"Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового числа"
Автор: Нечаева Ольга Глебовна Должность: учитель физики Учебное заведение: МБОУ "Слободская школа им.Г.Н.Пономарёва" Населённый пункт: д.Слобода, Грязовецкого района, Вологодской области Наименование материала: Конспект урока физики в 9 классе Тема: "Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового числа" Раздел: среднее образование
Тема урока: «Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл
зарядового и массового числа»
Автор: Нечаева Ольга Глебовна, учитель физики МБОУ «Слободская школа
им.Г.Н. Пономарёва» Грязовецкого района Вологодской области
Учебный раздел курса физики 9-го класса: Атомная физика
Глава учебника: Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных
ядер
Тема урока: Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и
массового числа.
Используемая технология: Методика КЛУС ( КЛючевых Учебных Ситуаций),
автор методики Аноырикова С.В.
Цели урока:
Образовательные:
1)
рассмотреть протонно-нейтронную модель строения ядра атома
2)
повторить с обучающимися понятия «массовое число», «зарядовое число»,
закон сохранения массового и зарядового числа
3)
объяснить ученикам, в чём заключается физический смысл массового и
зарядового чисел
4)
познакомить их с понятиями «нуклоны», «изотоп»
5)
отработать у учащихся навык определения неизвестного элемента в ядерных
реакциях
Развивающие:
1)
способствовать развитию у учащихся физического чутья и математической
грамотности
2)
способствовать развитию коммуникативных качеств
3)
способствовать расширению кругозора учащихся в области атомной и ядерной
физики
Воспитательные:
1)
способствовать воспитанию у школьников чувства уважения к учёным нашей и
других стран, внесших вклад в развитие атомной и ядерной физики
2)
способствовать воспитанию у обучающихся толерантности к окружающим
людям
Ход урока:
Название
Этап урока и его
Действия учителя
Действия учащихся
ключевой
ситуации
продолжительность и
цель
Постановка
цели
1.Целеполагание
(2мин)
Цель: подготовить
учащихся к
восприятию
информации, навести
их на то, чтобы они
смогли
сформулировать тему и
задачи урока
самостоятельно
Подводит учащихся к
формулировке темы и цели
урока (Тема первоначально на
доске не указывается,
появляется после того как её
сформулируют дети, можно на
экране).
Отвечая на вопросы
учителя, пытаются
сформулировать тему и
цель урока. Вносят
предложения о работе,
которую необходимо
выполнить на уроке.
Учитель: На сегодняшний
день в разделе «Атомная
физика» нам уже известна
модель строения атома. Как
называется эта модель и кем
она открыта?
Ученик: Планетарная
модель атома, открытая
Резерфордом (в центре
атома положительно
заряженное ядро, вокруг
ядра движутся по орбитам
отрицательно заряженные
электроны)
Учитель: Учёные Резерфорд и
Чедвик открыли неизвестные
частицы. Эти открытия
подтвердили, что ядро атома
имеет сложный состав. Какие
частицы были открыты и в
состав чего они входят?
Ученики: Резерфорд
открыл протон, а Чедвик –
нейтрон. Обе частицы
входят в состав атомного
ядра.
Учитель: располагая такими
сведениями, о какой ещё
модели (или о модели чего)
можно теперь говорить?
Ученики: Можно
рассмотреть модель
строения атомного ядра. И
зная, что в состав ядра
входят протоны и
нейтроны, можно назвать
её протонно-нейтронной.
Учитель: Вы ребята сейчас
сформулировали тему нашего
сегодняшнего урока
«Протонно-нейтронная модель
ядра атома» (ПНМЯ).
Запишите её в тетрадь.
Ученики: Записывают
тему урока в тетрадь
Учитель: Как вы думаете,
какова же будет наша задача
на урок?
Ученики: узнать, кто
открыл модель ядра, какие
характеристики имеет
ядро, где эта модель была
применима
Массовое и
зарядовое
числа и закон
их
сохранения.
