Автор: Батракова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 10 города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Тестирование как форма контроля результативности обучения истории
Раздел: среднее образование
1
Тестирование как форма контроля результативности обучения
истории
Автор: Батракова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 10 города Белово
2
Российская школа в последние годы претерпевает процесс системных
преобразований.
Из-за
смены
социального
заказа
к
образованию
актуально
звучит вопрос подбора методов, методик преподавания предметов. Особенно
данная
проблема
касается
гуманитарных
дисциплин,
таких
как
история
и
обществознание. Основным элементом изменения является введение единого
государственного экзамена.
Для многих школьников
устный ответ является большой проблемой.
Поэтому тестовые задания для них является прекрасной формой проверки их
знаний.
Тесты в обучении истории
Функции тестирования
Для любой образовательной системы оценка знаний учащихся является
одной из основных и сложных задач. Методом исследования уровня знаний,
умений,
навыков,
способностей
и других
качеств
личности
является
такая
форма
контроля
как
тест.
Тестология
как
теория
и практика
тестирования
существует
более
120
лет,
и за
это
время
накоплен
громадный
опыт
использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая
образование.
В
последние
годы
тестирование,
как
метод
оценки
знаний,
приобретает всё большую популярность. Вместе с традиционными формами
тестирования широкое применение получило компьютерное, что соответствует
общей
концепции
модернизации
и компьютеризации
российской
системы
образования. От других методов диагностики тесты отличаются тем, что:
1)
Предполагают
стандартизованную,
выверенную
процедуру
сбора
и обработки данных, а также их интерпретацию.
3
2)
Позволяют
проверить
знания
обучающихся
по
широкому
спектру
вопросов.
3) Сокращают временные затраты на проверку знаний.
4) Практически исключают субъективизм преподавателя, как в процессе
контроля, так и в процессе оценки.
Таким образом, тестирование по своей объективности и скорости
получения
результата
превосходит
многие
формы
контроля.
Исходя
из
актуальности
технологии
тестирования
и ее
уникальности
среди
других
методов оценки знаний, можно определить основные задачи тестирования:
-
развитие
интереса
у школьников
к дисциплинам,
по
которым
предполагается тестирование;
- активизация самостоятельной работы школьников во время подготовки
к тестированию;
- воспитание сознательности и личной ответственности обучающихся за
результаты своей подготовки;
-
выявление
уровня
знаний,
умений
и навыков
обучающихся
по
тестируемым дисциплинам; - помощь школьникам в определении уровня
достигнутых
результатов
обучения
и планирование
дальнейшей
подготовки;
- помощь преподавателям в оценке индивидуальных результатов обучения
и развития
обучающихся,
расширении
спектра
контрольно-измерительных
материалов, корректировке методики обучения.
Основными достоинствами данной формы контроля знаний является:
возможность
детальной
проверки
усвоения
учащимися
каждой
темы
курса;
4
осуществление
оперативной
диагностики
уровня
усвоения
учебного
материала каждым учеником;
правильно оформленный тест повышает интерес к предмету;
позволяет индивидуальную работу с учениками;
экономия учебного времени при контроле знаний и оценке результатов
обученности;
применение тестов позволяет решать проблему саморазвития;
обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и
формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку.
Виды тестов
Тестирование - это самая эффективная форма проверки и самопроверки
знаний по истории. Тест - это игра, достаточно увлекательная и познавательная.
Отвечая на вопросы тестов, можно узнать много нового для себя и оценить свои
собственные знания по отечественной истории. Использование такого вида
работы,
как
тестирование,
поможет
совершить
невозможное
-
осуществить
тотальный опрос учащихся по самым разным проблемам и превратить этот
процесс
не
в
«шоковую
терапию»
экзамена,
а
в
интересную.
Как
можно
использовать тесты:
1. Итоговое тестирование. Тесты составлены так, что они охватывают
темы,
изучаемые
в
течение
определённого
периода
времени.
На
итоговом
занятии, дата которого должна быть известна заранее, каждый ученик получает
один тест, состоящий из десяти вопросов. Ему необходимо выбрать любые
восемь
вопросов
и
подчеркнуть
правильные
ответы
в
них.
За
восемь
правильных ответов - оценка «5», за семь - оценка «4», за шесть - оценка «3».
