Напоминание

Использование художественного слова в обучении математике.


Автор: Гицевич Татьяна Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-ДС "Аленушка"
Населённый пункт: Республика Хакасия, р.п. Усть-Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Использование художественного слова в обучении математике.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование художественного слова в обучении математике.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В

математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их

обучения с самого раннего детства. В детском саду обучение математике осуществляется как на

непосредственно образовательной деятельности так и в процессе самостоятельной

деятельности детей. Педагогу к организованной деятельности необходимо подходить

творчески. Необходимо не только дать знания детям, но и научить последовательно и

доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение, уметь делать логические выводы,

решать различные задания, умея доказывать правильность решения.

Поддерживая интерес детей к математическому развитию, включать в занятия художественное

слово. Речь и мышление - психологические процессы, которые тесно связаны между собой.

Для того чтобы занятия по математике с детьми были более интересными и

занимательными, я предлагаю стихи, считалки и загадки, ребусы, головоломки. Стихи

формируют поэтический взгляд и развивают интерес к родному языку и мышлению. Рифма

облегчает процесс запоминания стихотворных строк.

Я с математикой дружу , Люблю кроссворды я решать,

Я в жизни умным стать хочу. И в шахматы могу играть.

Люблю решать задачки я Уменье этому, друзья,

И цифры выводить, друзья. Даёт мне математика.

Круги, квадраты рисовать

Считалки способствуют развитию речи и заставляют вдуматься в каждое слово. Эту считалку

в работе с детьми можно использовать при обучению порядковому счёту.

Звери школу посещали, Шестым волк под ёлку сел,

В математику играли. А синички прилетели

Первым зайка прискакал, На семь-восемь тихо сели,

А вторым пришёл шакал, А девятым был медведь.

Третьей белочка была, Но урок веду сама,

Четвёртой лисонька пришла Я десятою была.

Эту считалку можно проводить в минуты отдыха для закрепления количественного счёта в

сопровождении с движением.

Раз, два, три

В круг скорее встанем мы (встать в круг)

На четыре улыбнёмся (улыбнуться)

На пять за руки возьмёмся (взяться за руки)

Шесть - мы в круг пойдём друзья (идти в середину круга)

Семь - вернёмся на места (сделать шире круг)

Восемь - звонко засмеёмся (засмеяться)

Девять - за столы вернёмся (сесть за столы)

А на десять скажем дружно

"Мне здоровье очень нужно!" (произнести слова)

Загадка занимает особое место в работе по развитию мышления детей, являясь для ума

своеобразной гимнастикой и, главная особенность загадки состоит в том, что она представляет

собой логическую задачу, Отгадать загадку- значит найти решение, ответить на вопрос.

Кукол очень я люблю Родились у нас ребятки,

Имена им всем даю. Разноцветные котятки:

Тут сидят Наташа, Даша Чёрный, белый, серый, рыжий

Сосчитать задача ваша.(два) Сколько всех котят под крышей?(четыре)

На полянке у грибочка Пять конфет в руках держу

Появились три грибочка. Ребят я угостить хочу.

Пять у ёлочки росли, Сколько я себе возьму,

Сосчитай скорей грибы.(восемь) Если всё я им вручу? (ноль)

Ко мне гости приходили Шесть зайчат

И подарки мне дарили Плюс папа- зайка

Две собачки, самолёт Сколько будет?

Мяч, машину и блокнот Сосчитай -ка! (семь)

Сколько было всех гостей?

Сосчитай теперь скорей (шесть)

Нередко загадка является структурно неоконченной. Для её завершения необходимо

подобрать подходящее слово.

Есть четыре колеса Кузов есть, и есть кабина

Фары светят, как глаза. А зовут её...(машина)

Приступая к сбору загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить

доступность их содержания, учитывая полноту, конкретность, точность характеристик,

сложность художественного образа, язык загадок, опыт ребёнка, его знания.

У него большие уши У неё четыре лапки,

Хобот есть, он в цирке служит, А на лапках цап- царапки.( кошка)

В зоопарке он бывает,

В Африке он обитает.( слон)

Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на

НОД, это повышает интерес детей, например –матрешка, для закрепления умений сравнивать

предметы по величине, формировать умение отсчитывать предметы, закреплять счет,

отсчитывать предметы по звукам народной свистульки.

При использовании художественного слова дети легче овладевают математическими

понятиями: цифрами, количественным и порядковым счётом и т.д. Художественное слово во

время занятий по математике помогает поддерживать интерес, внимание, активность детей,

тем самым предупреждает их утомляемость.

Литература:

1. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством.

"Издательство" Детство -пресс", 2013.

2. Волина В.В. Праздник числа".-М.:Аст-пресс,1996.

3. Володкович В.А. Сборник логических задач. Издательство"Дом педагогики"-М, 2010.

4. Князева О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». "Издательство" Детство

-пресс", - 1999..

6. Перельман Я.И."Живая математика"-АО"Столетие",-М.,2011.



В раздел образования