Определение
неизвестного
элемента в
2.Активизация
мыслительной
деятельности
(7 мин)
Цель: Настроить
учащихся на быструю и
активную работу на
Предлагает учащимся ряд
заданий для устного счёта
(каждому ученику выдаётся
раздаточный материал и бланк
ответов, необходимый для
самопроверки). 2 варианта
Задание: а) определить по
записи у предлагаемых
-Заполняют бланки
ответов. Производят
самопроверку. Объясняют
чему равно массовое
число, зарядовое число.
-Решают уравнения у
доски. По окончании
работы производят
ядерной
реакции
уроке
химических элементов
массовое и зарядовое число
13
27
Al,
20
40
Ca,
47
108
Ag; б)
проверить в каких уравнениях
выполняется закон сохранения
массы и заряда:
7
14
N +
2
4
He
→
8
16
O +
1
1
H
3
6
Li +
1
1
H →
2
4
He +
2
3
He
3
6
Li +
2
4
He →
5
11
B+
0
1
n
Два ученика в это время
работают у доски. Их задание:
найти неизвестный элемент в
уравнении ядерной реакции.
1)
13
27
Al +
0
1
n → ? +
2
4
He
25
55
Mn + ? →
26
55
Fe +
0
1
n
2)
6
12
C +
1
1
H →
6
13
C + ?
? +
1
1
H →
11
22
Na +
2
4
He
комментирование решения
уравнений, формулируют
закон сохранения
массового и зарядового
числа
Протонно-
нейтронная
модель ядра
атома.
Физический
смысл
массового
числа и
зарядового
числа
3.Изучение нового
материала
(23 мин)
Цель Части 1:
познакомить учащихся
с новыми понятиями и
их физическим
смыслом
Цель Части 2:
способствовать
закреплению навыка
работы с текстом
(задания ОГЭ)
Часть 1:
Учитель: На сегодняшнем
уроке нам необходимо, как вы
сами заметили, узнать, кому
же принадлежит открытие
модели атомного ядра.
Сообщение об этом
историческом событии нам
подготовила ученица……
Выслушаем её.
Ученица представляет
рассказ об учёных Д.Д.
Иваненко и В. Гейзенберге
и предложенной ими
протонно-нейтронной
модели строения ядра.
Остальные учащиеся
делают краткие записи в
своих тетрадях (для
записи в тетрадь - это
называется историческая
справка)
(4 мин)
Учитель: При введении
протонно-нейтронной модели
ядра появился новый термин –
«нуклоны», так называют
частицы, входящие в состав
ядра, т.е. и протоны, и
нейтроны. Используя этот
термин, можно сказать, что
ядра состоят из нуклонов.
Ученики: делают записи в
тетради (1мин)
Учитель: выполните
следующее задание: соберите
с помощью цветных кружков
модель атома бора на
плоскости стола (белые
кружки малого размера со
знаком «-» – электроны, белые
кружки большего размера со
знаком «+»– протоны,
голубые кружки, такого же
размера как предыдущие –
нейтроны)
Ученики собирают модель
атома бора. Пользуясь
таблицей Д.И.
Менделеева, определяют
число электронов,
протонов, нейтронов,
нуклонов. По просьбе
учителя комментируют
(3мин).
Учитель: А теперь поговорим
о характеристиках ядра (это
второй пункт в плане нашей
работы на уроке). Мы в начале
урока повторили понятия
массового и зарядового числа,
они будут нам сейчас
необходимы, так как они и
являются главными
характеристиками ядра, но
важно уловить физический
смысл этих понятий.
Заполним таблицу:
Массов
ое
число
Зарядо
вое
число
Опреде
ление
Общее
число
нуклон
ов
Число
протон
ов
Физиче
ский
смысл
Масса
ядра
(прото
нов и
нейтро
нов
вместе
) в
а.е.м. .
