаренности как обычную
предпосылку развития творческого человека.
Мне кажется, что каждый ребенок от природы наделен тем или иным талантом.
Очень важно, чтобы зерна этого таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в
нужный
момент
должен
оказать
умный,
внимательный
наставник,
который
бы
поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Известно, если талант
не
поддерживается
трудолюбием,
он
гибнет.
Очень
редки
случаи,
когда
самородок
пробивается сам.
Толковый
словарь
под
редакцией
С.И.Ожегова
объясняет
слово
«одарённость»
следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый - «…это человек,
обладающий
врождёнными
качествами,
особыми
природными
способностями».
Если
вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а,
следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. И мне верится что при умелом
воздействии можно развивать эти таланты и воспитывать одаренных детей.
Автор:
Воспитатель Боровского д/с. «Журавушка»
Рангно Юлия Александровна