Напоминание

Социальная адаптация воспитанников.


Автор: Бабынина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ"СРЦ дН" Ивнянского района.
Населённый пункт: п. Ивня, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Социальная адаптация воспитанников.
Раздел: среднее образование





Назад




1. Социальная адаптация: понятие и виды

Понятие «адаптация» происходит от латинского слова

(adaptation)

приспособление.

Важнейшая

задача

адаптационного процесса - это проблема выживания

человека, через приспособление потенций организма

индивида

с

процессами

природной

и

социальной

с р е д ы .

Су щ е с т ву ю т

р а з л и ч н ы е

п р о ц е с с ы

взаимоотношения человека с окружающим миром, и

поэтому

жизненно

необходимо

найти

оптимальные

механизмы

и

способы

адаптации

человеческого

организма

(его

физиологическая

организация)

с

и н д и в и д у а л ь н о - л и ч н о с т н ы м и

с т о р о н а м и

(психическая

организация)

и

потребностями,

нуждами,

требованиями

и

нормами

социального

обустройства (система социальных отношений).

Социальная

адаптация

процесс

приспособления,

освоения,

как

правило,

активного,

личностью

или

группой

новых

для

нее

социальных

условий

или

социальной

среды.

В

современной

социологии

социальной

адаптации

в

большинстве

случаев

понимается как такой социальный процесс, в котором

и

адаптант

(личность,

социальная

группа),

и

с о ц и а л ь н а я

с р е д а

я в л я ю т с я

а д а п т и в н о -

адаптирующими

системами,

то

есть

активно

взаимодействуют,

оказывают

активное

воздействие

друг на друга в процессе социальной адаптации

10

.

Спецификой человеческой адаптации является то, что

этот

процесс

связан

с

социализацией

человека,

с

1

процессом усвоения социальных норм поведения, с

«врастанием

в

социальный

мир».

По

существу

социальная

адаптация

является

важнейшим

механизмом социализации. Но если «социализация»

предст авляет

собой

по степенный

п р о ц е с с

формирования личности в определенных социальных

условиях,

то

понятие

«социальная

адаптация»

подчеркивает,

что

в

относительно

короткий

промежуток времени личность или группа активно

осваивает новую социальную среду, которая возникает

либо в результате социального или территориального

перемещения,

либо

при

изменении

социальных

условий.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии

адаптации

личности

в

новой

для

нее

социальной

среде:

1. начальная

стадия,

когда

индивид

или

группа

осознают, как они должны вести себя в новой для

них социальной среде, но еще не готовы признать

и

принять

систему

ценностей

новой

среды

и

стремятся

придерживаться

прежней

системы

ценностей;

2. стадия

терпимости,

когда

индивид,

группа

и

новая среда проявляют взаимную терпимость к

системам ценностей и образцам поведения друг

друга;

3. аккомодация,

т.е.

признание

и

принятие

индивидом

основных

элементов

системы

2

ценностей

новой

среды

при

одновременном

признании

некоторых

ценностей

индивида,

группы новой социальной средой;

4. ассимиляция,

т.е.

полное

совпадение

систем

ценностей индивида, группы и среды

11

.

Следует

различать

адаптацию

как

процесс

и

адаптированность

как

результат,

итог

процесса

социальной адаптации. Существуют субъективные и

о бъ е кт и в н ы е

к р и т е р и и

а д а п т и р о в а н н о с т и .

Объективные – степень реализации индивидом норм и

правил

жизнедеятельности,

принятых

в

данной

с о ц и а л ь н о й

г р у п п е .

С у б ъ е к т и в н ы е

удовлетворенность членством в данной социальной

группе,

предо ст авляемыми

условиями

д л я

удовлетворения

и

развития

основных

социальных

потребностей.

В

качестве

непосредственной

социальной

среды

могут

выступать

различные

социальные

группы,

такие как семья, производственный коллектив, соседи

по дому и т.д. Роль социальной адаптации состоит в

том,

что она позволяет включить личность в процессы,

протекающие в непосредственной социальной среде,

и в то же время является одним из средств изменения

личности и среды.

В

процессе

адаптации

организация

и

личность

вступают во взаимодействие как сложные системы.

Так,

например,

на

успешность

адаптационного

3

процесса

существенное

влияние

оказывают

такие

характеристики

предприятия,

как

его

материально-

техниче ская

о снащенно сть,

тип

и

у р о ве н ь

организации

труда,

характер

внутри

коллективных

отношений

и

корпоративная

культура,

система

и

уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои

характеристики

предъявляет

потенциальному

работнику

свои

требования

и

одновременно

свои

преимущества по сравнению с другими участниками

рынка труда.

