Автор: Беляева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №27 "Березка"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Об организации совместной деятельности педагога с детьми в условиях современного дошкольного образования (культурные практики), направленной на формирование коммуникативных умений дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Об организации совместной деятельности педагога с детьми в условиях
современного дошкольного образования (культурные практики),
направленной на формирование коммуникативных умений
дошкольников
Беляева Г.В., воспитатель МБДОУ ДС № 27 «Березка»
На всех этапах исторического развития человечества ценились и были
достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас, хорошо
развитую
речь,
умеющие
свободно
общаться.
Проблема
коммуникации
в
настоящее
время
занимает
одно
из
ведущих
мест
в
исследованиях
философов, социологов, педагогов и психологов.
Формирование коммуникативных умений - важное условие развития
человека. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни
коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит его дальнейшее
социальное и личностное развитие.
К
числу
наиболее
важных
личностных
проявлений,
составляющих
коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; его
локализованность;
наличие
установки
на
общение
с
другими
людьми;
особенности эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие
человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки.
С
появлением
Федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным
видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников
самостоятельности
и
творчества.
В
основу
реализации
задач
ФГОС
ДО
положены культурологический, деятельностный и личностный подходы.
Культурологический
подход
определяет
воспитание
как
способ
приобщения
ребенка
к
ценностям
мировой
и
национальной
культуры,
развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и
здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике
является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической
культуры воспитателя.
Появилось понятие культурных практик. Н.Б.Крылова
считает, что
«культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на
текущих
и
перспективных
интересах
ребенка
виды
самостоятельной
деятельности, поведения и опыта».
Для
развития системы культурных практик ребенку необходимо не
столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий
душевный
настрой
(забота)
взрослого
и
ребенка,
их
взаимное
доверие,
озабоченность общим делом (интересом). В качестве ведущей культурной
практики
выступает
игровая
практика,
позволяющая
создать
событийно
организованное
пространство
образовательной
деятельности
детей
и
взрослых.
В
процессе
своей
работы
с
детьми
стараюсь
строить
на
основе
доброжелательности, уважения человеческого достоинства детей, ориентации
на
их
интересы
и
потребности.
Выступаю
в
роли
старшего
друга,
наставника, партнера, организатора, помощника. Свою задачу вижу в том,
чтобы развивать и поддерживать в детях любознательность, живой интерес,
инициативу, самостоятельность, ощущение значимости каждого в больших и
малых делах группы.
Стремлюсь сделать так, чтобы ошибки и неудачи не вызывали у детей
чувство страха, не ограничивали их активность и инициативу.
Для этого
внимательно
выслушиваю
все
ответы,
идеи
и
предложения
детей.
В
ситуациях, когда предложенный
ответ, идея или решение проблемы «не
подходят», стараюсь подвести к тому, чтобы дети сами в этом убедились.
Принципиально
важным
считаю
при
организации
образовательной
деятельности опираться на личностные мотивы воспитанников (стремление к
общению, к самореализации и самоутверждению, получению удовлетворения
от
процесса
и
результата
деятельности),
эмоциональную
сферу
и
познавательный
интерес
детей.
Стараюсь
любую
деятельность
не
навязывать детям, а сделать так чтобы они видели (понимали и принимали)
свою («детскую») цель в любой деятельности.
Культурные
практики
охватывают
разные
сферы
активности
до-
школьников
в
образовательной
деятельности
в
течение
всего
времени
пребывания в детском саду в различных формах организации.
Введение
культурных
практик
в
образовательную
деятельность
осуществляется по двум направлениям.
Культурные
практики
на
основе
инициатив
самих
детей.
Это
самостоятельная
детская
деятельно сть,
которая
протекает
ка к
индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская
активность
в данном
случае
направляется
на
самостоятельное
познание
окружающего,
поиски
ответов
на
возникшие
вопросы,
воспроизведение
способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую ре-
ализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка
объектов,
индивидуальную
и
совместную
со сверстниками
игровую,
изобразительную, конструктивную деятельность и др.
