Автор: Фишман Аркадий Владимирович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "Яблоневская ОШ"
Населённый пункт: с. Яблонево, Кораблинский район, Рязанская область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии в современном уроке физической культуры"
Раздел: среднее образование
Вы
ступление
на заседании методического объединения
учителей физической культуры и ОБЖ
Кораблинского района
учителя физической культуры МОУ «Яблоневская ОШ»
Фишмана Аркадия Владимировича
Тема:
«Здоровьесберегающие технологии в современном
уроке физической культуры».
г. Кораблино
2016 г.
Содержание:
1. Современный урок - как форма организации работы по формированию
культуры здорового и безопасного образа жизни
2. Здоровьесберегающие технологии в современном уроке физической
культуры.
2.1. Основные компоненты здоровьесберегающей технологии.
2.2. Функции здоровьесберегающей технологии.
2.3. Типы здоровьесберегающих технологий и условия их внедрения в
образовательный процесс.
3. Система работы по применению здоровьесберегающих технологий на
уроках физической культуры
4. Основные положения здоровьеформирующего образования на уроке
физической культуры в школе
Заключение
Список использованной литературы
«Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья».
Артур Шопенгауэр
1. Современный урок - как форма организации работы по
формированию культуры здорового и безопасного образа жизни
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а
успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье
неразделимы. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое
ухудшение здоровья учащихся. Свою долю ответственности за сложившуюся
ситуацию несет система образования. Мы все острее понимаем свою
ответственность за благополучие новых поколений. На первый план
выступает воспитание у детей потребности в здоровье как жизненно важной
ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.
Современный урок физической культуры должен способствовать
здоровьесбережению школьника. Необходимо обеспечить
здоровьесберегающие условия обучения детей: нагрузка на уроке должна
быть индивидуализирована, рациональна, должна приводить к успеху без
переутомления и утраты здоровья. Важно, чтобы на уроках физической
культуры происходило реальное воспитание культуры здоровья,
формирование потребности вести здоровой образ жизни, противостоять
вредным привычкам. Для повышения мотивации к занятиям физической
культуры необходимо создание здорового психологического климата на
уроке, использование ИКТ, учет мнения учеников при оценивании
(самооценка, взаимооценка), индивидуальный подход с учетом физических
способностей каждого ученика.
Как известно, образование в нашей стране, будучи вовлеченными в
современные социально-экономические преобразования, претерпевают
серьёзные изменения. Вместе с тем существует один аспект в системе
образования, которого современные изменения коснулись несущественно.
Как ни странно, это ведущая организационная форма учебной деятельности –
урок.
Урок всегда должен быть в центре внимания. А значит, он должен быть
интересным, т.е. современным. Современный урок – это, прежде всего урок,
на котором учитель использует возможности ученика, его активного
умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний для
формирования его нравственных основ. Термин «здоровьесберегающие
образовательные технологии» (далее - ЗОТ) можно рассматривать и как
качественную характеристику любой образовательной технологии, её
«сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов,
приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные
технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком
здоровьесбережения.
В отношении здоровья в полной мере справедлива истина: «Лучше не
делать никак, чем делать неправильно!» Но как правильно? Научить ребёнка,
молодого человека общим принципам, современным системам и методам
охраны и укрепления здоровья, безусловно, - задача образовательных
учреждений. А уже за консультациями по частным вопросам, за
корректировкой оздоровительной программы с учётом индивидуальных
особенностей, с целью восстановления пошатнувшегося здоровья человек
может обратиться к медику (физиологу, психологу), специалисту по вопросам
здоровья.
Возложение на школу и учителя такой, казалось бы, несвойственной им
задачи - заботы о здоровье учащихся - определяется следующими причинами:
- Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с
детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья.
Именно в школе, под «присмотром» учителей, школьники проводят
значительную часть времени, и не помогать им, сохранить здоровье, было бы
проявлением бездушия и непрофессионализма.
- Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся -
желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах
образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что
всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу
надо прикрепить, хотя бы одного врача. - В-
третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е.
не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить
здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное
действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных
учреждениях - педагог.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее
время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в
состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это
не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского
работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в
школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Очень большое влияние на функциональное состояние организма
школьников оказывает структура урока. По мнению многих исследователей,
структура урока должна быть гибкой, но обязательно учитывать динамику
работоспособности школьников. Во время фазы врабатывания (первые 3-5
минут) нагрузка должна быть относительно невелика, необходимо дать
школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивости
работоспособности (следующие 20-25 минут) нагрузка может быть
максимальной. Затем нагрузку следует снизить, т. к. развивается утомление.
Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую,
наиболее продуктивную часть урока отводить под опрос домашнего задания:
лучше эту часть урока посвятить изучению нового материала, а опрос
перенести на вторую, менее продуктивную.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это
рациональная организация урока. Показателем рациональной организации
учебного процесса являются:
- объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность,
включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
- нагрузка от дополнительных занятий в школе;
- занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки
физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
В целях совершенствования знаний, умений и навыков по
здоровьесбережению, учителя используют различные методы и приёмы:
практический метод, игровой, соревновательный, активные методы обучения,
воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его
здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная
организация учебной деятельности, а именно:
- строгая дозировка учебной нагрузки;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся;
- соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный
тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
- благоприятный эмоциональный настрой;
- проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
Не нужно забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности.
Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. И
наоборот - частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся
дополнительных адаптационных усилий. Необходимо использовать на уроке
методы, способствующие активизации инициативы и творческого
самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из
«потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию:
1) метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор
способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
2) активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием,
обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как
исследователь); 3) методы, направленные на самопознание и развитие
(интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
Важным условием современного урока является соблюдение СанПиН:
1) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими
нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования
дискуссии, обсуждения; 2) позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли
учитель реально за стойкой, посадкой учащихся; чередуются ли позы в
соответствии с видом работы); 3) физкультминутки и другие
оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и
продолжительность. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему
интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть
усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих
учеников: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, ребенку должно
быть интересно на уроке. С первых минут урока, с приветствия нужно
создать обстановку доброжелательности, т.к. у учащихся развита
интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя.
Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее
физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей,
знания и навыки в области физической культуры, мотивы и основные
способы осуществления физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельности. Именно на уроке физической культуры должна осуществляться
работа по формированию здорового образа жизни учащихся. Учитель должен
работать не только над развитием физических качеств, но и над укреплением
здоровья. Мы не можем вылечить детей или остановить течение болезни, но в
наших силах предотвратить появление многих заболеваний. Например, такие,
как нарушение осанки, плоскостопие, заболевания органов зрения,
желудочно-кишечного тракта. Учитель должен научить ребенка бережному
отношению к своему здоровью. Формирование основ здорового образа жизни
у младших школьников целесообразнее осуществлять через овладение
теоретическим разделом программы «Физическое воспитание».
Теоретическая часть программы включает в себя изучение основ
физической культуры:
- особенность зарождения физической культуры, история первых
Олимпийских игр;
- здоровье и физическое развитие человека;
- работа органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, роль зрения и
слуха в жизни человека;
- влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены
и режима дня на укрепление здоровья;
- физические качества и их связь с физическим развитием;
- формирование правильной осанки;
- терминология разучиваемых упражнений;
- причины травматизма на занятиях физической культуры и правила его
предупреждения.
Данный материал можно осваивать как на специально отведенных уроках (1-
2 часа в четверть), так и в ходе уроков.
Каждый урок физической культуры несет в себе оздоровительную
задачу. Необходимым условием является учет возрастных особенностей
обучающихся. В первом классе, прежде чем приступить к занятиям
физической культуры, необходимо провести беседу-игру с детьми о предмете
«физическая культура» о том, что они будут изучать на данном уроке, с
какими видами спорта будут знакомиться. Новые знания лучше преподносить
с помощью загадок, иллюстраций. Незнакомые слова необходимо
выписывать на карточки для знакомства с их правописанием, а для лучшего
запоминания проговаривать хором. При изучении каждого вида спорта нужно
дать представление о нем, а после выяснить, какие упражнения составляет
изучаемый вид спорта. Знакомить детей с теорией следует на каждом уроке,
постоянно оперируя новыми словами. Только тогда изучаемые понятия будут
звучать в речи учащихся. Большое внимание следует уделить темам: «Режим
дня школьника», «Здоровый образ жизни», «Закаливание организма»,
«Питание. Режим питания», «Физическая активность», «Дневник
самоконтроля».
Детям нужно давать творческие домашние задания:
- составить свой режим дня;
- нарисовать иллюстрацию (факторы отрицательно и положительно
влияющие на здоровье);
- написать сочинение (на тему «Мой здоровый образ жизни»).
В практической части учащиеся должны научиться составлять и
выполнять комплексы утренней гимнастики, комплексы физических
упражнений на развитие гибкости, координации, силы, на формирование
правильной осанки. Так же учащиеся должны познакомиться с
упражнениями, направленными на улучшение зрения, слуха. Их можно
включать, как и в общеразвивающие упражнения, так и в заключительной
части урока. В общеразвивающие упражнения следует включать дыхательные
упражнения по методике А.Н. Стрельниковой. Они способствуют
профилактике острых респираторных заболеваний, улучшают доступ
кислорода в головной мозг. Необходимо ознакомить учащихся с
упражнениями, направленными на профилактику плоскостопия и укрепление
мышечного корсета.
2. Здоровьесберегающие технологии - основа современного урока
физической культуры
Ряд современных концептуальных разработок построения
образовательных систем позволяет очертить ведущие положения,
определяющие необходимость введения здоровьеразвивающих
(здоровьесберегающих) технологий в образование, которым отводят ведущую
роль в гуманизации образования и реализации здравоцентристской
парадигмы здоровья человека третьего тысячелетия – эпохи расцвета
культуры здоровья (М.О. Зотова, 2009).
Предпосылки технологизации обучения закладывались в работах
отечественных ученых П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной,
И.П. Калошиной, З.А. Решетовой, И.И. Ильясова, Л.Н. Ландо, Н.А.
Менчинской, М.Я. Микулинской, Л.Ф. Обуховой, О.С. Анисимова, Б.И.
Коротяева, С.И. Шапиро, А.Б. Наумова, В.В. Белича, В.П. Беспалько, В.М.
Монахова, а также зарубежных ученных Б. Блума, Дж. Миллера, Е.
Галантера, К. Прибрама, М. Минского и других.
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере – это
деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной
предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой
сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий
соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям.
Здоровьеразвивающие образовательные технологии (ЗОТ), реализуемые
на основе личностно-развивающих ситуаций, предполагают активное участие
самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в
формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через
постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося,
развитие его саморегуляции, становления самосознания и активной
жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования
ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-
ориентированного подхода. В традиционной педагогике понятие
здоровьесберегающие технологии трактуется по-разному.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина (2003),
это:
-условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с
возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и
гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям
ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный
режим.
Н.К. Смирнов (2006) дает следующее определение:
«Здоровьесберегающие образовательные технологии это комплексная,
построенная на единой методологической основе, система организационных
и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на
охрану и укрепление здоровья обучающихся.
2.1 Основные компоненты здоровьесберегающей технологии
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии являются:
- аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности
своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ
жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели,
использовать свои умственные и физические возможности;
- гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса
здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных
способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья,
к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по
оздоровлению и укреплению организма;
- здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок,
которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых
для нормального функционирования организма, а также систему
упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по
уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой;
- эмоционально-волевой, который включает в себя проявление
психологических механизмов - эмоциональных и волевых;
- экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид
существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность
определёнными биологическими, экономическими и производственными
ресурсами.
- физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение
способами деятельности, направленными на повышение двигательной
активности, предупреждение гиподинамии.
2.2 Функции здоровьесберегающей технологии
- формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных
закономерностей становления личности;
- информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения
здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных
ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному
здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
-диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе
прогностического контроля, обеспечивает инструментально выверенный
анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического
процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым
ребенком;
- рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего
личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет
соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
- интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и
системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.
2.3 Типы здоровьесберегающих технологий
В психолого-педагогической науке выделяют различные типы
технологий:
-здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение
двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
-оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия,
закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
- технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в
предметы общеобразовательного цикла)
- воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию
личности обучающихся, внеклассные и внешкольные мероприятия,
фестивали, конкурсы и т.д.).
Характеристика здоровьеориентированной технологии как системы,
подразумевает наличие структуры, элементов, ее составляющих, их
взаимосвязь и подчиненность единой цели. В совокупность основных
элементов здоровьесберегающей технологии включены следующие
составляющие:
1. Информационная – включает концептуальные положения по обеспечению
реализации цели и задач.
2. Инструментальная – включает описание материально-технической базы и
учебно-методическое обеспечение.
