Напоминание

"Путешествие на Крайний Север"


Автор: Емешкина Оксана Александровна
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "ДСКВ №70"
Населённый пункт: город Братск, Иркутская область
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Путешествие на Крайний Север"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №70»

Конспект НОД

познавательное развитие

старшая группа

тема: «Путешествие на Крайний Север»

Составила:

воспитатель

Емешкина О.А.

Братск, 2017 год

Задачи:

Образовательные:

закрепить

представления

детей

о

животных

Севера.

Уточнить

представления

об

особенностях

природных

условий.

Продолжать

знакомить со свойством снега. Развивать умение собирать из частей целое,

закрепить порядковый счет. Знакомить с глобусом, компасом.

Воспитательные:

воспитывать

любовь

к

животным,

формирование

коммуникативных навыков – умение договариваться, работать в команде.

Развитие речи: составление связных рассказов, развитие выразительной речи.

Активизация

словаря:

названия

животных

Крайнего

Севера,

полярники,

северное сияние, компас.

Оборудование:

иллюст рации

с

изображением

К райнего

С е в е р а ,

мультимедийная установка(«Ло –ло»); разрезные картинки – пингвин, белый

медведь, морж, карточки с загадками; глобус, компасы по количеству детей;

волшебная палочка; оборудование для проведения опыта – перья, баночка с

подсолнечным маслом, таз с водой, разнос со снегом, манка, вата, пенопласт,

мелкие

игрушки

животных

севера,

фигурки

людей

для

создания

макетов;

силуэты рукавиц, набор цветной бумаги, ножницы, бусинки, пуговицы для

украшений; посылка.

Предварительная работа: беседа и рассматривание с детьми иллюстраций,

фотографий

о

Крайнем

Севере.

Чтение

художественной

литературы.

Ситуационный

разговор

«Чем

отличаются

животные

Сибири

от

животных

Севера»; дидактическая игра «Кто где живет?».

Первая часть. Вводная.

Звучат позывные радио:

- Внимание! Внимание! Внимание! Говорит радио группы «Пчелка». Предлагаю

всем детям собраться на игровой площадке.

- Все собрались? Посмотрите, никто не остался?

Педагог обращает внимание на глобус:

- Как вы думаете, почему здесь появился глобус? (ответы детей). А вы бы

хотели отправиться в путешествие?

Словесная игра на внимание

Вы смелые? ….. (да)

Умные? …… (да)

Дружные? ….. (да)

Ленивые? …… (нет)

Ловкие? ….. (да)

- Тогда в путь! А куда мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадки!

Перед детьми белые карточки с цифрами от одного до пяти.

- С какой карточки начнем? (где цифра один – закрепление порядкового счета).

1. Там где холод, снег и лед

Этот дивный зверь живет.

Он большой, пушистый, белый

А еще рыбак умелый (белый медведь)

2. Сел тюлень на этот плот.

В море смело он плывет.

Плот для странствий ненадежен:

Расколоться с треском может (льдина)

3. Белой глыбой ледяной

В океане встал стеной.

Знает каждый капитан

Как опасен великан (айсберг)

4. Как красивы полюса,

Как сверкают небеса!

Яркий всплеск и там и тут,

Только это не салют (северное сияние)

5. Словно царскую корону

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый

Любит снежные луга (северный олень)

- Догадались?! Конечно, это Крайний Север. Арктика. Давайте найдем Арктику

на глобусе. Где мы будем искать? (в верхней части глобуса, на макушке).

- Как вы думаете, какой он, Крайний Север?

Коммуникативная игра: «Волшебная палочка»

Дети передают палочку друг другу, называя характерные особенности севера:

все

покрыто

снегом,

очень

холодно,

бывает

северное

сияние,

целую

зиму

длится полярная ночь, круглый год зима и т.д.

- Да! На Крайнем Севере очень холодно. Надо одеваться теплее.

Игра малой подвижности «Я надел пальто»

Я надел пальто в прихожей (имитация одевания)

Раз, два, три – и я прохожий.

