Автор: Гундина Сабина Рушановна
Должность: студентка 3 курса факультета иностранных языков
Учебное заведение: МГПИ им. М. Е. Евсевьева
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: статья
Тема: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел: начальное образование
Гундина С. Р.,
студентка 3 курса факультета иностранных языков
МГПИ им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального
общего
образования
(ФГОС
НОО)
основная
образовательная
программа
начального
общего
образования
реализуется
образовательным
учреждением,
в
том
числе,
и
через
внеурочную
деятельность.
Значение внеурочной деятельности при обучении иностранному языку
в начальной школе трудно переоценить, так как внеклассные мероприятия
помогают
обучающимся
усвоить
учебный
материал
и
овладеть
дополнительными знаниями по иностранному языку с помощью доступных и
интересных
методов.
Осуществление
внеурочной
деятельности
по
иностранному языку в начальной школе направлено на решение следующих
задач и развитие универсальных учебных действий:
– усовершенствование навыков и умений, приобретенных на уроках
иностранного языка (ведет к достижению предметных результатов);
– развитие коммуникативных УУД ведет к достижению предметных,
метапредметных и личностных результатов;
–
развитие
памяти,
мышления,
воображения,
в н и м а н и я
(метапредметные результаты);
–
развитие
их
творческих
способностей,
самостоятельности,
эстетических вкусов (метапредметные результаты);
– повышение интереса к истории и культуре страны изучаемого языка,
приобретение
страноведческих
знаний
(предметные
и
личностные
результаты);
– воспитание любви к своему краю, родине, культуре и уважения к
другим
людям,
представителям
других
культур
(личностные
результаты)
[1].
Важным фактором успешного выполнения этих задач
и достижения
указанных
результатов
является
учет
психолого-педагогиче ских
особенностей обучающихся в начальной школе. Знание свойств личности
того
или
другого
возраста
дает
возможность
правильно
определить
содержание и форму внеклассной деятельности по иностранному языку.
В
6-летнем
возрасте
происходит
постепенный
переход
от
игровой
деятельности к учебной. При этом игры сохраняют свою ведущую роль до
10–11 лет. Дети младшего школьного возраста хорошо и быстро запоминают
то, что интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. В процессе
увлекательного взаимодействия учащихся друг с другом создаются условия
непроизвольного усвоения материала.
По мнению Д. В. Григорьева и П. В. Степанова, «для реализации в школе
доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая
деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность» [3, с. 4].
Формы
организации
внеурочной
деятельности,
как
и
в
целом
образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной
программы
начального
общего
образования
определяет
образовательное
учреждение.
На наш взгляд, внеурочная деятельность по английскому языку может
строиться
на
первых
пяти
видах,
указанных Д. В. Григорьевым и П. В.
Степановым.
Например,
организуя
игровую
деятельность,
можно
проводить
фонетические, лексические и грамматические игры.
Познавательная деятельность реализуется через олимпиады, конкурсы и
викторины.
Проблемно-ценностное
общение
организуется
через
вечер-портрет,
вечер-праздник.
Досугово-развлекательная
деятельность
(досуговое
общение)
осуществляется через организацию вечеров, посвященных памятным датам.
Художественное творчество учащихся по английскому языку выявляется
при участии в концертах, при оформлении тематических постеров.
Для достижения поставленных целей необходимо строить внеурочную
деятельность в соответствии со следующими принципами, которые выделила
Е. В. Баженова:
1. Принцип гуманистической направленности.
При организации внеурочной деятельности в максимальной степени
учитываются
интересы
и
потребности
детей,
создаются
условия
для
формирования
у
учащихся
умений
и
навыков
с а м о п о з н а н и я ,
самоопределения, самореализации, самоутверждения.
2. Принцип системности.
Создается система внеурочной деятельности младших школьников, в
которой устанавливаются взаимосвязи между:
– всеми участниками внеурочной деятельности
– учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
– основными компонентами организуемой деятельности
–
целевым,
содержательно-деятельно стным
и
о ц е н оч н о -
результативным;
– урочной и внеурочной деятельностью;
–
региональной,
муниципальной,
общешкольной,
классной,
индивидуальной
системами
воспитания
и
дополнительного
образования
школьников.
3. Принцип вариативности.
Несколько
направлений,
форм
и
способов
организации
внеурочной
деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного
выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и
способностей в различных видах деятельности.
4. Принцип креативности.
Во
внеурочной
деятельности
педагоги
поддерживают
развитие
творческой
активности
детей,
желание
заниматься
индивидуальным
и
коллективным жизнетворчеством.
5. Принцип успешности и социальной значимости.
Усилия
организаторов
внеурочной
деятельности
направляются
на
формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы
достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но
и
ценными
для
окружающих,
особенно
для
его
одноклассников,
членов
школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения
учебного заведения [2, с. 10].
При
организации
внеурочной
деятельности
младших
школьников
необходимо
учитывать,
что
дети
особенно
восприимчивы
к
новому
социальному
знанию,
стремятся
понять
новую
для
них
школьную
реальность. Внеурочная
деятельность
направлена
на
рост
активности
обучающихся и рост мотивации к активной познавательной деятельности.
Учащиеся
достигают
таких
образовательных
результатов,
как
сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей,
креативных
и
организационных
способностей,
рефлексивных
навыков.
Наблюдается
качественное
изменение
в
личностном
развитии,
а
также
удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Список использованной литературы
1 . Баева М. Л
Формирование
УУД
во
внеурочной
деятельности
[ Э л е к т р о н н ы й
р е с у р с ]
/
Р е ж и м
д о с т у п а
:
nsportalshkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/library/2015/06/21/fo
rmirovanie-uud-vo-vneurochnoy/
2. Баженова, Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной
деятельности «Всему учит детство» / Е. В. Баженова, Т.О. Вяткина.
– М. :
Дополнительное образование и воспитание, 2013. – № 4 – С. 10–16.
3
. Григорьев,
Д.
В.
Внеурочная
деятельность
школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев. – М. :
Просвещение, 2011. – 68 с.