Напоминание

"Набор лекарственного средства из ампулы. Разведение порошка во флаконе"


Автор: Карпова Елена Викторовна
Должность: препадователь
Учебное заведение: ГБПОУ ДЗМ "МК №5" (Филиал 1)
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Набор лекарственного средства из ампулы. Разведение порошка во флаконе"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №5»

(Филиал № 1)

Методическое пособие

учебного занятия

по теме:

«Набор лекарственного средства из

ампулы. Разведение порошка во флаконе»

ПМ 04 (07). ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ

«МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА

БОЛЬНЫМИ»

МДК04.03(07.03)Технология оказания медицинских услуг

По специальностям:

31.02.01 Лечебное дело (углубленная подготовка)

34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

2017г

Составитель:

Е.В.Карпова

-

преподаватель

профессионального

модуля

первой

квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК №5» (Филиал № 1)

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

4

Актуальность темы занятия

5

Цель занятия

5

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

9

Мотивация

10

Рекомендации по работе

12

Тема, вид, кол-во часов, цели занятия

13

Междисциплинарные связи

16

Список литературы

17

Хронологическая карта

18

ИНСТРУКЦИЯ

21

КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ

22

Инструкция

23

Тестовый контроль

24

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

30

Инструкция

31

Опорный конспект

33

Алгоритм манипуляции

36

БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

41

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

42

Инструкция

43

Практические задачи

44

Листы оценок манипуляций

45

КОНТРОЛЬЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

47

Инструкция

48

Практические задачи

51

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

52

Актуальность темы занятия

Выдающееся

открытие

А.

Флемингом

пенициллина

привело

к

тому,

что

возникла наука об антибиотиках, была создана мощная промышленность по их

производству,

не

имеющая

предшественников.

В

результате

антибиотики

приобрели

социальное

значение,

повлияли

на

экономику.

Отмечая

широкие

возможности

использования

антибиотиков

в

лечебных

целях,

разрабатывая

методы, позволяющие преодолевать множественную лекарственную устойчивость

у

микроорганизмов,

нельзя

не

учитывать

очень

важного

фактора,

который

приобретает

всё

большую

актуальность:

это

влияние

антибиотиков

на

окружающую среду.

Соблюдая

правило

разведения

порошка

во

флаконе

(антибиотика),

обеспечивается

безопасная

больничная

среда

для

пациента,

оказываются

медицинские услуги в пределах полномочий медицинского работника.

Цель занятия

Методическое пособие по теме «Набор лекарственного средства из ампулы.

Разведение

порошка

во

флаконе»,

входящей

в

профессиональный

модуль

Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за

больными» МДК

04.03(07.03)Технология

оказания

медицинских

услуг

по

специальностям 31.02.01 Лечебное, 34.02.01 Сестринское дело, создано с целью

оказания

помощи

студентам

при

самостоятельном

изучении

данной

темы

и

способствует освоению профессиональных компетенций:

Эффективно

общаться

с

пациентом

и

его

окружением

в процессе

профессиональной деятельности.

Соблюдать принципы профессиональной этики.

Оформлять медицинскую документацию.

Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем

месте.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

При

проведении

учебного

занятия

с

применением

методического

пособия

используются

знания

студентов,

полученные

при

изучении

следующих

дисциплин:

«Основы латинского языка с медицинской терминологией»;

«Фармакология»;

«Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Методическое пособие состоит из:

Методического блока.

Информационного блока.

Блока контроля знаний.

Методический блок содержит рекомендации по работе с пособием, перечень

целей,

отражающих

знания

при

освоении

профессиональных

компетенций,

которыми

должен

обладать

студент

по

окончании

изучения

темы «Набор

лекарственного

средства

из

ампулы.

Разведение

порошка

во

флаконе»,

включает в себя оснащение занятия, хронологическую карту.

Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое

время на их выполнение, раскрывает деятельность преподавателя и студентов на

каждом этапе занятия.

Информационный блок включает в себя изложение нового материала: правила

разведения антибиотиков, алгоритмы манипуляций.

Блок контроля включает следующие компоненты:

- тестовые задания с критериями оценки для выявления исходного уровня

знаний студентов;

- решение практических задач, отработка манипуляций с опорой на алгоритм и

опорный конспект проводится с целью закрепления изученного материала;

- решение практических задач, отработка манипуляций без опоры на алгоритм и

опорный конспектпроводится для контроля эффективности обучения.

Эталоны ответов по всем видам заданий находятся у преподавателя.

После

изучения

темы «Набор

лекарственного

средства

из

ампулы.

Разведение порошка во флаконе»

Студент должен:

Знать:

способы реализации сестринского ухода;

технологии выполнения медицинских услуг;

факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

медицинскую документацию;

основы профилактики внутрибольничной инфекции;

правила

выписывания

и

получения

лекарственных

средств

отделениями

ЛПУ;

виды шприцев и игл;

правила разведения порошка (антибиотика) во флаконе.

Уметь:

выполнять медицинские услуги в пределах своих полномочий;

заполнять медицинскую документацию;

обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и

персонала;

подготовить шприц к инъекции;

набирать лекарственное средство из ампулы;

разводить порошок(антибиотик) во флаконе;

набирать лекарственное средство из флакона.

При проведении учебного занятия

применение новых знаний,

умений и

навыков

были

применены

объяснительно-иллюстративный

(изложение

нового

материала,

первичное

применение

нового

материала,

инструктаж)

и

репродуктивный

(пример,

алгоритмическое

предписание,

упражнение,

демонстрация алгоритма выполнения манипуляции) методы обучения.

