Автор: Вилисова Наталья Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1"
Населённый пункт: город Бийск
Наименование материала: статья
Тема: Основные методы, используемые при проведении ритмической гимнастики
Раздел: дошкольное образование
Основные методы, используемые при проведении ритмической гимнастики
При проведении ритмической гимнастики широко применяются специфичные
методы, обеспечивающие разнообразие (вариативность) танцевальных движений. К
ним относятся:
1.
Метод музыкальной интерпретации.
2.
Метод усложнений.
3.
Метод сходства.
4.
Метод блоков.
5.
Метод «Калифорнийский стиль».
Метод музыкальной интерпретации. В его реализации можно выделить два
подхода. В основе первого подхода лежит составление упражнения на заданную
музыку с учетом содержания, формы, динамических оттенков, т.е. конструирование
упражнения с учетом основ музыкальной грамоты. Наиболее «удобным» для
выполнения многих упражнений является музыкальный размер 2/4 или 4/4. Можно
составить упражнение, в котором каждое движение выполняется на одну или
несколько долей такта, но при этом нужно, чтобы начало и окончание упражнения
совпало с музыкальным тактом или музыкальной фразой. Чаще всего в гимнастике
составляют упражнения на 2 или 4 счета. Но могут быть и более сложные упражнения
на 8-16 счетов. При определении количества повторений каждого упражнения нужно,
чтобы переход на новое движение был произведен в соответствии с «музыкальным
квадратом». Сильные и слабые доли такта могут сопровождаться определенными
движениями (хлопки, прыжки, притопы и т.п. лучше выполнять на акцентированные
сильные доли такта).
При реализации второго подхода надо скомпоновать подобранные
упражнения в соответствии с музыкальной темой. Во время припева (если такой
присутствует) можно выполнять одинаковые композиции. При звучании куплета
можно использовать разные наборы упражнений, а можно аналогичные, но с
небольшим изменением ритма, движений рук, изменение амплитуды движений.
Метод усложнений – так в ритмической гимнастике называется определенная
логическая последовательность обучения упражнениям. Педагогически грамотный
подбор упражнений с учетом их доступности для занимающихся, постепенное
усложнение за счет новых деталей отражает реализацию в занятии метода
усложнения.
Усложнение простых по технике упражнений может осуществляться за счет
различных приемов:
- изменение темпа движения;
- изменение ритма движения;
- добавление новых движений в ранее изученные комбинации;
- изменение техники выполнения движений;
- изменение направления движения;
- изменение амплитуды движения;
- разучивание упражнения по частям, а затем объединение в одно целое.
В результате применения этих приемов переход от элементарных к более
сложным по координационной структуре движениям осуществляется занимающимися
без особых усилий.
Метод сходства используется в том случае, когда при подборе нескольких
упражнений берется за основу какая-то одна двигательная тема, направление
перемещений или стиль движений.
Метод блоков проявляется в объединении между собой разных, ранее
разученных упражнений в хореографическое соединение. В зависимости от уровня
подготовленности занимающихся и сложности движений каждое из подобранных для
«блока» упражнений может повторяться несколько раз (2, 4), а затем переходят к
следующему упражнению. Более сложным является соединение упражнений в блок
без многократных повторений одних и тех же движений. Как правило, в блок
подбирают четное количество упражнений. Такой блок может повторяться в занятии
несколько раз в стандартном варианте или в него можно вводить изменения
(варьировать порядок упражнений; изменять ритм или способ выполнения как
отдельных упражнений, так и всего блока; можно использовать ускорение или
замедление отдельных движений, выполнять их на шагах, прыжках, беге; менять
темп). Применение этого метода позволяет добиться нужного качества исполнения
упражнения, поскольку каждое из них повторяется многократно. В то же время, при
использовании вариаций блоков можно разнообразить программу.
Метод «Калифорнийский стиль» фактически является комплексным
проявлением требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков,
каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнений), и затем основные
упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных
направлениях (с поворотами, по «квадрату», по кругу, по диагонали). Каждому
упражнению инструктор должен стараться придать танцевальную окраску. Для этого
упражнение может быть дополнено разнообразными движениями руками, хлопками,
а также притопами, подскоками и т.п. Все упражнения должны согласовываться с
музыкой.