Напоминание

Опытно – экспериментальная деятельность во второй младшей группе.


Автор: Лаханова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ: детский сад №1 "Алёнушка"
Населённый пункт: город Асино Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Опытно – экспериментальная деятельность во второй младшей группе.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опытно – экспериментальная деятельность

во второй младшей группе.

Опыты с песком.

Цель: Познакомить детей со свойствами песка.

Материалы и оборудование: песок, формочки для песка, веточки берёзки.

Опыт 1. Свойства сухого песка.

Возьмём горсть песка и выпускаем его струйкой. Дети делают вывод: песок

сыпучий. Насыпаем его в форму, переворачиваем: он не сохраняет форму.

Свойства мокрого песка.

Опыт 2. Свойства мокрого песка.

1. Льём в сухой песок воду, пробуем сыпать. Почему не сыпется? Мокрый

песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую

нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, что из мокрого песка

можно сделать фигурки.

2. Посадим дерево в сухой и мокрый песок. Что получилось?

В мокром песке дерево стоит.

Опыт 3. «Песочный домик».

Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно

место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и

занимающий все большую площадь в основании. Это и будет наш домик.

Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в

другом возникают сплывы (песочные ручейки), движения песка, похожее на

течение. Дети делают вывод: сухой песок сыпучий и может двигаться.

Опыты с водой.

Цель: выявлять

свойства

воды:

она

без

запаха,

в

воде

растворяются

некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус). Объяснить,

почему вода утекает.

Материалы и оборудование: стаканчики с водой, стаканчик с молоком,

палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок,

кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце,

акварельные краски.

Опыт 1. Вода прозрачная.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба

стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они

видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с

водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода

прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы

речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных

реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в

таких молочных реках?

Опыт 2. У воды нет вкуса.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус?

Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились,

пусть ещё раз попробуют воду. ( Дети часто слышат от взрослых, что вода

очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что

когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы

выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом

деле её вкуса не чувствует.)

Опыт 3. У воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не

пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно

для

сравнения

предложить

понюхать

воду,

в

которую

добавили

ароматические вещества (духи, соль для ванн.)

Опыт 4. Лёд – твёрдая вода.

Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый

ребёнок

наблюдал

за

своим

кусочком

льда.

Дети

должны

следить

за

состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то,

как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой

из

них

растает

быстрее:

большой

или

маленький.

Важно,

чтобы

дети

обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают

в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием

снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

Опыт 5. Пар – это тоже вода.

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить

над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их

детям.

Опыт 6. Вода жидкая, может течь.

Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить

аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому,

что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках

и ручейках, не текла бы из крана.

Опыты с воздухом.

Цель:

знакомить

с

качественными

характеристиками

воздуха

(

лёгкий,

невидимый, движется, ощущаем).

Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, веера, соломинки для

коктейля, воздушные шарики.

1. Опыт с полиэтиленовыми пакетами.

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету.

Предлагает

детям

раскрыть

его

и

взять

двумя

руками.

Зачерпывающим

движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.

Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух можно поймать

2. Опыт с веером.

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному вееру и, по своему примеру,

предлагает помахать на себя веером.

Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух

можно почувствовать.

3. Опыт с водой и воздухом.

Выдувание воздуха через трубочку сначала в воду, потом на руки. Если дети

затрудняются ответить, воспитатель подводит к тому, что это выходит воздух.

Задаются наводящие вопросы:

- Откуда он появился?

-

Почему

он

булькает?

и

т.п. Вывод

воздух

лёгкий,

поэтому

он

поднимается

вверх

в

виде

пузырьков.

Для

закрепления

этого

вывода

предложить детям сравнить по весу два воздушных шарика: один наполнен

воздухом,

другой

водой.

Предложить

детям

подбросить

эти

шары,

и

проследить, какой из шаров взлетит, а какой нет.

4. Видимый, невидимый.

Демонстрация картинки «шарики».

- Какого воздух цвета? Мы его видим?

Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух

невидимый. Демонстрирует карточки «невидимый» и «бесцветный».

Опыты со снегом.

Цель: расширять

представления

детей

об

особенностях

снега:

белый,

холодный,

при

нагревании

превращается

в

воду. Подвести

детей

к

пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха.

Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что

вода при замерзании расширяется.

Материалы

и

оборудование:

снег,

ведёрки,

совочки,

железная

кружка,

блюдца, бутылочки с водой.

Опыт 1. «Свойства снега».

В о с п и т ат е л ь

п р и н о с и т

в

в ед е р ке

с н е г.

П о ка з ы ва е т

д е т я м :

- Посмотрите, что лежит у меня в ведерке. Кто знает, откуда я его принесла?

-

Как

вы

думаете,

если

взять

снег

в

руки,

какой

он?

(холодный).

Предлагает детям по очереди взять снег в руки. Вы чувствуете, какой

холодный снег?

Воспитатель

предлагает

детям

сесть

за

стол,

на

котором

заранее

стоят

ведерки со снегом и небольшие совочки.

- Давайте положим снег в блюдца, (при этом блюдца ставятся на черный лист

картона или бумаги).

- А теперь скажите, какого цвета снег?

Далее

показывает

детям

свечку,

зажигает

ее.

Предлагает

вытянуть

руки

вперед

и

ощутить

тепло.

Поясняет

детям,

что

тепло

идет

от

огня.

Берет железную кружку и наполняет небольшим количеством снега. Затем

кружку подносит к огню и начинает нагревать.

- Посмотрите, что у меня в кружке? Показывает всем детям: переливает воду

из кружки в стеклянный стакан.

- Ведь кружку я наполняла снегом. А куда же делся снег? ( Снег растаял)

Объясняет детям: на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а как

только мы начали его нагревать, он сразу растаял и превратился в воду.

В ваших ведерках снег тоже превратится в воду, но не сразу, а постепенно,

ему понадобится на это время. Когда солнышко начнет пригревать сильнее,

весь снег на улице начнет таять.

- А скажите, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега? (Нет, эту воду

пить нельзя, она грязная).

Опыт 2. «Зависимость таяния снега от температуры».

1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не

получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в

группу,

через

несколько

минут

пытаемся

слепить

снежок.

Снег

стал

пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким?

2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег

быстрее растает? Почему?

Вывод: Состояние

снега

зависит

от

температуры

воздуха.

Чем

выше

температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.

Опыт 3. «Вода при замерзании расширяется».

Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры.

Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с

водой? Почему в снегу вода не замерзла?

Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на

поверхности

превратилась

в

лед.

Если

банка

или

бутылка,

где

вода

превратилась в лед, лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании

расширяется.



В раздел образования