Мотивация

При изучении темы «Набор лекарственного средства из ампулы. Разведение

порошка

во

флаконе»

необходимо

строго

соблюдать

все

правила

набора

и

разведения лекарственного средства». Существует несколько способов введения

лекарственных

средств.

Тяжелобольным

их

чаще

всего

вводят

парентерально

(минуя

желудочно-кишечный

тракт),

то

есть

подкожно,

внутримышечно,

внутривенно с помощью шприца с иглой. Эти способы дают возможность быстро

получить

необходимый

лечебный

эффект,

обеспечить

точное

дозирование

препарата, создать в месте введения его максимальную концентрацию.

Эффективность лекарственной терапии, проводимой с помощью инъекций, во

многом зависит от правильного способа разведения лекарственного средства во

флаконе,

набора

лекарственного

средства

из

флакона,

правильной

техники

инъекции.

Освоенные профессиональные компетенции должны соответствовать основным

показателям оценки результата:

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

1. Эффективно общаться с пациентом и его

окружением в процессе профессиональной

деятельности

- готовность и способность к социальному

в з а и м о д е й с т в и ю

с

п а ц и е н т о м ,

родственниками пациентами, коллегами по

работе,

обществом;

к

сотрудничеству

и

разрешению конфликтов, к толерантности,

к

с о ц и а л ь н о й

м о б и л ь н о с т и

в

профессиональной деятельности

- правильность, грамотность использования

профессиональной лексики

-

соответствие

соблюдения

морально-

этических

норм,

правил

и

принципов

профессионального сестринского поведения

нормам и требованиям

2. Оформлять медицинскую документацию

- правильность и аккуратность при

оформлении медицинской документации

установленного образца

3. Оказывать медицинские услуги в пределах

своих полномочий

- точность соблюдения алгоритмов:

введения лекарственных препаратов;

- точность выполнения требования правил

хранения лекарственных средств

4. Обеспечивать инфекционную безопасность

- точность соблюдения алгоритмов:

мытья рук;

надевания стерильных перчаток;

снятия использованных перчаток;

п р о ф и л а кт и к и

п а р е н т е р а л ь н ы х

инфекций

при

случайном

попадании

биологической жидкости в глаза, рот,

на

кожу,

повреждении

кож н ы х

покровов

колющим

и

режущим

инструментарием;

приготовления

дезинфицирующих

средств;

д е з и н ф е к ц и и

м е д и ц и н с к о г о

инст румент ария,

о б о р уд о в а н и я ,

предметов ухода;

утилизации медицинских отходов;

-

грамотность,

доступность

и

вежливость

при

консультировании

пациентов

и

их

родственников

учетом

возрастных

и

индивидуа льных

о собенно стей)

п о

вопросам профилактики внутрибольничной

инфекции

- правильность, грамотность использования

профессиональной лексики

5. Обеспечивать безопасную больничную среду

для пациента и персонала

- точность соблюдения алгоритмов:

перемещения пациента;

перемещения тяжестей

-

адекватность

применения

с редс т в

транспортировки

пациентов

и

малой

механизации с учетом основ эргономики

- точность соблюдения требований техники

б е з о п а с н о с т и

и

п р о т и в о п о ж а р н о й

безопасности

при

уходе

за

пациентом

во

время проведения процедур и манипуляций

- правильность, грамотность использования

профессиональной лексики

Рекомендации по работе с методическим пособием

Методическое пособие

по теме «Набор лекарственного средства из ампулы.

Разведение

порошка

во

флаконе»,

входящей

в

профессиональный

модуль

Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за

больными» МДК

04.03(07.03)

Технология

оказания

медицинских

услуг

по

специальностям 31.02.01 Лечебное, 34.02.01 Сестринское дело предназначено для

самостоятельного изучения студентами учебного занятия.

1. Методическое пособие содержит перечень целей, отражающих необходимые

знания при освоении профессиональных компетенций.

2.

Оснащение

занятия

включает

предметное

и

визуальное

обеспечение

(алгоритмы манипуляций).

3.

Хронологическая

карта

отражает

этапы

занятия,

ориентировочное

планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность преподавателя и

обучающегося на каждом этапе занятия.

4. Блок контроля знаний включает следующие компоненты:

- тестовый контроль с критериями оценки для выявления исходного уровня

знаний студентов;

-

решение

практических

задач

(правила

разведения

антибиотиков)

с

использованием

опорного

конспекта,

отработка

практических

навыков

по

алгоритму проводятся с целью закрепления изученного материала;

- решение практических задач (правила разведения антибиотиков) без опоры на

конспект, отработка практических навыков без опоры на алгоритм проводится

для контроля эффективности обучения.

Эталоны ответов по всем видам заданий находятся у преподавателя.

Прилагается лист оценки, где выставляются баллы за каждый этап выполнения

задания.

НАЗВАНИЕ ПМ.04(07):

Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу

за больными» МДК 04.03(07.03) Технология оказания медицинских услуг

ТЕМА:

«Набор лекарственного средства из ампулы. Разведение порошка во флаконе»

ВИД ЗАНЯТИЯ:

практическое

ТИП ЗАНЯТИЯ:

Применение новых знаний, умений и навыков

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:

90 мин

ЦЕЛИ:

отработка

новых

умений

и

навыков,

осмысление

содержания

и

последовательности применения практических действий

После изучения учебного материала по теме «Набор лекарственного средства

из ампулы. Разведение порошка во флаконе»

Студент должен:

Знать:

способы реализации сестринского ухода;

технологии выполнения медицинских услуг;

факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

медицинскую документацию;

основы профилактики внутрибольничной инфекции;

правила

выписывания

и

получения

лекарственных

средств

отделениями

ЛПУ;

виды шприцев и игл;

правила разведения порошка (антибиотика) во флаконе.

