Автор: Бабынина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ"СРЦ дН" Ивнянского района.
Населённый пункт: п. Ивня, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Социальная адаптация воспитанников.
Раздел: среднее образование
1. Социальная адаптация: понятие и виды
Понятие «адаптация» происходит от латинского слова
(adaptation)
–
приспособление.
Важнейшая
задача
адаптационного процесса - это проблема выживания
человека, через приспособление потенций организма
индивида
с
процессами
природной
и
социальной
с р е д ы .
Су щ е с т ву ю т
р а з л и ч н ы е
п р о ц е с с ы
взаимоотношения человека с окружающим миром, и
поэтому
жизненно
необходимо
найти
оптимальные
механизмы
и
способы
адаптации
человеческого
организма
(его
физиологическая
организация)
с
и н д и в и д у а л ь н о - л и ч н о с т н ы м и
с т о р о н а м и
(психическая
организация)
и
потребностями,
нуждами,
требованиями
и
нормами
социального
обустройства (система социальных отношений).
Социальная
адаптация
–
процесс
приспособления,
освоения,
как
правило,
активного,
личностью
или
группой
новых
для
нее
социальных
условий
или
социальной
среды.
В
современной
социологии
социальной
адаптации
в
большинстве
случаев
понимается как такой социальный процесс, в котором
и
адаптант
(личность,
социальная
группа),
и
с о ц и а л ь н а я
с р е д а
я в л я ю т с я
а д а п т и в н о -
адаптирующими
системами,
то
есть
активно
взаимодействуют,
оказывают
активное
воздействие
друг на друга в процессе социальной адаптации
10
.
Спецификой человеческой адаптации является то, что
этот
процесс
связан
с
социализацией
человека,
с
1
процессом усвоения социальных норм поведения, с
«врастанием
в
социальный
мир».
По
существу
социальная
адаптация
является
важнейшим
механизмом социализации. Но если «социализация»
предст авляет
собой
по степенный
п р о ц е с с
формирования личности в определенных социальных
условиях,
то
понятие
«социальная
адаптация»
подчеркивает,
что
в
относительно
короткий
промежуток времени личность или группа активно
осваивает новую социальную среду, которая возникает
либо в результате социального или территориального
перемещения,
либо
при
изменении
социальных
условий.
В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии
адаптации
личности
в
новой
для
нее
социальной
среде:
1. начальная
стадия,
когда
индивид
или
группа
осознают, как они должны вести себя в новой для
них социальной среде, но еще не готовы признать
и
принять
систему
ценностей
новой
среды
и
стремятся
придерживаться
прежней
системы
ценностей;
2. стадия
терпимости,
когда
индивид,
группа
и
новая среда проявляют взаимную терпимость к
системам ценностей и образцам поведения друг
друга;
3. аккомодация,
т.е.
признание
и
принятие
индивидом
основных
элементов
системы
2
ценностей
новой
среды
при
одновременном
признании
некоторых
ценностей
индивида,
группы новой социальной средой;
4. ассимиляция,
т.е.
полное
совпадение
систем
ценностей индивида, группы и среды
11
.
Следует
различать
адаптацию
как
процесс
и
адаптированность
как
результат,
итог
процесса
социальной адаптации. Существуют субъективные и
о бъ е кт и в н ы е
к р и т е р и и
а д а п т и р о в а н н о с т и .
Объективные – степень реализации индивидом норм и
правил
жизнедеятельности,
принятых
в
данной
с о ц и а л ь н о й
г р у п п е .
С у б ъ е к т и в н ы е
–
удовлетворенность членством в данной социальной
группе,
предо ст авляемыми
условиями
д л я
удовлетворения
и
развития
основных
социальных
потребностей.
В
качестве
непосредственной
социальной
среды
могут
выступать
различные
социальные
группы,
такие как семья, производственный коллектив, соседи
по дому и т.д. Роль социальной адаптации состоит в
том,
что она позволяет включить личность в процессы,
протекающие в непосредственной социальной среде,
и в то же время является одним из средств изменения
личности и среды.
В
процессе
адаптации
организация
и
личность
вступают во взаимодействие как сложные системы.
Так,
например,
на
успешность
адаптационного
3
процесса
существенное
влияние
оказывают
такие
характеристики
предприятия,
как
его
материально-
техниче ская
о снащенно сть,
тип
и
у р о ве н ь
организации
труда,
характер
внутри
коллективных
отношений
и
корпоративная
культура,
система
и
уровень оплаты труда. Предприятие через эти свои
характеристики
предъявляет
потенциальному
работнику
свои
требования
и
одновременно
свои
преимущества по сравнению с другими участниками
рынка труда.
С о
с т о р о н ы
и н д и в и д а
н а
у с п е ш н о с т ь
производственной адаптации влияние оказывают как
психофизиологические особенности, так и социально-
демографические
характеристики
л ич но с ти.