Учащийся, ответивший менее чем на шесть вопросов, итоговое тестирование не
5
проходит, и на усмотрение учителя ему может быть предложен дополнительный
тест.
На
итоговое
тестирование
отводится
не
более
45
минут.
Оценка
за
итоговое
тестирование
ни
в
коем
случае
не
должна
рассматриваться
как
итоговая за четверть, полугодие или учебный год. Она должна составлять не
более
40
%
от
всех
видов
работ,
которые
выполнял
учащийся
в
течение
определённого времени, и, исходя из этого, влиять на итоговую отметку.
2. Тестирование в ходе обучения. Вопросы тестов могут быть
использованы для организации тестирования в ходе обучения. Например, после
изучения
какой
-
либо
темы
учащимся
предлагается
выбрать
правильные
ответы в соответствующих теме вопросах. В этом случае преподаватель сам
заранее устанавливает, за какое количество вопросов какую оценку он будет
выставлять. Такое тестирование менее эффективно, но в определённых случаях
может быть организовано, например, для слабоуспевающих учащихся.
3. Историческая олимпиада. В конце каждого блока тестов предлагаются
вопросы с вариантами ответов к исторической олимпиаде. Эти вопросы могут
быть использованы преподавателем по-разному: для тестирования наиболее
успевающих учащихся; для получения учащимися дополнительной оценки; для
проверки знаний учащихся, занимающихся в исторических кружках, и, наконец,
при проведении исторической олимпиады.
Вопросы
в
этом
разделе
достаточно
сложные,
предполагают
дополнительные
знания
по
истории,
чтение
дополнительной
исторической
литературы, поэтому, компонуя из них тесты, преподаватель должен включать в
них меньшее количество вопросов, чем в обычный итоговый тест, например
всего семь вопросов, из которых ученику необходимо выбрать пять и найти на
них правильный ответ, что соответствовать оценке «5», на четыре вопроса -
оценке «4», на три вопроса - оценке «3».
6
4. Самопроверка. Тесты могут быть использованы и для самопроверки
знаний
по
истории
самими
учащимися.
Кроме
того,
преподаватель
может
использовать
тесты
и
как
домашнее
задание
с
последующим
разбором
неправильных ответов. В виде домашнего задания можно давать учащимся и
вопросы исторической олимпиады для получения ими дополнительной оценки.
Если тестирование вводится в классе или группе, то оно должно быть
обязательным
для
всех
учащихся
как
один
из
видов
контрольной
работы.
Учащиеся с самого начала учебного года должны знать, что, если они не
пройдут
хотя
бы
одного
тестирования,
они
не
смогут
получить
итоговую
годовую оценку.
Тесты с несколькими вариантами ответов - самые традиционные в
обучении истории. Они универсальны, так как позволяют проверить знание
учениками всех структурных компонентов учебного исторического содержания.
Используя тесты на контрольном уроке, учитель имеет возможность
получить объективные данные об уровне усвоения темы каждым учеником и
класса в целом.
После самостоятельной работы учащихся над ошибками,
допущенными при первом тестировании, можно провести повторное решение
тех же тестов. В этом случае учитель имеет возможность оценить как степень
усвоения
учебно-исторического
материала
за
определённый
промежуток
времени, так и эффективность самостоятельной работы школьников.
Тест по теме «Страны Древнего Востока».
Сходными
природно-климатическими
условиями
для
Египта
и
Индии
являются:
а) мягкие и плодородные почвы;
б) пустыни;
7
в) высокие горы;
г) плодородные реки.
2. Жители Двуречья строили дома:
а) из глиняных кирпичей;
б) из папируса;
в) из ливанского кедра;
г) из камней.
3. Вавилонские купцы привозили в Двуречье из разных стран:
а) строительный лес;
б) рогатый скот;
в) финики;
г) пурпурные ткани.
4. Великая Китайская стена строилась для того, чтобы:
а) предотвратить побеги рабов;
б) поддержать правопорядок в стране;
в) удержать отвоёванные у гуннов земли.
5. По верованиям древних индийцев, из стоп бога Брахмы появились:
а) брахманы;
б) знатные воины;
8
в) земледельцы;
г) слуги.
6. Культурно-историческими достижениями древних индийцев являются:
а) шахматы;
б) компас;
в) цифры;
г) бумага;
д) поэма «Рамаяна».
