Автор: Калашникова Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №195"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Формы взаимодействия с родителями
Тема: Использование форм взаимодействия с родителями по ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Формы взаимодействия с родителями
В
нашем
обществе
обращается
большое
внимание
на
формирование
всесторонне развитой личности. Вот почему очень важно повышать эффективность
всех звеньев воспитательной работы. И прежде всего уровень воспитания в семье, где
ребёнок получает первые навыки, зачатки мировоззрения, а так же в дошкольном
учреждении,
где
решаются
задачи
физического
и
умственного,
нравственного
и
эстетического
воспитания
детей
с
учетом
возрастных
этапов.
Отсюда
–
необходимость творческого союза родителей и нас – воспитателей. Вместе развиваем
мы у ребёнка ум, характер, взгляды, от нас зависит, насколько его жизнь, будет
наполнена посильным полезным трудом и добрыми поступками.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога.
Ведь педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр
родителям
по
их
воспитанию.
Так
как
многие
родители
не
знают
современных
подходов в воспитании детей, и, не имея педагогических знаний, думают, что дети
растут сами по себе, то непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью
ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием
ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока
родители на работе. По этой причине, мы, педагоги, очень часто испытываем большие
трудности в общении с родителями .
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной
работе?
Как
сделать
родителей
участниками
воспитательного
процесса?
Думаю,
что
необходимо
разнообразить
формы
работы
с
родителями,
и
использовать
как
традиционные
так
и
нетрадиционные
формы
взаимодействия
с
семьями
дошкольников. Я в своей работе использую следующие формы:
НАГЛЯДНО – ИНФОРМАЦИОННАЯ включает в себя:
уголок для родителей, где родители могут ознакомиться с тематической
неделей и формами работы с детьми, получить занимательную информацию о том,
как интересно провести выходные всей семьёй, какую поделку интересно изготовить
в
кругу
семьи,
или
например,
каких
успехов
достиг
ребенок
в
той
или
иной
деятельности в детском саду.
папки-передвижки «Времена года», «По Совету всему свету», «Как учить
стихи с ребенком», «Здоровое питание детей »
консультации
(письменные
и
устные)
«Безопасность
ребенка
в
руках
взрослых», «Игра, как средство воспитания», «Здоровый ребенок-счастье вдвойне»
В ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ форме я использую
Анкетирование : «Условия здорового образа в семье», «Родителям
будущих первоклассников»..
ДОСУГОВАЯ форма
фотовыставки
«Моя
бабушка –
лучше
всех»,
«Мама
и
я,
счастливые
мгновения», «Папа, мама, я – дружная семья», «Мы – друзья природы»
выставки
поделок
из
бросового
материала,
различных
игрушек
для
пополнения предметно-развивающей среды в группе
конкурсы как групповые и садовские, так и городские.
В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ форме использую
беседы
выпуск газет, оформление коллажей, тематических альбомов как
групповых так и семейных, книжек-малышек в соответствии с тематической
неделей и близких по дате праздников.
практикумы
копилка Добрых дел,
родительская почта
Проводя
беседы,
консультации
соблюдаю
сдержанность,
тактичность,
используя
такие формы
обращения
как:
«Давайте
подумаем
вместе,
как
лучше
поступить», «Можно сделать так, а вы как думаете?», «А как вы поступите?»
В своей работе с родителями, учитывая их занятость, не активность в жизни
группы и детей, не понимания проблем ДОУ я использовала нетрадиционную форму
общения с семьёй, такую как «Родительская почта» . Любой член семьи имеет
возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания
своего ребёнка, и даже предложить свои идеи, высказать пожелания по улучшению
качества образования ребенка. Читая почту, я могу заранее подготовить полный ответ
на поступивший вопрос, изучить литературу, или переадресовать вопрос другому
специалисту, более компетентному по данному вопросу.
Анализ работы «Родительской почты» показал следующие результаты:
количество родителей, у которых доверие к моей работе возросло - составило
85%, сомневающихся -10% и лишь 5% родителей, которые никак не реагируют на
работу воспитателей.
Значительным
подспорьем в работе является создание папки которую нам
помогли изготовить родители. В ней мы храним все «добрые дела» наших родителей -
это участие в конкурсах, выставках, отмечаем помощь родителей по организации и
пополнению
предметно-развивающей
среды
в
группе.
Папка
так
и
называется
-
"Копилка добрых дел". Очень здорово, что всё хранится в одном месте, ведь в нее
могут заглянуть и родители, и гости нашей группы. Очень гордятся «подвигами»
своих
родителей
дети,
частенько
сами
открывают
и
показывают
благодарности,
пришедшим
за
ними
родителям.
Так
же
«Копилка
добрых
дел»
является
своеобразным стимулом для малоактивных родителей, продвигает их к действиям.
Нередко, при общении с родителями, применяю памятки в форме буклетов. Эта
форма
удобна
тем,
что
родители
могут,
получив
буклет
,не
только
прочитать
имеющийся в ней материал, но и поиграть со своими детьми в предложенные игры,
выполнить упражнения, обратить внимание на достижения своего ребенка.
Так же я использую самую распространенную форму взаимодействия –
родительское собрание. В виду того, что группа у нас подготовительная и дети
активно готовятся к школе, то я провела практикум на тему «Штампы – помощники в
подготовке
руки
ребенка
к
письму».
В
предложенной
мной
видеопрезентации,
родители смогли увидеть своих детей в положении сидя ,в процессе образовательной
деятельности, и оценить правильную позу при рисовании и письме , а так же умение
правильно удерживать орудие письма.
На собственном опыте , родители убедились, что подготовку к последующему
обучению
письму
необходимо
начинать
с
развития
силы
руки,
её
ловкости,
с
формирования
умения
правильно
удерживать
орудие
письма
и
последовательно
менять тонус мускулатуры руки. На собрание был приглашен учитель – логопед,
которая так же дала рекомендации по фонетико-фонематическому развитию детей. И
если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности,
беспокойства,
то
к
концу
встречи
царила
взаимная
симпатия,
эмоциональная
открытость и интерес друг к другу. Проведенная работа способствовала повышению
внимания
родителей
к
переживаниям
ребенка
в
предшкольный
период
жизни.
Родители получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и
игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и
цифрами.
В заключение собрания, я выразила благодарность мамам и папам, которые
уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень
приятно
видеть
счастливые
глаза
родителей,
когда
им
вручали
грамоты
или
благодарности.
Таким образом, все формы работы с родителями, которые я использую в своей
работе,
создают
атмосферу
доверия
и
сотрудничества
в
коллективе
взрослых,
окружающих ребёнка.
Чем лучше налажено общение между семьёй и группой детского сада, тем
большую поддержку получит ребёнок, тем, вероятнее, что его жизнь в детском саду
будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а опыт обучения
будет успешным.
Исходя из современных потребностей родителей, я планирую в перспективе,
использовать новые формы работы с семьями воспитанников и добиться 100% охвата
доверия
родителей
к
моей
работе
по
отношению
к
детям,
взаимопонимания,
и
надеюсь увидеть в родителях первых помощников в воспитании и развитии личности
ребёнка.