Напоминание

"Использование фитотерапии в оздоровлении дошкольников"


Автор: Колотухина Ольга Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 358 "Лесная полянка"
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Инновационный проект
Тема: "Использование фитотерапии в оздоровлении дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический проект творческой группы МАДОУ № 358 «Лесная полянка» Тема:
«Чай, чай – выручай»
Современная цивилизация предлагает человеку для здоровой и долгой жизни гораздо больше возможностей, чем ограничений. Нужно уметь ими пользоваться…


Н. Амосов

Теоретическое обоснование проекта
К сожалению, приходится констатировать, что число больных детей с каждым годом неуклонно растет. По-настоящему здоровый ребёнок в наше время – большая редкость. Фитотерапия – лечение травами – метод, известный с давних пор. Под фитотерапией обычно понимаются препараты, созданные из натурального растительного сырья (трав, листьев, кореньев). Практически во всем мире фитотерапия уже давно является частью официальной медицины, однако в Российской Федерации официальный статус традиционной медицинской деятельности фитотерапия получила не так давно - в 2000 году. До этого момента такой метод лечения причислялся к нетрадиционным методам и официального одобрения со стороны государства не было несмотря на то, что лекарственные растения, которые являются основой фитотерапии, входили в состав многих лекарственных препаратов. Если же рассматривать зарождение метода лечения травами, то его истоки затеряются в далекой древности, ведь человеку издавна была известна целебная сила природы. Когда-то у человека и выбора не было – лечился тем, что находил вокруг себя – пищей и травами.
Тяга ко всему натуральному снова возвращается. В последнее время снова появился интерес к этому виду терапии, ведь это относительно безопасный и недорогой способ лечения. Натуротерапия лечит самым лучшим: вытяжками из растений и трав, минералами и витаминами от природы. Мы постоянно говорим о том, что человек должен сам заботиться о своем здоровье, и не только тогда, когда уже болен, но и на фоне уже нехорошего самочувствия. Каждый должен осознать и твердо усвоить, что приносит пользу, а что вредит, общеизвестно: гораздо легче болезнь предупредить, чем исцелить ее. Учитывая, что растения довольно мягко действуют на организм, такой вид терапии подходит для детей. Травы хорошо очищают организм, восстанавливают баланс и оказывают стимулирующее влияние на естественную защиту организма. Чаще всего при лечении детей с помощью трав применяются отвары, настои, фитованны. Также возможно их использование в виде полосканий, порошков, примочек и ингаляций. Наиболее простым и удобным в употреблении является фиточай из лекарственных трав. Чай – напиток, получаемый варкой, завариванием или настаиванием листа чайного куста, который п р ед ва р и т е л ь н о подготавливается специальным образом. Чаем называется сам лист, предназначеный для приготовления напитка. «ЧАЙ – это огромный мир, помещенный в маленькую чашку» Каждый день мы выпиваем несколько кружек чая, совершенно не подозревая о его лечебных свойствах. Полезные для здоровья свойства чая включают в себя защиту от рака, раннего старения, болезней десен и зубов; чай также б о р е т с я с у с т а л о с т ь ю и п о м о г а е т п р и д е п р е с с и и .
Чай
, несомненно, самый популярный напиток в мире, и результаты многочисленных исследований не оставляют сомнений в его целебных качествах. Полагают, что первыми открыли целебные свойства чая китайцы. Они считали его тонизирующим напитком, который замедляет старение, продлевает молодость, дарит долголетие и обеспечивает жизненной энергией. Только людям благородного происхождения было позволено пить чай, и долгое время о его целебных качествах знали только избранные. Когда напиток начал распространяться по всему миру, люди буквально сходили по нему с ума. В чае присутствует множество витаминов. Основным витамином чая является витамин Р. Витамин Р укрепляет стенки кровеносных сосудов, предотвращает внутренние кровоизлияния. По содержанию витамина Р чай не имеет себе равных в растительном мире. Выпивая 3-4 стакана чая хорошей крепости, мы обеспечиваем свой организм суточной профилактической дозой витамина Р. Он прекрасно стимулирует восстановительные процессы в детском организме, но в то же время, не оказывает дополнительной нагрузки на почки и печень. Также его преимуществом является большое содержание витаминов и полезных минеральных веществ. При помощи правильно подобранных средств фитотерапии можно исцелить большое количество недугов, беспокоящих ребёнка, например, простуду, жар, насморк, колики,
диатез и многие другие. Фиточай – это, прежде всего, замечательный напиток. И только потом — лекарство, и профилактическое средство. Чай хорошо утоляет жажду, повышает иммунитет человека. Чай всегда считался дающим здоровье напитком.

Учёные давно установили, что в чае содержатся полезные, биологически активные вещества. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, повышают умственную и физическую способность человека. Чай усиливает сопротивляемость организма про студе, инфекционным заболеваниям, воспалительным процессам. При солнечных ожогах помогают примочки и компрессы из настоя тёплого чая. Изучая целебные свойства чая, учёные узнали много интересного и полезного, что чай - прекрасное противоядие при отравлении организма. В Китае практически не встречается такое заболевание, как камни в желчном пузыре, потому что там знают, что чай является “чистильщиком” организма, выводя из него вредные вещества. Чай повышает выносливость и считается идеальным напитком для моряков, лётчиков, путешественников. Наибольшую ценность представляет витамин Р, укрепляющий стенки кровеносных сосудов, делая их эластичными и гибкими. Содержащийся в чае витамин В 2 способствует повышению эластичности кожи, делает ее более упругой и красивой. В чае содержится много фтора. Поэтому он является средством защиты зубов, препятствует возникновению кариеса. Беда лишь в том, что многие люди пьют чай со сладостями, этим снижают благотворное действие чая. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почётных мест. Лечебный чайный лист содержит эфирные масла, которые создают неповторимый аромат. Иногда чай ароматизируют. Наиболее известными ароматизаторами любого чая является чай с лимоном, чай с фруктами и ягодами, цветы жасмина, личжи - это, натуральные добавки. Для российского рынка востребованы более ароматизированные чаи, чем для европейского рынка. То есть впрыск эссенции происходит в двойном объеме для более сильно выраженного аромата. Вдобавок, такие чаи не очень дорого стоят, их закупочная стоимость в несколько раз ниже, чем у более качественных чаев. Искусственные химические эссенции добавляют приятный аромат чаю, но не очень хороши для здоровья. Отличить чай с искусственным ароматизатором довольно легко - у него резкий аромат даже у сухой заварки, а после заваривания он проявляется еще сильнее. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря витаминам, чай оказывает на организм благотворное влияние: устраняет усталость, улучшает пищеварение. Установлено, что чай повышает работоспособность и жизненный тонус. Он благотворно влияет на нервную систему, является антистрессором и антидепрессантом. Благодаря усилению притока кислорода к клеткам мозга, повышается внимание и память.