7. Система письма, используемая жителями Финикии, называлась:
а) клинопись;
б) алфавит;
в) иероглифическое письмо;
г) рисунчатое письмо.
8. В разные периоды истории столицами древневосточных стран были:
а) Вавилон;
б) Ниневия;
в) Мемфис;
г) Тир.
9. Выберите имя правителя, не являющегося царём палестины в Х в до н.э.:
9
а) Соломон;
б) Саул;
в) Аммурбанапал;
г) Давид.
Разработка
тестов
по
истории
с
учётом
п ри н ц и п ов
психодиагностики
Психологические
особенности
тестовой
формы
контроля
результатов
обучения
Контроль знаний школьников с помощью педагогических тестов год от
года все более прочно завоевывает себе позиции в системе образовательных
учреждений
в
нашей
стране.
В
то
же
время
непосредственно
для
самих
учащихся — это достаточно новая и для многих непривычная форма контроля
знаний. Особенно это относится к тем школам, где только начинают работать с
педагогическими тестами. На стадии перехода к массовому и повсеместному
тестированию, когда оно еще не стало обычным и привычным для большинства
школ, очень важно создать положительное отношение школьников к этому
методу контроля знаний. Дело том, что иногда необычность и непривычность
этой
формы
контроля
может
приводить
к
последствиям,
отрицательно
влияющим
на
результаты
тестирования.
Причины
и
обстоятельства
такого
влияния
могут
быть
самыми
разными.
Для
организаторов
тестирования
и
учителей важно, поэтому, знать и предвидеть такого рода влияния и уметь их
компенсировать с помощью специальных мероприятий и действий.
Введение в контекст обучения новой формы контроля —
тестирования, приводит к изменению прежде всего восприятия и установок в
отношении контроля. Реально меняются не только средства и формы контроля,
меняется вся обстановка, в том числе психологическая ситуация, связанная с
восприятием новых средств, формированием у школьников отношения к ним,
10
принятием (одобрением) или непринятием (отторжением) тестов как формы
контроля. Для многих школьников тестирование — это прежде всего новые и
непривычные для них условия и ситуации деятельности. Если учесть, что уже
сам
по
себе
контроль
и
оценка
у
многих
из
них
вызывает
состояние
психологического
дискомфорта,
то
следует
предположить,
что
новая
непривычная ситуация только усилит этот дискомфорт, что, в свою очередь,
будет отрицательно сказываться на результатах тестирования. Отрицательное
отношение
к
тестированию
может
возникать
кроме
того
под
влиянием
различного рода организационных ошибок — неточностей, накладок и т.д.
Проблема, таким образом, в том, что тестирование — по крайней мере на
начальных этапах — может создавать трудности у школьников. Это может
приводить
к
формированию
отрицательной
мотивации.
Чтобы
этого
не
происходило, нужно специально готовить школьников к тестированию, причем
не только в информационном плане, но и в психологическом, путем создания у
них положительной мотивации. Другими словами, необходимы специальные
мероприятия
и
действия,
направленные
на
формирование
психологической
готовности
школьников
к
предстоящей
деятельности
и
обеспечивающие
создание положительной мотивации к тестированию.
При подготовке к тестированию обычно проводится ряд
организационно-методических
мероприятий,
включающих
инструктаж
и
учебно-методические
занятия
с
методистами
и
учителями
школ,
пробное
тестирование
и
др.
Наряду
с
этим
целесообразно
проведение
еще
и
психологической подготовки, причем, не обязательно эту подготовку выделять в
специальный
этап
и
проводить
ее
отдельно
от
других
подготовительных
мероприятий. Достаточно, чтобы она правильно осознавалась теми, кто ее
организует и проводит. «Правильно» в данном случае означает - в соответствии
с
пониманием
психологического
содержания,
психологических
условий
и
особенностей тестирования.
11
Среди причин, влияющих на тестирование и его результаты, наиболее
важными являются мотивация и готовность к деятельности.
Мотивация определяет личностное отношение индивида к деятельности
или отдельным ее компонентам — целям, содержанию, процедурам, средствам.
Это
отношение
может
изменяться
от
очень
положительного
до
резко
отрицательного. Известно, что при положительном отношении к тому, что еще
предстоит делать, у индивида есть соответствующий настрой и желание, он
легко включается в деятельность и ожидает от нее положительных результатов.
