Автор: Пак Нина Михайловна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 8 МО "Ахтубинский район"
Населённый пункт: Астраханская область, г. Ахтубинск
Наименование материала: Реферат
Тема: "Управление развитием системы эффективного обучения"
Раздел: среднее образование
«Управление развитием системы
эффективного обучения»
Ахтубинск-2017 г.
Выполнила:
ПАК НИНА МИХАЙЛОВНА
УЧИТЕЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
МБОУ «СОШ № 8 МО «АХТУБИНСКИЙ
РАЙОН»
«Структура урока изобразительного искусства в рамках ФГОС»
В этих словах, сказанных ещё в прошлом веке выдающимся педагогом-новатором,
раскрывается
основная
задача
учителя,
работающего
в
условиях
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
второго
поколения
(ФГОС)
–
развивать
личность ученика, его творческие способности, мотивировать учащегося саморазвиваться и
самосовершенствоваться путем сознательного и активного присвоения нового социального
опыта. Эта цель обеспечивается формированием универсальных учебных действий, то есть
«умением учиться».
В условиях ФГОС учителю необходимо организовать урок так, чтобы каждый ученик
не просто усвоил ряд понятий и правил, получил от своего труда
радость творческого
познания,
но
и
смог
применять
в
другой
практической
или
учебной
ситуации
приобретенные знания. Как это возможно осуществить в учебном процессе? Прежде всего,
преподаватель должен пересмотреть свою роль на уроке и дать большую самостоятельность
ученикам в изучении и освоении нового материала.
Исходя
из
требований
времени,
меняется
подход
к
современному
уроку.
Как
выстраивается современный урок? Должен ли он отражать классическую структуру или
строится на фоне активного применения собственных творческих наработок?
Изучение опыта других учителей помог приобрести много полезной практической
информации о типах и жанрах урока. Однако вопросов не стало меньше. Как построить
урок со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства?
Как сделать так, чтобы урок не только вооружил учащихся знаниями и умениями, значимость
которых
невозможно
оспорить,
но
чтобы
все,
что
происходит
на
уроке,
вызывало
у
обучающихся искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое
мышление?
Разрабатывая урок, направленный на реализацию задач ФГОС второго поколения, не
всегда можешь предположить, каким будет его ход и результат. Ведь они зависит от многих
факторов:
настроения учащихся,
уровня их подготовленности,
развития творческих
способностей. Я думаю, это не секрет, что каждому учителю приходилось в течениесамого
урока менять технологии, педагогические приёмы и методы ведения учебного процесса, и
на то бывают объективные причины.Но неизменными остаются структурные элементы и
цель урока – научить учащихся учиться.
В
этапах урока
должны
найти
отражение в с е элементы
структуры
учебной
деятельности:
•
учебная мотивация;
•
учебная задача;
•
учебные действия;
•
контроль (самоконтроль);
•
оценка (самооценка).
Чтобы достигнуть запланированной цели урока в своей педагогической деятельности,
вместе с другими приёмами и методами я применяю игровую технологию. Во первых, это
интересно детям в любом возрасте, во-вторых, это помогает повысить учебную мотивацию:
в процессе игры легче заинтересовать новым материалом, организовать нетрадиционный
опрос учащихся и подвести к творческому решению учебной задачи. Эта форма организации
учебного процесса охватывает все этапы урока и помогает успешно реализовать главный
принцип
обучения
–
учения
в
действии
и
сформировать
у
учащихся
личностные,
метапредметные и предметные результаты.
В следующем разделе я представляю вашему вниманию сценарии уроков изобразительного
искусства, которые, на мой взгляд, это продемонстрируют.
Сценарные планы уроков изобразительного искусства.
Сценарные планы уроков разработаны в соответствии с требованиями ФГОС
основного образования с расшифровкой планируемых результатов на каждом этапе уроков.
Урок изобразительного искусства в 6 классе по программе Б. М. Неменского.
Тема урока: «Графический портретный рисунок и выразительный образ человека.
Тип урока: комбинированный
Цель:
Систематизировать
знания
по
жанру
портрета,
его
разновидностям,
развивать
понимание
того,
что
в
портретном
изображении
должен
выражаться
характер
и
внутренний мир человека.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: научатся
пользоваться
необходимой
информацией;
обобщать
и
создавать
конструктивное изображение головы; изучать поворот и ракурс головы человека, пропорции
и мимику лица, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить
технике рисования графическими средствами.
Метапредметные: научатся
определять
цель,
проблему
в
учебной
деятельности;
организовывать работу в паре, обмениваться мнениями, планировать деятельность, выбирать
способы достижения
цели, самостоятельно исправлять ошибки; излагать своё мнение в
диалоге.
Личностные: понимают значение знаний для человека, осознают свои интересы и цели;
имеют мотивацию к учебной деятельности.
Педагогические технологии, применяемые на уроке:
личностно - ориентированные технологии;
компьютерные (информационно – коммуникативные) технологии;
игровые технологии.
Организационная структура (сценарий) урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Формулируемые умения
I.
Мотивационно-
ориентировочн
ый этап урока
Девизом многих русских художников могли бы стать
слова Ф. М. Достоевского о том, что красота спасёт
мир. Многие из них сознательно ставили себе целью
преобразовать с помощью искусства внутренний мир
человека,
сделать
его
гуманнее,
значительнее,
масштабней.Давайте
окунёмся
в
мир
портретной
живописи великих мастеров.
Регулятивные:
о п р е д е л я ю т
ц е л ь ;
проблему
в
учебной
деятельности.
Личностные:
осознают
свои
черты
характера,
понимают
эмоциональное
состояние других людей.