Чай оказывает небольшое лечебное антираковое действие и хорош в качестве антиракового профилактического средства. Зеленый чай способствует выведению из организма стронция-90 — включая тот, что отложился в костях скелета. Чай можно пить и для
компенсации излучения мониторов (о котором, правда, почти уже не вспоминают).
Основной философией чаепития
является полное спокойствие и отсутствие суеты. В России нет четких правил, связанных с чаепитием. Даже заваривают чай в каждой семье, в каждой компании по-своему: кто-то ошпаривает кипятком заварочный чайник перед тем, как насыпать в него сухие листочки, другой наливает кипяток в два приема, а третий, чтобы не возиться, предпочитает чай в пакетиках. Да, по японским или китайским меркам русский человек все, связанное с чаем, делает неверно. В России и заваривают чай по-своему и относятся к чаепитию иначе. Своеобразие и очарование русского чаепития – атмосфера, настроение. Чтобы было душевно, чтобы вкусно пахло пирогами и можно было, отдохнуть и пообщаться в теплой дружеской обстановке. И фраза "чайку бы" почти всегда означает – как славно было бы посидеть да поговорить о том о сем. Во время чайной церемонии приходит ощущение, что человек способен осознать себя и достичь своей жизненной цели, что можно наслаждаться каждым мгновением жизни, не смотря на то, что происходит вокруг. В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как "не болезни". Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, снег, сосульку, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, пить холодную воду, мочить ноги и т.д.). Испокон веков люди прибегают к целебной силе травяных чаев, которые обладают поистине чудодейственными свойствами. Травяной чай, один из самых древних напитков, который употребляет человек в целях профилактики, и мы решили познакомиться с чаем поближе. Поэтому, наш проект посвящен необыкновенному напитку, придающему бодрость, излечивающему от недугов, и просто повышающему настроение - чаю. И поставили перед собой следующие цели:
1

.Цель

проекта:
развитие ценностного отношения к своему здоровью посредством фитотерапии. Пробуждение интереса к русским традициям чаепития.
Цель и задачи работы над проектом для воспитателя:
Приобщить дошкольников к изучению лекарственных растений и сбору простейших рецептов, для профилактики простудных заболеваний. Задача: способствовать формированию умения получать информацию из разных источников, использовать в своей деятельности.
2. Задачи проекта.

- формировать представления детей о пользе и применении лекарственных растений, их ценности для здоровья. - познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть; - помочь узнать правила правильного заваривания чая; познакомить детей с традициями чаепития; - дать детям доступные возрасту знания о значении употребления чая для сбережения здоровья человека;
-
формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста. - Профилактические: пить травяной чай в повседневной жизни. - Включить родителей в процесс воспитания дошкольников.
3.Актуальность проекта.
Задача охраны и укрепления здоровья детей – одна из ключевых в системе общественного дошкольного образования. И поэтому актуальным является
содействие пониманию детьми необходимости беречь свое здоровье в

наше время
. И проблема профилактики здоровья детей на современном этапе является одной из самых актуальных. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Одна из главных задач МАДОУ сегодня –
помочь детям осознать ценность здоровья и значение

здорового

образа

жизни

для

современного

человека,

сформировать

о т в е т с т в е н н о е

о т н о ш е н и е

к

с о б с т в е н н ом у

з д о р о в ь ю .
Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. О.В. Гончарова, заведующая отделением охраны здоровья матери и ребенка ФГБУ «ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздравсоцразвития РФ, д-р мед. наук пишет о фитотерапии в профилактике ОРИ у детей: По данным статистики в последнее десятилетие наблюдается постоянный рост заболеваемости детского населения острыми респираторными инфекциями, до 90% данной патологии вызвано вирусами. Для предотвращения частых ОРИ педиатр составляет для ребенка индивидуальную программу профилактики в соответствии с существующими общими рекомендациями. Неотъемлемой частью такой реабилитационной программы является фитотерапия, поскольку она отвечает требованиям патогенетической терапии и оказывает непосредственное влияние на процессы тканевого обмена. Натуральные растительные средства в профилактике и лечении ОРИ существенно дополняют медикаментозное лечение, позволяют добиться нужных результатов меньшими дозировками лекарств, снижают риск развития их побочных действий, ускоряют
выздоровление, более полноценно восстанавливает нарушенные функции органов. В период сезонного обострения простудных заболеваний возможно проведение профилактических курсов фитотерапии (сентябрь-март); при длительном приеме натуральных растительных средств возможно достижение стойкого результата терапии - отсутствие рецидивов заболевания в течение 2-3 лет. Настои и отвары травяного чая лучше всего готовить ежедневно, допускается их хранение в прохладном месте, но не более 3-4 суток. Использование фитотерапии в педиатрической практике с профилактической целью позволяет повысить неспецифическую сопротивляемость детского организма, скорректировать обменные процессы, нарушенные в ходе заболевания, усилить выведение из организма токсических метаболитов. Это создает предпосылки, для того, чтобы организм ребенка сам начал более эффективно бороться с болезнью. Поэтому, Одно из наиболее эффективных средств в борьбе с простудными заболеваниями - это фитотерапия. Лекарственные растения эффективны в детской практике для профилактики обострений хронических заболеваний, во многих случаях только фитотерапия помогает избежать осложнений при использовании химиотерапевтических средств.
4.
Выявление проблемы для детей. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей.
Дошкольники не знают, что обычные растения ближайшего

окружения

могут

помочь

здоровью

человека.
Проблемный вопрос:Как сохранить свое здоровье? Как чай может выручить человека? Какой чай целебнее? Какие полезные вещества содержит травяной чай? Проблема в том, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников, имеющих отклонения в здоровье. Ключ к решению – фитотерапия. Потребность в формировании у детей ценностного отношения к своему здоровью, посредством фитотерапии и представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников. Проведя анкетирование родителей и диагностирование детей, посещающих наш детский сад, мы выяснили, что многие взрослые, имеют недостаточно знаний о лечебном чае и традициях чаепития, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной. Дети не знают, что простые травы на нашем участке могут помочь их здоровью. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у детей ценностное отношение к своему здоровью посредством травяного чая и воспитать интерес к русским традициям чаепития. Педагоги ДОУ также имеют поверхностные знания о Чае, отсутствует система по ознакомлению с фитотерапией в детском саду. Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом. Проблема, сформированная детьми и воспитателем: мы хотим побольше узнать о лекарственных растениях и рецептах, изготовленных из них. Научиться правильно заваривать чай и пить в профилактических целях