Трудности, возникающие в этом случае, воспринимаются нормально; они не
разрушают
деятельности,
а,
напротив,
даже
стимулируют
ее.
При
исходно
отрицательном
отношении
к
предстоящей
деятельности
вхождение
в
деятельность
сопровождается,
как
правило,
отрицательными
эмоциями,
повышенной
тревожностью,
избеганием
(уклонением
от
деятельности
под
различными предлогами) и т. д.
Характер мотивации зависит от многих причин, но есть ситуации и виды
деятельности,
которые
многими
воспринимаются
как
угрожающие
или
несущими в себе «отрицательный заряд». К таковым можно отнести контроль и
оценку индивида, в том числе и тестирование. В педагогике до сих пор есть
сомнения
в
полезности
и
продуктивности
отметок
в
обучении,
причем,
противники оценок в качестве аргумента ссылаются на то, что оценки создают
отрицательную мотивацию у школьников.
Проблема, таким образом, в том, что у многих людей существует
отрицательная мотивация в отношении контроля и оценки. Это необходимо
учитывать
при
организации
тестирования.
Психологи
и
педагоги
гуманистического направления говорят о том, что для того, чтобы преодолеть
этот
«недуг»,
нужно
по
другому
строить
контроль
и
оценку,
в
том
числе
целенаправленно
формировать
положительную
мотивацию
в
отношении
12
оценок. Ребенок, в частности, должен научиться правильно контролировать и
оценивать себя сам.
Другим фактором, значимо влияющим на отношение школьников к
тестированию, является готовность к деятельности. Она характеризуется как
мобилизация внутренних резервов личности и как определенный внутренний
настрой на выполнение деятельности. Отрицательные эффекты неготовности в
полной мере относятся и к контрольно-оценочной деятельности. Здесь также
могут
появляться
ошибки,
сбои
в
работе,
растерянность,
отрицательно
влияющие на результаты тестирования.
К факторам, влияющим на мотивацию и готовность к деятельности в условиях
тестирования можно отнести:
1.
конкретную, информацию (знания) школьников о тестах и тестирований,
их
особенностях,
преимуществах
и
недостатках,
положительных
и
отрицательных моментах;
2.
индивидуальный опыт школьника, определяющий уровень освоенности и
его практической компетенции в плане работы с тестами: здесь будет
иметь значение делает ли школьник ошибки при работе с тестами или нет,
какие это ошибки, как он их осознает, 'имеют ли они отрицательные
последствия для него и т.д.;
3.
конкретные результаты тестирования, в частности, их соответствие или
несоответствие ожиданиям школьника;
1.
обученность или уровень учебной подготовки школьника;
2.
отношение к контролю, оценкам, в том числе и к тестам и тестированию
учителей и родителей школьника;
13
3.
индивидуально-психологические
особенности
и
качества
личности
школьника;
4.
качество самих тестов и др..
Характер влияния этих факторов во многом зависит от того, как
формируется мотивация и готовность — стихийно или целенаправленно. В
первом случае результат не предопределен и зависит во многом от того, как
сложатся конкретные обстоятельства деятельности: во втором — они (факторы)
являются объектами целенаправленного воздействия и контроля, а поэтому
вероятность того, что их отрицательное влияние может быть компенсировано
или снято, гораздо больше. Из этого следует, что, для того, чтобы создать у
учащихся положительную мотивацию и сформировать готовность, необходимо,
прежде всего, понимать саму эту задачу, ее значение в контексте тестирования и
иметь соответствующие средства (знания) для ее реализации. При этом нужно
иметь в виду, что отношение формируется, с одной стороны, неосознанно, под
влиянием опыта, знаний, слухов и т.д., с другой — целенаправленно, в процессе
специальных мероприятий. В первом случае большое значение имеет качество
тестологической и методической работы на этапе подготовки к тестированию.
Любые ошибки и просчеты в этой деятельности будут отрицательно влиять на
конечный
результат.Например,
если
учитель
сам
отрицательно
относится
к
тестам, но действует, тем не менее «по инструкции», то и у школьников (по
крайней мере, у части из них) будет формироваться отрицательное отношение к
тестированию.