Уметь:

выполнять медицинские услуги в пределах своих полномочий;

заполнять медицинскую документацию;

обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и

персонала;

подготовить шприц к инъекции;

набирать лекарственное средство из ампулы;

разводить порошок(антибиотик) во флаконе;

набирать лекарственное средство из флакона.

Развивающие цели:

Развитие

умений

учебного

труда:

обобщения,

анализа,

формулирования

вывода и составления плана.

Способствовать развитию логического мышления.

Развивать память, наблюдательность, внимание.

Воспитательные цели:

Воспитание гуманного отношения к людям.

Формирование чувства ответственности и требовательности к себе и другим.

Способствовать

воспитанию чувства гордости за избранную профессию,

умению управлять эмоциями.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:

Учебный кабинет

ОСНАЩЕНИЕ:

Учебно-методическое:

- методическое пособие для студента

учебного

занятия по теме «Набор

лекарственного средства из ампулы. Разведение порошка во флаконе»;

- практические задачи;

- алгоритмы манипуляций.

Материально-техническое обеспечение:

Оборудование учебного кабинета:

одноразовые шприцы разного объема;

ампулы;

ватные шарики;

флакон с антибиотиком;

лотки стерильные/не стерильные;

перчатки одноразовые;

ножницы;

пинцеты;

штанглазы;

емкости для дезинфекции.

Каждый студент имеет рабочее место:

манипуляционный стол;

одноразовые шприцы разного объема;

ампулы;

ватные шарики;

флакон с антибиотиком.

ТСО:

телевизор;

компьютер;

проектор;

интерактивная доска.

Междисциплинарные связи

Тема: «Набор лекарственного средства из ампулы. Разведение

порошка во флаконе»

Основы латинского языка с медицинской терминологией

Тема 3.2.: «Оформление латинской части рецепта»

Тема 3.6.: «Группы лекарственных средств»

Фармакология

Тема 2.4.: «Лекарственные формы для инъекций»

Тема 3.2.: «Антибиотики»

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Тема 2.1.: «Охрана здоровья граждан в РФ»

Список литературы

Основная литература

1.

Мухина

С.А.,Тарновская

И.И.

Теоретическиеосновы

сестринского

дела:

Учебник/ С.А. Мухина,И.И. Тарновская– 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР

– Медиа, 2016-368с.: ил.

2.

Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету

«Основы сестринского дела»:учеб.пос.-2-е изд., испр. И доп.- М.: ГЭОТАР –

Медиа, 2016-512с.: ил.

Дополнительная литература

1.

Гуляев С.В.Медицинские манипуляции.-М.: ГЭОТАР – Медиа, 2011.

2.

Кулешова

Л.И.Основы

сестринского

дела:

курс

лекций,

сестринские

технологии/

Кулешова

Л.И.,

Пустоветова

Е.В.;

под

редакцией

В.В.Морозова.-

Ростов н/Д: Феникс, 2011.-733с.: ил.

3.

Морозова Г.И.Основы сестринского дела. Ситуационные задачи.-М.: ГЭОТАР

– Медиа, 2009.

4.

Осипова В.Л. Внутрибольничная инфекция.-М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009.

5.

Островская И.В., Широкова Н.В.Основы сестринского дела: учебник.-

М.:

ГЭОТАР – Медиа, 2008.-320с

6.

Широкова

Н.В.

Основы

сестринского

дела:

Алгоритмы

манипуляций.

Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2010.

Интернет-ресурсы:

medlit

medкurs

Прежде, чем Вы приступите к изучению нового материала темы, изложенного в

информационном блоке, определите уровень Вашей подготовленности к занятию,

ответив на тестовые задания по теме «Пути введения лекарственных средств»,

представленные в данном методическом пособии.

Данный материал способствует освоению профессиональных

компетенций:

-

эффективно

общаться

с

пациентом

и

его

окружением

в

процессе

профессиональной деятельности;

- оформлять медицинскую документацию;

- оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

Оцените свои знания по критериям оценки

1.Внимательно

прочитайте

и

ответьте

на

тестовые

задания

по

теме

«Пути

введения лекарственных средств».

2.Проверьте

правильность

выполнения

заданий

по

эталону

ответов

у

преподавателя.

3.

Согласно

критериям

оценки

выполнения

тестовых

заданий

(см.

ниже),

оцените работу.

4. Поставьте полученную оценку в оценочный лист.

Критерии оценок

Если…

То…

Вы сделали не более 2-х ошибок

Отлично! Ваши знания соответствуют

высокому уровню. Вы готовы к изучению

темы занятия.

Вы сделали не более 3-х ошибок

Хорошо! Ваши знания соответствуют

среднему уровню. Вы готовы к изучению

темы занятия.

Вы сделали не более 5-ти ошибок

Удовлетворительно! Ваши знания

соответствуют среднему уровню. Вы

готовы к изучению темы занятия.

Вы сделали более 5-ти ошибок

Неудовлетворительно! Ваши знания

соответствуют уровню ниже среднего. Вам

необходимо углубить ваши знания по теме

занятия, используя различные виды

самостоятельной внеаудиторной работы.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ «ПУТИ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ

СРЕДСТВ»

ВАРИАНТ 1

Инструкция: выберите один вариант ответа

1.