Гипотеза:
если дошкольники узнают, как могут обычные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.
5.Участники проекта
У ч а с т н и к и п р о е к т а : в о с п и т а т е л и , д е т и , р о д и т е л и . П р о е к т р а с с ч и т а н н а д е т е й 4 - 5 л е т . Продолжительность проекта 6 мес.
6. План реализации проекта
Организация предметно-развивающей среды: - в уголке книги - яркие энциклопедии, альбомы с изображением лекарственных растений. - в игровом уголке – дидактические игры о лекарственных растениях и травах. - фитобар – на коробочках с чаем изображения лекарственных растений с их названием. - оформлен «Уголок чаепития» с использованием самовара, деревянной и керамической посуды, рушников, др. утвари. Виды работ: Анкетирование родителей «Ваши дети и их здоровье» Анкетирование родителей « Чай, чай – выручай» Составление перспективного плана. Оформление костюмов лекарственных трав. Составление кроссвордов на тему: «Чай, чай – выручай» Сбор лечебных трав и составление гербария. Планирование работы на неделю по теме: «Чай, чай – выручай».
Оформили альбомы
«Травяные чаи – путь к здоровью», «Книга здоровых советов» от родителей и « Бабушкины рецепты», «Здоровье без лекарств», «Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен», «Быть здоровым помогут сказки», «Виды самоваров», « Чайный гороскоп для детей», « Ароматерапия для детей». Полезные травы для чая, Травяные чаи побеждают,Лечебный травяной чай
,
Целительные свойства лекарственных растений, Секреты лекарственных растений, Травяные и ягодные чаи. Стихи о чае, чайные загадки, частушки и физминутки про чай.
Провели ряд профилактических мероприятий:
полоскание горла календулой, мать - и - мачехой, ромашкой. Дети пили чай с мятой, липовым мёдом, с мелиссой, облепихой, малиной, со смородиной, чай с вареньем. Для ароматизации воздуха в группе использовали чай из пихты. Если у детей беспокойный сон используем в спальне ароматизированные подушки, а также медальоны. Ароматная профилактика способствует укреплению детского иммунитета. Они помогают снизить эмоциональное напряжение, а также обладают спо собно стью дизинфицировать помещения и уничтожать бактерии, и при этом практически не оказывают побочных действий на организм человека. (Это -Листья шалфея, Лепестки розы, Анис, Семена укропа, Цветки и
высушенные ветки лаванды, Цветки ромашки, Эфирное масло ромашки – 2 капли, Масло мелиссы – 2 капли, Масло шалфея – 1 капля). Проводим - упражнения на развитие дыхания «Аромат цветов», «Одуванчик», « Мята», « Ромашка». Цель: развивать дыхательную систему дошкольников.
Консультации для воспитателей
: Консультация для воспитателей « Быть здоровым помогут сказки» - Ерофеева А.В «Фитотерапия в оздоровлении дошкольников» - Ширяева М.Г. «Расскажите детям о лекарственных растениях» - Корчиева Н.Н. «Травы и травяные чаи для детей» - Сущенко Л.И. Традиции русского чаепития» - Колотухина О.Ю.
Круглый стол для воспитателей:
«Чаепитие по всем правилам этикета»
Семинар - практикум для воспитателей
«Чай, от болезней выручай» - Ерофеева А.В. Для воспитателей круглый стол в комнате сказок
Семинар - практикум для младших воспитателей
: « Сервировка стола к чаю для детей», с чаепитием, « Здоровье - дороже богатства», « Чай, выручай». Родительское собрание на тему: « Чай, чай – выручай» Экскурсия для воспитателей в комнату сказок: «Мы за чаем не скучаем» Межгрупповые мероприятия – это экскурсия в « Фитобар» -11 группа, в «Комнату сказок», в зелёный зал на выставку « Чай, выручай», в кафе «Брусничка» - 9 группа. В ходе работы над проектом мы знакомили детей с лекарственными растениями, ягодами, с историей появления чая. Ознакомление проводили через занятия, наблюдения, опыты. Провели беседы о полезных свойствах чая; С удовольствием знакомились с традицией употребления травяного чая, воспитывая тем самым бережное отношение к растениям. Рассказывали детям интересные истории о лечебном чае, как они могут помочь здоровью детей и забавные факты из жизни чая. В процессе организованной деятельности в организованной форме обучения познавательного цикла дети познакомились с литературными произведениями о чае (стихи, сказки, загадки). Чтение литературы «Как цветы и ягоды о своей пользе спорили?», «Ты и твоё здоровье», «Про витамины и здоровье», «Сказка о чае», «Драгоценный напиток», «Старый самовар», «Сказка про Чайного Человечка», А. Лебедев «Путешествие по сказкам», Дмитрий Мельников «Сказка про ежика или про чай». Чтение детям отрывков из рассказа “Огород на опушке” А.Стрижева. Чтение А. Онегова “Тропинка полевая”, Ю. Дмитриева “Кто в лесу живет и что в лесу растет”, Н. Павловой “Загадки цветов”, А. Плешакова “Зеленые страницы” и др. Заучивание загадок и стихов о растениях, о чае и чаепитии. «Как колобок получил урок», К. И. Чуковского « Федорено горе», «Муха – цокотуха» Провели занятия с детьми средних групп: «Секреты травяного чая», «Путешествие в страну Зелёных докторов».
«
Зелёная аптека
»,
«Целебная
сила ягод». «Целительные свойства лекарственных растений». « Мать – и - мачеха», «Ромашка – лекарственное растение», «Старый подорожник», «Калина - лекарственное растение». Встреча в кафе «Брусничка». «Масленица в гости к нам пришла» - угощение блинами. . «Знакомство с чайными приборами (ложки, щипчики, чашка, сахарница, заварной чайник». «В гости к старичку лесовику». Знакомство с лекарственными травами, приготовление напитков из листьев малины, смородины, смородины, липы и т.д. «Не попить ли нам чайку». Цель: познакомить детей с разновидностями чая. Расширить представление детей о сервировке стола к чаю. Для более успешного усвоения материала по чаю, обучение построено на методах исследовательского поиска. Поиск детей позволил увлечь их, заинтересовать, пробудить в них жажду познания, развить желание довести начатое дело до конца. Наши дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Какие же нехитрые и очень любопытные опыты мы проводили с детьми 4 - 5 лет в группах №9, №8, №7, №11, №14? Опыты:
- Как приготовить чай, чтобы сохранить его целебные свойства?
Цель: научиться правильно, готовить чай, сохраняя его целительные свойства.
- Волшебное сито.
Цель: познакомить детей со способом отделения заварки от воды с помощью сито, развить самостоятельность.
- Исследование растения Мать- и- мачехи
Цель: учить исследовать листья растений на ощупь.
- Исследование цветов «Одуванчик и ромашки».
Цель: могут ли лекарственные цветы прожить без тепла и воды?
- Волшебный чай
Продемонстрировали детям, как, словно по волшебству, вода в обычной банке меняет свой цвет.
- Чай с сахаром.
Цель: беседа с детьми о некоторых свойствах воды. Для того чтобы дети убедились, что растворенное вещество действительно никуда не исчезает. Определить чай на вкус.
- Подопытная вода
Помочь сделать удивительное открытие: на холоде жидкая вода (чай) замерзает и превращается в твердый лед. Пар – это тоже вода! Да, это крошечные капельки воды. Вывод: если в чайнике достаточно долго покипит вода, то вся вода из него исчезнет. Куда же она делась? Превратилась в пар и разлетелась по всей группе. Дети заметили, что (даже доска вспотела), (чайник гладит доску).
-