Если
учитель
чрезмерно
нагнетает
обстановку,
говорит
об
отрицательных
последствиях
тестирования
для
тех,
кто
не
справится
с
заданиями или будет отклоняться от предложенных правил и требований, то это
также
будет
отрицательно
сказываться
на
результатах
тестирования.
Для
создания положительной мотивации к тестированию необходима постоянная
систематическая воспитательная работа с учащимися. К средствам решения
этой задачи относится:
14
информирование учащихся о содержании и структуре тестов, об опыте и
результатах тестирования, а также о том, как и для чего, создаются тесты
и т.д.;
обучение
работе
с
тестами
в
рамках
предварительного
«пробного»
тестирования;
- обсуждение с учащимися результатов тестирования, и, в контексте этого,
обсуждение его (тестирования) преимуществ и недостатков.
Еще одним способом компенсации отрицательных влияний оценки в
р а м к а х
т е с т и р о в а н и я
м о ж е т
с л у ж и т ь индивидуально-личностный
подход, который реализуется при работе учителя с отдельными учащимися.
Этот
подход
необходим,
когда
в
классе
есть
ученики
отрицательно
воспринимающие любого рода оценки и контроль. Отрицательное отношение к
оценкам у этих школьников связано, как правило, с повышенной тревожностью,
обусловленной
разными
причинами.
Эта
тревожность
в
ситуациях
тестирования (как, впрочем, любой другой оценки) может перерастать в стресс.
Для них любая ситуация, связанная с контролем и оценкой их работы вызывает
дискомфорт,
поскольку
воспринимается
как
угроза.
Если
к
этим
условиям
добавляется
еще
что-то
новое
и
непривычное,
неизвестное
по
своим
результатам для них, то тревожность и напряжение, как правило, возрастают. В
этом случае самый лучший способ борьбы с такого рода явлением - это дать
возможность привыкнуть (адаптироваться) к ситуации. Для таких учащихся
нужно увеличить время тренировочных, пробных серий. Другим эффективным
средством может быть ненавязчивый и доброжелательный контроль со стороны
учителя. Таких детей не нужно постоянно «дергать» и настойчиво опекать.
Для формирования готовности к тестированию, помимо уже
перечисленных действий, необходимо заблаговременно (за несколько дней до
тестирования)
создавать
установку
на
конкретную
деятельность.
Для
этого
15
достаточно конкретно и, по возможности, подробно информировать учащихся о
предстоящем тестировании. Такая информация должна включать: сообщение о
времени проведения тестирования, его целях, перечне тем и вопросов, которые
выносятся
для
контроля,
общих
требованиях
к
учащимся
во
время
тестирования
(что
разрешается,
что
запрещается)
и
о
том,
как
будет
организовано тестирование. Если есть возможность, то нужно информировать
также о том, когда будут получены результаты тестирования, будут ли они
обсуждаться и будут ли влиять на итоговые оценки.
Для формирования положительного отношения к тестам и тестированию
необходима,
прежде
всего,
конкретная
информация
для
учащихся,
разъясняющая
им
перспективность
и
преимущества
метода
тестов.
Эта
информация должна быть направлена на:
- нейтрализацию
отрицательного
отношения
учащихся
к
контролю
и
оценке;
разъяснению
того,
что
тестирование
позволяет
снять
проблему
зависимости оценки от отношения учителя к ученику;
-
снятие
тревожности,
напряженности,
стресса,
обусловленного
ожиданием отрицательных последствий контроля;
-
подчеркивание
объективности
контроля
и
справедливости
оценок,
полученных в результате тестирования.
Необходимо, кроме того, систематически и постепенно формировать у
учащихся
способность
к
самоконтролю
и
самоанализу.
Возможности
тестирования
в
этом
случае
-
в
плане
предоставления
разнообразной
информации - в настоящее время используются очень слабо.
На этапе проведения тестирования необходимо требовать от учащихся
строгого
соблюдения
инструкций
и
правил.
Если
подготовка
проведена
правильно, то на этом этапе не должно возникать особых проблем. Если же
16
подготовка
была
неполной,
недостаточной
или
неадекватной,
то
возможны
отклонения,
которые
требуют
вмешательства
учителя
(или
другого
лица,
проводящего тестирование). Ошибки могут возникать не только из-за плохого
внимания, но и потому, что школьники могут придавать большого значения
качеству заполнения бланка (т.е. по причине ослабления внимания к этому
вопросу).
