Автор: Трухина Инна Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ООШ №45
Населённый пункт: г.Сургут Тюменская область ХМАО-ЮГРЫ
Наименование материала: Проект программы
Тема: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО ИСКУССТВА"
Раздел: дополнительное образование
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ
СРЕДСТВАМИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО ИСКУССТВА»
Автор проекта:
педагог дополнительного образования
Трухина И.И.
г.Сургут
2017г.
Проект: «Программа развития музыкальной одаренности детей
средствами вокально-хорового искусства»
Разработала: педагог дополнительного образования Трухина И.И.
Паспорт проекта.
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: 1 год
Участники проекта:
1. Учащиеся 6 -10 лет (1-4класс)
2. Педагог дополнительного образования
3. Социально-психологическая служба учреждения.
Актуальность. Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей
является важнейшим условием формирования творческого потенциала
общества, развития науки и культуры, всех областей производства и
социальной жизни. Каждый ребенок от рождения наделен огромным
потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается
и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок
должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребенок
может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант
востребован.
Практика музыкального воспитания показывает, что дети, имеющие
задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей
нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как
награда, а не как дополнительная нагрузка. Особенностью музыкальной
одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства,
является наличие музыкальности, которая выражается в особой
восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной
впечатлительности от нее. И хотя музыкальная одаренность не сводится к
одной только музыкальности, однако, именно вокруг этой проблемы до
настоящего времени ведутся дискуссии. Структура музыкальной одаренности
включает в себя систему ярко выраженных музыкальных способностей в
сочетании с достаточно высоким интеллектом и рядом индивидуально-
личностных качеств. Музыкально одаренные дети часто оказываются
художественно одаренными вообще, проявляя способности к
изобразительной, литературной и другим видам художественной
деятельности.
Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата
целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться
одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в
дальнейшей жизнедеятельности. Для таких детей обучение должно быть
особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не
должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает
актуальная проблема общественного характера: создание условий для
сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.
Цель:
1. Выявить музыкально одаренных детей и создать условия для
максимальной реализации и самореализации их творческого потенциала
средствами вокально-хорового пения.
2.Способствовать развитию индивидуальных музыкально-певческих
способностей детей.
Задачи:
1. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей
2.Создание условий для формирования творческой индивидуальности
ребенка
3. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые
способствуют развитию дивергентного мышления, инициативности и
творческого воображения
4. Развивать музыкальные и вокальные способности; помочь ребенку
овладеть практическими умениями и навыками в вокально-хоровой
деятельности
5. Формирование мотивации к самопознанию, самосовершенствованию и
самореализации
6. Расширение возможностей для участия музыкально одаренных детей в
конкурсах, фестивалях, смотрах, музыкальных олимпиадах различного
уровня.
Этапы работы с музыкально – одарёнными детьми:
1.Диагностический
2.Развивающий
3.Заключительный
Диагностический этап включает:
- наблюдение;
- тестирование по критериям уровня развития музыкальности (по
С.Мерзляковой);
- диагностику креативно одарённых детей педагогами-психологами по
методике А.Савенкова и «Фигурный тест» Е. Торренса (результаты на начало
обучения).
Развивающий этап включает:
- систематическую работу с детьми по индивидуальному учебному плану;
- основные формы, методы и приемы поддержки развития ребёнка;
- диагностику мелодического слуха.
Заключительный этап включает:
- диагностику гармонического слуха;
- диагностику по методике А.Савенкова и «Фигурный тест» Е.Торренса
(результаты на конец обучения).
- планируемый результат.
В основу программы для организации творческого процесса в условиях
общеобразовательной школы положены:
- метод известного учителя-исследователя В.Емельянова (фонопедические
упражнения и гимнастика на дыхание);
- рекомендации обучения вокалу по методике Д.Огороднова (алгоритмы
вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию
самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения
слышать и слушать себя);
- хоровое сольфеджио Г.Струве;
- методика по развитию детского голоса Г.Стуловой.
В основе работы лежат следующие методы:
1. Общепедагогические:
- объяснительно-иллюстративный;
- метод стимулирования и мотивации учения;
- репродуктивный;
- игровые методы (методика музыкальной драматургии, ролевые игры);
- метод контраста и сравнения;
- метод «пластического интонирования»
2. Специальные:
- метод импровизации и сценического движения;
- метод сопереживания и эмоционального воздействия;
- метод моделирования художественного процесса.
Формы работы - индивидуальная и полным составом.
Приемы педагогической техники:
- опрос по цепочке;
- программируемый опрос (дается несколько вариантов - нужно выбрать
правильный);
- взаимоопрос;
- графические, ритмические, устные диктанты.
Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно -
стимулирующий и корригирующий характер.
Виды контроля:
- предварительный - диагностика способностей учащихся;
- текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися
вокальными умениями и развитием вокального мастерства;
- итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках
школьных городских, окружных и российских мероприятий.
Планируемые результаты
Пройдя обучение по программе, учащийся получит:
- широкий спектр информации эстетического содержания;
- комплекс знаний и навыков по вокально - хоровому пению;
- практические навыки для самостоятельного исполнительства;
- знания по музыкальной культуре и истории;
- знания и умения, которые в дальнейшем он сможет применить во взрослой
жизни (умение наладить контакт с другим человеком и коллективом,
раскрыть свои творческие возможности и применить их на деле, общаться с
аудиторией, не теряться в различных жизненных ситуациях и т.д.);
- навыки концертной деятельности, стремление к музыкально-творческому
самовыражению;
- мотивацию к самосовершенствованию и самопознанию.
Способы определения результативности:
- диагностика музыкальных, вокальных и творческих способностей ребенка;
- открытые занятия, мероприятия;
- концертная деятельность на всех уровнях проведения (качественный и
количественный результаты).
Материально-техническая база:
- музыкальные инструменты (фортепиано, шумовые и ударные
инструменты);
- школьная доска с нотоносцем;
- большие зеркала;
-
аппаратура: проигрыватель, магнитофон, видеомагнитофон, аудиокассеты,
микрофоны;
- помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, мебель;
-
музыкальные
сборники,
тексты
песен,
иллюстрации
к
музыкальным
произведениям;
- костюмы, атрибуты.