Я по улице хожу (ходят в разном направлении).

Не толкаюсь,

не кричу, быть воспитанным хочу (дети здороваются друг с

другом разными способами)

- С такими дружными и вежливыми ребятами

можно отравляться в любое

путешествие. Но путь долгий, и мы можем заблудиться… Что делать? Какой

прибор нам поможет? (компас)

Дети выбирают в коробке компас и застегивают на своей руке.

Музыкально – двигательная игра

Под ритмичную музыку дети змейкой идут друг за другом, повторяя

движения за ведущим. По ходу движения смена ведущего происходит несколько

раз.

Вторая часть. Основная.

- Посмотрите на компас, мы правильно идем?

На экране появляется отрывок из мультфильма «Ло-ло» (пингвин).

- А какие еще животные живут на Крайнем Севере? Поговорим о них? Но у

меня

всего

три

конверта,

а

вас

много.

Как

быть?

(разделиться

на

три

кампании).

- Посмотрите внимательно компас. Приборы помогут вам разделиться.

По форме циферблата (овальный, круглый, квадратный) дети делятся на

три кампании и находят себе место.

«Разведчик» из каждой кампании подходит к воспитателю и берет конверт

с заданием – собрать разные картинки и составить рассказ о животных

(пингвин, белый медведь, морж). Чтобы помочь детям справиться с заданием,

воспитатель предлагает схемы – подсказки.

На работу дается три минуты. «Хранитель времени» следит за песочными

часами.

Выслушав ответы, дети делают вывод: под кожей у животных толстый

слой жира и густой мех, поэтому они не мерзнут.

Пальчиковая игра «Кто на севере живет»

Медведь, тюлень, клыкастый морж, пингвин, олень и куропатка.

(сгибать пальцы обеих рук, начиная с большего)

Этих северных животных

(сжимать и разжимать пальцы)

Ты на юге не найдешь.

(грозят пальчиком).

- Как вы думаете, почему животные выходят из воды сухими? (слой жира

отталкивает воду). Проверим?

Опыт с водой и подсолнечным маслом.

Дети берут по одному перу. Окунают перья в подсолнечное масло, затем

отпускают их в воду – капли воды скатываются по перу.

- Да, на севере суровые условия. Но люди и животные приспосабливаются к

жизни и очень любят свой край. Посмотрите, как красиво на Крайнем Севере

(рассматривание иллюстраций).

- Давайте создадим «кусочек» своего севера.

Дети делятся на две кампании по цвету ремешка на компасе и создают

макеты, используя манку, вату, камушки, пену для бритья, пенопласт, набор

мелких игрушек животных Крайнего Севера и др.

За 5 минут дети заканчивают работу. Все вместе рассматривают макеты.

Педагог выставляет разнос с настоящим снегом.

- На севере круглый год снег. Какой он? Дети берут снег, лепят снежки.

- Что можно слепить из снежков? Дети выкладывают гусеницу.

- Давайте поставим нашу снежную гусеницу в тепло, а потом посмотрим, что с

ней произойдет.

На слайде появляется полярник.

- Смотрите, ребята, кто это? Чем занимаются полярники на Крайнем Севере?

(изучают жизнь животных, условия севера).

- Давайте полярникам что- нибудь подарим.

Дети находят рукавички. По цвету стрелок на компасе делятся на пары.

Украшение рукавиц (в парах)

Дети договариваются, как будут украшать варежки, используя «Волшебные

сундучки». По ходу работы дети вспоминают правила:

- аккуратно работать ножницами;

- убирать рабочее место;

- договариваться.

Повторяют пословицы и поговорки о дружбе, поют любимые песни.

Закончив работу, дети складывают варежки в ящик и отправляют посылку

полярникам.

Третья часть. Заключительная.

- Наше путешествие подошло к концу. С каким настроением вы вернулись, мы

узнаем, подойдя к глобусу (дети подходят к глобусу и крепят на Крайний

Север сердечко соответствующего цвета).



В раздел образования