В
то
же
время
для
тестирования
—
это
один
из
важных
технологических моментов, связанных с обработкой результатов проверочных
работ.
Для борьбы с ошибками можно использовать различные средства.
Надежнее всего научить самих учащихся контролировать заполнение бланка.
Для
этого
не
обязательно
проводить
специальные
занятия.
Достаточно
регулярно проводить разбор этих ошибок на уроке - во время сообщения и
обсуждения результатов тестирования. Этого может оказаться недостаточным
для
тех
учащихся,
которые
имеют
определенные
недостатки
в
развитии
внимания. Для этой категории учащихся необходимы занятия по специальной
программе.
Таким образом, учитель, проводящий тестирование, должен требовать
от
учащихся
соблюдения
инструкций
и
правил,
определяющих
проведение
тестирования.
Необходимо
подчеркивать,
что
правила и требования
тестирования обусловлены технологией тестирования, а не желаниями учителя
или администрации.
Еще
один
важный
этап
в
тестировании
связан
с обсуждением полученных
результатов
оценки с
классом
или
отдельными
учениками. Его смысл состоит, во-первых, в том, чтобы довести до каждого
учащегося
достоверную
информацию
о
реальных
его
достижениях
за
определенный
период.
Другая
задача
состоит
в
том,
чтобы
объяснить
учащемуся, какие ошибки и просчеты он допустил и почему он заслуживает
именно ту оценку, которую получил. И, наконец, сообщение результатов и их
17
анализ позволяют учителю спланировать деятельность по исправлению ошибок
и пробелов, т.е. скорректировать деятельность. Эти задачи могут решаться как
индивидуально, так и в комплексе в зависимости от конкретных обстоятельств
и возможностей контроля.
Если тестирование завершается только сообщением результатов
контроля, то его влияние на обучение, рост и развитие школьников минимально.
В этом случае тестирование в большей степени работает на органы управления
образованием. Вместе с тем и в этом случае у учителя есть возможности для
дифференцированного подхода к результатам тестирования. Б.Г. Ананьев, в
частности, отмечает, что оценка достижений школьника может быть разной в
зависимости от выбранного критерия оценки. Результат может сравниваться с
образцом или с индивидуальными достижениями школьника (предыдущими его
результатами).
Например,
учитель
говорит
ученику:
«Сегодняшний
твой
результат лучше (или хуже ), чем в прошлый раз. И хотя у тебя есть ошибки, в
целом ты поработал хорошо». В этом случае, кроме сообщения объективного
результата, учитель фиксирует внимание на динамике обучения. Кроме того,
оценка в этом случае выполняет еще и стимулирующую функцию.
Значительно больший эффект тестирование будет иметь в том случае,
если ученик будет получать наглядное представление о своих достижениях
(прошлых
и
настоящих).
Каковы
возможности
для
этого?
Формируемая
в
лаборатории аттестационных технологий МИОО компьютерная база данных о
тестировании
позволяет
давать
школам
качественную
и
количественную
информацию о достижениях, как отдельных учеников, так и какого-то класса
или
школы
в
целом;
как
по
отдельным,
так
и
по
нескольким
или
всем
предметам, по которым проводилось тестирование. При этом могут меняться
как форма, так и контекст представления результатов. Например, информация
может быть представлена в виде таблиц, графиков, гистограмм и т.д. На них
могут
быть
представлены,
во-первых,
результаты
тестирования
(отдельных
учеников,
класса
или
школы)
в
сравнении
с
результатами,
полученными
18
раньше, в прошлых тестированиях, это позволяет выявить динамику изменений
в
обучении,
во-вторых,
достижения
ученика
в
сравнении
с
достижениями
других учеников в классе, школе, округе, городе, в третьих, результаты по
отдельному
предмету
на
фоне
достижений
по
другим
предметам
и
т.
д.
Реально
это
позволяет
существенным
образом
изменить
саму
практику
контрольно-оценочной деятельности в школах.
Рекомендации по составлению тестов
Уже более десяти лет в нашей стране разрабатываются тестовые методы
проверки знаний и умений, учащихся по конкретным школьным, особенно это
актуально для гуманитарных дисциплин, таких как история и обществознание.
