Напоминание

"Общее понятие о частях речи"


Автор: Батурина Валентина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Зональненская СОШ"
Населённый пункт: посёлок Зональная Станция Томского района Томской области
Наименование материала: Сценарий урока русского языка
Тема: "Общее понятие о частях речи"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок русского языка

2 классе. Тема: «Общее понятие о частях речи»

УМК «Школа России»

Автор учебника: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, 2012г., стр. 40-43.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: Познакомить с частями речи, учить их распознавать.

Учебные задачи, направленные на достижения личностных результатов обучения:

развитие навыков сотрудничества с взрослым;

формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;

формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

Учебные задачи, направленные на достижения метапредметных результатов

обучения:

формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;

формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

поиска средств ее осуществления;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения:

развитие умения писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка;

формирование общего представления о частях речи;

расширение словарного запаса учащихся;

формирование

умения

соотносить

слова-названия

(предметов,

признаков,

действий),

вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;

формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Методы обучения: наглядные, словесные, практические, игровые,

проблемно-поисковые

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,

индивидуальная, работа в микрогруппе.

Средства обучения: учебник, карточки со словами (2 конверта), компьютер,

мультимедийный проектор, экран, презентация.

Используемые технологии:

1.

Здоровье сберегающая (физминутка, пальчиковая гимнастика, посадка

во время письма)

2.

Технология проблемного обучения (при определении темы урока)

3.

Парная работа (закрепление)

4.

Информационно-коммуникационные технологии (презентация)

5.

Игровая технология (актуализация знаний)

Ход урока:

1.

Оргмомент – 1 минута

2.

Знакомство с великим русским писателем – Пушкиным - 5 минут

3.

Просмотр фрагмента сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» - 4 минуты

4.

Словарная работа – 3 минуты

5.

Формулировка темы и задачи урока – 1 минута

6.

Устная работа по учебнику, открытие нового знания, формулирование

выводов – 10 минут

7.

Физминутка – 2 минуты

8.

Работа в паре, первичное закрепление – 5 минут

9.

Закрепление. – 4 минуты

10.Рефлексия – 3 минуты

11.Варианты домашнего задания – 2 минуты

Этап

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Организацион

ный момент:

Актуализация

знаний.

Здравствуйте!

Меня зовут Валентина Владимировна.

Я приехала из города Томска.

Дети, поможете мне провести урок.

Как поможете?

Откройте тетради, что нужно

записать?

Ребята, вы любите сказки?

Сегодня я в роли сказочницы. Мы

познакомимся со сказкой великого

русского писателя Александра

Эмоционально

настраиваются на

урок

На доске запись

Город Томск

Ответы на вопросы

Определение

темы и цели

урока.

Открытие

нового

знания.

Сергеевича Пушкина. Его сказки

переведены на разные языки мира, их

изучают в разных странах. А вы знаете

его сказки?

Посмотрите, пожалуйста отрывок и

угадайте сказку.

Вы знаете, эту сказку? Это сказка

Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

В сказке встретились устаревшие

слова, давайте уточним, что они

обозначают и запишем их в тетрадь

Невод -

– большая сеть для

ловли рыбы.

Корыто -

предмет для стирки

белья, корма скота.

Землянка – углубленное в землю

жилище с перекрытием из

брёвен, засыпанных землёй.

Прялка – предмет народного

быта, орудие труда, на котором

пряли нитки.

Мы посмотрели отрывок сказки,

давайте ответим на вопросы:

Кто жил у моря? (старик, старуха)

Какая была старуха? (Жадная)

Какой был старик? (добрый)

Что делала старуха? (ворчала)

Что делал старик? (ловил)

старик добрый ловил

старуха жадная ворчала

Наклеиваю на доску слова.

Старуха, старик, жадная, добрый,

ворчала, ловил.

Всё, что мы говорим это наша речь,

а каждое слово — это часть речи.

Какая тема нашего урока?

Чему мы должны научиться?

Мы должны разделить слова на

группы соответственно вопросам:

Наклеиваю вопросы на доску:

Кто? Что?

Какой, какая?

Что делал? Что делала?

Кто, что

Старик, старуха

Подберите ещё слова, которые

отвечают на вопросы кто, что

Просмотр

фрагмента

видеоролика

«Сказка о рыбаке и

рыбке»

Записывают в

тетради

Ответы на вопросы

Запись на доске

стр.41

Физминутка

Что обозначают эти слова?

Как они называются? На этот вопрос

нам даст ответ учебник. Откройте 41

страницу.

