Выступление на педагогическом совете на тему : "Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста"
Автор: Никитина Любовь Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №130 Населённый пункт: город Уфа Наименование материала: статья Тема: Выступление на педагогическом совете на тему : "Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ №130 г. Уфы республики Башкортостан
Выступление
на
педагогическом
совете
на
тему
:
«
Игровая
деятельность
детей
младшего
дошкольного
возраста
»
Никитина Любовь Николаевна
Выступление на педсовете на тему " Игровая деятельность детей младшего
дошкольного возраста".
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и
сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – ведущий вид
деятельности детей дошкольного возраста. Ведущее положение определяется не
количеством времени, а тем, что она удовлетворяет основные потребности ребенка в
общении, взаимодействии со сверстниками, активности, движении, фантазии,
познании окружающего мира, самостоятельности; в игре зарождаются другие виды
деятельности (учебная, трудовая), игра способствует психическому развитию ребенка.
Детская игра – не только самостоятельный и самоценный вид деятельности, но и
форма организации обучения и воспитания. В игре, прежде всего в сюжетно-ролевой,
ребенок берет на себя роль тех взрослых, которые его окружают, подражая их
поведению.
Как указывал отечественный педагог Константин Дмитриевич Ушинский, малыш
«пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем. Игра – не
только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку
самоутвердиться, самореализоваться.
Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые
наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным
установкам. Игра, таким образом, становится фактором социального развития
личности. В свое время Антон Семенович Макаренко высказал мысль о том, что
хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение
цели, радость творчества, усилие мысли. Кроме того, по словам А. С. Макаренко, игра
готовит детей к тем нервно-психическим затратам, которые требует труд. В силу
необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее, учатся
оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и другое, что
обеспечивает формирование навыков трудовой деятельности. Только в игре возникает
способность к активному воображению, формируется произвольность и многие
другие психические качества. Именно в игре дошкольник усваивает общественные
функции, нормы поведения людей, что и определяет в целом становление его
личности. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением
взятой на себя роли. Так игра учит, изменяет, формирует, развивает, воспитывает.
Великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский считал, что «духовная
жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок». И игра в этом детском мире
стоит на первом месте. Сущность игры как деятельности ребенка заключается в том,
что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений
людей, уточняют и получают знания об окружающей действительности. Игра есть
средство познания действительности. Игра – это и прием организации
образовательной деятельности, повышения мотивации, заинтересованности,
активности детей.
В нашей группе созданы необходимые условия для организации разнообразной
игровой деятельности детей (творческих игр и игр с правилами): для сюжетно-
ролевых игр организованы уголки «Дом», «Магазин», «Поликлиника»,
«Парикмахерская», «Гараж» и др., имеются образные игрушки (куклы, машинки,
животные, посуда, мебель, муляжи продуктов, овощей, фруктов и т.п.), реальные
предметы домашнего обихода, одежда, головные уборы, аксессуары, мебель,
многофункциональное оборудование (мягкие модули, ширмы, конструкторы,
элементы одежды, предметы-заместители и др.); для режиссерских игр детей
имеются разнообразные мелкие игрушки (куклы, машинки, животные, солдатики,
домики), макеты леса, деревни, города, улицы, дома и т.п.; для театрализованных игр
есть разные виды театров, атрибуты, элементы одежды, оборудование (ширмы,
декорации, бутафория); для строительных (конструктивных) игр имеются
строительные материалы, различные конструкторы, схемы, природный и бросовый
материал и т.п.; для дидактических игр подобраны игрушки, реальные предметы,
объекты природы; для подвижных игр имеются разнообразный спортивный
инвентарь и атрибуты; к речевым и словесным играм подобран необходимый
наглядный материал; для игр-экспериментов есть разнообразные природные
объекты, специальные игрушки, оборудование; для музыкальных игр имеются
детские музыкальные инструменты, игрушечные аналоги реальных инструментов,
необходимый игровой и иллюстративный материал; в игротеке содержатся
разнообразные настольно-печатные и автодидактические игры (лото, домино,
лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки
Мы, воспитатели, создаем условия для разнообразной игровой деятельности детей:
организовываем игровые уголки, подбираем игры и игрушки, готовим вместе с детьми
атрибуты, знакомим детей с основными правилами игр и игровыми действиями,
способами общения с партнерами. Каждый день мы непосредственно играем вместе с
детьми, занимая позицию играющего партнера, поясняем свои игровые действия.