Китайский

зелёный

чай

с

сюрпризом

для

детей,

воспитателей

и

младших воспитателей.
Цель: познакомить, что сухой чай в бутоне в воде увеличивается и тонет.
- Цветы лотоса и лилии.

Цель: познакомить детей, что намокшая бумага тяжелее, а сухая – легче. При проведении занятий использовали следующие физкультминутки:
«Мой цветок», «Пробуждение цветка». В гости к Федосье,

Лепестки,

Посуда, Самовар, Чайник, Шиповник, Цветок, Вместе по лесу идём и т.д.

В

г о с т и

к

Ф е д о с ь е
М а т р е н а п р и ш л а , ( ш а г а е м н а м е с т е ) К ч а ю п р и ш л а , ( р у к и в с т о р о н ы н а п о я с ) Л и м о н п р и н е с л а . ( Х л о п о к п е р е д г р у д ь ю ) – П е й т е , М а т р е н а , ( п р ы ж к и н а м е с т е ) С л и м о н ч и к о м , ( п р и с е л и ) П е й т е , Л и м о н а , ( п р ы ж к и н а м е с т е ) С м а т р е н ч и к о м ! . . ( п р и с е л и ) А Федосья растерялась (руки на пояс – наклоны влево-вправо) И заторопилась, (руки на пояс-повороты туловища влево-вправо) А Ф е д о с ь я р а с т е р я л а с ь ( п р и с е л и ) И заговорилась. (Прыжок на месте-хлопок над головой
Я

ч а й н и к



в о р ч у н
Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шагаем на месте.) Я всем напоказ выставляю живот, (Руки на пояс, повороты туловища влево- в п р а в о . ) Я ч а й к и п я ч у, к л о к о ч у и к р и ч у : ( Х л о п а е м в л а д о ш и . ) — Эй, люди, я с вами почайничать хочу (Прыжки на месте.) Лепестки Выросли в саду цветки, (Руки плавно поднять верх, потянуться.) Р а с п у с т и л и л е п е с т к и . В д р у г п о в е я л в е т е р о к — ( Л е г к и й б е г . ) З а к р у ж и л с я л е п е с т о к . Ветерок их оторвет.И, на землю вновь вернет. (Присели)
Посуда
Вот большой стеклянный чайник, ("Надуть" живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. (Другая рука изогнута, как носик) Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе) Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, (Кружиться, рисуя руками круг) Только стукни - разобьются. Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой) Вот пластмассовый поднос (Сделать большой круг) Он посуду нам принес.
Самовар
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела, Пейте чай – вода вскипела! Чайник Чайник на плите стоял, (Вдох.)
Через носик пар пускал: (Выдох.)
Шиповник
Вот шиповника цветы (разводит руками в стороны), Просто чудо красоты! (наклон туловища влево - вправо), Яркие, пахучие... (вдох - выдох), Ай-ай-ай! Колючие! (двигает головой в разные стороны).
Черника
А в л е с у р а с т ё т ч е р н и к а А в л е с у р а с т ё т ч е р н и к а , З е м л я н и к а , г о л у б и к а . Ч т о б ы я г о д у с о р в а т ь , Н а д о г л у б ж е п р и с е д а т ь . ( П р и с е д а н и я . ) Н а г у л я л с я я в л е с у . Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
В м е с т е

п о

л е с у

и д ё м
В м е с т е п о л е с у и д ё м , Н е с п е ш и м , н е о т с т а ё м . В о т в ы х о д и м м ы н а л у г . ( Х о д ь б а н а м е с т е . ) Ты с я ч а ц ве то в во к ру г! ( П отя ги ва н и я — ру к и в с т о р о н ы . ) В о т р о м а ш к а , в а с и л ё к , М е д у н и ц а , к а ш к а , к л е в е р . Р а с с т и л а е т с я к о в ё р И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, п о т о м н а о б о р о т — п р а в о й с т у п н и л е в о й р у к о й . ) К н е б у р у ч к и п р о т я н у л и , П о з в о н о ч н и к р а с т я н у л и . ( П о т я г и в а н и я — р у к и в в е р х . ) О т д о х н у т ь м ы в с е у с п е л и И на место снова сели. (Дети садятся.)
Цветок
Спал цветок и вдруг проснулся (сидит на корточках, встаёт), Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся (повороты влево, вправо, потянуться), Взвился вверх и полетел
Праздники и развлечения
«Праздник русского самовара», «Русский чай», «Волшебный чай», « Чай. Как он приятен, вкусен, крепок, ароматен», «В гостях у чая». «Добро пожаловать на витаминный чай» - праздник, посвященный Дню пожилого человека. 9гр.
« День здоровья» (В гостях у тётушки Тыквы) Цель праздника - приучить ребят к занятиям физкультурой, формировать у детей здоровый образ жизни. 9гр.,8гр.,11гр.,14гр.,7гр. «Добрая баба Яга», « Петушок и его семья», Кукольный театр «Заюшкина избушка» для всех средних групп провела Богданова О.В. Развлечение «В гостях у Рябинки
»,
«Мы за чаем не скучаем», Ответственный – воспитатель и музыкальный руководитель. Развлечение «В этом доме ждут гостей»- конкурс стихов о чае. «В осеннем лукошке всего понемножку», Праздник для детей на участке « Чайные розы». Театрализованное представление «Лиса и медведь», « Снежный чай» 9гр.,8гр.,11гр.,14гр.,7гр. Ответственный – Виноградова Е.Б. Драматизация сказки: « Кот, петух и лиса», «Как лечили петуха» 9гр. Настольный театр «Заюшкина избушка» 9гр.,11гр.,7гр. -14гр. «Теремок на новый лад» - 9гр. и 8гр. Кукольный театр «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Какой я самовар» (театрализованный рассказ).
Игры