Критериев оценок много, содержание тестов постоянно меняется, что, впрочем,
нормально. При подготовке тестов очень важным является выбор типа и вида
тестового задания. Наиболее распространенными являются тестовые задания
закрытого типа (каждый вопрос сопровождается готовыми вариантами ответов,
из которых необходимо выбрать один или несколько правильных) и тестовые
задания открытого типа (на каждый вопрос испытуемый должен предложить
свой
ответ:
дописать
слово,
словосочетание,
предложение,
знак,
формулу
и т. д.).
Составляя тест, необходимо учитывать: цели, в соответствии с которыми
проводится тестирование; характер материала, усвоение которого необходимо
выявить; возрастные особенности испытуемых. Как и любая методика оценки
знаний,
технология
тестирования
содержит
ряд
обязательных
требований
к со ставлению
те стовых
материалов:
наличие
цели,
к р ат ко с т ь ,
технологичность,
логическая
форма
высказывания,
наличие
определенного
места
для
ответов,
одинаковость
правил
оценки
ответов,
правильность
расположения
элементов
задания,
одинаковость
инструкции
для
всех
испытуемых, адекватность инструкции форме и содержанию задания .
19
Задание должно быть легко понимаемым, однозначным, по возможности
кратким. Без эмпирической проверки задания не могут называться тестовыми.
Традиционные вопросы, требующие многословных ответов, не рекомендуется
включать
в тест.
Чем
глубже
и полнее
отражается
в тестовых
заданиях
содержание
учебной
дисциплины,
которое
соответствует
материалам
прочитанных
лекций
или
рекомендуемых
учебников,
тем
увереннее
можно
судить о содержательной валидности (что и насколько хорошо тест измеряет),
надежности и выборке тестовых заданий, которые и являются показателями
качества теста. Валидность - определённость области измерения; соответствие
требований, которые мы выдвигаем к измерению, содержанию и сущности
самого объекта измерения, а также совпадение результатов измерения одного
объекта различными методами. Говоря проще, Валидность свидетельствует о
том, что мы измеряем то, что хотели измерить. Точность - статистический
параметр,
определяющий
минимальную
погрешность
или
систематическую
ошибку при диагностике.
В тестовые задания необходимо включать основные, значимые
положения,
которые
обучающийся
должен
знать
в результате
изучения
дисциплины, поэтому, создавать тест, включающий все вопросы дисциплины,
не
всегда
рационально.
Содержание
теста
определяется
с опорой
на
ряд
педагогических
принципов:
соответствие
содержания
теста
целям
тестирования;
определение
значимости
проверяемых
знаний;
взаимосвязь
содержания
и формы,
содержательная
правильность
тестовых
заданий;
репрезентативность
содержания
учебной
дисциплины
в содержании
теста;
соответствие
содержания
теста
уровню
современного
состояния
науки;
комплексность
и сбалансированность
содержания
теста;
системность
и вариативность
содержания.
Не
менее
важным
является
соотношение
теоретических и практических заданий в тесте, а также шрифтовое и цветовое
выделение вопроса и ответов.
20
Выбор формы тестирования зависит от цели тестирования, содержания
теста, технических возможностей, уровня подготовленности учителя в области
теории и методики тестового контроля знаний. Самым лучшим можно считать
тест, в котором заложено широкое содержание, и оно охватывает более глубокие
уровни знаний.
Компьютерное
те стирование
имеет
ряд
преимуще ств
п е р ед
традиционными
формами
и
методами
контроля.
Оно
позволяет
более
рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания,
быстро устанавливать обратную связь с учащимися и определить результаты
усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях,
внести в них коррективы.
Главные требования к системе компьютерного контроля заключаются в
том, что:
Тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и
понятными по содержанию. (текст заданий и ответов компьютерных тестов
необходимо делать кратким и лаконичным).
Компьютерный тест должен быть простым в использовании;
В тестовую систему должно быть включена оценка степени правильности
ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;
Тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность
этих
вопросов
охватывал
весь
материал,
который
обучающийся
должен
усвоить;
Вопросы
должны
подаваться
в
случайном
порядке,
чтобы
исключить
возможность механического запоминания их последовательности;
21
Варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном
порядке;
Необходимо
проводить
учет
времени,
затраченного
на
ответы,
и
ограничивать это время.