Педагог должен уметь вовремя включиться в игру и взять на себя инициативу, а также
незаметно выйти из игры, предоставив инициативу детям. Для развития игровой
деятельности мы формируем у детей необходимые знания, умения и навыки,
наблюдаем за играми детей, изучаем игровые интересы, помогаем советом, а также
предупреждаем конфликтные ситуации или помогаем решать уже возникшие мирным
путем.
В младших-средних группах мы являемся организаторами игр, играем вместе с
детьми, на собственном примере показываем, как пользоваться ролевой речью,
объясняем действия, помогаем детям в выборе ролей, корректируем игровые
отношения. В старших же группах обеспечиваем развитие самостоятельности детей в
игре, игрового творчества: совместного придумывания сюжетов, ролевых диалогов,
элементов игровой обстановки, игровых правил. Игровая деятельность способствует
развитию и воспитанию детей, формированию таких интегративных качеств как
любознательность, активность, инициативность, эмоциональная отзывчивость,
самостоятельность, потребность в двигательной активности, общительность,
способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, управлять своим
поведением и планировать свои действия, решать интеллектуальные и личностные
задачи и др.
Для участия в различных играх и самостоятельной организации игровой деятельности
у наших воспитанников формируются необходимые умения и навыки: дети раннего
возраста эмоционально откликаются на игру, предложенную взрослым, подражают
его действиям, принимают игровую задачу; самостоятельно выполняют игровые
действия с предметами, осуществляют перенос действий; могут играть рядом, не
мешая друг другу; дети младшего возраста могут принимать на себя роль, умеют
объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, вести небольшие
ролевые диалоги; придерживаются игровых правил в дидактических и подвижных
играх; участвуют в театрализованных играх; дети старшего возраста договариваются,
во что играть, кто кем будет, подчиняются правилам, самостоятельно отбирают и
придумывают разнообразные сюжеты игр, импровизируют; моделируют предметно-
игровую среду; выполняют правила в дидактических и подвижных играх, могут
объяснить правила другим; активно участвуют в театрализованных играх, играх с
элементами спорта.
По вопросу игровой деятельности с семьями наших детей налажено взаимодействие:
с целью повышения родительской компетентности проводим беседы и консультации,
оформляем наглядную информацию, привлекаем родителей к участию в обогащении
игровой среды групп и т.д.
Родители приобретают игры и игрушки по нашим рекомендациям для игр детей дома,
обмениваются опытом игровой деятельности в семье. Всем известно, что
эффективность воспитательно-образовательной работы с детьми значительно
повышается при тесном сотрудничестве педагогов с родителями детей.
Многие годы в нашей стране общественное, а не семейное воспитание считалось
приоритетным в развитии личности ребенка. Современная педагогика доказала
актуальность и приоритетность семьи в воспитании ребенка. Именно с помощью
родителей дети усваивают нормы поведения, определенные знания, основы
национальной и общей культуры. Воспитание и образование в семье органично
переплетается с жизнью в среде самых близких и значимых людей. Безусловно,
игровая деятельность ребенка в семье отличается от игр детей в детском саду по
содержанию, условиям и форме организации. Но то, что играть в разнообразные игры
дома дети должны, это обязательное условие психофизического развития ребенка-
дошкольника.
Проведение игр дома зависит от обстоятельств, например, от занятости мамы. Но
даже если она готовит еду, то может поиграть с ребенком в поваров, магазин,
столовую, хозяюшку, попутно закрепляя представления ребенка об овощах и фруктах,
посуде, бытовой технике и т.п. А с папой можно поиграть в строительные игры,
заняться конструированием. Когда родители гуляют с ребенком или идут по улице
куда-либо, есть возможность для различных словесных или речевых игр. А когда
приходят гости на детский праздник, есть прекрасное время для театрализованных игр
и настоящих спектаклей. Любая игра с ребенком способствует поддержанию теплых
внутрисемейных отношений. Но самое главное – регулярное общение родителей с
детьми доставляет всем большую радость.