Напоминание

"Адаптация детей дошкольного возраста в развивающей среде дополнительного образования"


Автор: Михеева Оксана Кабировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ дополнительного образования города Иркутска Центр детского творчества
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация детей дошкольного возраста в развивающей среде дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Адаптация детей дошкольного возраста в развивающей среде

дополнительного образования»

На протяжении всей жизни человеку неоднократно приходится приспосабливаться к

условиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых

ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к

переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы

организма.

*Термин "адаптация" (приспособление) – процесс активного взаимодействия организма со

средой. Каждый ребенок должен обладать способностью приспосабливаться и к

социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных

форм поведения. Будь это игра, учеба, отдых или семья. Все это можно назвать

социальной адаптацией ребенка.

Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к

условиям социальной среды; вид взаимодействия личности

с социальной средой. Адаптация происходит на трех уровнях: физиологическом,

психологическом и социальном.

Принимая детей дошкольного возраста в Центр детского творчества с целью начальной

адаптации мы организовываем серию мероприятий для детей и родителей: дни открытых

дверей, игровые программы, театрализованные экскурсии по образовательному

учреждению, мастер –классы, пробные занятия.

Такие мероприятия позволяют нам педагогам и родителям понаблюдать за ребенком и

принять совместное решение о поступление дошкольника в объединение.

Дополнительное образование позволяет учитывать желание и стартовые возможности

ребенка. На основании наблюдения и собеседования с родителями мы определяем

возрастную группу и год обучения для дошкольника.

Одновременно с адаптацией происходит социализация ребенка.

Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения,

психологических

установок,

социальных

норм

и

ценностей, знаний, навыков,

позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

В дошкольном возрасте у ребенка возникает стремление к самостоятельной

деятельности. Быть взрослым — самая главная потребность ребенка, именно она

руководит им в деятельности. Он начинает присваивать социальные роли, и чем успешнее

будет этот процесс, тем более вероятно, что он и далее овладеет механизмом

социализации, усвоит нормы социального поведения, разовьет качества личности,

необходимые для него в будущем.

Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.

В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей,

учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки

дошкольника к обучению в школе.

Цель дошкольного образования в Центре детского творчества — создание условий для

максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка дошкольного

возраста в учреждении дополнительного образования с целью развития устойчивого

интереса к познанию и творчеству .

Каждый родитель вправе выбирать: где его ребенок будет получать дошкольное

образование – в детском саду, у частного воспитателя, в семейном кругу или еще где – то.

А может и там и там? Это желание родителей, а ситуация такова, что многие дети в

настоящее время не имеют возможности посещать детский сад, и прежде всего это часто

болеющие дети; дети, матери которых не работают в силу сложившихся социальных

обстоятельств; дети, находящиеся под присмотром нянь и бабушек; отсутствие мест в

дошкольном учреждении.

Статистические данные само обследования нашего образовательного учреждения Центра

детского творчества говорят о том, что востребованность дополнительного образования

детьми дошкольного возраста с каждым годом возрастает.

Количественный состав учащихся дошкольного возраста в МБУДО г. Иркутска за период

2014-2017 годов

Учебный период

Количество учащихся

% учащихся от

общего количества

2014-2015 уч. год

214

9%

2015-2016 уч.год

232

9,7%

2016-2017 уч.год

250

10,5%

Осознавая актуальность данного вопроса, творческой группой педагогов Центра была

составлена дополнительная общеразвивающая программа «Комплексная программа

развития и воспитания детей дошкольного возраста».В Центре детского творчества школа

раннего развития существует уже более 15 лет, она специализируется на обучении и

развитии детей дошкольного возрастаот 5 до 7 лет и является первым шагом в

образовании детей. Ни секрет,что успехи школьного обучения в немалой степени зависят

от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. Программа даёт возможность

провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому

обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной

адаптации дошкольников к общению в начальной школе: способствует формированию

желания учиться, умения управлять своим поведением, развивает умственную

деятельность, самостоятельность и творческие способности.

Цель программы «Комплексные занятия для дошкольников» - формирование у старшего

дошкольника желания идти в школу, интереса к обучению, «внутренней позиции

школьника» с помощью единства требований родителей, воспитателей и педагогов для

реализации преемственности между дошкольным этапом обучения и начальной школой.

