Напоминание

Об организации совместной деятельности педагога с детьми в условиях современного дошкольного образования (культурные практики), направленной на формирование коммуникативных умений дошкольников


Автор: Беляева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №27 "Березка"
Населённый пункт: г. Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Об организации совместной деятельности педагога с детьми в условиях современного дошкольного образования (культурные практики), направленной на формирование коммуникативных умений дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Об организации совместной деятельности педагога с детьми в условиях

современного дошкольного образования (культурные практики),

направленной на формирование коммуникативных умений

дошкольников

Беляева Г.В., воспитатель МБДОУ ДС № 27 «Березка»

На всех этапах исторического развития человечества ценились и были

достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас, хорошо

развитую

речь,

умеющие

свободно

общаться.

Проблема

коммуникации

в

настоящее

время

занимает

одно

из

ведущих

мест

в

исследованиях

философов, социологов, педагогов и психологов.

Формирование коммуникативных умений - важное условие развития

человека. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни

коллективе, то есть группе детского сада, во многом зависит его дальнейшее

социальное и личностное развитие.

К

числу

наиболее

важных

личностных

проявлений,

составляющих

коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; его

локализованность;

наличие

установки

на

общение

с

другими

людьми;

особенности эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие

человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки.

С

появлением

Федерального

государственного

образовательного

стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным

видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников

самостоятельности

и

творчества.

В

основу

реализации

задач

ФГОС

ДО

положены культурологический, деятельностный и личностный подходы.

Культурологический

подход

определяет

воспитание

как

способ

приобщения

ребенка

к

ценностям

мировой

и

национальной

культуры,

развития его творческих способностей и наклонностей, защиту его прав и

здоровья. Условием реализации культурологического подхода в педагогике

является диалог культур – личностной культуры ребенка и педагогической

культуры воспитателя.

Появилось понятие культурных практик. Н.Б.Крылова

считает, что

«культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на

текущих

и

перспективных

интересах

ребенка

виды

самостоятельной

деятельности, поведения и опыта».

Для

развития системы культурных практик ребенку необходимо не

столько воспитание, как педагогическая поддержка, сотрудничество, общий

душевный

настрой

(забота)

взрослого

и

ребенка,

их

взаимное

доверие,

озабоченность общим делом (интересом). В качестве ведущей культурной

практики

выступает

игровая

практика,

позволяющая

создать

событийно

организованное

пространство

образовательной

деятельности

детей

и

взрослых.

В

процессе

своей

работы

с

детьми

стараюсь

строить

на

основе

доброжелательности, уважения человеческого достоинства детей, ориентации

на

их

интересы

и

потребности.

Выступаю

в

роли

старшего

друга,

наставника, партнера, организатора, помощника. Свою задачу вижу в том,

чтобы развивать и поддерживать в детях любознательность, живой интерес,

инициативу, самостоятельность, ощущение значимости каждого в больших и

малых делах группы.

Стремлюсь сделать так, чтобы ошибки и неудачи не вызывали у детей

чувство страха, не ограничивали их активность и инициативу.

Для этого

внимательно

выслушиваю

все

ответы,

идеи

и

предложения

детей.

В

ситуациях, когда предложенный

ответ, идея или решение проблемы «не

подходят», стараюсь подвести к тому, чтобы дети сами в этом убедились.

Принципиально

важным

считаю

при

организации

образовательной

деятельности опираться на личностные мотивы воспитанников (стремление к

общению, к самореализации и самоутверждению, получению удовлетворения

от

процесса

и

результата

деятельности),

эмоциональную

сферу

и

познавательный

интерес

детей.

Стараюсь

любую

деятельность

не

навязывать детям, а сделать так чтобы они видели (понимали и принимали)

свою («детскую») цель в любой деятельности.

Культурные

практики

охватывают

разные

сферы

активности

до-

школьников

в

образовательной

деятельности

в

течение

всего

времени

пребывания в детском саду в различных формах организации.

Введение

культурных

практик

в

образовательную

деятельность

осуществляется по двум направлениям.

Культурные

практики

на

основе

инициатив

самих

детей.

Это

самостоятельная

детская

деятельно сть,

которая

протекает

ка к

индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская

активность

в данном

случае

направляется

на

самостоятельное

познание

окружающего,

поиски

ответов

на

возникшие

вопросы,

воспроизведение

способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую ре-

ализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка

объектов,

индивидуальную

и

совместную

со сверстниками

игровую,

изобразительную, конструктивную деятельность и др.