Максимальный

объем

препаратов,

вводимый

внутримышечно

в

одно

место,

не

превышает:

а) 5 мл;

б) 10 мл;

в) 15 мл;

г) 20 мл.

2.

Шприц Жанэ применяется для:

а) подкожных инъекций;

б) внутримышечных инъекций;

в) внутривенных инъекций;

г) промывания полостей.

3.

Сублингвальный путь введения лекарственных веществ — это введение:

а) в прямую кишку;

б) в дыхательные пути;

в) под язык;

г) на кожу.

4.

Место хранения лекарств группы "А":

а) стол на посту у медсестры;

б) шкаф с прочими лекарствами;

в) сейф;

г) отдельная полка в шкафу.

5.

К лекарственным аэрозолям относятся:

а) взвеси лекарственных веществ в воздухе;

б) водные растворы;

в) спиртовые растворы;

г) масляные растворы.

6.

Прием лекарственных средств осуществляется пациентом:

а) самостоятельно;

б) в присутствии родственников;

в) в присутствии медсестры;

г) в присутствии пациентов.

7.

Лекарственная форма, изготовленная в аптеке для наружного употребления, должна

иметь этикетку с полосой … цвета.

а) белого;

б) желтого;

в) голубого;

г) розового.

8.

Лекарственная

форма,

изготовленная

в

аптеке

для

внутреннего

употребления,

должна иметь этикетку с полосой … цвета.

а) белого;

б) желтого;

в) голубого;

г) розового.

9.

Стерильные растворы во флаконах, изготовленные в аптеке, должны иметь этикетку

с полосой … цвета.

а) белого;

б) желтого;

в) голубого;

г) розового.

10.

Чаще всего ректально вводят лекарственные формы:

а) мази;

б) присыпки;

в) суппозитории;

г) таблетки.

11.

Ответственность за получение лекарственных средств из аптеки несет:

а) процедурная медсестра;

б) заведующий отделением;

в) лечащий врач;

г) старшая медсестра.

12.

Энтеральным следует назвать способ введения лекарств:

а) внутримышечный;

б) внутривенный;

в) интраспинальный;

г) пероральный.

13.

Ферментные препараты, улучшающие пищеварение, следует принимать:

а) до еды;

б) во время еды;

в) после еды, запивая молоком или водой;

г) между приемами пищи.

14.

Лекарства,

раздражающие

слизистую

оболочку

желудочно-кишечного

тракта,

следует принимать:

а) до еды;

б) во время еды;

в) после еды, запивая молоком или водой;

г) между приемами пищи.

15.

К списку "Б" относятся лекарственные вещества:

а) дорогостоящие;

б) ядовитые;

в) сильнодействующие;

г) снотворные.

16.

К списку "А" относятся лекарственные вещества:

а) ядовитые;

б) снотворные;

в) сильнодействующие;

г) гипотензивные.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМЕ «ПУТИ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ

СРЕДСТВ»

ВАРИАНТ 2

Инструкция: выберите один вариант ответа

1.

Место хранения наркотических веществ:

а) шкаф на посту;

б) сейф;

в) процедурный кабинет;

г) холодильник.

2.

Наружный способ применения лекарственных средств:

а) через рот;

б) через прямую кишку;

в) внутрикожно;

г) на кожу, слизистые.

3.

Энтеральный путь введения лекарственных средств:

а) через ЖКТ;

б) через дыхательные пути;

в) внутрикожно;

г) на кожу.

4.

№ приказа МЗ РФ "Выписка, учет, хранение и выдача наркотических средств":

а) 342;

б) 330;

в) 770;

г) 288.

5.

Запас наркотических веществ в отделении должен быть на срок:

а) 10 дней;

б) 7 дней;

в) 5 дней;

г) 3 дня.

6.

Ингаляционно можно вводить:

а) жидкие лекарственные вещества;

б) газообразные лекарственные вещества;

в) порошкообразные лекарственные вещества;

г) суспензии.

7.

Лекарственные

вещества,

применяемые

наружно,

оказывают

воздействие

на

организм:

а) местное;

б) общеукрепляющее;

в) противосудорожное;

г) тонизирующее.

8.

Пилюли, капсулы применяются внутрь:

а) в разжеванном виде;

б) содержимое высыпается под язык;

в) в неизменном виде;

г) содержимое высыпать, растворить в воде, выпить.

9.

Препараты, назначенные "натощак", принимаются пациентом:

а) за 6о мин до завтрака;

б) за 15-20 мин. до еды;

в) за 10 мин. до еды;

г) непосредственно перед едой.

10.

К ингаляционному способу относится введение лекарственных средств:

а) в дыхательные пути;

б) под язык;

в) в ткани;

г) на слизистые оболочки.

11.

К наружному способу относится введение лекарственных средств:

а) закапывание в глаза;

б) подкожно;

в) в переднюю брюшную стенку;

г) через прямую кишку.

12. При введении наркотического анальгетика обязательно присутствие:

а) процедурной медсестры;

б) лечащего врача;

в) старшей медсестры;

г) заведующего отделением.

13.

Перед закапыванием в ухо раствор необходимо подогреть до температуры (в °С):

а) 45;

б) 40;

в) 37;

г) 24.

14.

Концентрация спирта для обработки места инъекции (в град.):

а) 96;

б) 80;

в) 75;

г) 70.

15.

При кровопускании жгут отпускают:

а) после того как ввели иглу в вену;

б) после того как собрали нужное количество крови и вынули иглу из вены;

в) после того как собрали кровь, но до вынимания иглы из вены;

г) в любой момент процедуры.