3. Социальная – определяет кадровый потенциал, его компетентность,
готовность к реализации технологии в образовательном процессе.
4. Финансовая – определяет источники, объемы и систему бюджетных и
внебюджетных средств.
5. Нормативно-правовое обеспечение – использование государственных
нормативных актов, ведение делопроизводства по данному направлению.
Среди значимых (специфических) технологических принципов (при
условии соблюдения общепедагогических принципов), которые необходимо
учитывать при разработке здравотворческой системы образования Н.А.
Соловьева выделят следующие:
- принцип единства связи элементов системы здоровьесберегающей
технологии (основные ее составляющие взаимосвязаны и взаимозависимы:
изменение одной из них непременно требует изменения других);
- принцип диагностичности целеполагания;
- принцип функциональной полноты и функциональной взаимосвязи
содержания технологии (полная реализация ЗОТ возможна в случае охвата
одновременно всех составляющих и компонентов образовательной системы);
- принцип открытости функциональных и методических действий (все, что
делается в процессе внедрения и становления ЗОТ, должно быть понятным,
логически обоснованным и информационно открытым для всех субъектов
образовательного процесса);
- принцип объективной оценки конечного результата (только при выполнении
этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск
способов управления); -
принцип преемственности и завершенности (состоит в согласованности не
только содержания, но и технологической модели, форм учебной
деятельности на разных ступенях образования, как в макро, так и в
микроструктуре);
- принцип вариативности средств, методов и организационных форм
внедрения ЗОТ (широкий спектр и разнообразие средств, методов,
организационных форм и видов здравотворческих технологий обеспечивает
максимальный эффект);
- принцип оптимизации (предполагает в каждом конкретном случае выбор
наилучшего варианта плана действий).
Несмотря на различия в трактовках понятия «здоровьесберегающие
образовательные технологии» и использование некоторыми авторами
понятия «здоровьеразвивающие педагогические технологии»
(подчеркивающего развивающий, формирующий потенциал и функционал
образования), мнения специалистов сходятся в необходимости
проектирования здоровьеформирующей среды являющейся важнейшим
элементом работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Н.Т. Рылова (2007) определяет здоровьесберегающую среду
образовательных учреждений как совокупность управленческих,
организационных, обучающих и оздоровительных условий, направленных на
формирование, укрепление и сохранение социального, физического,
психического здоровья обучающихся, педагогов на основе психолого-
педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения
образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации
комплекса межведомственных мероприятий по созданию социально-
адаптированной образовательной среды.
Целью ЗОТ выступает обеспечение условий физического, психического,
социального и духовного комфорта, способствующих сохранению и
укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной
учебно-познавательной и практической деятельности, основанной на научной
организации труда и культуре здорового образа жизни личности. Исходя из
слагаемых ЗОТ и их характеристик, можно сказать, что данная система
представляет собой совокупность организационно-функциональных и
психолого-педагогических установок, определяющих многовариантный
набор и компоновку действий, форм, методов, приемов, операций, процедур,
образовательно-воспитательных средств, обеспечивающих практико-
ориентированное погружение учащихся в специально созданную среду. Это
система организационных форм и технологических единиц,
ориентированных на конкретный результат - здоровье личности и общества.
Планирование и проведение здравотворческой работы, предполагает
организацию здоровьесберегающего пространства учреждения образования,
объединяющего феномены, сферы, пути и процессы реализации
здоровьеразвивающих образовательных технологий, и объединенных в
несколько структур по характеру этих феноменов и психолого-
педагогических характеристик. Воздействие этого пространства на
обучающихся, воспитанников и педагогов происходит непосредственно в
образовательном учреждении, но его первичное воздействие служит
пусковым механизмом для процессов дальнейших изменений, как
педагогического пространства, так и действующих в нем субъектов.
В данных образовательных учреждениях сохранение здоровья
обучающихся во многом зависит от организации системы условий школьной
среды, способствующих формированию, сохранению и укреплению здоровья,
внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе
образования, Н. К. Смирнов выделяет медико-гигиенические, физкультурно-
оздоровительные, экологические здоровьесберегающие технологии,
технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности,
здоровьесберегающие образовательные технологии.
Наиболее значимыми из всех перечисленных по степени их влияния на
здоровье, адаптацию и развитие учащихся являются здоровьесберегающие
образовательные технологии, которые подразделяются на три группы:
- организационно-педагогические, определяющие структуру учебного
процесса, частично регламентированную в СанПиН-ах, способствующую
предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных
состояний;
- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной
работой учителя на уроке, а также с психолого-педагогическим
сопровождением всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению
заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся,
мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных
привычек, предусматривающие также проведение организационно-
воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их
родителей.
Внедрение в практику образования системы здоровьесберегающих и
здоровьеразвивающих технологий предполагает, прежде всего, обеспечение
соответствия форм и содержания образовательного процесса личностным,
интеллектуальным и адаптационным возможностям учащихся с учетом
индивидуально-типологических особенностей организма, сенситивных и
критических периодов онтогенеза.
Для того, чтобы обеспечить долговременный оздоровительный и
адаптивно-развивающий эффект, необходимо создание в образовательном
учреждении адаптивной и развивающей образовательной среды.
3. Система работы по применению здоровьесберегающих технологий на
уроках физической культуры
Основными критериями здоровьесберегающих свойств педагогической
технологии являются:
1. Успешность учения (уровень развития мыслительных операций, темп
развития
познавательных
процессов:
памяти,
внимания,
восприятия
и
мышления).
2.
Показатели
здоровья
(частота
заболеваний,
уровень
физической
культуры).
3. Социальная адаптивность (динамика самооценки, сформированность
социальных
установок,
степень
социальной
адаптации,
уровень
развития
коммуникативных качеств).
С чего начать свою работу в данном направлении?
В первую очередь, устанавливаем взаимосвязь с медицинским
работником школы, знакомимся с результатами медицинских осмотров детей,
учитываем в работе показания медработников в листе здоровья школьников.
Необходимо составить карту здоровья каждого ребенка, в которой
необходимо отразить заболевания, психологические и психосоматические
особенности и отклонения, если таковые имеются. Опираясь на карту,
определить уровень интеллектуального развития (низкий, средний, высокий).
Распределение по уровням дает возможность подобрать для каждого ученика
индивидуальный подход. Это позволит решить главную задачу педагога,
повысить учебную мотивацию, через создание благоприятной
образовательной среды: атмосферы доброжелательности, создание ситуации
успеха для каждого ученика. В этом случае немаловажную роль играет
эмоциональный компонент мотивации (поощрение, оценивание малейшего
положительного результата, установление добрых взаимоотношений между
учителем и учеником).