Культурные

практики,

инициируемые,

организуемые

и

направляемые

взрослыми. Эти

культурные

практики

направлены

на

развитие

самостоятельной

коммуникативной

активности

дошкольников

и

основываются на поддержке детских инициатив и интересов.

Культурные практики проектируются

в соответствии с решаемыми

образовательными

задачами,

их

выбор

связан

непосредственно

с

содержанием

комплексно-тематического

планирования

образовательной

деятельности

и

направлен

на

обогащение

культурного

опыта,

само-

стоятельности поведения и деятельности, чувств и позитивной социализации

и индивидуализации дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование позволяли органично сочетать

культурные практики, инициируемые педагогом, и свободные культурные

практики, инициируемые детьми.

Проектирование культурных практик предъявляет особые требования к

содержанию и организации образовательной деятельности, взаимодействию

взрослых

и

детей,

конструированию

развивающей

предметно-

пространственной

среды.

Реализуются

через

событийно-творческую

направленность

жизнедеятельности

дошкольников

в

группе

и

выбор

тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и

проблем его индивидуального развития.

Событийный сценарий развития дошкольников в нашем детском саду

выстраивается как система активного решения детьми разнообразных, посте-

пенно усложняющихся, отвечающих актуальным детским потребностям и ин-

тересам

проблемных

задач

и

ситуаций,

побуждающих

дошкольников

к

проявлению самостоятельности и коммуникативной активности. Это требует

применения

личностно-ориентированных

педагогических

технологий

развития культурного опыта детей дошкольного возраста.

По

мере

расширения

представлений

об

окружающем,

накопления

опыта

коммуникативных

практик

у

детей

постепенно

расширяются

и

возможности общения. Очень важно тщательно отбирать наиболее важные

для ситуации общения речевые средства так, чтобы, занятие или игра не

превращалась в повторение бесчисленного количества слов. Эмоциональный

настрой в результате пропадает, и игра перестает привлекать детей.

В играх

стараюсь отражать тот речевой материал, который знаком

детям и по другим занятиям. Для этого очень подходят квест-игры.

Слово «квест» переводится с английского языка как «поиск».

В общем

смысле данное понятие обозначает какой-либо сюжет, который предполагает

достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий. Если говорить

о квесте как о форме организации детских мероприятий, то это игра, чаще

всего

командная,

включающая

различные

задания

соревновательного

характера

и

имеющая

определенный

сюжет.

Детские

квесты

отличаются

наличием заданий, затрагивающих самые разные области знаний и умений -

это

могут

быть

как

физические

соревнования,

так

и

интеллектуальные

викторины, но обязательно в них предусматривается общение, коллективное

обсуждение проблемы, поиск путей решения ее.

Для

эффективной

организации

детских

квестов

придерживаюсь

определенных принципов и условий:

чтобы все игры и задания были безопасными;

задачи,

поставленные

перед

детьми,

соответствовали

возрасту

участников и их индивидуальным особенностям;

не унижали достоинство ребенка;

в содержание включаются разные виды деятельности, в том числе по

развитию коммуникативных способностей;

задания обязательно должны быть последовательными, логически

взаимосвязанными;

игры эмоционально окрашены с помощью декораций, музыкального

сопровождения, костюмов, инвентаря;

до дошкольников доносится цель игры, к которой они стремятся

(например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого);

продумываются временные интервалы, во время которых дети могут

выполнить задание, но при этом, не потеряв к нему интерес;

свою роль, как педагога в игре, вижу в том, чтобы направлять детей,

«наталкивать»

на

правильное

решение,

но

окончательные

выводы

дети

делают самостоятельно.

Таким образом, задачи коммуникативного развития дошкольника не

исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и

словесно формулировать мысль. Дети постоянно упражняются не только в

умении

отвечать

на

вопросы

взрослого,

но

и

самому

их

задавать,

инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с

окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные

контакты,

вежливо

вести

спор,

поддерживать

содержательный

разговор,

бесед.

Культурные

практики

направлены

на

развитие

коммуникативных

навыков

детей

дошкольного

возраста

и

имеют

своей

основной

целью

активизацию коммуникации в детской группе.



В раздел образования