Автор: Ярошинская Ирина Игоревна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ НШ № 30, ЦДОД
Населённый пункт: ХМАО, г. Сургут
Наименование материала: элективный курс
Тема: Элективный курс, Знакомство с народным творчеством
Раздел: дополнительное образование
Содержание курса
Знакомство с народным творчеством.
Сегодня
у
современных
детей
ощущается
большая
потребность
в
фольклоре,
как
художественная
форма
самовыражения.
Как
одном
из
развивающих
личность
факторе.
Это
естественно,
так
как
трудно
найти
материал столь близкий детям по духу и одновременно содержащий столько
разнообразный фронт работы, создающий фронт работы для подрастающего
поколения в приобщению
к миру прекрасного. С погружением детей в
стихию
фольклора
закладывается
фундамент,
на
котором
впоследствии
формируется его эстетические и нравственные идеалы.
Курс «Песня в праздниках и играх» предназначен для предпрофильной
подготовки учащихся 8-9 классов, имеющих
сформированные певческие
навыки, полученные на уроках музыки, а общеобразовательной школе. Курс
рассчитан на 19 часов. Реализуется в течение года по 2-3 занятия в месяц.
Рекомендуемая
наполняемость
групп
10-12
человек,
так
как
коллективно-творческая атмосфера занятий подкрепляется индивидуальным
вниманием
к
каждому
учащемуся.
Программа
представленного
курса
специально
разработана
для
введения
предпрофильной
подготовки
в
условиях
дополнительного
образования.
На
основе
авторских
программ
комплексного
изучения
музыкального
фольклора
«Горенка»
(автор
М.В.
Хазова) и «Оберег» (Автор Е.Г. Боронина), а также методического пособия
для педагогов «Знакомство детей с русским народным творчеством» (автор
составитель А.В. Куприна, Т.А. Бударина, О.Н. Корепанова).
Цель
–
привитие
интереса
к
народному
творчеству
посредством
ознакомления
с
основами
русской
песенной
культуры
и
особенностями
исполнительства песенного фольклора.
Задачи:
1.
Познакомить школьников с музыкальным народным творчеством:
песенным и инструментальным через изучения русских народных
праздников; малых песенных жанров фольклора;
2.
Расширять
представления
о
музыкальном
языке
и
средствах
выразительности музыки;
3.
Формировать навыки песенного исполнительства, активный интерес
к русской песенной культуре;
4.
На целить на собственную музыкальную практику в этой области
искусства;
5.
Способствовать
развитию
эмоциональной
сферы
школьников
и
творческой деятельности в области песенного фольклора;
6.
Воспитывать духовно-нравственные качества личности подростка
через
введения
его
в
мир
традиций,
обычаев,
обрядов
русского
народа.
Тематические разделы курса отражают работу над формирование
навыков
пения
в
народной
манере
и
получение
учащимися
первоначальных
представлений
и
знаний
в
области
народного
творчества.
Первый раздел программы посвящается знакомству с музыкальным
фольклорным материалом, освоению малых фольклорных жанров (заклички,
прибаутки
и
загадки
и
т.д.)
и
видов
фольклорных
песен
(лирические,
плясовые, шуточные, игровые).
Поскольку
специфика
народно-песенного
исполнительства
подразумевает
овладение
навыками
передачи
эмоционально
образного
содержания песни в программе широко используется формы песенной и
игровой импровизации.
Познавательный
и
практический
материал
второй
и
третей
тем
программы
курса
подобран
в
соответствии
с
народным
календарем
и
направлен на интенсивное освоение фольклорных традиций. Углубляются
сведения
о
народном
календаре
и
календарных
праздниках,
обрядах,
являющихся
частью
народной
культуры.
В
форме
песенного,
игрового
исполнительства
продолжается
процесс
усвоения
основных
знаний,
полученных в первой теме.
Курс «Песня в праздниках и играх» должен стать одним из важных
шагов
для
дальнейшего
духовно-нравственного
и
музыкального
развития
учащихся. Занятия по данному курсу помогут сориентировать учащихся на
поступление
в
музыкально-образовательные
учреждения,
готовящие
специалистов по следующим профессиям: «преподаватель народного пения»,
«Руководитель фольклорного ансамбля», «Искусствовед» и др.
Формы проведения занятий
Основная часть курса проводится в форме занятий доминантного типа.
В
начале
занятий
преподаватель
излагает
и
демонстрирует
новый
теоретический
материал;
после
этого
учащиеся
осваивают
полученные
знания
в
музыкально-практической
деятельности.
