Автор: Лаханова Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ: детский сад №1 "Алёнушка"
Населённый пункт: город Асино Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Опытно – экспериментальная деятельность во второй младшей группе.
Раздел: дошкольное образование
Опытно – экспериментальная деятельность
во второй младшей группе.
Опыты с песком.
Цель: Познакомить детей со свойствами песка.
Материалы и оборудование: песок, формочки для песка, веточки берёзки.
Опыт 1. Свойства сухого песка.
Возьмём горсть песка и выпускаем его струйкой. Дети делают вывод: песок
сыпучий. Насыпаем его в форму, переворачиваем: он не сохраняет форму.
Свойства мокрого песка.
Опыт 2. Свойства мокрого песка.
1. Льём в сухой песок воду, пробуем сыпать. Почему не сыпется? Мокрый
песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую
нужную форму, пока не высохнет. Выясняем с детьми, что из мокрого песка
можно сделать фигурки.
2. Посадим дерево в сухой и мокрый песок. Что получилось?
В мокром песке дерево стоит.
Опыт 3. «Песочный домик».
Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно
место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и
занимающий все большую площадь в основании. Это и будет наш домик.
Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в
другом возникают сплывы (песочные ручейки), движения песка, похожее на
течение. Дети делают вывод: сухой песок сыпучий и может двигаться.
Опыты с водой.
Цель: выявлять
свойства
воды:
она
без
запаха,
в
воде
растворяются
некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус). Объяснить,
почему вода утекает.
Материалы и оборудование: стаканчики с водой, стаканчик с молоком,
палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок,
кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце,
акварельные краски.
Опыт 1. Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба
стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они
видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с
водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода
прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы
речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных
реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в
таких молочных реках?
Опыт 2. У воды нет вкуса.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус?
Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились,
пусть ещё раз попробуют воду. ( Дети часто слышат от взрослых, что вода
очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что
когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы
выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом
деле её вкуса не чувствует.)
Опыт 3. У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не
пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно
для
сравнения
предложить
понюхать
воду,
в
которую
добавили
ароматические вещества (духи, соль для ванн.)
Опыт 4. Лёд – твёрдая вода.
Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый
ребёнок
наблюдал
за
своим
кусочком
льда.
Дети
должны
следить
за
состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то,
как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?
Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой
из
них
растает
быстрее:
большой
или
маленький.
Важно,
чтобы
дети
обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают
в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием
снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.
Опыт 5. Пар – это тоже вода.
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить
над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их
детям.
Опыт 6. Вода жидкая, может течь.
Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить
аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому,
что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках
и ручейках, не текла бы из крана.
Опыты с воздухом.
Цель:
знакомить
с
качественными
характеристиками
воздуха
(
лёгкий,
невидимый, движется, ощущаем).
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, веера, соломинки для
коктейля, воздушные шарики.
1. Опыт с полиэтиленовыми пакетами.
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному полиэтиленовому пакету.
Предлагает
детям
раскрыть
его
и
взять
двумя
руками.
Зачерпывающим
движением дети, по примеру воспитателя, пытаются поймать воздух в пакет.
Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух можно поймать
2. Опыт с веером.
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по одному вееру и, по своему примеру,
предлагает помахать на себя веером.
Воспитатель с помощью вопросов подводит детей к выводу, что воздух
можно почувствовать.
3. Опыт с водой и воздухом.
Выдувание воздуха через трубочку сначала в воду, потом на руки. Если дети
затрудняются ответить, воспитатель подводит к тому, что это выходит воздух.
Задаются наводящие вопросы:
- Откуда он появился?
-
Почему
он
булькает?
и
т.п. Вывод
—
воздух
лёгкий,
поэтому
он
поднимается
вверх
в
виде
пузырьков.
Для
закрепления
этого
вывода
предложить детям сравнить по весу два воздушных шарика: один наполнен
воздухом,
другой
—
водой.
Предложить
детям
подбросить
эти
шары,
и
проследить, какой из шаров взлетит, а какой нет.
4. Видимый, невидимый.
Демонстрация картинки «шарики».
- Какого воздух цвета? Мы его видим?
Воспитатель подводит детей к выводу, что воздух
невидимый. Демонстрирует карточки «невидимый» и «бесцветный».
Опыты со снегом.
Цель: расширять
представления
детей
об
особенностях
снега:
белый,
холодный,
при
нагревании
превращается
в
воду. Подвести
детей
к
пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха.
Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что
вода при замерзании расширяется.
Материалы
и
оборудование:
снег,
ведёрки,
совочки,
железная
кружка,
блюдца, бутылочки с водой.
Опыт 1. «Свойства снега».
В о с п и т ат е л ь
п р и н о с и т
в
в ед е р ке
с н е г.
П о ка з ы ва е т
д е т я м :
- Посмотрите, что лежит у меня в ведерке. Кто знает, откуда я его принесла?
-
Как
вы
думаете,
если
взять
снег
в
руки,
какой
он?
(холодный).
Предлагает детям по очереди взять снег в руки. Вы чувствуете, какой
холодный снег?
Воспитатель
предлагает
детям
сесть
за
стол,
на
котором
заранее
стоят
ведерки со снегом и небольшие совочки.
- Давайте положим снег в блюдца, (при этом блюдца ставятся на черный лист
картона или бумаги).
- А теперь скажите, какого цвета снег?
Далее
показывает
детям
свечку,
зажигает
ее.
Предлагает
вытянуть
руки
вперед
и
ощутить
тепло.
Поясняет
детям,
что
тепло
идет
от
огня.
Берет железную кружку и наполняет небольшим количеством снега. Затем
кружку подносит к огню и начинает нагревать.
- Посмотрите, что у меня в кружке? Показывает всем детям: переливает воду
из кружки в стеклянный стакан.
- Ведь кружку я наполняла снегом. А куда же делся снег? ( Снег растаял)
Объясняет детям: на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а как
только мы начали его нагревать, он сразу растаял и превратился в воду.
В ваших ведерках снег тоже превратится в воду, но не сразу, а постепенно,
ему понадобится на это время. Когда солнышко начнет пригревать сильнее,
весь снег на улице начнет таять.
- А скажите, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега? (Нет, эту воду
пить нельзя, она грязная).
Опыт 2. «Зависимость таяния снега от температуры».
1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не
получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в
группу,
через
несколько
минут
пытаемся
слепить
снежок.
Снег
стал
пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким?
2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег
быстрее растает? Почему?
Вывод: Состояние
снега
зависит
от
температуры
воздуха.
Чем
выше
температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.
Опыт 3. «Вода при замерзании расширяется».
Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры.
Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с
водой? Почему в снегу вода не замерзла?
Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на
поверхности
превратилась
в
лед.
Если
банка
или
бутылка,
где
вода
превратилась в лед, лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании
расширяется.