Автор: Михеева Оксана Кабировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ дополнительного образования города Иркутска Центр детского творчества
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация детей дошкольного возраста в развивающей среде дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование
«Адаптация детей дошкольного возраста в развивающей среде
дополнительного образования»
На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к
условиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых
ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к
переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы
организма.
*Термин "адаптация" (приспособление) – процесс активного взаимодействия организма со
средой. Каждый ребенок должен обладать способностью приспосабливаться и к
социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных
форм поведения. Будь это игра, учеба, отдых или семья. Все это можно назвать
социальной адаптацией ребенка.
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к
условиям социальной среды; вид взаимодействия личности
с социальной средой. Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом,
психологическом и социальном.
Принимая детей дошкольного возраста в Центр детского творчества с целью начальной
адаптации мы организовываем серию мероприятий для детей и родителей: дни открытых
дверей, игровые программы, театрализованные экскурсии по образовательному
учреждению, мастер –классы, пробные занятия.
Такие мероприятия позволяют нам педагогам и родителям понаблюдать за ребенком и
принять совместное решение о поступление дошкольника в объединение.
Дополнительное образование позволяет учитывать желание и стартовые возможности
ребенка. На основании наблюдения и собеседования с родителями мы определяем
возрастную группу и год обучения для дошкольника.
Одновременно с адаптацией происходит социализация ребенка.
Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения,
психологических
установок,
социальных
норм
и
ценностей, знаний, навыков,
позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
В дошкольном возрасте у ребенка возникает стремление к самостоятельной
деятельности. Быть взрослым — самая главная потребность ребенка, именно она
руководит им в деятельности. Он начинает присваивать социальные роли, и чем успешнее
будет этот процесс, тем более вероятно, что он и далее овладеет механизмом
социализации, усвоит нормы социального поведения, разовьет качества личности,
необходимые для него в будущем.
Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.
В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей,
учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки
дошкольника к обучению в школе.
Цель дошкольного образования в Центре детского творчества — создание условий для
максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка дошкольного
возраста в учреждении дополнительного образования с целью развития устойчивого
интереса к познанию и творчеству .
Каждый родитель вправе выбирать: где его ребенок будет получать дошкольное
образование – в детском саду, у частного воспитателя, в семейном кругу или еще где – то.
А может и там и там? Это желание родителей, а ситуация такова, что многие дети в
настоящее время не имеют возможности посещать детский сад, и прежде всего это часто
болеющие дети; дети, матери которых не работают в силу сложившихся социальных
обстоятельств; дети, находящиеся под присмотром нянь и бабушек; отсутствие мест в
дошкольном учреждении.
Статистические данные само обследования нашего образовательного учреждения Центра
детского творчества говорят о том, что востребованность дополнительного образования
детьми дошкольного возраста с каждым годом возрастает.
Количественный состав учащихся дошкольного возраста в МБУДО г. Иркутска за период
2014-2017 годов
Учебный период
Количество учащихся
% учащихся от
общего количества
2014-2015 уч. год
214
9%
2015-2016 уч.год
232
9,7%
2016-2017 уч.год
250
10,5%
Осознавая актуальность данного вопроса, творческой группой педагогов Центра была
составлена дополнительная общеразвивающая программа «Комплексная программа
развития и воспитания детей дошкольного возраста».В Центре детского творчества школа
раннего развития существует уже более 15 лет, она специализируется на обучении и
развитии детей дошкольного возрастаот 5 до 7 лет и является первым шагом в
образовании детей. Ни секрет,что успехи школьного обучения в немалой степени зависят
от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. Программа даёт возможность
провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому
обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной
адаптации дошкольников к общению в начальной школе: способствует формированию
желания учиться, умения управлять своим поведением, развивает умственную
деятельность, самостоятельность и творческие способности.
Цель программы «Комплексные занятия для дошкольников» - формирование у старшего
дошкольника желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции
школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и педагогов для
реализации преемственности между дошкольным этапом обучения и начальной школой.
Задачи программы
Воспитательные:
Обучающие:
Развивающие:
- систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и
специальных), пополнение их;
- развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных
способностей детей;
- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;
- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка
чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и
творчеству;
- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции
школьника,
заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;
- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к
людям.
