Напоминание

Элективный курс, Знакомство с народным творчеством


Автор: Ярошинская Ирина Игоревна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ НШ № 30, ЦДОД
Населённый пункт: ХМАО, г. Сургут
Наименование материала: элективный курс
Тема: Элективный курс, Знакомство с народным творчеством
Раздел: дополнительное образование





Назад




Содержание курса

Знакомство с народным творчеством.

Сегодня

у

современных

детей

ощущается

большая

потребность

в

фольклоре,

как

художественная

форма

самовыражения.

Как

одном

из

развивающих

личность

факторе.

Это

естественно,

так

как

трудно

найти

материал столь близкий детям по духу и одновременно содержащий столько

разнообразный фронт работы, создающий фронт работы для подрастающего

поколения в приобщению

к миру прекрасного. С погружением детей в

стихию

фольклора

закладывается

фундамент,

на

котором

впоследствии

формируется его эстетические и нравственные идеалы.

Курс «Песня в праздниках и играх» предназначен для предпрофильной

подготовки учащихся 8-9 классов, имеющих

сформированные певческие

навыки, полученные на уроках музыки, а общеобразовательной школе. Курс

рассчитан на 19 часов. Реализуется в течение года по 2-3 занятия в месяц.

Рекомендуемая

наполняемость

групп

10-12

человек,

так

как

коллективно-творческая атмосфера занятий подкрепляется индивидуальным

вниманием

к

каждому

учащемуся.

Программа

представленного

курса

специально

разработана

для

введения

предпрофильной

подготовки

в

условиях

дополнительного

образования.

На

основе

авторских

программ

комплексного

изучения

музыкального

фольклора

«Горенка»

(автор

М.В.

Хазова) и «Оберег» (Автор Е.Г. Боронина), а также методического пособия

для педагогов «Знакомство детей с русским народным творчеством» (автор

составитель А.В. Куприна, Т.А. Бударина, О.Н. Корепанова).

Цель

привитие

интереса

к

народному

творчеству

посредством

ознакомления

с

основами

русской

песенной

культуры

и

особенностями

исполнительства песенного фольклора.

Задачи:

1.

Познакомить школьников с музыкальным народным творчеством:

песенным и инструментальным через изучения русских народных

праздников; малых песенных жанров фольклора;

2.

Расширять

представления

о

музыкальном

языке

и

средствах

выразительности музыки;

3.

Формировать навыки песенного исполнительства, активный интерес

к русской песенной культуре;

4.

На целить на собственную музыкальную практику в этой области

искусства;

5.

Способствовать

развитию

эмоциональной

сферы

школьников

и

творческой деятельности в области песенного фольклора;

6.

Воспитывать духовно-нравственные качества личности подростка

через

введения

его

в

мир

традиций,

обычаев,

обрядов

русского

народа.

Тематические разделы курса отражают работу над формирование

навыков

пения

в

народной

манере

и

получение

учащимися

первоначальных

представлений

и

знаний

в

области

народного

творчества.

Первый раздел программы посвящается знакомству с музыкальным

фольклорным материалом, освоению малых фольклорных жанров (заклички,

прибаутки

и

загадки

и

т.д.)

и

видов

фольклорных

песен

(лирические,

плясовые, шуточные, игровые).

Поскольку

специфика

народно-песенного

исполнительства

подразумевает

овладение

навыками

передачи

эмоционально

образного

содержания песни в программе широко используется формы песенной и

игровой импровизации.

Познавательный

и

практический

материал

второй

и

третей

тем

программы

курса

подобран

в

соответствии

с

народным

календарем

и

направлен на интенсивное освоение фольклорных традиций. Углубляются

сведения

о

народном

календаре

и

календарных

праздниках,

обрядах,

являющихся

частью

народной

культуры.

В

форме

песенного,

игрового

исполнительства

продолжается

процесс

усвоения

основных

знаний,

полученных в первой теме.

Курс «Песня в праздниках и играх» должен стать одним из важных

шагов

для

дальнейшего

духовно-нравственного

и

музыкального

развития

учащихся. Занятия по данному курсу помогут сориентировать учащихся на

поступление

в

музыкально-образовательные

учреждения,

готовящие

специалистов по следующим профессиям: «преподаватель народного пения»,

«Руководитель фольклорного ансамбля», «Искусствовед» и др.

Формы проведения занятий

Основная часть курса проводится в форме занятий доминантного типа.