16.

Количество капель лекарственного вещества для введения в глаза:

а) 1-2;

б) 4-6;

в) 6-8;

г) 8-10.

Вам предлагается опорный конспект

для аудиторной работы

При знакомстве с новым материалом Вам предстоит:

усвоить новые понятия: антибиотик, инъекция;

ознакомиться с возможными растворителями при разведении антибиотиков;

изучить правила разведения антибиотиков;

разобрать

алгоритмы

манипуляций:

набор

лекарственного

средства

из

ампулы, разведение антибиотиков.

Обратите особое внимание:

на правила разведения антибиотиков в соотношениях 1:1 и 2:1 при разных

расчетах

Данный

материал

способствует

освоению

профессиональных

компетенций:

- оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

- обеспечивать инфекционную безопасность;

- обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

Запишите основные моменты учебной информации в тетрадь по

следующему плану:

1. Определения: антибиотик, инъекция.

2.Виды растворителей.

3. Правила разведения антибиотиков.

4. Алгоритмы манипуляций с обоснованием каждого этапа действия.

Разведение антибиотиков

А н т и б и о т и к

вещество,

избирательно

подавляющее

развитие

микроорганизмов.

Инъекция –впрыскивание, введение в организм жидкости с помощью шприца.

Многие антибиотики для парентерального применения выпускают во флаконах

в твердой лекарственной форме – кристаллического порошка.

Для инъекционного введения следует использовать стерильные растворители:

- 0,9% изотонический раствор натрия хлорида (физиологический раствор);

- воду для инъекций;

- 0,25% или 0,5% растворы новокаина.

Антибиотики вводят внутримышечно или внутривенно по назначению врача.

При

разведении

антибиотика

новокаином

необходимо

учитывать

аллергологический анамнез пациента.

Новокаин – это наиболее широко применяемый растворитель в отечественном

здравоохранении, обладает обезболивающим эффектом и способствует задержке

антибиотиков пенициллинового ряда в организме.

Антибиотики выпускают во флаконах, дозируют в единицах действия (ЕД) и

граммах (г):

1,0 г – 1000 000 ЕД

0,5 г – 500 000 ЕД

0,25г – 250 000 ЕД

Правила разведения антибиотиков

Соотношение

ингредиентов

Расчет

Соотношение

ингредиентов

Расчет

1: 1

На 100 000 ЕД – 1мл р-ра

На 250 000 ЕД – 2,5 мл р-ра

На 500 000 ЕД – 5,0 мл р-ра

На 1000000ЕД –10,0мл р-ра

2 : 1

На 100000 ЕД – 0,5 мл р-ра

На 250 000ЕД – 1,25мл р-ра

На 500 000ЕД – 2,5мл р-ра

На 1000000 ЕД- 5,0мл р-ра

НАБОР ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА ИЗ АМПУЛЫ

Цель: выполнить инъекцию.

Показания: инъекционные способы введения лекарственных растворов.

Оснащение: стерильный

шприц

в

собранном

виде,

стерильный

лоток,

емкость

для

использованного

материала,

стерильный

пинцет,

тетрадь

назначений

процедурной

сестры,

лекарственные препараты в ампулах, пилочки, бикс со стерильным перевязочным материалом,

спирт 70°, перчатки стерильные.

Этапы

Обоснование

1. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

Обеспечение инфекционной безопасности

пациента и персонала

2. Взять ампулу, внимательно прочитать название

лекарственного раствора, дозу, срок годности. Сверить

с назначением врача

Предупреждение ошибочного введения

лекарственного препарата

3. Переместить лекарственный раствор из узкой части

ампулы в широкую. Для этого необходимо одной

рукой взять ампулу за дно, а пальцами другой

произвести легкие удары по узкому концу ампулы

Исключение потери лекарственного препарата

4. Надпилить ампулу в центре ее узкой части (рис.1)

Профилактика травматизма пальцев медсестры

5. Обработать ватным шариком, смоченным спиртом,

Обеспечение инфекционной безопасности

место надпила и отломить конец ампулы в

противоположную сторону. Выбросить шарик и

осколки в емкость для использованного материала

пациента

6. Взять шприц в правую руку так, чтобы были видны

деления. Захватить вскрытую ампулу между II и III

пальцами левой рукой так, чтобы вскрытая часть была

обращена внутрь ладони. Ввести иглу в ампулу.

Перехватить шприц I, IV, V пальцами левой руки

Обеспечение эффективного проведения

процедуры

7. Переместить правую руку на поршень и набрать

нужное количество раствора. Следить, чтобы срез

иглы был постоянно погружен в раствор

Исключение потери лекарственного препарата

8. Снять ампулу с иглы и поместить ее в

нестерильный лоток

Обеспечение инфекционной безопасности

пациента

9. Сменить иглу. Если игла однократного

использования, надеть на нее колпачок. Вытеснить

воздух из шприца в колпачок

Проверка проходимости иглы

10. Положить в стерильный лоток шприц, стерильные

ватные шарики, смоченные спиртом. Накрыть все

стерильной салфеткой, если шприц многоразовый.

Примечание: шприц можно поместить в крафт-

пакет или упаковку от одноразового шприца

Обеспечение инфекционной безопасности

Рис.1

РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ

Оснащение: флакон с лекарственным препаратом (антибиотиком), растворитель (0,9 % раствор

натрия хлорида, вода для инъекций), стерильный шприц с иглами, стерильные ватные шарики,

смоченные 70 % раствором спирта, лоток, перчатки, пинцет, бикс со стерильными салфетками.