Поисковый
этап урока
Я
не
случайно
закончила
этот
видеоряд
отрывком
из
художественного
фильма
«Портрет
Дориана
Грея».
В
этом
романе
главный
герой
меняется после того как написали его портрет. Мы
сейчас не будем вдаваться в литературный
анализ
произведения.
А вот проанализировать увиденные
картины вам необходимо, что бы ответить на вопрос
Познавательные: умеют
во спринимать
о б р а з
человека
в
портрете,
быть
внимательными,
знакомятся
и
творчески
воспринимают,
анализируют
великих
-
Портрет должен передавать индивидуальные
особенности человека, передавать характер и
настроение или достаточно внешнего сходства
с потретируемым?
Н.
Гоголь
был
дружен
с
художником
А.
Ивановым,
создателем
великого
полотна
«Явление
Христа
народу»
и
есть
мнение,
что
в
повести
«Портрет»
строки,
описывающие
молодого
художника,
приехавшего
из
Италии,
посвящены
одному из просмотров его картин:
«…..Всё тут…». (см. приложение1)
В
этих
словах,
как
раз
и
кроется
смысл
назначения творческого поиска художника. Не просто
копировать природу, то есть передавать сходство с
натурой,
а выражать своё отношение к тому, что
изображает.
мастеров живописи.
Личностные:
и м е ю т
мотивацию
к
учебной
деятельности.
Систематизац
и я
и
закрепление
знаний
1.
Решение
кроссворда: Вспомним,
что
мы
с
вами знаем о жанре портрета. С этой целью решим
кроссворд, что поможет нам обобщить знания о
портрете.
2.
Игра «Угадай настроение».
Учитель раздаёт карточки (8 штук), по желанию, с
изображением
схемы
работы
мимических
мышц.
Стоя у доски, каждый участник, показывает работу
этих мышц на своём лице, остальные дети угадывают
передаваемое настроение.(см. приложение 2)
3.
Рассмотрим репродукции на этих слайдах:
- Какие особенности графики позволяют художнику
выявить
самое
главное
в
индивидуальности
человека? (Условность и лаконичность графического
языка)
-
Какими
материалами
работают
в
графике?
(сангина,
пастель,
карандаш
и
уголь,
а
так
же
восковые мелки и тушь)
- Что является основными средствами выражения в
графике? (линия и пятно, в том числе штриховое.)
Предметные:
Систематизировать
знания по жанру
портрета, его
разновидностям.
Физкульт
минутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Все у нас пойдёт на лад.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.
Дети
само стоятельно
проводят
физкультминутку
п о
желанию.
IV.
Постановка,
художественной
задачи.
Выполнить рисунок в технике графика.
Написать вывод о проделанной работе по плану.
(план синквейна лежит у вас на столе)
(см. приложение 3)
Один из вопросов кроссворда определил конкретную
тему нашего урока, вам осталось определить её.
Познавательные:Развив
ать понимание того, что
в
п о р т р е т е
д о л ж е н
выражаться
характер
и
в н у т р е н н и й
м и р
человека,
закрепляют
з на ния
п о р т р е т н о г о
изображения.
Пользуются
графическими
материалами.
V.
Практическая
работа
Во
время
практической
работы
учитель
делает
целевые обходы.
1.
Контроль организации рабочего места.
2.
Контроль правильности выполнения приемов
работы.
3.
Оказание помощи учащимся, испытывающим
затруднения.
4.
Контроль
объема
и
качества
выполняемой
работы.
Личностные:вырабатыв
а ю т
в н и м а н и е ,
наблюдательность.
Формируют
творческое
воображение.
V.
Рефлексивно-
оценочный этап
урока
Проводится
выставка
работ
учащихся.
В
написанныхсинквейнах,
дети
выражают
своё
позитивное отношение к родителям.
– Сегодня мы с вами на практике убедились, и этому
пример, замечательная выставка из ваших работ, что
жанр портрет по праву может считаться “зеркалом”
человеческой
души.
А
созданный
графическими
средствами портрет дает нам возможность передать
характерные черты человека и его индивидуальность
более быстрыми в исполнении средствами.
Коммуникативные:изла
гают
свое
мнение
в
д и а л о г е ,
п о н и м а ю т
позицию другого; умеют
взглянуть
на
натуру
с
позиции художника.
Личностные:
осознают
многообразие
взглядов
на одну проблему, новые
роли (модель, художник).
VI.
Домашнее
задание.
Авторы, подпишите свои рисунки и подарите их тем,
кого вы рисовали.
Урок изобразительного искусства в 6 классе
по программе Б. Н. Неменского.
Тема урока: «Природа в разное время суток Природа и художник».
Тип урока: комбинированный
Цель:Рассмотреть
законы
композиции
в
построении
пейзажа,
художественно-
выразительные средства
живописи
и
эмоциональное
восприятие зрителем
цвета в
картине.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: овладение
практическими
умениями
и
навыками;
развитие
воображения,
образного мышления, пространственных представлений.
формировать у учащихся умения видеть гармоничные цветовые сочетания, на практике
овладеть основами цветоведения.
Метапредметные: овладение
способностью
понимать
цели
и
задачи
учебной
деятельности;освоение
способов
решения
проблем
творческого
и
п о и с ко в о го
характера;формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;овладение практическими умениями и навы-
ками в познавательной и личностной рефлексии.
Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование
основ художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с
искусством;
Педагогические технологии, применяемые на уроке:
личностно - ориентированные технологии;
компьютерные (информационно – коммуникативные) технологии;
игровые технологии.
Организационная структура (сценарий) урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Формулируемые умения
I.