Подвижные игры:
1. «Танец растений». Цель: на основе представлений детей о растениях, развивать познавательные процессы (внимание, память), а также двигательную активность детей 2.«Чай, чай - выручай». Цель игры состоит в том, чтобы водящий переловил всех игроков и, только когда никто никому не может помочь, только тогда он передает свои права тому, на которого укажет. 3.«Ягоды и фрукты» Задача команд: одна собирает только ягоды, другая команда только фрукты, которые складываются в лукошки. 4.« Кто быстрее выпьет чай» Цель: кто быстрее выпьет чай из соломки вприкуску с сахаром. 5. «Сбор чая» Цель: кто быстрее соберёт надутые шары, к которым привязаны одноразовые пакетики чая. 6. «Самый ловкий цветок» Цель: по окончании музыки дети должны встать в обруч того же цвета, что и цветок на шапочке. 7. «Мяч передавай, какой чай, называй». 8 «Спаси растения» Задача каждого игрока – надеть калоши (обувь ребенка при этом не снимается), взять распылитель, добежать до указанного цветка, распылить воду, вернуться к своей команде. 9. «Приятный запах чая» Добежав, дети делают глубокий вдох носом и плавно с усилием выдыхают через рот: «Ах!». Звучит песня Ю.Антонова «Не рвите цветы», дети выполняют движения по показу воспитателя

Дидактические игры:
1.«Задача для хозяйки» - закрепить знания о сервировке стола. 2. «Где живет невежа и как её прогнать?»- закрепить правила поведения в гостях. 3.«Чудесный мешочек» Задача: Узнать лекарственное растение по запаху, выделить и назвать характерные признаки растения, найти его на карточке-картинке и в гербарии. "Доктор Айболит" Задача: найти карточки с изображением болезни, которую можно вылечить одним из предложенных лекарственных растений. Закреплять названия лекарственных растений. «Ягоды - цветы» Цель: учить правильно, называть и различать ягоды и цветы, разложить отдельно ягоды и цветы. «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу» - на развитие тактильно - вкусовых ощущений. «Угадай название цветка» - учить правильно, называть цветы. «Что полезно и что вредно для здоровья», «Что лишнее?».
«
Что, где, отчего?» Цель: учить отгадывать загадки. (Ребенок отгадывают и говорт, что это растение лечит. Ребенок показывает карточку и прикрепляет ее). «Угадай по запаху» Цель:

учить детей разбираться в разнообразии лекарственных трав, находить нужные по определенным свойствам. «Как лечит это растение?». Цель:расширить знания детей о том, как лекарственное растение помогает в оздоровлении человека. «Растения нашего участка». Цель: учить детей аккуратно вырезывать цветы и листья из бумаги, сложенной вдвое. «Сочинялки». Цель: развивать умение сочинять сказки о лекарственных растениях и травах, а также мыслительную деятельность дошкольников. «Угадай растение и назови его лекарственное значение» «Ромашка» Надо сделать из бумаги большой бутафорский цветок ромашки. На обратной стороне картинка с изображением болезни, ребёнок отрывает лепесток и называет, какой травяной чай поможет данному заболеванию. «Узнай по описанию». “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”, “Мама, папа, я - моя цветочная семья”. Цель - уметь находить лекарственное растение по словесному описанию. «Съедобное - несъедобное». Цель - закрепить знания детей о съедобных и ядовитых растениях.
Дидактические упражнения: «В чем ошибся художник», должны нарисовать чайник по очереди: первый — чайник, второй — ручку, третий — носик; четвертый - крышку, пятый — узор на чайнике. «Самый сообразительный цветок» — Какой цветок похож на солнышко? — Какой цветок похож на облачко? На Цыплёнка? На глазки девочки? На бусы? На синие глаза мальчика? На кораблик? «Аромат цветов», «Одуванчик», « Мята», « Ромашка». Цель: развивать дыхательную систему дошкольников. Настольные игры "Подбери парочку" или "Фруктовые пазлы".

«Полезные растения». На столике разложены растения (подорожник, ромашка, мята, липа). Ребенок берет в руки или указывает на растение и называет его. Тот, кто имеет костюм данного растения (Ромашки, Мяты и т.п.) выходит и рассказывает о его целебных свойствах.
Сюжетно – ролевые игры:
«Аптека», «Фитобар», , « Больница», « Семья». 9гр.,8гр.,11гр.,14гр.,7гр. Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья», «Больница», «Аптека», «Фито- бар», «Кукла заболела», «Телефонный разговор» (вызов «Скорой помощи»). «Магазин» (покупаем чай, полезные для здоровья) Разыгрывание этюдов: «Чай с полотенцем», «Купчиха за чаем», «Хозяйка разливает чай», «Окончание чаепития». Цель: эмоциональное развитие, побуждение к развитию детей в сюжетно- ролевой игре.
Игры - драматизации по произведениям:
«Заюшкина избушка», « Медведь и Лиса», «Кот, петух и лиса», «Теремок – на новый лад», «Снегурушка и лиса», «Снежный чай» и т.д.
Настольно-печатные игры:
«Ягоды », «Травы», « Вкусный чай», « Собери в лукошко», «Сравни картинки» Лекарственные цветы – учить собирать пазлы, имеющие форму цветов и состоящие из нескольких элементов «Цветочная азбука», «Найди и посчитай», «Чего не стало?», «Цветочное лото» Игровая обучающая ситуация: Заяц приносит в корзинке ягоды. Пытается угостить детей, дети объясняют, почему нельзя есть немытые ягоды. Как правильно заварить чай и т.д. Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было ? «Отгадай по запаху» — дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? (Нам помог нос.)
Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем


Задача:
закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).
ПАНТОМИМА «ЗАВАРИВАЕМ ЧАЙ»
Давайте представим себе, как мы завариваем чай. Для этого надо всем и, следуя моим командам, руками и туловищем показывать движения, которые необходимо делать Достаньте с верхней полки самовар С левой полки, которая пониже, достаньте заварной чайник Нальем воду в самовар Современные самовары почти все электрические. Включим самовар в розетку. Только аккуратно. Ой, самовар закипел! Выключим его из розетки и зальем кипятком заварной чайник. Теперь поставим чайник на самовар и накроем полотенцем.
«Из чего пьют чай»
(Барыня предлагает детям взять конверты, внутри которых лежат Пазлы) - Соберите их, и вы увидите из чего пью чай люди разных национальностей
«Кто скажет больше?»
- Подобрать признаки к слову чай: ароматный, горячий, сладкий, обжигающий, сверкающий, дымящийся, теплый, душистый, вкусный и т.д.
«Конкурс рифм»
Дети придумывают окончания четверостиший: «Здесь гостей мы угощаем ароматным крепким чаем…» «На столе лежат баранки, самовар уже кипит…» и т.д.
«Узнайте из какого произведения эти строчки и кто их автор?»
«А на белой табуретке, да на вышитой салфетке Самовар стоит, словно жар горит. И пыхтит и на бабу поглядывает». (К.И. Чуковский. «Федорено горе») «Муха по полю пошла, муха денежку нашла. Пошла муха на базар и купила самовар. -Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!» (К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха») «Я хочу напиться чаю - к самовару подбегаю. Но пузатый от меня убежал, как от огня» (К.И. Чуковский «Мойдодыр») «- Кто там? - Это я, почтальон Печкин. Принес для вас посылку, только я вам ее не отдам, потому что у вас документов нет. А ты, говорилка, помалкивай себе в шкафу! А кто ему говорит: - Ладно вам сердиться. Идите лучше чай пить. У меня пироги на столе. («Простоквашино»)
Участие родителей в реализации проекта.
Мы привлекаем родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках. В группе заранее вывешивается яркое, красочное сообщение о проведении
мероприятия. Родители не остаются равнодушными: они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала. Участие каждой семьи не остается без внимания. Взрослые и дети награждаются подарками, грамотами, благодарственными письмами. Мы провели выставки: « Чайные превращения», « Чайный гороскоп», « Чайные фантазии». Фотовыставки «Моя семья за чаем», «Зимние забавы в детском саду для здоровья детей» с чаепитием. Мы завели папку-копилку: « Книга здоровых советов от родителей», в которую вместе с родителями всех средних групп собираем рецепты лечебных напитков, « бабушкины советы» Организовали и провели конкурс на лучшую Именную книгу о лечебном чае. Цель - составить своеобразную копилку названий лекарственных растений, с его назначением. Дети собрали с родителями информацию о лечебном чае. Всю информацию занесли в именную книгу. «Именная книга» иллюстрирована детскими рисунками, аппликацией, гербарием. Семинар – практикум для родителей: « Чай, выручай». Все эти мероприятия способствовали формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувств ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Проведён конкурс с родителями « Чайная викторина». Кроссворд о чае. Викторина «Знатоки целебных трав», « Чаи из растения - помощники человека” Была организована, совместно с родителями, мини – выставка « Ароматизированные подушечки», Оформили инструкционные карты для родителей. Памятки для родителей: «Как правильно заваривать чай» -7гр., «Как правильно готовить витаминный чай?» - 8гр., «Удивительные помощники здоровья» - 14гр., «Чай – это богатейшая аптека» - 11гр., «Способы приготовления отваров трав, чая» - 9гр. Папки – передвижки для родителей: «Ищем витамины? Они рядом», «Земляничный чай», «Если хочешь быть здоров» - Чай с ягодами. «Чаи из лекарственных трав для детей», « Детские успокаивающие чаи», « Лечение сказкой» Консультации для родителей: «Лесная аптека на службе у человека», - «Масленица – традиционный русский праздник», «Новогодние традиции семейного чаепития», «Фиточаи. Профилактика и оздоровление детей», - «Фиточай для ребёнка», «Как организовать детское чаепитие», «Здоровье без лекарств», «Что такое чайный гриб?». Лечебные свойства лесных ягод: "Как правильно приготовить варенье, соки, не потеряв витамины". "Ежевика - источник здоровья". "Малина - в каждом доме" и т.д. Участие родителей в развлечении с чаепитием: « Мы за чаем не скучаем», «Кто чай пьет - до 100 лет живет!», «Добро пожаловать на витаминный чай» - посвящённое Международному Дню чая – 15 декабря.
Праздник для детей и родителей в лесу «День волшебных цветов», где дети подготовили и рассказали о своем цветке (лекарственном растении). Праздник, посвящённый семейному чаепитию «У самовара я и вся моя семья»; Ответственный – родители 9гр.,8гр.,11гр., 7гр. «Чай — мой любимый напиток» - с дегустацией чая – для детей, сотрудников и родителей.
7.Ожидаемые результаты
Реализация проекта должна привести: - к формированию у детей желания заботиться о сохранении своего здоровья посредством фитотерапии; - к обогащению знаний детей о пользе лекарственных растений; - к знакомству с правилами здорового образа жизни; - изменению отношений родителей к себе и своему ребенку. К концу проекта дети смогут рассказать о том, как правильно заварить травяной чай.
8. Диагностика детей
Диагностика знаний уровня детей по данной теме, подтвердила, что у дошкольников недостаточный объем знаний по вопросу укрепления своего здоровья. Они недостаточно знают о лекарственных растениях и о свойствах чая. В связи с этим в группе была создана предметно-развивающая среда (создан фитобар, магазин, аптека, уголок настроения), разработаны перспективные планы занятий с детьми средних групп. В результате получился цикл занятий «Забочусь о своем здоровье»
10.Конспект ключевого мероприятия.
Чайная вечеринка
« Мы за чаем не скучаем»
Цель: сформировать представления детей о значении чая для организма человека, о его целебных свойствах; прививать потребность в здоровом образе жизни, правильному употреблению чая. Формирование интереса к народным традициям чаепития Ведущий: Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие! –Люди наши близкие, добрые, простые. Может быть, вам не в новинку к нам придти на вечеринку. Вечеринка наша не случайная, не простая, а какая? Дети – ЧАЙНАЯ! Ребёнок: Не беда, что за окном тучи гонит ветер, К нам мамулечки пришли, лучшие на свете. Мама – Испекли мы пироги, угощенья вкусные. Все хозяюшки у нас самые искусные.
Ребёнок:
Вот пыхтит, пускает пар наш пузатый самовар. Он нас вместе всех собрал, кипяточек запасал.
Мама.