Этапы

Обоснование

1. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

Обеспечение инфекционной безопасности,

предохранение кожи рук сестры от контакта с

лекарственным средством

2. Прочитать надпись на флаконе (наименование,

доза, срок годности)

Исключение ошибочного введения

лекарственного средства

3. Вскрыть нестерильным пинцетом

алюминиевую крышку или снять пластиковую в

центре флакона с лекарственным препаратом и

растворителем

Обеспечение доступа к резиновой пробке.

Профилактика повреждения иглы

4. Обработать ватным шариком, смоченным

спиртом, резиновую пробку флакона

Снижение обсемененности пробки

микроорганизмами

5. Набрать в шприц нужное количество

растворителя. Если ампулы с растворителем

прилагаются к флакону с порошком, следует

использовать одну из них Примечание: при

разведение антибиотиков на 0,1 г (100 000 ЕД)

следует взять 1 мл или 0,5 мл растворителя

Необходимое количество жидкости для

растворения порошка указано в аннотации к

препарату. Неправильно выбранный

растворитель может изменить лекарственное

средство и стать причиной аллергической

реакции

6. Взять шприц в правую руку. Проколоть иглой

резиновую пробку флакона, не касаясь порошка,

и ввести растворитель (рис.1)

Условия для введения растворителя во

флакон. Обеспечение лечебной концентрации

7. Не извлекая иглы из флакона, слегка

встряхивать флакон, добиться полного

растворения порошка (рис.2)

Растворение в жидкости всего порошка,

обеспечение набора в шприц необходимой

дозы

8. Надеть иглу с флаконом на подыгольный конус

Обеспечение забора содержимого из флакона

9. Набрать в шприц все содержимое флакона или

его часть (количество определяется разовой

дозой)(рис.3)

При разведении антибиотиков во флаконе

может оказаться не одна разовая доза

10. Снять флакон вместе с иглой с подыгольного

конуса

Отсоединение пустого флакона

11. Надеть и хорошо закрепить на подыгольном

конусе иглу для инъекций

Для внутримышечной инъекции игла

подбирается в зависимости от толщины

подкожной клетчатки пациента и места

инъекции

12. Поднять шприц строго в вертикальное

положение. Выпустить через иглу 1-2 капли

раствора в колпачок от одноразовой иглы

Проверка проходимости иглы для инъекции.

Исключение загрязнения окружающей среды.

Снижение риска развития аллергических

реакций у сестры

13. Положить в стерильный лоток шприц, ватные

шарики, смоченные спиртом

Подготовка к инъекции. Обеспечение

инфекционной безопасности

Для закрепления нового материала Вам предлагается:

1. Решить одно из предложенных заданий (практические задачи:задание 1,

задание 2, включающие две задачи). Записать подробно решение задач в тетради.

2.

Выполнить

манипуляции

«Набор

лекарственного

средства

из

ампулы»,

«Разведение антибиотиков», используя алгоритмы.

Используйте материал опорного конспекта

3.Проверьте

правильность

выполнения

задач

по

эталонам

ответов

у

преподавателя.

4.

Оцените

выполнение

заданий

(практические

задачи

и

манипуляции)

по

критериям оценки.

5. Полученные оценки поставьте в оценочный лист.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

«НАБОР ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА ИЗ АМПУЛЫ. РАЗВЕДЕНИЕ

ПОРОШКА ВО ФЛАКОНЕ»

ЗАДАНИЕ 1

1. На посту флаконы по 500 тыс. ЕД.

Назначение врача: М/с необходимо сделать0,75 г. антибиотика.

Вычислить: Сколько флаконов необходимо взять? Сколько остается во флаконе

ЕД антибиотика? Сколько остается во флаконе мл раствора антибиотика?

2. Во флаконе 1 000 000ЕД пенициллина. Для разведения использовали 10 мл

раствора новокаина.

Назначение врача: необходимо сделать инъекцию 90 000 ЕД

Вычислить: Сколько мл раствора вы набираете в шприц для инъекции?

Сколько остается во флаконе ЕД антибиотика?

Сколько остается во флаконе мл раствора антибиотика?

ЗАДАНИЕ 2

1. Флаконы по 1млн.ЕД.

Назначение врача: сделать пациенту антибиотик в дозе 450тыс.ЕД.

Вычислить: Сколько остается во флаконе ЕД антибиотика? Сколько остается

во флаконе мл раствора антибиотика?

2. Во флаконе 1 000 000ЕД пенициллина. Для разведения использовали 10 мл

раствора новокаина.

Назначение врача: Необходимо сделать инъекции трем пациентам по 300 000

ЕД

Вычислить: Сколько вы набираете в шприц для каждой инъекции?

Сколько остается во флаконе ЕД антибиотика?

Сколько остается во флаконе мл раствора антибиотика?

АЛГОРИТМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ ПО ТЕМЕ

«НАБОР ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА ИЗ АМПУЛЫ. РАЗВЕДЕНИЕ

ПОРОШКА ВО ФЛАКОНЕ»

НАБОР ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА ИЗ АМПУЛЫ

ЛИСТ ОЦЕНКИ

Последовательность действий

Баллы

Максим.

Получен

.

Этапы

1.

Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

3

2.

В з я т ь

а м п ул у,

в н и м а т е л ь н о

п р о ч и т а т ь

н а з в а н и е

лекарственного

раствора,

дозу,

срок

годности.

Сверить

с

назначением

врача

2

3.