Мотивационно-
ориентировочны
й этап
На слайде приводятся слова Исаака Левитана «Природу
украшать
не
надо,
но
надо
почувствовать
её
суть
и
освободить от случайностей. Ищите общее, живопись не
протокол,
а
объяснение
природы
живописными
средствами».
Фронтальная работа с классом.
– А как вы понимаете слова Исаака Левитана?
Так что вы сегодня в своей практической работе
попробуете передать?
- свои ощущения и настроения в пейзаже, но
выполнить
рисунок
вы
должны
будете
по
правилам
воздушной перспективы.
Вопрос
– а
кто
знает,
что
такое
воздушная
перспектива?
А
вот на этот вопрос мы с вами попробуем
ответить вместе.
Регулятивные:
о п р е д е л я ю т
ц е л ь ;
проблему
в
учебной
деятельности.
Личностные:
о п р е д е л я ю т
с в о ё
настроение,
проявляют
интерес
к
изучению
нового материала.
II.Изучение
нового
материала.
Ознакомление с
приёмами
построения
пейзажа.
Закрепление
знаний.
- Рассмотрим рисунок (первый слайд).
Вопросы -
-Что на нём изображено?
- Какое значение имеет тон (насыщенность цвета) в
изображении пространства пейзажа?
Учитель даёт комментарий - тон, насыщенность цвета,
способен передать в картине мир таким, каким мы его
видим. То есть чем дальше от нас, зрителей, тем цвет
становиться более светлым, контрасты уменьшаются,
границы предметов сглаживаются.
Рассмотрим два эти пейзажа.
Вопрос - Как вы думаете, какой из этих двух рисунков
больше передаёт пространство?
Вопрос - Давайте подумаем почему?
Вопрос – А кто думает иначе? Обоснуйте свой ответ.
Ответы учащихся могут быть различны,
учащиеся в споре рождают истину.
Учитель подводит итог -
Итак, мы с вами определили, сто именно этот пейзаж
лучше передаёт пространство.
Давайте ещё раз повторим правила передачи пространства
пейзажа:
Дети используя как пример изображения на слайде
повторяют -
- Чем дальше от нас, тем цвет изображаемых предметов
в рисунке, становиться бледнее и светлее, а их очертания
менее чёткие.
- Небо чем ближе к земле, тем светлее, а чем выше от
земли ярче и темнее.
Задание:
определи
первый
и
второй
план.
Работа
с
классом.
Второй слайд.
Перед вами фотография лесной полянки.
Давайте рассмотрим этот пейзаж.
Познавательные:
закрепляют
полученные
з н а н и я
о
п р а в и л а х
воздушной перспективы;
представляют
информацию
в устной
форме; систематизируют
полученные
знания
в
свете новой информации
о пейзаже.
Коммуникативные:
с о б л ю д а ю т
н о р м ы
коллективного общения.
Личностные: проявляют
познавательную
активность.
Ознакомление с
художественно
–
выразительным
и средствами
живописи, с
эмоциональным
и
возможностям
и цвета.
Покажите на этой фотографии первый и второй план.
Вопрос - Чем они отличаются по цвету?
Дети самостоятельно отвечают на этот вопрос.
На слайде они видят подтверждение своего ответа, и ещё
раз убеждаются в правильности закона о воздушной
перспективе.
Ответы учеников - Совершенно верно:
Первый план – ярче и темнее.
Второй план – светлее и бледнее.
Проблемная ситуация.
Третий слайд.
А теперь давайте попытаемся решить некоторую задачу.
Перед вами три основных цвета: жёлтый, красный, синий.
Подумайте и ответьте на вопрос:
Какое значение имеет цвет в передачи состояния природы
или времени суток?
На слайде они видят подтверждение своего мнения.
Следующий момент:
Учитель предлагает рассмотреть этот же пейзаж в разном
эмоциональном цвете: жёлтый, красный, синий.
Акцентирует внимание уже на зрительском восприятии
каждого цвета и предлагает поиграть в ассоциации.
А вот и результат, рассмотрите его внимательно. Один и
тот же рисунок пейзажа, а как по- разному он
воспринимается нами зрителями.
Подумайте и скажите: к какому времени году относится
каждый пейзаж? Придумай свою ассоциацию.
Ассоциировать цветовую гамму пейзажа с настроением
человека, возрастом и др.
Какой можно сделать вывод:
Дети самостоятельно, обсуждая увиденное,
приходят к выводу: что цвет имеет очень большое
значение в передачи состояния природы в картине, оно
созвучно нотам музыки, может нас или успокаивать или
тревожить.
Познавательные:
осуществляют
поиск
о с о б е н н о с т е й
р о л и
колорита
в пейзаже –
настроения;
определяют
х а р а к т е р
ц в е т о в ы х
отношений.
Коммуникативные:
с о б л ю д а ю т
н о р м ы
коллективного
общения;
излагают своё мнение.
Личностные: проявляют
познавательную
активность;
осознают
свои эмоции.
III.Практически
й этап
(выполняется
индивидуально).
Учитель,
используя
графический
планшет, BambooDock
и
приложение
Fotochop демонстрирует, поэтапное рисование пейзажа и
наглядно
показывает
особенности
масштаба
в
изображении деревьев в пейзаже на разных планах. Здесь
возможна
игровая
ситуация,
когда
учитель
заведомо
изображает
в
своей
композиции
не
правильный
цвет,
размер или место положения элементов пейзажа. Каждый
ученик по желанию может исправить ошибку учителя.