Построить эффективные, психологически комфортные взаимоотношения
поможет
творческий
подход
к
образовательному
процессу
(применение
нетрадиционных,
активных
форм
и
методов
на
уроках
и
во
внеурочной
деятельности,
например,
использование
информационные
технологии,
средства ТСО). Создание на уроке атмосферы эмоционально-положительного
настроя
дает
возможность
обеспечить
успешную
деятельность,
повысить
работоспособность и снизить утомляемость. Смена форм проведения урока,
от классического до нестандартного, снижает напряженность у ребенка, дает
возможность найти свою нишу. Проводя нетрадиционные уроки, особенно
связанные с применением компьютерных технологий, обязательно слабым
ученикам заранее даются маленькие сообщения. Это всегда успех. Ребенок
начинает чувствовать свою значимость, повышается самооценка, появляются
положительные
эмоции.
Такой
прием
необходим
не
только
для
познавательного
развития
учеников,
но
и
для
их
нормального
психофизического состояния.
Существует ошибочное мнение о том, что «урок физической культуры
сам
по
себе
всегда
является
здоровьесберегающим».
Тем
не
менее,
существуют принципы здоровьесберегающих технологий, без соблюдения
которых урок не будет нести в себе положительное содержание. Среди них:
- учет возрастных индивидуальных особенностей;
- учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических
особенностей
при
выборе
форм,
методов
и
средств
обучения;
-
структурирование
урока
на
3
части
в
зависимости
от
уровня
работоспособности учащихся (вводная часть, основная и заключительная);
-
использование
здоровьесберегающих
действий
для
сохранения
работоспособности и расширения функциональных возможностей организма
учащихся.
Основная цель педагогической деятельности по физической культуре
-создание условий для физического развития, сохранения и укрепления
здоровья школьников.
Основной задачей учебной деятельности является:
1.Комплексная реализация базовых компонентов программы.
2.Решение
основных
задач
физического
воспитания
на
каждом
этапе
обучения.
В отборе содержания лежит комплексная программа по физическому
воспитанию.
Планируя
учебный
материал,
педагог
руководствуется
следующим:
- учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям
стандарта и быть ориентирован на конечный результат;
-
в основу положен базовый уровень содержания образования, но в тоже
время каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания
деятельности на уроке, исходя из уровня физической подготовленности
его
двигательных
способностей
и
состояния
здоровья.
Реализация
здоровьесберегающего
пространства
на
уроках
выглядит
примерно
следующим образом:
Оздоровительные действия
Педагогические воздействия
Средства оздоровительной
направленности
Знания и умения
Консультационно-контрольные
Мотивация
Урок физической культуры
Для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются
следующие группы средств:
- гигиенические факторы;
- оздоровительные силы природы;
- средства двигательной направленности.
Первое условие оздоровления - это создание на уроках физической
культуры гигиенического режима. В обязанности учителя входит умение и
готовность
видеть
и
определить
явные
нарушения
требований,
предъявляемых
к
гигиеническим
условиям
проведения
урока
и,
по
возможности
изменить
их
в
лучшую
сторону
–
самому,
с
помощью
администрации, медиков.
Схема. Гигиенические средства достижения здоровьесбережения
Второе условие - использование оздоровительных сил природы, которое
оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих
технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует
активизации биологических процессов, повышает общую работоспособность
организма, замедляет процесс утомления и т.д.
Самым
важным
условием
является
обеспечение
оптимального
двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет
удовлетворить
физиологическую
потребность
в
движении,
способствует
р а з в и т и ю
о с н о в н ы х
д в и г ат е л ь н ы х
кач е с т в
и
п од д е р ж а н и ю
работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели
и года.
Среди
здоровьесберегающих
технологий можно
особо
выделить
технологии
личностно-ориентированного
обучения,
учитывающие
особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное
р а с к р ы т и е
е го
п о т е н ц и а л а .
С юд а
м ож н о
о т н е с т и технологии
дифференцированного
обучения,
обучения
в
сотрудничестве,
адаптивной
гимнастики, разнообразные игровые технологии.
Для учителя очень важно правильно организовать урок физической
культуры, т.к. он является основной формой педагогического процесса. При
планировании и проведении урока опираемся на основные современные
требования к уроку физической культуры с комплексом
здоровьесберегающих технологий:
- рациональная плотность урока;
- включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся,
способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа
жизни и потребностей в нем;
- оптимальное сочетание различных видов деятельности;
- выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации
инициативы и творческого самовыражения учащихся;
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;
- осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных
возможностей;
- создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и
эмоциональной разрядки;
- включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию
возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня
своего физического развития;
- целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в
итоговой его части.
Современный урок физической культуры и повышение его эффективности
невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения.
Важнейшее требование к уроку физической культуры - обеспечение
дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом
состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной
подготовленности, особенностей развития психических свойств. Приступая к
работе с первоклассниками прежде всего определяем, с каким составом
обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. В начале
учебного года выявляем уровень физической подготовленности с помощью
тестов (проводит психолог) и состояние здоровья обучающихся (по данным
медицинских карт).
Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы
важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в
области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных
качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по
физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем не интересно на
уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо деления обучающихся на
основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе
условно можно разделить детей ещё на несколько групп (категорий):
- совершенно здоровые, но "тучные" дети, не желающие трудиться;
- дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;
- плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;
- хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание
заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно. Поэтому и
необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения
программного материала, и оценки достижений.
Здесь мы останавливаемся на технологии личностно-ориентированного
физкультурного образования, которая является основной в учебном процессе.
Под личностно-ориентированным физкультурным образованием понимается
целенаправленное физическое формирование человека посредством развития
его индивидуальных способностей. Личностно-ориентированный подход -
это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного
образования посредством системы средств, методов и организационных
форм, обеспечивающий эффективное достижение цели образования.
Содержание личностно-ориентированного обучения - это совокупность
педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным
действиям, развития физических качеств, формирования знаний и
методических умений и технологий управления образовательным процессом,
обеспечивающих достижение физического совершенства.
Обучение двигательным действиям.
Проводится целостным методом с последующей дифференциацией
(выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем
интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости
от уровня технической подготовленности обучающихся с целью более
качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям
предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных
двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить
двигательное действие в предпочтительном для него составе операций, что
станет основой для формирования индивидуального, самого эффективного,
стиля деятельности. Обучающиеся сильной группы, внутри класса,
осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и
слабых учеников.
