Напоминание

"РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО ИСКУССТВА"


Автор: Трухина Инна Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ООШ №45
Населённый пункт: г.Сургут Тюменская область ХМАО-ЮГРЫ
Наименование материала: Проект программы
Тема: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО ИСКУССТВА"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ

«РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ

СРЕДСТВАМИ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО ИСКУССТВА»

Автор проекта:

педагог дополнительного образования

Трухина И.И.

г.Сургут

2017г.

Проект: «Программа развития музыкальной одаренности детей

средствами вокально-хорового искусства»

Разработала: педагог дополнительного образования Трухина И.И.

Паспорт проекта.

Вид проекта: творческий

Продолжительность проекта: 1 год

Участники проекта:

1. Учащиеся 6 -10 лет (1-4класс)

2. Педагог дополнительного образования

3. Социально-психологическая служба учреждения.

Актуальность. Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей

является важнейшим условием формирования творческого потенциала

общества, развития науки и культуры, всех областей производства и

социальной жизни. Каждый ребенок от рождения наделен огромным

потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается

и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок

должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребенок

может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант

востребован.

Практика музыкального воспитания показывает, что дети, имеющие

задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей

нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как

награда, а не как дополнительная нагрузка. Особенностью музыкальной

одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства,

является наличие музыкальности, которая выражается в особой

восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной

впечатлительности от нее. И хотя музыкальная одаренность не сводится к

одной только музыкальности, однако, именно вокруг этой проблемы до

настоящего времени ведутся дискуссии. Структура музыкальной одаренности

включает в себя систему ярко выраженных музыкальных способностей в

сочетании с достаточно высоким интеллектом и рядом индивидуально-

личностных качеств. Музыкально одаренные дети часто оказываются

художественно одаренными вообще, проявляя способности к

изобразительной, литературной и другим видам художественной

деятельности.

Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата

целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться

одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в

дальнейшей жизнедеятельности. Для таких детей обучение должно быть

особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не

должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает

актуальная проблема общественного характера: создание условий для

сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.

Цель:

1. Выявить музыкально одаренных детей и создать условия для

максимальной реализации и самореализации их творческого потенциала

средствами вокально-хорового пения.

2.Способствовать развитию индивидуальных музыкально-певческих

способностей детей.

Задачи:

1. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей

2.Создание условий для формирования творческой индивидуальности

ребенка

3. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые

способствуют развитию дивергентного мышления, инициативности и

творческого воображения

4. Развивать музыкальные и вокальные способности; помочь ребенку

овладеть практическими умениями и навыками в вокально-хоровой

деятельности

5. Формирование мотивации к самопознанию, самосовершенствованию и

самореализации

6. Расширение возможностей для участия музыкально одаренных детей в

конкурсах, фестивалях, смотрах, музыкальных олимпиадах различного

уровня.

Этапы работы с музыкально – одарёнными детьми:

1.Диагностический

2.Развивающий

3.Заключительный

Диагностический этап включает:

- наблюдение;

- тестирование по критериям уровня развития музыкальности (по

С.Мерзляковой);

- диагностику креативно одарённых детей педагогами-психологами по

методике А.Савенкова и «Фигурный тест» Е. Торренса (результаты на начало

обучения).

Развивающий этап включает:

- систематическую работу с детьми по индивидуальному учебному плану;

- основные формы, методы и приемы поддержки развития ребёнка;

- диагностику мелодического слуха.

Заключительный этап включает:

- диагностику гармонического слуха;

- диагностику по методике А.Савенкова и «Фигурный тест» Е.Торренса

(результаты на конец обучения).

- планируемый результат.

В основу программы для организации творческого процесса в условиях

общеобразовательной школы положены:

- метод известного учителя-исследователя В.Емельянова (фонопедические

упражнения и гимнастика на дыхание);

- рекомендации обучения вокалу по методике Д.Огороднова (алгоритмы

вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию

самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения

слышать и слушать себя);

- хоровое сольфеджио Г.Струве;

- методика по развитию детского голоса Г.Стуловой.

В основе работы лежат следующие методы:

1. Общепедагогические:

- объяснительно-иллюстративный;

- метод стимулирования и мотивации учения;

- репродуктивный;

- игровые методы (методика музыкальной драматургии, ролевые игры);

- метод контраста и сравнения;

- метод «пластического интонирования»

2. Специальные:

- метод импровизации и сценического движения;

- метод сопереживания и эмоционального воздействия;

- метод моделирования художественного процесса.

Формы работы - индивидуальная и полным составом.

Приемы педагогической техники:

- опрос по цепочке;

- программируемый опрос (дается несколько вариантов - нужно выбрать

правильный);

- взаимоопрос;

- графические, ритмические, устные диктанты.

Контроль в рамках реализации программы носит мотивационно -

стимулирующий и корригирующий характер.

Виды контроля:

- предварительный - диагностика способностей учащихся;

- текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися

вокальными умениями и развитием вокального мастерства;

- итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках

школьных городских, окружных и российских мероприятий.

Планируемые результаты

Пройдя обучение по программе, учащийся получит:

- широкий спектр информации эстетического содержания;

- комплекс знаний и навыков по вокально - хоровому пению;

- практические навыки для самостоятельного исполнительства;

- знания по музыкальной культуре и истории;

- знания и умения, которые в дальнейшем он сможет применить во взрослой

жизни (умение наладить контакт с другим человеком и коллективом,

раскрыть свои творческие возможности и применить их на деле, общаться с

аудиторией, не теряться в различных жизненных ситуациях и т.д.);

- навыки концертной деятельности, стремление к музыкально-творческому

самовыражению;

- мотивацию к самосовершенствованию и самопознанию.

Способы определения результативности:

- диагностика музыкальных, вокальных и творческих способностей ребенка;

- открытые занятия, мероприятия;

- концертная деятельность на всех уровнях проведения (качественный и

количественный результаты).

Материально-техническая база:

- музыкальные инструменты (фортепиано, шумовые и ударные

инструменты);

- школьная доска с нотоносцем;

- большие зеркала;

-

аппаратура: проигрыватель, магнитофон, видеомагнитофон, аудиокассеты,

микрофоны;

- помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, мебель;

-

музыкальные

сборники,

тексты

песен,

иллюстрации

к

музыкальным

произведениям;

- костюмы, атрибуты.



В раздел образования