округл.
до
целых
Заряд
ядра в
э.э.з.
(=поря
дко-
вому
номеру)
Запись
Вверху
перед
Х.Э.
Внизу
перед
Х.Э.
Обозна
чение
А
Z
Например, для ядра атома
железа
26
56
Fe (А=56. Всего
нуклонов – 56, Z=26)
Общий вид записи ядра Х.Э. –
Z
A
X (где Х – символ Х.Э.
(химического элемента))
Формула для массового числа:
А= Z+N (где N-число
нейтронов)=> N=А- Z
Значит для ядра атома железа
N=56-26 =30
Учитель: выполните
следующее задание в парах:
Ученики по ходу рассказа
учителя отвечают на
вопросы и заполняют
таблицу (4мин)
Ученики записывают
образцы в тетрадь
(1мин)
Ученики выполняют
самостоятельно (можно
Часть 2:
Учитель: Где же пригодилась
протонно-нейтронная модель
ядра? Об этом мы узнаем с
вами, поработав с текстом.
(Каждому выдаётся распечатка
текста. Можно
воспользоваться текстом
учебника – 5 последних
абзацев параграфа)
После того как вы прочтёте
текст, ответьте в тетради на 3
следующих вопроса:
1. Почему ядра одного и того
же химического элемента,
имеющие разные массы
назвали изотопами?
2. Как с точки зрения
протонно-нейтронной модели
ядра объясняется
существование ядер с
одинаковыми зарядами и
различными массами?
3.Объясните почему ядро
урана
92
235
U относится к
изотопам? Сколько в нём
нуклонов, протонов и
нейтронов?
Ученики знакомятся с
текстом (2 мин)
Отвечают письменно на
предложенные вопросы
(3мин)
Озвучивают полученные
ответы (2мин)
Строение
атома.
Состав ядра
атома. Запись
уравнений
ядерной
реакции
4.Первичная проверка
(10 мин)
Цель: Провести
первичную проверку
знаний учащихся,
чтобы выявить пробелы
в знаниях.
Учитель: для закрепления и
проверки изученного
материала вам предлагается
выполнить тестовую работу
(на 2 варианта, можно больше
вариантов), включающую в
себя 5 заданий: 3 задания с
выбором ответа, 1 задание с
кратким ответом, 1 задание с
развёрнутым ответом:
Вариант№1
1. На рисунке изображены
схемы четырёх атомов, на
которых показаны ядро (серый
круг) и электронные орбиты с
электронами на них (чёрные
точки). Нейтральному атому
5
13
В соответствует схема
Ученики: выполняют
предложенный тест на
бланках ответов и сдают
на проверку учителю
2. Ядро атома состоит из
А. нейтронов и электронов
Б. протонов и нейтронов
В. Протонов и электронов
Г. Нейтронов
3. Сколько протонов
содержится в ядре
92
238
U
А. 92; Б. 146; В. 238; Г. 330
4. Установите соответствие
между фамилиями учёных и
открытиями
А. Эрнест Резерфорд
Б. Анри Беккерель
В. Джеймс Чедвик
1. Открытие явления
радиоактивности
2. Открытие нейтрона
3. Открытие протона
5.Элемент менделевий был
получен при облучении
эйнштейния альфа-частицами
с выделением нейтрона.
Напишите уравнение ядерной
реакции.
5.
Подведение итогов
урока
(3 мин)
Учитель:
- запишите Д/З: парагр. 71,
Упр. 53 (2,3;
4-5*) ( записано на доске или
на слайде)
- поставьте оценки за
успешную работу на
уроке,,,,,,,,,,,( указываются
ученики и их оценки)
- давайте вспомним,
пожалуйста, какие вопросы
мы сегодня на уроке
рассмотрели
Ученики записывают Д/З в
дневник, выставляют
оценки. Называют
понятия, изученные на
уроке
А
Б
В