С о

с т о р о н ы

и н д и в и д а

н а

у с п е ш н о с т ь

производственной адаптации влияние оказывают как

психофизиологические особенности, так и социально-

демографические

характеристики

л ич но с ти.

Безусловно,

наиболее

важны

для

успешной

производственной

адаптации

профессиональная

подготовка индивида, умение работать в группе

12

.

Социально-психологическая

адаптация

процесс

в х о ж д е н и я

н о в и ч к а

в

н о в ы й

д л я

н е г о

производственный

коллектив,

формирования

личностных связей и отношений с другими людьми.

В

процессе

социально-психологической

адаптации

п р о и с х о д и т

а к т и в н о е

с р а в н е н и е

и

взаимоприспособление

ценностных

ориентаций,

нравственных идеалов и представлений коллектива и

нового

работника.

Основным

объ е ктив ным

п о к а з а т е л е м

с о ц и а л ь н о - п с и х о л о г и ч е с к о й

адаптированности является отсутствие конфликтов с

руководством

и

членами

коллектива.

Показателем

4

адаптацией выступает доброжелательные отношения

с руководителями и коллегами по работе.

Важным

аспектом

социальной

адаптации

является

принятие индивидом определенной социальной роли.

Можно

говорить

о

двух

формах

социальной

адаптации: активной, когда индивид тянется в новую

среду с целью вызвать изменения: норм, ценностей,

взаимодействия и деятельности; и пассивной, когда

человек не стремиться воздействовать на новую среду.

Эффективность социальной адаптации в значительной

степени зависит от того, насколько адекватно индивид

воспринимает

себя

и

свои

социальные

связи.

И с к а ж е н н о е

и л и

н е д о с т а т о ч н о

р а з в и т о е

представление о себе ведет к нарушениям социальной

адаптации,

крайним

выражением

которых

служит

аутизм

13

.

Система

социальной

адаптации

включает

разные

виды

адаптивных

процессов:

производственная

и

профессиональная

адаптация,

бытовая,

досуговая,

политическая и экономическая, адаптация к формам

общественного сознания (наука, религия, искусство,

мораль и пр.) к природе и др.

Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но

доминирующим здесь является социальная. Полная

с о ц и а ль н а я

а д ап т а ц и я

ч е ло ве ка

в к л юч а е т

физиологическую,

управленческую,

экономическую,

п е д а г о г и ч е с к у ю ,

п с и х о л о г и ч е с к у ю

и

профессиональную адаптацию.

5

Рассмотрим данные виды адаптации более подробно.

Экономическая адаптация – это сложнейший процесс

усвоения

новых

социально-экономических

норм

и

принципов

экономических

отношений

индивидов,

субъектов. Для технологии социальной работы здесь

важен

так

называемый

«социальный

блок»,

включающий адаптирование к реальной социальной

действительности размеров пособий по безработице,

уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны

отвечать

не

только

физиологическим,

но

и

социокультурным

потребностям

человека.

Нельзя

говорить

о

полноценной

социальной

адаптации

человека,

если

он

беден

или

влачит

нищенское

существование или является безработным.

Педагогическая

адаптация

это

приспособление

к

системе образования, обучения и воспитания, которые

формируют

систему

ценностных

ориентиров

индивида. Следует указать и на то, что адаптация

человека зависит от комплексного воздействия на него

природных,

наследственных,

географиче ских

факторов.

Адаптационные изменения представляют собой более

или

менее

сознательные

изменения,

через

которые

проходит

личность

в

результате

трансформации,

перемены

ситуации.

Изменения

п о с тоя н н о

сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого

индивида

важно

быть

готовым

к

критическим

периодам,

поворотным

моментам,

сознательному

пересмотру

своей

жизненной

позиции

в

новых

6

обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки

готовности к полноценной, активной адаптации.

Под психологической адаптацией понимают процесс

приспособления

органов

чувств,

к

особенностям

действующих на них стимулов с целью их лучшего

восприятия и предохранения рецепторов от излишней

нагрузки.

Процесс

психологической

адаптации

человека

происходит

непрерывно,

по скольку

постоянно

изменяются

социально-

экономические

условия жизни, политические и морально-этические

ориентации, экологическая обстановка и т.д

14

.

Таким

образом,

любой

вид

социальной

адаптации

требует

от

человека

определенных

способностей.

Характер

и

степень

адаптации

либо

дезадаптации

личности

зависит

во

многом

от

биологических,

физиологических,

психических

свойств

человека

и

его

социального

развития.

Но,

с

другой

стороны,

хорошо организованная профессиональная работа со

стороны

социальных

служб

различного

профиля

направлена

на

обеспечение

помощи

отдельным

личностям, группам, социальным слоям общества на

различных

этапах

их

развития

и

уровня

их

социальной адаптации.

7



В раздел образования