Используемые
преподавателем
методы
и
приемы
(слуховая,
зрительная
наглядность,
игровые)
способствуют
эффективному
освоению
учащимися
знаний
и
навыков исполнительства в соответствии с поставленными задачами.
Так ка уровень музыкальной подготовленности различен, также как и
темп
и
качество
усвоения
материала,
-
на
занятиях
сочетаются
дифференцированный
и
фронтальный
подходы
для
обе спечения
оптимального усвоения программы всеми детьми. При этом используется
следующая организация педагогических воздействий:
На всю группу детей в процессе одновременного исполнения ими
произведений (фронтальный подход);
Разделение детей на подгруппы (по принципу сходного уровня
музыкального
развития).
Более
подготовленным
детям
предлагается
выполнить
задание
сразу,
а
другим
постепенно.
(Сначала они слушают исполнение более сильной группы детей,
смотрят, оценивают качество их исполнения, затем включаются в
деятельность).
В конце каждого занятия проводится рефлексия. На заключительном
занятии в качестве контроля по усвоению учащимися знаний и овладению
ими навыками пения в народной манере планируется использовать устный
тест (в форме игровой викторины), составлены на основе пройденных тем и
исполнения разученных произведений в нетрадиционной форме (посиделки,
стенка на стенку, ромашка).
Учебно-тематический план
Тема
Всего часов
В том числе
Теория
Практика
Знакомство
с
народным
творчеством
6
2
4
Н а р о д н ы й
к а л е н д а р ь ,
п р а з д н и к и .
О б ы ч а и
и
обряды.
6
2
4
О б р я д ы
и
р и т у а л ы ,
связанные с молодежью.
7
2.30
4.30
Итого
19
6.30
12.30
Занятие№1. Устный и музыкальный фольклор.
Теория
Песенное
народное
творчество.
Музыкальный
и
устный
фольклор.
Малые жанры фольклора:
небылицы,
частушки,
потешки,
прибаутки,
скороговорки, дразнилки, считалки, загадки. Основные понятия народной
певческой культуры. Пение в народной манере. История собирания русского
фольклора.
Практика
Пение в народной манере (звукоизвлечение, голосоведение, дыхание).
Разучивание малых жанров фольклора.
Занятие№2. Жанры народной песни.
Теория
Жанры народной песни: строевая, лирическая, хороводная, игровая,
трудовая, обрядовая, календарная.
Характерные особенности исполнения народных песен.
Практика
Разучивание лирической, игровой, трудовой песен.
3анятие№3.
Знакомство
с
народными
инструментами
(ударными,
шумовыми, струнными)
Теория
Понятие музыкального строя, ансамбля; классификация
музыкальных народных инструментов:
ударные, шумовые,
струнные. Особенности и характер звучания каждого инструмента в ансамбле
и «соло». Приемы звукоизвлечения.
Практика
Овладение простейшими приемами игры на музыкальных народных
инструментах;
игра
своей
партии
в
ансамбле;
инструментальный
аккомпанемент разученных песен.
Народный календарь. Праздники, обычаи, обряды.
Занятие№1.
Теория
Народный календарь. Музыкальное народное творчество, неразрывно
связанное с годовым циклом русского человека, в единстве религиозных и
этических представлений, обрядов и норм. Введение в народный календарь.
Празднование зимних святок: «Рождество», «Новый год».
Зимний святочный обряд: гадание, ряженье, колядование.
Практика
Знакомство
с
колядками,
проведение
рождественских
игр.
Разыгрывание сцен колядования, посевания.
Занятие№2. Масленица.
Теория
Праздник «Масленица». Название дней масленичной недели, традиции
празднования дней масленичной недели.
Практика
Разучивание масленичных песен и игр: «Блины», «Горелки», «Катание
с гор». «Водить козла», «Змея».
3анятие№3. Весенние обряды и празднование Пасхи.
Теория
Праздник
встречи
весны.
Особенности
проведения
обряда
встречи
весны:
поверья,
приметы,
обычаи
(выпечка
«тетерок»,
«Куликов»,
«Жаворонков»),
обрядовые
действия
с
ними
-
подбрасывание
их,
насаживание на длинный шест, подражание голосам птиц), народных играх с
ними.
Праздник
«Пасха».
Пасхальные
обычаи:
христосование
(значениие
этого действия), обменивание пасхальными яйцами (значение этого действа).