Нас порадовать хотел, чтоб забыли сотню дел, Чтобы мы за чашкой чая, отдохнули, не скучая!
Дети и родители исполняют песню «Чайная песня»
Ведущий: - А теперь проверим, дети, кто умнее всех на свете? Отгадайте по порядку наши чайные загадки. Загадки: Смесь из листьев и цветов. Заварил, и он готов! (чай) Чаем ароматным напоит, от ангины исцелит. (Малина) Цветом жёлт и ароматен, в чай кладут и чай приятен. Только очень кислый он, а зовут его. (Лимон) Если будет чай не сладким, нужно скушать шоколадку. Ну, а лучше к чайку нам добавить … (сахарку) Если гость к тебе пришел, усади его за стол. Пирогами угощай, пусть попьёт с тобою… (чай)
Ведущий: –
Все сегодня молодцы, все сообразительны. И загадки отгадали просто восхитительно Ребёнок. Мы весёлые ребята, Мы ребята - просто класс! Пусть же музыка играет, Спляшем мы «Кадриль» сейчас.
Исполняется танец « Весёлая кадриль»
Ведущий. Что ж, скучать нам не годится, будем дальше веселиться! А сейчас пришла пора поиграть нам, детвора!
Игра «Сбор чая»
Участвуют 4 человека. Кто быстрее соберёт надутые шары, к которым привязаны одноразовые пакетики чая. Большие шары собирают взрослые. Маленькие – дети. Папа: Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный. Он недуги исцеляет и усталость прогоняет, Силы новые даёт и друзей за стол зовёт. С благодарностью весь мир славит чудо-эликсир!
Ребёнок:
М а м а у т р о м в с т а н е т , п л ю ш к и и с п е ч е т . Ч а й г о р я ч и й , в к у с н ы й п о ч а ш к а м р а з о л ь е т . В с к о р е с о б е р е т с я з а с т о л о м с е м ь я . . . Кто счастливый самый? Ну, конечно, я!
Игра «Кто быстрее выпьет чай?».
Участвуют два человека. Садятся друг против друга. Нужно как можно быстрее выпить чашку чая, пользуясь ложкой и вприкуску с сахаром.
Мама:
Мы за чаем не скучаем, Вместе песни сочиняем.
Рады всех вас пригласить, Вволю чаем напоить. Ребёнок: Есть много разных песенок На свете обо всём, А мы сейчас вам песенку, Про « Ароматный чай» споём.
Песня « Ароматный чай»
Чайная викторина для родителей Ведущий: Кто же будет самым ловким Мы хотим сейчас узнать. Становитесь в две команды, И скорей начнём играть
Игра «Чайные барышни»
(украсить барышень из бумаги кружочками) Ребёнок Как всегда на вечеринке танцы до упаду. Танец с чашками для вас мы исполнить рады.
Танец «Самовар» танцуют дети
Ведущая. А теперь поставьте ушки, начинаются частушки! Запевайте поскорей, чтобы стало веселей!
Чайные частушки поют мамы.
1.Если б не было чайку, не было б и кружки. Мы сейчас вам пропоём чайные частушки. 2.Утром, вечером и днем мы чаёк душистый пьём. Мы б могли и чаще пить, только кружки лень помыть! 3.Чай бальзам от всех болезней и напитка нет полезней. Кто здоровым хочет быть, больше чая надо пить. 4.Самоварчик разогреем, чаю с травкой заварим. Кто недугом заболеет: - Приходите, напоим! 5.Ой, чай, крепкий чай, пейте чай - чаёчек, Чтобы радость приносил, каждый день - денёчек. 6.Подавай мне чашку чая, ведь люблю я русский чай В чае я души не чаю, наливай горячий чай. 7.Мы делились тем, что знали, попытались всех увлечь. НЕ прощаемся мы с вами, словом, всем до новых встреч. Ведущая: Гости в сборе, честь по чести, Самовар стоит на месте, Чашки яркие при нем – Чаепитие начнем! Мама и папа Дорогие дети и гости! К а р а в а й п е к л и с л ю б о в ь ю , И с т а р а л и с ь м ы н е з р я . У г о щ а й т е с ь н а з д о р о в ь е , Наши лучшие друзья. Общее чаепитие.
Награждение детей и родителей за участие в конкурсе «Чайные фантазии» Ведущая. Вот и подошел к концу наш праздник. Давайте все вместе потанцуем: и дети, и родители. Выходите, становитесь в круг! Надеемся что, вы не скучали на нашем вечере. Пусть каждый ваш день будет начинаться с чашки хорошего и крепкого чая, бодрящего и освежающего
10.

Исполнители

проекта:
воспитатели, дети среднего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра, младшие воспитатели, родители.
11.Презентация проекта