Переместить лекарственный раствор из узкой части ампулы в

широкую. Для этого необходимо одной рукой взять ампулу за

дно,

а

пальцами

другой

произвести

легкие

удары

по

узкому

концу

ампулы

1

4.

Надпилить ампулу в центре ее узкой части

1

5.

Обработать

ватным

шариком,

смоченным

спиртом,

место

надпила

и

отломить

конец

ампулы

в

противоположную

2

сторону.

Выбросить

шарик

и

осколки

в

емкость

для

использованного

материала

6.

Взять шприц в правую руку так, чтобы были видны деления.

Захватить вскрытую ампулу между II и III пальцами левой рукой

так,

чтобы

вскрытая

часть

была

обращена

внутрь

ладони.

Ввести иглу в ампулу. Перехватить шприц I, IV, V пальцами

левой руки

1

7.

Переместить

правую

руку

на

поршень

и

набрать

нужное

количество раствора. Следить, чтобы срез иглы был постоянно

погружен в раствор

1

8.

Снять ампулу с иглы и поместить ее в нестерильный лоток

1

9.

Сменить иглу. Если игла однократного использования, надеть на

нее колпачок. Вытеснить воздух из шприца в колпачок

2

10

.

Положить

в

стерильный

лоток

шприц,

стерильные

ватные

шарики, смоченные спиртом.

1

Всего баллов

15

15 - 14 баллов – «5» (отлично)

13 - 12 баллов – «4» (хорошо)

11 - 10 баллов – «3» (удовлетворительно)

менее 9баллов – «2» (неудовлетворительно)

РАЗВЕДЕНИЕ АНТИБИОТИКОВ

ЛИСТ ОЦЕНКИ

Последовательность действий

Баллы

Максим.

Получен

.

Этапы

1.

Вымыть и осушить руки, надеть перчатки

3

2.

Прочитать

надпись

на

флаконе

(наименование,

доза,

срок

годности)

2

3.

Вскрыть

нестерильным

пинцетом

алюминиевую

крышку

или

снять

пластиковую

в

центре

флакона

с

лекарственным

препаратом

и

растворителем

1

4.

Обработать

ватным

шариком,

смоченным

спиртом,

резиновую

пробку

флакона

2

5.

Набрать

в

шприц

нужное

количество

растворителя.

Если

ампулы

с

растворителем

прилагаются

к

флакону

с

порошком,

следует использовать одну из них

1

6.

Взять шприц в правую руку. Проколоть иглой резиновую пробку

флакона, не касаясь порошка, и ввести растворитель

1

7.

Не

извлекая

иглы

из

флакона,

слегка

встряхивать

флакон,

добиться полного растворения порошка

1

8.

Надеть иглу с флаконом на подыгольный конус

1

9.

Набрать

в

шприц

все

содержимое

флакона

или

его

часть

(количество определяется разовой дозой)

1

10

.

Снять флакон вместе с иглой с подыгольного конуса

1

11.

Надеть

и

хорошо

закрепить

на

подыгольном

конусе

иглу

для

инъекций

2

12

.

Поднять

шприц

строго

в

вертикальное

положение.

Выпустить

через иглу 1-2 капли раствора в колпачок от одноразовой иглы

1

13

.

Положить

в

стерильный

лоток

шприц,

ватные

шарики,

смоченные спиртом

1

Всего баллов

18

18 - 17 баллов – «5» (отлично)

16 - 15 баллов – «4» (хорошо)

14 - 13 баллов – «3» (удовлетворительно)

менее 12 баллов – «2» (неудовлетворительно)

Для оценки освоения профессиональных компетенций предлагаются

основные показатели оценки результата

Освоенные профессиональные компетенции

Основные показатели оценки результата

1. Эффективно общаться с пациентом и его

окружением в процессе профессиональной

деятельности

- готовность и способность к социальному

в з а и м о д е й с т в и ю

с

п а ц и е н т о м ,

родственниками пациентами, коллегами по

работе,

обществом;

к

сотрудничеству

и

разрешению конфликтов, к толерантности,

к

с о ц и а л ь н о й

м о б и л ь н о с т и

в

профессиональной деятельности

- правильность, грамотность использования

профессиональной лексики

-

соответствие

соблюдения

морально-

этических

норм,

правил

и

принципов

профессионального сестринского поведения

нормам и требованиям

2. Оформлять медицинскую документацию

- правильность и аккуратность при

оформлении медицинской документации

установленного образца

3. Оказывать медицинские услуги в пределах

своих полномочий

- точность соблюдения алгоритмов:

введения лекарственных препаратов;

- точность выполнения требования правил

хранения лекарственных средств

4. Обеспечивать инфекционную безопасность

- точность соблюдения алгоритмов:

мытья рук;

надевания стерильных перчаток;

снятия использованных перчаток;

п р о ф и л а кт и к и

п а р е н т е р а л ь н ы х

инфекций

при

случайном

попадании

биологической жидкости в глаза, рот,

на

кожу,

повреждении

кож н ы х

покровов

колющим

и

режущим

инструментарием;

приготовления

дезинфицирующих

средств;

д е з и н ф е к ц и и

м е д и ц и н с к о г о

инст румент ария,

о б о р уд о в а н и я ,

предметов ухода;

утилизации медицинских отходов;

-

грамотность,

доступность

и

вежливость

при

консультировании

пациентов

и

их

родственников

учетом

возрастных

и

индивидуа льных

о собенно стей)

п о

вопросам профилактики внутрибольничной

инфекции

- правильность, грамотность использования

профессиональной лексики

5. Обеспечивать безопасную больничную среду

для пациента и персонала

- точность соблюдения алгоритмов:

перемещения пациента;

перемещения тяжестей

-

адекватность

применения

с редс т в

транспортировки

пациентов

и

малой

механизации с учетом основ эргономики

- точность соблюдения требований техники

б е з о п а с н о с т и

и

п р о т и в о п о ж а р н о й

безопасности

при

уходе

за

пациентом

во

время проведения процедур и манипуляций

- правильность, грамотность использования

профессиональной лексики

Для контроля эффективности изучения темы «Набор лекарственного средства

из ампулы. Разведение порошка во флаконе» Вам предлагается:

1. Решить одно из предложенных заданий (практические задачи: задание 1,

задание

2,

включающие

две

задачи)

без

использования

опорного

конспекта.