На уроках учащимся дются разные учебные задания: одной группе -
подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых
условиях; другой - усложнённые подводящие упражнения; третьей - действие
в целом, но в облегчённом варианте и т.д.
Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных
условиях или изменяющихся усложнённых условиях (применение
отягощений, повышенная опора, различные сопротивления), а также для них
увеличивается число повторений и число прохождения круга. Менее
подготовленные обучающиеся работают в стандартных условиях.
На уроке обязательно проводится индивидуальная работа с
обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного
двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на
уроке, так и домашнее задание по данному двигательному действию.
Индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока способствует
сохранению физического, нравственного и социального здоровья
обучающихся.
Развитие физических качеств.
Дифференцированное развитие физических качеств в группах разной
подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и
разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная, в
результате чего уровень физической подготовленности обучающихся
существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В более слабых
группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся
больше времени для отдыха и восстановления. Для обучающихся, имеющих
недостаточный уровень физической подготовленности, в ближайшем
будущем мы планируем ввести карточки индивидуальных заданий с
указанием упражнений, последовательности их выполнения, дозировки.
Упражнения карточек-заданий соответственно с возрастом будут
усложняться.
На уроках стараемся применять нестандартное оборудование и мелкий
инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, резиновые и
пружинные эспандеры и др.), проводить уроки с музыкальным
сопровождением, включать элементы ритмики, дыхательные упражнения.
Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более
интересными.
Обязательно контролируем физические нагрузки каждого ученика по
частоте сердечных сокращений перед началом и после окончания занятия.
Для определения функционального состояния обучающихся в процессе
физических нагрузок различного характера не только сравниваем величину
сдвигов пульса с характером и величиной нагрузок, но и прослеживаем
быстроту восстановления пульса во время отдыха. Детей, у которых перед
уроком ЧСС выше 80 уд/мин., и менее подготовленных детей при построении
ставим на левый фланг. Для таких обучающихся с помощью ограничителей
можно сделать внутренний круг с меньшим радиусом, где они могут
выполнять индивидуальные упражнения, упражнения на дыхание и
расслабление, ходьбу, бег трусцой и т.д. (островок здоровья).
В подготовительной части урока задания выполняются всеми детьми, но
для более слабых снижается нагрузка, уменьшается время выполнения
заданий, их объём, интенсивность, количество повторений, темп движения;
даются более простые подводящие и подготовительные упражнения,
разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха.
В практике физкультурно-оздоровительной работы широко применяются
соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только
проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения. В
игре и через игровое общение у растущего ребёнка проявляется и
формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно
воспринимать происходящее. Именно в игре независимо от сознания ребенка
работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на
здоровье.
При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме
слабые ученики распределяются по всем командам и чаще проводится замена
этих игроков. В эстафетах более подготовленные школьники начинают и
заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения. При
выполнении заданий в парах дети подбираются по силам и им даются разные
по сложности упражнения, при этом также можно использовать карточки с
заданиями и со схемами упражнений.
Особое внимание на уроке уделяем детям с избыточным весом и слабым
детям, которые не желают заниматься из-за своей неловкости. Хорошие
результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей
помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в
судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и
перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом
заниматься на уроках, эти дети приобретают уверенность в своих силах и
постепенно включаются в регулярные занятия. На этом этапе режим занятий
для разных групп должен быть различным: тренирующим, тонизирующим
или щадящим.
Дифференцированное выставление отметки по физической и
технической подготовленности обучающихся.
При оценке физической подготовленности учащихся учитывается как
максимальный результат, так и прирост их результата. Причем
индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное
значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и
теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и
прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную
деятельность. В своей мы применяем методы поощрения, словесные
одобрения. Одних детей надо убеждать в собственных возможностях,
успокоить, подбодрить; других - сдержать от излишнего рвения; третьих -
заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение
к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Все
отметки стараемся обязательно аргументировать. Временно освобожденные
дети и обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе должны присутствовать на уроках: помогать в
подготовке инвентаря, судействе. В играх им интересны посильные роли, в
эстафетах их можно назначить капитанами команд для организации детей и
помощи с дисциплиной, они могут принять участие в допустимых заданиях,
знакомятся на уроках с теоретическими сведениями, с техникой выполнения
некоторых двигательных действий, не требующих больших энергетических
затрат, могут выполнять упражнения, рекомендованные врачом. Данная
работа обучающихся также оценивается.
Постоянно ориентируем сильных детей на то, что они обязаны помогать
слабым, предлагать им подготовить более слабого товарища к успешному
выполнению упражнения и ставим им за это высокую оценку.
Всестороннее изучение школьников, сопоставление различных данных
позволяет выявить причины отставания детей, установить главные из этих
причин и осуществлять педагогическое воздействие, основанное на методике
дифференцированного обучения. Данная технология облегчает процесс
обучения, к намеченной цели ученик подходит с постепенным накоплением
запаса двигательных умений, из которых и формируется нужное действие. От
богатства упражнений, форм и методов их применения уроки становятся
более разнообразными, а процесс обучения - более интересным. Ученики
занимаются охотно, с интересом воспринимают посильные и разнообразные
задания, выполняют их осознанно, испытывают удовольствие от самого
процесса выполнения.
Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их
физического развития и двигательной подготовленности; достижение
высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности,
образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у
обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими
упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока
физической культуры.
Игровые технологии
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное
место
в
образовательном
процессе.
Ценность
игровой
деятельности
заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу
ребенка,
отвечает
его
потребностям
и
интересам.
Самоценность
игры
заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной
необходимости,
а
от
физиологической
необходимости
обучающихся
двигаться, играть. Игровые формы работы в учебном процессе могут нести
ряд функций:
- обучающая;
- воспитательная;
- коррекционно-развивающая;
- психотехническая;
- коммуникативная;
- развлекательная;
- релаксационная.
Особое внимание уделяется подвижным играм в начальном и среднем
звене, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности,
направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических
взаимодействий,
необходимых
при
дальнейшем
изучении
и
овладении
спортивными играми. И, конечно, подвижные игры, это прекрасная база по
развитию
двигательных
способностей
и
умений.
В
разделе
программы
«Легкая
атлетика»
используются
подвижные
игры,
направленные
на
закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на
развитие
скоростных,
скоростно-силовых
способностей,
способностей
ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы «Спортивные
игры» - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками
изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с
элементами
единоборств.
