Автор: Соколова Ольга Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ центр образования № 195
Населённый пункт: г. Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Такой непростой 9Б (из опыта воспитательной работы)
Раздел: среднее образование
Такой непростой 9-б
Из опыта воспитательной работы
Встретившись с ними два года назад, я сразу поняла, что обучать их
невозможно. У каждого (!) из 15 был свой неуспешный опыт школьной
жизни. Некоторые из них поменяли уже несколько школ. Только трое не
оставались на второй год, только двое растут в полных семьях и т.д., и т.д.
Очень хотелось отменить все уроки и заниматься для начала только
«лечением» : их надо было отогреть, полюбить, заставить поверить, что здесь
у них всё получится. Но учебный процесс остановить нельзя, и на этот класс
были «брошены» лучшие силы, самые классные учителя, которые оказались
замечательными помощниками в становлении их как людей, в первую
очередь, а уж потом как учеников. Кстати, от некоторых педагогов пришлось
отказаться: они, к сожалению, не поняли, что без учебной мотивации давать
очередную тему урока бесполезно, мотив обучения следует найти. Это
оказалось самым трудным: плохие оценки уже давно не волновали почти
никого; понимания, что ученик должен учиться, тоже не было. Знания нужны
для того, чтобы получить какую- то профессию? Об этом практически никто
не думал (хоть бы 9 классов закончить!) Одобрение родителей? Мои дети
уже забыли, что это возможно. И совсем не потому, что мамы недостойные
люди. Мамы, кстати, у всех замечательные: беспокойные, трудолюбивые.
Просто уже давно не представлялся случай похвалить за успехи в учёбе.
С чего же пришлось начать мне как классному руководителю? Первым делом
надо было дать возможность поверить в то, что они все интересны мне и
своим одноклассникам. Так появился цикл классных мероприятий,
направленных на то, чтобы лучше узнать друг друга. Мы рассматривали
смешные и серьёзные фотографии из семейных альбомов, вспоминая,
счастливые моменты жизни. Говорили о семье, о жизненных ценностях.
Поначалу разговоры эти не всегда были успешными. Надо же было научиться
слушать собеседника, надо было поверить в то, что никто не посмеётся над
тобой! Постепенно это стало получаться.
Я периодически на классных часах повторяла одни и те же задания:
предлагала сделать «фотографию» класса, разместив всех одноклассников и
классного руководителя, как на классной фотографии; заселить
многоэтажный дом значимыми для каждого из них людьми; написать письмо
с просьбой о помощи с необитаемого острова тем людям, которым они
доверяют и т.д. Хочу сказать , что эти задания всегда выполняются с
удовольствием, осознанно. И если год назад дом заселяли редко
одноклассниками, то месяц за месяцем их в том доме появлялось всё больше.
Сами не заметили, как появилась необходимость говорить на классных часах
о вещах очень серьёзных: о профессии, о здоровье, о семье, о
взаимоотношениях, о счастье. Достаточно долго искала форму подачи
материала. Необходимо было обеспечить максимальное участие каждого
ученика в работе. Помогли классные часы- мастерские.
Цель «Мастерских»- научить детей мыслить творчески и раскованно и
самостоятельно выстраивать своё знание.
Несколько утверждений, которые помогает реализовать «Мастерская»:
- творческие задания позволяют ученику быть свободным и активным
- оценку должны заменить самооценка, самокоррекция и самовоспитание
- в основе деятельности- открытие
- материал существует не в логической последовательности, а в свободной
стихии контрастов и противоречий
- способны все!
В «Мастерской» каждый раз происходит нечто, подобное чуду, мир начинает
светиться неожиданными гранями.
Первый этап работы «Мастерской»- « индуктор»- мотивирует творческую
деятельность каждого участника. Это обращение к ассоциативному и
образному мышлению, обращение обязательно личностное и загадочное.
Каждый человек- загадка, мир наш- тоже загадка, только не надо забывать об
этом. На данном этапе часто предлагается слово, к которому надо подобрать
ассоциации. Что- то начинает раскручиваться в уме, строятся какие-то тонкие
мостки, соединяющие «Я» каждого участника.
Второй этап- работа с материалом, погружение в него: работа со схемами,
моделями, текстом, иллюстрациями. Главное- на этом этапе должна
произойти «деконструкция» материала, превращение его в некое подобие
первобытного хаоса. Работа идёт на уровне отдельных слов, звуков,
обрывков. На них выстраивается нечто новое. Это «реконструкция»- создание
своего мира на основе разобранных деталей.
Кульминация творческого процесса- «разрыв». Это озарение, новое видение
предмета.
Последний этап работы- «рефлексия»- самоанализ. Не привычные оценки
«хорошо» или «плохо», а анализ движения мысли.
В «Мастерской» учат главному: каждый человек неповторим, он интересен
именно непохожестью на других.
В методике «Мастерской» не совсем привычным оказывается положение
учителя. Он не всезнающий мэтр, не источник абсолютных знаний, а
старший сотрудник «Мастерской». Он, конечно, более опытный но вовсе не
обязан быть самым талантливым и даже самым умным.
Для моих детей постижение нового в такой форме оказалось очень
результативным.
Большое значение в моей работе с классом имеют походы в театр, музеи.
Всем понятно, что это формирует и мировоззрение детей, и их нравственную
и этическую культуру, развивает интеллект, влияет на формирование
взглядов, вкусов, привычек, во многом определяет их отношение к жизни.
Честно скажу, первый раз шла с ними в театр с опаской, потому что за
последние 10 лет в театре бывал только один. Своего беспокойства не
показывала и очень ненавязчиво рассказывала о театре, о работе актёров, о
том, как следует себя вести. Самой большой наградой был вопрос: «А мы ещё
пойдём в театр?» Мы были в Эрмитаже, музее Блока и Ахматовой. И с
каждым новым посещением я вижу новых детей. У них повышается (хотя и
очень медленно) самооценка. А ведь положительная самооценка
обеспечивает человеку уверенность в своих силах, а главное, самоуважение.
Я долго боролась с их отрицательной самооценкой, которая привела к
неприятию себя, способствовала закреплению вины или неполноценности.
Сегодня они играют в школьных спектаклях, участвуют в школьных
праздниках и районных мероприятиях.
Неоценимую помощь в работе с классом оказывает психологическая служба
школы. Эта помощь идёт по трём направлениям:
- психологическое просвещение учеников класса и их родителей;
- психолого- педагогическая диагностика;
- коррекционная работа с классным коллективом и учащимися.
Результат работы с классом был определён одной из коллег: «У детей стали
человеческие лица» Этот результат невозможно уложить ни в какую схему,
диаграмму, таблицу.
Чтобы объединить подростков с совершенно изуродованной, израненной
психикой, не умеющих не то что учиться, а просто ходить регулярно в школу,
необходимо было создать благоприятную эмоциональную среду, создать
положительное эмоциональное поле взаимоотношений учителя и учащегося.
Я не могу сказать, что всё удалось, но мы очень стараемся. Стали
задумываться над тем, что неплохо бы было закончить 11классов. Это будет
нелегко, ведь мы не учимся на «4» и «5». Просто у нас почти не стало двоек,
и 9 класс мы точно закончим.
Классный руководитель, учитель русского языка и литературы
ГБОУ центр образования № 195 г.Санкт- Петербурга
Соколова Ольга Ивановна