Программа содержит комплекс предметов, направленных на всестороннее развитие
детей:
Художественно-эстетическое развитие: ( Рисование, музыка, оркестр, художественный
труд)
Интеллектуальное развитие: (Развитие речи, математика, английский язык)
Физическое развитие: (Ритмика)
Игровые занятия в условиях развивающей среды позволяют педагогам сформировать у
детей дошкольного возраста такие компетентности как: коммуникативную, социальную,
интеллектуальную.
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих
желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. (Ребенок умеет слушать
другого и согласовывать с ним свои действия.)
Социальная
компетентность позволяет
дошкольнику
понимать
разный
характер
отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения,
соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает
желания
других
людей,
может
сдерживать
себя,
высказывать
просьбы,
пожелания,
несогласие в социально приемлемой форме.
Интеллектуальная
компетентность характеризуется
способностью
ребенка
к
практическому
и
умственному
экспериментированию,
речевому
планированию,
логическим
операциям
(сравнение,
анализ,
обобщение).
Ребенок
проявляет
осведомленность в разных сферахдеятельности людей, имеет представление о некоторых
природных
явлениях
и
закономерностях,
знакомится
с
универсальными
знаковыми
системами – алфавитом, цифрами.
Формирование таких компетенций требует больших усилий и внимания по отношению к
детям с особым нестандартным поведением, детям с ОВЗ и детям инвалидам.
Учреждения дополнительного образования доступны для детей всех категорий и не всегда
удается убедить родителей, что некоторым детям нужны узкие специалисты: психологи,
логопеды, дефектологи. Чаще всего таких специалистов в учреждениях дополнительного
образования нет. Многие родители, стремясь записать своего ребенка в учреждение
дополнительного образования, скрывают факт наличия справок о состоянии здоровья,
медицинских заключений о наличии диагноза. В соответствии с нормамиСанПиН справки
предъявляются только на занятия по хореографии и спорту.
Среди учащихся нашей школы дошкольников есть «особые» особенные дети. Категорию
детей с ОВЗ (признаки, которых нельзя определить на первый взгляд) мы выявляем через
социальный паспорт, анкетирование, собеседование с родителями.Я как руководитель
школы дошкольников провожу с родителями таких детей дополнительную
информативную и консультативную работу. В системе поддерживаю связь с родителями,
веду переписку, своевременно сообщаю об изменениях в характере, настроении,
физическом состоянии ребенка.
Положительными моментами развития таких детей в нашем учебном объединении
«Комплексные занятия для дошкольников»:
Успешная адаптация ребенка к образовательной среде, отсутствие стресса
1.
Небольшое количество учащихся в группе 12-15 человек
2.
Кратковременность пребывания в учреждении (некоторым детям сложно
находиться весь день в детском коллективе)
3.
Комплексность занятий и смена видов деятельности
4.
Присутствие родителей (постоянная помощь и связь с родителями) и их
информирование об учебном процессе и успешности ребенка на каждом занятии
5.
Открытые занятия, праздники, выставки
6.
Предоставление возможности выявить интересы и увлечения ребенка для
продолжения обучения
В процессе обучения детей по данной программе и наблюдению за ними можно отметить,
что у учащихся дошкольного возраста происходят следующие изменения в развитии:
Дети, в своем большинстве, находятся в положительном эмоциональном состоянии, имеют
собственное мнение, положительно относятся к окружающим людям, стараются
учитывать мнения других людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы
взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций и многие умеют это делать. У детей
значительно расширяется словарный запас, они умеют аргументировать свои
высказывания, строить простейшие умозаключения. У детейформируется мотивации
учения, радость творчества. Развивается вариативное мышления, фантазия, воображение,
творческих способностей.Увеличивается объем внимания и памяти.
Диагностическое обследование продвижения ребенка по программе, позволяет
отслеживать уровень развития ребенка и при необходимости проводить необходимую
корректировку.
Создавая условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям,
окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности, раскрываем
творческий, нравственный, интеллектуальный потенциал детей, развиваем навыки
межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Это поможет быть им понятными, принятыми и признанными, а значит, и успешными в
обществе людей.