Знакомство с пасхальными народными играми с ними («Катание с гор»,
«Лотки», «Уголки») и песнями.
Практика
Практическое освоение навыков пения в народной манере: разучивание
весенних песен, закличек и голосянок, призывающих птиц, закликающих
весну;
Проведение пасхальных народных игр с яйцами.
Обряды и ритуалы, связанные с молодежью.
Занятие№ 1.7
Теория
Празднование
Троицы.
Обряды
праздника:
завивание
березки,
кумление - наполненное смыслом нахождения молодыми людьми друзей
среди своих сверстников, клятвой в дружбе («побратание», «посестринство»),
проводы русалок,.; народные праздничные игры.
Практика
Дальнейшее
закрепление
навыков
пения
в
народной
манере
через
исполнение песен, связанных с этим праздником:
хоровода
«Царевна-королевна»,
хороводной
песни
«Сидор
Видор».
Разучивание
и
проведение русских народных игр с пением: «Венок», «Завей березку».
Занятие№2.
Теория
Праздник Ивана Купала.
Приметы
праздника,
гадания
на
суженного,
приговоры,
легенды
о
цветке папоротника; игры, гуляния.
Праздничные песни, игры, гуляния.
Практика
Разучивание праздничных песен «Иван да Марья», «Купальская ночь».
Проведение русских народных игр: «В кресты», «Гори ясно».
3анятие№3.
Теория
Покров Пресвятой Богородицы. Народные приметы праздника Покрова
и обычаи, связанные с ним: сватовство и свадьба русского человека.
Практика
Разучивание
и
исполнение
русских
народных
свадебных
песен,
хороводов:
- «Поедем-ка, жоночка, домик наживать»,
- «Поставила ведерочки на ледок»;
Проведение русских народных игр:
- «В углы»,
- «Карусель»,
- «Плетень»,
- «Хоровод».
Заключительное занятие. Что мы знаем о народной песне?
Теория
Выявление
возникшего
интереса
и
настроя
воспитанников
на
деятельность по данному направлению.
Закрепление
пройденного
материала
по
всем
темам
с
акцентом
на
основные базовые понятия.
Практика
Закрепление пройденного материала по всем темам.
Условия реализации курса.
Материально-техническое оснащение:
- Видеомагнитофон;
- Музыкальный центр;
- Оборудованный кабинет в соответствии с санитарнотехническими нормами;
-
Музыкальные
инструменты:
гармошка,
балалайка,
ложки,
коробочки,
трегцетки, рубель, гусельки;
- Стенд для размещения наглядных материалов, картин.
Учебно-методическое
оснащение:
- Наглядные средства и дидактический материал;
-
Аудиозаписи
русских
народных
песен
с
различными
стилистическими
особенностями исполнения;
-
Видеоматериалы
с
записями
русских
народных
обрядов,
посиделок,
выступлений фольклорных коллективов;
- Игры с пением, подвижные игры.
Ожидаемые
результаты.
По окончании курса обучающиеся знают:
- различные жанры песенного фольклора;
-
название
народных
инструментов,
особенности
их
звучания,
классификацию народных инструментов;
- русские народные игры;
-
календарные
праздники
русского
народа,
связанные
с
ними
обычаи
и
обряды;
- правила певческого режима;
- типы интонирования: напевно-декламационный, интонация клича, зова,
скандовки, приговоры;
- музыкальную терминологию;
- различные формы движения хоровода.
По окончании курса обучающиеся умеют:
- исполнять произведения песенного жанра в народной манере;
- различать народные песни некоторых областей России по стилистическим
особенностям их исполнения;
- инструментально аккомпанировать несложное произведение;
- инсценировать игровые песни;
- самостоятельно выбирать форму обыгрывания русских народных песен в
соответствии с их содержанием;
-
применять
полученные
знания
об
этике
поведения
на
праздниках
в
соблюдении ритуалов и обрядов.
Используемая литература:
- «Детский оркестр» И.Г. Лаптев
- Методические пособия для педагогов ДОУ «Знакомство детей с русским
народным творчеством» (авт.-сост. А.В. Куприна,
- Т.А. Бударина, О.А. Маркива, О.Н. Корепанова).
-
Фольклор
-
музыка
-
театр
(серия
Воспитатание
и
дополнительное
образование детей). Программа «Оберег» (автор Е.Г. Воронина), программа
комплексного
изучения
музыкального
фольклора
«Горенка»
(автор
М.В.
Хазова)