Записываем слова в тетрадь

Прочитайте слова 2 столбика задайте

вопрос. (старуха какая? Жадная)

(старик какой? Добрый)

Придумайте свои слова

Как называются такие слова?

Прочитаем в учебнике

(имена прилагательные)

Прочитаем слова 3 столбика (ловил,

ворчала)

Придумайте свои слова

Что слова обозначают? (действия)

Задайте вопрос (старик что делал?

Ловил)

Старуха что делала? Ворчала)

Прочитайте,

как называются такие слова? Глаголы.

Подвожу итог:

В русском языке есть части речи

существительное, прилагательное,

глагол. Сокращённо обозначается

так, подпишите в тетради столбики.

В тетради подписать столбики:

сущ прил гл.

Звучит музыка «Звуки моря»

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв

В учебнике с. 41

Работают по

учебнику с

таблицей,

анализируют и

делают выводы.

Выполняют

физминутку.

Применение

новых знаний.

Работа в паре

Самопроверка

плечи.)

Это кто? (дед) у нас в гостях дед

закинул дед невод. Вот чудо! Выловил

он золотую рыбку, а она подарила ему

волшебную шкатулку. В Шкатулке лежат

задания. Сейчас мы её откроем и узнаем,

какое задание нам нужно выполнить.

Достаю конверт, читаю задание.

Сейчас мы будем работать в паре. Вы

умеете работать друг с другом?

Вспомните правила работы в

группе.

(Слайд с правилами)

- уметь договариваться;

- выслушивать мнение каждого;

- говорить спокойно;

Откройте конверты. Что это?

(Карточки со словами)

Что нужно сделать?

Распределить в три группы

Рыбка золотая говорит

Море синее шумит

Сверьте со слайдом вашу работу, у

кого так, встаньте, пожалуйста.

Молодцы!

По какому правилу распределяли

слова?

АЛГОРИТМ

Задать вопрос

Посмотреть, что обозначает

Назвать часть речи

Что получится, если объединить

слова?

Какие предложения составили?

Записать в тетрадь одно предложение.

Кто хочет записать на доске.

В шкатулке ещё есть одно задание.

Пытаются угадать

Отвечают на

вопросы.

.

Домашнее

задание

Подведение

итогов

Рефлексия

На карточке написано слово, ваша

задача, определить, какой частью речи

оно является, выйти к доске и

прикрепить в нужный столбик.

Чтобы ещё лучше запомнить части

речи, дома выполнить упражнение №

72 или придумать и записать в тетрадь

по 3 слова каждой части речи

Какую задачу ставили?

(познакомиться с частями речи.)

Выполнили мы эту задачу?

Какие части речи мы узнали.

(существительное, прилагательное,

глагол).

Закончите предложение

Сегодня я узнал…

Сегодня я научился…

Сегодня я похвалю себя…

Подведём итог:

Рассмотрите, на доске 3 картинки

моря:

Море спокойное, всё понятно

Море волнуется, немного не

понятно

На море шторм – ничего не понятно

Возьмите рыбку, прикрепите на

картинку, которая вам

соответствует

У всех хорошее настроение, всё

было понятно

Спасибо за урок.

Кому было всё понятно на уроке

прикрепите рыбку на спокойное море.

Кто немного не понял тему

прикрепите рыбку на море, которое

волнуется.

Если ничего не поняли прикрепите на

штормующее море.

Как бы вы оценили свою работу на

уроке?

Запись на доске №

72 или по 3 слова

каждой части речи

Сегодня я узнал, как

называются части

речи.

- Сегодня я узнал,

что

существительные

отвечают на

вопросы кто? и что?

и обозначают

предмет.

я себя похвалил бы

за хорошую работу.

…за внимание

Спасибо вам за работу на уроке.

Дополнительно

В каждой колонке слов зачеркнуть

лишнее слово, не относящееся к этой

части речи.

сущ

прил

гл

сказка

летает

читает

чудо

добрый

старуха

золотая

сказочный

думает

Прочитайте. Вставьте подходящие по

смыслу слова из справок. Определите

их части речи и запишите в тетрадь)

-Можно ли назвать эти предложения

текстом?

-Определите тему текста?

На уроках мы читали сказку

А.С. Пушкина. Там

встречаются разные

герои. Жадная

старуха, безвольный старик,

золотая рыбка.

Рыбка сначала выполняла

просьбы старухи, а потом

наказала её. Сказка учит

нас не быть жадными.



В раздел образования