12.Продукт детской деятельности
Чтобы помочь детям реализовать полученные знания в практической деятельности были организованы мини-выставки. Мини - выставки содержат как различный дидактический материал для рассматривания детьми (альбомы, наборы открыток, книг, гербарий, так и игровой ( дидактические игры, настольно-печатные игры, пазлы и пр.). Материалы мини-центров постоянно пополнялись, менялись. Всё это вызвало большой интерес у детей к данной теме проекта. Они с удовольствием участвовали в выставке рисунков «Чай – выручай» - рисование чаем; создали своими руками прекрасные аппликации на тему «Чайные превращения» - это поделки, с использованием сухой заварки. Лепка чайного сервиза, самовара из глины и пластилина. Цель: развитие моторики, закрепление знаний о видах самоваров, принципе его работы, связи внешнего вида и функционального устройства. Конструирование с использованием бросового материала
Выставки:
Мини - выставка ароматизированных подушек. Мини-выставка коробок и банок из-под чая. На коробочках с чаем изображения лекарственных растений с их названием. Выставка детских рисунков «Волшебный чай». Выставка книг, картин и иллюстраций «Наши зеленые помощники». Выставка детской литературы « Всё про Чай» во всех средних группах. Выставка самоваров в комнате сказок. Выставка « Умелые и добрые руки бабушек» - салфетки, скатерти, вазы, подносы для сервировки стола к чаю. Конкурс поделок « Чайные фантазии » - совместная работа родителей и детей. Конкурс « Именная книга о лечебном чае » - совместная работа родителей и детей. Фотовыставки «Зимние забавы в детском саду для здоровья детей», « Чай не пьешь – откуда сила?", « Моя семья за чаем». Создание альбомов детских работ, альбома по опытно – экспериментальной деятельности и инструктивных карт.
Мы приняли участие в общероссийском конкурсе « Лучшее совместное мероприятие с родителями» по теме: « Мы за чаем не скучаем» и « Лучшие работы по ИЗО» - Чайные фантазии.
13. Литература
Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «Путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002 В гармонии с природой. Минск: ИООО Красико - принт, 2002. 300 лучших игр для детских праздников. Никитина В.В. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2008. – 221с. Подвижные игры и забавы. Сост. Н.В. Чамарова, М.А. Шух. – Донецк: Сталкер, 2006. – 127с. Семенов В.М. Все о чае и чаепитии: Новейшая чайная энциклопедия Богдан Шаров. Чай и чаепитие. Секреты выбора и приготовления чая Ван Лин. Китайское искусство чаепития Календарь - 2008 Русское чаепитие. Лучшие сценарии детского дня рождения для всей семьи/ Авт.- сост. Вера Надеждина. – Минск: Харвест,2008г Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4 - 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – (Вместе с детьми). Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- (Вместе с детьми).2004 Травы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «Путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002 Арстанова Л.Г., Занятия и развлечения со старшими дошкольниками. Волгоград, Изд-во Учитель, 2009 г. Перова Н., Кольцова Е. Информационные технологии – в детский сад // Ребенок в детском саду.
Вывод:
Использование нами в проекте - форм и методов формирования знаний о пользе и применении лекарственных растений, об их ценности для здоровья, о традиции чаепития, развивающие и подвижные игры, литературные чтения были эффективными. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Познакомились с лечебными растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. По результатам диагностики мы определили величину изменения уровней сформированности знаний о чае и чаепитии и экологически правильного отношения к миру природы в лучшую сторону.
Основным итогом этой работы мы считаем то, что дети приобрели новые знания и умения о чае и чаепитии, познали чудо творческой работы. Но самое главное в проделанной работе является то, что, реализуя такие проекты деятельности, мы сближаем детей и природу, приближаем родителей к проблемам воспитания и развития ребенка, повышаем педагогическую культуру родителей. Рассмотрев, эту интереснейшую тему в традициях чаепития мы пришли к выводу, что чаепитие давно стало национальной традицией. А сам чай – интернациональным напитком. Чай не просто растительная культура. Из поколения в поколение чайная церемония учит видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом. Семейные чайные традиции – важнейшие составляющие благополучной семьи. Они придают нашей жизни дополнительную устойчивость, делают ее более интересной и насыщенной и даже серые будни способны превратить в маленькие праздники. Например, чаепитие. Позовите в гости друзей с маленьким детьми. Дети с удовольствием будут подражать взрослым, устраивая собственную чайную церемонию. Играя, они научатся правильно сервировать стол и подавать чай. К тому же чайная церемония дает малышу первые навыки этикета за столом, дети учатся быть вежливыми и гостеприимными. Поэтому, данный проект считаем универсальным, т.к. его, можно, реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Дети меньше болеют. Сведения о чае, традиции чаепития доступны и интересны не только детям, но и взрослым. И, согласитесь, это очень приятно — выпивать чашку чая, и чувствовать, что стал намного здоровее… АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВАШИ ДЕТИ И ИХ ЗДОРОВЬЕ» 1. Вы считаете своего ребенка здоровым? 2. Как часто он болеет простудными заболеваниями? 1 раз в году? 2 раза в году? 3 раза в году? — Это уже группа «риска» или чаще? – иммунитет снижен 3. У Вашего ребенка аппетит хороший? избирательный? снижен? 4. Если ребёнок простудился, что даёте, фито – чай или таблетки? 5. Каково действие чая на организм человека? Употребление чая вечером способствует нарушению сна? 6. Считаете ли Вы, что, чай богат витаминами и другими полезными веществами?
Чай выводит из организма вредные вещества? 7. А знаете ли вы, что проблемы здоровья Вашего ребенка являются результатом несбалансированного питания, недостатком в пище витаминов, микроэлементов, кальция? 8. Как можно в кратчайший срок решить эти проблемы? Спасибо!
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ за чайным столом
1. Вы не можете дотянуться до вазочки с печеньем. Как вы поступите?  не станете вообще есть печенье, 
попросите соседа передать вам печенье,
 встанете и сами возьмете вазочку с печеньем. 2. Вы xотите попросить 2-ую чашку чая. Как вы это сделаете?  скажете xозяйке, чтобы она налила вам еще чаю; 
дождетесь, когда всем нальют по первой чашке, и тогда передадите

свою чашку с блюдцем;
 передадите свою чашку без блюдца, когда всем нальют по 1-ой чашке чая. 3. Пирог, который xозяйка испекла, вам не понравился. Как вы поступите?  скажете об этом xозяйке;  будете морщиться, но есть, не привлекая внимания; 
оставите недоеденный кусочек пирога на тарелке.
4. В гостяx вас угостили кушаньем, которое вы никогда не ели. Как вы поступите?  спросите у соседа, может он знает, как это едят; 
посмотрите, как будет есть xозяин дома (или xозяйка);
 станете есть так, как считаете нужным. 5. Вам предложили кушанье, которое вы не любите. Как вы поступите?  возьмете и съедите, чтобы не обидеть xозяев; 
вежливо откажетесь;
 скажете, что "эту гадость вы не едите". 6. Сев за стол, как вы поступите с матерчатой салфеткой?  повяжете вокруг шеи;  заткнете кончик салфетки за воротник;  оставите на столе; 
положите на колени.
7. Вам налили очень горячий чай. Как вы поступите?  нальете в блюдечко;  подуете на горячий чай;  будете пить чайной ложкой; 
подождете, пока чай немного остынет.


Анкета для родителей

"
Чай, чай - выручай
"
• Что такое чай? Из какой страны попал чай в Россию? ___________________________________________________________________ ___________________________ • Как раньше называли чай в России? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Родина чая? Сколько типов и видов чая вы знаете? Назовите их. ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Из каких растений, цветов можно заваривать чай? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Каковы способы заваривания чая? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Какой чай лучше: с добавками или без добавок? Какой чай целебнее? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • В какое время суток лучше пить чай и почему? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Где и когда зародился обычай чаепития? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Каковы нормы этикета чаепития? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Без чего трудно представить чаепитие в России? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • Каково действие чая на организм человека? ___________________________________________________________________ _________________________________________________________________ • В борьбе, с какими болезнями помогает чай? Какие растения лечат? ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _ • Назовите пословицы о чае.
___________________________________________________________________ ________________________________________________________________ _ Спасибо!!!


В раздел образования