Автор: Сухова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад №89
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Деловая игра
Тема: "Мир экологии"
Раздел: дошкольное образование
Автор: Т.В. Сухова
г.Новосибирск, 2017г.
Деловая игра для воспитателей ДОУ
«Экология рядом с нами»
Цель: Активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта
коллективной
работы;
совершенствовать
практические
навыки
профессиональной
деятельности.
Содержание игры
Деловая игра состоит из 4 частей. За правильный ответ команда получает 1 балл.
Каждый этап ее регламентирован, в конце подводится общий итог. В игре участвуют
педагоги всех возрастных групп.
Игра «Имена»
Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве
своего имени или, по договоренности, на все буквы.
Вступительное
слово:
Экология
–
наука
об
отношении
растительных
и
животных
организмов друг к другу и к окружающей их среде. Воспитание экологической культуры –
долгий путь формирования правильных способов взаимодействия людей с природой. Его
результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и
развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать,
облагораживать природу. Человек, невидящий красоту природы, хуже, чем слепой: у него
слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности
или мужества.
Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык,
беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства – в тот
период, когда интерес к окружающей флоре и фауне велик. Надо стараться пробудить в
детях, прежде всего, интерес к природе, побуждать их к наблюдениям за явлениями
природы, учить сравнивать, делать выводы. Великий педагог В.А. Сухомлинский точно
заметил:
«Наблюдения
необходимы
ребенку,
как
солнце,
воздух
и
вода
необходимы
растению, и для того, чтобы ребенок научился видеть в одуванчике солнышко на ладони, в
белой
березе
–
девицу
в
белом
сарафане,
-
для
этого
надо
бывать
на
природе,
останавливаться, присматриваться, чтобы увидеть».
1 часть. Разминка
Что означает термин “экология”?
Каковы основные проблемы экологии во всем мире и в нашем городе?
В чем основная сущность экологического воспитания детей? Почему им надо
заниматься с дошкольного возраста?
Каково влияние экологии на здоровье детей?
В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к
природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?
Какова основная роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать
охране природы?
Какая, на ваш взгляд, должна проводиться работа с родителями в ДОУ.
Перечислите классиков русской и зарубежной литературы, воспевавших природу в
своих произведениях.
Перечислите известные вам пословицы и поговорки о природе.
Вспомните и кратко перечислите народные приметы о природе.
2 часть. Игра «Эти забавные животные»
Книга рекордов природы.
Самый длинный язык у....(хамелеона)
Самые умные животные ... (дельфины)
Самое сильное обоняние у ...(бабочки)
Больше всего глаз у ... (мухи, стрекозы)
Лучше всех слышит ... (сова)
Быстрее всех летает ... (стриж)
Самый зоркий ... (беркут)
Чемпионы по долгожительству ... (черепахи)
Самые зубастые ... (акулы)
Чемпион по глотанию... (удав)
Чемпионы по нырянию... (кит, черепаха)
Кто это такие? Очень часто под необычными названиями скрываются знакомые животные.
Финвал – сельдяной кит
Фенек – пустынная лиса
Калан – камчатский бобер
Сервал – кошка из Африки
Кожан – летучая мышь
Игрунка – маленькая обезьянка
Бородавочник – кабан
Кабарга – олень
Афалина – дельфин
Пищуха - заяц
Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.
Пескарь – живет в песке
Линь – линяет, меняет цвет с желтого на розовый
Синица – поет «зинь – зинь»
Кулик – кричит «куик»
Стрекоза - стрекочет
Щегол – денди, щеголь
Козодой – так и вьется вкруг пасущихся стад
Слепень – кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь.
Волк – тащит добычу волоком
Насекомое – насечки на туловище
Игра «Фауна»
Каждый участник выбирает, какое животное, птицу, рыбу или растение он
попытается изобразить с помощью жестов, мимики, движений. Остальные участники
угадывают, какое животное было изображено.
3 часть. Решение кроссворда «Растения рядом с нами».
В детском саду много внимания уделяется развивающей среде - то есть тому, что
окружает ребенка каждый момент в детском саду, и что на него влияет – развивает,
обогащает мыслительную, игровую и трудовую деятельность. Много внимания уделяется
и
среде,
которая
образует
экологическое
пространство.
В
этом
кроссворде
записаны
названия растений, которые есть в детском саду и по программе должны быть в групповых
уголках природы. Все они вам знакомы, только будьте повнимательнее, и вы их легко
отгадаете. В выделенных клеточках появится слово, если будут отгаданы все названия
правильно.
1. В слове ФОКУС букву О
Замени в мгновение –
И узнаешь ты его.
Назови растение (Фикус)
2. Хотели детишки от мамы удрать,
Но мама сумела их удержать.
Вот так и висят те пучки – малолетки.
На нитях зеленых растения – детки (Хлорофитум).
3. Среди листьев огоньки –
Ваньки мокрого цветки.
Так прозвал его народ.
Много он водички пьет.
А как правильно назвать –
Постарайся угадать (Бальзамин).
4. У меня растет лиана
В кадке около дивана.
Листья у нее резные,
В них окошечки сквозные (Монстера).
5. Из листка – на удивленье –
Можно вырастить растение.
Я сорву цветок – не жалко,
Будет новая ... (фиалка).
6. Весь в колючках, некрасивый,
Но однажды всем на диво
Летом начал он цвести –
Так, что глаз не отвести (Кактус).
7. В нашей комнате растет,
Никогда он не цветет.
Листья у него как перья,
А в народе есть поверье –
Где в лесу он зацветет,
Человек там клад найдет (Папоротник).
8. Стебли древовидные,
Листья мечевидные.
Может он живет сто лет?
Что вы скажите в ответ? (Алоэ).
9. Пахнут стебли и цветочки,
Опушенные листочки.
Ты пораньше утром встань
И полей свою ... (герань).
Эти все растения комнатные, за ними можно организовать наблюдения и уход в условиях
детского сада.
4 часть. Экспресс-вопросы
Вопросы быстро задаются по очереди каждому педагогу, ответы должны быть также
моментальными:
Зачем белке длинный и пушистый хвост?
Какая ветка не растет на дереве?
Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?
На каких полях трава не растет?
Каким гребнем голову не расчешешь?
Дышит ли цыпленок в яйце?
Может ли страус назвать себя птицей?
Чем заканчивается день и ночь?
Когда небо ниже земли бывает?
Сороке через три года, что бывает?
Что ест зимой жаба?
У кого уши на ногах?
Подведение итогов игры.
От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в
том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать
нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу –
значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша
земля стала краше, зеленей, богаче. Чувством любви к природе наделяется далеко не
каждый, как и музыкальным слухом. Поэтому оно нуждается в развитии. Мы, воспитатели
ДОУ вместе с родителями являемся первыми проводниками детей в природу. Таким
образом, формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных
видов к среде обитания, приобщая их природоохранной деятельности, проводя праздники,
утренники,
игры
экологической
направленности
и
привлекая
к
работе
родителей,
воспитатель способствует экологическому воспитанию ребенка, развитию активного и
ответственного отношения к природе. А это, в свою очередь, способствует развитию у
детей познавательного интереса, любознательности.