На
уроках
лыжной
подготовки
проводятся
подвижные игры на освоение и закрепление техники лыжных ходов.
Это все дает положительный результат. Позитивный эмоциональный
настрой, чувство радости у обучающихся - один из критериев успешного
урока.
Технология адаптивной гимнастики
Адаптивная гимнастика в системе физического воспитания необходима
для специальных медицинских групп, а также для работы с учащимися,
имеющими
отклонения
в
состоянии
здоровья.
Однако
дети,
входящие
в
основные группы здоровья, тоже нуждаются в специально коррекционных
занятиях, которые позволяют более успешно преодолевать учебные нагрузки.
В настоящее время в школу приходит все больше детей с ослабленным
здоровьем.
Совместными действиями врачей, классных руководителей, учителей
физкультуры должна проводиться комплексная диагностика. Результаты этой
диагностики
отражаются
в
«Паспорте
здоровья»
учащегося.
Динамика
изменений
учитывается
при
индивидуальной
работе
с
учениками.
По
результатам диагностики составляются рекомендации по коррекции здоровья
учащегося, на основании которых ребенок направляется на индивидуальные
и групповые занятия.
Коррекционная или адаптивная гимнастика - метод лечебной физкультуры
для
детей
с
проявлениями
ММД,
заболеваниями
легких,
с
нарушением
осанки. Включает статические (70%) и динамические (30%) упражнения. В
основу метода положены принципы лево-правополушарных взаимодействий
мозга и физиологического стереотипа движений (круговых, перекрестных).
Занятия адаптивной гимнастикой, как профилактический метод, полезны
всем детям, но особенно младшим школьникам, так как при поступлении в
школу увеличиваются физические и психические нагрузки, а это требует
определенной адаптации со стороны ребенка. Особенно хорошо адаптивная
гимнастика
зарекомендовала
себя
при
работе
с
детьми
7
–
10
лет
с
проявлениями
минимальной
мозговой
дисфункции,
выраженными
в
нарушении
чтения,
письма
различных
невротических
реакциях.
Занятия
проводятся 3 раза в неделю по 15 минут. Упражнения, которые предлагаются
данной гимнастикой, направлены:
- на улучшение и укрепление рессорной функции стопы, а значит и на
исправление осанки;
- на снятие у детей переутомления, возбуждения через выполнение
статических и психофизических упражнений;
- на укрепление позвоночника
Технология групповой деятельности
Групповые технологии помогают восстановить физические и духовные
силы, рождают спортивный здоровый азарт, дух команды, дух стремления к
победе, чувство гордости за удачно проведенные соревнования.
Результатом широкого применения игровых и групповых технологий на
уроках физкультуры в школе становится изменение отношения к предмету.
Обучающиеся
всех
возрастов,
в
работе
с
которыми
регулярно
использовались командные и подвижные игры, посещают уроки физкультуры
регулярно и с удовольствием. Показателями успешности применения данных
технологий на уроках становятся высокие результаты выступления учащихся
в соревнованиях, предметных олимпиадах и конкурсах.
Комбинирование методов, приемов физического воспитания
Для
создания
здоровьесберегающего
пространства
необходимо
комбинировать
игровой,
соревновательный
и
круговой
метод,
учитывая
возрастные особенности учащихся, не допускать переутомления, направлять
их действия и контролировать нагрузку.
С целью полного и точного описания техники упражнений учитель
наглядно
показывает
последовательность
действий;
применяет
методы
разбора
упражнений,
оказывает
помощь
при
выполнении,
но
при
этом
учитывается физическое развитие и уровень физической подготовленности
ребёнка.
Необходимо обучать школьников умению сознательно оценивать
собственное физическое развитие и составлять комплексы упражнений, а
также объяснять учащимся, что систематичность специальных упражнений и
последовательность их выполнения закрепляют результаты, достигнутые в
процессе
занятий.
Это
вызывает
повышенный
интерес
к
занятиям,
к
активности
и
желание
работать
над
собой
самостоятельно.
При
выборе
методов
и
приемов
учитываются
общепедагогические
и
методические
требования.
Объясняя
новый
материал,
разучивая
и
закрепляя
его,
необходимо
обращать
внимание
детей
на
основные
ошибки
в
технике
выполнения упражнений, учить анализировать и оценивать их.
Особое внимания должно уделяться домашним заданиям. Современные
требования,
предъявляемые
к
учителю
физкультуры
и
преподаванию
учебного
предмета,
предполагают
разработку
педагогом
комплексов
домашних заданий для различных по уровню подготовленности категорий
учащихся.
Благодаря
им,
школьники
приучаются
к
самостоятельности,
активно участвуют в процессе самосовершенствования.
Нетрадиционные уроки.
Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-ролевые
игры, уроки здоровья с применением адаптивной гимнастики. На уроках
здоровья дети делятся на группы. В группах детей с ослабленным здоровьем
предлагаются упражнения, которые способствуют снятию умственного
напряжения, исключаются длительные статические нагрузки. Используются
физические упражнения, которые направлены не только на физическое
развитие детей, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект,
корригирующие, коррекционные упражнения (например, ходьба по лестнице
для стоп, шишкам, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и
предупреждает развитие плоскостопия). Упражнения со скакалкой и обручем
содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на
сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
4. Основные положения здоровьеформирующего образования на уроке
физической культуры в школе
1. Создание такой общеобразовательной программы, которая формирует и
обеспечивает здоровье учащихся.
Деятельность
учителя
в
этом
аспекте
должна
включать
знакомство
с
результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной
работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности
учащихся и семьи в целом.
2. Создание условий для заинтересованного отношения к учебе.
Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать
исходную
(и
текущую)
информацию
для
разработки
индивидуальных
заданий,
суть
которых
-
учащийся
должен
в
каждый
очередной
период
времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование.
Если же этого не произошло, то учитель должен внести в индивидуальные
задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при
этом учащийся не сравнивался с другими по принципу «лучше или хуже
других», а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а
завтра
постараюсь
стать
лучше,
чем
сегодня.
Однако
для
этого
задания
должны быть реальными и стимулировать учащихся к активной работе. Пока
же критерии оценок основаны на сравнении результатов освоения знаний и
умений с некоторыми надуманными «средними» значениями. В таком случае
сильный ученик не чувствует потребности в повседневном учебном труде, а
слабый, чувствуя себя обреченным, не испытывает стремления к нему. Если
ученик
не
понимает
значимости
учебного
материала,
то
и
избирательно
работающее
подсознание
сразу
после
получения
оценки
помогает
ему
довольно быстро забывать ненужный материал. В таком случае нарушается
системность
в
освоении
основ
знаний,
и
каждый
новый
материал
оказывается как бы оторванным от предыдущего, самостоятельным и даже
надуманным.