Что
делает
урок лёгким в восприятии детей. Дети
наглядно
убеждаются
в
том,
какое
значение
имеет
правильное
изображение
деревьев
и
других
элементов
композиции в рисунке. По ходу демонстрации ученики
самостоятельно планируют ход выполнения своей работы,
на плоскости листа нарисовать композицию пейзажа по
правилам
линейной
перспективы.
В
рисунке
должны
чётко
прослеживаться
планы
(минимум
три
плана:
первый,
второй
и
дальний).
Деревья,
изображаемые
в
Познавательные:
у м е ю т
п р и м е н я т ь
художественные
средства
выражения,
характер
о с ве ще ния,
цветовые
отношения;
п р и м е н я ют
п р а в и л а
перспективы.
Регулятивные:
планируют деятельность
в
учебной
ситуации;
определяют
спо собы
д о с т и ж е н и я
ц е л и ;
выполняют
работу
по
памяти и представлению.
Личностные: осознают
свои интересы и цели.
п е й з а ж е
н е о бход и м о
в ы д е р ж ат ь
в
м а с ш т а б е
соответствующего плана.
Дети самостоятельно могут проверить свой выбор цвета,
для
каждого
элемента
пейзажа
и
ещё
раз
убедится
в
правильности
закона
о
воздушной
перспективе,
при
помощи
указанной
программы
и
планшета.
Работая
с
красками
найти
свой
цвет
для
каждого
плана
и
выдержать в единой цветовой гамме соответствующего
состояния природы.
Например:
яркий солнечный день в чистых мажорных
цветовых
сочетаниях.
А
пасмурный
день
в
«глухих»
цветах, без цветового контраста.
IV.
Рефлексивно-
оценочный этап.
После завершения детьми творческой работы им
предлагается самостоятельно определить, какое
настроение им удалось изобразить. Для этого детям
раздаются карточки с ярко выраженной цветовой гаммой
холодных и тёплых цветов и глухих и звонких цветов.
Они должны выбрать свою цветовую пару. После чего им
задаётся тест, длясамо проверки выбранной пары
цветовой гаммы. Свой результат, то есть рисунок и
цветовую раскладку вывешивают на доске. Дети,
оценивая свои результаты, уважительно высказываясь о
работах одноклассников, подводят итоги: кто правильно
работал на уроке и достиг поставленной цели, нарисовал
пейзаж, передающий состояние в природе.
Мини – тест
— Насыщенный
яркий
цвет
художник
рисует
на
первом или втором плане?
(правильный ответ – первый план)
— Кокой цвет соответствует пасмурному состоянию
природы глухой или мажорный?
(правильный ответ – глухой)
— Какой из представленной цветовой гаммы больше
соответствует лету, а какой зиме?
(правильный ответ- Тёплая цветовая гамма – лету,
холодная цветовая гамма – зиме).
Познавательные:
анализируют,
выделяют
главное
и
обобщают
изобразительные
средства
для
передачи
настроения в пейзаже.
Ре г у л я т и в н ы е : дают
эстетическую
оценку
выполненным
работам;
анализируют
использование
перспективы.
Личностные:
осознают
свои мировоззренческие
п о з и ц и и ;
у ч а т с я
критически осмысливать
результаты
деятельности.
V.
Завершение урока домашнее задание.
Заключение.
В заключение хотелось отметить, важность планируемых результатов в организации
учебной деятельности, которую трудно переоценить. На мой взгляд, именно это стало
главной, наряду с деятельностным методом, отличительной чертой Федерального Стандарта
общего образования. Универсальные учебные действия, определяющие предметные,
метапредметные и личностные результат прописанные на каждом этапе урока максимально
определяют задачу учителя, научить учиться. Преломляя, их через специфику содержания
предмета искусства учащиеся как раз и овладевают учебными действиями, которые так
будут им необходимы в дальнейшей жизни для последующего обучения.
Проект №2. Конструирование мониторинга успешности учения
обучающихся (тема по выбору обучающегося).
Цель: обогащение арсенала диагностических методик учителей изобразительного искусства.
Закрепление
умений
вести
мониторинг
и
анализировать
результаты
своей
работы
по
художественно-творческому развитию учащихся.
Основные понятия: диагностика, диагностическая методика.
План
1.
Диагностика
художественно-творческих
способностей
учащихся
«5
рисунков»
Н.
Лепской.
2.
Диагностика развития художественного восприятия у младших школьников А. Мелик-
Пашаева.
3.
Диагностики эстетического восприятия учащихся Е.Торшиловой и Т. Морозовой.
4.
Диагностика художественно-творческих способностей учащихся
«5 РИСУНКОВ» (Н.А.Лепская)
Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах
бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).
Инструкция для детей:
«Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что
захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот
сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее
нельзя. Можно только повторять.
На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка, имя и ответ на
вопрос «О чем этот рисунок?».
Показатели:
1.Самостоятельность
(оригинальность)
– фиксирует
склонность
к
продуктивной
или
репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность,
память.
2.
Динамичность –
отражает
развития
фантазии
и
воображения
(статика
говорит
об
отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы
своих рисунков).
3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные
явления, отношение к изображаемому.
