Автор: Зятькова Наталья Анатольевна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: Многопрофильный колледж ФГБОУ ВО Орловский ГАУ имени Н.В.Парахина
Населённый пункт: город Орел, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: Применение проектной деятельности при формировании общих и профессиональных компетенций.
Раздел: среднее профессиональное
Зятькова Н.А.
преподаватель спецдисциплин
Многопрофильного колледжа
ФГБОУ ВО Орловский ГАУ имени Н.В.Парахина
Применение проектной деятельности
при формировании общих и профессиональных
компетенций.
ФГОС
предполагают
использование
различных
образовательных
технологий, среди них одной из базовых является технология, основанная на
реализации проектной деятельности. Суть метода заключается в том, чтобы
стимулировать интерес обучаемых к проблемам, предполагающим владение
определённой
суммой
знаний
и
через
проектную
деятельность
показать
практическое применение полученных знаний.
Современное общество предъявляет непростые требования к личности
конкурентоспособного
специалиста.
Для
работодателя
важным
является
наличие у будущего специалиста полной готовности к профессиональной
деятельности. Он
должен
обладать
не
только
специальными
знаниями,
умениями
и
практическими
навыками,
но
и
быть
профессионально
м о б и л ь н ы м ,
у м е т ь
в ы р а б а т ы в а т ь
с о б с т в е н н у ю
с т р а т е г и ю
профессиональной деятельности,
быть
способным
к
гибкому
изменению
деятельности и мышления в зависимости от меняющейся ситуации. Все это
диктует новые подходы к качеству образования.
В
последнее
время
процесс
обучения
заметно
видоизменился,
все
больше
учитываются
потребности
и
возможности
личности.
Интенсивно
внедряются
активные
формы
и
методы
обучения,
инновационные
технологии. Одной из таких технологий творческого, креативного подхода к
решению возникающих задач и является метод проектов.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих
навыков
студентов,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
умений
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
развитие
критического мышления.
Применение проектной деятельности на различных этапах процесса
обучения,
на
разных
курсах
и
по
различным
предметам
может
быть
разнообразным.
Это
и
написание
рефератов,
так
называемый
информационный тип проекта, это изготовление стенгазеты или участие в
смотрах
художественной
самодеятельности
(написание
сценария)-
творческий тип проекта. Это может быть исследовательский проект или
ролевой, но итоговым конечным результатом, конечно, является дипломный
проект.
Дипломное проектирование является заключительным этапом обучения
студентов любого образовательного учреждения среднего и высшего звена,
но применительно к конкретной специальности «Техническое обслуживание
и ремонт автомобильного транспорта» имеет своей целью:
систематизацию, закрепление и углубление теоретических знаний и
практических навыков, полученных за период обучения в колледже;
привитие учащимся навыков по изучению, обобщению, использованию
и распространению передового опыта и передовых приемов и методов
труда
новаторов
производства
зон
технического
обслуживания,
участков по ремонту агрегатов и узлов на АТП и АРЗ;
развитие и закрепление у учащихся навыков самостоятельной работы с
учебной
и
справочной
литературой,
нормативными
материалами,
ГОСТами, а также навыков в выполнении технологических расчетов и
графических работ;
развитие способности учащихся к исследовательской работе на том или
ином
участке
производства,
выявление
факторов,
влияющих
на
результаты
работы
этого
участка.
Изыскание
внутренних
неиспользованных резервов производства, разработка организационно-
технических
мероприятий
по
улучшению
технико-экономических
результатов деятельности участка;
постановка и разработка в проекте реально осуществимых на практике
технических, организационных, экономических и социальных задач,
основанных на конкретных материалах и потребностях действующих
предприятий.
Проект по степени сложности должен соответствовать теоретическим
знаниям
и
практическим
навыкам,
полученным
студентами
за
время
их
обучения
в
колледже.
Тематика
дипломных
проектов
должна
быть
в
значительной
степени
увязана
с
конкретными
задачами,
стоящими
перед
автомобильным
транспортом.
Проекты,
как
правило,
должны
иметь
практическое значение и выполняться на реальной основе по запросам АТП с
учетом конкретных условий его работы и перспектив развития и с расчетом
на внедрение предлагаемых проектом мероприятий на этом предприятии.
Тематика
должна
предусматривать
возможность:
рационализации
д е й с т в у ю щ е й
н а
п р е д п р и я т и и
т е х н о л о г и и ;
в н е д р е н и я
высокопроизводительного
оборудования,
инструмента,
приспособлений;
модернизации
действующего
оборудования,
оснащения
его
различными
приспособлениями
и
устройствами,
позволяющими
осуществлять
ме-
ханизацию
и
автоматизацию
производственных
процессов.
В
тематику
необходимо включать вопросы научной организации труда (НОТ),охраны
окружающей среды, безопасного ведения работ и т.д.
Привлечение студентов к проектной деятельности как в процессе учебы
так
и
по
окончании
позволяет
преобразовывать
теоретические
знания
в
профессиональный опыт и создает условия для самореализации личности,
позволяет реализовывать творческий потенциал, что формирует общие и
профессиональные
компетенции
выпускников,
обе спечивающие
конкурентоспособность и востребованность их на рынке труда.