3. Включение в процесс занятий элементов активного отдыха
Где
могут
быть
использованы
элементы
физической
культуры
помимо
самого урока физкультуры – на других уроках и переменах: физкультминуты,
физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены. Такой активный отдых
призван
решать
целый
ряд
задач:
предупреждение
раннего
умственного
утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией
мозгового
кровообращения
и
переключением
внимания;
устранение
застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями
в
глубоком
дыхании
и
в
ритмичных
чередованиях
сокращений
и
расслаблений
мышц,
обеспечивающих
аккомодацию
глаза;
устранение
неблагоприятных
последствий
длительного
растяжения
и
расслабления
мышц спины, отвечающих за осанку и другое.
4. Обеспечение необходимых гигиенических условий в учебных помещениях
Освещение
и
характеристика
воздуха
в
спортивном
зале,
температурный
режим.
Все
это
достаточно
полно
регламентируется
соответствующими
санитарно-гигиеническими нормами.
Традиционная система физического воспитания, ориентированная на
рекомендуемую
(подчеркиваю
-
не
обязательную
для
исполнения,
а
рекомендуемую) Министерством образования РФ программу, рассчитана на
определенное
обеспечение
помещениями,
специализированными
оборудованием
и
инвентарем.
При
отсутствии
же
подобных
условий
программа
становится
в
полной
мере
невыполнимой
и
преподаватель
физической культуры всю тяжесть её освоения переносит на предлагаемые в
программе нормативы, то есть фактически переносит бремя ответственности
за эффективность физического воспитания с себя на учеников. Более того,
учитывая
сложившиеся
в
нашем
образовании
отношение
к
нормативам,
ориентированным на «среднего» ученика, сами по себе они в нынешней
интерпретации являются важнейшим фактором не воспитания у учеников
физической культуры, а отчуждения от неё. Вместе с тем, решение этого
вопроса,
причем
на
основе
индивидуальных
ориентиров,
не
вызывает
никаких принципиальных трудностей.
К выражению «здоровьесберегающие технологии» многие уже
привыкли,
хоть
и
понимают
его
по-своему.
Одни
внедряют
обучающую
программу
«Уроки
здоровья»,
другие
организуют
соревнования
классов,
третьи
используют
универсальную
программу,
рекомендованную
Министерством
образования,
четвертые
ограничиваются
фиточаем
и
витаминными салатами и т.д. У данной деятельности в школе есть несколько
направлений:
обеспечение
безопасной
школьной
среды;
организация
учебного
процесса
таким
образом,
чтобы
он
не
вредил
здоровью;
использование
методик,
соответствующих
возрасту
и
возможностям
учеников; правильная организация двигательного режима и физкультурно-
оздоровительной
работы;
формирование
ценности
здоровья
и
здорового
образа
жизни;
взаимодействие
с
медицинскими
учреждениями,
анализ
состояния здоровья и учет результатов по его сбережению.
Главная цель работы учителей физкультуры – обеспечить школьнику
возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Для этого
необходимо:
-
сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки
по здоровому образу жизни;
-
научить школьников использовать полученные знания в повседневной
жизни;
-
обучить школьников приемам мобилизации и релаксации и духовного
самосовершенствования.
Поставленные задачи решаются через:
1)
совершенствование методики проведения урока,
2)
индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми
обучающимися,
3)
коррекцию
знаний
школьников
на
основе
диагностики
развития
способностей и природных задатков,
4)
мотивацию школьников к учению.
Теория и практика физического воспитания убедительно свидетельствуют,
что
особую
значимость
имеют
упражнения,
направленные
на
развитие
выносливости
(бег,
прыжки,
подвижные
игры,
туризм,
ориентирование),
способствующие
расширению
функциональных
возможностей
сердечно-
сосудистой,
дыхательной
систем,
совершенствованию
деятельности
центральной нервной системы и, тем самым, общему укреплению здоровья и
повышению работоспособности организма.
Освобожденным
от
занятий
физической
культурой,
а
также
детям,
относящимся
к
подготовительной
группе,
надо
предлагать
подготовить
доклады и сообщения по ЗОЖ.
На некоторых уроках можно использовать вопросы и задания,
позволяющие
узнать,
понимают
ли
дети
основные
понятия
и
правила
«здоровьесбережения»:
1.Дайте определение понятиям "Здоровье" и "Здоровый образ жизни".
2.Назовите
основные
составляющие
здорового
образа
жизни.
Как
вы
реализуете их в своей жизни?
3.Назовите 10 причин сказать "Нет" наркотикам.
4 . К а к и м и
с п о с о б а м и
у п р а в л е н и я
с в о и м
с а м о ч у в с т в и е м
и
работоспособностью Вы владеете?
5.Как правильно дышать:
— ртом
— носом
— ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.
Занятия на уроках, участие в соревнованиях, одним словом, физкультура –
одна
из
основ
нашего
здоровья.
Именно
учителя
физкультуры
должны
помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развивать у них
силу,
быстроту,
гибкость,
ловкость.
Это
особенно
важно
в
современных
условиях с резко обострившейся экологической обстановкой и возросших
стрессовых воздействиях.
Однако в обучении физической культуре есть несколько типичных проблем,
заставляющих учителей обращаться к опыту своих коллег, к новаторским
идеям, к науке.
Основными проблемами можно считать следующие:
1.
Низкий авторитет предмета
2.
Слабая материально-техническая база
3.
Перегруженность залов.
Для повышения авторитета предмета нужен новый подход к физкультуре в
школе,
соединяющий
в
одно
целое
уроки
физкультуры
и
спортивные
внеклассные мероприятия.
Физические
упражнения,
направленные
на
освоение
правильной
ходьбы, бега, прыжков, метаний, навыков в равновесии дают возможность
организовать
работу
детей
в
основной
медицинской
группе
и
подготовительной с учетом дозировки физических нагрузок и возрастных
особенностей
школьников,
формировать
у
них
жизненно
важные
двигательные умения и навыки.
С ранней весны и до поздней осени занятия по возможности надо
проводить на свежем воздухе. Все уроки должны иметь высокую моторную
плотность.
На уроках использовать фронтальный и групповой методы. При
этом
наиболее
эффективно
себя
показал
поточно-групповой
способ.