Задачи программы

Воспитательные:

Обучающие:

Развивающие:

- систематизация знаний и умений, которыми обладают дошкольники (общих и

специальных), пополнение их;

- развитие познавательной активности, познавательной мотивации, интеллектуальных

способностей детей;

- развитие эстетических чувств детей, эмоционально-ценностных ориентаций;

- развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребенка

чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и

творчеству;

- формирование готовности к школьному обучению, к новой социальной позиции

школьника,

заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности;

- воспитание культуры общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к

людям.

Программа содержит комплекс предметов, направленных на всестороннее развитие

детей:

Художественно-эстетическое развитие: ( Рисование, музыка, оркестр, художественный

труд)

Интеллектуальное развитие: (Развитие речи, математика, английский язык)

Физическое развитие: (Ритмика)

Игровые занятия в условиях развивающей среды позволяют педагогам сформировать у

детей дошкольного возраста такие компетентности как: коммуникативную, социальную,

интеллектуальную.

Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих

желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств. (Ребенок умеет слушать

другого и согласовывать с ним свои действия.)

Социальная

компетентность позволяет

дошкольнику

понимать

разный

характер

отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения,

соответствующую ситуации. Ребенок умеет попросить о помощи и оказать ее, учитывает

желания

других

людей,

может

сдерживать

себя,

высказывать

просьбы,

пожелания,

несогласие в социально приемлемой форме.

Интеллектуальная

компетентность характеризуется

способностью

ребенка

к

практическому

и

умственному

экспериментированию,

речевому

планированию,

логическим

операциям

(сравнение,

анализ,

обобщение).

Ребенок

проявляет

осведомленность в разных сферахдеятельности людей, имеет представление о некоторых

природных

явлениях

и

закономерностях,

знакомится

с

универсальными

знаковыми

системами – алфавитом, цифрами.

Формирование таких компетенций требует больших усилий и внимания по отношению к

детям с особым нестандартным поведением, детям с ОВЗ и детям инвалидам.

Учреждения дополнительного образования доступны для детей всех категорий и не всегда

удается убедить родителей, что некоторым детям нужны узкие специалисты: психологи,

логопеды, дефектологи. Чаще всего таких специалистов в учреждениях дополнительного

образования нет. Многие родители, стремясь записать своего ребенка в учреждение

дополнительного образования, скрывают факт наличия справок о состоянии здоровья,

медицинских заключений о наличии диагноза. В соответствии с нормамиСанПиН справки

предъявляются только на занятия по хореографии и спорту.

Среди учащихся нашей школы дошкольников есть «особые» особенные дети. Категорию

детей с ОВЗ (признаки, которых нельзя определить на первый взгляд) мы выявляем через

социальный паспорт, анкетирование, собеседование с родителями.Я как руководитель

школы дошкольников провожу с родителями таких детей дополнительную

информативную и консультативную работу. В системе поддерживаю связь с родителями,

веду переписку, своевременно сообщаю об изменениях в характере, настроении,

физическом состоянии ребенка.

Положительными моментами развития таких детей в нашем учебном объединении

«Комплексные занятия для дошкольников»:

Успешная адаптация ребенка к образовательной среде, отсутствие стресса

1.

Небольшое количество учащихся в группе 12-15 человек

2.

Кратковременность пребывания в учреждении (некоторым детям сложно

находиться весь день в детском коллективе)

3.

Комплексность занятий и смена видов деятельности

4.

Присутствие родителей (постоянная помощь и связь с родителями) и их

информирование об учебном процессе и успешности ребенка на каждом занятии

5.

Открытые занятия, праздники, выставки

6.

Предоставление возможности выявить интересы и увлечения ребенка для

продолжения обучения

В процессе обучения детей по данной программе и наблюдению за ними можно отметить,

что у учащихся дошкольного возраста происходят следующие изменения в развитии:

Дети, в своем большинстве, находятся в положительном эмоциональном состоянии, имеют

собственное мнение, положительно относятся к окружающим людям, стараются

учитывать мнения других людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы

взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций и многие умеют это делать. У детей

значительно расширяется словарный запас, они умеют аргументировать свои

высказывания, строить простейшие умозаключения. У детейформируется мотивации

учения, радость творчества. Развивается вариативное мышления, фантазия, воображение,

творческих способностей.Увеличивается объем внимания и памяти.

Диагностическое обследование продвижения ребенка по программе, позволяет

отслеживать уровень развития ребенка и при необходимости проводить необходимую

корректировку.

Создавая условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям,

окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности, раскрываем

творческий, нравственный, интеллектуальный потенциал детей, развиваем навыки

межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Это поможет быть им понятными, принятыми и признанными, а значит, и успешными в

обществе людей.



В раздел образования