В

начале

занятий

преподаватель

излагает

и

демонстрирует

новый

теоретический

материал;

после

этого

учащиеся

осваивают

полученные

знания

в

музыкально-практической

деятельности.

Используемые

преподавателем

методы

и

приемы

(слуховая,

зрительная

наглядность,

игровые)

способствуют

эффективному

освоению

учащимися

знаний

и

навыков исполнительства в соответствии с поставленными задачами.

Так ка уровень музыкальной подготовленности различен, также как и

темп

и

качество

усвоения

материала,

-

на

занятиях

сочетаются

дифференцированный

и

фронтальный

подходы

для

обе спечения

оптимального усвоения программы всеми детьми. При этом используется

следующая организация педагогических воздействий:

На всю группу детей в процессе одновременного исполнения ими

произведений (фронтальный подход);

Разделение детей на подгруппы (по принципу сходного уровня

музыкального

развития).

Более

подготовленным

детям

предлагается

выполнить

задание

сразу,

а

другим

постепенно.

(Сначала они слушают исполнение более сильной группы детей,

смотрят, оценивают качество их исполнения, затем включаются в

деятельность).

В конце каждого занятия проводится рефлексия. На заключительном

занятии в качестве контроля по усвоению учащимися знаний и овладению

ими навыками пения в народной манере планируется использовать устный

тест (в форме игровой викторины), составлены на основе пройденных тем и

исполнения разученных произведений в нетрадиционной форме (посиделки,

стенка на стенку, ромашка).

Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

Знакомство

с

народным

творчеством

6

2

4

Н а р о д н ы й

к а л е н д а р ь ,

п р а з д н и к и .

О б ы ч а и

и

обряды.

6

2

4

О б р я д ы

и

р и т у а л ы ,

связанные с молодежью.

7

2.30

4.30

Итого

19

6.30

12.30

Занятие№1. Устный и музыкальный фольклор.

Теория

Песенное

народное

творчество.

Музыкальный

и

устный

фольклор.

Малые жанры фольклора:

небылицы,

частушки,

потешки,

прибаутки,

скороговорки, дразнилки, считалки, загадки. Основные понятия народной

певческой культуры. Пение в народной манере. История собирания русского

фольклора.

Практика

Пение в народной манере (звукоизвлечение, голосоведение, дыхание).

Разучивание малых жанров фольклора.

Занятие№2. Жанры народной песни.

Теория

Жанры народной песни: строевая, лирическая, хороводная, игровая,

трудовая, обрядовая, календарная.

Характерные особенности исполнения народных песен.

Практика

Разучивание лирической, игровой, трудовой песен.

3анятие№3.

Знакомство

с

народными

инструментами

(ударными,

шумовыми, струнными)

Теория

Понятие музыкального строя, ансамбля; классификация

музыкальных народных инструментов:

ударные, шумовые,

струнные. Особенности и характер звучания каждого инструмента в ансамбле

и «соло». Приемы звукоизвлечения.

Практика

Овладение простейшими приемами игры на музыкальных народных

инструментах;

игра

своей

партии

в

ансамбле;

инструментальный

аккомпанемент разученных песен.

Народный календарь. Праздники, обычаи, обряды.

Занятие№1.

Теория

Народный календарь. Музыкальное народное творчество, неразрывно

связанное с годовым циклом русского человека, в единстве религиозных и

этических представлений, обрядов и норм. Введение в народный календарь.

Празднование зимних святок: «Рождество», «Новый год».

Зимний святочный обряд: гадание, ряженье, колядование.

Практика

Знакомство

с

колядками,

проведение

рождественских

игр.

Разыгрывание сцен колядования, посевания.

Занятие№2. Масленица.

Теория

Праздник «Масленица». Название дней масленичной недели, традиции

празднования дней масленичной недели.

Практика

Разучивание масленичных песен и игр: «Блины», «Горелки», «Катание

с гор». «Водить козла», «Змея».

3анятие№3. Весенние обряды и празднование Пасхи.

Теория

Праздник

встречи

весны.

Особенности

проведения

обряда

встречи

весны:

поверья,

приметы,

обычаи

(выпечка

«тетерок»,

«Куликов»,

«Жаворонков»),

обрядовые

действия

с

ними

-

подбрасывание

их,

насаживание на длинный шест, подражание голосам птиц), народных играх с

ними.

Праздник

«Пасха».

Пасхальные

обычаи:

христосование

(значениие

этого действия), обменивание пасхальными яйцами (значение этого действа).

