Напоминание

Такой непростой 9Б (из опыта воспитательной работы)


Автор: Соколова Ольга Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ центр образования № 195
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Такой непростой 9Б (из опыта воспитательной работы)
Раздел: среднее образование





Назад




Такой непростой 9-б

Из опыта воспитательной работы

Встретившись с ними два года назад, я сразу поняла, что обучать их

невозможно. У каждого (!) из 15 был свой неуспешный опыт школьной

жизни. Некоторые из них поменяли уже несколько школ. Только трое не

оставались на второй год, только двое растут в полных семьях и т.д., и т.д.

Очень хотелось отменить все уроки и заниматься для начала только

«лечением» : их надо было отогреть, полюбить, заставить поверить, что здесь

у них всё получится. Но учебный процесс остановить нельзя, и на этот класс

были «брошены» лучшие силы, самые классные учителя, которые оказались

замечательными помощниками в становлении их как людей, в первую

очередь, а уж потом как учеников. Кстати, от некоторых педагогов пришлось

отказаться: они, к сожалению, не поняли, что без учебной мотивации давать

очередную тему урока бесполезно, мотив обучения следует найти. Это

оказалось самым трудным: плохие оценки уже давно не волновали почти

никого; понимания, что ученик должен учиться, тоже не было. Знания нужны

для того, чтобы получить какую- то профессию? Об этом практически никто

не думал (хоть бы 9 классов закончить!) Одобрение родителей? Мои дети

уже забыли, что это возможно. И совсем не потому, что мамы недостойные

люди. Мамы, кстати, у всех замечательные: беспокойные, трудолюбивые.

Просто уже давно не представлялся случай похвалить за успехи в учёбе.

С чего же пришлось начать мне как классному руководителю? Первым делом

надо было дать возможность поверить в то, что они все интересны мне и

своим одноклассникам. Так появился цикл классных мероприятий,

направленных на то, чтобы лучше узнать друг друга. Мы рассматривали

смешные и серьёзные фотографии из семейных альбомов, вспоминая,

счастливые моменты жизни. Говорили о семье, о жизненных ценностях.

Поначалу разговоры эти не всегда были успешными. Надо же было научиться

слушать собеседника, надо было поверить в то, что никто не посмеётся над

тобой! Постепенно это стало получаться.

Я периодически на классных часах повторяла одни и те же задания:

предлагала сделать «фотографию» класса, разместив всех одноклассников и

классного руководителя, как на классной фотографии; заселить

многоэтажный дом значимыми для каждого из них людьми; написать письмо

с просьбой о помощи с необитаемого острова тем людям, которым они

доверяют и т.д. Хочу сказать , что эти задания всегда выполняются с

удовольствием, осознанно. И если год назад дом заселяли редко

одноклассниками, то месяц за месяцем их в том доме появлялось всё больше.

Сами не заметили, как появилась необходимость говорить на классных часах

о вещах очень серьёзных: о профессии, о здоровье, о семье, о

взаимоотношениях, о счастье. Достаточно долго искала форму подачи

материала. Необходимо было обеспечить максимальное участие каждого

ученика в работе. Помогли классные часы- мастерские.

Цель «Мастерских»- научить детей мыслить творчески и раскованно и

самостоятельно выстраивать своё знание.

Несколько утверждений, которые помогает реализовать «Мастерская»:

- творческие задания позволяют ученику быть свободным и активным

- оценку должны заменить самооценка, самокоррекция и самовоспитание

- в основе деятельности- открытие

- материал существует не в логической последовательности, а в свободной

стихии контрастов и противоречий

- способны все!

В «Мастерской» каждый раз происходит нечто, подобное чуду, мир начинает

светиться неожиданными гранями.

Первый этап работы «Мастерской»- « индуктор»- мотивирует творческую

деятельность каждого участника. Это обращение к ассоциативному и

образному мышлению, обращение обязательно личностное и загадочное.

Каждый человек- загадка, мир наш- тоже загадка, только не надо забывать об

этом. На данном этапе часто предлагается слово, к которому надо подобрать

ассоциации. Что- то начинает раскручиваться в уме, строятся какие-то тонкие

мостки, соединяющие «Я» каждого участника.

Второй этап- работа с материалом, погружение в него: работа со схемами,

моделями, текстом, иллюстрациями. Главное- на этом этапе должна

произойти «деконструкция» материала, превращение его в некое подобие

первобытного хаоса. Работа идёт на уровне отдельных слов, звуков,

обрывков. На них выстраивается нечто новое. Это «реконструкция»- создание

своего мира на основе разобранных деталей.

Кульминация творческого процесса- «разрыв». Это озарение, новое видение

предмета.

Последний этап работы- «рефлексия»- самоанализ. Не привычные оценки

«хорошо» или «плохо», а анализ движения мысли.

В «Мастерской» учат главному: каждый человек неповторим, он интересен

именно непохожестью на других.

В методике «Мастерской» не совсем привычным оказывается положение

учителя. Он не всезнающий мэтр, не источник абсолютных знаний, а

старший сотрудник «Мастерской». Он, конечно, более опытный но вовсе не

обязан быть самым талантливым и даже самым умным.

Для моих детей постижение нового в такой форме оказалось очень

результативным.

Большое значение в моей работе с классом имеют походы в театр, музеи.

Всем понятно, что это формирует и мировоззрение детей, и их нравственную

и этическую культуру, развивает интеллект, влияет на формирование

взглядов, вкусов, привычек, во многом определяет их отношение к жизни.

Честно скажу, первый раз шла с ними в театр с опаской, потому что за

последние 10 лет в театре бывал только один. Своего беспокойства не

показывала и очень ненавязчиво рассказывала о театре, о работе актёров, о

том, как следует себя вести. Самой большой наградой был вопрос: «А мы ещё

пойдём в театр?» Мы были в Эрмитаже, музее Блока и Ахматовой. И с

каждым новым посещением я вижу новых детей. У них повышается (хотя и

очень медленно) самооценка. А ведь положительная самооценка

обеспечивает человеку уверенность в своих силах, а главное, самоуважение.

Я долго боролась с их отрицательной самооценкой, которая привела к

неприятию себя, способствовала закреплению вины или неполноценности.

Сегодня они играют в школьных спектаклях, участвуют в школьных

праздниках и районных мероприятиях.

Неоценимую помощь в работе с классом оказывает психологическая служба

школы. Эта помощь идёт по трём направлениям:

- психологическое просвещение учеников класса и их родителей;

- психолого- педагогическая диагностика;

- коррекционная работа с классным коллективом и учащимися.

Результат работы с классом был определён одной из коллег: «У детей стали

человеческие лица» Этот результат невозможно уложить ни в какую схему,

диаграмму, таблицу.

Чтобы объединить подростков с совершенно изуродованной, израненной

психикой, не умеющих не то что учиться, а просто ходить регулярно в школу,

необходимо было создать благоприятную эмоциональную среду, создать

положительное эмоциональное поле взаимоотношений учителя и учащегося.

Я не могу сказать, что всё удалось, но мы очень стараемся. Стали

задумываться над тем, что неплохо бы было закончить 11классов. Это будет

нелегко, ведь мы не учимся на «4» и «5». Просто у нас почти не стало двоек,

и 9 класс мы точно закончим.

Классный руководитель, учитель русского языка и литературы

ГБОУ центр образования № 195 г.Санкт- Петербурга

Соколова Ольга Ивановна



В раздел образования