Культурные
практики,
инициируемые,
организуемые
и
направляемые
взрослыми. Эти
культурные
практики
направлены
на
развитие
самостоятельной
коммуникативной
активности
дошкольников
и
основываются на поддержке детских инициатив и интересов.
Культурные практики проектируются
в соответствии с решаемыми
образовательными
задачами,
их
выбор
связан
непосредственно
с
содержанием
комплексно-тематического
планирования
образовательной
деятельности
и
направлен
на
обогащение
культурного
опыта,
само-
стоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной социализации
и индивидуализации дошкольников.
Комплексно-тематическое планирование позволяли органично сочетать
культурные практики, инициируемые педагогом, и свободные культурные
практики, инициируемые детьми.
Проектирование культурных практик предъявляет особые требования к
содержанию и организации образовательной деятельности, взаимодействию
взрослых
и
детей,
конструированию
развивающей
предметно-
пространственной
среды.
Реализуются
через
событийно-творческую
направленность
жизнедеятельности
дошкольников
в
группе
и
выбор
тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и
проблем его индивидуального развития.
Событийный сценарий развития дошкольников в нашем детском саду
выстраивается как система активного решения детьми разнообразных, посте-
пенно усложняющихся, отвечающих актуальным детским потребностям и ин-
тересам
проблемных
задач
и
ситуаций,
побуждающих
дошкольников
к
проявлению самостоятельности и коммуникативной активности. Это требует
применения
личностно-ориентированных
педагогических
технологий
развития культурного опыта детей дошкольного возраста.
По
мере
расширения
представлений
об
окружающем,
накопления
опыта
коммуникативных
практик
у
детей
постепенно
расширяются
и
возможности общения. Очень важно тщательно отбирать наиболее важные
для ситуации общения речевые средства так, чтобы, занятие или игра не
превращалась в повторение бесчисленного количества слов. Эмоциональный
настрой в результате пропадает, и игра перестает привлекать детей.
В играх
стараюсь отражать тот речевой материал, который знаком
детям и по другим занятиям. Для этого очень подходят квест-игры.
Слово «квест» переводится с английского языка как «поиск».
В общем
смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает
достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий. Если говорить
о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще
всего
командная,
включающая
различные
задания
соревновательного
характера
и
имеющая
определенный
сюжет.
Детские
квесты
отличаются
наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений -
это
могут
быть
как
физические
соревнования,
так
и
интеллектуальные
викторины, но обязательно в них предусматривается общение, коллективное
обсуждение проблемы, поиск путей решения ее.
Для
эффективной
организации
детских
квестов
придерживаюсь
определенных принципов и условий:
чтобы все игры и задания были безопасными;
задачи,
поставленные
перед
детьми,
соответствовали
возрасту
участников и их индивидуальным особенностям;
не унижали достоинство ребенка;
в содержание включаются разные виды деятельности, в том числе по
развитию коммуникативных способностей;
задания обязательно должны быть последовательными, логически
взаимосвязанными;
игры эмоционально окрашены с помощью декораций, музыкального
сопровождения, костюмов, инвентаря;
до дошкольников доносится цель игры, к которой они стремятся
(например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);
продумываются временные интервалы, во время которых дети могут
выполнить задание, но при этом, не потеряв к нему интерес;
свою роль, как педагога в игре, вижу в том, чтобы направлять детей,
«наталкивать»
на
правильное
решение,
но
окончательные
выводы
дети
делают самостоятельно.
Таким образом, задачи коммуникативного развития дошкольника не
исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и
словесно формулировать мысль. Дети постоянно упражняются не только в
умении
отвечать
на
вопросы
взрослого,
но
и
самому
их
задавать,
инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с
окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные
контакты,
вежливо
вести
спор,
поддерживать
содержательный
разговор,
бесед.
Культурные
практики
направлены
на
развитие
коммуникативных
навыков
детей
дошкольного
возраста
и
имеют
своей
основной
целью
активизацию коммуникации в детской группе.