Знакомство с пасхальными народными играми с ними («Катание с гор»,

«Лотки», «Уголки») и песнями.

Практика

Практическое освоение навыков пения в народной манере: разучивание

весенних песен, закличек и голосянок, призывающих птиц, закликающих

весну;

Проведение пасхальных народных игр с яйцами.

Обряды и ритуалы, связанные с молодежью.

Занятие№ 1.7

Теория

Празднование

Троицы.

Обряды

праздника:

завивание

березки,

кумление - наполненное смыслом нахождения молодыми людьми друзей

среди своих сверстников, клятвой в дружбе («побратание», «посестринство»),

проводы русалок,.; народные праздничные игры.

Практика

Дальнейшее

закрепление

навыков

пения

в

народной

манере

через

исполнение песен, связанных с этим праздником:

хоровода

«Царевна-королевна»,

хороводной

песни

«Сидор

Видор».

Разучивание

и

проведение русских народных игр с пением: «Венок», «Завей березку».

Занятие№2.

Теория

Праздник Ивана Купала.

Приметы

праздника,

гадания

на

суженного,

приговоры,

легенды

о

цветке папоротника; игры, гуляния.

Праздничные песни, игры, гуляния.

Практика

Разучивание праздничных песен «Иван да Марья», «Купальская ночь».

Проведение русских народных игр: «В кресты», «Гори ясно».

3анятие№3.

Теория

Покров Пресвятой Богородицы. Народные приметы праздника Покрова

и обычаи, связанные с ним: сватовство и свадьба русского человека.

Практика

Разучивание

и

исполнение

русских

народных

свадебных

песен,

хороводов:

- «Поедем-ка, жоночка, домик наживать»,

- «Поставила ведерочки на ледок»;

Проведение русских народных игр:

- «В углы»,

- «Карусель»,

- «Плетень»,

- «Хоровод».

Заключительное занятие. Что мы знаем о народной песне?

Теория

Выявление

возникшего

интереса

и

настроя

воспитанников

на

деятельность по данному направлению.

Закрепление

пройденного

материала

по

всем

темам

с

акцентом

на

основные базовые понятия.

Практика

Закрепление пройденного материала по всем темам.

Условия реализации курса.

Материально-техническое оснащение:

- Видеомагнитофон;

- Музыкальный центр;

- Оборудованный кабинет в соответствии с санитарнотехническими нормами;

-

Музыкальные

инструменты:

гармошка,

балалайка,

ложки,

коробочки,

трегцетки, рубель, гусельки;

- Стенд для размещения наглядных материалов, картин.

Учебно-методическое

оснащение:

- Наглядные средства и дидактический материал;

-

Аудиозаписи

русских

народных

песен

с

различными

стилистическими

особенностями исполнения;

-

Видеоматериалы

с

записями

русских

народных

обрядов,

посиделок,

выступлений фольклорных коллективов;

- Игры с пением, подвижные игры.

Ожидаемые

результаты.

По окончании курса обучающиеся знают:

- различные жанры песенного фольклора;

-

название

народных

инструментов,

особенности

их

звучания,

классификацию народных инструментов;

- русские народные игры;

-

календарные

праздники

русского

народа,

связанные

с

ними

обычаи

и

обряды;

- правила певческого режима;

- типы интонирования: напевно-декламационный, интонация клича, зова,

скандовки, приговоры;

- музыкальную терминологию;

- различные формы движения хоровода.

По окончании курса обучающиеся умеют:

- исполнять произведения песенного жанра в народной манере;

- различать народные песни некоторых областей России по стилистическим

особенностям их исполнения;

- инструментально аккомпанировать несложное произведение;

- инсценировать игровые песни;

- самостоятельно выбирать форму обыгрывания русских народных песен в

соответствии с их содержанием;

-

применять

полученные

знания

об

этике

поведения

на

праздниках

в

соблюдении ритуалов и обрядов.

Используемая литература:

- «Детский оркестр» И.Г. Лаптев

- Методические пособия для педагогов ДОУ «Знакомство детей с русским

народным творчеством» (авт.-сост. А.В. Куприна,

- Т.А. Бударина, О.А. Маркива, О.Н. Корепанова).

-

Фольклор

-

музыка

-

театр

(серия

Воспитатание

и

дополнительное

образование детей). Программа «Оберег» (автор Е.Г. Воронина), программа

комплексного

изучения

музыкального

фольклора

«Горенка»

(автор

М.В.

Хазова)



В раздел образования