4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа. Уровни:
Уровень
художественной
выразительности
тип
Критерии оценки
Замысел
Рисунок
1
Оригинальный,
динамика,
эмоциональность,
художественное обобщение
Разнообразие
графических
средств
выразительности,
пропорции,
пространство,
светотень
2
Показатели для 1 типа, но
менее яркие
Показатели для 1 типа, но
менее выражены
Уровень
фрагментарной
выразительности
3
Показатели 2 типа, но нет
уровня
художественного
обобщения
Н е т
п е р с п е к т и в ы ,
н е
соблюдаются
пропорции,
схематичность
отдельных
изображений
4
Замысел
оригинальный,
основан
на
наблюдениях,
н о
н е
п р е д п о л а г а е т
д и н а м и к и
и
эмоциональности
Может
хорошо
передавать
пропорции,
пространство,
светотень
Дохудожественный
уровень
5
Замысел оригинальный, но
с л а б о
о с н о в а н
н а
наблюдениях
С х е м а т и ч н о с т ь ,
н е т
п о п ы т о к
п е р е д а т ь
пространство и пропорции
6
Стереотипный
Репродуктивный
5. Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с
различными графическими материалами
Таблица результатов:
№
Список учащихся
Показатели
Общий
балл
Уровень
1
2
3
4
5
1.
2.
3. Диагностики эстетического восприятия учащихся (авторы Е.Торшилова и Т.Морозова)
Диагностика чувства формы (Тест «Геометрия в композиции»).
Среди принципов формообразования (принцип отражения, принцип целостности, принцип
соразмерности и пропорциональности) в данном тесте выделяется принцип геометрического
подобия. Геометрическое строение — одно из свойств материи. Геометрические фигуры и
тела — это обобщенное отражение формы предметов. Они являются эталонами, с помощью
которых человек ориентируется в окружающем его мире.
Стимульньтй материал теста «Геометрия в композиции» включает три репродукции: (К. А.
Сомов — «Дама в голубом», Д. Жилинский — «Воскресный день», Г. Гольбейн Младший
«Портрет Дирка Берка») и четыре нейтральные по цвету, одинаковые по фактуре и примерно
соответствующие по размерам композиционным праформам картин геометрических фигуры:
треугольник («Дама в голубом» — пирамидальная композиция), круг («день» — сферическая
композиция),квадрат (Гольбейн) и фигура неправильной формы (лишняя).
Инструкция:
найти,
какая
геометрическая
фигура
подходит
к
каждой
из
картин.
Недопустимы пояснения вроде «Где ты тут видишь круг?», поскольку они провоцируют на
фрагментарное
видение,
прямо
противоположное
решению
задачи,
предполагающей
целостнообразное видение картины.
Оценка выставляется по принципу верного и неверного ответа. Высший балл — 6, по 2 балла
за каждый верный ответ. Сама величина балла каждый раз условна и приводится для того,
чтобы был понятен сам принцип оценивании.
Тест «Громкий — Тихий».
Материал задания состоит из цветных репродукций с изображением трех натюрмортов, трех
пейзажей,
трех
жанровых
сцен.
Тематика
используемых
во
всей
методике
визуальных
материалов
не
включает
сюжетных
изображений,
поскольку
они
провоцируют
внеэстетическое восприятие, интерес к содержательной информации, оценку жизненных
событий. Кроме того, подбор материала для теста должен отвечать требованию воз можно
большего
тематического
сходства,
чтобы,
сравнивая
ил
люстрации,
ребенок
меньше
отвлекался как те их различия, которые для цели задания несущественны.
Исследователь
может
подобрать
свои
примеры
и
проверить
их
«звучание»
экспертной
оценкой. Точно описать принципы соответствия изображения и его звучания (громкости —
тихости)
невозможно,
очевидно
только,
что
оно
должно
быть
связано
не
с
сюжетом
изображения
или
функцией
изображенных
предметов,
а
с
насыщенностью
цвета,
сложностью композиции, характером линии, «звучанием» фактуры.
Например, в диагностике могут быть использованы репродукции следующих картин: К. А.
Коровин — «Розы и фиалки», И. Э. Грабарь — «Хризантемы», В. Е. Татлин — «Цветы».
Инструкция: скажи, какая картинка из трех — тихая, какая — громкая, какая — средняя не
громкая и не тихая. Можно спросить: каким «голосом говорит» картина — громким, тихим,
средним?
Оценивается задание плюсами и минусами, число которых складывается, и ребенок получает
общий балл за все ответы. Абсолютно верный ответ: ++; относительно верный, +-; совсем
неверный -. Логика такой оценки в том, что ребенок вынужден выбирать из трех «звучаний»
и оценить три изображения как бы по сравнительной шкале.
ТЕСТ «МАТИСС».
Цель – определить чуткость детей к образному строю произведения, художественной манере
автора.
В
качестве
стимульного
материала
детям
предлагается
набор
из
двенадцати
натюрмортов двух художников (К. Петрова-Водкина и А. Матисса) с такой инструкцией:
«Здесь
картины
двух
художников.
Я
тебе
покажу
по
одной
картине
одного
и
другого
художника. Посмотри на них внимательно, и ты увидишь, что рисуют эти художники по-
разному. Эти две картины мы оставим в качестве примеров того, как они рисуют. А ты, глядя
на эти примеры, попытайся определить, какие из оставшихся картин нарисовал первый
художник и какие — второй, и положи их к соответствующим образцам». В протоколе
записываются
номера
натюрмортов,
которые
ребенком
отнесены
к
одному
и
другому
художнику.
После
выполнения
задания
ребенка
можно
спросить,
чем,
по
его
мнению,
отличаются эти картины, как, по каким признакам он их раскладывал.
Предлагаемый детям художественный материал принципиально различен по художественной
манере. Определяющей чертой натюрмортов А. Матисса можно считать декоративность, для
К.
Петрова-Водкина
характерны
разработка
планетарной
перспективы,
объемность
художественного решения. Правильное выполнение задания связано с умением, возможно,
интуитивным, видеть особенности художественной манеры, выразительных средств авторов,
то,
как,
а
не
что
они
рисуют.