В большинстве своём возможности отдельно взятого теста ограничены.
Поэтому при итоговом контроле следует использовать различные их виды для
наиболее полной и разносторонней оценки развития личности.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что использование тестов
в процессе
контроля
знаний
обучающихся
достаточно
эффективно
при
правильном выборе самого конструктора и грамотном построении вопросов.
Кроме
того,
объективный
тестовый
контроль
в процессе
обучения
характеризуется большим воспитательным значением, так как он повышает
ответственность
за
выполняемую
работу
не
только
обучающихся,
но
и преподавателя,
приучает
школьников
к систематическому
труду
и аккуратности
в выполнении
учебных
заданий,
формирует
у них
положительные
нравственные
качества
и создает
здоровое
общественное
мнение. Тестирование позволяет своевременно определить успехи школьников,
выявить
пробелы
в знаниях
при
изучении
дисциплины.
Таким
образом,
тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения
автоматизированного контроля. В этом смысле ни одна из известных форм
контроля знаний с тестированием сравниться не может.
Переход к массовому тестированию в школах, среди прочего, позволяет
изменить отношение школьников к оценкам и оцениванию. Реализация такой
установки во многом зависит от педагогической общественности и всех, кто
участвует в организации и проведении тестирования в школах — учителей,
педагогов,методистов.
22
Но при всех положительных качествах метода тестирования он не может
быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и
должен быть использован наряду с теми традиционными формами проверки
результатов обучения, которые сложились в школе и оправдали себя в практике
ее работы.
Литература
1.
Акопова
Л.И.,
Внутришкольный
контроль
по
истории.
[Текст]/
Л. И.Акопова, С. А. Ястребова, М.,1998. С.26.
2.
Амонашвили
Ш.А.
Воспитательная
и
образовательная
функция
оценки
учения школьников. - М, 1984 - 169 с.
3.
Битянова
М.Р.,
Профессия
-
школьник:
программа
формирования
индивидуального
стиля
познавательной
деятельности
у
младших
школьников.[Текст] /М. Р. Битянова, Т. В Азарова, Т. В. Земских, М., 2000.
С.112.
4.
Вяземский
Е.Е.,
Теория
и
методика
преподавания
истории[
Текст]/
Е. Е.Вяземский, О. Ю. Стрелова, М. 2003. С.36.
5. Егоров Е.В. Преподавание истории в школе.[Текст ]/Е. В. Егоров, М.,2005.
С.54-58.
6. Кипа К.А. Некоторые аспекты применения методов рациональной философии
истории в процессе преподавания истории и обществознания в старших классах
[Текст ]/К. А. Кипа //Преподавание истории и обществознания в школе. №1, М.,
2002. С. 46.
7. Корнилов В.А., Тесты.[ Текст] /В. А. Корнилов, О. П. Шумарина, В. И. Жог,
М.,1993. С.9-12.
23
8. Кузьмина Э.М., Преподавание истории в школе. [Текст]/ Э. М. Кузьмина,
О. В. Набатова, М..2004. С.63.
9.
Лакатос
И.
Методология
научных
исследовательских
программ[Текст]/И.
Лакатос // Вопросы философии.- № 4, М., 1995. С.67.
10. Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций[Текст]./Б. Т. Лихачев, М., 2001. С.315.
11.
Нейман
Ю.М.,
Введение
в
теорию
моделирования
и
параметризации
педагогических тестов.[Текст] /Ю.М. Нейман, В. А. Хлебников, М., 2000. С.213.
12. Нейман Ю.М. Шкалирование результатов единого госэкзамена.[Текст] /Ю.
М. Нейман М., 2002. С.127.
13.
Новые
педагогические
и
информационные
технологии
в
системе
образования[Текст]/ Е.С. Полат. М., 2000. С. 246.
14.
Фридман
Л.М.
Педагогический
опыт
глазами
психолога:
[Текст]/Л.
М.
Фридман, Кн. для учителя. - М., Просвещение, 1987 -224 с.
15.Чурина К. В. Тестирование как форма контроля результатов обучения [Текст]
/ К. В. Чурина, Е. К. Зимина // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1214-
1217.
16. Шмелев А.Г. Тесты для старшеклассников и абитуриентов. [Текст]/ А. Г.
Шмелев М., 2000. С.124 - 132.
24