Записать подробно решение задач в тетради.

2.

Выполнить

манипуляции

«Набор

лекарственного

средства

из

ампулы»,

«Разведение антибиотиков» без опоры на алгоритмы.

3.Проверьте

правильность

выполнения

задач

по

эталонам

ответов

у

преподавателя.

4.

Оцените

выполнение

заданий

(практические

задачи

и

манипуляции)

по

критериям оценки.

5. Полученные оценки поставьте в оценочный лист.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

«НАБОР ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА ИЗ АМПУЛЫ. РАЗВЕДЕНИЕ

ПОРОШКА ВО ФЛАКОНЕ»

ЗАДАНИЕ 1

1.

На посту флаконы по 500 тыс. ЕД.

Назначение врача: М/с необходимо сделать0,55 г.

Вычислить: Сколько флаконов необходимо взять? Сколько остается во флаконе

ЕД антибиотика? Сколько остается во флаконе мл раствора антибиотика?

2.

Во флаконе 0,5 г антибиотика. Для разведения использовали 4 мл раствора

новокаина.

Назначение врача: Необходимо сделать инъекции двум пациентам: одному – 0,2

г, другому 0,15 г

Вычислить: Сколько вы набираете в шприц для каждой инъекции?

Сколько остается во флаконе грамм антибиотика?

Сколько остается во флаконе мл раствора антибиотика?

ЗАДАНИЕ 2

1.

Флаконы по 1млн.ЕД.

Назначение врача: сделать пациенту антибиотик 650 тыс.ЕД

Вычислить: Сколько остается во флаконе ЕД антибиотика? Сколько остается во

флаконе мл раствора антибиотика?

2.

Во флаконе 1 000 000 ЕД пенициллина. Для разведения использовали 8 мл

раствора новокаина.

Вычислить: Сколько ЕД пенициллина содержится в: 1 мл раствора

2 мл раствора

2.4 мл раствора

4 мл раствора

6 мл раствора

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

1

ФИО студента

Тестовые

задания

Задачи

(закрепление

материала)

Набор лек-го

с-ва из ампулы

Разведение

антиб-ков

Задачи

(эффек-ть

Набор лек-го

с-ва из ампулы

Разведение

антиб-ков

Итого

баллов

1

2

3

4

5

6

….

Максимальное

кол-во баллов

8

5

15

18

10

15

18

89

Критерии оценок:

89 – 85 баллов- «5» (отлично)

84 – 80 балла- «4» (хорошо)

79–75 балла - «3» (удовлетворительно)

менее 75 баллов - «2» (неудовлетворительно)

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ К ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ ПО ТЕМЕ

«ПУТИ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ»

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

1 – б

1 – б

2 – г

2 – г

3 – в

3 – а

4 – в

4 – б

5 – а

5 – г

6 – в

6 – б

7 – б

7 – а

8 – а

8 – в

КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО

УРОВНЯ

9 – в

9 – а

10 – в

10 – а

11 – г

11 – а

12 – г

12 – б

13 – б

13 – в

14 – в

14 – г

15 – в

15 – в

16 - а

16 - а

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

«НАБОР ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА ИЗ АМПУЛЫ. РАЗВЕДЕНИЕ

ПОРОШКА ВО ФЛАКОНЕ»

ЗАДАНИЕ 1

1. 2 фл.; сделать 7,5 мл (3,75 мл); остается 250 тыс. ЕД; 2,5 мл(1, 25 мл)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ИЗУЧЕННОГО

МАТЕРИАЛА

2. ОТВЕТ: 0,9мл; 9.1 мл; 910 000 ЕД.

ЗАДАНИЕ 2

1. сделать 4,5 мл (2, 25 мл); остается 550 тыс. ЕД; 5,5 мл(2,75 мл)

2. ОТВЕТ: 3 мл; 3 мл; 3 мл; 1 мл; 100 000 ЕД

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ НА ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

«НАБОР ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА ИЗ АМПУЛЫ. РАЗВЕДЕНИЕ

ПОРОШКА ВО ФЛАКОНЕ»

ЗАДАНИЕ 1

1. 2 фл.; сделать 5,5 мл (2,75 мл); остается 450 тыс. ЕД; 4,5 мл (2,25 мл)

2.

ОТВЕТ: 1,6 мл; 1,2 мл; 0,15 г; 1,2 мл

ЗАДАНИЕ 2

КОНТРОЛЬ

ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОБУЧЕНИЯ

1. сделать 6,5 мл(3,25 мл); остается 350 тыс. ЕД; 3,5 мл(1,75 мл)

2. ОТВЕТ: 125 000 ЕД; 250 000 ЕД; 300 000 ЕД; 500 000 ЕД; 750 000 ЕД



В раздел образования