Если
же
ребенок
ориентируется
при
классификации
натюрмортов
на
предметно-содержательный
слой
произведения,
на
то,
что
изображает
художник, то задание выполняется им неправильно.
Тест «Матисс» является типичным и достаточно сложным образцом диагностики чувства
стиля.
ТЕСТ «ЛИЦА».
Выявляет умение ребенка смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале
графических
рисунков
человеческого
лица.
Наличие
у
ребенка
навыков
понимания,
интерпретации
изображенного
человека
выявляется
на
основе
его
способности
по
выражению лица определить внутреннее состояние человека, его настроение, характер и т. п.
В качестве стимульного материала детям предлагаются три графических портрета А.Е.
Яковлева (1887 — 1938). На первом рисунке («Женская голова» — 1909 г.) изображено
красивое
женское
лицо,
обрамленное
длинными
волосами,
выражающее
некоторую
отстраненность, самоуглубленность, с оттенком печали. Второй рисунок («Мужская голова»
— 1912г.) изображает улыбающегося мужчину в головном уборе, напоминающем поварской
колпак. Человек, изображенный на портрете № 2, вероятно, обладает большим опытом и
жизненной
хваткой.
Ему,
очевидно,
присущи
такие
качества,
как
хитрость,
коварство,
саркастическое отношение к людям, что производит довольно неприятное впечатление, но
дети этого, как правило, не замечают. На третьем рисунке («Мужской портрет» — 1911г.) —
мужчина, погруженный в себя, задумавшийся, возможно, о чем-то грустном и далеком. Лицо
мужчины
выражает
гамму
неинтенсивных
отрицательных
переживаний,
некоторых
переходных состояний.
Рисунки предлагаются детям с такой инструкцией: «Перед тобой рисунки художника А.Е.
Яковлева, рассмотри их и скажи, какой портрет тебе нравится больше других? А какой —
меньше
или
совсем
не
нравится?
Почему?
Ты,
наверно,
знаешь,
что
по
выражению
человеческого лица можно многое узнать о человеке, о его настроении, состоянии, характере,
качествах. Люди изображены на этих рисунках в разном состоянии. Посмотри внимательно
на выражение их лиц и попытайся представить себе, что это за люди. Вначале давай
рассмотрим портрет, который тебе больше всего понравился. Как ты думаешь, в каком
настроении, состоянии изображен этот человек? Какой у него характер? Это человек добрый,
приятный, хороший, или он плохой, злой, чем-то неприятен? А что еще можно сказать про
этого
человека?
Теперь
рассмотрим
портрет,
который
тебе
не
понравился.
Расскажи,
пожалуйста, все, что можешь, про этого человека. Какой он, в каком настроении, каков его
характер?»
Затем то же самое ребенок рассказывает про человека, изображенного на третьем портрете.
Максимальная
выраженность
способности
к
социальной
перцепции
(т.
е.
восприятию
другого человека) оценивается пятью баллами.
ТЕСТ «БАБОЧКА».
Ребенку
предлагается
5
пар
репродукций,
в
которых
одна
является
образцом
«формалистической»,
другая
–
реалистической
жизнеподобной
живописи
или
бытовой
фотографии:
1.
И. Альтман «Подсолнухи»(1915г.) — 1а. Поздравительная открытка с изображением
розовых ромашек на голубом фоне.
2.
А. Горький «Водопад» (1943г.) — 2а. Фотография сада и человека, везущего тележку с
яблоками.
3.
Художественная
фотография
травы
и
стебельков,
увеличенных
до
масштабов
деревьев. Условное «детское» название «Водоросли» — За. Фотография «Осень».
4.
Б.У. Томплин «Номер 2» (1953г.) — 4а. А. Рылов «Трактор на лесных дорогах».
Условное название «Зимний ковер» (1934г.).
5.
Г. Юккер «Раздвоено» (1983г.) —5а. В. Суриков «Зубовский бульвар зимой». Детское
название «Бабочка».
По цветовой гамме изображения в парах похожи, чтобы симпатия ребенка к тому или иному
цвету не мешала экспериментатору. Сравнительные художественные достоинства оригиналов
не служат основной точкой отсчета, поскольку а) фиксируется интерес к очевидному для
детей
различию
изображений
—
абстрактность
или
предметность,
многозначность
или
очевидность,
эстетическая
образность
или
функциональность
информации;
б)
качество
репродукций
не
позволяет
говорить
о
полноценных
художественных
достоинствах
репродуцированных картин. Тем не менее в качестве формалистического образца в паре
использованы примеры признанных мастеров (А. Горький, Н. Альтман и др.). Таким образом,
формалистические
образцы
имеют
как
бы
сертификат,
свидетельствующий
об
их
эстетических
достоинствах.
В
каждой
паре
изображений
одно
отличается
от
другого
необычностью
манеры,
ее
нефотографичностью,
а
второе,
напротив,
приближается
к
фотографии. Различение изображений в паре по этому принципу детьми, как правило, сразу
улавливается.
Инструкция: покажи, какая картинка (из пары) тебе больше нравится. Все изображения — во
всех тестовых заданиях — предъявляются ребенку анонимно, автор и название картины не
называются.
Предъявлять пары можно в любом порядке, и менять картинки местами внутри пары, но
одной парой ограничиваться нецелесообразно, выбор может быть совсем случайным.
Оценка выполнения этого тестового задания прямо зависит от самого стимульного материала
и
от
степени
оригинальности
выбора
–
типичностью
отношения,
выраженного
большинством детей.
ТЕСТ «ВАН ГОГ».
Ребенку предлагается выбрать лучшее, на его взгляд, изображение из пары репродукций.