Творческая атмосфера на уроке в немалой степени зависит от подготовки к
нему, куда входят тщательно продуманные объяснение учебного материала,
постановка
задач
в
последовательности
их
реализации
и
решения,
разъяснение
сущности
двигательного
действия,
взаимосвязи
и
взаимообусловленности
его
элементов.
Материал
урока
необходимо
располагать
в
строгой
логической
последовательности
от
простого
к
сложному: эстафета сменяется ведением баскетбольного мяча, имитационные
упражнения – лазанием по канату, прыжковый бег – передачей мяча в парах.
Широко
использовать
различные
варианты
подвижных
игр,
основанные
на
соревновательных
элементах,
всевозможные
игровые
эстафеты
с
предметами.
Применять
мелкий
спортивный
инвентарь:
гимнастические
палки,
теннисные
и
набивные
мячи,
скакалки.
Самостоятельная деятельность учащихся, внесение в напряженную работу
элементов
игры,
необходимого
отвлечения,
переключения,
успокоения,
временного отдыха для регулирования дыхательной и сердечно-сосудистой
функций
организма
–
все
это
создает
ситуацию
успеха,
вселяя
в
ребят
уверенность в своих силах.
По отдельным разделам программы можно использовать карточки с
упражнениями трех степеней трудности. Если ученик недостаточно хорошо
выполняет
то
или
иное
упражнение,
он
получает
карточку-задание
с
коэффициентом
трудности
«1»,
с
указанием
срока
для
выполнения.
По
окончании указанного срока учащийся обязан сдать учебный норматив или
выполнить
разученное
упражнение.
После
этого
он
получает
карточку
с
коэффициентом
«2»,
а
после
выполнения
и
этого
задания
–
карточку
с
коэффициентом «3». Кроме того, карточки могут быть с моделями движений
и описанием порядка выполнения различных упражнений из всех разделов
учебной программы. Это позволяет осуществлять дифференцированный и
индивидуальный подход в обучении.
Что
касается
здоровьесбережения,
то
на
уроках
с
соответствующим
содержанием
надо
создавать
представление
о
физическом
развитии
и
здоровом образе жизни, обучать самостоятельным занятиям физическими
упражнениями с использованием их для досуга и отдыха. Ребята ясно видят
связь
предмета
«Физическая
культура»
с
сохранением
их
здоровья
и
нормальным физическим развитием в дальнейшем.
Для обеспечения эффективного здоровьесберегающего процесса
необходимо соблюдать санитарно-гигиенические условия обучения,
нормировать
учебную
нагрузку
и
режим
занятий,
использовать
здоровьесберегающие
технологии
с
учетом
возрастных
и
индивидуальных особенностей ребенка;
Необходимо создать в школе благоприятный эмоциональный и
психологический
климат,
а
также
всеми
средствами
содействовать
формированию
потребностей
в
ЗОЖ
у
учащихся,
педагогов
и
родителей.
Заключение
Цель здоровьесберегающей педагогики – обеспечить выпускнику
школы высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым
багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового
образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья.
Внедрение в учебный
процесс
здоровьесберегающих
технологий
позволяет
добиться
положительных
изменений
в
состоянии
здоровья
школьников.
Однако
здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы
образования, они способствую грамотному и рациональному использованию
других приемов и средств обучения, развития и воспитания. В настоящее
время
к
здоровьесберегающим
образовательным
технологиям
относятся
технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной
деятельности
детей,
обучении
на
оптимальном
уровне
трудности
(сложности),
вариативности
методов
и
форм
обучения,
оптимальном
сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах,
использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении
информации,
создании
эмоционально
благоприятной
атмосферы,
формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на
культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Для учителя очень важно правильно организовать урок, так как он
является
основной
формой
педагогического
процесса. От
уровня
гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное
состояние
школьников
в
процессе
учебной
деятельности,
возможность
длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне
и предупреждать преждевременное утомление.
Список использованной литературы:
1. Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения. [Электронный
ресурс] – режим доступа: : // school6nojabrsk.narod.
2. Горохова Н.А. Организация здоровьесбережения в школе [Текст]/ Н.А.
Горохова// ОБЖ.-2010-№7. С. 33-38.
3. Лушпа Л.Г., к.биол.н., доцент кафедры педагогических и
здоровьесберегающих технологий КРИПК и ПРО. – Здоровьесберегающие
технологии.
4. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. Методика преподавания физической
культуры: 1-4 кл., Мет. пособие и программа. – М., 2003г.
5. Из детства в отрочество: программа для родителей и учителей по
формированию здоровья и развитию детей [Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова,
Л.Г. Голубева и др.]. – М., 2007г.
6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М.,
2002г.
7. Аттестация педагогических кадров. Справочник. 3-е изд. – М.: ИФ
«Образование в документах», 2001.
8. Диагностика успешности учителя: Сб. метод, материалов для
руководителей школ / Сост. Т.В. Морозова – М., 1997.
9. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической Деятельности. –
М., 1998.
10. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. –
М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
11. Фоменко И.А. Аттестация педагогических работников
общеобразовательных учреждений. - М., Аркти, 2005
12.Антонова Л.Н. Психологические основания реализации
здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях/ Л.Н.
Антонова, Т.И. Шульга, К.Г. Эрдынеева. - М.: Изд-во МГОУ, 2004.(Областная
целевая программа «Развитие образования Московской области на 2001-2005
гг.»). 13.Безруких М.М., Сонькин
В.Д., Безобразова В.Н.. «Здоровьесберегающая школа» Москва,
Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г. 14.Вайнер Э.Н.
Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования//
Валеология.-2004.-№1. 15. Вашлаева Л.П.,
Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей
стратегии педагога в условиях повышения квалификации// Валеология.-
2004.-№4. 16. Зенова Т.В. Материалы
для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика
административной работы в школе. – 2006.-№1. 17.Сократов Н.В., Тиссен
П.П. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
школьников». Оренбург. Издательство ОГПУ. 2007 г.
18. Макеева Д.З., Лысенко И.В. Учебно-методический комплект
«Волшебные уроки в стране Здоровье». СПб., Образование и
культура, 1999 г.
19. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации
здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. - № 11.
20.Касаткин В.Н., Щеплягина Л.А. «Здоровье. Учебно - методическое
пособие для учителей 1 - 11 классов, Москва, 2001 г.
21. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой
деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа»,
2006, № 4.
22. Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра //
«Начальная школа», 2006, № 6.