Безусловно,
наиболее
важны
для
успешной
производственной
адаптации
профессиональная
подготовка индивида, умение работать в группе
12
.
Социально-психологическая
адаптация
–
процесс
в х о ж д е н и я
н о в и ч к а
в
н о в ы й
д л я
н е г о
производственный
коллектив,
формирования
личностных связей и отношений с другими людьми.
В
процессе
социально-психологической
адаптации
п р о и с х о д и т
а к т и в н о е
с р а в н е н и е
и
взаимоприспособление
ценностных
ориентаций,
нравственных идеалов и представлений коллектива и
нового
работника.
Основным
объ е ктив ным
п о к а з а т е л е м
с о ц и а л ь н о - п с и х о л о г и ч е с к о й
адаптированности является отсутствие конфликтов с
руководством
и
членами
коллектива.
Показателем
4
адаптацией выступает доброжелательные отношения
с руководителями и коллегами по работе.
Важным
аспектом
социальной
адаптации
является
принятие индивидом определенной социальной роли.
Можно
говорить
о
двух
формах
социальной
адаптации: активной, когда индивид тянется в новую
среду с целью вызвать изменения: норм, ценностей,
взаимодействия и деятельности; и пассивной, когда
человек не стремиться воздействовать на новую среду.
Эффективность социальной адаптации в значительной
степени зависит от того, насколько адекватно индивид
воспринимает
себя
и
свои
социальные
связи.
И с к а ж е н н о е
и л и
н е д о с т а т о ч н о
р а з в и т о е
представление о себе ведет к нарушениям социальной
адаптации,
крайним
выражением
которых
служит
аутизм
13
.
Система
социальной
адаптации
включает
разные
виды
адаптивных
процессов:
производственная
и
профессиональная
адаптация,
бытовая,
досуговая,
политическая и экономическая, адаптация к формам
общественного сознания (наука, религия, искусство,
мораль и пр.) к природе и др.
Все виды адаптации взаимосвязаны между собой, но
доминирующим здесь является социальная. Полная
с о ц и а ль н а я
а д ап т а ц и я
ч е ло ве ка
в к л юч а е т
физиологическую,
управленческую,
экономическую,
п е д а г о г и ч е с к у ю ,
п с и х о л о г и ч е с к у ю
и
профессиональную адаптацию.
5
Рассмотрим данные виды адаптации более подробно.
Экономическая адаптация – это сложнейший процесс
усвоения
новых
социально-экономических
норм
и
принципов
экономических
отношений
индивидов,
субъектов. Для технологии социальной работы здесь
важен
так
называемый
«социальный
блок»,
включающий адаптирование к реальной социальной
действительности размеров пособий по безработице,
уровню зарплаты, пенсий и пособий. Они должны
отвечать
не
только
физиологическим,
но
и
социокультурным
потребностям
человека.
Нельзя
говорить
о
полноценной
социальной
адаптации
человека,
если
он
беден
или
влачит
нищенское
существование или является безработным.
Педагогическая
адаптация
–
это
приспособление
к
системе образования, обучения и воспитания, которые
формируют
систему
ценностных
ориентиров
индивида. Следует указать и на то, что адаптация
человека зависит от комплексного воздействия на него
природных,
наследственных,
географиче ских
факторов.
Адаптационные изменения представляют собой более
или
менее
сознательные
изменения,
через
которые
проходит
личность
в
результате
трансформации,
перемены
ситуации.
Изменения
п о с тоя н н о
сопровождают жизнь человека, поэтому для каждого
индивида
важно
быть
готовым
к
критическим
периодам,
поворотным
моментам,
сознательному
пересмотру
своей
жизненной
позиции
в
новых
6
обстоятельствах. Это создает реальные предпосылки
готовности к полноценной, активной адаптации.
Под психологической адаптацией понимают процесс
приспособления
органов
чувств,
к
особенностям
действующих на них стимулов с целью их лучшего
восприятия и предохранения рецепторов от излишней
нагрузки.
Процесс
психологической
адаптации
человека
происходит
непрерывно,
по скольку
постоянно
изменяются
социально-
экономические
условия жизни, политические и морально-этические
ориентации, экологическая обстановка и т.д
14
.
Таким
образом,
любой
вид
социальной
адаптации
требует
от
человека
определенных
способностей.
Характер
и
степень
адаптации
либо
дезадаптации
личности
зависит
во
многом
от
биологических,
физиологических,
психических
свойств
человека
и
его
социального
развития.
Но,
с
другой
стороны,
хорошо организованная профессиональная работа со
стороны
социальных
служб
различного
профиля
направлена
на
обеспечение
помощи
отдельным
личностям, группам, социальным слоям общества на
различных
этапах
их
развития
и
уровня
их
социальной адаптации.
7