Цель
опроса
—
выявление
способности
ребенка
проявлять
особенности
эстетического
отношения, вообще не свойственные большинству детей. Поэтому в парах, подобранных для
оценки, детям предлагается довольно сложная задача: выбрать между ярким и злым или
добрым, но темным; понятным, но однотонным или необычным, хотя ярким и т. п. К более
сложным
и
требующим
большей
эстетической
развитости
Е.Торшилова
и
Т.Морозова
относят не только необычные по изобразительной манере, но и эмоционально непривычные
детям
«грустные»
картинки.
Основание
такой
позиции
—
гипотеза
о
направленности
эмоционального развития в онтогенезе от простых к сложным эмоциям, от гармонической
нерасчлененной целостности эмоциональной реакции к восприятию отношений «гармония
—дисгармония». Поэтому в ряде пар и лучшей по эстетическому достоинству, и более
«взрослой» считается грустная и более темная картинка. Тестовый материал включает шесть
пар изображений.
1.
Г. Гольбейн. Портрет Джейн Сеймур.
1а. Д. Хейтер. Портрет Е. К. Воронцовой.
2.
Цветная фотография образцов китайского фарфора, белого с золотом.
2а. П. Пикассо «Бидон и миска».
3.
Фотография фигурки нэцке.
За. «Булька» — рис. собаки «Лев-Фо» (яркого и злого; книжная илл.).
4.
Фотография дворца в Павловске.
4а. В. Ван Гог «Лечебница в Сен-Реми».
5.
О. Ренуар. «Девочка с прутиком».
5а. Ф.Уде. «Принцесса полей».
6.
Фотография игрушки «Козлик».
6а. Фотография филимоновской игрушки «Коровки».
7.
Поздравительная открытка.
7а. М. Вайлер «Цветы».
Инструкция: покажи, какая картинка тебе больше нравится. Стоит внимательно отнестись к
степени неформальности понимания ребенком задачи и попытаться включить его оценку,
если он уходит от нее, и машинально выбирает всегда правую или всегда левую картинку.
Пары подобраны так, чтобы «лучшая» картинка, выбор которой свидетельствует о
развитой культурно-эстетической ориентации ребенка, а не возрастной элементарности
вкуса, отличалась в сторону большей образности, выразительности и эмоциональной
сложности. В тесте «Ван Гог» это картинки под № № 1, 2а, 3, 4а, 5а и 6. Правильность
выбора оценивалась в 1 балл.
Проект №3.
Конструирование
системы
учебных
занятий,
ориентированных на достижение прогнозируемых результатов (тема по
выбору обучающегося).
Методикой прогнозируемых результатов я начала пользоваться с 2006 года. Сущность
данной технологии состоит в следующих этапах работы учителя.
Первый этап состоит в том, что определяется общее информационное пространство учебной
темы, т.е. элементы будущей системы прогнозируемых результатов:
- понятийный аппарат (понятия, свойства)
- виды деятельности, используемые в данной учебной теме (надпредметных видов
деятельности, видов деятельности для данного материала, конкретные типы задач).
Второй этапзаключается в уточнении и конструировании понятийного аппарата темы, т.е.
какие новые понятия должны быть изучены, сколько их, как они связаны с предыдущими,
далее определить виды деятельности при изучении и применении понятий, выяснить, какие
новые виды деятельности должен освоить ученик, как они связаны с уже известными.
Третий этап. Разработка прогнозируемых дифференцированных по уровню сложности
заданий, соотнесение их с определённой оценкой. Эти задания предназначены для проверки
уровня усвоения учащимися материала темы. После того, как спланировала конкретные
теоретические и практические умения, которые я хотела бы увидеть в результате изучения
данной темы, составляется итоговая работа.
Четвёртый этап. На основании итоговой работы составляются срезовые работы. Срезовые
работы, это те промежуточные результаты, которых должны достигнуть обучающиеся в
конце урока или в конце каждого этапа урока. Задания срезовых работ должны быть
аналогичны заданиям входящих в контрольную работу и включают в себя отдельные задания
итоговой работы. Создание системы срезовых работ, которые отслеживают процесс усвоения
знаний и их уровень, показывают уровень готовности к написанию контрольной работы.
Пятый этап. Состоит в создании системы упражнений, ориентированных на освоение
каждым учащимся всех видов (деятельности) действий и понятий. При разработке системы
уроков учитываю, что цель темы – это спрогнозируемый результат. Как цель темы, так и
конкретные задачи урока формируются в терминах результата применительно к учащимся.
Например, ученик умеет решать задачи конкретного типа, решает примеры.
Шестой этап. Заключается в создании системы ориентированных уроков, направленных на
достижение прогнозируемых результатов учения.
Технология направлена на рост эффективности и повышение результативности обучения
школьников. Смотри Таблица № 1. («Прогнозируемые результаты обучения»).
Прогнозируемый результат здесь - запланированная учителем система конкретных
проверяемых теоретических и практических знаний, которые учащийся усвоит за
определённый промежуток времени. Под теоретическими знаниями понимается понятийный
аппарат темы: понятия, свойства, законы.
Под практическими - виды учебной деятельности.
На конкретном примере рассматриваем прогнозируемые результаты обучения:
Тема в 4 классе «Умножение на двузначное и трёхзначное число» (По Таблице № 1 учитель
даёт подробное объяснение о прогнозируемых результатах обучения.)
Таблица № 2 «Отбор материала». В соответствии с тематическим планированием
разрабатывается планирование системы уроков по данной теме и составляется система
срезовых работ. Это позволяет реализовать задачи обучения - получить «на выходе»
учащегося, который обладает заданными на «входе» теоретическими знаниями. Таким
образом мною отработаны все знания, входящие в контрольную работу. На обобщающем
уроке я решаю с детьми задачи аналогичные в контрольной работе. И урок № 13 — итоговая
работа. Тем самым образом я спланировала результат и через систему срезовых работ,
домашних заданий и заданий выполняемых на уроке, учащиеся достигают данные
результаты.
Контрольная работа является открытой и вывешивается в классе в начале изучения темы. В
ней чётко указывается, какие задания учащиеся должны решить на 3,4,5. Прежде чем
выполнить задания на 4, учащиеся должны сначала выполнить задание на 3. Контрольная
работа может включать в себя и творческое задание, которое оценивается отдельной оценкой.
При такой технологии реализуется дифференцированный подход к обучению школьников.
Учитель может провести самоанализ, сравнив результаты с реальными, достигнутыми на
занятии.
Дети на уроках внимательнее работают, так как часто в конце урока проводится срезовая
работа по только что изученному материалу. Кроме того, учитель может легко провести
самоанализ урока, сравнив прогнозируемые результаты с реальными.
Важной составляющей работы учителя в рамках рассматриваемой технологии является его
деятельность по развитию субъективного опыта школьника. Эта деятельность включает в
себя не только специфическую организацию учебной информации, но и особое погружение
учащегося в неё, обучение школьников эффективным способом её переработки.
Проект №4. Разработка мультимедийного
сопровождения(презентации) системы учебных занятий (тема по выбору
обучающегося).
Как писал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Если
вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать
картинки,
и
класс
заговорит,
а
главное,
заговорит
свободно».
Со
времен
Ушинского картинки изменились, но смысл не стареет.
Мультимедийным сопровождением учебной деятельности можно решить
следующие задачи:
заинтересовать детей легче, когда он воспринимает согласованный
поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается
не только информационное, но и эмоциональное воздействие;
повысить эффективность учебного процесса за счет выделения
основных моментов на экран. Обучающиеся легче воспринимают
и
усваивают
сложные
вопросы
в
результате
более
ясной,
эффективной и динамичной подачи материала;
превратить учебную деятельность в деятельность творческую и
привлекательную как для ученика, так и для педагога;
развить творческое воображение и творческие способности детей;
расширить кругозор.
У
меня
существует
методическая
копилка
видеороликов,
которая
включает
в
себя:
показательные
выступления
профе ссиональных
хореографических коллективов, балеты, мюзиклы и др.
Демонстрируя
видеоролики,
я
сопровождаю
комментариями
и
пояснениями,
отвечаю
на
возникающие
вопросы
в
ходе
занятия.
Вся
информация, представляемая мной, служит для формирования чувства вкуса в
сфере хореографии и стремлению к прекрасному.
Мультимедийным
сопровождением
внеучебной
деятельности
можно
решить следующие задачи:
заинтересовать
зрителя,
слушателей
легче,
когда
они
воспринимают
согласованный
поток
звуковых
и
зрительных
образов, причем на него оказывается не только информационное,
но и эмоциональное воздействие;
повысить эффективность восприятия предлагаемого материала за
счет выделения основных моментов на экран;
представить материал более красочно и ярко.
Мной
были
созданы
и
использованы
такие
мультимедийные
презентации, как:
1.
Концертная программа ко Дню Матери «Нет человека ближе и дороже»
сопровождалась мультимедийной презентацией, которая включала в себя
следующие
слайды,
содержащие
картинку
с
табличкой,
на
которой
написано
произведение,
исполнитель,
руководитель
–
это
все
создавалось
с
целью
экономии
времени,
так
как
ведущие
в
ходе
концертной
программы
номера
не
объявляли.
Изюминкой
данной
мультимедийной презентации стал монолог солдата с видеороликом о
Епистинии Федоровне Степановой. В рамках подготовки к 70-летию
Победы в ВОВ этот видеоролик стал связующей нитью двух тем: Матери
и войны, использование темы семьи Степановых, как никакая другая
красочно и широко позволяет раскрыть данную тему.
2.
Концертная
программа
к
8
марта
«Весны
прекрасное
дыхание»
сопровождалась
слайдами
в
виде
поздравительных
открыток.
Вся
концертная программа была украшена приятными словами женщинам,
матерям,
бабушкам.
Для
начала
концертной
программы
мной
были
использованы фанфары совместно с футажом.
3.
С
футажа
начиналась
и
концертная
программа
ко
Дню
защитника
Отечества
«России
верные
сыны».
Вся
концертная
программа
была
разделена
на
блоки:
1
блок
–
поздравление
всех
мужчин
с
Днем
защитника,
прадедушек,
дедушек,
пап.
Следующий
блок
посвящен
ветеранам
ВОВ
и
других
локальных
вооруженных
конфликтов
(видеоролик о войне). 3 блок – о Руси и о народе, защищающем свое
Отечество (видеоролик о Руси). Последний блок посвящен казачеству и
всем казакам (видеоролик о казаках).
4.
Совместно
с
обучающимся
авиамодельного
кружка
–
Русланом
Безрукавым
была
создана
презентация
о
данном
объединении
под
названием «Увлекательный мир авиамоделирования». Вся презентация
изложена от лица Руслана.
5.
Также мной была создана визитная карточка педагога дополнительного
образования Бездорновой Марины Андреевны на основе ее материала.
Подводя
итог,
можно
сказать
однозначно,
что
применение
информационно-коммуникативных технологий, в частности мультимедийного
сопровождения, позволяет организовывать учебную и внеучебную деятельность
на
новом,
современном,
качественном
уровне
и
как
следствие
–
получать
наиболее эффективный результат в обучении и воспитании.